Содержание
Введение. 3
2. Сущность, цели и значение международных стандартов аудита. 4
17. Дополнительное рассмотрение особых статей при получении аудиторских документов. 8
24. Аудит по специальным аудиторским заданиям. 11
Заключение. 14
Список литературы.. 16
Введение
В настоящее время для регулирования аудиторской деятельности широко применяются международные стандарты аудиторской деятельности.
Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing – ISAs) выпускает международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants – IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации 92 стран. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике.
Система международных стандартов включает в себя не только стандарты аудита, но и международные руководства по аудиторской практике.
Международные стандарты аудита стали выпускаться в 70-е годы ХХ века и часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию. Последняя и редакция вышла в свет в 1994 году, но на этом работа не закончилась, ежегодно вносятся изменения, хотя и незначительного характера.
До 1994 года международные стандарты аудита включали 33 стандарта, разделенных на четыре группы:
– общие (4);
– рабочие (23);
– стандарты отчетности (4);
– специфические стандарты для аудита в отдельных отраслях (2).
В настоящее время рабочие стандарты разделены на семь тематических подгрупп, что представляется наиболее логичным.
2. Сущность, цели и значение международных стандартов аудита
Международные стандарты аудита – International Standards of Audition – ISA выпускает Международная федерация бухгалтеров (IFAC – International Federation of Accountants) в рамках Международного комитета по аудиторской практике. Международные стандарты преследуют двоякую цель: способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень профессионализма аудитора ниже общемирового, и унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе.
ISA предназначены для применения при аудите финансовой отчётности. Кроме того, ISA применяются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг.
В условиях глобализации экономики, создания региональных экономических пространств, расширения инвестиционных возможностей, развития международных финансовых рынков все большее значение приобретает необходимость гармонизации стандартов финансовой отчётности и аудита. Отсутствие единой системы бухгалтерского учёта и различная интерпретация существующих стандартов аудита порой приводят к парадоксальным ситуациям.
Таким образом, среди причин перехода на ISA необходимо назвать следующие:
1. Формирование заключения в соответствии с ISA является необходимым условием приобщения к международным рынкам капитала. Объективным документом, отражающим положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, должна служить бухгалтерская отчётность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы бухгалтерскую отчётность можно было назвать достоверной. Для этого отчётность следует составлять, пользуясь понятными для западных инвесторов правилами, и подтверждать достоверность такой отчётности, то есть проводить аудит, с использованием тех же процедур, что и на Западе. При отсутствии единых международных стандартов инвесторы, заинтересованные в сохранении капитала и уменьшении инвестиционных рисков, вынуждены проводить дополнительные аналитические исследования, направленные на выявление истинного финансового положения конкретных предприятий или компаний, в результате чего капитал становится дороже.
Также сегодня выход на крупнейшие фондовые биржи (например, Нью-Йоркскую, Лондонскую) для российских возможен лишь при условии предоставления аудиторского заключения, составленного с учетом требований ISA и заверенного международной аудиторской печатью.
2. Использование ISA позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для совершенствования национальных систем аудита, поскольку международные стандарты закрепляют длительный опыт развития аудиторской деятельности.
3. Применение ISA в крупных транснациональных компаниях необходимо, если решение стратегического характера о развитии подразделений принимаются на уровне головной компании, что облегчает анализ деятельности филиалов в различных странах относительно сопоставимости величин, отражённых в заключении.
Тем не менее, есть противники внедрения ISA, которые считают, что специфика России и нынешний уровень её экономического развития делают не целесообразным применения в нашей стране ISA. В этом есть много верного: большинство клиентов гораздо сильнее заинтересовано в налоговых проверках и оптимизации налогов, чем в абстрактном «подтверждении достоверности», тем более что для экономии на налогах куда как выгоднее иметь заведомо недостоверную отчётность. Квалифицированных инвесторов, которые действительно анализировали бы баланс и данные о прежних прибылях предприятия, чтобы принять решение об инвестировании в него, у нас практически нет.
Однако дилемма на самом деле такова: либо мы и впрямь подтверждаем достоверность бухгалтерской отчётности, соблюдаем набор необходимых требований (планируем, документируем, собираем аудиторские доказательства, контролируем качества и прочее) и тогда с полным основанием называем это аудитом; либо мы выполняем сиюминутные требования клиентов по налоговым проверкам и бухгалтерским консультациям, но тогда мы обязаны называть это специальным аудитом, согласованными процедурами, оказанием сопутствующих услуг и др. Соответственно в последнем случае аудитор не имеет право выдавать по результатам работы аудиторское заключение. Аудитор в этой ситуации должен, напротив, указать в заключении, что мнение о достоверности отчётности в целом он высказать не вправе и должен готовить заключение в соответствии с требованиями стандарта о специальных аудиторских заданиях.
Умышленно создавать в глазах мирового сообщества видимость того, что определённая часть российских аудиторов занимается аудитом, тогда как нет гарантий соблюдения ими общепризнанных стандартов, было бы, на наш взгляд, неправильно. Многим российским предприятиям, аудит которых обязателен, на самом деле в классическом понимании не нужен, поэтому честнее будет изменить критерии обязательного аудита, уменьшив круг предприятий, подлежащих ему. Однако ни в коем случаи нельзя снижать требования к аудиту, ссылаясь на российские условия.
Чаще всего приходится сталкиваться с двумя точками зрения российских аудиторов относительно проведения аудита в соответствии с ISA. Некоторые российские аудиторы убеждены, что они и так давно работают на уровне международных стандартов. И хотя они не читали текста ISA и не знают, что там написано, это не уменьшает такой их уверенности. Показателем соблюдения стандартов, как считают эти аудиторы, служит то, что клиенты довольны и не имеют претензий к качеству их работы. Другая часть российских аудиторов признает, что не придерживается в своей работе ISA, но полагает, что это и не требуется, поскольку аудиторская деятельность в России имеет свои особенности.
Стоит подчеркнуть, что проблема не соответствия модели международных и национальных стандартов не является уникальной, присущей только России. Она носит глобальный характер. В настоящее время существует несколько форм использования странами ISA
- ISA используются в качестве базы для разработки собственных стандартов (в Австралии, Бразилии, Индии, Голландии и России);
- ISA используются в качестве национальных стандартов (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка);
- ISA просто принимаются к сведению профессиональными организациями (Канада, Великобритания, Ирландия, США).
Вообще проблема внедрения ISA в России обусловлено рядом различий между российскими и международными стандартами:
- Многие положения ISA основаны на западной общепринятой системе бухгалтерских принципов и часто противоречат действующим российским принципам учёта.
- Ряд положений ISA основывается на мало известных у нас реалиях.
Таким образом, применение ISA в качестве готовой системы отечественных аудиторских стандартов на данный момент не представляется возможным. Дело в том, что, во-первых, ISA нуждаются в привязке к конкретному национальному законодательству, которое в любой стране уникально, а во-вторых, отечественная система аудиторских стандартов должна учитывать специфические особенности РФ
В России выбран один из наиболее удачных способов применения ISA – их адаптация, гармонизации с национальными стандартами, что, в свою очередь, предполагает постепенное совершенствование российских стандартов, что, заметим, полностью соответствует понятию большинства европейских стран.
17. Дополнительное рассмотрение особых статей при получении аудиторских документов
Один из вопросов, который чаще всего задают начинающие аудиторы или те, кто начинает внедрять в своей аудиторской фирме стандарты, таков: насколько подробно нужно документировать аудит?
В пункте 5 ПСАД содержится общее требование, согласно которому аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита, а в п.7 говорится, что аудитор вправе определять объём документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением, и что отражает в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым.
Данное требование является фундаментальным с точки зрения документирования аудита. Дело в том, что аудитор готовит аудиторские файлы не в угоду каким-то пусть обязательным, но абсурдным требованиям регламентирующих документов и не для удовлетворения капризов возможного внешнего проверяющего. Аудитор должен оформлять аудиторские файлы в первую очередь для своего удобства: чтобы более четко спланировать аудит и не забыть проанализировать на стадии планирования все обязательные моменты; наглядно изложить свои рассуждения и, перечитав написанное, убедиться в их непротиворечивости; чётко поставить задачу подчиненным и иметь возможность по всей строгости спросить с них, если что-то сделано не так; подготовить весомые аргументы, если возникнет спор с представителями проверяемой стороны.
Основы подготовки рабочей документации аудита
Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопровождаться обязательным документированием, то есть отражением полученной информации в рабочей документации аудита, оформленной в соответствии с настоящим правилом (стандартом) аудиторской деятельности.
К рабочей документации аудита относятся:
а) планы и программы проведения аудита;
б) описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов;
в) объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;
г) копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта;
д) описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;
е) аналитические документы аудиторской организации;
ж) другие документы.
Рабочая документация может быть создана аудиторской организацией, проводящей аудит, либо получена от экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит, или от других лиц.
Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской организацией, исходя из:
а) характера проводимой работы;
б) характера и сложности деятельности экономического субъекта;
в) состояния бухгалтерского учёта экономического субъекта;
г) надёжности системы внутреннего контроля экономического субъекта;
д) необходимого уровня руководства и контроля за работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур.
Документы, создание которых предусмотрено актами, регулирующими аудиторскую деятельность в РФ, включаются в состав рабочих документов аудиторской организации в обязательном порядке.
Формы рабочей документации самостоятельно разрабатываются аудиторской организацией, если акты, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ, не предписывают такие формы.
Рабочая документация находится в собственности аудиторской организации, проводившей аудит. Копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации с согласия этого экономического субъекта.
Аудиторская организация вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей ей рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы экономического субъекта, в отношении которого проводился аудит, и других лиц.
Экономический субъект, в отношении которого проводился аудит, и другие лица, включая налоговые и иные государственные органы, не имеют право требовать от аудиторской организации предоставить рабочую документацию или её копии полностью или в какой-либо части, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством РФ.
Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению в аудиторской организацией.
Аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию экономическому субъекту, в отношении которого проводился аудит. Аудиторская организация не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством РФ.
Требования к содержанию рабочей документации
Рабочая документация должна содержать все сведения, необходимые и достаточные для:
а)составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведённого аудиторской организацией;
б)подтверждения того, что аудит проведен аудиторской организацией в соответствии с актами, регулирующими аудиторскую деятельность в РФ;
в)осуществления аудиторской организацией контроля за ходом аудита;
г)планирования аудита аудиторской организацией.
Рабочая документация должна содержать:
а)записи о планировании аудита;
б)записи о характере, времени проведения и объеме выполненных аудиторских процедур;
в)выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений.
Все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, подлежат отражению в рабочей документации.
Рабочая документация должна быть достаточно полной и подробной, с тем чтобы опытный аудитор, ознакомившись с ней, мог получить общее представление о проведённом аудиторской организацией аудите.
Сведения, включённые в рабочую документацию, должны быть изложены ясно и выражены так, чтобы были очевидны их содержание и форма и невозможны различные толкования.
По окончании аудита рабочая документация подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации (в течение пяти лет).
В случае пропажи или гибели рабочей документации руководитель аудиторской организации должен назначить служебное расследование, результаты которого оформляются соответствующим актом.
24. Аудит по специальным аудиторским заданиям.
Под специальным аудиторским заданием понимается оказание услуг по проверке специальной отчётности: баланса и отчёта о прибылях и убытках. В такую проверку включают аудит специальной отчётности об отдельных статьях финансовой (бухгалтерской ) отчётности, качественном состоянии имущества, использовании капитала, движении денежных средств и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Принципиальные вопросы, подлежащие проверке и оформления соответствующих заключений, изложены в Правиле (Стандарте) «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям».
Требования данного Правила являются обязательными при оформлении заключений по спецзаданиям. Они имеют рекомендательный характер при оказании сопутствующих услуг.
Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Первое выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства РФ, инициативное – во всех остальных случаях.
Аудиторские организации могут получать специальные аудиторские задания от:
· экономических субъектов;
· государственных органов;
· заинтересованных пользователей бухгалтерской отчётности какого-либо экономического субъекта.
Перед выполнением специального задания аудиторская организация должна удостовериться в том, что у неё достигнуто взаимопонимание с лицом, поручившим (заказавшим) специальное аудиторское задание, относительно цели и характера работы, а также содержания заключения, которое будет представлено.
Во избежание возможности использования заключения по специальному аудиторскому заданию для целей, к выполнению которых оно не предназначено, аудиторская организация может указать в договоре на выполнение такого задания цель, для которой будет подготовлено заключение, а также установить ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц.
Итоговая часть заключения по такому заданию должна содержать окончательное мнение аудиторской организации по вопросам, сформулированным в специальном задании. Итоговую часть рекомендуется начинать словами: «По нашему мнению».
В текст аналитической части заключения по специальным аудиторским заданиям могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчётов, итоги сверки документации, порядок её движения и другие вопросы. Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к заключению. На них в тексте заключения делаются ссылки, а сами материалы рассматриваются как составная часть заключения.
Бухгалтерская отчётность может быть подготовлена для специальных целей в соответствии с правилами бухгалтерского учёта иными, нежели российские правила бухгалтерского учёта (например, национальными правилами бухгалтерского учёта другой страны). Такими формами бухгалтерской отчётности также могут быть:
а) налоговые декларации;
б) отчёты о финансовых результатах, основанных на поступлениях в кассу и выплатах из кассы;
в) финансовая отчётность, установленная каким-либо государственным или иным регулирующим органом.
Аудиторская организация должна оценить возможность пользователя бухгалтерской отчётности понять из названия или из примечания к данной бухгалтерской отчётности, что эта отчётность подготовлена не в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета. Если в названии такой бухгалтерской отчётности соответствующие указания и ссылки отсутствуют, аудиторская организация должна сделать это в своём заключении.
Заключение должно содержать указание на применявшиеся принципы учета или на параграф отчетности, в котором содержится такая ссылка. Необходимо указывать, подготовлена ли бухгалтерская отчётность во всех её существенных аспектах в соответствии с этими принципами.
Заключение
Итак, в настоящей контрольной работе рассмотрены международные стандарты аудита.
Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:
– аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, то есть профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;
– аудитор должен быть независим от клиента;
– аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;
– аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.
Международные стандарты не превалируют над национальными стандартами.
В разных странах по-разному применяют международные стандарты. Это связано с тем, что стандарты по возможности их практического применения делятся на несколько групп:
– первая группа стандартов – это такие, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью;
– вторая группа – это стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями;
– к третьей группе относятся стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их введения;
– четвертая группа стандартов – это стандарты, использование которых в данной стране ограничено историческими тенденциями развития и национальной психологией.
Существует несколько направлений использования международных стандартов аудита:
¨ в некоторых странах (Кипр, Малайзия, Нигерия, Шри-Ланка) они принимаются как национальные;
¨ в странах, имеющих собственные национальные системы стандартов (США, Великобритания, Франция), международные стандарты аудита принимаются аудиторами к сведению;
¨ в ряде стран (Россия, Индия, Бразилия) международные стандарты аудита используются в качестве базы для создания собственных национальных стандартов аудита.
Значение международных стандартов аудита заключается в том, что они способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические отношения.
Список литературы
1. Беляева О.М. Правовое регулирование аудиторской деятельности. Проблемы внедрения Международных стандартов аудита в России.
//Юрист №8 2003г.
2. Камышанов П.И. Аудит: стандарты и практика. М:2002
3. Маренков Н.Л., Веселова Т.Н. Международные стандарты бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудита в российских фирмах. М:2002г.
4. Правила (стандарты) аудиторской деятельности. М: 2000г.
5. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. М:2003г.