Роль кредита рассмотрена в конце пункта 1.1!!!!!!!

Содержание

Введение____________________________________________________________________ 3

Глава 1. Функции, роль и формы международного кредита_______________________ 5

1.1    Сущность и функции международного кредита____________________________ 5

1.2 Формы и виды международного кредита__________________________________ 11

1.2    Институты международного кредита____________________________________ 12

Глава 2. Современные аспекты развития международного кредита_______________ 16

2.1 Кредитование экспортно-импортных операций в России_____________________ 16

2.2 Межправительственные займы___________________________________________ 22

2.3 Проблемы регулирования международного кредита_________________________ 28

Заключение_________________________________________________________________ 33

Список использованных источников и литературы_____________________________ 35

Приложение________________________________________________________________ 36

Введение

Роль кредита в экономике любой страны является динамичной и изменяется в зависимости от конкретных задач и целей экономического развития. В настоящее время повышение роли кредита сопровождается, как правило, его расширением в экономике. Границей такого расширения служит необходимость поддержания сбалансированного  между спросом и предложением кредита для обеспечения экономического роста и повышения жизненного уровня населения. При недостатке кредита происходит сужение производства, сбои в платежах и расчетах, ухудшается торговый баланс государства.

Важной сущностью кредита является то, что он сопровождает развитие международных экономических связей. В экспортных отраслях экономики кредит способствует укреплению позиций государства на внешних рынках. Предоставление кредита импортерам увеличивает предложение товаров на внутреннем рынке, способствуя удовлетворению растущего платежеспособного спроса, привлечения в страну передовых технологий и оборудования. С помощью кредита достигается положительное сальдо торгового баланса, необходимое для поддержания устойчивости национальной валюты. Кредит используется также для вложений в иностранную экономику с целью расширения политического и экономического влияния государства и его резидентов. Повышение роли кредита в развитии международных связей обусловлено глобализацией мировой экономики.

В последние годы во внешней торговле России существенно возросло значение кредита.

Процесс изменений, наблюдаемый в настоящее время в России, проник во все сферы экономической жизни. Рыночная экономика создала широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности, для валютной самостоятельности фирм.

Кредит играет важную роль в развитии международного товарооборота. Создавая дополнительный спрос на рынке со стороны заемщиков, он способствует увеличению объемов мировой торговли. Условия кредитования экспорта являются важным фактором конкурентной борьбы отдельных фирм и государств за рынки сбыта.

Именно поэтому сегодня актуально изучать проблемы предоставления международных кредитов и их влияние на экономику стран мира.

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность международного кредита.

Объект исследования - международный кредит. Предмет исследования - международный кредит в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить сущность и функции международного кредита;

2. Рассмотреть формы и виды международного кредита;

3. Выявить современные тенденции развития международного кредита и кредитование экспортно-импортных операций в России;

4. Охарактеризовать межправительственные займы;

5. Проанализировать проблемы регулирования международного кредита.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения библиографического перечня и приложения.

Глава 1. Функции, роль и формы международного кредита

1.1   Сущность и функции международного кредита

Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарным ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента.

В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

Международный кредит возник в XIV – XV вв. в мировой торговле, особое развитие получил после освоения морских путей из Европы на Ближний и Средний Восток, а позднее в Америку и Индию. Дальнейшее развитие международного кредита связано с выходом производства за национальные рамки, его специализацией и кооперированием.

Увеличение масштабов международного кредита было связано с интернационализацией мирохозяйственных связей, международным разделением труда и достижениями научно-технического прогресса.

Международный кредит как разновидность категории кредита связан с такими экономическими категориями, как деньги, цена, прибыль, платежный баланс, валютный курс и др. Важную роль он играет в реализации требований закона стоимости и других экономических законов.

Источниками международного кредита служат временно свободные денежные средства предприятий, государства и населения, которые мобилизуют банки.

В ходе воспроизводства на определенных участках возникает объективная необходимость в международном кредите. Это связано:

-         С кругооборотом денежных средств;

-         С особенностями производства и реализации продукции;

-         С различиями в объеме и сроках внешне6экономических сделок;

-         С необходимостью одновременных крупных капиталовложений для расширения производства.

Условия международного кредита включают понятия: валюта кредита и валюта платежа, сумма, срок, условия использования и погашения, стоимость, вид обеспечения, методы страхования рисков.

Валюта кредита и платежа. На выбор валюты займа влияет ряд факторов, в том числе уровень процентной ставки, практика международных расчетов, степень инфляции и динамика курса валюты и др. Валютой международных кредитов являются национальные денежные единицы, евровалюты (с конца 50-х годов), международные счетные валютные единицы. Валюта платежа может не совпадать с валютой кредита

Сумма (лимит) кредита - часть ссудного капитала, который предоставлен в товарной или денежной форме заемщику.

Срок международного кредита зависит от ряда факторов:

-         целевого назначения кредита;

-         соотношения спроса и предложения аналогичных кредитов;

-         размера контракта; национального законодательства;

-         традиционной практики кредитования;

-         межгосударственных соглашений.

Срок кредита - важное средство конкурентной борьбы на мировых рынках. Для определения эффективности кредита различаются полный и средний сроки. Полный срок исчисляется от момента начала использования кредита до его окончательного погашения. Он включает период использования предоставленного кредита, льготный (грационный) период — отсрочка погашения использованного кредита; а также период погашения, когда осуществляется выплата основного долга и процентов. Однако полный срок не показывает, в течение какого периода в распоряжении заемщика находилась вся сумма кредита. Поэтому для сравнения эффективности кредитов с разными условиями используется средний срок, показывающий, в расчете на какой период в среднем приходится вся сумма ссуды. Средний срок включает полностью льготный период и половину срока использования и погашения кредита. Средний срок кредита обычно меньше полного срока. Они совпадают, если кредит предоставляется сразу в полной сумме и погашается единовременным взносом.

По условиям погашения различаются кредиты:

-         с равномерным погашением равными долями в течение согласованного срока;

-         с неравномерным погашением в зависимости от зафиксированного в соглашении принципа и графика (например, увеличение доли к концу срока);

-         с единовременным погашением всей суммы сразу;

-         аннуитетные (равные годовые взносы основной суммы займа и процентов).

Стоимость кредита. Различаются договорные и скрытые элементы стоимости кредита. Договорные, т. е. обусловленные соглашением, расходы по кредиту делятся на основные и дополнительные. К основным элементам стоимости кредита относятся суммы, которые должник непосредственно выплачивает кредитору, проценты, расходы по оформлению залога комиссии. Дополнительные элементы включают суммы, выплачиваемые заемщиком третьим лицам (например, за гарантию). Сверх основного процента взимается специальная (в зависимости от суммы и срока кредита) и единовременная (независимо от срока и размера ссуды) банковская комиссия. По средне- и долгосрочным кредитам берутся комиссии за обязательство предоставить ссуду и за резервирование средств (обычно 0,2—0,75% годовых). При проведении кредитных операций банковским консорциумом заемщик выплачивает единовременную комиссию за управление банку-менеджеру (до 0,5% суммы кредита), за переговоры, а также другим банкам за участие (0,2—0,5%)[1].

 «Цена» международного кредита базируется на процентных ставках стран — ведущих кредиторов, в первую очередь США, Японии, Германии. Однако в силу многофакторности ссудного процента образуется разрыв между национальными уровнями ставок. Наряду с фиксированными с 70-х годов появились плавающие процентные ставки, которые меняются в зависимости от уровня рыночной ставки. Реальная процентная ставка — это номинальная ставка за вычетом темпа инфляции за определенный период. Выравнивание национальных процентных ставок происходит не только в результате движения между странами краткосрочных капиталов, но и в зависимости от динамики валютных курсов. Обычно чем выше курс валюты, тем ниже процент по вкладам в этой евровалюте. К скрытым элементам стоимости кредита относятся прочие расходы, связанные с получением и использованием кредита и не упомянутые в соглашении. В их числе завышенные цены товаров по фирменным кредитам; принудительные депозиты в установленном размере от ссуды; требование страхования кредита в определенной страховой компании, связанной с банком; завышение банком комиссии по инкассации товарных документов и т. д. Некоторые элементы стоимости кредита не поддаются денежной оценке, хотя значение их велико, например для установления контроля над иностранной фирмой или страной-заемщиком. Внешне льготные условия некоторых международных кредитов сочетаются с кабальными скрытыми издержками, которые дорого обходятся иностранному заемщику.

Важной характеристикой международного кредита является его обеспечение.

К альтернативным видам кредитного обеспечения относятся: открытие целевых накопительных счетов, залог активов, переуступка прав по контрактам и т. д.

При определении валютно-финансовых условий международного кредита кредитор исходит из кредитоспособности и платежеспособности, поэтому одним из условий международного кредита является защита от кредитных, валютных и других рисков.

Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывались еще на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение в общегосударственном и международном кредитном законодательствах.

Основными принципами международного кредита являются:

1.     Возвратность кредита. Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Он находит свое практическое выражение в погашении конкретной ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитной организации (или иного кредитора), что обеспечивает возобновляемость кредитных ресурсов банка как необходимого условия продолжения его уставной деятельности.

2.     Срочность кредита. Он отражает необходимость его возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре или заменяющем его документе. Нарушение указанного условия является для кредитора достаточным основанием для применения к заемщику экономических санкций в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке (в нашей стране — свыше трех месяцев) — предъявления финансовых требований в судебном порядке. Частичным исключением из этого правила являются так называемые онкольные ссуды, срок погашения которых в кредитном договоре изначально не определяется.

3.     Платность кредита. Ссудный процент. Этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительно полученной за счет его использования прибыли между заемщиком и кредитором. Практическое выражение рассматриваемый принцип находит в процессе установления величины банковского процента, выполняющего три основные функции:

 перераспределение части прибыли юридических и дохода физических лиц;

 регулирование производства и обращения путем распределения ссудных капиталов на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях;

 на кризисных этапах развития экономики — антиинфляционную защиту денежных накоплений клиентов банка.

Ставка (или норма) ссудного процента, определяемая как отношение суммы годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита выступает в качестве цены кредитных ресурсов.

Принципиально отличаясь от традиционного механизма ценообразования на другие виды товаров, определяющим элементом которого выступают общественно необходимые затраты труда на их производство, цена кредита отражает общее соотношение спроса и предложения на рынке ссудных капиталов и зависит от целого ряда факторов, в том числе чисто конъюнктурного характера:

 цикличности развития рыночной экономики (на стадии спада ссудный процент, как правило, увеличивается, на стадии быстрого подъема — снижается);

 темпов инфляционного процесса (которые на практике даже несколько отстают от темпов повышения ссудного процента);

 эффективности государственного кредитного регулирования, осуществляемого через учетную политику центрального банка в процессе кредитования им коммерческих банков;

 ситуации на международном кредитном рынке (например, проводившаяся США в 80-х гг. политика удорожания кредита обусловила привлечение зарубежного капитала в американские банки, что отразилось на состоянии соответствующих национальных рынков);

 динамики денежных накоплений физических и юридических лиц (при тенденции к их сокращению ссудный процент, как правило, увеличивается);

 динамики производства и обращения, определяющей потребности в кредитных ресурсах соответствующих категорий потенциальных заемщиков;

 сезонности производства (например, в России ставка ссудного процента традиционно повышается в августе - сентябре, что связано с необходимостью предоставления аграрных кредитов и кредитов для завоза товаров на Крайний Север);

 соотношения между размерами кредитов, предоставляемых государством, и его задолженностью (ссудный процент стабильно возрастает при увеличении внутреннего государственного долга).

4.     Обеспеченности кредита. Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии. Особенно актуален в период общей экономической нестабильности, например, в отечественных условиях.

5.     Целевой характер кредита. Распространяется на большинство видов кредитных операций, выражая необходимость целевого использования средств, полученных от кредитора. Находит практическое выражение в соответствующем разделе кредитного договора, устанавливающего конкретную цель выдаваемой ссуды, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заемщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафного (повышенного) ссудного процента.

6.     Дифференцированный характер кредита. Этот принцип определяет дифференцированный подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных заемщиков. Практическая реализация его может зависеть как от индивидуальных интересов конкретного банка, так и от проводимой государством централизованной политики поддержки отдельных отраслей или сфер деятельности (например, малого бизнеса и пр.)

Функционирует международный кредит в сфере международных экономических отношений и выполняет следующие функции:

-         Перераспределение ссудных капиталов между странами, когда при его помощи происходит перелив капиталов в страны с низкой нормой прибыли, способствуя ее выравниванию и превращению в среднюю норму прибыли.

-         Экономизация издержек обращения в сфере международных экономических отношений путем замены золота как мировых денег такими орудиями обращения, как вексель, чек, банковские переводы, депозитные сертификаты, электронные деньги, а также СДР, ЭКЮ и твердые национальные валюты.

-         Ускорение концентрации и централизации капитала: во-первых, в результате ускорения процесс капитализации прибыли в связи с привлечением иностранного капитала; во-вторых, с созданием транснациональных корпораций и транснациональных банков и, в-третьих, путем предоставления льготных международных кредитов крупным предприятиям.

-         Регулирование экономики страны – привлечение иностранных инвестиций, в первую очередь капиталов международных валютно-кредитных и региональных организаций, что способствует росту ВНП и его распределению.

Выполняя указанные функции, международный кредит в то же время играет двойственную роль в экономике страны. С одной стороны, - позитивную, способствуя ускорению развития производительных сил, непрерывности процесса производства и его расширению, стимулируя внешнеэкономическую деятельность страны, создавая благоприятные условия для иностранных инвестиций, а также обеспечивая бесперебойность международных расчетов и валютных отношений. С другой стороны, - негативную, обостряя противоречия рыночной экономики, что проявляется в форсировании перепроизводства товаров, перераспределении ссудного капитала, усиление диспропорций общественного воспроизводства и конкурентной борьбы за рынки сбыта, сферы приложения капитала и источники сырья.

1.2 Формы и виды международного кредита

Существует множество форм международного кредита (см. Приложение).

В настоящее время наиболее широкое распространение нашли следующие виды международных кредитов:

Ролловерные (roll-over credit) — средне- или долгосрочный кредит, предоставляемый по плавающей ставке, фиксируемой через равные промежутки времени (3..6 месяцев).

Фирменный (коммерческий кредит) — ссуда, предоставляемая фирмой (обычно — экспортером) одной страны импортеру другой страны в виде отсрочки платежа. Коммерческий кредит во внешней торговле сочетается с расчетами по товарным операциям. Фирменный кредит обычно оформляется векселем или предоставляется по открытому счету.

Вексельный кредит предусматривает, что экспортер, заключив соглашение о продаже товара, выставляет переводной вексель (тратту) на импортера, который, получив коммерческие документы, акцептирует его, т. е. дает согласие на оплату в указанные на нем сроки.

Кредит по открытому счету предоставляется путем соглашения, по которому поставщик записывает на счет покупателя в качестве его долга стоимость проданных и отгруженных товаров, а импортер обязуется погасить кредит в установленные сроки.

Разновидностью фирменных кредитов является авансовый платеж импортера (покупательский аванс), который при подписании контракта осуществляется импортером в пользу иностранного поставщика обычно в размере 10..15% стоимости заказа.

Банковские кредиты экспорта и импорта выступают в форме ссуд под залог товаров, товарных документов, векселей, а также учета тратт. Иногда банки предоставляют крупным фирмам-экспортерам бланковый кредит, т.е. без формального обеспечения.

Кредит покупателю — особенностью его является то, что банк экспортера непосредственно кредитует не национального экспортера, а иностранного покупателя, т.е. фирмы страны-импортера и их банки. Тем самым импортер приобретает необходимые товары с оплатой счетов поставщика за счет средств кредитора с отнесением задолженности на покупателя или его банк.

Акцептно-рамбурсный кредит — основан на сочетании акцепта векселей экспортера банком третьей страны в переводе (рамбурсировании) суммы векселя импортером банку-акцептанту. Условия этого вида кредита — лимит, сроки, процентная ставка, порядок оформления, использования и погашения, определяются на основе предварительной межбанковской договоренности. Обеспеченность кредита обусловливается реализацией товара.

Брокерский кредит — промежуточная форма между фирменным и банковским кредитами. Брокерская комиссия составляет от 1/50 до 1/32 суммы сделки.

Экспортный кредит — кредит, выдаваемый банком страны-импортера для кредитования поставок машин, оборудования и т. д.

Проектное кредитование (финансирование) — долгосрочное международное кредитование проектов на определенный срок.

Особой формой кредитных отношений является лизинг — предоставление лизинговыми компаниями оборудования, судов, самолетов и т.д. в аренду фирмам на срок от 3 до 15 лет и более без перехода права собственности.

Лизинг включает организацию и кредитование транспортировки; монтаж, техническое обслуживание и страхование объектов лизинга; обеспечение запасными частями; консультационные, организационные и информационные услуги.

Под периодом лизинга понимают срок, в течение которого сданные в лизинг средства производства находятся на балансе лизингодателя, а лизингополучатель использует их в своей хозяйственной деятельности, выплачивая лизинговой компании установленные платежи.

Формой международного кредита являются также факторинговые операции — покупка специализированной финансовой компанией денежных требований экспортера к импортеру и их инкассация.

Необходимость и постоянное расширение международного кредита характеризуется действием целого ряда факторов.

Во-первых, роль кредита в международной торговле возросла в ходе научно-технической революции, одним из следствий которой явилось увеличение предложения на мировом рынке машин, станков, целых промышленных комплексов, т.е. товаров инвестиционного назначения, производство и закупка которых связаны с крупными капиталовложениями экспортеров и импортеров. Отсюда, во-вторых, кредит превращается в один из важнейших факторов, от которых зависит конкурентоспособность на рынке инвестиционных товаров. Предоставление кредита, маневрирование его условиями нередко ведут к вытеснению конкурентов и заключению контракта.

1.2    Институты международного кредита

Структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни располагают большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие являются своеобразным форумом для межправительственного обсуждения и выработке рекомендаций по валютно-кредитной и финансовой политике. Третьи – обеспечивают сбор и обработку информации, издают информацию по актуальным проблемам международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Международные финансовые институты возникли в основном после Второй мировой войны. Их возникновение обусловлено рядом причин:

1. Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг и золота.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

·        объединить усилия международного сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

·        осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

·        совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН - МВФ и группа МБРР. Непосредственная роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД – обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. Специализированные комиссии ООН для Азии и Латинской Америке способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития.

Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития и его группа (Всемирный банк) были созданы в соответствии с решениями Бреттон-Вудской конференции 1944 г. и были призваны играть одну из центральных ролей в новой валютной системе и в финансовом устройстве послевоенного мира. Несмотря на развал Бреттон-Вудской системы и замену ее Ямайской обе этих организации продолжают играть важную роль в международных экономических отношениях. При этом МВФ в целом более успешно, чем МБРР приспосабливается к изменениям на мировой экономической арене.

Международный валютный фонд (МВФ). Число членов МВФ в 1997 г. составляло 181 государство. Россия вступила в МВФ в 1992 г.

Целями создания МВФ были следующие: содействовать сбалансированному росту международной торговли; поддерживать устойчивость валютных курсов; способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами Фонда и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли; предоставлять странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов.

Каждый член МВФ имеет свою долю в совокупном капитале фонда - квоту, выражаемую в международных счетных единицах СДР (специальных правах заимствования). От величины квоты зависит число голосов, которое имеет государство - член Фонда (к 250 "базисным " голосам добавляется по 1 голосу на каждые 100 тыс. СДР квоты). Наибольшую квоту в капитале МВФ и, соответственно, наибольшее число голосов имеют США -17,7 процента от общего количества голосов, Германия и Япония - по 5,5 процентов голосов, страны Европейского союза более 26 процентов, Россия - 2,9 процента.

Число голосов имеет особый вес при принятии решений: по самым важным вопросам требуется квалифицированное большинство - 70 и 85 процентов. Поэтому США и страны ЕС могут блокировать важнейшие решения МВФ. Страны-члены МВФ вносят свою квоту в капитал Фонда резервными активами (СДР и свободно используемой валютой по согласованию с Фондом) 25 процентов и национальной валютой 75 процентов. Помимо капитала, формируемого за счет квот, МВФ может привлекать и заемные ресурсы. МВФ предоставляет ресурсы странам-членам, испытывающим серьезные трудности с платежным балансом и для осуществления программ стабилизации экономики, выдвигая при этом достаточно жесткие условия, что нередко рассматривается как диктат со стороны Фонда. Одним из крупных заемщиков Фонда в середине 90-х годов стала Россия.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) является международным кредитно-финансовым институтом, который в начальный период своей деятельности был призван уделять основное внимание восстановлению экономики западноевропейских стран, а с 60-х годов в центре внимания банка оказались развивающиеся страны. Радикальные изменения в мировом хозяйстве в конце 80-х - первой половине 90-х годов сделали объектом деятельности банка бывшие социалистические страны. Членами МБРР могут быть только государства, принятые в МВФ. Россия стала членом МБРР в 1992 г.

Капитал МБРР образован путем подписки в соответствии с квотой, определенной для каждого государства в соответствии с его относительным экономическим потенциалом. Наибольшей квотой (около 17,5 процентов) и числом голосов (примерно 17 процентов) обладают США. Доля России в капитале фонда (и, соответственно, в общем количестве голосов) - около 3 процентов. МБРР предоставляет кредиты только платежеспособным заемщикам. Особенностью банка является то, что он не переносит сроки платежей по предоставленным кредитам. Поэтому МБРР никогда не имел убытков.

Банк накопил значительный опыт в проектном финансировании (кредитовании на основе тщательного изучения экономической и финансовой целесообразности отдельных проектов). Финансовые ресурсы МБРР складываются из собственного капитала (176,5 млрд. долл. по состоянию на 30 июня 1995 г.), получаемой прибыли от операций, а также из средне- и долгосрочных займов на международных рынках капиталов. Часть заемных средств банк получает от центральных банков отдельных стран.

В 1956 г. была образована Международная финансовая корпорация (МФК) в целях стимулирования частного сектора в развивающихся странах. Особенностью МФК является то, что она не признает гарантий государств.

В 1960 г. как филиал МБРР была создана Международная ассоциация развития (МАР) для оказания содействия беднейшим развивающимся странам.

Средства МАР образуются в основном за счет добровольных взносов более богатых стран-членов. В последнее время МАР испытывает большие затруднения с очередным пополнением ресурсов.

Льготные кредиты МАР предоставляются только государствам. Срок погашения - 35-40 лет; не предусматривается выплата процентов за пользование ресурсами. За обслуживание средств, выделяемых в рамках кредитов, взимается сбор в размере 0,5 процента.

В 1988 г. в группе Всемирного банка появилось новое учреждение - Многостороннее инвестиционно - гарантийное агентство (МИГА), созданное с целью стимулирования инвестиций в странах-членах. Спецификой его деятельности является то, что МИГА предоставляет гарантии иностранным инвесторам против потерь, вызываемых некоммерческими рисками.

Глава 2. Современные аспекты развития международного кредита

2.1 Кредитование экспортно-импортных операций в России

Необходимость и постоянное расширение международного кредита характеризуется действием целого ряда факторов.

Во-первых, роль кредита в международной торговле возросла в ходе научно-технической революции, одним из следствий которой явилось увеличение предложения на мировом рынке машин, станков, целых промышленных комплексов, т.е. товаров инвестиционного назначения, производство и закупка которых связаны с крупными капиталовложениями экспортеров и импортеров. Отсюда, во-вторых, кредит превращается в один из важнейших факторов, от которых зависит конкурентоспособность на рынке инвестиционных товаров. Предоставление кредита, маневрирование его условиями нередко ведут к вытеснению конкурентов и заключению контракта.

Кредитование экспорта проводится в двух формах.

1. Фирменного кредита — покупательских авансов, выдаваемых импортерами той или иной страны иностранным производителям или экспортерам. Так, американские и английские машиностроительные фирмы нередко получают авансы от иностранных заказчиков в размере 1/3 стоимости заказа. Значение покупательских авансов заключается в том, что, во-первых, они служат формой обеспечения обязательств иностранных заказчиков, а, во-вторых, представляют собой увеличение капитала экспортера.

2. Банковского кредита в виде:

• кредитования под товары в стране-экспортере (этот кредит дает экспортерам возможность продолжать операции по заготовке и накоплению товаров, предназначенных на экспорт, не дожидаясь реализации ранее заготовленных товаров);

• предоставления ссуд под товары, находящиеся в пути (под обеспечение транспортных документов — коносамент, железнодорожная накладная и др.);

• выдачи кредита под товары или товарные документы в стране-импортере;

• ссуд, не обеспеченных товарами, которые получают крупные фирмы-экспортеры от банков, имеющих с ними длительные деловые связи или участвующих в их капитале.

Кредитование импорта также имеет формы фирменного и банковского кредита.

Фирменные кредиты подразделяются на два вида.

1. Кредит по открытому счету (предоставляется на основе соглашения, по которому экспортер записывает на счет импортера в качестве его долга стоимость проданных и отгруженных товаров, а импортер обязуется погасить кредит в установленный срок). Этот вид кредита применяется при регулярных поставках товаров с периодическим погашением задолженности (в середине или конце месяца). В данном случае банки выполняют функцию чисто технических посредников в расчетах торговых контрагентов.

2. Вексельный кредит, при котором экспортер после отгрузки товара выставляет тратту (переводный вексель) на импортера. Последний, получив товарные документы, акцептует тратту, т.е. берет на себя обязательство оплатить вексель в указанный срок. Во многих, в первую очередь англо-саксонских странах, часто применяется финансирование фирменных кредитов с помощью аккредитивной формы расчетов. В этом случае банки импортера и экспортера заключают соглашение, на основании которого открывают аккредитив экспортеру против предоставленных им документов об отгрузке товаров.

Для уменьшения риска от возможной неплатежеспособности иностранных покупателей создана система страхования кредитов по внешней торговле, представленная в формах:

частного страхования, при котором специальные страховые компании принимают на себя риск по экспортным кредитам и в случае неплатежеспособности иностранных импортеров оплачиваются их долговые обязательства отечественным экспортерам;

государственных гарантий, когда риск берет на себя государство.

Так, в Великобритании гарантирование экспортных кредитов осуществляет правительственный Департамент гарантий экспортных кредитов. Он гарантирует экспортерам возмещение убытков от 85 до 100%. В США эти функции осуществляет Экспортно-импортный банк, во Франции — Французская страховая компания для внешней торговли, в ФРГ — акционерное общество «Гермес» и Межминистерский комитет по экспортным кредитам. Страхование экспортных кредитов основано на том, что экспортер получает от страховой организации гарантии своевременного платежа за товары, которые он продавал в кредит иностранным покупателям. В случае неплатежеспособности последнего экспортер получает гарантированную сумму платежа от учреждения-гаранта, к которому переходит право последующего взыскания долга с импортера.

Банковские кредиты по импорту подразделяются на следующие виды.

1. Акцептный кредит — кредит, выдаваемый в форме акцепта, или согласия, банка-импортера на оплату тратты экспортера.[2] При этом перед наступлением срока платежа импортер вносит в банк сумму долга, а банк в срок погашает его обязательство перед экспортером.

Акцептные кредиты предоставляются крупными банками как своим, так и иностранным экспортерам. Например, до Первой мировой войны, когда мировым финансовым центром был Лондон, крупнейшие лондонские банки обслуживали внешнюю торговлю не только Англии, но и других стран. После Второй мировой войны большие масштабы приобрели акцептные операции американских банков.

2. Акцептно-рамбурсный кредит — акцепт векселя банком при условии получения гарантии со стороны иностранного банка, обслуживающего импортера.[3] В таком случае импортер до истечения срока тратты должен внести средства в свой банк, который переводит (рамбурсирует) их иностранному банку, акцептовавшему тратту, после чего последний оплачивает ее экспортеру в установленный срок.

С конца 50-х — первой половины 60-х гг. распространились новые методы финансирования экспорта из развитых капиталистических стран, среди которых ведущее место принадлежит прямому банковскому кредитованию иностранных покупателей. При этом происходит своеобразное разделение функций между банковским и фирменным кредитованием: первое сосредотачивается главным образом на предоставлении крупных средне- и долгосрочных кредитов покупателям продукции страны-кредитора; второму отводится сфера краткосрочных кредитных сделок на небольшие суммы. Если в начале 60-х гг. соотношение между фирменными и банковскими кредитами в общем объеме средне- и долгосрочного кредитования, например, в Великобритании и Франции равнялось 2:1, то в последние годы на долю банковских кредитов (кредиты покупателю) приходится свыше 3/4 экспортных кредитов данной продолжительности.

Заметно активизировалась роль государства в развитии механизма прямого банковского кредитования. Опираясь на систему государственных гарантий и преференций по экспортным кредитам, прибегая в случае необходимости к рефинансированию своих заграничных активов в государственных кредитных институтах по льготным ставкам, банки в короткое время увеличили объем предоставляемых кредитов и обеспечили их умеренную стоимость для заемщиков.

Первоначально прямое кредитование импортеров осуществлялось путем «связывания» кредита с разовой внешнеторговой сделкой. В последнее время широкое распространение получило открытие банками так называемых кредитных линий для своих иностранных заемщиков на оплату внешнеторговых сделок.

Кроме того, в 70-е гг. появились новые формы кредитно-финансового стимулирования экспорта.

Возобновляемая, или роли/верная, кредитная линия (разновидность кредитной линии, которая обычно применяется в кредитных операциях евровалютного рынка).

Факторинг — факторинговая компания является специализированным финансовым учреждением, оказывающим экспортеру, продавшему товар на условиях кредита, разнообразные услуги. Она берет на себя обязательства экспортера по взысканию задолженности, учету экспортных операций, контролю и т.д. При этом фирма обязуется либо вручить деньги клиенту по мере взимания их с должников, либо выплатить ему наличными при заключении сделки. Взимая долги с покупателя и принимая на себя риск по кредиту, факторинговая компания выполняет функции экспортного отдела промышленной фирмы, коммерческого банка и страховой компании одновременно. Стоимость факторинга дороже, чем обычной банковской ссуды. В процентном отношении к размеру фактически выданных заемных средств она может достигать 20%. Следует учитывать, что в нее входит не только оплата получаемого кредита, но и цена других услуг. Таким образом, система факторинга расширяет возможности экспортеров по предоставлению краткосрочных фирменных кредитов.

Операции по форфейтингу. Они развились на базе так называемого безоборотного финансирования, появившегося в конце 50-х гг. в Западной Европе. В США этот метод менее развит и известен как «рефинансирование векселей». Суть операции заключается в передаче экспортером прав по требованиям, выставленным им на импортера, банку-форфейтору, который может держать их у себя или продать на международном рынке. В обмен на приобретенные ценные бумаги банк выплачивает экспортеру эквивалент их стоимости наличными за вычетом фиксированной учетной ставки, премии (forfait), взимаемой банком за принятие на себя риска неоплаты обязательств, и разового сбора за обязательство купить векселя экспортера.

Техника и финансовые инструменты, используемые в операциях по форфейтингу, аналогичны тем, которые применяются при традиционном учете торговых векселей банками. Отличие заключается в том, что векселедатель, т.е. экспортер, не несет при форфейтинге никаких рисков, в то время как при обычном учете векселя ответственность за его неоплату должником, согласно вексельному законодательству многих стран, сохраняется за ним в любом случае.

Сделки по форфейтингу позволили значительно удлинить сроки кредитования экспортером покупателя на условиях вексельного кредита, доведя их до пяти, а иногда восьми и более лет, поскольку принятие на себя риска солидным банком-форфейтером повышает заинтересованность инвесторов в длительном помещении своих средств. Источником средств для банков, участвующих в форфейтинговых операциях, служит рынок евровалют. Поэтому учетная ставка по форфейтингу тесно связана с уровнем процента по среднесрочным кредитам на этом рынке. Основными валютами сделок являются: марка ФРГ — 50%, американский доллар — 40% и швейцарский франк — 10%.[4]

Лизинговые операции становятся все более важной формой международной торговли машинами и оборудованием. Лизинг — одна из разновидностей арендных операций, при которых не происходит передачи юридического права собственности потребителю товара. Путем периодических отчислений средств арендодателю в течение срока договора он оплачивает право временного пользования товарами. Лизинг подразумевает предварительную покупку оборудования специальным кредитно-финансовым обществом — лизинговой компанией, которая затем вступает непосредственно в прямые отношения с потребителем сдаваемого внаем товара. Как правило, объектом таких операций является различное оборудование, средства транспорта, ЭВМ и т.д. Расходы по страхованию лизинговых операций ложатся на арендатора.

Аренда выступает своеобразной формой получения кредита и во многих случаях существенно облегчает продвижение продукции экспортеров на внешние рынки. С обычным товарным кредитом лизинг сближают условия проведения арендных операций. Арендатор избавлен от необходимости мобилизовывать денежные средства. Оплата аренды производится по частям в течение всего периода использования оборудования. Однако целью лизинга является не получение права собственности на товар, а приобретение права использовать его потребительские качества.

Увеличение объема арендных операций в международной торговле требует привлечения значительных финансовых средств. Поэтому не случайно крупные коммерческие банки многих стран активно участвуют в финансировании лизинговых компаний, которые затем переходят часто в их собственность.

В последние годы отчетливо проявилась тенденция к интернационализации национальных систем финансирования экспорта как в сфере фирменного кредитования (например, развитие операций на рынке форфейтинга), так и в области банковского кредитования. Характерным стало предоставление банками долгосрочных кредитов по компенсационным сделкам, которые основаны на взаимных поставках товаров на равную стоимость. В этом случае страна-заемщик, получая в кредит на 15—20 лет машины, оборудование для создания и реконструкции предприятий, освоения природных ресурсов, в погашение этого кредита осуществляет встречные поставки продукции построенных предприятий. Отличительными чертами компенсационных соглашений являются крупномасштабный долгосрочный характер, а также взаимная обусловленность экспортной и импортной сделок.

Широкое распространение получили так называемые мультинациональные контракты на огромные суммы, в выполнении которых в качестве самостоятельных подрядчиков принимают участие фирмы различных стран. Такие контракты совместно страхуются и финансируются банками и национальными страховыми институтами экспортного кредитования участвующих в них стран. В связи с этим можно отметить создание временных международных банковских консорциумов для финансирования определенных контрактов, выполняемых фирмами нескольких стран.

Проблемы финансирования решаются внутри консорциума, который выступает перед заемщиками в качестве единого института. С категорией экспортных кредитов данную форму финансирования сближает то, что она носит целевой, а не чисто финансовый характер, и в гарантировании этой операции принимают участие правительственные институты заинтересованных стран.

Широкое использование кредита для форсирования экспорта привело в начале 70-х гг. к развязыванию так называемой «кредитной войны», в ходе которой существенные преимущества на мировом рынке получили фирмы промышленно развитых стран с налаженной системой государственного стимулирования экспорта, а следовательно, привлекать покупателя не только ценой и качеством товара, но и более льготными условиями кредита, прежде всего за счет удлинения сроков кредитования[5].

Одной из самых ярких и значительных черт в развитии международного кредита во второй половине ХХ в. является государственное стимулирование экспорта – от отдельных мероприятий  кредитно-финансового характера до создания целостной национальной системы финансирования экспорта.

Государственное стимулирование национального экспорта, учитывая специфику операций по кредитованию экспорта, учитывая специфику операций по кредитованию экспорта (высокий риск, недостаточность собственных средств экспортеров и их банков, снижение ликвидности коммерческих банков при проведении особо крупных операций), с самого начала стало осуществляться в двух основных формах:

в форме прямой финансовой поддержки экспорта, выражающейся в непосредственном предоставлении или фондировании экспортных кредитов за счет средств государственного бюджета или специальных бюджетных фондов, либо предоставлении за счет этих же средств субсидий коммерческим банкам-кредиторам для снижения ставок по экспортным кредитам до уровня более низкого, чем уровень ставок на национальном денежном рынке;

в форме предоставления экспортерам и банкам-кредиторам гарантий по экспортным кредитам, т.е. страхования этих кредитов государством от риска непогашения.

Национальные системы финансирования экспорта промышленно развитых стран Запада сформировались в их современном виде к 70 – 80-м гг. Тогда же началось международное регулирование условий предоставления данных услуг с целью ликвидации дорогостоящей конкуренции в области экспортных кредитов, предусмотренных еще в Реемском договоре о создании ЕЭС.

Межправительственное регулирование экспортного кредитования – вторая характерная черта в развитии современного международного кредита. Согласованные международные действия осуществляются ОЭСР в рамках «Соглашения об унификации условий экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой».

Еще одной характерной для последних лет тенденцией в области международного кредита стал отход от целого ряда стран от кредитования экспорта в национальных валютах и переориентация на предоставление кредитов в валютах третьих стран, используя средства рынка евровалют (межбанковские операции с вкладами в иностранных валютах).

С начала 80-х гг. все большее внимание и кредиторов, и заемщиков стала привлекать возможность использования в качестве валюты международных кредитов европейской валютной единицы – экю, а с 1 января 1999г. – евро.

Наряду с международными и региональными банками вместе с МВФ важную роль в регулировании международных валютно-кредитных и финансовых отношений выполняют межправительственные организации, специально созданные, чтобы служить форумом для межправительственного обсуждения, соглашения и выработки рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Именно к таким международным, правительственным и неправительственным организациям относятся Парижский клуб и Лондонский клуб, имеющие особо важное значение для современных валютно-кредитных отношений РФ и прежде всего для урегулирования российской внешней задолженности различным группам зарубежных кредиторов.

2.2 Межправительственные займы

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средств населения. Главным способом их получения является  - государственный кредит. При осуществлении государственных кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Особенности государственного кредита состоят в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом.

При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества.

Дополнительные финансовые ресурсы государства формируются за счет:

мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций;

финансовых связей, обусловленных возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это способствует интенсивному развитию международного государственного кредита. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Международный государственный кредит для страны-получателя средств является источником расширения ее возможностей по ускорению социально-экономического развития, упрочнению ее финансового положения. В сфере международных экономических отношений государственный кредит - это рычаг укрепления международного сотрудничества.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:

государственные займы;

обращение части вкладов населения в государственные займы;

заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;

казначейские ссуды;

гарантированные займы.

Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита.

Под управлением государственного долга понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашение займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг[6].

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей, а также тиражи погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплаты купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций. Безналичный порядок получения дохода предусмотрен по государственному внутреннему 5%-займу 1990 г., размещаемого по предприятиям, а также банкам, страховым и др. финансово-кредитным учреждениям.

Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю доходов по управлению государственным долгом.

Относительно полное представление об эффективности кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:

Э = (П - Р)×100/Р,

где П - поступление по системе государственного кредита,

Р - расходы по системе государственного кредита.

Государство руководствуется не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывает реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых займов обеспечивается, если учтены:

положение в экономике;

состояние денежного обращения;

уровень доходности;

сроки действующих займов;

предоставляемые льготы кредиторами и др.

Правительство России еще в начале XVII века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Именно тогда появились первые государственные займы. Однако существенным и относительно регулярным источником поступлений в казну займы выступали лишь с середины XVIII века. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами казны были монастыри и церковь. Затем социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, редко землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке.

В это время сформировались следующие формы и виды государственного кредита: государственные займы - внутренние и внешние; выпуск казначейских обязательств; заимствование средств у казенных банков. В стране функционировали следующие государственные банковские учреждения: Государственный заемный банк (создан в 1786 г.), Государственный коммерческий банк (1817 г.), сохранные казны при петербургском и московском воспитательных домах (1772 г.), приказы общественного призрения (1775 г.). При некоторой специфике стоящих перед ними задач главными операциями названных государственных учреждений были прием вкладов и выдача ссуд под залог помещичьих имений. Постепенно крупнейшим должником банковской системы становится царское правительство. К 1861 году государственный долг составлял внушительную сумму - 1264 млн. руб. Выплата погашений и процентов по займам достигла 50 млн. руб. в год, или почти 15% бюджетных расходов[7].

Активное использование государственного кредита имело как положительные, так и отрицательные последствия для экономики и финансов страны. К числу позитивных аспектов воздействия относились, в частности, мобилизация казной временно свободных денежных средств на финансирование общегосударственных потребностей, покрытие на здоровой основе бюджетного дефицита, поддержка эластичности денежного оборота в стране. Среди негативных моментов отметим чрезмерную зависимость состояния государственных финансов от кредиторов, особенно иностранных, ухудшение структуры правительственных расходов вследствие отвлечения значительной части бюджетных средств от нужд социально-культурного развития и производственного потребления, углубление непроизводительного, реакционного характера применения кредитных ресурсов.

Межправительственные займы получили широкое развитие в годы первой мировой войны в связи с военными поставками из США в Европу. Межправительственная задолженность (без процентов) достигла в этот период 11 млрд. долл.

Во время мирового экономического кризиса 1929 — 1933 гг. Германия, Франция и ряд других стран отказались в дальнейшем оплачивать свои долги. В связи с этим во время второй мировой войны США вместо кредитов осуществляли поставки по ленд-лизу (предоставление материальных средств взаймы или в аренду).

После второй мировой войны до середины 50-х годов США были монопольным кредиторам по межправительственным займам. За период с 1946 по 1950 г. объем межправительственных займов США и других развитых стран составил 30,2 млрд. долл., из них около 2/3 кредитов приходилось на страны Западной Европы. Самым крупным из них был правительственный заем США Великобритании в сумме 3 750 млн.долл. на 50 лет из 2% годовых. Льготные условия займа сопровождались такими требованиями США к Великобритании, как отмена валютных ограничений и других преград для проникновения американского капитала в стерлинговую зону.

В мае 1946 г. США предоставили правительственный заем Франции в размере 650 млн. долл. сроком на 35 лет с условием использования половины этой суммы на оплату американских военных материалов, оставшихся после войны во Франции.

Однако межгосударственные кредиты предоставляются за счет средств государственного бюджета и в рамках помощи. Например, были предоставлены крупная сумма кредитов и финансовая помощь для восстановления экономики в послевоенное время в рамках "плана Маршалла": за период с 1950 по 1955 г. общая сумма помощи США 17 странам Западной Европы составила около 17 млрд. долл[8].

Количество государственных займов как составной части программ помощи постоянно возрастает, особенно от стран ОЭСР развивающимся странам. В 70—80-е годы межправительственные займы предоставлялись в основном промышленно развитыми странами развивающимся странам, за исключением межгосударственных кредитов для поддержки валют путем проведения валютной интервенции.

После второй мировой войны предоставление займов шло главным образом по линии международных валютно-кредитных организаций.

В рамках межправительственных кредитов правительство трактуется широко и включает международные организации на том основании, что основная масса тех из них, которые предоставляют международные кредиты (например, Всемирный банк, МВФ), являются межправительственными. В категорию межбанковских кредитов слиты денежные власти и коммерческие банки по той причине, что нередко центральные банки предоставляют международные кредиты через коммерческие банки и отличить их от собственных кредитов коммерческих банков практически невозможно. К середине 90-х годов примерно 50% международных кредитов составляли межбанковские кредиты, 30% приходилось на межправительственные кредиты и 20% — на кредиты прочих организаций.

Главными кредиторами являются правительства Японии, Германии, Франции и США. Правительства отдельных развивающихся стран (Китай, ЮАР, Кувейт, Южная Корея) также предоставляют международные кредиты, однако их удельный вес в общемировом объеме кредитования незначителен. Крупнейшими получателями межправительственных кредитов являются Австралия, Дания и Швеция, из числа развивающихся стран — Мексика, Пакистан, Аргентина.

Основной объем международного движения ссудного капитала приходится на развитые страны, которые являются главными кредиторами и заемщиками. Доля развивающихся стран с трудом достигает 15-17% лишь в общем объеме межгосударственных кредитов, в которых более половины занимают кредиты, предоставляемые по линии международных организаций

После завершения процесса урегулирования внешней задолженности бывшего СССР, акцент в деятельности по управлению внешним долгом смещён, прежде всего, на проведение ответственной политики государственных внешних заимствований. Одной из главных проблем является разумное определение пределов новых внешних заимствований. Если исходить из ориентации на «нулевой» вариант, иначе говоря, на сдерживание роста номинального государственного долга, то ежегодный объём вновь привлекаемых иностранных кредитов и займов должен соответствовать примерно размерам ежегодного погашения внешнего долга. В последние годы это правило строго соблюдается: с начала 1999 по 2001 год совокупный внешний долг России сократился с более чем 150 млрд. долларов до менее чем 147 (на 1.01.01).

Другим составным элементом, требующим серьёзной проработки, является формирование оптимальной структуры внешних заимствований. Следует обратить внимание, прежде всего на структуру заимствований по срочности. Вновь привлекаемые иностранные кредиты и займы – это новый долг, меняющиё графики погашения и обслуживания ранее накопленного внешнего долга. Из опыта бывшего СССР известно, что неоптимальная структура заимствований привела к образованию «пиков» платежей, спровоцировавших долговой кризис. Причём даже приемлемые условия каждого нового кредита, займа, выпуска ценных бумаг в отдельности не исключают их негативного совокупного воздействия на общий график платежей по внешнему долгу.

В течение ряда лет, когда Россия практически была отрезана от международного рынка капитала, главными донорами правительства были международные финансовые институты. Они представляют как «несвязанные» («живые») деньги, поступающие в бюджет, - это главным образом средства, выделяемые в рамках согласованных с МВФ программ, и реабилитационные займы МБРР, так и «связанные» кредиты и займы, выделяемые МБРР и ЕБРР в форме проектного финансирования.

При этом сотрудничество с международными финансовыми организациями выходит за рамки чисто финансовых отношений: общеизвестна роль МВФ как экономического «наставника» реформирующихся стран. Но это ещё и институт, оказывающий довольно заметное воздействие на суверенный кредитный рейтинг, и перипетии взаимоотношений с ним непосредственно сказываются на восприятии иностранными инвесторами перспектив вложений в то или иное государство: иностранные фонды используют термин «IMF-approved destinations», -  «одобрённые МВФ страны».

Необходимо улучшить организационную работу по проработке проектов с тем, чтобы сократить сроки и затраты. Ведь уже с момента подписания соглашения о займе включается «счётчик», накручивающий проценты за резервирование средств, потом – за их использование, а если заем по каким-то причинам «не пошёл» (такие случаи были), то это тоже не обходится бесплатно. Если учесть, что «в работе» одновременно находится десяток займов МБРР и ЕБРР, то набегают вполне солидные суммы текущих выплат из бюджета в счёт погашения задолженности международным организациям. Это небольшой, но вполне реальный резерв экономии бюджетных расходов. И применяться он должен вне зависимости от того, содержит госбюджет профицит или нет.

Исходя из принципа «централизация – лучший способ упорядочения и удешевления» необходимо искать решение вполне реальной проблемы пика выплат 2003 года и последующих лет в расширении и уточнении положений федерального закона о государственных внешних заимствованиях (1994 г.), согласно которому в стране действует единая система учёта и регистрации государственных внешних заимствований Российской Федерации, находящаяся в ведении правительства. Существует необходимость распространения данного механизма на все виды государственных заимствований – как внешние, так и внутренние.

2.3 Проблемы регулирования международного кредита

 

В последние два года в ряду наиболее актуальных внешнеэкономических проблем России выделяется ее внешняя задолженность.

Под государственным внешним долгом понимают долг бывшего СССР и новый российский долг. Такая разбивка подразделяет задолженность, сложившуюся до и после января 1992г. В государственном внешнем долге можно выделить следующие основные категории: задолженность перед международными финансовыми организациями; еврооблигации, выпущенные Минфином России; долг перед Парижским клубом кредитов и прочая задолженность. Можно провести и более подробную детализацию (см. приложение).

Сравнительно недавно во внешнем долге правительства РФ присутствовал долг Лондонскому клубу кредиторов. Он был погашен выпуском еврооблигаций по соглашению в 2000г., и поэтому долг бывшего СССР уменьшился, но увеличился новый российский долг на сумму эмитированных для этих целей облигаций.

Наибольшую долю во внешнем долге РФ занимает государственный федеральный внешний долг. Его величина составляет 79%. В новом российском долге лидируют еврооблигации, а в долге бывшего СССР долг кредиторам – членам Парижского клуба. Несмотря на то, что последние 10 лет новый российский долг возрастал, а долг бывшего СССР сокращался, задолженность, оставшаяся в наследство от бывшего СССР, все еще превышает новый российский долг.

Для того, чтобы определить, как происходит обслуживание внешнего долга, необходимо анализировать уровень нагрузки не резервы Центрального банка РФ. В этом плане важна не только внешняя задолженность банка России (по данным платежного баланса на 1 апреля 2001г. она составила 2,7млрд. дол. США), но и объем выплат по внешнему долгу по отношению к резервам. Если максимально упростить схему выплат внешнего долга правительством, то она выглядит следующим образом: Минфин России собирает необходимый объем рублевых средств для выплаты внешнего долга и обменивает их в Банке России на валюту выплаты.

При этом Банк России должен обладать необходимым объемом резервов для этой операции. Следует отметить, что Банк России накопил после кризиса большой объем резервов. По состоянию на 1 апреля 2001г. золотовалютные резервы составили 29,7 млрд. дол. США, а на 1 апреля 1999г. – 12,2 млрд. дол. США, т.е. за рассматриваемый период произошел рост золотовалютных резервов более чем в 2,4 раза.

Внешний долг постоянно был для России тяжелым бременем. Это связано прежде всего с тем, что ей достался в наследство от бывшего СССР большой объем  внешней задолженности, что отчасти стало причиной привлечения новых внешних кредитов, в том числе и для целей обслуживания долга бывшего СССР. Наибольшие сложности с обслуживанием внешнего долга у российского правительства возникли после экономического кризиса 1998г. В 1998г. по внешнему долгу РФ было выплачено только 9,1 млрд. дол. США из 14,6 млрд. дол. США[9].

Значительная часть внешнего долга страны подверглась реструктуризации. Когда говорят о еврооблигациях Минфина России, необходимо понимать, что существует только часть «классических еврооблигаций», поскольку большая их часть представляет собой форму реструктуризации задолженности по ГКО и Лондонскому клубу кредиторов. Тем не менее выпуск этих еврооблигаций, с одной стороны, позволил реструктурировать часть имеющейся задолженности, а с другой – ужесточил требования к обслуживанию, так как в случае возникновения просрочек по еврооблигациям в нашей стране могут быть применены достаточно жесткие санкции. По условиям переоформления задолженности Лондонскому клубу кредиторов предполагалось списание примерно 1/3 суммы задолженности. Таким образом, Минфином России были выпущены облигации со сроком погашения 10 и 30 лет.

В течение 2000 г. было выплачено по внешнему долгу РФ 10,9 млрд. дол. США, в том числе – по федеральному внешнему долгу 8,1 млрд. дол. США (5,3 млрд. – основной долг и 2,8 млрд. – проценты). Из этих платежей большая доля пришлась на выплаты по новому российскому долгу.

По данным, опубликованным в течение первого квартала 2001г., было выплачено по федеральному государственному долгу 4 млрд. дол. США. В этот период резервы увеличились на 3,1 млрд. дол. США, т.е. в случае отсутствия необходимости в платежах по внешнему долгу они могли бы прирасти на 7,1 млрд. дол. США. По соотношению выплат лидируют выплаты Парижскому клубу кредиторов, которые составили 39% всех выплат. 16% составляют выплаты международным финансовым организациям, 12% - ценные бумаги в иностранной валюте, и 33% составляют прочие выплаты.

Таким образом, можно сказать следующее. Наибольший внешний долг России приходится на правительство РФ. Правительству России и Банку России предстоит сложная задача – с одной стороны, необходимо соблюдать график платежей (а изъятие больших объемов валютных средств с российского рынка усиливает нагрузку на курс рубля), с другой стороны – необходимо поддержание курс рубля.

Наличие весомого положительного товарного баланса является, несомненно, обнадеживающим фактором, но этот показатель говорит о гипотетической способности страны обслуживать внешний долг. В реальности экспорт осуществляется органами государственного управления, при этом перераспределение средств между этими секторами затрагивает рыночное равновесие рубль/доллар.

Все реализуемые в России схемы реструктуризации внешнего долга заимствованы из мировой практики в ее применении, главным образом, к странам – чистым дебиторам, каковыми являются большинство развивающихся стран. Но ведь Россия не подходит под определение чистого дебитора, т.к. подобно крупным должникам из промышленно развитых стран (США, Германия, Швеция) в системе международного внешнего финансирования играет двоякую роль: и должника, и кредитора.

Задолженность зарубежных государств России оценивается в 108 млрд. дол. США. Должники России – это развивающиеся, бывшие социалистические страны и бывшие республики СССР, ставшие самостоятельными государствами. Большая часть международных требований России перешла к ней от СССР. Это, прежде всего, кредиты, предоставленные ряду стран Латинской Америки, Азии и Африки. В значительной части – это долг за возведение производственных объектов, военных сооружений и подготовку кадров в этих государствах. На долю этих долгов приходится на менее четверти зарубежных активов России. На долю 15 стран – наиболее крупных должников – приходится 81% совокупной внешней задолженности развивающихся стран России.

Однако многие экономисты сходятся во мнении, что вероятность возврата долгов этими странами весьма сомнительна. Проблема, несомненно, сложная. Однако если обратится к 15-летнему мировому опыту управления почти двухтриллионным долгом развивающихся стран, то среди многочисленных средств и форм возврата долгов полное «прощение» (списание) – самая крайняя мера. Примеры тому единичные. Лишь 18 лет спустя после начала кризиса внешней задолженности развивающихся стран (1982г.) был поставлен вопрос о списании внешней задолженности 40 самым бедным государствам мира. Среди 15 основных должников России абсолютно преобладают те государства, кому мировое сообщество абсолютно не собирается прощать долги. Почему же тогда Россия не видит возможности возврата этими странами долгов, тем более что все они являются членами МВФ, а это предполагает определенные формы воздействия на них средствами кредитной политики данной организации?

Специфика структуры внешних требований России по составу должников состоит в том, что большая часть задолженности других стран России приходится на наименее развитые страны, в частности, африканские. В конце 90-х гг. реальная стоимость долгов Африки оценивалась в 3-5 центов за доллар номинала. Однако с учетом современного внутриэкономического положения России, а также ситуации с ее иностранной задолженностью, вряд ли целесообразно соглашаться на списание всех требований России к развивающимся странам, тем более, что определенные возможности для урегулирования этих международных требований открывают хорошо отработанные за последние 10 лет схемы реструктуризации долгов.

Среди форм урегулирования внешней задолженности развивающихся стран бывшему СССР — переуступка требований третьим странам или фирмам. В 90-е гг. предпринимался целый ряд попыток продать требования России по советским коммерческим кредитам западным фирмам. В частности, велись переговоры о переуступке задолженности Мозамбика, Анголы и Сирии западным странам. Однако условия для России экономически были неприемлемы.

Нуждается в пересмотре такая, ставшая в последние годы малоэффективной, форма погашения задолженности развивающихся стран России, как товарные поставки в счет долгов.

Важной составной частью международных долговых требований, унаследованных Россией от СССР и до сих пор не урегулированных, является задолженность ей бывших союзных республик, ставших самостоятельными государствами после распада Советского Союза. Эти долги перешли в разряд иностранных и стали составной частью задолженности государств, о которых идет речь. Хорошо известно, что в первые годы после распада СССР Россия по инерции продолжала оставаться рублевым донором стран СНГ. Однако уже в 1992г. она приняла меры по обособлению своего безналичного оборота, а в 1993-м — наличного. Страны СНГ отказались от идеи единой рублевой зоны и ввели свои национальные валюты. С конца 1993г. советские рубли были заменены российскими, а при взаимных расчетах России со странами ближнего зарубежья стали использоваться доллары США.

В отношении долгов стран СНГ Российской Федерации в настоящее время предпринимаются шаги по выработке различных вариантов их конвертации. Так, Украина частично погашает свою задолженность России, не взимая арендную плату с пользования бухтами Севастополя.

В целом долги бывших союзных республик не следует относить к столь же сомнительным, как долги африканских стран. Вместе с тем по многим из этих долгов необходимо активно применить форму капитализации, учитывая, что для России было бы выгодно обменивать задолженность ей союзных республик на акции достаточно прибыльных предприятий, что в будущем могло бы стать устойчивым источником средств для обслуживания собственной российской внешней задолженности.

Заключение

Международный кредит традиционно играл роль фактора, который главным образом обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Во второй половине нашего столетия положение стало все более меняться, и к настоящему времени фактически уже сформировался международный рыночный механизм кредита, который опосредует не только сферу международной торговли товарами и услугами, но и процессы реальных инвестиций, регулирование платежных балансов, обслуживание внешнего долга стран-дебиторов.

Говоря о международном кредите невозможно умолчать о том, какое значение в настоящее время он имеет для развития экономики нашей страны. С одной стороны позволяет "залатать дыры" в бюджете страны, а с другой ведет ко все возрастающей экономической зависимости от иностранных инвестиций и займов. Тяжелое экономическое положение РФ определяет сложности с погашением внешних долговых обязательств. В нашей стране необходимо активно развивать новые формы национального (внутреннего) кредитования. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам, а также формам, способным привлечь сбережения и накопления населения и частных компаний в российские банки, а, следовательно, в российскую экономику.

Таким образом, решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит от восстановления доверия к национальной денежной единице и создания условий для внутреннего инвестирования. И если экономическая и денежная стабилизация будет проходить активно, то и сложности с выплатой внешних долгов будут преодолены. Но, более чем в кредитах, Россия нуждается в инвестициях, поскольку именно инвестиции создают экономическую активность и реальное богатство.

Регулирование международных кредитных отношений в новых условиях хозяйствования проводилось до сих пор без достаточной координации со стороны государственных органов управления, хотя она затрагивала важные государственные интересы, и остается незавершенным решение проблемы установления четкой институциональной структуры управления внешними финансовыми активами.

При формировании механизмов регулирования государственного внешнего долга необходимо использовать следующие составляющие:

анализ состояния мирового рынка капитала, действующих процентных ставок и валютных курсов, оценка кредитных рисков, просчет моделей развития ситуации при различной структуре кредитного портфеля страны;

планирование и утверждение ежегодных средне- и долгосрочных показателей состояния внешнего долга, выделение целей и текущих задач управления долгом, определение основных характеристик «кредитного портфеля»: сроки погашения, стоимость, валюта займов;

обоснование необходимости привлечения внешних заемных средств;

политика активного управления внешним долгом и финансовыми активами путем воздействия на структуру портфеля внешнего долга и финансовых активов и экономически обоснованный выбор рыночных и нерыночных инструментов привлечения и реструктуризации внешних долговых обязательств, а также оформление обязательств третьих стран по отношению к России. Целесообразно использовать многолетний опыт Швеции, Дании, по работе с «эталонным», или «теневым» долговым портфелем;

анализ проведенных операций по привлечению, порядку использования, погашению внешних долговых обязательств и заключение о их качестве, а также выводы и предложения по перспективам развития ситуации на конкретных участках.

В этих условиях весьма целесообразна целостная система, межведомственная координация регулирования международных кредитных отношений. В связи с этим целесообразно использование опыта уже упомянутых стран, а также США.

Проблема утверждения стратегии регулирования международных кредитных отношений России весьма насущна, и решение ее является безотлагательным, требует комплексного подхода, учета всего лучшего из мировой практики и разработки новых, учитывающих накопленный опыт, форм и методов.

Список использованных источников и литературы

1.      Амирханова Ф., Внешний долг: непривычные решения // Экономика и жизнь, 1998 г., №2, с 4.

2.      Афонцев С., Внешняя задолженность России // Мировая экономика международные отношения, 1998 г., №7, с 5-18.

3.      Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: Юнити, 2002.

4.      Базылев Н. И., Бондарь А. В., Гурко С. П., Экономическая теория, Минск: Экоперспектива, 1997г., с 386.

5.      Боровиков В. И. Денежное обращение, кредит и финансы. – М.: Центр, 2004.

6.      Вавилов А., Ковалишин Е., Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практака. // Вопросы экономики, 1999 г., №5, с 78-93.

7.      Вавилов А., Трофимов Г.,Стабилизация и управление государственным долгом России // Вопросы экономики, 1997 г., №12, с 62-81.

8.      Власов А.В. Внешнеэкономические отношения России: Внешний долг // Деньги и кредит. 2001, № 10.

9.      Долгов СЛ.. Бартенев С.А. Финансы. Деньги. Кредит. М.: Юристъ, 2000.

10.  Звонова Е.А, О внешней задолженности России. Деньги и кредит. 2000, № 8.

11.  Камаев В. Д., Учебник по основам экономической теории, Москва: ВЛАДОС, 2004 г., 384 с.

12.  Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003.

13.  Курс экономической теории. // под ред. Чепурина., Москва: АСА, 2004 г., 624 с.

14.  Курьеров В. Г., Внешнеторговая политика, иностранные инвестиции и внешний долг России. // ЭКО, 1999г., №9, с 16-31.

15.  Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. / Е.Ф. Жуков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

16.  Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб. пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998

17.  Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник/ Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.

Приложение

Признак классификации

Формы кредита

Особенности

1. По источникам

–                                     внутренние;

–                                     иностранные;

–                                     смешанные;

–                                     кредитование внешней торговли.

Все эти формы тесно взаимосвязаны и обслуживают все стадии движения товара от экспортера к импортеру. Чем ближе товар к реализации, тем благоприятнее для должника условия международного кредита.

2. По назначению (в зависимости от того, какая внешнеэкономическая сделка покрывается за счет заемных средств)

–                                     коммерческие кредиты — непосредственно связанные с внешней торговлей и услугами;

–                                     финансовые кредиты (включая прямые капиталовложения) — строительство, инвестиционные проекты, приобретение ценных бумаг, погашение внешней задолженности;

–                                     "промежуточные кредиты" — предназначенные для обслуживания смешанных форм вывоза капиталов, товаров, услуг (например, в виде выполнения подрядных работ).

3. По валюте займа:

–                                     предоставляемые в валюте страны-должника или страны кредитора;

–                                     предоставляемые в валюте третьей страны (СДР, ЭКЮ).

4. По срокам:

–                                     сверхкраткосрочные — предоставляемые на срок до трех месяцев (суточные, недельные);

–                                     краткосрочные — до 1 года;

–                                     среднесрочные — от 1 года до 5 лет;

–                                     долгосрочные — свыше 5 лет.

–                                      

5. С точки зрения обеспечения:

–                                     обеспеченные;

–                                     бланковские.

Обеспечением обычно служат товары, товарораспределительные и другие коммерческие документы, ценные бумаги, векселя, недвижимость и другие ценности. Залог товара для получения кредита осуществляется в трех формах:

твердый залог (определенная товарная масса закладывается в пользу банка);

залог товара в обороте (учитывается остаток товара соответствующего ассортимента на определенную сумму);

залог товара в переработке (из заложенного товара можно изготавливать изделия, но передавая их в залог банку).

Бланковский кредит выдается под обязательство должника погасить его в определенный срок (соло-вексель).

6. С точки зрения техники предоставления:

–                                     финансовые (наличные) — зачисляемые на счет должника в его распоряжение;

–                                     акцептные — в форме акцепта тратты импортером или банком;

–                                     депозитные сертификаты;

–                                     облигационные займы;

–                                     консорционные кредиты и т.д.

7. В зависимости от того, кто выступает в качестве кредитора:

–                                     частные;

–                                     правительственные;

–                                     смешанные;

–                                     межгосударственные.

–                                     кредиты международных и региональных банков, а также других валютно-финансовых организаций (группа Всемирного банка, МВФ, ЕБРР и др.).


[1] Базылев Н. И., Бондарь А. В., Гурко С. П., Экономическая теория, Минск: Экоперспектива, 1997г., с 386.

[2] Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник/ Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

[3] Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник/ Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

[4] Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ: учеб. пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.

[5] Власов А.В. Внешнеэкономические отношения России: Внешний долг // Деньги и кредит. 2001, № 10.

[6] Амирханова Ф., Внешний долг: непривычные решения // Экономика и жизнь, 1998 г., №2, с 4.

[7] Афонцев С., Внешняя задолженность России // Мировая экономика международные отношения, 1998 г., №7, с 5-18.

[8] Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.

[9] Власов А.В. Внешнеэкономические отношения России: Внешний долг // Деньги и кредит. 2001, № 10.