Содержание

1. Возникновение и сущность денег. Основные теории денег и их актуальность в современных условиях РФ.. 3

2. Органы управления финансами и их основные функции. 7

3. Экономическое содержание ссудного капитала, источники его формирования  10

Список литературы.. 15

1. Возникновение и сущность денег. Основные теории денег и их актуальность в современных условиях РФ

Важным открытием в исследовании природы денег стало доказательство их товарного происхождения. Действительно, развитие обмена происходило путем смены следующих форм стоимости.

1. Простая, или случайная, форма стоимости соответствовала ранней ступени обмена между общинами, когда он имел случайный характер: один товар выражал свою стоимость в другом, противостоящем ему товаре. Маркс писал, что эта форма не так проста, как кажется на первый взгляд, поскольку уже здесь имеются два полюса выражения стоимости товара. На первом – товар, выражающий свою стоимость, товар, играющий активную роль (относительная форма стоимости); на втором полюсе – товар, который служит материалом для выражения стоимости первого товара. Он играет пассивную роль и находится в эквивалентной форме. Таким образом, относительная и эквивалентная формы – два полюса выражения стоимости товара.

Эквивалентная форма стоимости и имеет ряд особенностей:

·       потребительная стоимость товара-эквивалента служит формой проявления своей противоположности – стоимости товара;

·       конкретный труд, содержащийся в товаре-эквиваленте, служит формой проявления своей противоположности – абстрактного труда;

·       частный труд, затраченный на производство товара-эквивалента, служит формой проявления своей противоположности – непосредственно общественного труда.

2. Полная, или развернутая, форма стоимости связана с развитием обмена, вызванного первым крупным общественным разделением общественного труда – выделением скотоводческих и земледельческих племен. В связи с этим в обмен включаются многочисленные предметы общественного труда, а каждый товар, который находится в относительной форме стоимости, противостоит множеству товаров-эквивалентов. Существенный недостаток данной формы стоимости состоит в том, что в связи с множеством товаров-эквивалентов стоимость каждого товара не получает законченного выражения.

3. Всеобщая форма стоимости. Дальнейшее развитие товарного производства и обмена привело к выделению из товарного мира отдельных товаров, играющих на местных рынках роль главных предметов обмена (соль, меха, скот и др.). Особенность этой формы   стоимости заключается   в том, что роль всеобщего эквивалента не закрепилась еще ни за одним товаром, и в разное время ее попеременно выполняли различные товары.

4. Денежная форма стоимости характеризуется выделением в результате дальнейшего обмена одного товара на роль всеобщего эквивалента. Такая роль с развитием обмена и созданием мирового рынка закрепилась за благородными металлами – золотом и серебром – в силу их естественных свойств (качественная однородность, количественная делимость, сохраняемость и портативность). С этого времени весь товарный мир разделился на две части: на «товарную чернь» и особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента, - деньги. Таким образом, сущность денег заключается в том, что это – специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента.

Сущность денег выражается в единстве трех свойств:

·        всеобщей непосредственной обмениваемости;

·        кристаллизации меновой стоимости;

·        материализации всеобщего рабочего времени.

Следовательно, деньги, возникшие из разрешения противоречий товара, являются не техническим средством обращения, а отражают глубокие общественные отношения.

В теориях денег следует выделить три основных направления: металлическое, номиналистическое и количественное.

Металлическая теория отождествляла деньги с благородными металлами – золотом и серебром – и получила развитие в XV – XVII вв., в эпоху первоначального накопления капитала, когда представители данной теории (в Англии – У. Стэффорд, Т. Мэн, Д. Норс, во Франции – А. Монкретьен) выступили против порчи монет.

Ошибочность теории раннего металлизма заключалась в том, что, во-первых, источником общественного богатства считалось золото и серебро, а не совокупность материальных благ, созданных трудом; во-вторых, отрицались необходимость и целесообразность замены в обращении металлических денег бумажными.

Данная теория претерпела в дальнейшем несколько значительных метаморфоз и была заложена в основе введения золотомонетного стандарта, а также была приспособлена для введения новых урезанных форм золотого монометаллизма: золотослиткового и золотодевизного стандартов.

«Золотой стандарт» действовал до Первой мировой войны, а в 30-е годы были отменены также золотослитковый и золотовалютный стандарты. Золотые резервы России и других стран используются главным образом для поддержания стоимости национальной валюты на зарубежных валютных биржах.

Номиналистическая теория денег возникла при рабовладельческом строе, она отрицала внутреннюю стоимость денег для оправдания порчи монет с целью увеличения доходов казны.

Эта теория сформировалась в XVII – XVIII вв., когда денежное обращение было наводнено неполноценными монетами. Первыми представителями номинализма были англичане Дж. Беркли и Дж. Стюарт. Они считали, что, во-первых, деньги создаются государством, во-вторых, их стоимость определяется номиналом, в-третьих, сущность денег сводится к идеальному масштабу цен. Номиналисты полностью отрицали стоимостную природу денег, рассматривая их как техническое орудие обмена. [1]

Всем разновидностям номинализма свойственны одни и те же пороки: игнорирование товарного происхождения денег, отказ от их важнейших функций, отождествление денег с масштабом цен, идеальной счетной единицей.

В настоящее время номинализм – одна из господствующих теорий денег по вопросу об их сущности. Так, известный американский экономист П. Самуэльсон считает, что деньги являются условными знаками.  Выпускаемые в настоящее время в России и во всех остальных странах мира банкноты не имеют никакого обеспечения и национальная валюта разных стран полностью фидуциарна по своей природе. Товарная, золотая природа денег осталась в прошлом. Золотом сейчас не расплачиваются даже во внешнеторговых сделках. Природа нынешних денег стала всецело кредитной, и это другой, более высокий этап их развития.

Количественная теория денег объясняет уровень товарных цен и стоимость денег их количеством в обращении. Впервые данную гипотезу выдвинул французский ученый Ж. Боден в XVI в. Он объяснял дороговизну товаров в Западной Европе увеличением притока драгоценных металлов. Этой идеи придерживались в  XVII в. Ш.Л. Монтескье, Д. Юм, Дж. Милль, которые, однако, подчеркивали пропорциональность между изменением количества денег в обращении и их стоимостью. Разработки американского экономиста И. Фишера основаны на двояком выражении суммы товарообменных сделок за определенный период – как произведение количества денег М на среднюю скорость их обращения Y и как произведение количества реализованных товаров Q на среднюю цену Р. Эту зависимость выражает «уравнение обмена»: MY = PQ. Практически все экономисты согласны с тем, что изменение денежной массы оказывает огромное влияние на объем национального производства, что подтверждает актуальность данной теории для России. Однако «уравнение обмена» не отражает всех факторов, влияющих на данную зависимость, поэтому его непосредственное использование должно быть ограничено дальнейшими разработками в данной области.[2]

2. Органы управления финансами и их основные функции

Рассмотрим систему управления финансами Российской Федерации.

Рис. 1. Система управления финансами

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:[3]

·       Президент Российской Федерации (администрация Президента) регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

·       Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.);

·       Правительство Российской Федерации – формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.

·       Министерство финансов Российской Федерации является центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики.

Министерство финансов Российской Федерации:

ü во-первых, обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти;

ü во-вторых, осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

ü в-третьих, организует разработку федерального бюджетного плана; принимает активное участие (совместно с Министерством экономического развития и торговли) в разработке баланса финансовых ресурсов страны.

Министерству финансов Российской Федерации предоставлены широкие права:

-       получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана;

-       ограничивать и приостанавливать финансирование в случае нарушения финансовой дисциплины;

-       проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

·       Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

·       Таможенные органы Российской Федерации (в соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации) имеют полномочия в области проведения таможенной политики, таможенно-тарифного регулирования, взимания таможенных платежей, связанных с перемещением товаров через границу России.

·       Министерство государственного имущества организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендной платы, доходов от продажи государственного имущества).

·       Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

·       Система Центрального банка Российской Федерации – важный орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Центральный банк Российской Федерации наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контроль за деятельностью других кредитных институтов.

·       Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган – Счетная палата Российской Федерации, чьим основным назначением является контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от правительства Российской Федерации и подотчетна Федеральному Собранию Российской Федерации.[4]

3. Экономическое содержание ссудного капитала, источники его формирования

В экономической теории ссудный капитал традиционно рассматривается как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. Формой движения ссудного капитала является кредит. Ссудный капитал представляет собой особую историческую категорию капитала, которая возникает и развивается в условиях капиталистического способа производства. Для более полного понимания сущности ссудного капитала необходимо прежде всего определить характерные особенности, отличающие его от капиталов промышленного и торгового.

На рынке капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах.

Специфика ссудного капитала наиболее полно проявляется в процессе передачи его от кредитора к заемщику и обратно:

ссудный капитал как капитал – собственность, владелец которого передает, а точнее – продает, заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование (например, по законодательству большинства государств товары, полученные на условиях еще не погашенного коммерческого кредита и находящиеся на складе обанкротившегося заемщика, не подлежат реализации в общем порядке, а возвращаются кредитору без учета очередности его финансовых требований);

ссудный капитал как своеобразный товар, потребительная стоимость которого определяется способностью продуктивно использоваться заемщиком, обеспечивая ему прибыль (часть которой и используется для последующей выплаты ссудного процента);

специфическая форма отчуждения ссудного капитала, процедура передачи которого от кредитора заемщику всегда имеет разнесенный по времени характер в части механизма оплаты (при обычной сделке стоимость проданного товара оплачивается немедленно, кредитные же ресурсы и плата за их использование чаще всего возвращаются лишь через определенное время);

особенности движения ссудного капитала, который в отличие от промышленного и торгового на стадии передачи от продавца (кредитора) к покупателю (заемщику) обычно находится лишь в денежной форме.

В отличие от ростовщического капитала, основным источником которого выступали собственные денежные средства кредитора, ссудный капитал формируется прежде всего за счет финансовых ресурсов, привлекаемых кредитными организациями у государства, юридических и физических лиц (что, кстати, и определяет роль банка как специализированного посредника на рынке ссудных капиталов). Не углубляясь в вопросы экономической теории, подробно анализирующей процесс взаимодействия сфер производства и обращения как первоисточника кредита, можно определить два источника мобилизации финансовых ресурсов с последующим превращением их в ссудный капитал.

На первом этапе развития кредитных отношений единственным источником формирования ссудного капитала выступали временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, на добровольной основе передаваемые финансовым посредникам для последующей капитализации и извлечения прибыли. Это средства фиксировались на так называемых депозитных счетах в соответствующих кредитных организациях и обеспечивали своим первоначальным владельцам фиксированный доход в форме процента по этим вкладам. Этот источник не потерял своей актуальности и в современных условиях, когда по мере роста уровня жизни населения развитых государств средства физических лиц составляют все более существенную часть рассматриваемого источника.

По мере развития капиталистического способа производства и, в частности, безналичной формы денежных расчетов с прямым участием банков новым источником формирования ссудного капитала стали средства, временно высвобождающиеся в процессе кругооборота промышленного и торгового капиталов. Основные причины подобного высвобождения финансовых ресурсов:

несовпадение времени реализации произведенной продукции (т.е. поступления денежных средств на расчетный счет продавца) со сроками фактического осуществления затрат на приобретение сырья, материалов, выплату заработной платы наемному персоналу и т.п.;

постепенное снашивание основных фондов и вытекающая отсюда необходимость формирования амортизационного фонда как резерва денежных средств, в последующем используемых для финансирования восстановления физического и морального их износа;

образование нераспределенного остатка прибыли с момента ее формирования до фактического использования (например, в форме дивидендов, обычно выплачиваемых по завершении расчетного года).

Указанные средства аккумулируются, как правило, на расчетных счетах юридических лиц в обслуживающих их кредитных организациях. При этом для банка особая привлекательность данного источника ссудного капитала определяется отсутствием необходимости:

получения предварительного согласия владельца расчетного счета на использование находящихся на нем средств;

выплаты дохода по расчетным счетам по аналогу с депозитными, т.е. фактическая бесплатность этих ресурсов (например, по кредитному законодательству США вплоть до начала 70-х гг. банкам запрещалось начислять процент по расчетным счетам, в современных условиях отдельные зарубежные и отечественные банки выплачивают его в минимальных размерах).

Для большинства современных банков рассматриваемый источник выступает в качестве основного мобилизационного ресурса и побуждает их к постоянному увеличению общего состава обслуживаемых клиентов.[5]

4. Основные направления антикризисной программы стабилизации экономики Новосибирской области

Социально-экономическое положение Новосибирской области в 2002 г. характеризовалось закреплением позитивных тенденций в основных отраслях и сферах экономики. В результате оживления внутреннего спроса повысились темпы роста промышленного производства. Стабильно развивался агропромышленный комплекс. Увеличился оборот внешней торговли. Существенно возрос объем розничного товарооборота. Сохранился рост денежных доходов населения и заработной платы, их реального уровня.[6]

В сложившихся социально-экономических условиях в целях обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни населения основными приоритетными направлениями социально-экономической политики органов государственной власти в 2003 г. являются:

·        Создание условий для устойчивого роста реальных денежных доходов, сокращения дифференциации доходов, повышения уровня занятости трудоспособного населения, усиления адресности социальной поддержки населения области;

·        Развитие социальной сферы путем укрепления материально-технической базы социального обеспечения, здравоохранения, образования, культуры и искусства, физкультуры и спорта;

·        Поддержание надежного функционирования систем жизнеобеспечения, реформирование ЖКХ с усилением мер социальной защиты, развитие топливно-энергетического комплекса и транспортно-коммуникационной инфраструктуры;

·        Создание условий для повышения конкурентоспособности экономики области и роста производительности труда на основе ориентации производственной сферы на освоение наукоемкой продукции, использование новейших технологий;

·        Сохранение достигнутого уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, обеспечение его дальнейшего роста, укрепление экономического потенциала области за счет создания в городах и районах области новых производств;

·        Расширение рынков сбыта местных промышленных и сельскохозяйственных товаров;

·        Реализация строительных программ, развитие жилищного строительства;

·        Обеспечение роста доходной части бюджета, повышение эффективности расходования бюджетных средств и обслуживания государственного долга;

·        Дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений, направленное на постепенное выравнивание социально-экономического положения городов и районов области.[7]

Список литературы

1.     Камаев В. Д. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: МГТУ, 2001.-587с.

2.     Краткое изложение плана социально-экономического развития НСО на 2003 год, утвержденного распоряжением главы администрации области от 14.02.03. №96-р // Сов. Сибирь. – 2003. – 11 марта. – с.2 – 3.

3.     Маршукова Н. А. Финансы: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2002.

4.     Общая теория денег и кредита: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е. Ф. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2001.-587с.

5.     План социально-экономического развития города Новосибирска на 2003 г. // Веч. Новосибирск. – 2003. – 21 января. – с.10.

6.     Финансы: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. А. М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2001.-538с.

7.     Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. П. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.-587с.


[1] Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. П. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.-471с.

[2] Общая теория денег и кредита: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е. Ф. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2001.-238с.

[3] Финансы: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. А. М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2001.-328с.

[4] Маршукова Н. А. Финансы: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2002

[5] Камаев В. Д. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: МГТУ, 2001.-278с.

[6] План социально-экономического развития города Новосибирска на 2003 г. // Веч. Новосибирск. – 2003. – 21 января. – с.10.

[7] Краткое изложение плана социально-экономического развития НСО на 2003 год, утвержденного распоряжением главы администрации области от 14.02.03. №96-р // Сов. Сибирь. – 2003. – 11 марта. – с.2 – 3