Содержание
1. Анализ индустрии размещения, развлечения и сервиса туристов.............. 2
2. Анализ уровня безубыточности туристической фирмы: математические и графические методы.............................................................................................................. 10
Список литературы.......................................................................................... 13
1. Анализ индустрии размещения, развлечения и сервиса туристов
За последние 20 лет международный туризм развивался высокими стабильными темпами. Для многих стран иностранный туризм превратился в существенный источник увеличения доходов. По прогнозам экспертов, развитие туризма будет продолжаться и в ближайшее десятилетие. Постоянное повышение спроса на поездки обуславливается такими факторами, как научно-технический прогресс, повышение качества жизни, увеличение продолжительности свободного времени и другими.
Ожидается, что международный туризм в ближайшие годы станет одной из ведущей экспортных отраслей в мире. При сохранении сложившихся за истекший двадцатилетний период средних темпов роста число международных туристов, например, к 2005 году может достичь 900 млн. человек.*
Давайте ознакомимся и с индустрией туризма:
Индустрия размещения туристов
Средствами размещения туристов являются любые объекты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки (обычно в помещении). В качестве дополнительных условий принимается:
а) общее число мест ночевки превышает некоторый минимум,
б) объект размещения имеет руководство,
в) управление объектом строится на коммерческой основе.
В соответствии с рекомендациями Всемирной туристической организации (ВТО) все средства размещения можно представить двумя категориями — коллективными и индивидуальными (табл. 1).
В состав коллективных средств размещения туристов включаются гостиницы и аналогичные заведения, специализированные заведения, прочие коллективные средства размещения туристов.
Из основных признаков гостиниц следует отметить, прежде всего, наличие номеров. В зависимости от особенностей управления гостиницы могут представлять собой обособленные предприятия или образовывать гостиничные цепи. Примерами развитых гостиничных целей являются гостиницы Аккор (Франция), Холидей Инн (США), Форте (Великобритания), Шератон (США). Гостиницы предоставляют перечень обязательных услуг: уборку номера, ежедневную заправку постелей и уборку санитарного узла, а также обширную номенклатуру дополнительных услуг.
Табл. 1: Стандартная классификация средств размещения туристов*
Категории |
Разряды |
Группы |
1.Коллективные средства размещения туристов |
1.1 Гостиницы и аналогичные средства размещения туристов |
1.1.1. Гостиницы 1.1.2. Аналогичные заведения |
1.2. Специализированные заведения |
1.2.1. Оздоровительные заведения 1.2.2. Лагеря труда и отдыха 1.2.3. Общественные средства транспорта 1.2.4. Конгресс-центры |
|
1.3. Прочие коллективные заведения |
1.3.1. Жилища, предназначенные для отдыха 1.3.2. Площадки для кемпинга 1.3.3. Прочие коллективные заведения |
|
2.Индивидуальные средства размещения туристов |
2.1. Индивидуальные средства размещения |
2.1.1. Собственные жилища 2.1.2. Арендуемые комнаты в семейных домах 2.1.3. Жилища, арендуемые у частных лиц или агентств 2.1.4. Размещение, предоставляемое бесплатно родственниками или знакомыми 2.1.5. Прочее размещение на индивидуальной основе |
В зависимости от конкретного оборудования и особенностей предоставляемых услуг в составе гостиниц различают гостиницы широкого профиля, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные гостиницы, курортные гостиницы, клубы с проживанием и пр.
Группа заведений, аналогичных гостиницам, обладает номерным фондом, предоставляет перечень обязательных услуг, Таковы пансионы, меблированные комнаты, туристские общежития и т.п.
Специализированные заведения (с единым руководством) также предназначены для обслуживания туристов. Они не имеют номеров. Здесь исходной единицей может быть жилище, коллективная спальня, площадка. Кроме предоставления места для ночлега туристам, заведение может осуществлять и другие виды деятельности. Примерами таких специализированных заведений служат оздоровительные заведения (здравницы, курорты, санатории, оздоровительные «фермы» и пр.), лагеря, средства размещения в общественных видах транспорта (поезда, суда), в конгресс - центрах.
Функция предоставления мест для ночевки в здравницах, в санаториях, на курортах является не главной. Прежде всего, необходимы лечение и профилактика заболеваемости приезжающих с привлечением естественных факторов (климат, море, минеральная вода и пр.). Материальные и духовные влияния на человеческий организм включают устранение привычных условий труда и отдыха, обогащение приезжающих новыми впечатлениями. Наряду с лечением организуется питание, отдых, спорт, быт и, естественно, ночевка проживающих.
Прочие коллективные средства размещения включают, прежде всего, жилища, предназначенные для отдыха. Примерами этой группы средств размещения служат гостиницы квартирного типа, комплексы домов или бунгало. Эти помещения имеют единое управление, сдаются за плату, в аренду, бесплатно любым лицом (лицами) или организацией. Ирландский совет по туризму, например, предусматривает следующую организацию комплекса домов для отдыха. Комплекс включает не менее девяти построек, в одной из них находится контора. Постройки являются долговременными сооружениями, с отдельными входами, в хорошем эксплуатационном состоянии. В каждом доме находится помещение для сна, обеда, отдыха, склад, ванная и туалеты с соответствующим оборудованием. Предусмотрено использование пространства вне дома. Каждое средство размещения подготавливается и убирается для каждого нового постояльца. Услуги по текущей уборке постелей и помещения клиенту не оказываются. В состав прочих коллективных средств размещения входят объекты (с единым управлением) на площадках для кемпингов, в бухтах для малых судов. Клиенту предоставляется ночевка и ряд услуг типа информационных, торговых, досуговых.
Туристские общежития, молодежные гостиницы, школьные и студенческие общежития, дома отдыха для престарелых и аналогичные объекты социальной значимости следует также считать прочими коллективными средствами размещения.
Индивидуальные средства размещения предоставляются за плату, в аренду, бесплатно. Сюда включаются жилища (квартиры, коттеджи, особняки), которые арендуются поочередно членами домохозяйства (тайм - шеринг).*
Турист может также разместиться в семейном доме на правах аренды. Турист может получить в аренду у частного лица или агентства полностью оборудованное жилище (дом, квартиру, коттедж), либо бесплатно остановиться у родственников, знакомых.
Индустрия развлечения туристов
Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов индустрии развлечений безусловно имеет важное значение. В широком смысле радостные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристской поездки (передвижение к месту отдыха, фактом смены своего местоположения и самим отдыхом). Осуществляются и специальные виды деятельности, целенаправленно вызывающие соответствующие эмоции.
Менеджеры в области развлечений в основном строят развлекательные программы на основе традиций страны, ставят перед собою в качестве одной из задач познакомить иностранных гостей с обычаями, нравами, жизнью народов, населяющих страну. Широко и красочно отмечаются национальные праздники страны.
Во многих отелях праздникам посвящают вечерние программы (хотя это может быть и стандартная программа, но с ознакомительно-поздравительными элементами), в ресторанах в эти дни в меню включают особый праздничный сладкий десерт; на протяжении всего дня детям раздают шарики и конфеты, а ночью зажигают салют.
Однако в отели приезжают отдыхать не только граждане этой страны, но и граждане других стран. Поэтому при разработке и подготовке развлекательных комплексов и программ обязательно учитываются национальные особенности культуры, традиции, праздники, колорит стран, из которых в настоящее время прибыли гости. В первую очередь, это, конечно же, Рождество и Новый Год с обязательной установкой наряженной елки, организацией развлекательной программы с Санта-Клаусом и маленькими подарками от отеля.
Вообще, организация праздников, будь это национальные или международные - это один из важных моментов в построении развлекательных программ, и здесь главное - не упустить деталей, характерных именно для этого праздника, и внести сюда познавательные и привлекательные для всех туристов элементы.
Индустрия туристического сервиса
Итак, если вы захотели посмотреть мир и решили осуществить это желание с помощью специалистов туристического бизнеса - туристических фирм. Необходимо остановить свой выбор на одной из огромного разнообразия существующих сейчас на российском рынке и довериться ей организацию своего отдыха. Переложив заботы со своих плеч на плечи туристической фирмы, вы становитесь элементом цепочки, уже сложившейся до вашего желания воспользоваться услугами туристического бизнеса.
Вся цепочка туристических услуг состоит как - бы из четырех основных элементов: туроператор, турагент, турист, принимающая сторона, хотя этот перечень не является исчерпывающим. Например, перевозчик, страховая компания, посольство также участвуют при организации тура, но являются структурно независимыми. Возможно вмешательство и со стороны таможенных, пограничных служб, местных властей стран пребывания и др.*
Основными действующими лицами туристской индустрии, которая включает в себя совокупность всевозможных средств размещения, транспорта, объектов питания, объектов и средств развлечения и т.п., являются туроператоры и турагенты - организации, осуществляющие соответственно туроператорскую и турагентскую деятельность.
Туроператор является юридическим лицом, образованным по законам России и находится на ее территории. Туроператор приобретает право на услуги, входящих в тур на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающими предоставление всех видов услуг, входящих в тур.
Деятельность туроператора заключается в формировании, продвижении и реализации туристского продукта. Он разрабатывает маршруты, ищет подходящих партнеров и выполняет функции поверенного в приобретении и оформлении виз, страховки, билетов. Туроператор заключает прямые договоры с принимающей стороной (фирмой) на конкретные условия организации тура, т.е. маршрут, условия, места экскурсий и т.д. с учетом интересов и потребностей российского туриста. В соответствии с заказами туроператора принимающая сторона организует маршрут и обеспечивает выполнение тура.
Турагент, который может быть представлен как юридическим лицом, так и частным предпринимателем, действуя в соответствии с Российским законодательством, в основном осуществляет деятельность по продвижению и реализации турпродуктов (путевок). Следует отметить, что разработкой маршрута турагент не занимается, однако вносит важный вклад, выполняя роль связующего звена между туроператором и туристом, доводя до сведения первого все пожелания второго. Т.е. турагент является тем звеном, которое непосредственно связано с конкретным туристом.
На основании договора турагент получает от туроператора всю необходимую информацию о странах и маршрутах. При этом туроператор обязан обеспечить турагентов всей необходимой базой данных для непосредственного знакомства с турами и достоверного информирования туриста по всем вопросам, связанным с предстоящим путешествием.
При осуществлении своей деятельности по продвижению туристского продукта туроператор и турагент несут ответственность за достоверность информации о туристском продукте в порядке, установленном законодательством РФ.
Туроператоры и турагенты в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в порядке, установленном законодательством РФ.
Турист (клиент) покупая в турагентстве путевку, вступает с ним во взаимоотношения, что оформляется договором купли-продажи туристического продукта. Следует отметить, что по существующему законодательству турист - это гражданин, который посещает страну временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью. При этом срок временного пребывания ограничивается и составляет от 24 часов до 6 месяцев подряд или не менее одной ночевки.*
И, наконец, принимающая сторона. Это туристическая фирма, которая также является туроператором в форме юридического лица, образованного по законам страны, в которой она находится и в которую направляетесь Вы с целью отдыха, путешествия или с коммерческой целью. Обеспечение отдыха и обслуживания с предоставлением всех видов услуг, входящих в тур, лежит непосредственно на данной фирме.
Вот вкратце та система, которая обеспечивает беззаботный отдых, помогает совершить знакомство с новой страной и новыми людьми, а также делает это знакомство незабываемым.
2. Анализ уровня безубыточности туристической фирмы: математические и графические методы
Цель анализа безубыточности туристической фирмы состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня деятельности (деловой активности) организации.
Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.
По существу анализ сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия) такого объема продаж, который обеспечивает туристической фирме нулевой финансовый результат, т.е. предприятие уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.
В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяются несколько методов, но главные из них:
- математический метод (метод уравнения);
- графический метод.
Математический метод (метод уравнения)*: В самом общем виде схема любого отчета о финансовых результатах выглядит следующим образом:
Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Чистая прибыль;
или
Это же уравнение можно переписать в алгебраической записи. Обозначим прибыль за исследуемый период через П, через Р - цену продажи единицы произведенной фирмой продукции, х - проданной продукции за указанный период, а - уровень фиксированных расходов, в - переменные расходы на проданную продукцию. В таких обозначениях уравнение «прибыли-доходов-расходов» выглядит следующим образом:
П = Р*х - (а + в*х)
или
П = (Р - в)*х - а
Последняя форма уравнения подчеркивает, что все факторы делятся на зависящие от объема реализации и независящие от него.
Графический метод*: Точку безубыточности можно определить, воспользовавшись графическим методом.
График, представленный на рисисунке, более нагляден. Ось абсцисс представляет различные уровни объема реализации, а прибыль и убытки отмечаются на оси ординат. Прибыль (или убытки) наносятся на график для каждого из уровней реализации. Эти точки соединяются линией прибыли. Точка безубыточности расположена там, где линия прибыли пересекает ось абсцисс. В рассматриваемом примере это точка Б с объемом реализации 300 комплектов.
Если объем реализации равен нулю, то максимальные убытки будут соответствовать размеру постоянных затрат. Каждая единица реализованной путевки приносит маржинальный доход в сумме 70 тыс. руб. Точка безубыточности достигается в том случае, когда совокупный маржинальный доход будет равен сумме постоянных издержек. Этой точкой оказывается объем реализации в 300 штук. Реализация каждой последующей путевки приносит прибыль в размере 70 тыс. руб. Если реализовано 350 путевок, то прибыль составит: 70 х 50 = 3 500 тыс. руб.
Это соотношение между объемом реализации в точке А и соответствующим ему размером прибыли показано на графике (см. рис.) отрезком АВ.
Проблема определения точки безубыточности приобретает в современных условиях особое значение. С одной стороны, это важно для туристической фирмы при формировании обоснованных цен на продукцию. Владея рассмотренными выше методами, бухгалтер-аналитик имеет возможность моделировать различные комбинации объема реализации, издержек и прибыли (наценки), выбирая из них наиболее приемлемый, позволяющий фирме не только покрыть свои издержки, учесть темпы инфляции, но и создать условия для расширенного воспроизводства.
Рис.: График безубыточности
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что рассмотренные выше методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений. Выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может.
Список литературы
1. Агеева О. А. Туристские фирмы и гостиницы: бухучет и налогообложение. - М.: Финансы и статистика, 2000
2. Долматов Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
3. Гуляев В.Г. Организация туристкой деятельности. – М.: Нолидж, 1996. С.120-143.
4. Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2003
5. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М.: ИНФРА-М, 1998
6. Рекомендации по статистике туризма / ООН. Всемирная туристическая организация. - Нью-Йорк, 1994
7. Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. - М.: Мир деловой книги,1997
8. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес. – М.: ИНФРА-М, 1998
9. Экономика современного туризма./ Под ред. Карпова. - М.: Финансы и статистика, 2004.
* Долматов Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – с. 4
* Рекомендации по статистике туризма / ООН. Всемирная туристическая организация. - Нью-Йорк, 1994. – с. 52
* Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М.: ИНФРА-М, 1998. - с. 31
* Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. - М.: Мир деловой книги,1997- с. 26
* Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. - М.: Мир деловой книги,1997- с. 31
* Агеева О. А. Туристские фирмы и гостиницы: бухучет и налогообложение. - М.: Финансы и статистика, 2000, с. 42
* Агеева О. А. Туристские фирмы и гостиницы: бухучет и налогообложение. - М.: Финансы и статистика, 2000, с. 48