Содержание

1. Классификация инновационных организаций. 3

2. Патентно-лицензионная деятельность инновационных организаций. 8

Список литературы.. 13

1. Классификация инновационных организаций

         Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента.    

         Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

ü Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы

ü Наличие, по крайней мере, одной цели (то есть желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

ü Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

         Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение: организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

         Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень  важны.

         Таким образом, когда употребляется слово  организация, имеется в виду формальная организация.

         Из определения  следует, что организация всегда имеет хотя бы одну общую цель, разделяемую и признаваемую таковой всеми ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Менеджмент - это управление сложными организациями. Сложные организации имеют набор  взаимосвязанных целей.

         Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики.

         В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов.

         Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.

         Процесс преобразования ресурсов легче всего увидеть в производственных организациях, но и организации обслуживания и некоммерческие организации также используют все эти виды ресурсов. Некоторые организации используют фонды акционеров и банков (капитал) для закупки деталей (материалы), для строительства сборочных линий (технология) и для оплаты заводским рабочим (люди), чтобы производить компьютеры, которые они смогли бы продать с прибылью (результаты). Ресурсы информации используются непрерывно для связи и координирования каждой фазы процесса преобразования. Информация, относящаяся к исследованию рынка, помогает руководителям решать, какого типа продукция имеет большую вероятность понравиться публике. Общение с рабочими дает им информацию, необходимую для качественного выполнения этой задачи. Скорость и объем реализации продукции позволяет руководству решать, насколько успешно идет компания на пути достижения желаемых результатов.

         Осознание важности информации как вида ресурсов является основной причиной того, что фирмы по выработке информации столь стремительно растут.

         Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не может быть «островом в себе». Организации полностью зависимы от окружающего мира - от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.

         Термин внешняя среда включает  экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию, и другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Например, введение новой автоматизированной технологии может обеспечить организации преимущество в конкуренции.

         Но, чтобы использовать эту новую технологию, организации придется найти новых людей с определенными навыками, а также определенными взглядами, которые сделают эту новую работу привлекательной для них. Если экономическая конъюнктура повышается или если существует конкуренция на рынке таких специалистов, организации, может быть, придется повысить заработную плату, чтобы привлечь этих специалистов на работу. При их найме организации придется соблюдать государственное законодательство, запрещающее дискриминацию по возрасту, полу и расе. Все эти факторы меняются постоянно[1].

         Большое значение имеет и тот факт, что, хотя организация и зависит полностью от внешней среды, среда эта, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров.

         С каждым годом руководству приходится учитывать все большее количество факторов внешней среды, которые принимают поистине глобальный характер. Чтобы добиться успеха, фирмам приходится конкурировать на иностранных рынках и противостоять конкуренции иностранных компаний у себя на родине. Это требует понимания целой новой области юриспруденции, осознание новых культурных ценностей.

         Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения ими ряда заранее намеченных целей. Примером такой организации может служить любая правительственная комиссия, создаваемая для выполнения конкретной цели. Но, хотя, это незафиксированно часто в письменной форме, выживание, возможность существовать, как можно дольше является первейшей задачей большинства организаций.

         Это может длиться бесконечно долго, потому что организации имеют потенциал существовать бесконечно. Однако, для того, чтобы выжить большинству организаций приходиться менять периодически свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям мира.

         Инновация есть скорее экономический и социальный, чем технический термин. Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.

         Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для России. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до предприятий в сфере малого бизнеса.

         Выделяют следующие изменения, или источники, инноваций:

ü неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача;

ü несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;

ü изменение потребностей производственного процесса;

ü изменения в структуре отрасли или рынка;

ü демографические изменения;

ü изменения в восприятии и в ценностных установках;

ü новые знания, научные и ненаучные[2].

         На сегодняшний день можно выделить следующие виды организационно-правовых организаций.

         Акционерное общество – предприятие, уставный фонд которого разделен на акции, как правило, равной номинальной стоимости и которое ответственно по обязательствам только своим имуществом. Участники акционерного общества несут убытки в пределах Устава, его высшим органом является общее собрание акционеров, которое определяет основные направления деятельности общества, изменяет Устав, утверждает планы и отчеты, избирает и отзывает членов совета акционерного общества.

         Закрытое акционерное общество – это общество, акции которого продаются только его учредителям.

         Открытое акционерное общество – это общество, акции которого свободно продаются и покупаются на фондовых рынках.

         Общество с ограниченной ответственностью – это общество, которое отвечает перед кредиторами только своим имуществом, требования кредиторов не распространяются на имущество членов общества. При оплате пая деньгами, в натуральной форме и т.д. члену общества выдается паевое свидетельство, которое не является ценной бумагой и не может быть продано другому лицу без разрешения общества[3].

         Инновационное управление персоналом базируется на следующих исходных положениях:

ü необходимость тесной связи планирования персонала со стратегией развития организации (фирмы);

ü количественная оценка издержек на работу с персоналом и их влияния на экономические показатели производства;

ü определение необходимого пакета компенсаций для эффективной работы на рынке труда[4].

         Одним из важнейших направлений формирования инновационной инфраструктуры в России является формирование инновационных центров, внебюджетных и бюджетных фондов которые поддерживают деятельность наукоемких инновационных предприятий и способствуют передаче на рынок готовой научно-технической продукции.

2. Патентно-лицензионная деятельность инновационных организаций

         Основная задача правовой защиты результатов интел­лектуальной деятельности в сфере промышленности — это предоставление на определенный срок (до 20 лет) ав­торам технических решений, ученым, исследователям и изобретателям в качестве вознаграждения за их твор­ческую деятельность исключительного права распоряже­ния своим изобретением. Они могут либо сами использо­вать свое изобретение, либо передать эти права за опре­деленную сумму другому лицу. При этом владелец патента может запретить любому лицу безвозмездное использова­ние своего изобретения.

         Правовая защита объектов промышленной собствен­ности, во-первых, закрепляет за авторами права на изобре­тения — плоды их творческой деятельности, во-вторых, позволяет автору, наряду с признанием результатов твор­ческой деятельности, получить и материальное вознаграж­дение. Такая законодательная защита изобретений гаран­тирует автору, что результаты его творческой деятельности не будут безвозмездно использоваться третьими лицами.

         Защита результатов научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) патента­ми — важнейшая задача любых предприятий, поскольку без правовой защиты они легко могут стать жертвами кон­курентов. При публикации сведений о новых разработ­ках или выпуске продукта на рынок без патентной защиты конкурент получает возможность сэкономить время и средства на НИОКР и за счет этого получить дополни­тельную прибыль. Более того, конкурент может неожидан­но запатентовать чужую незащищенную разработку, что поставит под угрозу выпуск продукции на предприятии, первоначально владевшем данной технологией.

         Это особенно опасно для предприятий, стремящихся сохранить свои разработки в тайне. Как показывает прак­тика, наука и техника развиваются настолько быстро, что аналогичные решения приходят в голову разным специалистам и в разных странах почти одновременно[5].

         Вместе с тем сегодня наблюдается тенденция, когда фирмы и предприятия, руководствуясь различными при­чинами, все чаще отказываются от патентования своих изобретений. Одним из оснований для такого решения может быть тот факт, что формулировки патента указыва­ют конкурентам направление поиска. Нередки случаи, ког­да представляющие значительную ценность российские изо­бретения по нескольку лет не получают патента в запад­ных странах, а после того, как аналогичное изобретение сделано западной фирмой, российскому заявителю под ка­ким-либо предлогом отказывают в выдаче патента.

         При продаже незапатентованной технологии («ноу-хау») единственным охранным документом становится лицензионное соглашение, в котором предусматривается специальный пункт о сохранении конфиденциальности пе­редаваемой информации и возмещении убытков в случае ее нарушения. При получении помощи квалифицирован­ного юриста такая защита может рассматриваться как достаточная.

         Базисом для правовой защиты изобретений является техническая информация, важнейшей составной частью которой являются патентные описания. Их иногда назы­вают «сырьем научно-технического прогресса». Перед про­ведением НИОКР необходимо установить имеющийся уро­вень технических знаний по данной проблеме и обязатель­но учитывать его в своих разработках. Знание новейшего уровня техники позволит предотвратить ошибочные реше­ния при планировании и проведении НИОКР и, соответ­ственно, ошибочные инвестиции. Это знание поможет най­ти решения для обхода чужих патентов или заранее выя­вить возможности приобретения необходимых лицензий.

         Объекты промышленной собственности защищаются патентами, полезными моделями, промышленными образ­цами, товарными знаками и знаками обслуживания.

         Патент — важнейший документ в области правовой защиты научно-технических достижений. Он предоставля­ет патентообладателю исключительное право на той тер­ритории, где он выдан. В большинстве развитых стран патенты выдаются государственными органами только после проведения экспертизы на наличие в заявке крите­риев патентоспособности. Наиболее распространенными критериями патентоспособности являются новизна, нали­чие изобретательского творчества и промышленная приме­нимость. Важнейшими источниками патентного права в каждой стране являются национальные патентные законы[6].

         Действие патента означает, что только его владелец имеет право распоряжаться изобретением и решать, каким образом оно будет использовано: на собственном пред­приятии, на совместном предприятии или на него будет продана лицензия. Кроме того, обладатель патента имеет право запретить противоправные действия третьего лица, нарушающие патент. Если объектом патента является изделие, то третьему лицу не разрешается: изготавливать его, предлагать к продаже, применять, вводить в оборот. Если объектом патента является способ, то третьему лицу не разрешается: применять этот способ самому, предлагать его к использованию, предлагать к продаже продукт, не­посредственно изготовленный по этому способу, применять продукт, непосредственно изготовленный по этому спосо­бу, вводить такой продукт в оборот, импортировать его.

         Значение патентной охраны для реализации продукции состоит в том, что патент позволяет:

ü расширить выбор средств конкурентной борьбы;

ü устранить с рынка или ослабить конкурента;

ü получить исключительное право на коммерческое использование       продукта;

ü стимулировать спрос на продукт, поскольку ссылка в этих целях на       патент оказывается более эффективной, чем простое описание;

ü получить базу для предоставления лицензии.

         Основными причинами, побуждавшими фирмы в по­следние годы подавать заявки на патенты в Европейское патентное ведомство, были (по мере убывания их важнос­ти):

ü сохранение технического и технологического лидер­ства,

ü долговременная охрана важнейших внешних рынков сбыта,

ü охрана новых инвестиций, необходимых для ком­мерческой реализации изобретений,

ü создание основы для лицензии,

ü содействие продаже продукции и маркетингу.

         Целесообразность продажи технологии может быть обусловлена одной из трех причин:

ü невозможностью или нецелесообразностью по ка­ким-либо причинам ее использования внутри страны;

ü экономической или политической невозможностью экспорта продукции, изготовляемой по этой технологии на территории какой-либо страны или ряда стран из-за их ограничительной практики и различного рода барьеров;

ü большим объемом внутреннего рынка.

         В первом случае продажа лицензии на технологию позволит частично или полностью вернуть расходы, потра­ченные на ее разработку, во втором — проникнуть на за­крытые для товарного экспорта рынки, в третьем — ус­корить насыщение внутреннего рынка, снизить издержки либо как-то иначе использовать преимущества междуна­родного разделения труда.

         Объектом лицензии могут быть любая разработка конструктивного, технологического характера, состав ма­териала или сплава, вещество, способ лечения, методы поиска или добычи полезных ископаемых, методики расче­тов, сведения организационного, финансового, управ­ленческого характера и т. д., как содержащие изобретения, так и не содержащие таковых, а также товарные знаки и промышленные образцы.

         Патентная чистота — юридическое свойство объекта, означающее, что он может использоваться в данной стране без нарушения действующих на ее территории охранных документов исключительного права (патентов, принадле­жащих третьим лицам).

         Объект должен обладать достаточными технико-эконо­мическими преимуществами по отношению к имеющимся на данное время на рынках. Он должен быть освоен в отечественной промышленности до стадии, позволяющей гарантировать покупателю достижение определенных тех­нико-экономических показателей. Практика показывает, что потенциальные покупатели зачастую отказываются от приобретения технологий, не доведенных до промыш­ленного использования. В ряде случаев продажа техноло­гии оказывается невозможной в результате отсутствия патента (или другого охранного документа).

         Рекламирование лицензий существенно отличается от рекламы товарной продукции, прежде всего тем, что оно направлено на производителя, а не на потребителя. Отсю­да следует, что кроме основных сведений о самом объекте в проспекте сообщаются данные о том, как этот объект может быть произведен для использования, приводятся общие сведения о сырье, применяемом оборудовании и оснастке, указываются производительность и процент вы­хода готовой продукции, приводятся данные об энергоем­кости процесса, отмечаются особенности эксплуатации. При этом следует избегать раскрытия «ноу-хау».

Список литературы

1.     Галькович Р.С. Основы менеджмента. – М., 1998.

2.     Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2004.

3.     Михалева Е.П. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2004.

4.     Основы внешнеэкономических знаний. / Под ред. Фаминского И. -  М.: Крона, 1994.

5.     Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2005.

6.     Экономика и бизнес. / Под ред. В.Д.Камаева. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1993.


[1]  Михалева Е.П. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2004. – с. – 138.

[2]  Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2005. – с.26.

[3] Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2004. – с.- 149.

[4] Галькович Р.С. Основы менеджмента. – М., 1998. – С. 55.

[5]  Экономика и бизнес. / Под ред. В.Д.Камаева. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1993. – с.-198.

[6]  Основы внешнеэкономических знаний. / Под ред. Фаминского И. -  М.: Крона, 1994.