Содержание

1. Почему налоги регламентируются в качестве обязательного атрибута государства?        3

2. Как Вы понимаете термин «налоги»?.................................................................................. 3

3. Расскажите о целях и назначении Налогового кодекса РФ............................................... 3

4. В чем проявляется эффект дохода?....................................................................................... 4

5. Каково назначение фискальной функции налога?................................................................ 5

6. Что понимается под налоговой системой?......................................................................... 5

7. Какими признаками руководствуются при определении деятельности, попадающей под понятие постоянного представительства иностранного юридического лица?.............. 5

8. Сколько уровней изъятия выделено в налоговой системе РФ?......................................... 8

9. Какие органы правомочны осуществлять функции контроля за налогами?............... 11

10. Охарактеризуйте процесс налогового регулирования с учетом содержания процесса регулирования в теории управления......................................................................................... 12

Список использованной литературы........................................................... 16

1. Почему налоги регламентируются в качестве обязательного атрибута государства?

Налоги являются обязательным атрибутом существования любого государства - еще У.Петти писал, что платить налоги должно быть так же естественно, как есть или пить. Опыт развития цивилизации показывает, что платить нормальные налоги - это действительно естественно, платить ненормальные налоги - это неестественно.

Вся проблема заключается в определении той границы, за которой нормальные налоги становятся ненормальными. В настоящее время экономисты оперируют кривой А.Лаффера, которая достаточно схематично, но очень наглядно демонстрирует эту проблему. Однако четких расчетов, обосновывающих саму кривую и ее численные характеристики, экономическая наука пока еще не дала. Кривая А.Лаффера характеризует общий налоговый гнет, общую тенденцию, не давая возможности перейти на уровень конкретных налогов.

2. Как Вы понимаете термин «налоги»?

Налоги - обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц. Налоги служат одним из средств регулирования экономических процессов, хозяйственной жизни. По уровню взимания налоги делятся на федеральные, республиканские и местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на прямые, и косвенные. Налоги и налоговые ставки различны в разных странах и периодически изменяются.

3. Расскажите о целях и назначении Налогового кодекса РФ

Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5) формы и методы налогового контроля; 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с налоговым Кодексом.

4. В чем проявляется эффект дохода?

Эффект дохода – 1) воздействие, которое изменение цены продукта оказывает на реальный доход потребителя и на количество продукта, которое потребитель купит, приняв или не приняв в расчет эффект замещения. 2) увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены в результате увеличения реального дохода.

Если для данного налогоплательщика эффект дохода от введения налога доминирует, то налог увеличивает число часов работы. Если налог уменьшает предложение труда, то это означает, что превалирует эффект замещения. Последний эффект может встречаться у высокодоходных слоев. В стране с большой дифференциацией доходов превалирует эффект дохода: налог вызывает рост предложения труда со стороны бедных слоев.

5. Каково назначение фискальной функции налога?

Фискальная функция налогов непосредственным образом связана с формированием доходной части государственного бюджета и представляет собой изъятие средств налогоплательщиков в централизованные фонды государства. Данная функция является основной функцией налогов в рыночных условиях, поскольку именно она обеспечивает финансирование общегосударственных и целевых государственных программ.

6. Что понимается под налоговой системой?

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Она является неотъемлемым элементом общественного воспроизводства, - обеспечивающий возможность выполнения государством целого ряда воспроизводственных функций, создающих условия эффективной деятельности всех субъектов общественного производства, представляющих все формы собственности.

7. Какими признаками руководствуются при определении деятельности, попадающей под понятие постоянного представительства иностранного юридического лица?

Доходы, связанные с деятельностью в Российской Федерации постоянных представительств иностранных юридических лиц. Прибыли этих постоянных представительств в полном объеме подлежат обложению российскими налогами. Иностранное юридическое лицо квалифицируется как имеющее постоянное представительство на основании ряда признаков, которые определены в инструкции.

Центральными моментами инструкции являются регламентация статуса постоянного представительства иностранного юридического лица и определение его налоговой ответственности. При­были и другие доходы постоянного представительства облагаются налогом по ставкам, установленным законодательством. Постоянные представительства ведут регистры бухучета - журналы, главные книги, оборотные ведомости, - как и другие самостоятельные хозяйственные субъекты. Иностранному юридическому лицу со статусом постоянного представительства присваивается идентификационный номер налогоплательщика.

Статус постоянного представительства в инструкции сформулирован по-новому. "Под постоянным представительством иностранного юридического лица в РФ... понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности в РФ", связанные с любой хозяйственной деятельностью на территории РФ.

В соответствии с инструкцией налоговая ответственность распространяется на организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в России. Иностранное юридическое лицо, в частности, рассматривается как имеющее постоянное представительство в том случае, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через российскую организацию или физическое лицо на основании договора, в соответствии с которым данное лицо представляет его интересы в Российской Федерации, действует от его имени и имеет полномочия на заключение контрактов или на проведение переговоров по поводу существенных условий контрактов.

Иными словами, налоговая ответственность может распространяться на деятельность лиц, располагающих доверенностью на право подписи от имени иностранного юридического лица. Это соответствует общепринятой мировой практике, когда ключевым критерием для определения налоговой ответственности является место заключения сделок. Если контракты подписываются в данной стране лицом, располагающим правом подписи по доверенности, то в рамках сложившихся правовых традиций эта деятельность может рассматриваться как порождающая налоговую ответственность.

На практике, однако, в Российской Федерации постоянное представительство пока несет налоговую ответственность только по сделкам, которые проходят по счетам постоянного представительства. Тем не менее, рекомендуется соблюдать определенные меры предосторожности. Инструкцией не вводится разделение на представительский офис и постоянное представительство (хотя такое разделение присутствует во многих налоговых соглашениях с участием России). Представительский офис - это учреждение, выполняющее в основном информационные функции и деловые контакты. В соответствии с общепринятыми в мире принципами представительский офис налоговой ответственности не несет. Определение статуса представительского офиса содержится в налоговых соглашениях с участием России.

В статье 3.2.1 сказано, что "иностранное юридическое лицо, которое предполагает, что его деятельность в РФ не будет образовывать постоянного представительства, может обратиться в соответствующий налоговый орган для согласования ведения налогового учета по упрощенной форме".

Налогообложению и соответствующему финансовому контролю подлежат хозяйственные операции, непосредственно связанные с постоянным представительством. Такая деятельность подлежит обложению налогом на прибыль.

Отождествление прибыли как "непосредственно связанной (или не связанной) с осуществлением деятельности постоянного представительства" может вызвать определенные разночтения. Под "связанной" понимается оперативно-хозяйственная деятельность представительства, сопряженная с расходами и получением доходов. В статье 3.1.7, определяющей порядок налогового и бухгалтерского учета представительства, содержится положение о том, что "операции, учитываемые постоянным представительством, должны включать все издержки и доходы, за которые оно несет ответственность, как на территории России, так и за границей". В реальном бизнесе достаточно трудно точно установить, на какие операции такая ответственность распространяется. Во многих случаях разумно провести официальную аккредитацию представительства иностранной фирмы и встать на соответствующий налоговый учет. Это отнюдь не исключает использования пре­имуществ оффшорного статуса компании и разработки эффективных налоговых схем.

8. Сколько уровней изъятия выделено в налоговой системе РФ?

Существует три уровня изъятия налогов. Налоговая система РФ предусматривает налоги федерального уровня, уровня субъектов РФ и местные налоги[1].

Согласно ст.12 НК РФ в Российской Федерации установлены три вида налогов и сборов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы); местные налоги и сборы.

Федеральными являются: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц (согласно главе 23 части второй НК РФ - налог на доходы физических лиц); взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее компетенция субъекта Российской Федерации в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки (величины исчислений на единицу измерения налоговой базы, ст.53 НК РФ), которая полагается ему в соответствии с законодательством. Например, по налогу на прибыль организаций определена ставка до 30%, распределяемая между федеральным и региональными бюджетами: 11% - в федеральный бюджет и не более 19% - в бюджеты субъектов Российской Федерации (см. ст.15 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций"). В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.

Между федеральным и региональными бюджетами распределяются: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; подоходный налог с физических лиц (согласно главе 23 части второй НК РФ - налог на доходы физических лиц); платежи за пользование природными ресурсами; налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

Налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) - это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации или иными законодательными актами принадлежит субъектам Российской Федерации. Налоги субъектов Российской Федерации определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов Российской Федерации. Поступления от налогов субъектов Российской Федерации либо зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации, либо распределяются между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами.

Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и сбора региональных налогов предусмотрен частью 3 ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень региональных налогов и сборов устанавливается НК РФ (ст.14) и законами субъектов Российской Федерации. Введение в действие региональных налогов производится законами субъектов Российской Федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному региональному налогу и предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Если субъект Российской Федерации по какой-либо причине не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.

Региональными являются следующие налоги и сборы: налог на имущество организаций (регулирующий налог, частично зачисляемый в местные бюджеты); налог на недвижимость (при его введении в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога); дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

Местные налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

Платежи по местным налогам и сборам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные (с позиций налогообложения в понятие "район" не входит район внутри города), поселковые налоги и сборы. Общий порядок установления и сбора местных налогов предусмотрен частью 4 ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов и сборов устанавливается НК РФ (ст.15) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Введение в действие местных налогов производится нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

При установлении местных налогов представительные органы местного самоуправления наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному местному налогу и предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Если представительный орган местного самоуправления по какой-либо причине не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.

Местными являются следующие налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.

В настоящее время в соответствии с частью 5 ст.12 НК РФ региональные и местные органы власти не вправе устанавливать региональные и местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. Данное положение сопоставимо с полномочиями региональных и местных властей развитых европейских стран, где роль федеральных органов в налоговом правотворчестве является ведущей. В некоторых странах (Италия, Бельгия, Дания) у местных органов формально есть право устанавливать местные налоги, но правительство оставляет за собой право контролировать их ставки и сумму. Такой подход характерен и для федеративных государств, в которых доля местных налогов в доходах местных бюджетов обычно выше, чем в унитарных государствах.

9. Какие органы правомочны осуществлять функции контроля за налогами?

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: а) налоговых проверок; б) получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плетельщиков сбора; в) проверки данных учета и отчетности; г) осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); д) в других формах, предусмотренных НК РФ[2].

Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах сведи компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в том же порядке, который предусмотрен для налоговых органов. При этом таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы налоговой полиции в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению» о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляет обмен другой необходимой информацией в целях исполнения воженных на них задач.

10. Охарактеризуйте процесс налогового регулирования с учетом содержания процесса регулирования в теории управления.

Регулирование налогообложения - комплексное понятие, означающее, во-первых, деятельность работников финансового и налогового аппарата по формированию денежных фондов, образуемых за счет налогов.

Во-вторых, в процессе регулирования осуществляется контроль над сбором налогов, управление налогово-финансовыми органами (органы системы Минфина, Государственной налоговой службы, Департамент налоговой полиции, Государственный таможенный комитет РФ).

В процессе изменения экономической ситуации в стране регулирование налоговой системы постоянно модифицируется. Особо значение налоговое регулирование приобретает в условиях рыночной системы как один из основных методов косвенного регулирования экономики.

Основные задачи налогового регулирования: формирование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений; составление программ (краткосрочных и долгосрочных) поступления налогов; разработка принципов формирования и учета налогооблагаемой базы.

Правильное определение налогооблагаемой базы -ключевой момент механизма исчисления налогов;

- осуществление контроля над налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, привлечение к ответственности налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов.

Налоговое регулирование на уровне субъектов РФ на современном этапе предстаёт как мало исследованная как в теоретическом, так в и практическом плане проблема. Между тем кардинальные перемены, происходящие в последние годы, многоплановы и динамичны. Вот почему осмысление новых реалий, определение методов и подходов к развитию регионов сегодня как никогда актуальна.

Налоговое регулирование является составной частью государственного регулирования экономики. Содержание и цели налогового регулирования предопределены регулирующей функцией системы налогообложения. Этот процесс объективно необходим и его результат зависит от адекватности применяемых методов состоянию реальной экономики. Использование методов налогового регулирования сопряжено с противоречиями, связанными с фискальными функциями налогообложения, что мешает максимально реализовать регулирующие функции и возможности налога. Исходное условие использования налогового регулирования – экономическая целесообразность и взвешенность государственного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Налоговое регулирование стимулирующего характера – действие само по себе крайне сложное, поскольку внутреннее содержание налогообложения как такового – это единение и противостояние экономических интересов. Налоговое регулирование, на первый взгляд, должно преследовать прежде всего интересы государства в целом и регионов в частности в бюджетно-налоговой сфере деятельности. Эти интересы сводятся к максимальному обеспечению общественных потребностей в их финансовом покрытии. Однако нельзя забывать о том, что податные системы мира, хотя и служат основным каналом формирования доходов государства, несут в себе существенную меру экономической полезности для воспроизводственных структур. Оптимальные податные системы несут в себе реальную возможность способствовать приращению корпоративного, частнохозяйственного капитала и доходов граждан. В конечном счете их увеличение обеспечивает необходимые условия для роста общественного богатства. Решение этих задач обеспечивается сочетанием различных методов налогового регулирования как между собой, так и в своем единстве со всеми известными методами регулирования экономики (ценообразование и тарифное регулирование, валютное и денежное регулирование, регулирование денежного обращения, политика государственных займов и др.). Конечная цель налогового регулирования – уравновесить общественные, корпоративные и личные экономические интересы.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых отношений во многих странах определены основным законодательным документом – Налоговым кодексом, регулирующим правовые отношения имущественного характера, внешнеэкономическую деятельность и торговлю. Налоговое регулирование – одна из самых сложных проблем и конструкций, где сталкиваются экономические интересы территорий, субъектов хозяйствования, социальных групп населения, прогнозировать которые очень трудно. Одна из областей противоречий – установление про­порций распределения и закрепления налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы, а также бюджетно-налоговых полномочий республиканских и местных органов власти.

Основу государственных финансов составляют налоги, займы и расходы. Эти категории непосредственно определяются состоянием экономики, поэтому должны рассматриваться как основной элемент регулирования экономики в целом. Более затруднено налоговое регулирование в условиях экономических кризисов. Как правило, налоговое регулирование доходов бюджета осуществляется различными методами, преследуя цель сбалансировать доходы и расходы бюджетов.

В сфере налогового регулирования экономики, темпов и уровня развития производительных сил, инвестиционных процессов и т.п. особое значение имеет оптимизация взаимосвязанных систем, таких как налоговые базы, ставки и льготы. Смысл данного процесса заключается в достижении на практике относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и регулирующей. Следовательно, теория конвергенции налоговых функций находит свое практическое подтверждение как экономически целесообразная.

Таким образом, налоговое регулирование представляет собой процесс научно выверенного и практически обоснованного оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых бюджетов. В практическом плане налоговое регулирование состоит из принятия решений, их детализации по обеспечению полного и своевременного выполнения и по вертикали, и по горизонтали задач налогового администрирования.

Список использованной литературы

1.     Бородей О.Е. Три уровня системы налогообложения в РФ //Аудиторские ведомости – №7 июль 2001

2.     Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. –М.: ИНФРА – М, 1999. – 348 с.

3.     Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. – 4-е изд., переработ. и дополн. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 544 с.

4.     Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-М, 2003. – 635 с.

5.     Сомоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения. – М.: Приор, 2000.

6.     Украинский Р.В. Налоговый кодекс – налоговая система России //Законодательство 1999 №1.

7.     Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов Р.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 422 с.

8.     Юткин Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА – М., 1999. – 429 с.


[1] Бородей О.Е. Три уровня системы налогообложения в РФ //Аудиторские ведомости – №7 июль 2001

[2] Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-М, 2003. – с.209