Содержание

1. Информационная база прогнозных исследований. 3

2. Определение макроэкономического планирования, его объект, цели и задачи. 9

3. Зарубежный опыт планирования на примере Франции. 14

Задача. 16

Список литературы.. 17

1. Информационная база прогнозных исследований.

Прогноз, по данным доступной отчетности может выполняться различ­ными способами в зависимости от поставленных целей, желаемой точно­сти результатов прогноза, имеющегося для прогнозных расчетов време­ни и др. Бухгалтерская отчетность представляет собой комплект взаимо­связанных документов, все они имеют определенную познавательную ценность, поскольку характеризуют один и тот же объект, только с разных сторон. Поэтому вряд ли правомочно выделять по значимости ту или иную отчетную форму. Западные специалисты обычно отдают предпочтение отчету о при­былях и убытках, ставя баланс на второе место. В России традиционно приоритет имеет баланс, поскольку именно в балансе приведены в агреги­рованном виде показатели всех других отчетных форм. В принципе, даже отчет о прибылях и убытках может рассматриваться как приложение к балансу, т. е, как документ, в котором раскрывается приведенный в балан­се показатель чистой прибыли, полученной предприятием за истекший отчетный период.[1]

Баланс достаточно объемен в содержательном плане, поэтому в усло­виях вариабельности его структуры, предусмотренной действующими нормативными документами, меняется и степень его аналитичности. По­этому очевидно, что в общем случае прогноз может выполняться одним из двух способов: а) на основании исходной отчетности; б) на основании трансформированной, т.е. подготовленной к прогнозу, отчетности.

Каждый из этих способов имеет свои очевидные достоинства и недос­татки и сферы применения. Дадим краткую их характеристику.

Первый способ применяется аналитиком в том случае, если он наме­рен получить самое общее представление об объекте прогноза. В этом слу­чае весь комплекс прогнозных процедур может быть назван как экс­пресс-прогноз, или чтение отчета (отчетности). Последовательность его такова:

просмотр отчета по формальным признакам;

ознакомление с заключением аудитора;

выявление "больных" статей в отчетности и их оценка в динамике;

ознакомление с ключевыми индикаторами;

чтение пояснительной записки (аналитических разделов отчета);

общая оценка имущественного и финансового состояния по данным баланса;

формулирование выводов по результатам прогноза.

Просмотр отчета по формальным признакам. Смысловая нагрузка этой, на первый взгляд совершенно формальной, не прогнозной проце­дуры, в ходе которой оцениваются объем и качество отчета, удобство его структурирования, наличие минимального набора требуемых отчетных форм, наличие и полнота аналитических расшифровок, доступность и трактуемость приводимых аналитических индикаторов и т.п., состоит в следующем.

Культура составления отчета является немаловажным фактором ус­пешного ведения бизнеса как с позиции самой компании, подготовившей отчет, так и с позиции ее внешних контрагентов. Во-первых, хорошо структурированный отчет позволяет руководству предприятия и его вла­дельцам по-новому взглянуть на состояние дел на предприятии, достигну­тые результаты финансово-хозяйственной деятельности, определиться с перспективами ее развития. Во-вторых, для контрагентов предприятия бухгалтерский отчет все в большей степени становится основным инфор­мационным документом, подтверждающим возможность и экономиче­скую целесообразность взаимодействия с данным предприятием. В-тре­тьих, отчет является своеобразным способом рекламы деятельности. Не­редко первым шагом фирмы-контрагента при установлении производст­венных контактов является запрос о возможности ознакомления с годо­вым бухгалтерским отчетом потенциального партнера, поэтому от того, насколько грамотно и привлекательно составлен отчет, может в значи­тельной степени зависеть результат предстоящих переговоров о сотруд­ничестве. Правило: прежде чем подписывать контракт, ознакомься с последним годовым отчетом потенциального контрагента - является непреложной истиной для любого искушенного бизнесмена.[2]

Иными словами, годовой отчет является своеобразной визитной кар­точкой предприятия - по ней составляют первое, иногда решающее, пред­ставление о предприятии. Причины неудовлетворительно или небрежно составленного (по формальным и содержательным признакам) отчета, конечно, могут быть сформулированы, однако в любом случае они мало извинительны. Логика рассуждений стороннего аналитика (поставщика, кредитора и др.) совершенно очевидна: если потенциальный контрагент, отчет которого просматривается в данный момент, даже не может пред­ставить в нормальном виде свою "визитную карточку" (нет времени, не считает главным, жаль денег на оформление, обычная небрежность и т.п.), то вряд ли можно быть уверенным в деловой состоятельности такого партнера. В бизнесе нет мелочей, тем более если речь идет о годовом от- чете как формальном подтверждении финансовой состоятельности пред­приятия.

Ознакомление с заключением аудитора. Существует несколько ти­пов аудиторских заключений, регламентированных отечественными пра­вилами (стандартами) аудиторской деятельности: безусловно положи­тельное, условно положительное, отрицательное, с отказом от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. Именно первые два вида заключений приводятся в годовых отчетах, они и имеют в силу своей доступности определенную познавательную ценность.

Безусловно положительное аудиторское заключение (unqualified opinion) представляет собой подготовленный в достаточно унифициро­ванном и кратком изложении документ, содержащий положительную оценку аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности представленных в отчетности (отчете) сведений об имущественном и финансовом состоянии компании, а также соответствии принципов формирования и составления отчетности действующим нормативным документам. При наличии такого заключения внешний аналитик вполне может положиться на мнение ауди­тора и не делать дополнительных аналитических процедур с целью опре­деления финансовой состоятельности компании, отчет которой подверга­ется им анализу.

Условно положительное (нестандартное) аудиторское заключение (qualified opinion) обычно более объемно и, как правило, содержит неко­торую дополнительную информацию, которая может быть полезной поль­зователям отчетности или рассматривается аудитором как целесообразная к опубликованию исходя из принятой технологии аудиторской проверки. Нестандартное аудиторское заключение может содержать либо безогово­рочную положительную оценку представленной отчетности и финансово­го положения, подтверждаемого ею, либо положительную оценку, но с оговорками. Причинами нестандартного аудиторского заключения могут быть: использование мнения другой аудиторской фирмы (например, в случае аудирования отчетности разных самостоятельных подразделений одной корпорации разными аудиторскими компаниями); изменение ауди­руемой фирмой учетной политики; которые неопределенности финан­сового или организационного характера (например, участие аудируемой компании в незавершенном судебном процессе с непредсказуемым исхо­дом, недостаточная эффективность системы внутреннего контроля) и др. В случае нестандартного аудиторского заключения целесообразность за­ключения контракта с данным потенциальным контрагентом должна определяться финансовым менеджером или другим лицом, участвующим в переговорах, после более тщательного прогноза представленного отчета и другой информации формального и неформального характера.

Аудиторское заключение облегчает принятие решения о целесообраз­ности бизнес контактов с данным предприятием, но оно ни в коем случае не должно рассматриваться как безусловная гарантия его надежности и состоятельности. Аудиторы выражают свое профессиональное мнение о достоверности отчетных данных, но не являются гарантами результатов и последствий деятельности своего клиента.

Аудиторские услуги стоят весьма недешево, причем чем авторитетнее аудиторская компания, тем больше плата за аудит. Поэтому даже по име­ни аудитора можно составить определенное представление о финансовых возможностях данного предприятия. Не секрет, что в условиях становле­ния рыночных отношений возможны отдельные проявления профанации и аудиторской профессии, поэтому в случае возникновения каких-то со­мнений в отношении солидности аудитора необходимо обратиться за справкой в региональную аудиторскую палату.

Выявление "больных" статей в отчетности и их оценка в динами­ке. При чтении отчетности необходимо обращать внимание прежде всего на так называемые "больные" статьи. Смысл этой проверки состоит в сле­дующем.

Данные о недостатках в работе коммерческой организации могут не­посредственно присутствовать в бухгалтерской отчетности в явном или завуалированном виде. Первый случай имеет место, когда в отчетности есть "больные" статьи, которые условно можно подразделить на две груп­пы:

• свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе коммер­ческой организации в отчетном периоде и сложившемся в результате это­го плохом финансовом положении;

• свидетельствующие об определенных недостатках в работе коммер­ческой организации.

К первой группе относятся: "Непокрытые убытки прошлых лет" (фор­ма № 1), "Непокрытый убыток отчетного года" (форма № 1), "Кредиты и займы, не погашенные в срок", "Кредиторская задолжен­ность просроченная" "Векселя выданные просроченные" (форма № 5). Эти статьи свимволизируют о крайне неудовлетворительной работе коммерческой организации в отчетном периоде и сложившемся в результате этого финансовом положении. Причины образования отрицательной разницы между доходами и расходами по укрупненной номенклатуре статей можно проследить в форме № 2 (результат от реали­зации, результат от прочей реализации, результат от внереализационных операций). Более детально причины убыточной работы прогнозируется в ходе внутреннего прогноза по данным бухгалтерского учета.

2. Определение макроэкономического планирования, его объект, цели и задачи.

Макроэкономические показатели, отражающие масш­табные экономические явления, планируется на уровне государства. Эти планы предназначены: во-первых, для использования как самостоятельные расчеты; во-вторых, для применения в планировании, прежде всего бюджетном.

В макроэкономических показателях страны находят от­ражение параметры функционирования экономики, струк­тура и потенциал ее отраслей, пропорции и взаимосвязи субъектов Федерации.

Планирование макроэкономических показателей осуществ­ляются с упреждением во времени (несколько лет), в том числе на ближайший год. Планирование года корректируется с учетом новой, влияющий на данный показатель информа­ции.

К макроэкономическим показателям, планирования которых по заказу правительства страны могут осуществлять спе­циальные научные учреждения, относятся:

* валовой внутренний продукт;

* объем промышленной продукции;

* объем продукции сельского хозяйства;

* производство потребительских товаров, в том чис­ле продовольственных и непродовольственных;

* объем розничного товарооборота;

* объем инвестиций, в том числе долговременных ма­териальных активов;

* эмиссия денег;

* индекс изменения цен, в том числе на потребительс­кие товары;

* уровень безработицы  и др.

Объект макроэкономического планирования – это экономика и социальная сфера на региональном и федеральном уровнях

Кроме того, к планированию макроуровня относятся про­гнозные обзоры состояния экономики страны. Такие расче­ты выполняются не только по заказам правительства, но и самостоятельно независимыми лицами. Так, в периоди­ческой печати часто публикуются варианты планирования раз­вития экономики страны. Многообразие альтернатив соци­ально-экономического развития подтверждает факт отсут­ствия в обществе монополии взглядов на будущее. Это позволяет независимым экспертам по прошествии времени оценить качество планирования, но одновременно ус­ложняет процедуру выбора регионами одного из вариантов для последующего использования при разработке собствен­ных планов.

Планирование макроэкономических показателей использу­ются также отраслевыми министерствами, предприяти­ями и их объединениями при разработке своих прогно­зов.[3]

Сравнение фактического состояния экономического па­раметра с его прогнозным значением позволяет оценить воз­никшее отклонение и выявить причины, его вызвавшие. Экономический анализ планирования включает:

*оценку достигнутого потенциала;

*выявление тенденций и факторов влияния;

*определение вектора необходимых корректирующих действий правительства по достижению целей раз­вития общества.

Прогнозы макроэкономических показателей, использу­емых в планировании в качестве базы для обоснования пла­нов государства и регионов, учитываются в расчетах:

* бюджетных планов;

* индикативных планов всей страны и ее регионов;

* государственных программ;

* планов государственных и муниципальных предпри­ятий, входящих в предпринимательский сектор эконо­мики страны, и прочих.

Для получения достоверной информации о будущем требуется знание законов развития общества, особеннос­тей состояния экономики страны (вообще и данного перио­да), а также причин и движущих сил развития. Причем при одновременном действии многих разнонаправленных сил в пространстве и во времени зачастую бывает невозможно достаточно точно просчитать все варианты наступления события, что отличает сложные социально-политические и экономические прогнозы страны и регионов. Высокая сте­пень неопределенности будущего, особенно в политичес­ком аспекте, обусловливает усиление вероятностного ха­рактера достижения параметров этих прогнозов.

К основным факторам влияния на макроэкономические показатели относятся: социальные потребности, техничес­кие возможности, политическое состояние, состояние ре­сурсов, экономическая целесообразность.

Макроэкономическое планирование направлено на решение следующих основных целей и задач:

1)  установление целей развития, например, решение продовольственной проблемы, освоение Нечерноземья или разработка мер по выведению страны из кризиса;

2)  изыскание оптимальных путей и средств достиже­ния целей.

3)  определение потребности в ресурсах для достиже­ния поставленных целей развития, например определение доходной части государственного бюджета страны для ре­шения социальных задач, общества; определение потреб­ной региону суммы инвестиций на ближайшие 10 лет;

4)  разработка действий различных органов по дости­жению поставленных целей развития, например, действий правительства страны, в том числе Министерства экономи­ки и Министерства финансов, Центрального банка Россий­ской Федерации, отраслевого министерства и учредителей по оздоровлению убыточной отрасли;

5)  определение возможных действий противоборствую­щих сил и их влияния на решение проблемы, например воз­можного воздействия на структуру распределения бюджет­ных средств: а) отдельными авторитетными партийными бло­ками, б) олигархами, в) военными, г) иными лоббистами.

На уровне государства задачи экономического предви­дения — прогнозирования и планирования — должны рас­сматриваться взаимосвязано. В процессе разработки про­гноза макроэкономического показателя анализируется вза­имодействие целей, способов и средств его достижения, а также определяются необходимые ресурсы для реализа­ции. По характеру прогноз этого уровня приближается к плану. Однако несмотря на общность задач, постановка их при прогнозировании и планировании бывает различной. Так, при прогнозировании принципиальной является следующая схема:

*  цели — теоретически достижимые;

*  пути и средства достижения — возможные;

*  ресурсы — вероятностные.

При планировании принципиальная схема выглядит иначе:

*  цели — рекомендательные или обязательные;

*  пути и средства достижения — детерминированные, т. е. однозначно определенные;

*  ресурсы — ограниченные. Методология прогнозирования макроэкономических по­казателей основана на ранее рассмотренной общей методо­логии прогнозирования. Многочисленные используемые ме­тоды можно условно свести к следующим трем большим группам:

1.  Общенаучные или логические.

2.  Межнаучные.

3.  Частнонаучные.

К первой группе методов относятся: а) метод опреде­ления сходства и различий; б) метод сопутствующих из­менений; в) аналогия.

Ко второй группе относятся методы: а) основанные на экспертных оценках; б) экстраполя­ция и интерполяция; в) моделирование; г) теории вероятности и математической статистики.

К третьей группе относятся специальные методы, заимствованные из плани­рования: а) балансовые; б) сетевые; в) программно-целе­вые; г) адаптивные; д) следящих кривых и др.[4]

3. Зарубежный опыт планирования на примере Франции.

Во Франции прогнозирование имеет форму децентрализованное. Во Франции в аппарате президента имеется статистико-политический отдел, который готовит прогнозные сводки для главы государства. При французском парламенте функционирует Бюро оценки последствий на­учно-технического прогресса. Здесь имеются учреждения, оказывающие консультационно-информационные услуги, создано множество специализированных учреждений (от­делов) по разработке прогнозов. Пик их организации при­шелся на 60-е годы. Однако в дальнейшем выжило из них лишь около сотни. В стране господствует практика контрак­тных заказов на прогнозы для правительственных учреж­дений или частных корпораций. Кроме того, в некоторых районах с 70-х годов созданы специальные комиссии и центры для разработки комплексных долгосрочных прогнозов развития штатов. Обмен прогнозной информацией осуще­ствляется через различные научные общества типа "Мир будущего". Издается ряд журналов по вопросам теории и практики прогнозирования. Примечательно, что в Франции еще в 60-х годах была предпринята попытка использования сис­темы ППБ (планирования — программирования — бюдже­тирования), которая предусматривала совместные плановые действия ряда заинтересованных министерств. В дальнейшем правительство неоднократно обращалось к возможностям планирования. Однако неудачи страны в антициклическом регулировании привели к росту антиплановых настроений. Поэтому перед современной теорией государственного ре­гулирования в Франции остро стоит необходимость решения следующих ключевых вопросов:

*как обеспечить своевременное и эффективное госу­дарственное вмешательство в экономику, избежав бюрократии, коррупции аппарата чиновников и де­формации решений на микроуровне;

*как обеспечить свободу конкуренции, инициативу и предприимчивость, должную мотивацию к труду, ин­вестиции и инновации, не допуская волюнтаризма, бюджетно-налогового пресса и разбухания государ­ственного долга.

В стране особую роль играют конъюнктурные прогнозы, в которых оценивается экономическая ситуация: 1) на рынке отдельного товара, 2) в конк­ретном секторе экономики, 3) на мировом рынке. В прогно­зах рассматриваются не только объективно складывающи­еся тенденции развития, но и возможные последствия осуществления государственных мер по регулированию рынка.

Мировая система хозяйствования в настоящее время активно использует возможности не только прогнозирования, Но и планирования. При разработке планов применяются: а) макропланирование; б) мезопланирование, т. е. планиро­вание отраслей, подотраслей, территориально-производ­ственных комплексов, промузлов, исходящих от "метакорпораций", к которым относятся межотраслевые, межреги­ональные и международные финансово-промышленные группы; в) территориальное планирование, т. е. прогнозы, бюджетные планы и программы региональных и местных властей; г) микропланирование на уровне фирмы. Особого внимания заслуживает опыт индикативного планирования, который уже несколько десятилетий плодотворно исполь­зуется в ряде стран мира.

Зарубежная практика активно использует советский опыт планирования. Но, как уже отмечалось, современные планы государств носят недирективный характер. Обраще­ние к планированию во многом связано с тем, что в эконо­мически развитых странах мира (как, например, в США пос­ле "Великой депрессии" 30-х годов) исчезла вера в совер­шенство и саморегулируемость рыночных механизмов. Среди специалистов стала преобладать точка зрения о наличии у рынка неустранимых дефектов ("провалов"), делающих эко­номическое равновесие труднодостижимым.[5]

Задача.

Имеется временной ряд показателя объема валовой продукции в регионе в сопоставимых ценах за 7 лет. Используя метод скользящей средней, сделать прогноз валового выпуска продукции в регионе на последующий год. (Р=3)

Таблица

Показатель

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

7 год

ВРП, млн руб

130

80

60

120

100

900

80

Решение:

Для решения используем формулу:

где Хk-i - реальное значение показателя в момент времени

Р - интервал скольжения;

Yk-значение скользящей средней для момента времени tk

Yk = 1/3*(130+80+60+120+100+900+80) = 490 млн.руб.

Вывод: Расчет показывает, что на 8 год ВРП будет равен 490 млн.руб.

Список литературы

1.     Бирман И.Я. Методология оптимального планирования. М.: Мысль, 1999 – 259 с.

2.     Буров В.П., Морошкин В.А., Новиков O.K. Бизнес-план: методика составления. М.: ЦИПКК, 1995. – 456 с.

3.     Внутрифирменное планирование в США/Под ред. В.И. Седова. М.: Прогресс, 2002. – 235 с.

4.     Грибалев Н.П., Игнатьева И.Г. Бизнес-план: практичес­кое руководство по составлению. СПб.: Балл, 2004. – 264 с.

5.     Майер В.Ф. Планирование социального развития и по­вышения уровня жизни народа. М.: Издательство МГУ, 1999. – 241 с.

6.     Математические методы в планировании отраслей и предприятий / Под ред. И.Г. Попова. М.: Экономика, 2003. – 354 с.


[1] Бирман И.Я. Методология оптимального планирования. М.: Мысль, 1999 – 259 с.

[2] Бирман И.Я. Методология оптимального планирования. М.: Мысль, 1999 – 259 с.

[3] Внутрифирменное планирование в США/Под ред. В.И. Седова. М.: Прогресс, 2002. – 235 с.

[4] Майер В.Ф. Планирование социального развития и по­вышения уровня жизни народа. М.: Издательство МГУ, 1999. – 241 с.

[5] Майер В.Ф. Планирование социального развития и по­вышения уровня жизни народа. М.: Издательство МГУ, 1999. – 241 с.