Содержание
Введение............................................................................................................... 3
1. Особенности организации оплаты труда работников бюджетной сферы и государственных служащих.............................................................................. 5
2. Построение тарифной системы оплаты труда рабочих........................... 11
3. Построение тарифной системы оплаты труда служащих....................... 18
4. Расчет тарифных ставок и должностных окладов на основе применения единой тарифной сетки оплаты труда работников бюджетной сферы.................. 22
Заключение........................................................................................................ 26
Список литературы.......................................................................................... 27
Приложение 1.................................................................................................... 29
Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих........................................................................................................................................................... 29
Приложение 2.................................................................................................... 31
Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы......................................................................................................................... 31
Введение
Рабочая сила – это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. В условиях рыночных отношений «способность к труду» делает рабочую силу товаром. Но это не обычный товар. Его отличие от других товаров состоит в том, что он, во-первых, создает стоимость больше чем стоит сам, во-вторых, без его привлечения невозможно осуществить любое производство, в-третьих, от него во многом зависит степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов.
Так как же заставить рабочую силу работать наиболее эффективно? Ответ на этот вопрос лежит в основе любой кадровой политики. И на первом месте по важности среди факторов, влияющих на эффективность использования рабочей силы, стоит система оплаты труда. Именно заработная плата, а зачастую только она, является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. Поэтому значение данной проблемы трудно переоценить.
На конкурентном рынке труда зарплата работника соответствует его предельной продуктивности; уровень равновесной зарплаты определяет решение фирмы о том, сколько людей нанять, и решения самих потенциальных работников о том, сколько часов они готовы трудиться, в какой отрасли и фирме, стоит ли получать дополнительное профессиональное образование, менять работу и т. п.
Соизмерять разнообразные виды труда, учитывая их сложность и условия выполнения, позволяет тарифная система.
Целью данной работы является рассмотрение более подробно тарифной система и ее элементов.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
- понятие оплаты труда;
- виды, формы и система оплаты труда;
- тарифное нормирование заработной платы;
- понятие тарифной системы оплаты труда;
- формы тарифной оплаты труда;
- элементы тарифной системы.
Теоретическую основу исследования составляют научные работы, статьи, монографии Гусова К.Н., Толкунова В.Н., Головиной С.Ю., Смирновой Н.Л., Семенюта Н.Н., Сколбелкина В.Н., Смирнова О.В., Александрова Н.Г., Молодцов М.В., Головина С.Ю., Орловского Ю.П. и др.
Нормативную базу дипломной работы составляют: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и др.
1. Особенности организации оплаты труда работников бюджетной сферы и государственных служащих
Содержание труда работников многих отраслей бюджетной сферы имеет' характерные особенности, определяемые его направленностью на удовлетворение многообразных потребностей человека. Речь идет об удовлетворении таких потребностей человека, которые связаны с укреплением его физического и нравственного здоровья, повышением интеллектуального потенциала, общеобразовательного и профессионального уровня, формированием гражданских позиций.
Специфика труда работников отраслей бюджетной сферы определяет, во-первых, их повышенную социальную ответственность перед обществом за результаты своей деятельности. Их деятельность непосредственно направлена на человека и от того, какими будут результаты труда в решающей степени зависит благополучие каждого члена общества и страны в целом. Деятельность социально-культурных отраслей непосредственно связана с реализацией ряда важнейших конституционных прав граждан — права на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, образования всех видов, на пользование достижениями культуры и т.п.
Во-вторых, работников отраслей бюджетной сферы отличает более высокий уровень квалификации по сравнению с отраслями материального производства и экономикой в целом. В 1996 г. доля работников, имеющих высшие профессиональное образование в науке и научном обслуживании составила 58%, в образовании и культуре — 34,6%, здравоохранении и социальной защите населения — 23,0%. В то же время в экономике этот показатель составил 18,8%, в промышленности — 14,4%.
В-третьих, в трудовых процессах, выполняемых работниками отраслей бюджетной сферы, высокий удельный вес занимает творческая деятельность. В наибольшей степени это относится к социально-культурным отраслям, к науке и научному обслуживанию.
Таким образом, специфика труда работников отраслей бюджетной сферы характеризуется повышенным уровнем ответственности, высокой квалификацией и максимальным проявлением творчества в процессе трудовой деятельности.
За счет средств бюджетов всех уровней производится оплата труда не только работников отраслей бюджетной сферы, но и государственных служащих, к деятельности которых предъявляются особенно высокие требования.
«Государственный служащим, — как указывается в Федеральном законе «Об основах государственной службы в Российской Федерации», — является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет; федерального бюджета, или средств бюджета соответствующего субъекта российской Федерации»'.
Выполнение должностных обязанностей работниками органов государственного управления требует особой подготовки и непрерывного повышения профессиональных навыков и деловой квалификации. Эти требования многократно возрастают на переломном этапе развития общества, который переживает Россия, когда на всех уровнях государственного управления особенно необходимы профессионалы высочайшего класса, способные решать сложнейшие задачи, обладать энергией созидания, быть носителями новых социальных ценностей.
Особенности управленческого труда связаны с предъявлением государственным служащим требований, отличительными чертами которых являются: высокая компетентность и ответственность; высокий уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки; способность проявлять творческий подход и умение принимать нестандартные решения при выполнении сложных задач; обладание волевыми качествами при осуществлении властных полномочий; умение эффективно использовать большой объем информации при осуществлении функций руководства; способность выдерживать высокую нервно-эмоциональную напряженность, возрастающую с ростом ответственности.
Для того, чтобы занимать высшие, главные, ведущие и старшие государственные должности Российской Федерации обязательно наличие высшего профессионального образования по специальности государственных должностей государственной службы.
Специфика труда работников отраслей бюджетной сферы и государственных служащих накладывает отпечаток на организацию их заработной платы и регулирование денежного содержания. Наряду с общими принципами, организация оплаты труда в бюджетной сфере имеет свои особенности.
Использование единых основ регулирования заработной платы во всех отраслях бюджетной сферы, а также в аппарате государственного управления. Специфика организации оплаты труда в отраслях бюджетной сферы и аппарате государственного управления обусловлена тем, что источники оплаты формируются за счет федерального, регионального и местного (муниципального) бюджетов. Для эффективного расходования государственного бюджета целесообразно использовать единую основу организации оплаты труда как в отраслях бюджетной сферы, так и в аппарате государственного Управления. Централизованное регулирование заработной платы должно не только предусматривать эффективное использование бюджетных средств, Но и обеспечивать межотраслевое единство в оплате равносложного труда Руководителей, специалистов и рабочих сквозных профессий и должностей основных отраслей бюджетной сферы, а также государственных служащих.
Установление государством оптимальных соотношений заработной платы в бюджетной и внебюджетной сферах. Принадлежность подавляющего большинства организаций, финансируемых из государственного бюджета, к федеральной, региональной или муниципальной формам собственности определяет необходимость активного участия государства в установлении соотношений в оплате труда работников бюджетной и внебюджетной сфер.
Регулирование заработной платы в бюджетной сфере должно осуществляться с учетом ставок оплаты труда работников аналогичной профессии и квалификации в коммерческом секторе, устанавливаемых на основе рыночной цены труда. Следовательно, чтобы сохранить или привлечь высококвалифицированных специалистов на государственную службу или в отрасли бюджетной сферы, органы государственной власти не должны допускать сколько-нибудь значительного разрыва в уровнях оплаты труда в бюджетной и внебюджетной сферах деятельности.
На объективную необходимость установления и поддерживания оптимальных пропорций в уровнях оплаты труда бюджетной и внебюджетной сфер деятельности указывает сам механизм формирования источников выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. Устойчивое повышение реальной заработной платы в коммерческом секторе экономики возможно только при увеличении добавленной стоимости на одного работающего, что, естественно, приводит к росту налоговых отчислений в государственный бюджет. Таким образом, увеличение заработной платы в коммерческом секторе экономики объективно создает предпосылки для повышения заработной платы и у работников бюджетной сферы.
Формирование заинтересованности персонала к работе в бюджетной сфере и аппарате управления. Чтобы стимулировать предложение труда в бюджетной сфере и обеспечить заинтересованность занятых в ней работников в добросовестном выполнении своих служебных обязанностей, необходимо установить такой размер базовой ставки оплаты труда, который обеспечил бы нормальные условия воспроизводства рабочей силы. При низкой заработной плате, не обеспечивающей нормальные условия жизни, да еще в условиях падения ее реальной величины, снижается предложение труда в бюджетной S сфере, а у тех, кто там трудится, подрываются стимулы к качественному! выполнению своих служебных обязанностей и соблюдению трудовой дисциплины.
Важно также учитывать, что статья 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» устанавливает государственным служащим ограничения, связанные с источниками их доходов. В частности государственному служащему запрещается заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Запрещается заниматься предпринимательской деятельностью не только лично, но и через доверенных лиц и соответственно иметь предпринимательский доход, получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего.
Специфика труда в отраслях бюджетной сферы и в аппарате управления проявляется в том, что его трудно проконтролировать. В то же время качество принимаемых специалистами и государственными служащими решений, результаты их труда оказывают существенное влияние на темпы развития организации, отрасли, региона и экономики в целом. Поэтому важно использовать систему стимулирующих доплат и премирования работников бюджетной сферы, которая побуждала бы их наиболее полно использовать свой творческий потенциал в целях достижения максимальных результатов. При этом особое значение имеет стимулирование специалистов, вносящих весомый вклад в развитие научно-технического потенциала страны.
Многолетний опыт показывает, что у лиц преимущественно творческого труда уровень квалификации и накопление профессиональных знаний в значительной степени связаны со стажем работы. Исходя из этого, важно поставить уровень заработной платы работников бюджетной сферы в зависимость от продолжительности работы, используя в этих целях соответствующие надбавки к должностным окладам и тарифным ставкам.
2. Построение тарифной системы оплаты труда рабочих
Тарифная система оплаты труда включает в себя: тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.
Тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы определяется федеральным законом.
Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы определяются Правительством Российской Федерации исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, установленного федеральным законом, и тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом.
Тарифные коэффициенты утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.
Тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы:
с 1 января 2001 года - в размере 132 рублей в месяц;
с 1 декабря 2001 года - в размере 450 рублей в месяц;
с 1 октября 2003 года - в размере 600 рублей в месяц.
С 1 декабря 2001 года соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы должно соответствовать не менее 1 к 4,5.
Межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей приведены в табл. 2.
Составными элементами тарифной системы оплаты труда рабочих являются: тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки, тарифные сетки и районные коэффициенты.
Тарифно-квалификационный справочник — нормативный документ, который предназначен для тарификации работ и присвоения разрядов рабочим. Он представляет собой сборник тарифно-квалификационных характеристик для всех профессий рабочих, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ. С помощью тарифно-квалификационного справочника сопоставляются (соизмеряются) разнообразные виды работ по степени их сложности, уровню квалификации работников.
Действующий Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) служит для распределения по установленным разрядам тарифной сетки всех видов работ с учетом организационных и технических условий их выполнения.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), являющийся составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, подготовлен в рамках выполнения Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
ОКПДТР разработан взамен Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) 1 86 016.
Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.
Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих.
ОКПДТР состоит из двух разделов:
профессии рабочих;
должности служащих.
Первый раздел - профессии рабочих - включает профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.
Второй раздел - должности служащих - разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике. Наименования должностей государственных служащих приведены в соответствии с Указами Президента Российской Федерации "О государственных должностях Российской Федерации" N 32 и "О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" N 33 от 11 января 1995 г.
Каждая позиция классификатора состоит из трех блоков:
блока идентификации;
блока наименования объекта классификации;
информационного блока.
Блок идентификации построен с использованием серийно-порядковой системы кодирования объектов классификации. Идентификационный блок объекта классификации включает пять цифровых десятичных знаков и контрольное число.
Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей Методикой расчета и применения контрольных чисел.
Структура кодового обозначения профессии рабочего (должности служащего) в классификаторе:
Х ХХХХ Х
| | ——————контрольное число (КЧ)
| |
| —————серийно-порядковый номер объекта классификации
|
| профессия (1)
————————————————————————————————
должность (2)
Блок наименования объекта классификации представляет собой унифицированную запись наименования конкретной профессии рабочего или должности служащего.
В каждом разделе наименования объектов классификации расположены в алфавитном порядке.
Информационный блок профессий рабочих включает фасетные коды, характеризующие соответствие профессии рабочего номеру выпуска ЕТКС (два знака) и определенным позициям Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-93*. Последний фасет указывает на базовую группу занятий по ОКЗ и включает четыре знака.
Кроме того, в информационный блок ОКПДТР входят семь фасетов, характеризующих профессии рабочих по следующим признакам:
виды производств и работ в соответствии с выпусками ЕТКС - два знака, фасет 01;
тарифные разряды - один знак, фасет 02;
классы (категории) квалификации - один знак, фасет 03;
формы и системы оплаты труда - два знака, фасет 04;
условия труда - один знак, фасет 05;
степень механизации труда - один знак, фасет 06;
производные профессии - один знак, фасет 07.
Пример кодирования по ОКПДТР профессии токаря:
19149 6 02 7223 5 12 1 2,
где: 1 - профессия;
9149 - токарь;
6 - контрольное число;
02 - 2-й выпуск ЕТКС;
7223 - базовая группа по ОКЗ (Станочники на металлообрабатывающих станках, наладчики станков и оборудования);
5 - 5-й тарифный разряд;
12 - сдельно-премиальная система оплаты труда;
1 - нормальные условия труда;
2 - рабочий, выполняющий работу при помощи машин и механизмов.
Фасет 07, характеризующий степень квалификации рабочих (старший, помощник), применяют для различных профессий в соответствии с действующими нормативными документами.
Информационный блок должностей служащих включает фасетные коды, соответствующие категории должности (один знак) и также определенным позициям ОКЗ (четыре знака). Три фасета характеризуют должности по следующим признакам:
категории должностей - один знак, фасет 10;
производные должности - два знака, фасет 11;
категории (классы) квалификации - один знак, фасет 12.
Особенностью фасетов 11 и 12 является альтернативность их применения для различных должностей, так как в производных должностях не предусмотрены категории квалификации. Таким образом, в зависимости от должности выбирают фасет 11 или 12.
Пример кодирования по ОКПДТР должности заместителя начальника финансово-экономического отдела:
24695 1 1 1231 03,
где: 2 - должность;
4695 - начальник отдела (финансово-экономического и административного);
1 - контрольное число;
1 - категория руководителей;
1231 - базовая группа по ОКЗ (Руководители финансово-экономических и административных подразделений и служб);
03 - производная должность - заместитель.
Между объектами классификации ОКПДТР и ОКЗ установлены связи, позволяющие относить каждый объект ОКПДТР к соответствующей группировке ОКЗ. В общем случае каждая профессия рабочего или должность служащего может быть однозначно отнесена к определенной группе занятий. Однако в связи с тем, что понятия "занятие", "профессия", "должность" различны, в отдельных случаях, чтобы установить однозначную связь ОКПДТР с ОКЗ, необходимо использовать пояснения к группировкам ОКЗ. Указанные пояснения следует также использовать при кодировании производных профессий рабочих и должностей служащих.
Состав и последовательность расположения фасетов информационного блока определяются спецификой конкретных задач, решаемых с помощью классификатора.
В информационном блоке в качестве дополнительных признаков могут быть использованы также коды и наименования других общероссийских классификаторов технико-экономической информации.
При разработке унифицированных форм документов, в которых используются коды классификатора, должна быть предусмотрена обязательная ссылка на ОКПДТР.
3. Построение тарифной системы оплаты труда служащих
Основными нормативными актами для определения уровня оплаты труда руководящих работников, специалистов, служащих и младшего обслуживающего персонала государственных предприятий являются квалификационный справочник должностей служащих, схемы должностных окладов, районные коэффициенты.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих предназначен для правильной оценки труда этой категории работников. Он построен в соответствии с их классификацией по характеру и содержанию труда. Справочник содержит общеотраслевые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих. Предназначен для широкого применения на предприятиях в целях обеспечения правильного разделения труда, подбора, расстановки и использования кадров, определения должностных обязанностей, квалификационных требований, предъявляемых к руководителям, специалистам и служащим. Характеристики должностей состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Квалификационные требования».
В первой главе справочника помещены квалификационные характеристики для пяти групп общих для предприятий и учреждений должностей служащих. Группы отличаются по сложности выполнения на данных должностях работы. Для ряда должностей предусмотрено установление квалификационных категорий. Работник первой категории, помимо работ, перечисленных в его должностной характеристике, должен уметь выполнять работы, предусмотренные для низшей категории этой же специальности.
Вторая глава справочника содержит квалификационные характеристики для пятнадцати функционально разделенных групп руководителей и специалистов. Квалификационные характеристики по каждой должности предусматривают должностные обязанности, которые возлагаются на работника, требования, предъявляемые к уровню его специальных знаний, образованию, стажу практической работы,
На основе квалификационных характеристик на предприятиях разрабатываются должностные инструкции, закрепляющие конкретные обязанности отдельных исполнителей. Соответствие фактически выполняемых работ, уровня знаний и квалификации работников требованиям должностных квалификационных характеристик справочника определяется квалификационной комиссией с участием представителей профсоюзной организации.
Руководители предприятий обязаны устанавливать наименования должностей работников в соответствии с квалификационным справочником. При назначении специалиста на должность следует строго ориентироваться на установленные в квалификационном справочнике требования по образованию и стажу работы. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих периодически пересматривается.
Схемы должностных окладов служащих устанавливаются по тем же принципам, по которым строятся тарифные сетки. Эти схемы, представляющие группировку должностей по размерам окладов, служат основой регулирования заработной платы в государственном секторе экономики. В них учитываются: значение той или иной отрасли, существующие в ней условия труда, характер, масштабы и сложность производства, объем и сложность выполняемых работ.
Для более полного учета в должностных окладах различий в квалификации, в целях усиления заинтересованности всех специалистов в росте профессионального мастерства введено определение категории инженеров всех специальностей, экономистов, техников и других специалистов.
Квалификационная категория отражает степень фактической квалификации специалиста, его деловые качества, умение самостоятельно и творчески выполнять порученную работу. Она устанавливается в пределах одной и той же должности, например, инженер по организации и нормированию труда, инженер по организации и нормированию труда II и I категорий, ведущий инженер по организации и нормированию труда, т.е. введены четыре ступени категорирования. Для инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, художников-конструкторов, инженеров-программистов и других специалистов, обеспечивающих, в первую очередь, научно-технический прогресс и повышение качества продукции на производстве, предусмотрено пять ступеней категорирования по оплате труда, например, инженер-конструктор, инженер-конструктор III, П и I категории, ведущий инженер-конструктор.
Техники всех специальностей делятся на три категории: техник, техник II категории, техник I категории.
В схемах должностных окладов предусматриваются минимальный и максимальный размер оклада по каждой должности. Широкая «вилка» должностных окладов внутри каждой квалификационной категории создает лучшие возможности для роста профессионального мастерства.
Квалификационная категория и оклад специалистам устанавливаются руководителями предприятий на основе рекомендаций аттестационной комиссии и всесторонней оценки деловых качеств специалиста.
В тех случаях, когда специалистом нарушается трудовая и производственная дисциплина, ухудшаются показатели работы, ему может быть понижена категория по оплате труда. Решение о снижении квалификационной категории принимается руководителем предприятия только с учетом мнения аттестационной комиссии.
В настоящее время в целях создания более благоприятных условий для становления рынка отменена система дифференциации предприятий и производств по оплате труда руководителей, специалистов и служащих. Должностные оклады указанным категориям работников предприятия устанавливают самостоятельно.
Формы, системы и размер оплаты работников предприятий, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием также самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплат труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Предприятие может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы.'
Динамичное изменение информационных параметров экономического субъекта в условиях рыночной экономики связано с необходимостью выделения основного признака, который можно включить в структуру аналитического отслеживания экономического явления. В этой связи отметим необходимость рассмотрения вопроса об управлении трудом в системе рыночных отношений как совокупности действий, обеспечивающих полноту реализации условий рыночной экономики в рамках трудовых процессов.
4. Расчет тарифных ставок и должностных окладов на основе применения единой тарифной сетки оплаты труда работников бюджетной сферы
Тарифные ставки определяют абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих в единицу рабочего времени. Поэтому различают часовые, дневные и месячные тарифные ставки. Устанавливаются они по каждому квалификационному разряду.
На работах, нормируемых путем установления норм времени, как правило, применяются часовые тарифные ставки, а на работах, нормирование которых производится по сменным нормам выработки, — дневные. Для оплаты труда рабочих отдельных профессий существуют месячные тарифные ставки. Такой порядок распространяется в основном на рабочих, чей труд не оказывает непосредственного влияния на количественные результаты производства и которые находятся на повременной оплате труда. Причем, некоторым рабочим (например, кладовщикам, уборщикам производственных помещений и др.) устанавливаются не тарифные ставки, а месячные оклады. Тарифная ставка является исходной нормативной величиной, определяющей размер оплаты труда рабочего.
На государственных и муниципальных унитарных предприятиях тарифные ставки используются как средство дифференциации и регулирования уровня оплаты труда рабочих в зависимости от значения отрасли промышленности, условий труда и его напряженности. Дифференциация тарифных ставок по отраслям служит основным методом межотраслевого регулирования заработной платы на государственных предприятиях.
На предприятиях других форм собственности величина тарифных ставок зависит прежде всего от финансового состояния предприятия и устанавливается ими индивидуально в соответствии с принятыми тарифами или по контрактам. Может использоваться также бестарифная система оплаты труда, оплата по трудодням, по комиссионным, в процентах от прибыли и др.
Тарифная ставка 1-го разряда на государственных предприятиях устанавливается на основе минимальной заработной платы, деленной на нормативное количество часов работы в месяц.
На предприятиях любых форм собственности тарифные ставки не могут быть ниже рассчитанных по минимальному размеру оплаты труда.
Тарифные сетки — это совокупность определенного числа разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, которые дают возможность отнести данную работу к определенной квалификационной группе. Тарифный коэффициент указывает, во сколько раз уровень оплаты работ п-го разряда превышает уровень оплаты работ 1-го разряда. В наиболее распространенной шестиразрядной тарифной сетке с тарифными коэффициентами по разрядам (приведены с округлением) 1,0; 1,09; 1,20; 1,36; 1,55; 1,80 межразрядное соотношение возрастает с 9% между I и II разрядами до более чем 16% между V и VI разрядами. В результате абсолютная (в рублях) разница между ставками высших разрядов в 3—4 раза больше, чем между ставками низших разрядов. Такое построение тарифных сеток создает у рабочих материальный стимул к повышению своей квалификации и выполнению более сложных работ.
С учетом особой сложности и ответственности выполняемых работ для рабочих основных металлургических цехов предприятий черной металлургии, а также для слесарей-инструментальщиков и отдельных категорий станочников широкого профиля предприятий машиностроения предусмотрена восьмиразрядная тарифная сетка.
Таблица 1
Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы
———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
|Разряды оплаты| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |18 |
| труда | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Тарифные 1,00 1,11 1,23 1,36 1,51 1,67 1,84 2,02 2,22 2,44 2,68 2,89 3,12 3,36 3,62 3,9 4,2 4,5
коэффициенты
Таблица 2
Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
| | Разряд оплаты труда |
| |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
|———————|————|—————|—————|————|—————|—————|—————|——————|—————|——————|——————|—————|—————|—————|——————|—————|—————|——————|
|Тариф- |600 | 670 | 740 |820 | 910 |1010 |1110 | 1220 |1340 | 1470 | 1610 |1740 |1880 |2020 | 2180 |2340 |2520 | 2700 |
|ная | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|ставка | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|(оклад)| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Примечание. Размер тарифной ставки (оклада) заместителя руководителя устанавливается на 1 - 2 разряда ниже тарифной ставки (оклада) соответствующего руководителя.
Районные коэффициенты к заработной плате отражают изменение размеров заработной платы в зависимости от местоположения предприятия и являются средством межрайонного регулирования заработной платы.
Необходимость такого регулирования обусловлена территориальными различиями в уровне розничных цен на значительную часть предметов потребления, различиями вещественного состава потребления в связи с природными и климатическими особенностями районов, а также неодинаковыми темпами развития производства и соотношениями между потребностью в рабочей силе и возможностью ее удовлетворения за счет местных трудовых ресурсов в различных районах.
Районные коэффициенты к заработной плате устанавливаются для работников предприятий и организаций, расположенных в северных районах, на Дальнем Востоке и в некоторых других районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
Районный коэффициент к заработной плате представляет собой нормативный показатель степени увеличения размера заработной платы работников в зависимости от территориального размещения предприятия. Величина районных коэффициентов колеблется в пределах от 1,1 до 2. Они определяют размер надбавок к заработной плате и не входят в тарифную ставку.
По мере изменения экономических и культурно-бытовых условий и ликвидации недостатка в рабочей силе районные коэффициенты к заработной плате периодически уточняются
Заключение
В соответствии со ст.143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.
В последнее время на ряде предприятий применяется бестарифная система оплаты труда. По этой системе заработная плата всех работников представляет собой долю в фонде оплаты труда или всего предприятия, или отдельного подразделения.
Самым распространенным является такой метод расчета заработной платы при котором фактическая величина заработка каждого работника зависит от квалификационного уровня работника, коэффициента трудового участия (КТУ), фактически отработанного времени.
Другой метод определения заработной платы с использованием бестарифной системы заключается в том, что заработная плата зависит от объемов реализации. Например, директору предприятия устанавливается заработная плата 1,5 % от суммы реализации, его заместителям – 80 % от заработной платы директора и так далее в соответствии с квалификационным уровнем.
Разновидностью бестарифной системы является также контрактная система, когда с работником заключается контракт на определенное время с указанием уровня оплаты.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря
3. Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" (с изменениями от 25 октября 2001 г.)
4. Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 775 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" (с изменениями от 2 октября 2003 г.)
5. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" (с изменениями от 1 октября 2003 г.)
6. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г.)
7. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367) (с изменениями NN 1/96, 2/99, 3/2002)
8. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. 2-е изд,. - М.: Юристъ, 2000.
9. Никитин Е. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. // Служба кадров. № 11, М., 2002.
10. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. М.: МГУ, 1997.С.242.
11. Настольная книга юриста. в 3 т. /Сост. В. М. Прудников/ Т. 1. - М.: ИНФРА-М, 1995.
12. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Ю.П. Орловский. М., 2002. С.317.
Приложение 1
Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Категории и должности работников | Диапазон
| разрядов
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
I. Технические исполнители
Дежурный бюро пропусков 2
Копировщик 2
Нарядчик 2
Табельщик 2
Учетчик 2
Экспедитор 2
Агент 3
Делопроизводитель 3
Секретарь 3
Секретарь-машинистка 3
Счетовод 3
Чертежник 3
Архивариус 3-4
Кассир (включая старшего) 3-4
Машинистка 3-4
Экспедитор по перевозке грузов 3-4
Инкассатор (включая старшего) 4-5
Секретарь-стенографистка 4-5
Статистик 4-5
Стенографистка 4-5
II. Специалисты
Диспетчер (включая старшего) 4-5
Инспектор (включая старшего) 4-5
Лаборант (включая старшего) 4-5
Техники всех специальностей и наименований 4-8
Бухгалтер 5-11
Инженеры различных специальностей и наименований 6-11
Переводчик 6-11
Переводчик-дактилолог 6-11
Психолог 6-11
Редактор 6-11
Социолог 6-11
Товаровед 6-11
Физиолог 6-11
Художник 6-11
Экономисты различных специальностей и наименований 6-11
Юрисконсульт 6-11
Архитектор 6-13
Конструктор 6-13
Математик 6-13
Программист 6-13
Технолог 6-13
Художник-конструктор (дизайнер) 6-13
Электроник 6-13
Бухгалтер-ревизор 7-11
III. Руководители
Заведующие: 3
камерой хранения 3-4
архивом 3-4
бюро пропусков 3-4
копировально-множительным бюро 3-4
фотолабораторией 3-4
хозяйством 3-4
экспедицией 3-4
канцелярией 4-5
машинописным бюро 4-5
складом 4-6
Мастер участка (включая старшего) 6-11
Начальник хозяйственного отдела 7-8
Начальник участка (смены) 7-12
Производитель работ (прораб), включая старшего 8-11
Начальник отдела 11-14
Начальник цеха 11-14
Главный специалист 13-17
Руководитель учреждения, организации, предприятия 10-18
Приложение 2
Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Категории и должности работников | Диапазон
| разрядов
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Культура и искусство*
*В настоящем приложении приведены должности работников, характерные для соответствующей отрасли. Общеотраслевые должности приведены в приложении N 1.
Специалисты
Администратор (включая старшего) 4-11
Хранитель фондов (включая старшего) 5-9
Архивист, палеограф, археограф 6-11
Методист 7-12
Художник-реставратор (занятый реставрацией памятников 7-15
истории, культуры и архивных документов)
Культурно-просветительные учреждения
Руководитель кружка, культорганизатор 6-8
Библиотекарь, экскурсовод, гид-переводчик,аккомпаниа- 6-11
тор
Режиссер, балетмейстер, хормейстер, дирижер, 9-12
артист (студий и самодеятельных коллективов),
художник-постановщик
Артистический и художественный персонал театров,
музыкальных и танцевальных коллективов, цирков и
концертных организаций
Артисты всех жанров 4-15
Художники всех специальностей, руководитель 11-14
литературно-драматической части, заведующий
художественно-постановочной частью
Режиссер-постановщик, балетмейстер-постановщик, 13-15
художник-постановщик, дирижер
Главные: режиссер, дирижер, балетмейстер, хормейстер, 14-17
художник
Художественный руководитель 15-18
Руководители
Культурно-просветительные учреждения
Главный специалист 11-14
Заведующие (начальники): структурными подразделениями 11-14
по основной деятельности, филиалами, реставрационными
мастерскими, лабораториями
Главные: инженер, хранитель фондов, художник, 12-15
архитектор, дирижер, хормейстер, балетмейстер,
режиссер
Директор (заведующий), генеральный директор 10-16
Архивные учреждения
Главный специалист 11-14
Заведующие (начальники): отделами (секторами) 11-14
по основной деятельности, лабораториями, архиво-
хранилищами
Главный хранитель фондов 12-15
Директор (заведующий) архивного учреждения, 10-16
директор филиала
Театры, музыкальные и танцевальные коллективы, цирки
и концертные организации
Заведующие (начальники): отделами по основной 11-14
деятельности, службами и цехами
Директор (заведующий), генеральный директор 15-17
Редакции газет и журналов
Редакционный персонал
Машинистка редакции 5-8
Корреспондент, редактор 6-13
Собственный корреспондент, обозреватель, 10-13
специальный корреспондент
Руководители
Заведующий отделом по основной деятельности 11-13
Редактор отдела 12-14
Ответственный секретарь 14-15
Главный редактор, редактор газеты (журнала) 10-18
Наука и научное обслуживание
Научный сотрудник 8-17
Руководители
Главные специалисты: в отделах, отделениях, 12-14
лабораториях, мастерских
Главный инженер (конструктор, технолог, 13-15
архитектор) проекта научной организации
Руководитель основного структурного подразделения, 13-16
ученый секретарь
Директор филиала (начальник, заведующий) 13-16
Руководитель учреждения (организации) 16-18
Образование
Педагогический персонал учреждений народного образования
Учителя всех специальностей, преподаватель, 7-14
воспитатель, концертмейстер
Методист, мастер производственного обучения 8-13
Высшие учебные заведения
Профессорско-преподавательский состав 8-17
Руководители
Учреждения народного образования
Руководитель структурного подразделения 8-12
Директора (заведующие): внешкольных учреждений, 10-16
детских дошкольных учреждений, школ, интернатов,
детских домов, лицеев, гимназий, профессионально-
технических и средних специальных учебных заведений,
колледжей, учебно-производственных кабинетов и др.
Высшие учебные заведения
Руководитель основного структурного подразделения 13-16
Директор филиала 16-17
Ректор 17-18
Здравоохранение и социальная защита населения
Учреждения здравоохранения
(включая санитарно-эпидемиологический надзор)
Младший медицинский персонал
Младшая медицинская сестра по уходу за больными, 2-3
санитарка
Средний медицинский персонал
Медицинская сестра (включая старшую) 4-10
Зубной техник 5-8
Фельдшер, фельдшер-лаборант, акушерка 5-10
(включая старших)
Помощник врача 6-9
Зубной врач 6-12
Врачи
Врачи различных специальностей 8-15
Служба милосердия и отделения социальной помощи на дому
Социальный работник 3-5
Специалист по социальной работе 7-11
Аптечные учреждения
Лаборант 5-7
Фармацевт 6-9
Провизор (включая старшего) 8-13
Руководители
(учреждения здравоохранения, служба милосердия,
отделения социальной помощи на дому,
аптечные учреждения, санитарно-
эпидемиологический надзор)
Главная медицинская сестра 8-13
Заведующий отделением социальной помощи на дому 10-11
Заведующий отделом аптечного учреждения 10-14
Заведующий аптечным учреждением 11-16
Председатель врачебно-трудовой экспертной 12-16
комиссии (врач)
Руководитель (главный врач, директор, 13-18
заведующий, начальник)
Главный эксперт по врачебно-трудовой экспертизе 14-18
Главный врач центра госсанэпиднадзора - 15-18
главный государственный санитарный врач
Физическая культура и спорт
Специалисты
Тренер-преподаватель по спорту 6-12
Инструктор-методист 7-12
Руководители
Руководитель спортивной школы 10-15
Руководитель спортивного сооружения 10-16
Сельское хозяйство
Специалисты
Ветеринарный фельдшер (ветеринарный техник) 4-10
Агроном, зоотехник, энтофитопатолог, энтомолог, 6-13
микробиолог, токсиколог, бактериолог
Ветеринарный врач 8-14
Руководители
Ветеринарная служба
Начальники (заведующие) структурных подразделений: 10-15
отделов, отрядов, лабораторий, участковых ветери-
нарных лечебниц,ветеринарных участков; ветеринарных
пунктов:погранично-контрольного, транспортного;
скорой ветеринарной помощи, ветеринарных аптек
Начальники (директора, заведующие): станций по 13-16
борьбе с болезнями животных, лабораторий, эпизо-
отических экспедиций, отрядов; ветеринарно-
санитарных станций
Заведующий ветеринарной поликлиники 14
Начальник зонального управления государственного 15-18
ветеринарного надзора на государственной границе
Российской Федерации и транспорте-
государственный ветеринарный инспектор
зонального управления
Служба защиты растений
Начальники (заведующие): отделов, лабораторий 9-14
(биологической, контрольно-токсикологической,
фитогельминтологической, диагностики и прогнозов),
пунктов сигнализации и прогнозов
Начальники (директора): станций защиты растений, 13-17
биофабрик, экспедиций, отрядов
Заведующий Российской республиканской лабораторией 17
диагностики и прогнозов развития и распространения
вредителей и болезней растений
Сортоиспытание сельскохозяйственных культур
и служба семенного контроля
Руководители структурных подразделений: Всероссийской 10-14
государственной комиссии по сортоиспытанию
сельскохозяйственных культур, Республиканской
государственной семенной инспекции
Руководитель государственной семенной инспекции 10-17
Руководитель инспектуры Всероссийской государственной 13-17
комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных
культур
Директор Всероссийского центра оценки качества 16
сельскохозяйственных культур
Председатель Всероссийской государственной комиссии 17-18
по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур,
начальник Республиканской государственной
семенной инспекции
Служба по карантину растений
Государственный инспектор по карантину растений 9-15
Начальник пограничного пункта 14-16
Начальники: пограничных государственных инспекций, 13-17
государственных инспекций по карантину растений
Начальник Государственной инспекции по карантину 18
растений Министерства сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации
Инспекции по качеству продукции,
контрольно-производственные лаборатории
Государственный инспектор 10-12
Руководитель контрольно-производственной лаборатории 10-14
Главный государственный инспектор 13-17
Руководитель государственной инспекции по качеству 15-18
Служба коневодства
Главные: зоотехник, ветеринарный врач 12-15
Лесное и охотничье хозяйство
(включая национальные парки, государственные заповедники
и государственные лесные хозяйства)
Специалисты
Охотовед 6-11
Инструктор: парашютной, десантно-пожарной, 9-11
парашютно-пожарной службы, команды, группы
(включая старших)
Инспекторы: летно-производственной, парашютной, 9-11
десантно-пожарной службы (включая старших)
Летчик-наблюдатель (включая старшего) 10-12
Руководители
Государственный инспектор: по охране 10-12
леса, национального парка, государственного
заповедника
Начальники: авиаотделения, пожаро-химической 10-12
станции, лесопитомника; командир авиазвена
Начальники служб: летно-произведенной, 11-13
летно-испытательной, парашютной, десантно-пожарной,
связи и сигнализации
Участковый государственный инспектор: по охране 11-13
леса, национального парка, государственного
заповедника
Старший государственный инспектор: по охране леса, 12-14
национального парка, государственного
заповедника
Водное хозяйство
Руководители
Начальник насосной станции 8-12
Начальники производственных отделов: водоиспользования 12-14
и кадастра, механизации, эксплуатации мелиоративных
систем
Начальники: отделений каналов, механизированных отрядов 13-14
Начальник управления эксплуатации водохранилищ 14-16
Рыбное хозяйство
Плавсостав
Радиоспециалист 7-12
Главный (старший) механик, старший электромеханик, 7-15
механик
Капитан речного судна 9-14
Капитан морского судна 10-17
Специалисты
Рыбовод, ихтиолог, гидробиолог, гидрохимик, 8-12
микробиолог, ихтиопатолог
Руководители
Государственный инспектор рыбоохраны 9-13
Начальники (заведующие): отделов, лабораторий 10-14
гидрохимических, ихтиопатологических,
гидробиологических)
Главные: инженер, рыбовод, ихтиопатолог; 12-16
капитан флота, заведующий лабораторией
бассейнового управления рыбоохраны
Старший государственный инспектор рыбоохраны 14-16
Директор (начальники): рыбоводных заводов, 14-16
рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств,
рыбоводно-мелиоративных, машинно-мелиоративных,
акклиматизационных и производственных станций
Начальник бассейнового управления 15-17
Гидрометеорологическая служба
Руководители
Начальники: станций, отрядов экспедиций, партий 9-13
Начальники отделов (лабораторий, секторов): служб 10-14
средств измерений, служб автоматизированной системы
передачи данных, обсерваторий, гидрометбюро,
вычислительных центров
Начальники отделов (лабораторий, секторов): гидромет- 11-15
центров, центров по мониторингу загрязнения окружающей
среды, центров по гидрометеорологии и мониторингу окру-
жающей среды, региональных центров приема и обработки
спутниковых данных и приравненных к ним
Начальники: экспедиций, полевых экспериментальных баз 12-14
Главные инженеры: служб средств измерений, служб 13-15
автоматизированных систем передачи данных,
вычислительных центров; главный синоптик центра по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Главные инженеры: региональных вычислительных центров, 14-16
региональных центров приема и обработки спутниковых
данных, центров по мониторингу загрязнения окружающей
среды и приравненных к ним; главный синоптик
гидрометцентра
Начальники: служб средств измерений, служб 14-16
автоматизированных систем передачи данных,
вычислительных центров
Начальник отдела аппарата территориального 14-16
управления по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды и приравненные к нему
Начальники: гидрометцентров, центров по мониторингу 15-17
загрязнения окружающей среды, региональных
вычислительных центров, центров по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды, центров гидро-
метеорологических данных и приравненных к ним
Начальник территориального управления по 16-18
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
и приравненные к нему
Прочие виды деятельности бюджетной сферы
Морские и речные суда обеспечения, береговые организации
гидрографической и поисково-спасательных служб
Плавсостав
Электрорадионавигатор (старший) 5-8
Главный (старший) механик, старший электромеханик, 7-15
механик
Дежурный капитан акватории, капитан-диспетчер 8-13
Капитан, капитан-багермейстер, капитан-кранмейстер, 8-17
докмейстер
Руководители
Начальник маяка 7-11
Начальник отдела управления вспомогательного флота, 10-16
капитан флота, главный капитан акватории
Гидрографическая служба
Специалисты
Составитель (включая старшего): извещений 6-10
мореплавателям, руководств для плавания
Производитель гидрографических работ, групповой 6-11
инженер-механик (включая старшего)
Редактор (включая старшего): морских карт, 6-11
руководств для плавания, извещений мореплавателям
Топограф и девиатор (включая старшего), лоцман 6-13
Руководители
Начальники:гидрометеорологических станций, 6-11
радиоаппаратных, метеорологических станций
Начальники: отделов, отделений, партий, участков 8-14
гидрометеорологического центра флота и гидро-
метеорологической станции флотилии, экспедиций,
отрядов, аэрологических станций
Начальники: части управления района, части 9-14
оперативной навигационной информации, депо карт
и книг, отдела, отделения
Патентная служба
Государственный эксперт 12-16
Военизированная, пожарная и сторожевая охрана
Специалисты
Дежурный пульта управления 4-5
Инструктор: по противопожарной профилактике, 4-6
служебного собаководства
Оперативный дежурный отряда 5-7
Руководители
Начальники: пожарного надзора, команды служебного 4-6
собаководства, охраны участка, смены
Начальник группы (караула), командир отделения, 4-6
старшина, старшина-моторист (капитан-механик)
патрульно-сторожевого катера, мастер (по ремонту
пожарных рукавов, газодымозащитной службы, оружейный),
диспетчер
Начальники: отдельной команды (части), подразделения 4-7
охраны объекта
Начальник отряда 7-9