Содержание
Задача № 1_____________________________________________________ 3
Задача № 2_____________________________________________________ 7
Задача № 3____________________________________________________ 10
Список источников и литературы_______________________________ 15
Задача № 1
Закрытое акционерное общество (далее ЗАО) фирма «Центр внедрения «ПРОТЕК» обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее ИМНС РФ) по г. Томску о признании недействительным решения № 259/3-03в от 16.10 2001 на основании того, что фирма не является плательщиком сбора за право торговли, поскольку оплатило лицензию на фармацевтическую деятельность и тем самым приобрела право торговли лекарственными средствами; фирмой не производилась оптовая торговля, а осуществлялась поставка лекарственных средств со своего склада по договорам поставки; решение налогового органа не соответствует п.1 ст. 38, ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку объект налогообложения должен соответствовать строго определенному одному налогу; объектом сбора является товарооборот заявителя и он же является объектом обложения НДС, т.е. фирма несет бремя двойного налогообложения; сбор за право торговли, установленный решением Томской городской Думы № 149 от 02.06.1999 не является установленным, поскольку не определен порядок и срок его уплаты.
В судебном заседании представители истца изменили исковые требования и просят признать недействительным письмо ИМНС РФ по г. Томску № КЮ-07-12224 от 14.11.2002, а действия ответчика по вменению истцу в обязанность уплачивать сбор за право торговли, выразившееся в ведении карточки лицевого счета истца по оплате сбора за право торговли незаконными, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Решением от 05.01.2003 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных требований отказано полностью. Суд мотивировал свое решение тем, что заявителем осуществлялась поставка со склада по договорам, объектом налогообложения сбора за право торговли является оптовый товарооборот; письмо налогового органа на запрос заявителя является разъяснением налогового законодательства и не является ненормативным актом; заявитель не доказал, что он не является плательщиком сбора за право торговли; письмо и ведение карточки лицевого счета затрагивают и нарушают его права и интересы.
В апелляционной инстанции суда законность и обоснованность решения не проверялась.
В кассационной жалобе ЗАО фирма «Центр внедрения «ПРОТЕК» просит решение от 05.01.2003 отменить и признать письмо ИМНС РФ по г. Томску № КЮЮ-07-12224 от 14.11.2002 недействительным, а действия налогового органа по признанию заявителя плательщиком сбора за право торговли, выразившееся в ведении карточки лицевого счета по оплате данного сбора неправомерными. Заявитель жалобы полагает, что судом необоснованно не отнесено письмо ИМНС к ненормативному акту; суд при принятии решения руководствовался не Налоговым кодексом, имеющим большую юридическую силу, а Положением Томской городской Думы; заявитель получил специальную лицензию на фармацевтическую деятельность, требование об уплате сбора за право торговли приводит к двойному налогообложению, что является незаконным; сбор за право торговли является аналогом налога с продаж, должен взиматься с наличных расчетов, а заявитель производит расчеты в безналичном порядке. В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, ЗАО фирма «Центр внедрения «ПРОТЕК» осуществляет со своего склада по договорам поставку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка ЗАО фирма «Центр внедрения «ПРОТЕК» по соблюдению налогового законодательства за период с 01.01.1999 по 31.12.2000, по результатам проверки составлен акт № 465/3-03в от 14.09.2001, на основании которого принято Решение № 259/3-03в от 16.10.2001 о привлечении ЗАО фирма «Центр внедрения ПРОТЕК» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.2 ст.120, п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа на сумму 17 311 руб., в том числе за неуплату сбора за право оптовой торговли в сумме 2 298 руб.
На запрос заявителя от 29.10.2002 ИМНС РФ по г. Томску письмом от 14.11.2002 сообщила, что сбор за право торговли является местным налогом и устанавливается местными органами власти; объектом налогообложения является деятельность по осуществлению торговли на территории г. Томска, в связи с чем заявитель, осуществляя торговую деятельность на территории г. Томска, является плательщиком сбора за право торговли путем приобретения временного патента.
Считая данное в письме разъяснение не соответствующим закону, и, следовательно, необоснованным ведение налоговым органом карточки лицевого счета по оплате данного сбора, заявитель обратился с заявлением в суд.
Ваше мнение.
Ответ:
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действующим в настоящее время, к местным налогам относится сбор за право торговли, который устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти - местными Советами народных депутатов. Сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет.
В целях обеспечения единых подходов при введении местных налогов и сборов, четкой реализации налогового законодательства Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации совместно с Комиссией Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам разработали Примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов и направили их письмом от 04.06.92 N 5.1/693-04-05-20-ИЛ-6-04/176 для использования в практической работе.
Пунктом 1 раздела 2 Примерного положения о сборе за право торговли установлено, что плательщиками сбора являются предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, их дочерние образования и филиалы, а также граждане Российской Федерации и других государств (физические лица), осуществляющие торговлю товарами и изделиями как через постоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски и др.), так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашин в местах, определенных местными органами исполнительной власти.
Следовательно, основным критерием для определения круга плательщиков сбора за право торговли является наличие постоянной (стационарной) торговой точки или временной торговой точки в местах, определенных администрацией района, в которых торговля осуществляется за наличный расчет.
Следовательно, при таких обстоятельствах сделан правильный вывод об отсутствии у ЗАО "ЦВ "Протек" обязанности по уплате сбора за право торговли.
Задача № 2
Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (далее ИМНС РФ) по Центральному району г. Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Закрытому акционерному обществу (далее ЗАО) «Алтайвитамины» о взыскании 10 000 рублей налоговой санкции, примененной на основании пункта 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.
Решением от 10.04.2002 в иске отказано со ссылкой на то, что одного факта принятия Положения о филиале, как обособленном подразделении организации, недостаточно для привлечения к ответственности по статье 116 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательств, подтверждающих наличие созданных ответчиком стационарных рабочих мест сроком более одного месяца, истцом не представлено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.06.2002 решение арбитражного суда от 10.04.2002 оставлено без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.
В кассационной жалобе ИМНС РФ по Центральному району г. Новосибирска, ссылаясь на неправильное истолкование судом закона, а именно на неправильное применения судами обеих инстанций материального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новое решение. Заявитель жалобы полагает, что моментом создания обособленного подразделения ответчика является дата регистрации Положения о филиале, с этого момента у ответчика появляется обязательство о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения в течение 1 месяца согласно п.4 ст. 83 Налогового кодекса. Из Положения о филиале следует, что филиал осуществляет свою деятельность по конкретному адресу штатом работников, включая директора, главного бухгалтера, а также другой персонал, имеющих стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца, и осуществляющих на них свои трудовые обязанности. Специфика деятельности ответчика (обеспечение населения и организаций г. Новосибирска и Новосибирской области лекарственными средствами), не связанная непосредственно с производством, позволяет сделать вывод о наличии стационарных рабочих мест, созданных на срок более месяца, находящихся в местах непосредственного обеспечения населения лекарственными средствами. Пункт 4 ст. 83, п.2 ст. 23, ст. 11 Налогового кодекса не устанавливают момента, с которого необходимо исчислять срок постановки обособленного подразделения ответчика на налоговый учет.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки установлено, что 10.09.2001 произведена регистрация Новосибирского филиала «Алтайвитамины» регистрационной палатой г. Новосибирска, однако заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения ответчиком не было подано свыше 90 дней, о чем составлен акт от 10.12.2001 № 237.
Решением ИМНС РФ по Центральному району г. Новосибирска от 03.01.2002 за нарушение срока постановки на учет в соответствии со ст. 83. Налогового кодекса Российской Федерации ответчик был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п.2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Требование об уплате суммы штрафа в срок до 15.01.2002 в добровольном порядке не выполнено, что послужило основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании штрафа в судебном порядке.
Ваше мнение.
Ответ:
В соответствии с пунктом 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. Законодатель, уйдя от терминологии Гражданского кодекса РФ (филиалы и представительства), использует в Налоговом кодексе РФ термин "обособленное подразделение".
Согласно статье 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Таким образом, исчисление срока постановки на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения следует исчислять с момента создания стационарного рабочего места и начала деятельности по месту его нахождения.
Кассационная инстанция не согласилась с доводами заявителя жалобы о наличии у филиала признаков обособленного подразделения лишь со ссылкой на специфику деятельности, указанной в Положении о филиале, поскольку доказательств фактического создания стационарных рабочих мест налоговым органом представлено не было (постановление ФАС ЗСО от 11 ноября 2002 г. N Ф04/4146-855/А03-2002).
Задача № 3
Закрытое акционерное общество (далее ЗАО) «Дромасс» г. Омска обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее ИМНС РФ) по Советскому административному округу г. Омска о признании недействительным требования от 23.01.2003 № 07/1103-1.
Заявленные требования мотивированы необоснованным применением повышенной ставки налога за 2002 год.
Решением от 08.04.2003 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены, требование ИМНС РФ по Советскому административному округу г. Омска от 23.01.2003 № 07/1103-1 признано полностью недействительным.
Суд мотивировал свое решение тем, что поправочные коэффициенты являются актами законодательства о налогах и сборах; последние вступают в силу в соответствии с положениями ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации; нормы федеральных законов в части установления коэффициента к ставке налога на землю, не подлежат применению; введение федеральным законодательством коэффициента, повышающего среднюю ставку земельного налога, не может повлечь повышение дифференцированных ставок земельного налога, утвержденных законодательством субъектов Российской Федерации.
В кассационной жалобе ИМНС РФ по Советскому административному округу г. Омска просит решение суда от 08.04.2003 отменить и принять новый судебный акт, отказав ЗАО «Дромасс» в удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы полагает, что повышающие коэффициенты должны применяться с начала года; повышающие коэффициенты – это индексация; федеральные нормативные акты являются актами прямого действия.
Как следует из материалов дела, 06.11.2002 ЗАО «Дромасс» предоставило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 год и заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 28 437 руб. в счет предстоящих платежей по другим налогам.
По результатам камеральной налоговой проверки заместителем руководителя ИМНС РФ по Советскому административному округу г. Омска было вынесено решение от 21.01.2003 № 07-24/972, в соответствии с которым ЗАО «Дромасс» неверно применило ставки земельного налога, что привело к занижению исчисленного земельного налога за указанные периоды в сумме 29335 руб. 05 коп. Данное обстоятельство послужило основанием для доначисления земельного налога в указанном выше размере, а также привлечение ЗАО «Дромасс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, и начисления пени за несвоевременную уплату указанного налога.
23.01.2003 ИМНС РФ по Советскому административному округу г. Омска направила в адрес ЗАО «Дромасс» требование № 07/1103-1, в соответствии с которым заявителю было предложено добровольно уплатить земельный налог за 2002 год в сумме 29335 руб. 05 коп. и пени за его несвоевременную уплату в размере 236 руб. 53 коп.
Не согласившись с указанным требованием налогового органа, ЗАО «Дромасс» обратилось в арбитражный суд. Ваше мнение.
Ответ:
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
На основании статьи 75 этого Кодекса начисление пени возможно лишь в случае нарушения срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога либо уплаты его в неполной мере в срок.
Материалами дела подтверждается, что земельный налог за 2002 год уплачен ЗАО "Дромасс" в установленном законом размере. Следовательно, у инспекции отсутствовали основания для направления требования и начисления пени.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливаются в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции, который в соответствии со статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставка налога, действовавшая в 1999 году применяется в 2000 году с коэффициентом 1, 2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применятся ставка, действовавшая в 2000 году. Статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" определено, что ставки земельного налога действовавшие в 2001 году применяются в 2002 году с коэффициентом 2.
Из смысла указанных законов следует, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Законы о бюджете на каждый конкретный год являются законами прямого действия, вступают в силу со дня их официального опубликования и подлежат применению на всей территории Российской Федерации.
Резолютивная часть решения арбитражного суда первой инстанции соответствует требованиям части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, нет оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Список источников и литературы
Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля 2005 г.)
Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями от 14 февраля, 16 июля 1992 г., 14 мая 1993 г., 9 августа 1994 г., 22 августа, 27 декабря 1995 г., 28 июня, 18 ноября, 31 декабря 1997 г., 21, 25 июля, 29 декабря 1998 г., 22 февраля, 31 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 24, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20, 22 августа, 29 ноября 2004 г., 7 марта 2005 г.)
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля 2005 г.)