Содержание

Введение. 3

1. Становление лизинга в России. 4

2. Проблемы экономического регулирования, налогообложения и учета лизинга  10

3. Современное состояние лизингового рынка в России. 16

Заключение. 19

Список литературы.. 26

Введение

Актуальность выбранной темы вызвана развитием лизинговых операций в России и интеграции отечественного лизинга в мировую финансовую систему. Анализ лизинговой деятельности в США, Японии, Великобритании, Германии, во Франции, в Австрии показал, что ряду ведущих российских лизинговых компаний удалось не просто скопировать, но и во многом удачно адаптировать в наши условия опыт стран с развитыми лизинговыми отношениями. В этих странах в течение последних сорока с лишним лет сложилась высокая культура проведения лизинговых операций, считающихся наиболее сложной разновидностью банковской деятельности.

Преимущества лизинга по сравнению с другими способами инвестирования состоят в том, что предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного аппарата.

Заинтересованность в лизинге проявляют представители малого бизнеса, которые, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут в этом случае использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии.

Цель работы разработка экономически обоснованных рекомендаций по совершенствованию лизинговой деятельности. В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:

1. Становление лизинга в России

2. Проблемы экономического регулирования, налогообложения и учета лизинга

3. Современное состояние лизингового рынка в России

1. Становление лизинга в России

В России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Однако и раньше напрокат сдавались  легковые машины, а прокат по своей сущности близок к оперативному лизингу.

Позже, в 70- 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок.

Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся “бербоут - чартер” - наем морского судна без экипажа. Суть этой операции состояла в следующем.  В соответствии с условиями контракта, заключаемого В/О “Совфрахт” Минморфлота СССР с посреднической фирмой, предоставляющей интересующее Минморфлот судно в аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации. По окончании или до истечения срока аренды по взаимно заключенному соглашению в качестве обязательного условия предусматривалось приобретение корабля арендатором.

На условиях “бербоут - чартер” Минфлот СССР приобрел значительный тоннаж - сухогрузы, пассажирские суда, танкеры, находившиеся в эксплуатации в течение 6 - 12 лет.

Достаточно активно применялся лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением “Совтрансавто”, которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.

Вместе с тем в международных операциях лизинг применялся крайне незначительно. До конца 80-х годов развитие международного лизинга сдерживалось главным образом из-за того, что у советских предприятий не было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования. После того как, начиная с апреля 1989 года, предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений. Кроме того, в отдельных случаях допускалось использование иностранных станков и другой техники предприятиями, не имеющими валютных ресурсов. Такие сделки предусматривали оплату обязательств поставкой продукции, произведенной на этом оборудовании (компенсационный лизинг - buy - back).

Начало современного развития лизинговых операций на отечественном рынке можно отнести к 1988 — 1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 “О плане счетов бухгалтерского учета”, в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете.

В 1990 г. было создано четыре лизинговые компании: во Владивостоке — Дальневосточная акционерная лизинговая компания «Дальлизинг» (сфера деятельности — лизинг рыболовецких судов, шахтного оборудования); в Нижнем Новгороде — торгово-лизинговое объединение «РОССИЯ» (операции со станочным оборудованием, прокатными станами, электронными системами); в Ярославле — лизинговая компания «Ярославтехлизинг», а в Санкт-Петербурге — компания «Балтийский лизинг».

В июле 1991 г. в Санкт-Петербурге появилась компания «Петролизинг», а в 1992 г. в Москве — компании «Лизингбизнес», «Межсбер-Юраско лизинг», «Промстройлизинг». В том же году образовалось Русское акционерное лизинговое общество — РАЛИО. В 1993 г. в Москве были зарегистрированы Русско-германская лизинговая компания («РГ Лизинг») и Русская авиационная акционерная лизинговая компания «Аэролизинг», а в Пензе — компания «Лизинком».

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1990 г. № 1369 в июне 1991 г. была создана, а с декабря приступила к работе международная советско-французско-немецкая лизинговая компания «Евролизинг». Ее учредителями с советской стороны стали Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР, с французской - один из крупнейших банков Европы “Банк Насиональ де Пари” (Bank National de Paris), а с немецкой - одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - “Митфинанц ГмбХ”.

В октябре 1994 г. учреждается Российская ассоциация лизинговых компании (Рослизинг), которая является некоммерческой организацией; она призвана выражать и отстаивать интересы профессиональных участников лизингового рынка. Основными направлениями ее деятельности являются:

·        • содействие развитию рынка лизинговых услуг в России;

·        • координация деятельности членов Ассоциации, объединение их сил и средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов и операций как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

·        • разработка совместно с органами государственного управления стратегических направлений развития лизинга в России;

·        • участие в развитии и совершенствовании законодательной и нормативной базы лизинговой деятельности в России;

·        • представление интересов и защита прав членов Ассоциации в государственных и общественных организациях как на территории России, так и за рубежом;

·        • участие в работе международных лизинговых организаций.

При создании ассоциации «Рослизинг» в ее состав вошли 15 компаний. По материалам «Евролиза», корреспондентским членом которого (впоследствии — действительным членом) стала российская ассоциация, в 1995 г. учет велся по результатам деятельности 19 компаний, в 1996 г.— по 24, хотя на 1 января 1997 г. в составе «Рослизинга» было 32 компании (возможно, не все из них успели заключить лизинговые контракты). К июню 1998 г. в ассоциацию «Рослизинг» входило 56 компаний. Правда, лишь 29 из них относились к активно работающим, т. е. участвующим в формировании статистической информации о результатах своей лизинговой деятельности. Некоторые компании только собирались заняться лизинговой деятельностью, а некоторые занимаются не лизингом, а страхованием.

Эффективность лизинга напрямую зависит от гибкости государственной амортизационной политики. В рамках общего курса на повышение роли амортизационных отчислений как одного из основных источников формирования инвестиций постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» был установлен порядок, по которому ко всем видам движимого лизингового имущества, относящегося к активной части основных фондов, мог применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3.

В соответствии с письмом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 20 июля 1995 г. № 01-13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений» на основные средства, являющиеся объектом международного лизинга, распространялся режим временного ввоза, предусматривавший частичное освобождение от таможенных пошлин и сборов.

Развивалась методическая база лизинга. Министерством экономики и Министерством финансов Российской Федерации были разработаны типовой устав акционерной лизинговой компании, примерная форма договора о финансовом лизинге, методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. Минфин РФ также утвердил инструкцию по бухгалтерскому учету лизинговых операций.

Государственная поддержка способствовала активизации лизинговой деятельности в стране. Увеличивалось число лизинговых компаний, расширялся спектр их услуг. Растущий интерес к лизингу стали проявлять ведущие российские коммерческие банки. Большинство новых лизинговых фирм учреждалось с их участием. В начале 90-х годов Мосбизнесбанк сформировал специализированную лизинговую компанию «Лизингбизнес», Межрегиональный банк – «Меликон», Промстройбанк в С.-Пб. – «Балтлиз», и именно по инициативе компаний «Меликон» и «Балтлиз» в 1994 году создаётся Российская ассоциация лизинговых компаний (Рослизинг). Свои лизинговые компании начали создавать предприятия агропромышленного комплекса, авиационной и других отраслей промышленности. На российский рынок стали выходить иностранные лизинговые фирмы.

Из вышеперечисленного видно, что несмотря на несовершенство Российского законодательства и Российской экономики в целом, лизинг в России продолжает развиваться. Активность дальнейшего развития лизинга во многом зависит от совершенствования нормативно-правовой базы в РФ, об этом речь пойдет в следующем пункте. Для успешной деятельности лизинговых компаний безусловным основанием являются фундаментально проработанные в Законе главы 2 и 3, посвященные вопросам правовых основ лизинговых отношений (статьи 10—26) и экономических основ лизинга (статьи 27—35), о чем неоднократно уже сообщали руководители практикующих лизинговых компаний. В Законе также много неточностей, много нерешенных проблем. Например, не ясно, на ком лежит бремя доказательства того, что оборудование используется для предпринимательских целей? Где законодательные рамки полного владения имуществом? Кто несет ответственность за уплату таможенных платежей за лизинговое оборудование? Может ли лизингодатель представлять интересы других участников лизингового договора перед ГТК? Где механизмы ретрансляции НДС при экспортном лизинге? Но самое главное, это налоги с оборота (налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы) в размере 4 процентов, которые приходится необоснованно платить лизинговым компаниям. Это ведет к значительному удорожанию лизинговых операций. Необходимо отметить, что в Законе предпринята попытка решить эту проблему. Однако одновременно с принятием Закона "О лизинге" не были внесены необходимые изменения в профильные налоговые законы. Некоторые директора лизинговых компаний, может быть, и находят возможность использовать Закон в собственных нуждах, но в таком виде он может быть полезен в одной какой-то сделке, но не во всех.

Предпринятая в Законе попытка облегчить таможенный и валютный режимы, предоставить налоговые льготы не получила необходимого завершения, так как не получила отражения в профильных законах, которыми руководствуются ЦБ, ГТК и другие органы. Закон не устранил пробелы, имеющиеся в Гражданском кодексе по сублизингу. В Законе нужны разъяснения по лизингу недвижимости, недопустимо определять все издержки лизинговой компании на стадии формирования лизинговой сделки, как это предусмотрено в Законе. Полный учет затрат можно осуществить только в конце срока лизинга. Лизинговые правоотношения должны быть сгруппированы в виде самостоятельной конструкции.

Взвешенность и неспешность, конечно же, необходимы при принятии законов. Прежде всего на этапе подготовки законопроекта. Тогда не будет возникать проблем с его применением на практике. Теперь, раз уж Закон принят в далеко не совершенном виде, наиболее важным представляется определить организационные принципы реформирования лизингового законодательства.[1]

2. Проблемы экономического регулирования, налогообложения и учета лизинга

Немаловажным представляется вопрос о бухгалтерском учете лизингового имущества и лизинговых операций. Особенности отражения в бухгалтерском учете лизингового имущества закреплены в утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 сентября 1995 г. № 105 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций».

Установленный данным документом порядок бухгалтерского учета передаваемого во временное пользование имущества распространяется только на операции финансового лизинга.

Для всех лизинговых компаний общей проблемой является соблюдение правил бухгалтерского учета и налогообложения, которые, как правило, или противоречивы, или недостаточно четко изложены. Ведущие в области бухгалтерского учета специалисты лизинговых компаний - Газман В., Кабатова Е.В., Прилуцкий Л. опасаются, что налоговые инспекторы могут не согласиться с толкованием расплывчатых правил, предложенным предприятием, и это повлечет за собой значительные штрафы, даже несмотря на все усилия точно следовать нормативным документам.

Например, приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 1997 г. № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» составлен недостаточно ясно. Данный приказ был издан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации № 752, в соответствии с которым стороны лизингового договора могут решать по своему усмотрению, на чьем балансе будут отражены активы, переданные в рамках лизинговых сделок.[2]

Данное положение необычно и, возможно, характерно только для России. В большинстве стран сторонам лизинговой сделки не дается возможность выбора, кто будет балансодержателем лизингового оборудования. Если лизинговое оборудование отражается на балансе лизингодателя, этим подчеркивается налоговая сущность лизинга, так как в данном случае лизингодатель начисляет амортизацию на лизинговое оборудование, а лизингополучатель включает в себестоимость продукции лизинговые платежи, уменьшая тем самым налогооблагаемую базу.

Положения приказа № 15 приводят к тому, что налоговые обязательства лизингодателей могут варьироваться в зависимости от того, на чьем балансе находится имущество — предмет договора лизинга. В случае, если имущество, переданное по лизинговой сделке, находится на балансе лизингополучателя, то лизингодатель отражает общий объем лизинговых платежей за вычетом стоимости имущества на счете 80 «Прибыли и убытки».

Однако не вся эта сумма может считаться прибылью, так как кроме возмещения стоимости лизингового имущества в лизинговые платежи входят и другие затраты лизинговой компании (операционные расходы, плата за дополнительные услуги лизингодателя и т.п.). В результате базой для расчета налога на прибыль может стать не только собственно прибыль, но и отдельные затраты лизингодателя.

В случае, если активы находятся на балансе лизингодателя, возникают несколько другие налоговые обязательства, поскольку лизингодатель отражает сумму поступивших лизинговых платежей по кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», в то время как себестоимость продукции (услуг) относится на дебет того же счета. Разница между выручкой от реализации и себестоимостью списывается затем на счет 80 «Прибыли и убытки». Эта схема вполне логична, и в этом случае налог на прибыль взимается с суммы прибыли, как это и предусматривалось.

«Независимо от того, на чьем балансе находятся активы, передаваемые в рамках лизинговых сделок, лизинговые платежи должны зачисляться на счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». Таким образом, на счете 80 «Прибыли и убытки» будут отражены точные финансовые результаты. Если лизинговые платежи в любом случае будут зачисляться на счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», то это поможет достичь единообразия в формировании финансовых результатов лизинговых компаний» (8,стр. 58).

Другая проблема состоит в том, что в приказе № 15 нечетко оговорено право лизингодателя начислять ускоренную амортизацию оборудования в случае, если активы находятся на балансе лизингодателя. В постановлении Правительства Российской Федерации № 752 было четко указано, что право начисления ускоренной амортизации предоставляется как лизингодателю, так и лизингополучателю. В то же время известны случаи, когда региональные налоговые органы не допускали начисления ускоренной амортизации лизингодателями.

Данное противоречие могло бы быть устранено путем введения положения, прямо оговаривающего право начисления ускоренной амортизации как лизингодателем, так и лизингополучателем.

Третья проблема, связанная с приказом № 15, относится к случаям, когда лизингополучатель принимает решение о выкупе лизингового имущества до истечения срока действия договора или когда выкуп имущества происходит в конце лизингового договора до момента его полной амортизации. В приказе № 15 не содержится четкого регулирования бухгалтерских процедур, применимых в случае раннего выкупа оборудования. Также неясно, может ли лизинговая компания продолжать начисление амортизации лизингового имущества в случае досрочного прекращения лизингового договора по вине лизингополучателя.

Следует пояснить положения приказа № 15 для более четкого регулирования вопросов бухгалтерского учета амортизации в случаях, когда имущество переходит к лизингополучателю при неполной его амортизации. Одним из вариантов решения проблемы могло бы быть возвращение к принципу, заложенному в прежних Указаниях об отражении в бухгалтерском учете лизинговых операций, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации № 105 (в настоящее время не действующим), а именно:

«при выкупе лизингового имущества до истечения срока договора лизинга по нему доначисляются амортизационные начисления» в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 552.

Еще один вариант решения проблемы (если имущество находится на балансе лизингодателя) — показывать прибыль или убыток от реализации основных средств в существующем порядке, т.е. как разницу между поступлениями от продажи оборудования и его остаточной стоимостью.

Государственная налоговая служба и Министерство финансов Российской Федерации должны публиковать разъяснения по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета для лизинговых компаний в общедоступном печатном издании, например в бюллетене, с тем, чтобы данная информация могла быть получена всеми заинтересованными предприятиями. Подобные разъяснения также могли бы публиковаться в журналах по лизинговой тематике или размещаться на страницах в сети Интернет.

Собственником и балансодержателем лизингового имущества, как уже неоднократно говорилось, является лизингодатель.

Приобретение лизингодателем по договору купли — продажи за счет собственных или заемных средств имущества для последующей реализации договора лизинга рассматривается как вложение капитала, а связанные с этим затраты отражаются на дебете счета 08 «Капитальные вложения», субсчет «Приобретение отдельных видов основных средств». При передаче лизингового имущества лизингополучателю по акту приемки — сдачи лизингодателем делается проводка по дебету счета 01 «Основные средства», субсчет «Лизинговое имущество» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Капитальные вложения», субсчет «Приобретение отдельных видов основных средств».

Затраты лизингодателя, не связанные с капитальными вложениями, а относящиеся к общему обеспечению лизинговой деятельности, формируются в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552.

Кроме того, в составе затрат на производство у лизингодателя учитываются ежемесячные амортизационные отчисления на полное восстановление переданного в лизинг имущества исходя из действующих норм и с учетом установленного в договоре лизинга механизма ускоренной амортизации. Амортизационные отчисления учитываются в корреспонденции с кредитом счета 02 «Износ основных средств», субсчет «Износ лизингового имущества».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга и относимого к активной части основных фондов, может применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3.[3]

Налоговое законодательство нуждается в совершенствовании. Назрела необходимость отменить налоги с оборота для лизинговых компаний, так как они более всего препятствуют развитию лизинга, отражаясь на увеличении цены лизинговых услуг. Необходима доработка Налогового кодекса, в действующей его части, и ,судя по количеству замечаний к первой части Налогового кодекса, следует более тщательно проработать вторую его часть, с учетом всех замечаний и рекомендаций.[4]

Еще одной из ряда актуальных проблем стоящих на пути развития лизинга, является проблема нахождения источников финансирования лизинговых операций.

Получить финансирование с приемлемой процентной ставкой на срок более трех лет все еще достаточно трудно, и это является основным фактором, препятствующим развитию финансового лизинга.

Проблема финансирования напрямую связана с макроэкономическим климатом в стране. По мере снижения уровня инфляции и ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая последний раз была снижена 22 января 2000 года с 55% до 45%, лизинговые компании в России смогут получать кредитное финансирование для осуществления своей деятельности на более приемлемых условиях. Хотя анализ макроэкономической среды выходит за рамки настоящего исследования, некоторые упомянутые выше меры, такие как, например, упрощение норм валютного регулирования и отмена налогов с оборота, помогут лизинговым компаниям аккумулировать средства на осуществление лизинговых сделок и эффективно работать, несмотря на сложную экономическую ситуацию.[5]

Некоторые лизинговые компании и банки в России изучают возможность секъюритизации (от англ. securities — ценные бумаги) лизинговых портфелей. Она является эффективным способом увеличения капитала лизинговой компании.

Секьюритизация представляет собой важный механизм, используемый для получения относительно дешевых источников финансирования лизинговых операций. Определение и рассмотрение программ секьюритизации было предложено консалтинговой компанией «Amembal, Deana and Associates». Вкратце данный процесс сводится к следующему.

Лизингодатель создает свой собственный лизинговый портфель. Когда он достигает достаточно крупных размеров, его продают вновь образованному юридическому лицу (юридическому образованию), в задачу которого входит исключительно держание данного лизингового портфеля, а также получение и распределение поступлений от лизинговых сделок. Инвесторы приобретают акции этого нового образования и получают долю от лизинговых поступлений, перечисляемых в данную структуру. Иными словами, получают дивиденды на вложенные средства.

Лизинговая компания, реализующая свой портфель, получает разовый платеж за лизинговый портфель от нового образования, при этом данная компания получает средства от реализации корпоративных акций для приобретения лизингового портфеля. И поскольку доля в лизинговом портфеле преобразуется в пакет акций (одна из разновидностей ценных бумаг), лизинговый портфель считается секьюритизированным.

Наиболее важным результатом подобной программы является снижение риска для инвесторов, поскольку новое юридическое лицо обладает понятным и определенным набором активов с достаточно предсказуемыми поступлениями (лизинговые платежи). В этом случае риск для инвестора ниже по сравнению с прямыми инвестициями или предоставлением заемных средств лизинговой компании.

Снижение уровня риска позволяет лизингодателю получить средства для новых лизинговых сделок путем секьюритизации существующего лизингового портфеля при затратах, меньших по сравнению с банковскими кредитными ставками. Программа секьюритизации также позволяет создать ликвидность на рынке лизинга, что является важным достижением с точки зрения макроэкономической политики. Секьюритизация также может увеличить объем свободных средств на рынке среднесрочного финансирования, поскольку программа предполагает непосредственный выход на рынок инвесторов, минуя кредитные банки-посредники.

Несмотря на то, что секьюритизация является весьма сложным механизмом, применение которого началось лишь недавно в странах с развитой лизинговой инфраструктурой, темпы роста программ секьюритизации впечатляют. Она может быть особенно полезной на развивающихся рынках, поскольку не требует наличия внутреннего фондового рынка. Инвестиции в предприятие — держатель секьюритизированного лизингового портфеля может осуществлять и компания-нерезидент.[6]

К сожалению, решение всех этих, очень важных для развития лизинга в России проблем, по видимому откладывается до президентских выборов в марте 2000 г., поскольку, правительство В.В Путина сконцентрировало направленность своей экономической политики на решение сиюминутных проблем, таких как, - выплата пенсий и заработной платы бюджетникам, проблемы финансирования военной кампании в Чечне, долги международным организациям, а российская дума, по-видимому, до марта 2000 г. будет активно заниматься организационными вопросами, да и ожидать от Думы конструктивных предложений не приходится в виду образования коалиции двух самых крупных фракций,- проправительственного «Единства» и «КПРФ», составляющих практически конституционное большинство в Думе.

Несмотря на это, все это время Российский лизинговый рынок успешно развивался, рассмотрим его развитие за последние 10 лет (1990-2000 г.).

3. Современное состояние лизингового рынка в России

До середины 1998 г. отечественная лизинговая индустрия постепенно набирала обороты. После начала широкомасштабного финансового кризиса многие российские лизинговые компании временно не заключали новые лизинговые договоры. Это продолжалось в течение полутора-двух месяцев. Вместе с тем в отличие от банков в лизинговых компаниях не было массового сокращения персонала. Руководители ряда ведущих компаний правильно оценили ситуацию. Они сделали вывод, что в ближайшее время лизинг в России будет востребован в еще большей степени, чем до кризиса. А раз так, то в этот «смутный период» правильнее всего «остановиться, оглянуться», заняться анализом и отработкой новых лизинговых продуктов.[7]

В России назрела необходимость в формировании хорошо налаженной общегосударственной комплексной системы статистической информации по лизингу. Она нужна для анализа сложившихся тенденций и для определения перспектив развития лизингового рынка, формирования его структуры, разработки нормативно-правовых актов и создания механизмов, повышающих заинтересованность в проведении лизинговых операций на внутреннем и международном рынках, для планирования широкомасштабных инвестиций на основе различных видов и форм лизинговой деятельности. К сожалению, пока такой системы в России еще нет.

Вместе с тем на протяжении уже нескольких лет идет накопление определенной статистической информации по компаниям, входящим в состав российской ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг». На часто проводимых в последнее время конференциях, семинарах, встречах деловых кругов, в печати появляются также сообщения и о работе «неассоциированных» лизинговых компаний. Эти материалы требуют определенных обобщений и систематизации, а при необходимости— уточнений, так как сообщается иногда противоречивая и не совсем точная информация о заключаемых договорах и проводимых лизинговых операциях.

Госкомстат Российской Федерации предпринимал попытку наладить сбор информации по отражению стоимости лизингового оборудования в статистической отчетности у лизингополучателей и лизингодателей (Письмо Госкомстата РФ от 13 марта 1996 г. № 24-1-21/483 «Об отражении затрат на приобретение лизингового оборудования») при вводе в действие объектов, основных фондов и при использовании капитальных вложений, а также при строительстве объектов и приобретении оборудования для собственных нужд. Однако в ежегодных сборниках Госкомстата России этой и другой важной информации по лизингу пока нет. Правда, руководители государственного статистического ведомства считают, что раз в последние годы появилась такая отрасль хозяйствования, как лизинг, то в перспективе они будут заниматься «обсчетом» ее деятельности.

К сожалению, до настоящего времени остаются малоизвестными не только количественные, но и качественные показатели, характеризующие отечественную лизинговую отрасль хозяйствования. Имеется в виду прежде всего статистика нарушения финансовых обязательств по лизинговым и сопряженным с ними банковским и страховым операциям внутри России и при международных сделках. Это нельзя признать верным ни в правовом, ни в экономическом, ни в политическом отношении.

Очень полезной для анализа развития отечественного лизинга была бы информация о возврате лизинговых платежей операторам российского и зарубежного лизингового бизнеса. Только с помощью достоверной информации можно аргументирование проиллюстрировать отечественному и мировому финансовому сообществу надежность российских партнеров— лизинговых компаний и лизингополучателей.[8]

Формирование хорошо налаженной, солидной информационной базы, ясной, доступной и прозрачной для пользователей, — дело крайне важное и в коммерческом отношении. Анализируя данные из публикации в газете «Финансовые известия», что возврат лизинговых платежей в 1997 г. по компании «Росагроснаб» составил 80% и что это хороший уровень возвратности, у многих потенциальных кредиторов может сложиться искаженное мнение, что такие «хорошие» показатели присущи всему российскому лизингу, тем паче иной информации почти нет.[9]

Если условия для развития лизинга в России не будут улучшаться (включая совершенствование лизингового законодательства и улучшение общеэкономической ситуации), то, учитывая её огромные потребности в обновлении основных фондов промышленности, на её территории будет быстрее, чем отечественный лизинговый бизнес, развиваться международный лизинг, осуществляемый компаниями, зарегистрированными в тех странах, где действует более благоприятный климат, определяемый лизинговым, налоговым и инвестиционным законодательством, включая оффшорный лизинг.

Это значит, что Российское государство утратит соответствующие источники налоговых поступлений, так как они по соглашениям об избежании двойного налогообложения будут платить налоги в странах их регистрации. Будут также упущенны возможности регулирования этого сектора отечественной экономики, а это крайне нежелательный сценарий развития экономической ситуации.

Уже сейчас сложилось такое положение, когда только лизинг может оздоровить некоторые отрасли экономики, например, парк самолетов в России уже стало практически невозможно обновить без применения такой формы финансово-промышленного сотрудничества с зарубежными компаниями как международный лизинг, позволяющий воспользоваться более дешевыми кредитами западных институтов, чем по другим видам международного сотрудничества.[10]

Международный лизинг, представляющий собой товарный кредит с денежным погашением, является менее рискованной формой международного кредитования инвестиций по сравнению со всеми другими его видами. Обычно он пользуется поддержкой со стороны государства, где расположен получатель лизинга, выражающейся в налоговых льготах, преференциальном таможенном режиме и других формах стимулирования.

В условиях России принципиально важен и такой фактор: международный лизинг позволяет получить поддержку со стороны индустриально развитых стран через механизм экспортного кредитования и предоставления государственных гарантий экспортных кредитов.

Лизинг представляется одним из наиболее реальных экономических инструментов, с помощью которых можно оздоровить и перепрофилировать производство в России. Для эффективной работы лизинга в нашей стране необходимо много законодательных и экономических изменений, которые упоминались в данной работе.[11]

Заключение

За период с 1952 г. лизинговый бизнес охватил весь мир. На 50 крупнейших лизинговых рынках мира каждый год заключаются новые договоры почти на 0,5 трлн. долл. Лизинг стал одной из важнейших составляющих инвестиционной политики во многих государствах. Темпы роста лизинговых операций, как правило, опережают темпы роста основных макроэкономических показателей. Это не случайно. Насыщенность и разветвленность лизинговых операций являются свидетельством развитости экономических отношений в стране. В этих условиях стремительно развивая лизинговые сделки в нашей стране и начиная осуществлять эти операции на "базе" автомобильной промышленности и отраслей, производящих предметы потребления, как это практиковалось во всех развитых странах, мы сразу бы смогли решить несколько крупных проблем.

Во-первых, без крупных начальных затрат сумели бы провести реконструкцию устаревших предприятий и конверсировать предприятия военно-промышленного комплекса, обеспечив тем самым плавный переход этих предприятий на принципы гармоничного производства, а значит, и на выпуск конкурентоспособной продукции.

Во-вторых, обеспечили бы заказами отечественные предприятия-производители средств производства и строительные организации, что означало бы начало экономического подъема в этих отраслях промышленности.

В-третьих, существенно сократили бы импорт предметов потребления, заменив его продукцией отечественного производства.

В-четвертых, положили конец бартерным взаиморасчетам между предприятиями, что решило бы проблему неплатежей в государстве.

В-пятых, создали бы в стране дополнительное количество рабочих мест в тех регионах, где это особенно актуально, например, в угледобывающих.

Следовательно, именно лизинг может стать для экономики России тем рычагом, который обеспечит подъем не только крупных предприятий, но и мелкого и среднего бизнеса.

Российские лизинговые компании обеспокоены еще одной проблемой— легкостью, с которой отдельные регистрационные органы выдают лицензии на лизинговые операции нерезидентам.

Для нормального развития международного лизинга в России требуется принятие ряда мер, таких как, упрощение лицензирования в Банке России операций международного лизинга, мер предотвращающих двойное налогообложение операций международного лизинга.

Необходимым условием, обеспечивающим становление лизинга и проявление его позитивной макроэкономической роли, является режим ускоренной аммортизации.

Также развитию лизинга будут способствовать:

1) Условия, гарантирующие устойчивое развитие малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес способны потребить большее количество лизинговых услуг, так как, во-первых, он не обладает большими финансовыми возможностями и , во-вторых, благодаря малочисленности персонала, обладает большей гибкостью для реагирования на изменения конъюнктуры рынка.

2) Интеграция банковского и промышленного сектора экономики. Заинтересованность банков в развитии не только торгового, но и промышленного капитала. Активное развитие холдинговой системы.

3) Свободная конкуренция, при которой производители вынуждены искать новые способы сбыта производимой дорогостоящей продукции, чтобы выжить на рынке.

Практическое осуществление этих мер, требует скорейшего решения. Не очень ощущается поддержка лизингового бизнеса со стороны государства, правительство, возглавляемое В.В. Путиным, до сих пор не озаботилось проблемами долгосрочной перспективы российской экономики.

Несмотря целый комплекс проблем российский лизинг успешно развивается, накапливает опыт, и готовится внести свой вклад в активацию инвестиционной деятельности.

Список литературы

1.     Аспекты лизинга: бухгалтерский, валютный и инвестиционный,- М.: ИСТ-Сервис, 2003.- 64с.

2.     Быкова С., Проблемы развития лизинговых операций коммерческих банков / Финансовая газета, 1998г., № 24.

3.     Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства,- Москва: Центр международного частного предпринимательства CIPE, 2003.- 228с.

4.     Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг,- Москва: Фонд Правовая культура, 2001.- 376с.

5.     Горемыкин В.А. Лизинг: Практическое учебно-справочное пособие,— М.: Инфра-М, 2001.- 241с.

6.     Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. Финансово-промышленные корпорации России: организация, инвестиции, лизинг,- Москва: ООО ИКК Дека, 2003.- 448с.

7.     Русол В.В. Экономическая эффективность лизинга воздушных судов гражданской авиации,- Москва: АО Экос, 2001. - 100с.

8.     Самохвалова Ю.Н. Лизинг в России: правовые основы, бухгалтерский учет, налогообложение,- Москва: Современная экономика и право, 2003.- 57с.

9.     Серегин В.П., Халевинская Е.Д. Организация, учет и налогообложение лизинговых операций,- Москва: Юрист, 2001.- 176с.

10.           Чекмарева Е. Н. Лизинговый бизнес,— М.: Экономика, 2001.- 302с.


[1] Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. Финансово-промышленные корпорации России: организация, инвестиции, лизинг,- Москва: ООО ИКК Дека, 2003.-224с.

[2] Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. Финансово-промышленные корпорации России: организация, инвестиции, лизинг,- Москва: ООО ИКК Дека, 2003.-275с.

[3] Аспекты лизинга: бухгалтерский, валютный и инвестиционный,- М.: ИСТ-Сервис, 2003.-23с.

[4] Серегин В.П., Халевинская Е.Д. Организация, учет и налогообложение лизинговых операций,- Москва: Юрист, 2001.-57с.

[5] Чекмарева Е. Н. Лизинговый бизнес,— М.: Экономика, 2001.-94с.

[6] Быкова С., Проблемы развития лизинговых операций коммерческих банков / Финансовая газета, 1998г., № 24

[7] Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. «Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства»,- Москва: Центр международного частного предпринимательства CIPE, 2003.-117с.

[8] Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг,- Москва: Фонд Правовая культура, 2001.-157с.

[9] Самохвалова Ю.Н. Лизинг в России: правовые основы, бухгалтерский учет, налогообложение,- Москва: Современная экономика и право, 2003.-26с.

[10] Русол В.В. Экономическая эффективность лизинга воздушных судов гражданской авиации,- Москва: АО Экос, 2001. -157с.

[11] В.А. Горемыкин Лизинг: Практическое учебно-справочное пособие,— М.: Инфра-М, 2001.-221с.