Содержание
1. Особенности экономического развития Китая, его место в современной мировой экономике. 3
2. Проблемы и перспективы введения ЕВРО.. 7
3. Снятие ограничений на пути международного передвижения капитала ведет к увеличению темпов экономического роста всех участвующих стран. Справедливо ли это утверждение? Почему?. 14
Список литературы.. 15
1. Особенности экономического развития Китая, его место в современной мировой экономике
С конца 1970 годов, особенно со времени 3-его пленума 11-ого созыва ЦК КПК, Китай начал свою новую эпоху истории. Ведущей государственной политикой являлось формирование и претворение в жизнь всесторонних реформ и открытости внешнему миру. Основные ориентиры, включая концепцию создания открытых экономических районов, разрабатывалисьљ постепенно, с учетом практики экономического развития и ситуации на мировом рынке. В течение 1980-х годов Китай прошёл несколько периодов, начиная от создания особых экономических зон и открытия приморских городов и районов до расширения открытости внутриконтинентальных и приморских районов развития и освоения экономики и технологий. Создание зон такого типа заложило твёрдый фундамент для создания необходимых условий в целях углубления государственных реформ в 1990-х годах.
Привлечение иностранного капитала стало в период реформ одной из основных форм осуществления открытой внешнеэкономической политики Китая. Приоритетное значение в 1990-х годах приобрели прямые предпринимательские инвестиции, опередившие по освоенным средствам объемы внешнего заимствования. В условиях возрастающей потребности в валюте для оплаты импорта необходимых техники и технологии, сырья и материалов они рассматриваются в качестве эффективного способа разрешения противоречия между импортными потребностями и экспортными возможностями. Велика их роль во внедрении новых методов и идей в экономическую теорию и современных приемов и форм хозяйствования в практику. [1]
В конце 1970-х - начале 1980-х годов сложились благоприятные внутренние и внешние условия для привлечения иностранного капитала в КНР. Страной был взят курс на ускоренную модернизацию народного хозяйства, потребовавший значительных финансовых и материально-технических ресурсов, с другой стороны, на международном рынке имелись избыточные свободные капиталы. Введение налоговых и таможенных льгот для совместных предприятий, облегчение процесса их создания, учреждение районов льготного инвестирования в приморской полосе дали толчок развитию совместного предпринимательства, представленному на первоначальном этапе главным образом кооперационными предприятиями, действовавшими в трудоемких областях обрабатывающей промышленности, в сфере услуг, туризма, в коммунальном и гостиничном хозяйстве и т.п.
Резкий рост притока инвестиций в КНР в этот период объяснялся политической стабильностью общества, наличием огромного внутреннего рынка и тесной связью с китайской диаспорой за рубежом, поступательным экономическим ростом в результате проводимого курса реформ и интеграции в мировую экономику, постепенной, более глубокой, чем в Японии и Республике Корея на начальном этапе их развития, либерализацией инвестиционного режима, продуманной системой налоговых льгот и торговых предпочтений. Решающим же фактором роста стало допущение иностранного капитала в отрасли т.н. «третьей сферы» экономики (розничную торговлю, недвижимость (долгосрочную аренду земельных участков под застройку), транспортные, страховые, консультационные, финансовые услуги, туризм и т.д.) в крупнейших торгово-промышленных центрах страны: Пекине, Тяньцзине, Шанхае, Гуанчжоу, Шэньчжэне. Симптоматично в этой связи, что Китаю, как крупнейшему реципиенту предпринимательского капитала начала 1990-х годов не смогли составить сколько-нибудь значимую конкуренцию страны бывшего Советского Союза и Восточной Европы. [2]
Оценивая итоги привлечения иностранного капитала в КНР, следует подчеркнуть, что столь значительных успехов в деле приращения экономического потенциала, снижения себестоимости продукции, повышения ее технологического уровня, экономии валютных ресурсов удалось достичь во многом благодаря жесткому контролю со стороны правительства за привлечением зарубежных капиталовложений, тесной координации этого процесса с планированием развития народного хозяйства и его отдельных отраслей. Были созданы благоприятные условия для конкуренции между зарубежными вкладчиками за более привлекательные условия деятельности на китайском рынке. Китай не допустил распространения чисто сборочных (отверточных) производств и контролировал высокую долю отечественного компонента в стоимости продукции не только во избежание излишней зависимости от поставщиков, но и для обеспечения в будущем конкурентоспособной стоимости производимой продукции по сравнению с ее зарубежными аналогами. [3]
В ближайшее время, в Китае можно ожидать дальнейшего поступательного роста зарубежных инвестиций при сохранении социально-политической стабильности, улучшении инвестиционного климата в стране, предоставлении действующим на его территории совместным предприятиям национального режима, широкого допуска их продукции на внутренний рынок, либерализации валютного регулирования, связанного со свободной куплей-продажей инвалюты. В Китае понимают, что этап бюджетного стимулирования инвестиций прошел.
Проблемы и трудности, сопутствующие Китаю в привлечении иностранного капитала, - неизбежное следствие перехода к новой экономической системе. В настоящее время Китай, отстаивая свои национальные экономические интересы, стал проводить более избирательную политику регулирования притока иностранных капиталовложений как в отраслевом и территориальном аспектах, так и с точки зрения технологического уровня и валютной отдачи.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что если в 1990-х годах привлечение иностранного предпринимательского капитала рассматривалось как вспомогательное звено внешнеэкономической стратегии КНР на ее важнейших направлениях - расширении товарного экспорта и валютных поступлений по неторговым статьям, ввозе передовой технологии, - то уже к началу XXI века иностранный капитал, во многом адаптировавшись к условиям Китая, стал важным долговременным фактором экономического развития страны.
Можно долго дискутировать по поводу успешности Китая в реализации программы экономических реформ, создания специальных экономических зон, политики открытости и привлечения иностранного капитала, но все же немаловажным остается тот факт, что опыт страны в целом, а также отдельных ее регионов, может послужить основным побудительным мотивом экономического развития Дальнего Востока России и Приморского края в частности. Помимо этого Китай, являясь основным получателем дохода инвестиционных капиталовложений, вполне может выйти на лидирующие позиции мирового инвестора, и развитие северо-восточных провинций Китая будет проходить в совместном сотрудничестве с Дальним Востоком России. Следовательно, и взаимоотношения следует переводить от сырьевой составляющей сотрудничества к стратегическому партнерству в Азиатско-Тихоокеанском Регионе. [4]
2. Проблемы и перспективы введения ЕВРО
Одним из сложнейших этапов Западноевропейской интеграции был плавный (по возможности) переход от единого рынка (Ер) через Экономический Союз к Экономическому и валютному Союзу (ЭВС), основанному на единой валютно-финансовой политике стран по внедрению единой европейской валюты евро. Этот процесс шел сложно, с большим разбросом мнений среди стран ЕС, экспертов и общественного мнения, поскольку многие параметры ЭВС были намечены лишь в общих чертах и требовали конкретизации.
Пока ЕС опирается на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении, внутри него сохраняются различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а следовательно, и связанные с этим валютные риски, задержки платежей, различия в ценах, несопоставимость налогов и различная внешняя валютная политика. В результате назрела необходимость денежно-валютного регулирования в ЕС на наднациональном уровне, которое бы опиралось на единую денежную единицу. Преимущества такой наднационализации как для государств ЕС, так и особенно для их хозяйственных операторов состоят, в числе прочего, в следующем:
1. На макроэкономическом уровне единая бюджетная дисциплина и унификация денежных рынков стран ЕС под “зонтиком” и мониторингом наднациональных финансовых институтов позволяет надежнее бороться с инфляцией, снизить процентные ставки, а со временем и налоги, что будет способствовать росту производства, занятости и стабильности государственных финансов.
2. Для хозяйственных операторов единая валютная политика и валюта означают единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе фондового, на всей территории ЕС, существенное сокращение, по сравнению с мультивалютной средой, накладных расходов на расчетное обслуживание операций, ценовых и валютных рисков, сроков переводов средств и, как следствие, заметное уменьшение потребностей этих операторов в оборотном капитале.
3. Для физических лиц удешевляются ведение счетов и поездки в пределах ЕС, ибо при нынешних обязательных обменах купюр их первоначальная стоимость заметно снижается из-за разницы в курсах купли-продажи и уплаты комиссионных.
4. Единая валюта способна гораздо устойчивее противостоять доллару и иене.
5. Ужесточаются требования к состоянию финансов вновь вступающих в ЕС стран, особенно стран Восточной Европы, что снижает для Евросоюза бремя, связанное с его потенциальным расширением. По своей структуре ЭВС – двухуровневая система банков, в состав которой входит вновь учреждаемый Европейский Центральный банк (ЕЦБ) и центральные банки стран-членов. Во главе этой системы стоит ЕЦБ, создаваемый на базе Европейского валютного института (ЕВИ).
Продвижение к ЭВС было запланировано в виде трех последовательных этапов (подготовительный – до 1 января 1996г., организационный – до 31 декабря 1998г. и заключительный – до 2002г.). Причем последний этап разбивается на три конкретных ступени (“А”, “В” и “С”) В ходе первого этапа участники сняли все или почти все ограничения на взаимное движение капиталов и начали осуществление программ стабилизации своих бюджетов, цен и иных показателей финансовой политики, соблюдение которых признано обязательным для участия в Союзе. Такими показателями являются:
планируемый или фактический дефицит госбюджета в размере около 3% ВВП в рыночных ценах;
государственный долг не более 60% ВВП в рыночных ценах;
годовая инфляция в размере не выше 1,5% усредненного уровня инфляции трех стран с наиболее низкими ее темпами;
средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки за год не выше 2% усредненного уровня этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции;
участие в системе совместного колебания валютных курсов не менее двух лет (установленные пределы колебаний составляют примерно 2,25%).
Индивидуальная готовность стран ЕС к достижению таких показателей крайне различна. Наряду с сомнениями в целесообразности отказа от валютного суверенитета, ЕС уже на первом этапе раскололся на “основные” страны, заинтересованные в создании Союза (Бельгия, Голландия, Люксембург, Франция, ФРГ), и прочие страны, одни из которых присоединятся к ЭВС, а другие не смогут или не захотят с учетом установленных условий. В частности, участию в Союзе противилась Великобритания, а Швеция, Финляндия и Португалия предпочитали более медленный темп своего к нему присоединения. В итоге ЭВС, по крайней мере первоначально, станет объединением одних лишь заинтересованных стран и не будет совпадать с общими границами и механизмами ЕС.
Второй этап предполагалось посвятить завершению указанных программ стабилизации финансов и формированию правовой и институциональной базы Союза. Функционирующий ЕВИ осуществляет вместе с Европейской Комиссией соответствующие наработки. Однако “проходных” финансово-экономических критериев по состоянию на конец 1995г. полностью достигнул лишь Люксембург. Таким образом, готовность стран ЕС (и даже их основной группы) к вхождению с 1 января 1999г. в заключительную фазу создания ЭВС оказались проблематичной. Окончательное решение по данному вопросу должен был принять Совет на уровне глав государств и правительств ЕС.
В итоге консультаций Европейской Комиссии и ЕВИ с официальными и финансовыми кругами Европы был принят сценарий, предусматривающий длительный (1998 – 2002гг.) переходный период, удовлетворяющий требованиям реалистичности, выполнимости, минимизации неопределенностей, приспособляемости для бизнеса, общественной поддержки и т. д., что позволило считать движение к ЭВС по крайней мере необратимым. По этому сценарию на ступени “А” принимается решение о странах, участвующих в ЭВС (конец 1997 – начало 1998 года). Учреждается Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе с ЕЦБ, ЕВИ ликвидируется, отрабатывается организационно-правовой режим Союза.[5]
На ступени “В” (1 января 1999г. – 1 января 2002г.) фиксируются курсы валют стран ЭВС и евро. Вступают в силу законодательные акты, касающиеся евро, определяется и начинает осуществляться валютная политика в евро. После фиксации курсов национальные денежные единицы, хотя и сохраняются в обращении, становятся лишь знаками единой валюты и по сути отрываются от национальной почвы. Возникающие при этом валютные риски покрывают центральные банки стран-членов. Все активы, пасивы и сделки (счета, контракты, записи и пр.) в экю пересчитываются в евро по курсу 1:1, “валютная корзина” для евро остается такой же, как и для экю.
Для быстрейшего накопления критической массы евро в денежном обороте Европейская система центральных банков поощряет перевод на новую валюту безналичных сделок, в том числе через расчетный центр ЕЦБ “Таргет”. Вводится двойная стоимостная маркировка цен и всех финансовых документов. Для тех же целей выпускаются государственные ценные бумаги в евро, котируемые на рынке. В первую очередь на евро переходят крупные компании, имеющие опыт мультивалютных операций. Печатаются новые банкноты и чеканятся монеты в евро.
Наконец, на ступени “С” (1 января 2002г. – 1 июля 2002г.) на евро переводятся все виды сделок и расчетов внутри Союза, происходит обмен и изъятие из обращения национальных дензнаков, в евро пересчитываются внешнеторговые и иные контракты. Наднациональные институты Союза осуществляют свою деятельность в полном объеме.
Проблемы, ожидаемые на этом этапе:
1. Юридическое оформление евро как единственного законного платежного средства в Союзе. Национальные законодательства по этому поводу противоречивы или отсутствуют.
2. Возможная трактовка нерезидентами Союза пересчета валюты контрактов в евро как нарушения платежных условий контрактов.
3. Неизвестно, нужно ли заменять все ценные бумаги, в том числе акции, на новые, деноминированные в евро, уместна ли будет комиссия при обмене старых банкнот на новые и т.д.
4. Какие новые показатели бюджетной, ценовой и т.п. дисциплины будут установлены для стран ЭВС на период после 2002г. и как будет осуществляться их мониторинг. Естественно, что перечисленными проблемами их перечень не исчерпывается.
Безусловно, имеются все основания полагать, что ЭВС, как и в свое время Европейское экономическое сообщество, в итоге станет реальностью. Однако следует отметить одно важное обстоятельство: ЕС явно форсирует создание ЭВС. Даже поверхностный анализ показывает, что не все страны – члены ЕС смогут получить “входной билет” в ЭВС. Возникает вопрос: если часть стран одной и той же интеграционной группировки будет находиться на более высокой ступени – ЭВС, а другая на ступень ниже – Эс, значит ли это, что в рамках ЕС интеграция идет равномерно? Как будут решаться “разноскоростные” вопросы интеграции? Складывается впечатление, что все же одновременно в рамках ЕС часть стран будет находиться в стадии Эс, а часть – в ЭВС.
В связи с появлением евро, особый интерес представляют данные о роли различных валют в мировой экономике, в международной торговле и на международных финансовых рынках. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что доля европейских валют в мировой валютной системе (практически речь идет о четырех валютах: немецкой марке, фунте стерлингов, французском франке и голландском гульдене) намного меньше, чем доля ЕС в общеэкономических показателях. С введением евро этот разрыв, очевидно, будет сокращаться.
Растущая доля в официальных резервах европейских валют (четыре упомянутые выше валюты) в последние десятилетия связана прежде всего с укреплением позиций немецкой марки.
Введение евро - беспрецедентное явление в мировой экономике. Впервые в истории речь идет о появлении на экономической карте мира совершенно новой денежной единицы, призванной заменить в ближайшие годы и постепенно вытеснить из внутреннего и внешнего оборота национальные денежные единицы. При этом в перспективе должны стать полноценными деньгами, выполняющими весь спектр присущих им функций как внутри стран, так и на международной арене, за пределами ЕС, где евро будет играть роль одной из ведущих мировых валют.
Одной из характерных черт во всем комплексе вопросов, связанных с переходом к единой валюте, была широкая информационная кампания, направленная на разъяснение в деловых кругах и среди населения проблем этого перехода. Помимо широкого освещения этих проблем в средствах массовой информации организовывались по линии Комиссии Европейского Союза (КЕС) и в странах ЕС различные конференции, “круглые столы”, семинары и другие мероприятия, даже спортивные соревнования.
Что нового принесет появление на валютном рынке новой валюты - евро? Общие масштабы спекулятивных валютных операций (арбитраж), а также хеджирования, очевидно, сократятся, так как с начала 1999г. из этих операций выпали те, в основе которых лежали изменения курсовых соотношений между валютами стран, вошедших в ЕВС. Отныне эти соотношения твердо зафиксированы через евро. В то же время "плавающий" курс евро по отношению к другим валютам (прежде всего к доллару), а также к валютам стран ЕС, пока не вступивших в Валютный союз, будет, вероятно, более устойчивым, с меньшей амплитудой колебаний, чем это наблюдается среди нынешних 11 валют, различных по своей силе и устойчивости.
Переход к евро означает большую доступность национальных биржевых рынков для иностранных инвесторов и приведет к усилению конкуренции на этих рынках. Это означает дальнейший отход от доминирующей роли доллара и переход к многополярной системе. Отсюда вытекает возрастающее значение разработки согласованной политики и скоординированных действий на международной валютной арене, поскольку только на этом пути можно обеспечить необходимую стабильность всей системы.
Стабильность - ключевое понятие и желанная цель в сфере валютных курсов - не означает, конечно, полной замороженности курсов. Здесь проявляется одна из глубинных проблем современной рыночной экономики на всех ее уровнях (локальном, национальном, международном), а именно - как достичь оптимального сочетания двух противоречивых начал: динамизма и стабильности. Можно ожидать, что создание ЕВС приведет к усилению международного сотрудничества и координации в этой области как на двусторонней основе (особенно по линии ЕС - США), так и на многосторонних форумах, в рамках “восьмерки”, т.е. и с участием России и, конечно, Международного валютного фонда. Ввиду включенности страны в общую систему международных финансовых отношений и расчетов такая координация весьма актуальна и для России.[6]
Само решение (принятое еще в 1991г.) о переходе к евро сразу же дало мощный толчок дальнейшей концентрации и централизации капитала в странах ЕС, породило множество слияний и поглощений как в рамках отдельных стран, так и между компаниями нескольких стран. В результате складываются мощные хозяйственные комплексы, готовые к конкурентной борьбе на объединенном единой валютой рынке.[7]
3. Снятие ограничений на пути международного передвижения капитала ведет к увеличению темпов экономического роста всех участвующих стран. Справедливо ли это утверждение? Почему?
Да, это утверждение справедливо, так как стоит вспомнить пример ЕС.
Своей целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках таможенного союза были:
ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц;
установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг;
обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.
Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно делались попытки по осуществлению агарной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран-членов ЕС. Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран-участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств в экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.[8]
Список литературы
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2003.-567с.
2. Аристов Г. Оптовая торговля на Западе // Экономика и жизнь. 2000. №32. С. 124
3. Борисов С. На сырье надежды мало // Экономика и жизнь. 2004. №47. С. 115
4. Хойер. Как делать бизнес в Европе: Вступит. Слово Ю. В. Пискунова. - М.: Прогресс, 2002. -530с.
5. Ширкунов С. Как аукнется, так и откликнется // За рубежом - 2004. №41. 122с.
6. Экономика. Учебник по курсу “Экономическая теория”. Под. ред. к. э. н. доцента А. С. Булатова. М.: БЕК, 2002. -544с.
[1] Экономика. Учебник по курсу “Экономическая теория”. Под. ред. к. э. н. доцента А. С. Булатова. М.: БЕК, 2002. -238с.
[2] Борисов С. На сырье надежды мало // Экономика и жизнь. 2004. №47. С. 77
[3] Борисов С. На сырье надежды мало // Экономика и жизнь. 2004. №47. С. 94с.
[4] Борисов С. На сырье надежды мало // Экономика и жизнь. 2004. №47. С. 115
[5] Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2003.-215с.
[6] Хойер. Как делать бизнес в Европе: Вступит. Слово Ю. В. Пискунова. - М.: Прогресс, 2002.-187с.
[7] Аристов Г. Оптовая торговля на Западе // Экономика и жизнь. 2000. №32. С. 124
[8] Ширкунов С. Как аукнется, так и откликнется // За рубежом - 2004. №41.-77с.