Содержание
Введение............................................................................................................. 3
1. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в России 4
2. Задачи, принципы и этапы НИОКР.............................................................. 7
Заключение....................................................................................................... 12
Список литературы.......................................................................................... 14
Введение
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.
В России одним из важнейших направлений формирования инновационной инфраструктуры является формирование инновационных центров, внебюджетных и бюджетных фондов которые поддерживают деятельность наукоемких инновационных предприятий и способствуют передаче на рынок готовой научно-технической продукции.
Целью данной работы является изучение на основе различных источников технологии инновационных процессов.
В ходе работы ставились следующие задачи:
1. рассмотреть внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в России;
2. проанализировать задачи, принципы и этапы НИОКР.
1. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в России
К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности в России относятся следующие*:
- государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;
- создание государственных налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в том числе лизинговых) льгот инноваторам;
- включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;
- государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методическими указаниями, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;
- государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;
- проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;
- оказание государственной помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);
- государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонта сложной техники;
- осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;
- создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;
- осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов.
Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ, утвердившим «Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» от 12 апреля 1994 г.
Субъектами образования внебюджетных фондов являются*:
- Министерство науки и технологий РФ образует Российский фонд технологического развития;
- федеральные министерства – внебюджетные фонды соответствующих министерств;
- иные федеральные органы исполнительной власти – внебюджетные фонды ведомств;
- корпорации, концерны и ассоциации могут образовывать внебюджетные фонды объединений.
В соответствии с постановлением Правительства РФ внебюджетные фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1.5% от себестоимости реализуемой продукции.
Значительную роль в развитии инновационного предпринимательства играет Указ Президента РФ «О частных инвестициях в РФ» от 17 сентября 1994 г. Данный указ принят в целях привлечения частных инвестиций.
В этом указе предусматривается ежегодное выделение средств федерального бюджета в размере 0.5% ВВП на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, подготовленных с участием коммерческих структур, при условии размещения этих средств на конкурсных началах. Там же установлено, что право на участие в конкурсе имеют коммерческие высокоэффективные инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием точек роста экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает 2 лет.
Создание внебюджетных федеральных фондов способствует завершению рентабельных научных проектов, включая патентование за рубежом и сертификацию мирового уровня, что необходимо для выхода отечественных инновационных фирм на зарубежный рынок, ускорения продвижения на рынок наиболее перспективных разработок.
Для осуществления государственной поддержки высокоэффективных инновационных проектов Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций, который на возвратной основе должен поддерживать инновационные проекты, способные инициировать прогрессивные сдвиги в промышленности.
2. Задачи, принципы и этапы НИОКР
Основными задачами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) являются*:
1) получение новых знаний в области развития природы и общества, новых областей их применения;
2) теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации в сфере производства разработанных на стадии стратегического маркетинга нормативов конкурентоспособности товаров организации;
3) практическая реализация портфеля новшеств и инноваций.
Реализация перечисленных задач позволит повысить эффективность использования ресурсов, конкурентоспособность организаций, жизненный уровень населения.
Основными принципами НИОКР являются:
а) выполнение ранее рассмотренных научных подходов, принципов, функций, методов менеджмента при решении любых проблем, разработке рациональных управленческих решений. Количество применяемых компонентов научного менеджмента определяется сложностью, стоимостью объекта управления и другими факторами;
б) ориентация инновационной деятельности на развитие человеческого капитала.
НИОКР подразделяются на следующие этапы (виды) работ:
· фундаментальные исследования (теоретические и поисковые);
· прикладные исследования;
· опытно-конструкторские работы;
· опытные, экспериментальные работы, которые могут выполняться на любом из предыдущих этапов.
Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; новых, неизвестных ранее свойств материалов и их соединений; методов менеджмента. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи, хотя они иногда могут быть отвергнуты или пересмотрены.
Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области. Но вероятность положительного выхода фундаментальных исследований в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не может себе позволить отраслевая наука. Фундаментальные исследования должны, как правило, финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной основе, а также могут частично использовать и внебюджетные средства.
Прикладные исследования направлены на изучение путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Они ставят своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в опытно-конструкторских работах (ОКР).
ОКР - завершающая стадия НИОКР, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Под разработками понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и разработок (НИР) и (или) практического опыта. Разработки направлены на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие.
К ним относятся*:
· разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы);
· разработка идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы);
· разработка технологических процессов, т.e. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный результат (технологические работы);
· создание опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества);
· испытание опытных образцов в течение времени, необходимого для получения технических и прочих данных и накопления опыта, что должно в дальнейшем найти отражение в технической документации по применению нововведений;
· определенные виды проектных работ для строительства, которые предполагают использование результатов предшествующих исследований.
Опытные, экспериментальные работы - вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов научных исследований. Опытные работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов, отработку новых (усовершенствованных) технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов, необходимых для проведения НИОКР. Опытная база науки - совокупность опытных производств (завод, цех, мастерская, опытно-экспериментальное подразделение, опытная станция и т. п.), выполняющих опытные, экспериментальные работы.
Таким образом, целью ОКР является создание (модернизация) образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На стадии ОКР производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новой техники. Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР.
Завершающей стадией НИОКР является освоение промышленного производства нового изделия. Следует рассматривать следующие уровни (области) внедрения результатов НИОКР*:
1. Использование результатов НИР в других научных исследованиях и разработках, являющихся развитием законченных НИР либо выполняющихся в рамках других проблем и направлений науки и техники.
2. Использование результатов НИОКР в экспериментальных образцах и лабораторных процессах.
3. Освоение результатов ОКР и экспериментальных работ в опытном производстве.
4. Освоение результатов НИОКР и испытания опытных образцов в серийном производстве.
5. Широкомасштабное распространение технических новшеств в производстве и насыщение рынка (потребителей) готовыми изделиями.
Организация НИОКР базируется на следующих межотраслевых системах документации:
· Государственная система стандартизации (ГСС);
· Единая система конструкторской документации (ЕСКД);
· Единая система технологической документации (ЕСТД);
· Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП);
· Система разработки и постановки продукции в производство (СРПП);
· Государственная система качества продукции;
· Государственная система «Надежность в технике»;
· Система стандартов безопасности труда (ССБТ) и др.
Результаты опытно-конструкторских работ оформляются в соответствии с требованиями ЕСКД. Система ЕСКД - это комплекс государственных стандартов, устанавливающих единые, взаимосвязанные правила и положения по составлению, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой в промышленности, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организациями и предприятиями.
Заключение
Внедрение новой техники и технологии – это весьма сложный и противоречивый процесс. Поэтому в России существуют различные формы поддержки инновационной деятельности. К ним также можно отнести и внебюджетные формы:
- государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;
- создание государственных налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в том числе лизинговых) льгот инноваторам;
- включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;
- государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методическими указаниями, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;
- государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;
- проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;
- оказание государственной помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);
- государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонта сложной техники;
- осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;
- создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;
- осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов.
Также в России занимаются научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР), которые имеют свои задачи, принципы и этапы.
К основным задачам НИОКР можно отнести следующие:
1) получение новых знаний в области развития природы и общества, новых областей их применения;
2) теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации в сфере производства разработанных на стадии стратегического маркетинга нормативов конкурентоспособности товаров организации;
3) практическая реализация портфеля новшеств и инноваций.
Основными принципами НИОКР являются:
а) выполнение ранее рассмотренных научных подходов, принципов, функций, методов менеджмента при решении любых проблем, разработке рациональных управленческих решений;
б) ориентация инновационной деятельности на развитие человеческого капитала.
НИОКР подразделяются на следующие этапы (виды) работ:
· фундаментальные исследования (теоретические и поисковые);
· прикладные исследования;
· опытно-конструкторские работы;
· опытные, экспериментальные работы, которые могут выполняться на любом из предыдущих этапов.
Реализация перечисленных задач, принципов и этапов позволит повысить эффективность использования ресурсов, конкурентоспособность организаций, жизненный уровень населения.
Список литературы
1. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. – Таганрог, ТРТУ, 1998, 132 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2002, 220 с.
3. Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование.// Менеджмент в России и за рубежом. – 2003, №3, 60 с.
4. Инновационный менеджмент: Справочное пособие./ Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – СПб.: Наука, 1997, 212 с.
5. Инновационный менеджмент./ Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2003, 218 с.
* Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование.// Менеджмент в России и за рубежом. – 1998, №3, с. 11
* Инновационный менеджмент./ Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997, с. 39
* Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. – Таганрог, ТРТУ, 1998, с. 15
* Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. – Таганрог, ТРТУ, 1998, с. 18
* Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. – Таганрог, ТРТУ, 1998, с. 21