Доклад ОАО Комирегионбанк «Ухтабанк»

на Первой инвестиционной конференции Республики Коми (2 ноября 2005 года)

Заседание «Повышение роли банковского сектора в развитии экономики и потребительского рынка в Республике Коми»

Тема: Потребительское кредитование - опыт Ухтабанка.

 Оценка перспектив рынка кредитования физических лиц.

Докладчик: Пшеницын Павел Николаевич, Заместитель председателя правления ОАО Комирегионбанк «Ухтабанк»

Добрый день, уважаемые коллеги, гости!

Мой доклад содержит в себе краткий анализ потенциала рынка потребительского кредитования Коми и обобщение опыта Ухтабанка на этом рынке

1. Предпосылки для развития потребительского кредитования в Коми

Ни для кого не секрет, что основной тенденцией последних лет является сокращение количества самостоятельных крупных предприятий в Республике, большая часть которых постепенно переходит под контроль холдинговых структур, расположенных в других регионах. Об этих событиях мы все знаем: покупка КомиТЭКа и Тэбукнефти Лукойлом, Воркутаугля – Северсталью, Сыктывкарского ЛПК – международной корпорацией Монди, Северной нефти – Роснефтью, Связи РК – Северо-западным телекомом. На очереди – Комиэнерго. Изменения приводят к централизации финансовых ресурсов предприятий и сокращению спроса на кредиты внутри региона (финансирование инвестиционных проектов, как правило, осуществляется за счет средств холдингов).

Понятно, что у банков растет заинтересованность в кредитовании населения. Указанную тенденцию подтверждает график  (см. презентацию). Кредитный портфель населению, как вы видите, стремительно догоняет кредитный портфель юридическим лицам. Сразу надо отметить, что на графике приведена официальная статистика Национального банка Коми, которая к сожалению не учитывает определенную часть кредитов. Это, прежде всего, так называемое магазинное банковское и небанковское кредитование (крупнейшие участники Русский стандарт, ХКФ-банк, Росбанк), кредиты небанковских финансовых структур, ипотечные кредиты по стандартам АИЖК, переуступленные банками. По нашим оценкам, остаток задолженности по таким неучтенным кредитам составляет около одного миллиарда рублей или 14-15% от кредитного портфеля.

Итак, что представляет собой рынок Коми? Население 1 млн. человек, рассредоточенное в на огромной территории. Наличие крупных предприятий – подразделений холдингов. Значительная дифференциация населения по доходам в отраслевом и географическом разрезе. Тем не менее, Республика занимает 7-е место по среднедушевым доходам граждан на душу населения (140% от среднероссийского уровня),  средний возраст жителя 35 лет (это лучше среднероссийских показателей), высокая доля трудоспособного населения в общей численности. Среди препятствий в демографической базе для развития кредитования – увеличивающаяся доля вахтовиков среди работающих (особенно в северных городах), сокращение численности трудоспособного населения в результате миграции в южные регионы.

Если оценивать показатель доли потребительских кредитов в ВВП, то потенциал нашего рынка значителен (см. слайд в презентации).  У самого крупного соседа России из Восточной Европы – Польши, доля кредитов превышает российский показатель более чем в 5 раз. Если сравнивать локальный рынок Коми с данными по РФ, то средняя сумма потребительских кредитов, приходящихся на душу населения составляет в Коми 7,3 тыс. руб., что превышает показатель по России на 16%, а показатель, к примеру Архангельской области, в 1,5 раза (см. слайд в презентации).

Долговая нагрузка населения, т.е. отношение потребительских кредитов к доходам населения (за год) остается низкой – 5,5% (см. слайд в презентации). Качество кредитного портфеля, т.е. доля просроченной задолженности в Коми заметно лучше, чем в целом по России (см. слайд в презентации).

2. Позиционирование кредитных продуктов. Портрет заемщика.

Подобный анализ мы провели более года назад, после чего нам стали очевидны возможности нового растущего рынка.  Теперь собственно о кредитной политике Ухтабанка в этой области.

Ухтабанк в общем, никогда ранее, не был заметен на рынке кредитования населения. Этому направлению традиционно не уделялось достаточного внимания. Существовавшие кредитные программы не предназначались для массового кредитования,  были тяжелы и неудобны. Характерная особенность старых программ – их безадресность, отсутствие целевой ориентации на определенные сегменты клиентуры. Результатом всего этого была ссудная задолженность по кредитам населения – 60 млн. руб., т.е. около 4% всего кредитного портфеля.

Развитие рынка потребительского кредитования и в Коми, и в стране в целом продолжалось в 2004 году бурными темпами, увеличивался спрос на кредиты со стороны населения, росли доходы домашних хозяйств. К 2004 году Ухтабанк уже сформировал достаточно широкую базу розничных клиентов, обслуживающихся по зарплатным проектам, исторически сильные позиции банк занимает на рынке вкладов населения. Поэтому руководством банка была поставлена задача до конца 2004 года разработать новые кредитные продукты. При чем они тесным образом должны были быть связаны с зарплатными проектами.

Надо отметить, что всего в рамках зарплатных проектов банк эмитировал более 70 000 карт. Крупнейшими клиентами по карточным проектам являются такие предприятия как Лукойл-Коми, Воркутауголь, «Монди бизнес пейпа-Сыктывкарский ЛПК», Север ТЭК, другие предприятия.

Финансовая ситуация на предприятиях - наших партнерах не вызывала опасений ни в краткосрочном, ни в среднесрочном периоде. Средние доходы сотрудников этих предприятий превышают средние показатели оплаты труда работающих в Коми где на 30, а где и на 100%, на них стабильно выплачивается зарплата, реализуются масштабные инвестиционные проекты, собственники заинтересованы в развитии бизнеса.

На первом этапе мы решили ограничиться хоть и не самым широким, но зато очень надежным кругом потенциальных заемщиков. Были также сформированы также критерии ограничения кредитного риска, связанные с возрастом заемщика, продолжительностью стажа, минимального дохода, местом проживания. В качестве возрастных ограничений были выбраны заемщики не моложе 22 лет,  и не старше 55 (для женщин) и 60 лет (для мужчин). Минимальный доход заемщиков должен составлять не менее 7 000 рублей (на тот момент это примерно составляло 70% среднереспубликанской зарплаты, около трех прожиточных минимумов). Стаж работы – не менее 6 месяцев. Проверку достоверности сведений заемщика о доходе – существенный фактор снижения риска, банк стал проводить на основе автоматического подсчета зачислений доходов по зарплатной карте.

Трудным вопросом был выбор ассортимента кредитных продуктов. Какие продукты предлагать? Насколько широким должен быть выбор? Был в начале соблазн предложить сразу максимум возможных кредитов , в т.ч. нецелевые кредиты, автокредиты, и ипотеку. Единственное, что мы исключили для себя сразу, это кредитование в магазинах. В итоге пришли к единому мнению, что развиваться надо постепенно без резких рывков, эволюционным путем. Было решено предложить нецелевые кредиты, наиболее удобные для заемщиков, т.к. именно по этим кредитам традиционно сосредоточен основной спрос, и по ним нет дополнительных обременений (страховки, залога и т.п.). Это конечно не означало, что данными кредитами покрывался весь возможный спрос клиентуры, но было неплохим стартовым заделом. Увеличение кредитного риска в этом случае компенсировалось ориентацией банка на целевые сегменты клиентуры.

3. Основные кредитные продукты. Опыт внедрения.

К началу 2005 года были разработаны основные кредитные продукты: Доверительный кредит и Партнерский кредит. Около четырех месяцев (начиная с декабря 2004 г.), длилась разработка и опытная эксплуатация программного обеспечения. Массовое внедрение началось с апреля текущего года.

Доверительный кредит - это краткосрочный кредит (сроком до 1 года), который выдается в сумме до 5 месячных зарплат. Кредит выдается без залога и поручительств. Для получения доверительного кредита не обязательно иметь кредитную историю в банке или какие-либо рекомен­дации от работодателя. Отно­шения между банком и заем­щиком строятся напрямую.

Партнерский кредит - это кредит сроком до 5 лет, кото­рый выдается в сумме до 18 месячных зарплат (не более 700 тыс. рублей) в зависимос­ти от платежеспособности заем­щика. В обеспечение по креди­ту принимаются поручитель­ства работников «уполномочен­ных» предприятий (как прави­ло, предприятия, на котором работает сам заемщик или дру­гого предприятия из списка банка).

Еще один важный момент при определении параметров кредитных продуктов заключался в организации обслуживания клиентов. Понятно, что на стадии получения заемщики интересуются больше всего ценовыми условиями кредитов, зато после получения кредита людей больше всего волнует сервис в сопровождении кредитного договора, всем хочется тратить меньше времени на походы в банк, тем более на стояние в очередях. Мы отчетливо понимали, что при росте количества заемщиков мы столкнемся с проблемами в качестве обслуживания при существующем порядке приема платежей и программном обеспечении. Поэтому мы решили, что предоставление и погашение кредита будет осуществляться с использованием зарплатных карт заемщиков, естественно, с использованием средств автоматизации. Оставалось технически реализовать эту, в общем, не самую простую задачу. В итоге кредитный процесс был организован так, что погашение ежемесячных платежей по Доверительному и Партнерскому кредиту осуществляется спустя 2-3 дня после зачисления на карту зарплаты. Сумму фактических списаний заемщик может сверять по выписке с карточного счета (на бумаге или в интернете) или по своему мобильному телефону (предварительно подключив соответствующую услугу SMS-информирования об операциях по счету).

Таким образом, на обслуживании в кассах осталась существенно меньшая часть платежей, в основном, платежи по досрочному погашению и просроченные платежи. Прием платежей в кассе со временем также претерпел изменения. Был реализован принцип одного окна, когда кассир принимает платежи, полностью владея информацией о состоянии долга. Кассир тут же может распечатать клиенту обновленный график платежей по ссуде.

Для повышения эффективности работы мы четко придерживались линии на специализацию персонала, была введена программа дополнительной мотивации кредитных работников, ставящих размер вознаграждений в зависимость от фактической доходности и качества кредитного портфеля, а также достижения плановых показателей.

            Мы постарались уделить максимум внимания раскрытию информации об условиях получения кредитов. По каждому кредиту в банке есть буклет с подробной информацией, в т.ч. о комиссиях, связанных с обслуживанием кредитов. Аналогичная информация приведена на информационных стендах внутри банка. График платежей по кредиту может быть распечатан по запросу клиенту еще до подачи кредитной заявки.

Основной проблемой при внедрении кредитных программ стала автоматизация бизнес-процедур. Редкий случай, однако фактический срок разработки программного обеспечения оказался меньше изначального прогноза. Были реализованы как модуль фронт-офис -по работе с клиентами, так и бэк-офис – внутренние процедуры банка по обслуживанию кредитов. Положительный опыт работы по новым программам кредитования, успехи автоматизации, постепенное приобретение персоналом, в т.ч. вновь принятым, навыков массового обслуживания клиентов, повышение квалификации сотрудников, позволило нам с июня 2005 года внедрить очередную программу нецелевого кредитования «На неотложные нужды», ориентированную на более широкий круг клиентов, в т.ч. не обслуживающихся у нас по зарплатным проектам. По этой программе помимо поручительств, кредитование стало возможным также под залог квартир, автотранспорта, другого имущества. В настоящее время мы заняты разработкой наиболее оптимальных ипотечных программ. Планируется одновременное предложение не только кредитов по стандартам АИЖК, но и формирование собственной ипотечной программы.

Промежуточные итоги

Подводя промежуточные итоги деятельности, на новом для нас рынке кредитования населения, можно сказать, что старт нам явно удался. С начала года ссудная задолженность выросла почти в семь раз с 61 до 412 млн. рублей. До конца года, надеюсь, мы превысим 500 миллионный рубеж. Доля кредитов физическим лицам выросла с 4 до 18% кредитного портфеля. Стратегическая цель банка  - достигнуть 40% доли кредитов населению в общем кредитном портфеле банка.

В завершение своего выступления хотелось бы сказать, что рынок банковских услуг Коми является, безусловно, высококонкурентным (многие банки уже обратили внимание на потенциал потребительского кредитования), и  можно с уверенностью спрогнозировать, что с каждым годом выбор заемщика при определении банка и кредитных продуктов будет все больше, получение кредитов будет становится проще. Тем не менее, незанятых ниш на рынке еще хватает. Для банков наиболее актуальными проблемами станут управление издержками при кредитовании населения, оптимизация процедур по работе с просроченной задолженностью, управление рисками. К сожалению, эффективной отдачи от начала работы кредитных бюро придется подождать еще 2-3 года. Основной фактор риска в кредитовании населения – касается макроэкономики. Пока растут доходы населения, кризис плохих долгов нам не грозит, но если резкое ухудшение мировой конъюнктуры ударит по базовым отраслям российской экономики (как это было в 1998 году), то конечно, уровень невозвратов возрастет, и в конечном итоге потери банков будут зависеть от качества сформированных кредитных портфелей. В целом наш прогноз, несмотря на наличие угроз, остается оптимистическим (см. слайд в презентации). К концу 2007 года, по нашему мнению, кредитные портфели банков  должны утроиться по сравнению с концом 2004 года. В новом 2006 году Ухтабанк, предложит новые кредитные продукты для населения.

На этом я хотел бы завершить свое выступление. Спасибо за внимание!

2 ноября 2005 года

paul@uhb.parma.ru

www.krbank.ru

Отдельно к докладу прилагается презентация (файл Power Point)