Содержание:
Содержание: 2
1 вопрос. 3
2 вопрос. 9
3 вопрос. 15
4 вопрос. 17
5 вопрос. 17
Список литературы: 20
1 вопрос.
Выпишите из словаря следующие понятия темы:
АПОЛОГЕТИКА – или ранняя патристика, направление в философско-теологической мысли, связанное с трудами христианских писателей 2-3 веков (апологетов), защищавших христианство от язычников, иудеев и преследователей. Ставили и разрабатывали проблемы, ставшие затем основными проблемами схоластики.
БОГ - фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры. Представление о Б. как о личном и сверхприродном является определяющим признаком теизма.
ВЕРА - убеждение:
- в реальном существовании предметов религии или фантазии;
- в необходимости определенного хода событий;
- в истинности того, что не доказано с несомненностью.
Способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние человеческой души.
КРЕАЦИОНИЗМ - от лат. creatio - создание, сотворение) (биол.), ненаучная концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их Богом.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ (лат. conceptus - понятие) - умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomina) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии (conceptus). В качестве особого направления философской мысли К. конституируется в контексте такой ветви средневековой философии, как схоластика: основоположник - Петр Абеляр; наиболее последовательный представитель - Иоанн Солсберийский.
НОМИНАЛИЗМ (лат. nomina - имена, nominalis - относящийся к названиям) - (1) - в узком смысле - направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних (см. Универсалии); (2) - в широком смысле - интерпретационная парадигма, проявившая себя в ориентации философии, науки, логики, математики, этики, теологии и др. сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование конкретной единичности над абстракцией общего. Базовый тезис Н. констатирует лишенность общих понятий онтологического статуса и связывает их существование в качестве имен только со сферой мышления.
ПАТРИСТИКА (лат. patres - отцы) - направление философско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов - Отцов Церкви. Семантико-аксиологические источники оформления П. - античная философия (общерациональный метод и конкретное содержание таких философских течений, как платонизм и неоплатонизм, стоицизм и др.), с одной стороны, и христианская телеологическая доктрина (прежде всего идея откровения, а также семантические фигуры теизма, креационизма, телеологизма и др.) - с другой.
РАЗУМ - философская категория, сформировавшаяся в домарксистской философии и выражающая один из способов теоретического мышления. Сущность разума состоит в целеполагании, разум открывает абсолютное, божественное и бесконечное. У Николая Кузанского, Дж. Бруно, И. Гамана, Ф. Якоби, Ф. Шеллинга и др. сложилось представление о разуме как высшей по сравнению с рассудком способности познания: разум непосредственно "схватывает" единство противоположностей, которые рассудок разводит в стороны.
РЕАЛИЗМ (лат. realis - действительный, вещественный) - направление мысли, основанное на презумпции наделения того или иного феномена онтологическим статусом независимой от человеческого сознания сферы бытия. В зависимости от того, что именно наделяется таким статусом, Р. дифференцируется на: 1) - стихийный Р., характерный для архаичных культур и основанный на онтологизации человеческих представлений о мире, в рамках которой предметом объективации выступает непосредственное содержание опыта; 2) - концептуальный Р., оформляющийся в контексте зрелой культурной традиции и - в противоположность стихийному Р. - основанный на рефлексивно осознанном дистанцировании объекта и мысли о нем. К концептуальному Р. относятся: (а) - Р. как философское направление, представленное онтологизацией общих понятий (средневековый Р.), предмета познания (неореализм и критический Р. в философии 20 в.), социальных отношений (см. Социальный реализм); (б) - Р. как художественный метод, основанный на презумпции объективного бытия конструируемой в процессе художественного творчества реальности.
СХОЛАСТИКА (греч. schola - ученая беседа, школа и лат. scholastica - ученый) - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. С. проходит в своем развитии следующие периоды: I. Классическая (средневековая) С., в свою очередь распадающаяся на этапы: 1) ранняя С. (11-12 вв.). Представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Беренгар Турский (ок. 1000-1088), Иоанн Росцелин (ок. 1050-1122), Гийом из Шампо (ок. 1068-1121), Петр Абеляр, Гийом из Конша (ок. 1060 - ок. 1154), Жильбер Порретанский (1080- 1154), Алан Лилльский, Иоанн Солсберийский (ок. 1115- 1180) и др.; 2) зрелая или поздняя С. (13-14 вв.). Представители: Альберт фон Больштедт (ок. 1200-1280), Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот, Бонавентура, Сигер Брабантский (ок. 1240 - ок. 1281), Николай Орем (ок. 1320-1382), Уилльям Оккам, Жан Буридан, Раймунд Луллий (1235-1315) и др. II.
ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - специфический тип религиозного сознания, вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации Бога как трансцендентного миру разумного начала, Абсолюта, понятого в качестве личности. Первое употребление термина Т. - 1743 (работа Р.Кедворта "Истинная интеллектуальная система универсума"). К строго последовательному Т. могут быть отнесены такие вероучения, как христианство, иудаизм и ислам, генетически связанные между собой общим семантическим восхождением к библейскому канону: "живой Бог" Танаха, Ветхого и Нового Заветов и Корана (ср. с нетеистскими религиями, где Абсолют трактуется как абсолютная идея, мировая воля, безличный разумный порядок: см., например, "путь богов" в синтоизме или "невидимое" исмаилитов). В контексте теистских представлений Бог не только творит мир в акте свободной воли, но и продолжает свою активность в сотворенном мире, в связи с чем для Т. характерна идея провидения (см. Провиденциализм), т.е. признание перманентного присутствия в мире разумного Божественного вмешательства, обеспечивающего наибольшее благо творения и допускающего непресекающуюся возможность чуда как "препобеждающего" законы природы по воле Божьей (см. Теургия). В этом плане Т. противостоит деизму, фокусирующему внимание только на акте творения и исключающему вмешательство Бога в мир в его посткреационном развитии, осуществляющемся по естественным законам (см. Деизм).
ТЕОДИЦЕЯ (фр. theodicee от греч. theos - бог и dike - справедливость) - 1) теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца, с одной стороны, и очевидности того факта, что "мир во зле лежит", - с другой, т.е. проблема оправдания Бога в контексте презумпции несовершенства мира. Если политеизм мог возложить ответственность за мировое зло на игру космических сил (античная религия, например), то уже монолатрия, предполагающая возвышение одного из божеств над остальным пантеоном, практически ставит проблему Т. (например, диалог Лукиана "Зевс уличаемый", датируемый 2 в.). Однако в собственном смысле этого слова проблема Т. конституируется в контексте религий теистского типа, ибо поскольку в семантическом пространстве теистского вероучения абсолютность Бога осмысливается в плоскости понимания Бога как Абсолюта (в строго последовательном монотеизме Бог не только един, но и единственен - как в смысле отсутствия дуальной оппозиции его света с темным богом, так и в смысле демиургичности, творения мира из ничего, что предполагает отсутствие материи как темной и несовершенной субстанции творения), постольку Бог оказывается референтно последней инстанцией, несущей всю полноту ответственности за свое творение, что чрезвычайно остро артикулирует проблему Т. в рамках теологии.
ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - Бог, logos - слово; русская калька - богословие) - феномен теистских вероучений, выражающийся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Божьего. Различают: 1) фундаментальную (теоретическую) или системную Т., включающую в себя догматику (предлагающую системную интерпретацию догматов вероучения), апологетику (обоснование вероучения с помощью рациональных средств), сравнительную Т. (основанную на компаративном анализе базового вероучения с основоположениями других религий), экзегетику (методологию имманентного истолкования сакральных текстов), социальную Т. (представляющую собой концепцию истории в духе вероучения), экклесиологию (концепцию церкви и ее роли в истории человека и человечества) и др.; 2) историческую Т., включающую в себя церковную археологию (история церкви, история Библии и ее истолкований, рефлексивная мета-история Т. и др.); 3) нравственную (практическую) Т., т.е. концепцию личного спасения (сотериология), предполагающую разработку соответствующей моральным ценностям вероучения поведенческой парадигмы; 4) пастырскую Т., т.е. систему раскрытия прикладных аспектов культовой деятельности, включающую в себя литургику (теорию богослужения), гомилетику (теорию проповедческой деятельности), катехитику (включая прикладные методики адаптации) и др. Возникает исключительно в рамках такого типа вероучений, как теизм.
ТЕОЦЕНТРИЗМ - теологическая концепция, согласно которой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага. При этом подражание и уподобление Богу рассматривается как высшая цель и главный смысл человеческой жизни, а почитание Бога и служение ему - как основа нравственности. греч.Theos - Бог + лат.Centrum - центр круга.
ХРИСТИАНСТВО (греч. christos - помазанник, мессия, спаситель) - 1) Вероучение, центрированное фигурой Иисуса Христа и объединяющее в единый семантический комплекс содержание как Ветхого, так и Нового Заветов, обеспечивая единство Библии как общего для всех христиан источника. Впервые термин "X." как обозначение веры последователей Христа - христиан - возник, согласно кн. Деяний, в Антиохии Сирийской около 42. 2) Одна из мировых религий, объединяющая многочисленные конфессионально дифференцированные направления (православие, католицизм, протестантизм в различных его версиях, многообразные течения (толки), группы и секты). X. возникло в 1 в. в восточных провинциях Римской империи. Благодаря универсализму нравственных принципов X. и, в первую очередь, провозглашаемому кодексу ценностей, основанному на презумпциях равенства, милосердия и любви, идее Спасения, избавления, получило широкое распространение. 3) Тип культуры, первоначально сформировавшийся в Европе в пределах Римской империи и сменивший затем - в целом - в контексте западной традиции разнообразные культуры античности (язычество).
УНИВЕРСАЛИИ - от лат. universalis = общий), термин средневековой философии, обозначающий общие понятия (или идеи). В споре об У. (10=14 вв.), выясняющем онтологический статус общих понятий (т. е. вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три направления: номинализм, видевший в У. общее имя, концептуализм, истолковывавший У. как обобщение, основанное на сходстве предметов, и реализм, полагавший, что У. существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).
2 вопрос.
«Средневековая философия – служанка богословия».
1. Общее понятие и важнейшие черты средневековой теологической философии.
В религиозной философии форму основополагающих мировоззренческих принципов принимают основные положения христианского вероучения.
Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Реальностью, определяющей все сущее в мире является для средневековых философов Бог. Богу придается роль определяющего начала во всех происходящих в мире процессах, детерминанты существования природы, человека и общества.
Это заставляет смотреть под особым углом зрения на развитие, смысл истории и мироздания, человеческие цели и ценности.
Характерной чертой религиозной философии средневековья является авторитаризм. Это связано с абсолютным авторитетом «Священного писания» и апологетики.
3. Догматы творения и откровения как основополагающие в философии Средневековья. Ее теоцентризм.
Самой яркой характерной чертой христианского мировоззрения, пронизывающая всю философскую теорию средневековья, является теоцентризм. В разных областях знания он раскрывается через разные принципы, как принцип креационизма, антропологизма, богоуподобления и эсхатологизма.
Одним из важнейших принципов средневековой философии выделяют сотериологизм (от лат. Soter - спаситель). Этот принцип постулирует ориентацию всей человеческой жизнедеятельности на спасение души. Спасение интерпретируется как процесс обожествления, соединения человека с Богом в «божьем царстве».
С этим принципом тесно связан принцип ревеляционизма или принцип откровения. Этот принцип основывается на идее трансцендентности и непостижимости бога, конечности и греховности человеческого существования. Принцип откровения также предполагает существование некоего знания, необходимого для спасения, которое невозможно постичь умом. Содержание этого откровения представляется как трансцендентное бытие, которое бесконечно превосходит возможности рассудочного познания. Основной способ получения этого знания – через мистическую интуицию, через откровение.
Ревеляционизм предполагает отношение христианских философов к исходному мыслительному материалу не как к результату теоретического исследования человека, а как к полученной извне, которой неизменной истине, которая должна быть принята, в силу авторитета источника из которого она получена – от Бога из церкви. Такой подход неизбежно обусловливает авторитетный, догматический тип мышления.
Креационизм – принцип, согласно которому мир является сотворенным Богом. Бог трактуется как абсолютное творческое начало. Он вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего.
В христианском мировоззрении человеку придается исключительная роль среди других божественных творений. Этот принцип называется принципом антропоцентризма. Человек является центром творения и его конечной целью. Божественными качествами человека философия средневековья называет разум и волю.
2. Периодизация средневековой философии:
В средневековой философии можно выделить 3 этапа.
1 этап – апологетика (2-3 века). Наиболее известными апологетами называют Юстина Мученика (казнен в Риме ок. 166 г.), Оригена (ок. 185-254 г.), Тертуллиана (ок. 160-240 г.).
2 этап - патристика (4-8 века). Выделяют классическую патристику (4-5 века) и заключительный этап. Патристика разделилась на западную, где писались труды на латинском языке, и восточную, где произведения создавались на греческом языке. К наиболее известным относятся Климент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст.
3 этап – схоластика (7-15 века). Делят на раннюю схоластику (9-11 века): Иоанн Скотт (Эриугена) (ок. 810-877 г.), Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.), Росцелин (ок. 1050-1120 гг.), Пьер Абеляр (1079-1142 гг.); зрелую схоластику (13 век): наиболее крупный представитель Фома Аквинский (1225-1274); и позднюю схоластику (13-14 вв.): Роджер Бэкон (1214-1294 гг.), Иоанн Дунс Скот (ок. 1265-1308 гг.), Уильям Оккам (ок. 1300-1350 гг.).
4. Проблема теодицеи.
Термин теодицея был впервые введен Г. В. Лейбницем в трактате «Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и первопричине зла» (1710). Во времена Средневековья, когда утвердилась христианская религия, которая проповедовала всеобщую любовь и человеколюбие, мира и согласия достигнуть не удалось. Эразм Роттердамский, считал, что «наибольший абсурд заключается в том, что Христос присутствует в общих лагерях» (конфликт между христианами (гугенотами и протестантами) за Христа). Религиозная философия разработала специальное учение - «Оправдание бога», которое оправдывало то, что Бог допускает разнообразное зло. Основной тема теодицеи: оправдание того, что при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты – от жестоких войн до коварных убийств.
5. Философия Аврелия Августина: учение о Боге, человеке и его внутреннем мире.
В своих произведениях Августин Блаженный обосновывал идею о том, что бытие Бога — это высшее бытие. Добрая воля Бога является причиной появления мира, который через телесное и душу человека восходит к своему создателю. Особое место в этом мире отведено человеку. Материальное тело и разумная душа составляют сущность человека, который через свою душу приобретает бессмертие и свободу в своих решениях и действиях. Однако люди разделены на верующих и неверующих. О первых заботится Бог, а вторым дается возможность через обращение к вере спасти себя. А. Августин считал, что у человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера. Его религиозно-философское учение служило фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века.
Не все атрибуты Бога уловимы чувствами или разумом, но некоторые из них, считал он, можно назвать. Раз есть «мысли Творца», что подтверждается целесообразностью устройств живых существ, то значит, источник их творения — Всемогущая Личность, Всесильное Существо. «Личность» (или «Существо») при этом не имеют прямой аналогии в природном мире, это, скорее, метафора для лучшего понимания акта творения. Творение же перманентно, оно не имеет начала, не будет иметь конца; оно есть непрерывная, бесконечная серия актов. Кроме того, Богу присуща бестелесность, невещественность. Бог имеет еще такие атрибуты, как бесконечность в пространстве. Бог есть Воля. Бог есть высшее Благо. Посредством своей Воли, нацеленной на Благо, Бог создает все предметы природы, все души людей и такие бестелесные существа, как ангелы. Если Бог, пишет он, «отнимет от вещей свою, так сказать, производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы».
Августин обосновывает креационизм, т. е. положение о творении природы и материи Богом. Бог сотворил их «из ничего», исключительно по своей воле. «Откуда взялась бы эта материя, не созданная тобою, а между тем послужившая материалом для твоего творчества?» — спрашивает он, обращаясь к Всевышнему, и отвечает: «Допущением такой материи неизбежно ограничивалось бы твое всемогущество... До творения твоего ничего не было, кроме тебя, и... все существующее зависит от твоего бытия».
Главное в теоцентризме Августина то, что он конкретизировал религиозное представление о Боге, наполнил, насколько тогда это было возможным, данное понятие философским содержанием, передвинув «личностное» к «трансцендентному», к философскому Абсолюту.
Всемогущество божества было доведено Августином до фатализма, предопределенности действий и судьбы людей. Все делается по воле Бога. Имея в виду Бога и благодаря его за свою судьбу, он писал в «Исповеди»: «Не мать моя, не кормилицы мои питали меня сосцами своими, но Ты чрез них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы, Тобою ей предначертанному, и по богатству щедрот Твоих, которыми ты облагодетельствовал все твари по мере их потребностей».
Одним из атрибутов Бога является вечность, трактуемая как неизменность. Августин говорил о трудности понимания вопроса о сущности времени: «Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но, как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик».
Бесспорно, вещи находятся во времени; они изменяются, и время есть мера их изменений. Сотворив природу и вещи, Бог сотворил и время. Но задумаемся: прошлое не обладает действительным существованием, его уже нет; будущего тоже не существует, его еще нет; настоящее же — ускользающее, оно есть миг. Прошлое связано с памятью, будущее — с надеждой, настоящее — с непосредственным созерцанием; иначе говоря, все они в душе, они субъективны. Правильнее считать, что есть настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Бог же в отличие от предметов природы существует вне времени; в нем нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее; в нем постоянное «теперь», статичная абсолютная вечность. Итак, по Августину, время характерно для конечных вещей, вечность — для Бога. Человек как тело смертен, но духовно способен приобщиться к Богу, к вечности.
Творение Богом вещей и человека предполагает наличие в нем идей и сотворенной им же материи. Но все вещи и люди оказываются несовершенными копиями божественных идей. Но все веши и люди оказываются несовершенными копиями божественных идей. Вещи и люди стремятся к идеальному, а поскольку они отягощены материальным, то достичь идеального состояния не способны.
6. Взгляды Августина на человеческую историю и роль Церкви в ней. Смысл человеческой жизни и человеческой истории.
Говоря о предопределенности Богом судьбы людей, Августин поставил проблему свободы воли. Воля может направляться разумом, но может иметь место и рассогласование воли и разума; выбор воли, т.е. действий человека, может быть иррациональным, не согласующимся с разумным пониманием. Человек свободен, когда воля направляет его действия к добру, к выполнению божественных заповедей, принятых «сердцем» и разумом; нужны усилия воли для утверждения в благодати. Свободы нет, когда воля или разум стремятся к возвышению над людьми, над Богом, когда они не согласуемы с волей Бога. Августин призывал к неустанному поиску божественной истины, к твердой воле для достижения этой цели; сам поиск должен быть страстным, эмоциональным; познание Бога и любовь к нему должны быть неразрывно связаны между собой.
Августин выдвигал положение: познай Бога и собственную душу; Бога — через душу, душу — через Бога. Углубление в себя есть путь к Богу. Чем лучше человек познает самого себя, тем ближе он становится к Богу (хотя конечного рубежа достичь в принципе невозможно). Одно из больших препятствий на этом пути — отсутствие полной искренности перед самим собой и перед Богом. Он обнаружил в «Исповеди», что, стремясь к правдивости, к искренности, он все-таки не в силах постоянно быть искренним перед собой и Богом и склонен обманывать даже самого себя и Бога. Установив это, Августин указал, что понимание данного обстоятельства, как ничто другое, свидетельствует о подлинной реальности самого себя. И он формирует тезис: «Я ошибаюсь (обманываю себя), следовательно, я существую». Обман, однако, можно в конце концов преодолеть — в минуты прозрений, в подчинении собственной воли воле Бога.
В истории человечества Августин замечает изменения к лучшему: все больше людей желает нравственного самоусовершенствования. Такие изменения происходят в результате борьбы двух градов: града Божьего и града Земного. Второй град создан тоже по идее Бога, но у людей, составляющих этот град, имеются особые цели. Августин пишет: «Существовало всегда не более как два рода человеческого общения, которые мы, следуя Писаниям своим, справедливо можем называть двумя градами. Один из них составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой — из желающих жить также по духу... Итак, два града созданы двумя родами любви: земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной — любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний — в Господе». Град земной — это мир себялюбцев, мир зла, в нем господствует похоть, «управляющая и правителями его, и подчиненными ему народами». Само государство оказывается «великой разбойничьей организацией». Град Божий — это мир добра, где «по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь». Церковь является представителем Божьего града на Земле, ее власть выше светской власти, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви. Августин делает попытку дать обзор истории всего человечества. История (Бог) ведет к тому, что силы света постепенно одолевают силы тьмы. Но процесс этот бесконечен. Совершенное, идеальное государство осуществить невозможно.
3 вопрос.
Выделить в таблице основные решения проблемы человека в эллинистической и средневековой философиях.
Философия |
Представители |
Сущностные характеристики |
Идеал личности |
Эллинистическая · Эпикуреизм · Стоицизм · Кинизм |
Эпикур Сенека, Эпиктет, Антонин, Арриан, Марк Аврелий, Цицерон, Секст Эмпирик, Диоген Лаэртский Антисфен, Диоген Синопский, Кратет, Менипп |
Субъективно-антропологическая традиция. Главная идея – достижение счастливой жизни. Гедонизм Космический детерминизм. Душа не бессмертна, сливается с космосом. Аскетизм, первый космополитизм. Внешне – намерено асоциальное поведение, при внутреннем достоинстве. |
Человек, достигший блаженства, избавившийся от суетных желаний. Мудрец как истинный хозяин своей судьбы, достигший полной добродетели и бесстрастия. Глубинное внутреннее достоинство, отсутствие потребности быть оцененным обществом. |
Христианство · Августианство · Томизм |
Августин Аврелий Фома Аквинский |
Волюнтаризм, мистицизм Наличие двух разных истин – веры и разума. Признание их равноправия. Признание ценности научного знания. |
Целостная личность, пребывающая в состоянии мира и покоя, опирающаяся в своих исканиях на разум и, в первую очередь – веру. Воля, управляемая интеллектом и любовью. Главные интеллектуальные добродетели - познание первых принципов, знание, мудрость; главные моральные добродетели - познание практических первооснов (к ним относятся и естественные права человека), совесть, благоразумие. Если добавить к благоразумию добродетели мужества, умеренности и справедливости, то они дают нам как бы общую структуру нашей моральности. Но совершенное их единство дает только любовь |
4 вопрос.
Августин Аврелий считал, что человеческая история есть борьба двух враждебных царств – царства земного и царства Божьего: «Два града созданы двумя родами любви – земной – любовью к себе и небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. История имеет начало, свой смысл и свое завершение – распространение христианства и победу его со всемирной масштабе».
1. К какой области философского знания относятся эти рассуждения?
Область – история философии.
2. Как называется такое учение об обществе?
Теократия – власть Бога.
3. Какого значение августианского учения об обществе и его история?
Августин оценивается западно-христианской культурой как основоположник системной философии истории, его работы сыграли существенную роль в оформлении христианского понимания предопределения и конституировании христианского провиденциализма.
5 вопрос.
1. Завершите определение:
«Способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние человеческой души, называется вера».
2. Универсалии – это
а). обозначение чего-либо;
б). форма «чистого разума»;
в). понятия отражающие любые типы связей;
г). понятия, отражающие всеобщие существенные связи и отношения.
Ответ: б). форма «чистого разума».
3. Соотнесите этапы средневековой философии и преобладающие способы философствования:
б). Апологетика – а). Защитительная речь
а). Патристика – б). Комментаторско-энциклопедический
в). Схоластика – в). Формально-логический, умозрительный.
4. Укажите специфическую направленность философии средних веков:
а). деизм
б). теизм
в). атеизм
г). пантеизм.
Ответ: б). теизм.
5. Как можно назвать философскую позицию Августина Аврелия:
а). материализм:
б). объективный идеализм;
в). сенсуализм;
г). рационализм.
Ответ: б). сенсуализм.
6. Основное средство научного познания мира:
а) созерцание;
б). вера;
в). опыт;
г). понятия.
Ответ: г). понятия.
7. Теодицея есть религиозное учение, имеющее своей целью оправдать всеблагого Бога перед наличием в мира зла.
8. Найдите соответствия между:
а). А. Августин – б). «Исповедь»
б). Аристотель – в). «Метафизика»
в). Гомер – г). «Илиада»
г), Платон – а). «Государство»
9. «Тип религиозно-философского мировоззрения (и одноименный метод познания), отличительной особенностью которого выступает оторванность от реальной действительности, замкнутость, крайний догматизм, беспрекословное подчинение религиозным установлениям называется теология».
10. Соотнесите разделы философии и их основные понятия:
а). Гносеология – г). Истина
б). Отнология – а). Бытие
в). Аксиология – б). Ценность
г). Этика – д). Добро
д). Эстетика – в). Красота
Список литературы:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
2. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1.
3. Аврелий Августин. Исповедь. из библиотеки сервера http://philosophy.ru. Обращение к документу 27 октября 2005г.
4. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.
5. Радугин А. А. Философия. Курс лекций, изд-во Центр. М., 2001г.
6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. М., 1994. Т. 2.
7. Чанышев А. Н. Курс лекций по истории древней и средневековой философии. М., 1991г.