Содержание
Введение. 3
1. Организация рабочего места. 4
2. Нормативные документы.. 7
3. Взаимосвязь в работе с другими сотрудниками аптеки. 12
4. Должностные обязанности. 13
5. Санитарная одежда и ее подготовка. 16
6. Заполняемая документация и порядок ее ведения. 17
7. Научная организация труда. 24
8. Предложения по улучшению работы.. 26
Список литературы.. 28
Введение
Раньше, в советские времена, существовала система контроля качества лекарств, и забракованных лекарств было менее 0,03 проц., почти в каждой аптеке был провизор-аналитик, выполняющий зоркий контроль за лекарственными средствами и медицинскими изделиями. Всякий заведующий аптекой владел всеми видами контроля; начальниками аптечных управлений были только провизоры, но не врачи.
Теперь же, например, в Вяземских аптеках Смоленской области, нет ни одного живого провизора-аналитика, и кто занимается контролем - неизвестно. Для аптек, может быть, это и хорошо - сокращение издержек обращения, но для населения лечиться недействующими лекарствами удовольствие сомнительное. А между тем в производственных аптеках должна быть комиссия по качеству.
Если раньше в нашем районе областное аптекоуправление занималось расширением сети аптек как в городе, так и на селе, то в настоящее время в Вяземском районе закрыты все сельские аптеки: Тумановская, Семлевская, Шимановская, обанкротилось вяземское предприятие "Фармация", остались только две производственные аптеки на весь город и район, зато открыты в районе и городе свыше 30 аптечных пунктов, которые не отвечают требованиям стандарта по розничной торговле лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, так как имеют недостаточную площадь[3, 37с.].
Советские аптеки занимались заготовкой лекарственно-растительного сырья. Заготавливалось огромное количество травы зверобоя, цветков ромашки и бессмертника, корней валерианы, листьев подорожника, березового гриба-чаги и других видов ценного лекарственного сырья. Контроль качества заготовленного сырья проводила областная контрольно-аналитическая лаборатория. Цель работы рассмотреть предупредительные мероприятия как один из этапов обеспечения качества лекарственных средств. В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:
1. Организация рабочего места провизора
2. Работа провизора по определению качества лекарств
1. Организация рабочего места
Процессы социально-экономического реформирования системы здравоохранения определяют необходимость оптимизации спроса, предложения и потребления медицинских услуг, рационального использования имеющихся ресурсов и выделяемого финансирования. В то же время такие аспекты организации здравоохранения, как отношение населения к потребляемой медицинской помощи, динамика спроса на различные виды медицинской помощи, оценка ее качества, технологичности и экономической эффективности, никогда не анализировались и не являлись критериями оценки результативности деятельности отрасли. В зарубежной литературе проблема маркетинга в здравоохранении освещена применительно к частной и страховой медицине. Что касается маркетинга в условиях государственного регулирования здравоохранением, то в настоящий момент эта проблема изучена явно недостаточно.
Рабочее место провизора – стол, на котором он определяет качество лекарственных препаратов.
Приступая к работе провизору, необходимо правильно организовать рабочее место, содержать рабочее место в чистоте и порядке, не допускать загромождения рабочего места и проходов посторонними предметами.
Ко всем средствам должен быть обеспечен свободный доступ для проведения профилактических работ в соответствии с нормами сервисного обслуживания.
По окончании работы необходимо отключить все имеющиеся электроприборы и навести порядок на рабочем месте[4, 11с.]
Реактивы, содержащие лекарственные средства списков "А" и "Б", и находящиеся во время работы на столе провизора-аналитика или провизора-технолога, после окончания работы должны храниться в шкафу под замком.
Внутренние поверхности стен, потолков должны быть гладкими, допускать возможность проведения влажной уборки. Полы производственных помещений и материальных комнат должны иметь не образующее пыль покрытие, устойчивое к воздействию средств механизации и влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств. Материалы отделки помещений должны соответствовать требованиям соответствующих нормативных документов.
Отделка административно-бытовых помещений допускает использование обоев, ковровых покрытий, паркета, масляных красок и т.п.
Доступ в производственные помещения, помещения хранения товара имеют лица, уполномоченные в установленном порядке. Доступ посторонних лиц в указанные помещения исключается.
Аптечная организация должна быть оборудована соответствующей светозвуковой и противопожарной сигнализацией, обеспечивающей все условия для сохранности товарно-материальных ценностей и соблюдения противопожарной безопасности.
В аптечных организациях должно быть выделено специальное помещение (шкаф) для хранения моющих и дезинфицирующих средств, инвентаря и материалов, применяемых при уборке помещений и обработке оборудования.
В гардеробной верхняя одежда и обувь должны храниться отдельно от санитарной одежды и обуви.
На основании изучения распределения потока посетителей установлены оптимальные периоды для введения перерывов на прием пищи с учетом необходимых затрат времени. С помощью изучения выполнимости пуассоновского распределения потока требований и вероятности обращений потенциальных покупателей показано, что введение перерывов для приема пищи в рабочий график 70% аптечных пунктов не будет иметь существенных отрицательных экономических последствий (существует вероятность, значения которой не превышают 0,001, обращения восьми потенциальных покупателей). Экономические потери возможны при введении регламентированных перерывов в рабочий график фармацевтического персонала 30% аптечных пунктов, т. к. во время перерыва существует вероятность обращения 19–20 потенциальных покупателей.
На основании построения и анализа балансов затрат, включающих в себя все фактические затраты труда, а также разработанные нормативы на отдых, прием пищи и личные надобности, выделены резервы повышения эффективности работы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в большинстве изучаемых аптечных предприятий имеются значительные резервы времени (от 63 до 317 мин), которые могут быть использованы персоналом для повышения собственного профессионального уровня. Напротив, в части изучаемых аптечных пунктов (20%) резерв времени имеет отрицательное значение (соответственно -34 и -10 мин), что объясняется высокими затратами времени на выполнение оперативной работы и, как следствие, недостаточностью времени на остальные необходимые виды затрат рабочего времени. Кроме того, высокая скорость потока покупателей нередко приводит к возникновению очередей.
В связи с этим нами были рассчитаны основные характеристики эффективности деятельности данных аптечных пунктов с точки зрения теории массового обслуживания:
• интенсивность потока посетителей;
• скорость обслуживания заявок;
• вероятность занятости канала обслуживания;
• среднее число заявок и среднее время пребывания заявки в системе и в очереди.
Анализ фактических затрат рабочего времени фармацевтического персонала показал, что значительный удельный вес в структуре рабочего дня приходится на выполнение оперативной работы, которая состоит из многократно повторяющихся трудовых операций по обслуживанию посетителей мелкорозничных аптечных предприятий. В связи с этим труд персонала аптечных пунктов может регламентироваться по нормативам численности, выраженным в количестве обслуженных за смену покупателей. [2, 75с.]
2. Нормативные документы
Основная нормативно-правовая база на 01.01.2004г., регламентирующая фармацевтическое дело, составляет 76 документов. Для сверки наличия нормативно-правовой документации в аптечных службах области ГУЗ «Центр фармацевтической информации» представляет для сведения перечень документов, направленных за IV квартал 2003 года:
Приказ МЗ РФ от 23.09.03г. №460 «О внесении изменений и дополнений в приказ Минздрава России от 04.03.03г. № 80»;
Приказ МЗ РФ от 16.09.03г. №444 «О признании не действующими на территории РФ приказов МЗ СССР»;
Федеральный закон РФ от 30.06.03г. №86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ, признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»
74 письма Департамента государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники по забракованной и фальсифицированной продукции.
В соответствии с приказами МЗ РФ от 07.09.00г. №340 и ГУЗО от 06.12.00г. №644 на территории Оренбургской области продолжается работа по ведению государственной федеральной статистической отчетности за закупкой, продажей и запасами жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Данные за IV квартал 2003 года по Оренбургской области предоставлены в ФГУ «Информационно-методический центр по экспертизе, анализу и маркетингу» МЗ РФ по электронной почте.
Отраслевой стандарт 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - ОСТ) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5154-1 "О стандартизации" (Ведомости Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №25, ст. 917; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №1, ст. 4; 15.07.2002, №28, ст. 2791; 29.07.2002, №30, ст. 3033), Федеральным законом от 22 июня 1998 года №86-ФЗ "О лекарственных средствах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.06.98, №26, ст. 3006; 10.01.2000, №2, ст.126; 07.01.2002, №1(1), ст. 2), Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 года № 284 (Собрание законодательства Российской Федерации, 06.05.2002, №18, ст. 1771).
Настоящий ОСТ является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
Настоящий стандарт не распространяется:
- на деятельность аптек лечебно-профилактических учреждений и межбольничных аптек;
- на деятельность по распространению образцов лекарственных препаратов представителями предприятий-производителей в рекламных целях;
-на деятельность по распространению государственных стандартных образцов лекарственных препаратов;
- на деятельность, связанную с оборотом крови и ее компонентов, используемых в трансфузиологии;
- на деятельность, связанную с продажей сырья животного происхождения и нефасованного лекарственного растительного сырья, подлежащих дальнейшей промышленной переработке для изготовления лекарственных препаратов.
Лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений является одной из приоритетных задач социальной политики российского государства на современном этапе. Для решения проблем охраны здоровья населения, выведения из кризисного состояния здравоохранения, медицинской промышленности и обеспечения граждан России жизненно необходимой лекарственной помощью за последнее время были приняты более 30 Указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.
Основные направления, цели и задачи медицинской
промышленности определены в программе "Развитие медицинской промышленности
на 1998-2000 годы и на период 2005 года", разработанной Министерством
экономики Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской
Федерации, Научно-исследовательским институтом экономики медицинской
промышленности в соответствии с Указом Президента от 20 апреля
Программа предусматривает развитие научно-технического и производственного потенциала медицинской промышленности с целью удовлетворения не менее чем на 70% потребностей здравоохранения и населения за счет отечественных диагностических средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники надлежащего качества. Исходя из анализа экономической ситуации в стране и наличия финансовых средств, программа определяет тактические (на период 1998-2000 гг.) и стратегические (на период 2001-2005 гг.) цели, которые реализуются поэтапно.
Основными задачами программы являются:
¨ обеспечение в первоочередном порядке выпуска медицинской продукции для диагностики и лечения наиболее распространенных и социально значимых заболеваний (сердечно-сосудистых, сахарного диабета, онкологических, психических, инфекционных, включая СПИД, гепатиты, туберкулез), а также для охраны здоровья матери и ребенка по перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;
¨ формирование эффективной системы обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой лечебно-профилактических учреждений и населения;
¨ разработка эффективного механизма привлечения финансовых средств коммерческих банков и других внебюджетных источников на развитие медицинской промышленности;
¨ обеспечение развития малых предприятий в медицинской промышленности;
¨ совершенствование системы мер по привлечению на конкурсной основе инвестиций в развитие медицинской промышленности;
¨ стимулирование лизинга для оснащения предприятий отрасли технологическим оборудованием и приборами;
¨ гармонизация нормативно-правовой документации со странами ЕС в области производства и реализации медицинской продукции;
¨ реформирование и реструктуризация предприятий, научных и проектно-конструкторских организаций в медицинской промышленности;
¨ осуществление мер государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в медицинской промышленности, включая поддержку питомников лабораторных животных;
¨ создание современной системы организационно-экономического и информационно-аналитического обеспечения в сфере производства и реализации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, а также в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
¨ техническое перевооружение, реконструкция, расширение и строительство новых предприятий на базе прогрессивных технологий за счет всех источников финансирования;
¨ создание импортозамещающих производств;
¨ развитие экспортного потенциала;
¨ развитие производства субстанций лекарственных средств;
¨ развитие инфраструктуры, направленной на охрану окружающей среды, на действующих предприятиях медицинской промышленности;
¨ создание дополнительных рабочих мест за счет обеспечения ввода новых производственных мощностей;
¨ перепрофилирование ряда устаревших производств на выпуск новых, более эффективных видов медицинской продукции, внедрение новых и усовершенствованных технологических процессов, оборудования и средств автоматизации;
¨ концентрация усилий на приоритетных направлениях и повышение эффективности научных исследований по разработке и освоению современных лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, эффективных видов сырья и материалов, новых и усовершенствованных технологических процессов, оборудования и средств автоматизации;
¨ разработка нормативно-правового и метрологического обеспечения медицинской промышленности.
3. Взаимосвязь в работе с другими сотрудниками аптеки
Провизор должен постоянно контактировать с другими сотрудниками аптеки, в частности с фармацевтами.
В аптеках сети работают целые династии фармацевтов и провизоров, развито наставничество и существует даже специальная учебная аптека, где в обязательном порядке проходят стажировку молодые специалисты.
Сейчас во всех аптеках вводится автоматизированная система учета. Полностью перейти на нее планируется уже к осени. В сети имеется система дисконтных карт, которые помогают привлечь покупателей в условиях жесткой конкурентной борьбы. Для этих же целей в аптеках постоянно проводятся праздники, лотереи, розыгрыши призов, на которые собираются сотни горожан.
Одна из главных задач – борьба с фальсификатами. Чтобы
исключить попадание некачественного товара в аптеки, всю продукцию предприятие
закупает только у проверенных поставщиков – либо у самих производителей, либо у
национальных дистрибьюторов. В
Как правило, выбор делается в самой аптеке, и какой из аналогичных препаратов имеет более высокое качество, выясняется у провизора.
4. Должностные обязанности
Фармацевтические должности в аптечных организациях занимают специалисты - провизоры или фармацевты в соответствии с установленным порядком.
Руководство аптечной организацией осуществляет провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет. В аптечных организациях, расположенных вне города, руководство аптечной организацией может осуществлять фармацевт, имеющий сертификат специалиста.
В отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров и реализующих товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, допускается привлечение лиц со средним или средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием в качестве консультантов.
Специалисты аптечных организаций должны повышать свою квалификацию в соответствии с действующими требованиями.
Персонал аптечных организаций должен соблюдать правила личной гигиены, включая использование специальной одежды.
С целью обеспечения санитарных требований сотрудники аптечных организаций должны проходить медицинское освидетельствование в установленном порядке.
Не допускаются к работе лица с признаками заболевания, открытыми ранами, пока состояние их здоровья может быть причиной риска контаминации товаров, реализуемых в аптечной организации.
Не разрешается в производственных помещениях, а также на рабочих местах в торговом зале курение, прием пищи, хранение личных лекарственных препаратов, продуктов питания, напитков, табачных изделий.
В своей производственной деятельности сотрудники аптечных организаций руководствуются действующими документами в области фармацевтической деятельности, правилами внутреннего трудового распорядка, требованиями техники безопасности и настоящим ОСТом.
В аптечной организации должна быть сформирована система управления качеством аптечной организации.
Каждая аптечная организация должна иметь правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные руководителем организации, с отметкой об ознакомлении сотрудников. Пересмотр правил и повторное ознакомление с ними сотрудников аптечной организации производится ежегодно.
Аптечной организацией должны регулярно проводиться внутренние проверки на соответствие требованиям настоящего ОСТа. При проведении проверок следует обращать внимание на наличие в аптечной организации соответствующих документов на занимаемые помещения, должностных инструкций сотрудников, стандартов, иных необходимых документов.
Проверки могут проводиться как сотрудниками аптечной организации независимыми от лиц, непосредственно осуществляющих проверяемую деятельность, так и независимыми экспертами. Частота проверок определяется самой аптечной организацией.
Результаты проверок протоколируются и доводятся до сведения персонала, ответственного за проверяемый участок работы, и руководства аптечной организации.
При последующих проверках контролируется выполнение рекомендаций и их эффективность.
В аптечных организациях должна быть предусмотрена система постоянного повышения профессионального образования сотрудников по вопросам действующего законодательства, применения лекарственных средств и др. План и темы занятий утверждаются руководителем аптечной организации.
Руководитель аптечной организации назначает из руководящего персонала уполномоченного по качеству.
Аптечная организация обеспечивает ведение документации в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одна из главных задач – борьба с фальсификатами. Чтобы исключить попадание некачественного товара в аптеки, всю продукцию предприятие закупает только у проверенных поставщиков – либо у самих производителей, либо у национальных дистрибьюторов.
В случае продажи безрецептурных лекарственных препаратов провизор пытается определить, сможет ли покупатель приобрести препарат из верхней или средней ценовой категории или ограничится препаратом из нижней ценовой категории. Так, например, покупателю с низкими доходами бесполезно предлагать для облегчения боли дорогостоящие препараты. Не имея возможности приобрести эти препараты, он вообще может не совершить покупку, и аптека потеряет клиента. С другой стороны, если у покупателя средний или высокий уровень дохода, он в состоянии заплатить за более эффективные, безопасные, но вместе с тем дорогостоящие препараты. Кроме того, у покупателя может быть мотив подчеркнуть свой статус покупкой, которую он совершает. В этом случае, например, "Панадол" или "Солпадеин" - то, что нужно этой группе покупателей. Предложив анальгетики из нижней ценовой категории, аптека получит как меньшую прибыль, так и меньшее удовлетворение потребителя. [7, 88с.]
5. Санитарная одежда и ее подготовка
Провизорам выдается санитарная одежда, которая защищает лекарственные средства от возможного загрязнения их личной одеждой. Одежда завязывается тесемками. Запрещается закалывать ее булавками и хранить в кармане иголки, расчески и.т.д. Колпаки должны полностью закрывать волосы, чтобы они не могли попасть в лекарственные средства. Меняется санитарная одежда по мере загрязнения. После стирки халаты необходимо проглаживать горячим утюгом для уничтожения бактерий. Хранится санитарная одежда в открытых индивидуальных шкафах, отдельно от домашней одежды. Обувь по форме и размерам должна соответствовать стопе, быть достаточно вентилируемой, мягкой, легкой и элегантной. [10, 33с.]
6. Заполняемая документация и порядок ее ведения
В процессе работы провизору необходимо заполнять протоколы, акты, работать с сертификатами.
Введение системы обязательной сертификации лекарственных средств вызвало ряд таких негативных процессов на фармацевтическом рынке, как рост цен на лекарственные средства, ухудшение финансово-экономического положения отечественных предприятий-производителей лекарственных средств, считает зам. начальника Департамента промышленной и инновационной политики в медицинской и биотехнологической промышленности Министерства промышленности, науки и технологий РФ Надежда Константиновна ДАРАГАН. [13, 14с.]
В соответствии с ранее действующей системой сертификации ЛС в субъектах РФ было аккредитовано 65 органов по сертификации, находящихся в ведении органов исполнительной власти в сфере здравоохранения или фармдеятельности. При этом на создание данных органов, включая оснащение лабораторий, были затрачены бюджетные средства субъектов РФ. Выдача сертификатов соответствия осуществлялась всеми органами по сертификации в оптимальные сроки.
В рыночной экономике уравнены права производителей и потребителей новшеств. Они сами находят себя на рынке. При этом их мотивации исходят из финансового выигрыша и максимизации потребительского эффекта. Иными словами, связь между производителем и потребителем осуществляется через реальные, определенные рынком финансовые и ценовые критерии. Нужно учитывать, что потребитель имеет выбор между новшествами. Именно потребитель выбирает наиболее предпочтительные свойства. Качество новой продукции определяется как степень соответствия требованиям потребителей.
Показатели качества (технико-экономические, эксплуатационные и другие параметры) определяемые техническими условиями (ТУ), контролируются производителями.
Технический уровень продукции контролируется на следующих стадиях жизненного цикла:
¨ на стадии разработки;
¨ на стадии производства;
¨ на стадии эксплуатации.
Оценка технического уровня производится производителями и потребителями.
Производители могут ориентироваться на лучшие отечественные и мировые аналоги, требования международных и национальных стандартов, результаты предварительных и приемочных испытаний опытных образцов.
Повышение технического уровня продукции означает воплощение в ней новых и не реализованных ранее научно-технических знаний. Повышение технического уровня обеспечивает положительный эффект от эксплуатации новых изделий. [12, 21с.]
Применяется дифференцированный подход к оценке технического уровня машин и оборудования, принадлежащих различным "нишам". Это означает, что учитывается не только производственная операция, выполняемая машиной, но и "ниша", где она реализуется.
В каждом технической новшестве воплощены имеющиеся на конкретный момент научно-технические знания. Безусловно, научно-технические знания не поддаются непосредственному количественному измерению. Поэтому технические новшества имеют относительную оценку на основе сравнения машин и оборудования, предназначенных для реализации аналогичных производственных функций. Иными словами, технический уровень выявляется путем сравнения оцениваемого изделия с лучшим, в смысле технических возможностей, мировым уровнем.
Различают технический и технико-экономический уровень.
Под техническим уровнем понимают степень воплощения в новой продукции накопленных знаний о наиболее полном и точном выполнении производственных целей в соответствии с функциональным назначением.
Под технико-экономическим уровнем понимают степень воплощения в продукции научно-технических знаний о наиболее полном и точном выполнении производственной цели наиболее экономичным способом.
С позиций потребителя технико-экономический уровень представляется как компромисс между выгодой, получаемой от этого уровня и затратами на приобретение соответствующего оборудования. С позиций же производителя – компромисс между отпускной ценой на изделие с определенным уровнем совершенства и затратами на его обеспечение. В такой постановке речь идет скорее не о технико-экономическом уровне, а о конкурентоспособном техническом уровне.
Отметим, что существует единый мировой конкурентоспособный уровень конкретных видов техники. При оценке достоинств машин и оборудования учитывают не только технические, но и экономические характеристики.
Повышение технического уровня – процесс, связанный с созданием и внедрением в практику ресурсосберегающей техники, то есть по сравнению с замещаемыми аналогами новая техника должна обладать: более высокой производительностью, единой мощностью, надежностью и экономичностью как в производстве, так и в эксплуатации. При этом технике, занимающей различные производственные "ниши", отвечают свои приоритетные направления повышения технического уровня. Так, для одних машин важно добиться повышения производительности, для других – мощности или другого параметра функционального назначения. Совершенствование техники связано с повышением ее надежности и долговечности.
Надежность определяется исходя из интересов потребителей. Надежность является одним из главных свойств изделия, определяет его эффективность (наряду с производительностью). [14, 24с.]
Решающее влияние на совершенство техники оказывает уровень научного обеспечения, так как именно на этапе научных исследований закладывается потенциал нововведений, который материализуется через проектно-конструкторские работы в производство.
Здесь нужно обратить внимание на роль автоматизированных систем научных исследований и проектирования, открывающих принципиально новые возможности. Принципиально новые возможности означают: полное использование прогрессивных правил и принципов, заложенных в память машины; сокращение времени работ; часть проектной информации может передаваться прямо в экспериментальное производство без промежуточной расшифровки; появляется возможность отрабатывать варианты конструкций изделий и технологии изготовления на компьютерах и проводить испытания изделий и их элементов на работоспособность, собираемость, безотказность, ремонтопригодность, контролируемость, технологичность без затрат материалов, энергии и других ресурсов. Расширение применения искусственного интеллекта позволит проводить глубокий анализ возможных вариантов сложных конструкций.
Следует отметить, что в странах с рыночной экономикой системы управления техническим уровнем и качеством делают акцент на предотвращение ошибок именно на стадии научных и конструкторских проработок, чтобы предотвратить возникновение дефекта или устранить его, не доводя до окончательной стадии производства изделия.
Превентивная концепция управления техническим уровнем и качеством является перспективной и для отечественных производителей. Для этого нужно уделять приоритетное внимание созданию следующих условий:
¨ наличию производственного оборудования, способного по своим характеристикам поддерживать необходимый уровень продукции;
¨ оснащение оборудования микропроцессорными устройствами контроля, диагностики и регулирования работы;
¨ наличие информационного, программного и аппаратного обеспечения работы оборудования;
¨ наличие необходимого резерва производственных мощностей для поддержания стабильного режима работы;
¨ обеспечение эффективного технического обслуживания и ремонта, критерием надежности которого является стабильность параметров технологических процессов и отсутствие брака.
Выявление дефектов на ранних стадиях способствует достижению высокого технического уровня и качества продукции.
Определяющей предпосылкой достижения мирового технического уровня является наличие квалифицированных кадров.
Для России одним из факторов повышения технического уровня отечественной продукции является международное сотрудничество в области науки и техники, в частности, закупка за рубежом лицензий, внедрение в практику международных стандартов.
В данном случае под лицензией понимается предоставление иностранным контрагентом за определенное вознаграждение прав на использование изобретений, промышленных образцов, "ноу-хау" (полностью или частично конфиденциальные знания технического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает преимущества лицу их получившему), технической документации и других научно-технических достижений и услуг типа инжиниринг. Все это оформляется специальным соглашением. [18, 97с.]
Может быть продажа лицензий и на собственное крупное нововведение, что будет способствовать контролю за техническим уровнем определенного вида продукции.
Важнейшим фактором повышения конкурентоспособности продукции на мировом рынке является создание системы сертификации.
Сертификация широко распространена в мировой практике. Наряду с национальными функционируют и международные системы. Например, Международная организация по стандартизации, Международная электротехническая комиссия (МЭК), Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) и другие.
Сертификация – комплекс действий, посредством которых независимой стороной проверяется и удостоверяется соответствие продукции требованиям определенных нормативно-технических документов. Наличие на продукцию сертификата (документа), выданного авторитетным органом, имеющим большой кредит доверия, облегчает заключение внешних договоров, выход продукции на мировой рынок[1, 214с.].
Отметим, что во многих странах с рыночной экономикой не может быть представлена на внутренний рынок продукция, не имеющая сертификата, подтверждающего ее соответствие требованиям стандарта.
Сертификация предполагает осуществление следующих процедур: проведение типовых испытаний и государственный надзор за качеством сертифицированной продукции путем периодических испытаний ее образцов; оценка условий производства (аттестация производства).
После проведения типовых испытаний выдается сертификат соответствия на продукцию, а после оценки условий производства, кроме сертификата на продукцию выдается аттестат производства, подтверждающий способность производства обеспечивать в течение определенного времени соответствующее качество.
Оценка новой продукции на соответствие мировому техническому уровню включает четыре основных этапа:
¨ определение номенклатуры показателей, необходимых для оценки;
¨ формирование группы аналогов и установление значений их показателей;
¨ выделение базовых образцов из группы аналогов;
¨ сопоставление оцениваемого образца с базовыми образцами.
Номенклатура показателей, применяемая для оценки, должна обеспечивать сопоставимость различных образцов продукции одного вида, приниматься одинаковой для всех аналогов и оцениваемой продукции. Она формируется с учетом международных стандартов. Кроме оценочных, номенклатура включает классификационные показатели (назначение и область применения данного вида продукции). Эти показатели позволяют отнести имеющиеся на мировом рынке образцы к группе аналогов оцениваемого изделия. К классификационным показателям, например, относятся параметры типоразмеров продукции (мощность двигателя, грузоподъемность и т.п.); показатели наличия дополнительных устройств или свойств продукции (например, холодильник со звуковым сигналом); показатели исполнения продукции, определяющие область ее применения; показатели, определяющие группу потребителей и др. [18, 39с.]
Цена отражает экономические интересы. Цена потребления – расходы, связанные с приобретением новой техники: транспортировка; монтаж; обучение персонала и др. Для потребителя важен минимум цены потребления, а не продажной цены. К этому стремятся многие западные фирмы-производители, предлагая потребителю провести расчет затрат на эксплуатацию приобретаемой техники.
Управление качеством производимой новой техники важно для правильного отражения в спецификациях всех качественных параметров, что имеет значение для выхода на рынок и организации системы послепродажного обслуживания.
7. Научная организация труда
Научной организацией считают такую организацию труда, которая базируется на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство, позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека. Задачи научной организации труда (НОТ) можно подразделить на три группы: экономические, психофизиологические и социальные. [20, 48с.]
Экономические задачи состоят в обеспечении наиболее рационального использования трудовых и материальных ресурсов и повышении эффективности производства. Экономическая эффективность выражается в снижении затрат труда, денежных и материальных средств на производство единицы или объема выполненных работ, увеличении объема производства за счет роста производительности труда, повышении фондоотдачи основных производственных фондов в результате более полного использования овеществленного труда, воплощенного в орудиях производства.
Психофизиологические задачи заключаются в создании условий для сохранения в процессе труда здоровья и устойчивой работоспособности человека на длительный период времени на основе внедрения рациональных режимов труда и отдыха, повышения культуры труда.
Социальными задачами являются обеспечение содержательности труда, всесторонне развитие человека в труде.
Рассмотрим краткое содержание проблем НОТ по указанным направлениям с учетом необходимости повышения эффективности НОТ.
Разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда включает: совершенствование технологического и профессионально-квалификационного разделения труда, внедрение рациональных форм функционирования разделения труда в основных и вспомогательных процессах; расстановка кадров; совмещение профессий, многостаночное и многоагрегатное обслуживание; внедрение эффективных коллективных форм организации труда, бригадного подряда.
Совершенствование организации подбора, подготовки и повышения квалификации кадров обеспечивает улучшение профессиональной ориентации и профотбора, подготовку кадров в соответствии с потребностями предприятий; повышение общеобразовательного и культурно-технического уровня работников; совершенствование форм и методов повышения квалификации.
Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест включает планировку рабочих мест, внедрение наиболее рациональной оснастки и производственной мебели, соответствующих эргономическим требованиям; внедрение наиболее эффективных систем обслуживания рабочих мест, обеспечивающих устранение потерь рабочего времени.
Рационализация трудового процесса, внедрение передовых приемов и методов труда предусматривает проектирование и внедрение наиболее рационального трудового процесса, обеспечивающего высокую производительность труда и нормальные нагрузки на организм работников с учетом психофизиологических норм; изучение, отбор и распространение передовых приемов и методов труда.
Совершенствование нормирования труда охватывает расширение сферы нормирования труда, распространения его на все категории работающих; повышение качества норм, внедрение технически обоснованных норм, улучшение организации работы по нормированию труда и пересмотру действующих норм.
Улучшение условий труда предусматривает осуществление мер по облегчению труда, механизации тяжелых и ручных работ; совершенствование трудовых процессов с учетом психофизиологических требований; создание оптимальных климатических (температура, влажность воздуха) и санитарно-гигиенических условий; внедрение рациональных режимов труда и отдыха.
8. Предложения по улучшению работы
За 4 квартал 2003 года внесено в реестр сведений по сертификации и качеству лекарственных средств, поступающих в аптечную сеть области 66007 партий лекарственных средств. По результатам контроля, в том числе по показателям «описание», «упаковка», «маркировка» отказано в регистрации по 171 партии лекарственных средств.
№ п/п |
Основание для изъятия из реализации |
Кол-во серий |
1 |
по письмам Департамента государственного контроля лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Минздрава России |
|
|
о забракованных лекарственных средствах о фальсифицированных лекарственных средствах |
57 4 |
2 |
фальсифицированные лекарственные средства, выявленные при проверке качества лекарственного средства по показателям «описание», «упаковка», «маркировка»: имеющие признаки фальсифицированных препаратов; подтвержденные письмами ДГКЛС, ИМН и МТ |
33 26 |
3 |
несоответствие лекарственных средств по показателям «описание», «упаковка», «маркировка» требованиям утверждённой нормативной документации |
46 |
4 |
ошибки в оформлении сертификатов |
5 |
За 4 квартал 2003г. для оценки контроля качества медикаментов, реализуемых аптечными организациями области отобрано и проверено с использованием переносного компьютера 6356 партий лекарственных средств. Выявлено 209 (3,3%) нарушений по качеству, в т.ч: [17, 39с.]
аптечные организации и лечебные учреждения не имеют сведений о сертификации и качестве реализуемых/используемых лекарственных средств (23%);
аптечные учреждения осуществляют приемку препаратов, не внесенных поставщиками в реестр сведений по сертификации и качеству лекарственных средств, поступающих в аптечную сеть области (49%);
поставщиками указываются недостоверные сведения о сертификации и региональном номере (22,5%);
выявлены фальсифицированные и забракованные лекарственные средства (5%);
выявлено лекарственное средство, не соответствующее НД (0,5%)
Зачастую у прилавка аптеки пациент вынужден сам принимать решение о препарате, которым он будет лечиться. Причем наличие огромного количества однородных субстанций лишь затрудняет этот выбор. Провизор в аптеке не всегда сможет помочь, поскольку количество новых зарегистрированных препаратов намного опережает количество информационных справочников, издающихся ежегодно. Сильны еще привязанности пациентов к препаратам, которые с точки зрения доказательной медицины уже давно не выдерживают критики и потеряли актуальность, но, пользуясь устойчивым спросом населения, они стимулируют производство, и этот порочный круг до сих пор не удается разорвать. Задача специалистов, занимающихся здравоохранением, органов здравоохранения на сегодняшний день состоит в выработке наиболее адекватных и применимых в российских условиях стандартов лечения, которые позволят улучшить качество лекарственной помощи населению и оградят наших сограждан от неэффективных, а зачастую и небезопасных лекарственных средств, до сих пор имеющих регистрационные разрешения.
Довольно распространенная практика, это экономия на сменной рабочей одежде и обуви для врача и медперсонала, отсутствие мест отдыха для врачей, плохо организованное питание персонала, отсутствие в принципе обеденного перерыва у врача, работающего 12 часов подряд.
Предложения по совершенствованию работы:
Набор квалифицированного персонала (провизоров и фармацевтов) Оснащение помещений необходимым оборудованием
Выбор поставщиков лекарственных препаратов, медицинской техники и других ассортиментных групп.
Получение заключений санитарно-эпидемической службы, пожарной охраны
Организация рабочего места, места отдыха, питания персонала.
Список литературы
1. Аспекты исследования потребительских предпочтений пациентов на примере Приморского края (в соавторстве)//Высокие интеллектуальные технологии развития профессионального образования и науки: Сб. науч. тр. - Владивосток, ВГУЭС, 2000. (авт. - 0,1 п.л.)
2. Бронникова О. Ресурсы роста фармацевтического рынка Украины // Провизор. — 2005. — № 4. — С. 18–20.
3. Венедиктов Д.Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления. — М.: Медицина, 1999.
4. Закирова С.А. Модель цены медицинских услуг // Здравоохранение Российской Федерации. — 1996. — № 5.
5. Зверева Е.С. Основы нормирования труда в аптечных учреждениях: Метод. пос. М.: Экономика, 1992. 82 с.
6. Зверева Е.С., Левицкая И.А., Скулкова Р.С. Совершенствование нормирования труда аптечных работников // Фармация. 1998. № 2. С. 48–49.
7. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: Пер. с англ. / Общ. ред. д. э. н. Третьк О., к. э. н. Волковой Л., Каптуревского Ю. — СПб: Питер Ком, 1999. — 896 с.
8. Лернер М.Г. Нормирование затрат в розничной торговле. М.: Экономика, 1980. 239 с.
9. Маркетинговые направления деятельности современных компаний. Зарубежный опыт и российская практика. — М.: МАКС Пресс, 2001.
10.Межотраслевые методические рекомендации по определению нормативов времени на отдых и личные надобности //НИИ труда. М., 1982. 43 с.
11.Мнушко З. Н., Евтушенко Е. Н. Риски в работе аптек и методы их профилактики // Провизор. — 2004. — № 20. С. 5–8.
12.Паршина Н. И., Ветютнева Н. А. Сравнительный анализ систем обеспечения качества лекарственных средств в развитых странах и СНГ // Фармац. журн. — 2003. — № 5. — С. 3–6.
13.Прокопчук Л. О., Козырев А. А. Стратегическое планирование // Конспект лекций: соотв. гос. образов. стандарту высш. проф. образования. — СПб: изд-во Михайлова В. А., 2000. — 59 с.
14.Российская Федерация. Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2001. 31 декабря. С. 21–30.
15.Совершенствование методов управления запасами в фармацевтическом бизнесе//Международная конференция молодых ученых ВГУЭС: Сб. науч. тр. -Владивосток, ВГУЭС, 1999. (авт. - 0,2 п.л.)
16.Современное состояние фармацевтического бизнеса//Юбилейная научно-Mei одическая конференция: Сб. науч. тр. - Владивосток, ВГУЭС, 1998. (авт. - 0,2 п.л.)
17.Токарев О. Непроторенная дорога, или Кое-что о медицинском праве //Медицинская газета. — 17.07.98, № 57.
18.Ударова И. Измерение интенсивности труда на производстве // Человек и труд. 1996. № 5. С. 84–85
19.Усенко В. Фармацевтический маркетинг // Провизор. — 1999. — № 19.
20.Формирование модели управления запасами аптеки ня примере лекарственных препаратов с сезонным изменением спроса (в соавторстве)//Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза: Сб. науч. тр. - Владивосток, ВГУЭС, 2001. (авт. - 0,1 п.л.)