1. Психотерапия – комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

ПСИХОТЕРАПИЯ

КЛИНИЧЕСКИ                          ЛИЧНОСТНО

ОРИЕНТИРОВАННАЯ               ОРИЕНТИРОВАННАЯ

                                                           (Индивидуальная,

                                                                   групповая)    

 

Направлена на смягчение и ликвидацию имеющейся симптоматики

МЕТОДЫ:

Гипноз

Аутогенная тренировка

Внушение и самовнушение

Рациональная терапия

Содействие пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности

МЕТОДЫ:

Анализ конфликтных переживания больного

Психотерапевтический контакт врача и больного

Способность врача к сопереживанию

(эмпатия)

Трудотерапия

Групповая психотерапия

Семейная психотерапия

Повышение компетентности больного в межличностных отношениях, совершенствование его способностей к самопознанию и саморегуляции

2. Связь психотерапии с психологической коррекцией и психологическим консультированием.

Психотерапия – комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Психологическое консультирование – профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации.

Пациент воспринимается как дееспособный субъект, отвечающий за свои проблемы.

Психологическая коррекция

Психотерапия

Медицина

Педагогика

Психопрофилак-тика

Собственно лечение

Психологическое консультирование

1.             В области неврозоав полностью развести понятия «психологическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и «профилактика»  полностью не удается, т.к. лечение часто есть вторичная профилактика.

2.             В настоящее время в системе восстановительного лечения все чаще практикуется комплексный подход.

3.             Методы психологической коррекции могут расматриваться как методы психотерапии.

3.   Психотерапия: религиозно-мистический период

(тотемизм, анимизм)

Тотемизм – система архаичных представлений о происхождении того или иного племени, рода или фратрии от некоторого животного (тотема), которое является у данной общности людей предметом религиозно-культового поклонения.

Анимизм – вера в существование отделимых от тела духов. В соответствии с первобытным антропоморфизмом духи персонифицировали природные явления (гром, ветер и т.п.,), и объекты (деревья, источники и т.п.). Духи не противопоставлялись этим объектам как духовные сущности – дух мог отождествляться с фетишем, погибать вместе со своим

Вместилищем, переселяться в людей, животных, предметы (метемпсихоза).

Данный этап существования психотерапии происходил в условиях синкретичного мышления (нерасчлененности понятий духовного управления, врачевания тела и души).

СИНКРЕТИЗМ

ШАМАН

(ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР)

ФУНКЦИИ

 

ЛЕЧЕНИЕ         ПСИХОТЕРАПИЯ     ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

ИНИЦИАЦИЯ    АФФИЛИАЦИЯ

4.   Психотерапия: метафизический период (Месмер, Парацельс)

Парацельс (Paracelsus) (псевдоним; настоящее имя и фамилия - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм; von Hohenheim) (24.10.1493, Швиц, - 24.9.1541, Зальцбург), врач эпохи Возрождения, "первый профессор химии от сотворения мира" (А. И. Герцен). Образование получил в Ферраре (Италия). Около 1515 присвоено звание врача, был профессором университета (1526) и городским врачом в Базеле, много путешествовал по Европе. Резко выступал против схоластической медицины и слепого почитания авторитета Галена, противопоставляя им наблюдение и опыт. Отвергал учение древних о четырёх соках человеческого тела и считал, что все процессы, происходящие в организме, - химические процессы. Материалистические, хотя и примитивные, взгляды Парацельса и его практическая деятельность не были свободны от средневековой мистики, религии. Создал учение об "архее" - высшем духовном принципе, якобы регулирующем жизнедеятельность организма.

Разрабатывал теорию «планетарного магнетизма».

Месмер Франц (1743-1815) – австрийский врач, доктор медицины (1766),  также разрабатывал систему взглядов о влиянии планет на жизнедеятельность. Вывел идею об особой магнетической субстанции (флюид, животный магнетизм). Практиковал терапию посредством «лечебного магнетизма).  Ввел метод индукции и использования транса в терапевтических целях, как в групповом, так и в индивидуальном порядке. Ввел термин «раппорт», означающий физический контакт, благодаря которому происходила передача «флюида» от магнетизера к пациенту. Положил начало систематическому  применению гипноза в психотерапии.

ПЛАНЕТАРНЫЙ МАГНЕТИЗМ      ИНТУИТИВНАЯ                               (ПАРАЦЕЛЬС)                                              СУГГЕСТИЯ

ПЕРЕДАЧА ФЛЮИДОВ ОТ ПЛАНЕТ К ЛЮДЯМ

 

ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ         МАГНЕТИЧЕСКИЕ СЕАНСЫ

(МЕСМЕР)                                    (ГИПНОТИЧЕСКИЙ ТРАНС)

 

ПЕРЕДАЧА ФЛЮИДОВ ОТ МАГНЕТИЗЕРА

К ПАЦИЕНТУ

 

ПЕРЕДАЧА ФЛЮИДОВ ОТ ПАЦИЕНТА К ПАЦИЕНТУ

5.   Психотерапия: научный период (Брэйд, Шарко, Ганзен, Данилевский, Протопопов, Фрейд)

 

На сеанс одного из  магнетизеров (или их еще называли "месмеристы") в английском городе Манчестере пришел местный хирург Джеймс Брэйд и подметил реальные интересные явления, Брэйд увлекся их изучением, стал экспериментировать и нашел им объяснение, как внешним проявлениям особого нервного сна, возникающего как естественное следствие утомления взора, длительно и пристально сосредоточенного на блестящем предмете. Он назвал это состояние "гипноз", что на греческом языке означает сон. Кроме того, Брэйд подтвердил лечебное действие гипноза при лечении ряда заболеваний из собственной практики. В 1843 году Брэйд опубликовал свой основной труд "Нейрогипнология", и с этого момента началась эра научного изучения транса. В 1855 году Брэйд опубликовал статью "Соображения о природе и лечении некоторых форм параличей", в которой обобщил свой опыт успешного лечения функциональных параличей с помощью гипноза. Брэйд утверждал, что мысли и чувства постоянно влияют на тело, поэтому существует немало заболеваний (в том числе и функциональные параличи), причиной которых могут быть испуг, долгие тягостные переживания, внезапное нервное потрясение, горечь разлуки и т.п. В течении таких заболеваний, не поддающихся иногда никаким лекарственным средствам, ценный и быстрый целебный эффект оказывает трансовый сон. Вскоре Брэйд обнаружил еще одну важную особенность транса: погруженный в это состояние человек становится повышенно восприимчивым к воздействию слова врача, и тогда это слово оказывается способным лечить.

Шарко Жан Мартен (1825 - 93) – французский врач, месмерист.

Начал исследования транса в Парижской психиатрической клинике. Выделил три стадии транса. Шарко показывает, что повышенная внушаемость вообще составляет главную черту больных истерией. Разнообразие внешних проявлений этого заболевания, способного имитировать почти все заболевания: слепоту, глухоту, параличи, контрактуры, полное отсутствие болевой чувствительности или, наоборот, резкое ее обострение, кожные язвы, кровотечения, расстройства пищеварительного тракта, сердечнососудистой деятельности и др. В.Я. Данилевский (1852-1939) – русский психолог и физиолог,  работал  в Харькове, известен главным образом своими работами над гипнозом у животных, функциями корковых центров и т. д., Подвел итоги многолетних, начавшихся с 1874 г. исследований, проведенных им на самых разных представителях животного царства - лягушках, ящерицах, змеях, тритонах, черепахах и крокодилах, на вьюнах, камбалах и электрических скатах, на речных раках и морских крабах, лангустах, омарах и каракатицах. Все эти многочисленные эксперименты свидетельствуют об одном, гипноз - вполне естественное явление, оно может быть вызвано не только у человека, но и у самых различных животных, а явления, наблюдающиеся у них, глубоко сходны с симптомами гипноза человека. У них наблюдаются окоченение тела, застывание конечностей в любых приданных им положениях и т.п. Выводы, сделанные этими физиологами, опровергли теорию Бернгейма, который утверждал, что "гипноза нет, есть только внушение". Таким образом, гипноз как определенное состояние того или иного организма существует и неравнозначен внушению. В.Я. Данилевский доказал несомненное участие в гипнозе коры головного мозга.

В.П. Протопопов – ученик В.М. Бехтерева, высказал собственную гипотезу о возникновении особых состояний сознания. С его точки зрения, они не есть порождение торможения, а наоборот, специальная форма бодрствования, которая физиологически идентична тому, что наблюдается у человека при особой концентрации внимания на каком-нибудь одном явлении или раздражителе.

Ганзен – знаменитый «магнетизер», гастролировавший по Европе и производивший массовые гипнотические сеансы.

Фрейд Зигмунд (1856-1939) – австрийский психиатр, основатель психоанализа. Разработал и ввел в научный оборот понятие бессознательного, опираясь при этом на работы Шарко. Отошел от гипноза как средства проникновения к забытым переживаниям, поскольку во многих случаях гипнотизер встречал сопротивление, которого не мог преодолеть. Разработал систему толкования сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, малых и больших психопатологических проявлений. Впоследствии учение Фрейда превратилось в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Выстроил собственную систему понимания культуры и цивилизации.

СХЕМА ВЗАИМНЫХ ВЛИЯНИЙ

Месмер

 

Шарко                             Ганзен

 

                   Данилевский            Протопопов

 

Фрейд

6.   ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ (РЕКОНСТРУКТИВНАЯ) ПСИХОТЕРАПИЯ

Авторы – Карвасарский, Исурина, Ташлыков

Психотерапевтическое направление, представляющее собой дальнейшее развитие учения В.Н. Мясищева о неврозах и их психотерапии.

Может быть отнесена к психодинамическому направлению в психотерапии.

Схема задач терапии:

1. Познавательная сфера (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание)

1.                        Связь между психогенными факторами и возникновением, развитием и сохранением невротических расстройств

2.                        Какие ситуации вызывают напряжение, тревогу, страх

3.                        Связь между негативными эмоциями и симптоматикой

4.                        Особенности  своего поведения и эмоционального реагирования в различных ситуациях

5.                        Как поведение человека воспринимается другими

6.                        Существующее рассогласование между собственным образом Я и восприятия его другими

7.                        Собственные потребности, стремления, мотивы, отношения

8.                        Характерные защитные механизмы

9.                        Внутренние психологические проблемы и конфликты

10.                  Более глубокие причины переживаний, способов поведения, начиная с детства

11.                  Собственная роль в возникновении и развитии конфликтных и психотравмирующих ситуаций; как можно избежать их возникновения в будущем.

2. Эмоциональная сфера.

1.                Получить эмоциональную поддержку со стороны психотерапевта

2.                Пережить в рамках психотерапевтического процесса те чувства, которые он часто испытывает в реальной жизни

3.                Пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций

4.                Научиться искренности в чувствах к себе и к другим людям

5.                Стать более свободным в выражении собственных позитивных и негативных эмоций

6.                Научиться более точно понимать и принимать, вербализировать собственные чувства.

7.                Раскрывать свои проблемы  с сопутствующими им переживаниями

8.                Модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования,

9.                Провести эмоциональную коррекцию своих отношений.

3. Поведенческая сфера.

1.                Увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы

2.                Приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного обращения

3.                Преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в процессе психотерапии

4.                Развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, ответственностью и самостоятельностью

5.                Закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной адаптации

6.                Выработать и закрепить адекватные формы поведения и реагирования на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА             ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ         

                                                                 СФЕРА

 

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СФЕРА

 

                                        РЕЗУЛЬТАТ

7. Индивидуальная патогенетическая психотерапия

Автор – Г.В.Мясищев.

Фундаментальное положение – понимание личности человека как системы отношений с окружающей средой.

Предполагает уточнение:

·       особенностей жизненного опыта больного в различные возрастные периоды,

·       отношения его к себе и к окружающим,

·       его тягостных и радостных переживаний,

·       интересов,

·       систем оценок,

·       мотивации своего поведения,

·       понимания жизни и мира в целом,

·       своего места в мире,

·       мечтаний и ожиданий,

·       симпатий и антипатий.

В психотерапевтических беседах применяются методы и приемы:

·       ободрение

·       убеждение

·       переубеждение

·       отвлечение

·       разъяснение сущности невроза и его симптомов

·       внушение наяву

·       внушение в гипнотическом состоянии

·       наркогипнотерапия

·       аутогенная тренировка и др.

Учение разрабатывалось в 30-50е году 20 века, вследствие чего  в работах Мясищева изобилуют ссылки на марксистско-ленинскую методологию и часто встречается критика психоанализа.

Цель –  чтобы  «свершилась программа формирования совершенной личности в совершенном обществе».

Концепция неврозов

 

Понимание патогенеза неврозов

 

Патогенетическая психотерапия неврозов

 

Клинические приемы

Восстановление нормального характера системы отношений личности

 

Формирование совершенной личности

8. Групповая патогенетическая терапия

1. Познавательная сфера.

Пациент должен осознать

1.   связь между психогенными факторами и возникновением и развитием заболевания

2.   какие ситуации в группе и реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх, и др.негативные эмоции

3.   связь между негативными эмоциями и проявлением симптоматики

4.   особенности своего поведения и эмоционального реагирования

5.   как он выглядит со стороны, как его поведение воспринимается другими

6.   существующее рассогласование между внутренним образом Я и восприятием себя другими

7.   собственные мотивы, побуждения, стремления

8.   характерные защитные механизмы

9.   внутренние психологические проблемы и конфликты

10.         особенности межличностного взаимодействия

11.         более глубокие причины переживаний, начиная с детства;

12.         собственную роль в возникновении и развитии конфликтных и психотравмирующих ситуаций.

2.      Эмоциональная сфера

Групповая психотерапия должна помочь пациенту

1.   получить эмоциональную поддержку

2.   пережить в группе те чувства, которые он переживает в реальной жизни

3.   пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций

4.   научиться искренности по отношению к себе и другим людям

5.   стать более свободным в  выражении чувств

6.   научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства

7.   раскрыть свои проблемы с соответствующими переживаниями

8.   модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования

9.   произвести эмоциональную коррекцию своих отношений.

3.      Поведенческая сфера

Группа должна помочь пациенту

1.   увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы

2.   приобрести навыки более искреннего и свободного общения

3.   преодолеть неадекватные формы поведения

4.   развивать сотрудничество

5.   закрепить новые формы поведения

6.   вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.

СХЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Осознание отношений

Коррекция эмоционального фона отношений

 

Коррекция модели поведения в отношениях

 

Коррекция всей системы отношений.

10.         Метод разыгрывания ролевых ситуаций

Рабочий метод психодрамы.

Предполагает наличие следующих элементов:

1.      Протагонист- пациент – субъект П., главный исполнитель, представляющий свои проблемы.

2.      Терапевт (режиссер, фасилитатор) – тот, кто помогает пациенту исследовать свои проблемы.

3.      Помощники терапевта – котерапевт и пациенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта.

4.      Зрители – остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в ролевом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения не только относительно протагониста и других участников, но и  применительно к самим себе.

5.      Сцена – место, где разыгрываются роли, жизненное пространство.

Требует:

1.   Выделения места

 

2.   Выделения времени

 

3.   Введение элемента условности

 

4.   Введнение  внешних знаков участия

 

5.   «Тайны», объединяющей игроков

6.   Беспрекословного принятия правил игры

Результат

1.   Эмоциональный подъем

 

2.   Отреагирование

 

3.   Невинная компенсация «вредных» побуждений

 

4.   Катарсис

11. Психогимнастика

Один из невербальных методов групповой психотерапии.

В основе – использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе.

Предполагает выражение эмоциональных переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы.

В основе – систепа приемов, разработанных чешским психологом Юновой (1975).

Включает в себя

Подготовительную часть

Пантомимическую часть

 

Заключительную часть

Задачи подготовительного этапа:

1.   Уменьшение напряжения у членов группы

2.   Снятие запретов, страхов

3.   Развитие внимания к собственной двигательной активности и активности других людей

4.   Сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы

5.   Формирование способности выражать свои чувства

6.   Без слов понимать эмоциональные состояния других людей

Пантомимическая часть

Пациентам предлагаются темы, которые они представляют без помощи слов. Содержание тем не ограничено. Например:

·       Привычные жизненные ситуации

·       Темы, касающиеся проблем конкретных пациентов

·       Общечеловеческие проблемы и конфликты

·       Темы, связанные с межличностными отношениями в группе

Вспомогательные приемы:

-        двойники, «зеркала»

Материал затем может быть использован для групповой дискуссии.

Заключительная часть:

-        Снятие напряжения и сильных эмоций

-        Повышение сплоченности группы

-        Рост доверия и уверенности.

12. Метод – проективный рисунок

Один из  методов групповой психотерапии.

Включается также в комплекс так называемой проективной арттерапии (не только рисунок, но и лепка, моделирование, фотографирование и т.д.).

Пациент получает лист бумаги, цветные мелки (карандаши, краски) и рисует на заданную тему.

Качество рисунка не имеет решающего значения.

Темы – разнообразные.

Обычно – три категории тем:

1.   Прошлое, настоящее и будущее пациента.

2.   Общие понятия (любовь, ненависть, болезнь, здоровье, страх, зависимость, ответственность и др.)

3.   Отношение в группе (Я – глазами группы).

Применяется свободное рисование каждый рисует, что хочет.

Применяется совместное рисование (вся группа рисует на одном большом листе).

Затем – обсуждение, каждый высказывает свое мнение.

При совместном рисовании дискуссия дополняется обсуждения участия каждого пациента в групповой работе, характера его вклада в общую деятельность и особенности взаимоотношений членов группы в процессе совместной работы.

Цель:

Эмоциональный катарсис                      Установление контакта

                                                                             с группой

                            Выявление скрытых комплексов

 

                                    Преодоление скрытых комплексов

Ход работы:

1.   Знакомство

 

2.   Оглашение правил

 

3.   Выбор темы и порядка рисования

 

4.   Раздача изобразительных материалов

 

5.   Рисование (свободное, на общую тему, совместное)

 

6.   Обсуждение результатов и вклада каждого участника

13. МУЗЫКОТЕРАПИЯ

            Музыкотерапия

 

Активная                Рецептивная

 

Коммуникативная   Реактивная    Регулятивная

Активная – терапевтически направленная активная музыкальная деятельность.

Рецептивная – процесс восприятия музыки с терапевтической целью.

Коммуникативная – совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов.

Реактивная – направлена на достижение катарсиса

Регулятивная – направлена на снижение нервно-психического напряжения.

Чаще всего используется групповая рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи.

4 основных направления лечебного действия музыкотерапии

1.             Эмоциональное активирование в ходе музыкальной психотерапии

2.             Развитие навыков межличностного общения

3.             Регулирующее влияние на психические процессы

4.             Повышение эстетических потребностей.

14. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений.

Цель – устранение эмоциональных расстройств в семье.

Основатель семейной психотерапии в России – И.В. Маляревский (1886).

Продолжительность – от нескольких недель до нескольких лет.

Длительность обусловлена:

-        тяжестью психических расстройств у «носителя симптома»,

-        выраженностью межличностных конфликтов в семье

-        мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений.

 Этапы:

Диагностический этап (семейный диагноз)

 

Ликвидация семейного конфликта

 

Реконструктивный этап

 

Поддерживающий этап

Задача психотерапии – достижение инсайта – осознание того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент, как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых членов семьи.

15.РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Автор – П. Дюбуа (1912).

Рациональная психотерапия – метод, в котором используется способность пациента проводить сопоставление, делать выводы, доказывать их обоснованность.

Противоположна суггестии, которая внедряет информацию, новые установки, предписания, минуя критичность человека.

Основная мишень воздействия рациональной психотерапии – искаженная «внутренняя картина болезни», создающая дополнительный источник эмоциональных переживаний для больного.

Основные звенья воздействия рациональной психотерапии:

Снятие неопределенности

 

Коррекция противоречивости

Коррекция непоследовательности в представлениях пациента о болезни

 

Терапевтический эффект

Основные формы (этапы) рациональной психотерапии

1.                       Объяснение и разъяснение, включающее истолкование сущности заболевания

2.                       Убеждение – коррекция не только когнитивного, но и  эмоционального компонента отношения к болезни

3.                       Переориентация – достижение более стабильных перемен в установках больного, прежде всего в отношении к болезни

4.                       Психагогика – переориентация более широкого плана, создающая позитивные перспективы для пациента вне болезни.

В качестве составного элемента рациональная психотерапия входит практически во все современные виды психотерапии.

16.СУГГЕСТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Объединяет группу методов, в основе которых в качестве ведущего лечебного фактора выступает внушение или самовнушение. Внушение реализуется в состоянии бодрствования, гипнотического сна (гипнотерапия), наркотического сна (наркопсихотерапия). Из методов самовнушения наиболее известны самовнушение по Куэ, аутогенная тренировка, биологическая обратная связь.

СУГГЕСТИЯ

 

ВНУШЕНИЕ                     САМОВНУШЕНИЕ

 

В состоянии

-        Бодрствования

-        Гипнотического сна

-        Наркотического сна

                          Самовнушение по Куэ

                                    Аутогенная тренировка

                                           Биологическая обратная

                                             связь

                                                                Самовнушение

                                                                     по Бехтереву

                                        

Прочее

17.ВНУШЕНИЕ В СОСТОЯНИИ БОДРСТВОВАНИЯ

Присутствует в той или иной мере в каждой беседе с врачом, но может выступать в качестве самостоятельного психотерапевтического воздействия.

Формулы внушения обычно произносятся повелительным тоном, с учетом состояния больного и характера клинических проявлений заболевания.

Схема деятельности

Разъяснение сути лечебного внушения

Убеждение в его эффективности

 

Произнесение формул внушения

 

Терапевтический эффект

Степень реализации внушения

 

АВТОРИТЕТ ВРАЧА             ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ

                                                    ПАЦИЕНТА

 

                            СТЕПЕНЬ

                         «МАГИЧЕСКОГО»

                         НАСТРОЕНИЯ

18.ВНУШЕНИЕ В СОСТОЯНИИ СНА

1. Внушение в состоянии естественного сна.

Проводится тихим голосом, но внушающим тоном.

Фразы, направленные на заглубление сна, чередуются с лечебными фразами, повторяемыми с паузами. За сеанс проводится до 6 серий таких внушений.

Лечение этим методом трудноосуществимо:

Внушение в состоянии сна

 

Неглубокий сон     Глубокий сон

 

Пробуждение 

 

            Отсутствие эффекта

2. Внушение в состоянии наркотического сна – различные виды гипносуггестивной терапии.

Психологическая подготовка к сеансу

 

Погружение в гипнотический транс

 

Произнесение суггестивных фраз

 

Пробуждение                  Терапевтический эффект

3.Внушение в состоянии медикаментозного сна – различные виды наркопсихотерапии.

19.ВНУШЕНИЕ В СОСТОЯНИИ НАРКОТИЧЕСКОГО СНА

        Внушение в состоянии наркотического сна может проводиться лишь в том случае, если сон неглубок и у пациента нет аллергических реакций на данное вещество. При глубоком наркотическом сне торможение носит столь глубокий и разлитой характер, что не удается сохранить "сторожевой пункт" в коре, через который можно поддерживать контакт со спящим. Кроме того, в таком состоянии трудно вызвать лежащий в основе внушения "очаг концентрированного возбуждения" в мозгу. Пациенту разъясняют характер проводимого лечения и укладывают его в горизонтальное положение. Вводят внутривенно, очень медленно 2-8 мл 10% раствора пентонала, барбамила (амитал натрия), гексенала, оксибутирата натрия 10 мл 10% (ослабленным больным лучше вводить 5% раствор).

Достигнув сна желаемой глубины, поддерживают его в течение нескольких минут медленным введением снотворного (иглу из вены не вынимают). Во время наступившего сна производят лечебные внушения, после чего дают больному возможность выспаться. Наиболее благоприятным для внушения является неглубокий наркотический сон, предшествующий появлению аналгезии и развитию последующей амнезии этого периода. Для контроля глубины сна предлагают больному вслух считать от 20 в обратном порядке или производить простое вычисление (например, от двузначных чисел отнимать всегда по 4) и считают сон слишком глубоким, если больной не в состоянии это задание выполнить. В процессе лечебных внушений иногда происходит оживление психотравмирующих переживаний, в связи с чем возникает бурная эмоциональная реакция, выражающаяся в виде аффекта то страха, то тоски или отчаяния, сопровождающихся экспрессивными движениями. В этих случаях в достижении терапевтического эффекта, помимо внушения, может играть роль и реагирование во время сна (наркокатарзис). Вызывание наркотического сна может сочетаться с вызыванием гипнотического сна. При этом либо можно давать снотворное, а потом проводить гипнотизацию (наркогипноз), либо вызывать гипнотический сон, а затем для его углубления давать снотворное (гипнонаркоз). В конце XIX в. начали использовать фармакологические препараты для облегчения гипнотизации. Впервые стали применять эфирный и хлороформный наркозы. М.Э. Телешевская широко применяла этот метод под названием наркопсихотерапии и детально разработала методику лечения. С помощью этой методики ею достигались устранения истерических моносимптомов многолетней давности, затяжных астеноипохондрических состояний, расстройства сна и эмоциональных нарушений у больных неврозами.

СХЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Диагностика

(Личностных особенностей пациента, его проблемы, степени переносимости препарата)

 

Выстраивание схемы суггестивного воздействия

 

Введение препарата

Суггестивное воздействие

 

Наркокатарсис

 

Терапевтический эффект

20.  КОСВЕННОЕ ВНУШЕНИЕ

Разновидности внушения, при котором его содержание подкрепляется строго определенными и конкретными условиями, при наличии которых  оно будет реализовываться. В случае косвенного внушения используется дополнительный раздражитель, приобретающий новое информационное значение из-за произведенного прямого внушения.

Также под этим подразумевается усиление эффекта фармакологических средств, физиотерапии и других физико-химических факторов, имеющих непосредственное воздействие на организм пациента или на его мозговую ткань (электросудорожная терапия и т.п.)

КОСВЕННОЕ  ВНУШЕНИЕ

Условнорефлекторное воздействие

 

Стимул               Реакция                      Эффект

(Нейтральный

или лечебный)

 

Подкрепление

 

Позитивное    Негативное

21.  ПЛАЦЕБОТЕРАПИЯ

Один из вариантов психотерапии посредством косвенного внушения. Применение тех или иных препаратов зачастую сопровождается эффектами, не соответствующими ожидаемому действию. При применении «пустышки» (плацебо-препарат имитирует по цвету, вкусу, запаху исследуемое вещество) одна треть как больных, так и здоровых испытуемых сообщает о результативности медикамента.

Плацебо-эффект

 

Диагностические            Терапевтические

цели                                 цели

 

Испытание новых средств лечения двойным слепым методом

Эффективно при лечении нарушений сна, вызванных наличием тревожных расстройств. Полезно при дезинтоксикации пациентов, в течение длительного времени употреблявших барбитураты.

Плацебо-эффект – фактор популярности и эффективности любого из многочисленных методов психотерапии.

22.  САМОВНУШЕНИЕ ПО КУЭ

«Школа самообладания путем сознательного самовнушения». Главный тезис: нет внушения. Есть только самовнушение. 

Приемы:

Убеждение пациента в силе самовнушения.

Внушить себе падение вперед, назад, невозможность разжать руки, разжать кулак. Впоследствии пациент, убежденный в силе самовнушения, уподобляется, по словам Куэ, «обработанному полю, на котором семя может взойти и произрастать; до того он был похож на необработанную почву, на которой семя не взошло бы».

Затем – само лечебное внушение: «внушать без усилия, без раздумья, по-детски, машинально, «как молитву». При этом хорошо перебирать узлы веревки: сколько узлов, столько слов.

Этапы деятельности

Диагностика

 

Построение программы деятельности

 

Убеждение пациента в силе самовнушения

Применение техник спокойного самовнушения

 

Терапевтический эффект.

В модификации Бодуэна (1974): следует учить больного погружаться в самогипноз для того, чтобы проводить самовнушение именно в момент пробуждения или перед самым засыпанием.

23. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Активный метод психотерапии,психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия.

Как лечебный метод предложена Шульцем (1932).

Аутогенная тренировка

 

Тренировка 

мышечной релаксации

                                      Самовнушение

                                                      Самовоспитание

                                                    (аутодидактика)

Низшая ступень – обучение релаксации при помощи упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести;

Высшая ступень – аутогенная медитация – создание трансовых состояний различного уровня.

Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели – пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача.

Широкое распространение аутогенная тренировка получила в качестве психогигиенического  психопрофилактического средства при подготовке спортсменов, людей, работающих в условиях эмоциональной напряженности и в экстремальных ситуациях.

24. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ (УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНАЯ, БИХЕВИОРАЛЬНАЯ) ПСИХОТЕРАПИЯ

Поведенческая психотерапия основана на явлении классического обусловливания по Павлову.

Поведенческая психотерапия:

1)     Стремится помочь людям реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы этого сами.

2)     Не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности.

3)     Позитивное психотерапевтическое отношение – необходимое, но недостаточное условие эффективной психотерапии.

4)     Жалобы пациента принимаются как значимый материал, на котором терапия фокусируется, а не как симптомы лежащей за ними проблемы.

5)     Пациент и психотерапевт договариваются о специфических целях психотерапии, понимаемых таким образом, что и пациент, и психотерапевт знают, когда и как эти цели могут быть достигнуты.

Этапы деятельности

1.     Выявление жалоб

 

2.     Диагностика открытого поведения

 

3.     Выявление значимых моментов в поведении

 

4.     Подкрепление (позитивное или негативное) этих моментов

 

5.     Терапевтический эффект

25. ИМПЛОЗИЯ

Имплозия – это методика наводнения в воображении, предложена Стампфлом (1967). Пациенту предлагается представить наиболее страшные ситуации в течение максимально длительного периода без предварительного обучения релаксации.

Цель имплозивной терапии – вызвать интенсивный страх, который приводит к уменьшению страха в реальной ситуации. Угашение страха происходит в результате длительного пребывания в ситуации, ранее сопровождавшейся страхом, поскольку теперь она не приводит к последствиям, вызывающим страх.

Темы, на которые строятся темы в воображении:

1.     Агрессия. Представляются сцены, центрированные на значимых для пациента лицах.

2.     Наказание. Пациент представляет себя в качестве жертвы агрессии или других враждебных действий.

3.     Потеря контроля.  Задаются сцены потери контроля сексуальных или агрессивных импульсов.

4.     Сексуальные темы. Представляются сцены, имеющие отношение к эдипову комплексу, комплексу Электры.

Этапы техники имплозии:

1.                Диагностический этап. Составляется иерархия страхов.

2.                Больному объясняется лечебное действие метода.

 

3.                Представление ситуации (собственно имплозия).

 

4.                Обсуждение помех. Пациент получает задание на дом проводить такие же сеансы самостоятельно.

5.                Терапевтический эффект – отсутствие страха в реальной ситуации.

 

26. ИММЕРСИЯ

ИММЕРСИЯ – психотерапевтический прием, заключающийся в искусственном усилении действия «травмирующей» ситуации с целью вызвать оздоровительную реакцию.

Методы иммерсии:

1. имплозия - погружение в ситуацию в воображении. 2. наводнение - погружение пациента в ситуацию, где обостряется симптом, вместе с терапевтом. 3. парадоксальная интенция - искусственное усиление симптомов заболевания.

-        дистанцирование от симптома

- включение механизмов, близких к реципрокному торможению (здесь необходимо давать юмористическую окраску).

Этапы деятельности

1.     Диагностика травмирующих ситуаций и страхов

 

2.     Объяснение пациенту сути лечебного метода

 

3.     Искусственное наведение страхов одним из упомянутых выше способов.

 

4.     Контроль за помехами, усиление воздействия. Когда это необходимо.

 

5.     Обучение пациента самостоятельным действиям подобного рода.

 

6.     Терапевтический эффект – отсутствие страха в реальной ситуации (все уже отреагировано в воображении).

27. МЕТОД ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ИНТЕНЦИИ

Разработан Виктором Франклом(1939) (опубликован в 1947 году).

Применяется при фобиях и обсессиях. При этом следует учитывать,  что при фобии пациент боится чего-то, а при обсессии он боится и того, что может совершить сам.

Парадоксальная интенция построена на том, что пациент должен захотеть, чтобы осуществили то (при фобии) или чтобы он сам осуществил то (при обсессии), чего он так опасается. При этом парадоксальное предложение должно быть сформулировано по возможности в юмористической форме.

Метод парадоксальной интенции помогает даже   тяжелых и хронических случаях, причем и тогда, когда лечение длится недолго. Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые страх представляет как опасные. Если больной будет сам искать эти ситуации, но при этом действовать «мимо страха», то последний постепенно исчезнет, как бы «атрофируется» от бездействия.

СТРАХ

 

ОБСЕССИИ                            ФОБИИ

 

ПАЦИЕНТ БОИТСЯ  ТОГО,      ПАЦИЕНТ БОИТСЯ

ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ       ЧЕГО-ТО ВНЕШНЕГО

САМ

ПАЦИЕНТ ДЕЛАЕТ ТО,         ПАЦИЕНТ ИЩЕТ ТОГО,

ЧЕГО ОН БОИТСЯ                 ЧЕГО ОН БОИТСЯ

 

ЮМОРИСТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

 

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ СТРАХА

28. БИБЛИОТЕРАПИЯ

Чаще всего под библиотерапией понимают лечебное воздействие на психику больного порсредством чтения книг.

 

Существует три основных направления:

1.              Библиоведческое направление. Библиотека для больных – только фактор, отвлекающий пациента от болезни. Библиотека не имеет отношения к лечебному процессу, а является частью больничного обслуживания. Около 80% работ зарубежных ученых относится к этому направлению.

2.              Библиотерапия является компонентом психотерапии больных с неврозами и некоторой части психически больных. Она производится только врачом-психотерапевтом без участия библиотекаря.

3.              Представители третьего направления, наиболее перспективного, считают, что библиотерапия является вспомогательной, а в ряде случаев и равноправной частью лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях. Она требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря.

ЭСТЕТОТОТЕРАПИЯ

БИБЛИОТЕРАПИЯ

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ                  ГРУППОВАЯ

                 (группами по 5-8 чел.)

Требования к выбору книг для библиотерапии:

1.     Степень доступности изложения

2.     Герой книги должен быть больному «по плечу»

3.     Максимальное сходство ситуации в книге и ситуации, в которой находится больной (особенно для страдающих неврозами).

29. ИМАГОТЕРАПИЯ

Психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Относится к группе методов игровой психотерапии, в более широком смысле – вариант поведенческой терапии, в основе которого лежит научение адекватно реагировать в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению «лечебного» образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.

Этапы:

1.          Пациент – рассказчик либо слушатель. Пациент, вживаясь в образ, переживает те же чувства, которые воображаемое лицо переживает в подобной ситуации. Образ для больного подбирается как лечебный фактор в соответствии с его психологическим содержанием. Больному предлагается ежедневно на протяжении 1-2 часов воспроизводить в поведении образ своего «Я» таким, каким он хотел бы стать.

2.          Драматизация рассказа. Некоторые фрагменты повести или романа, насыщенные драматическим действием и диалогами, разыгрываются в лицах.  Осуществляется инсценировка и вымышленных ситуаций, отсутствующих в произведении.

3.          Занятия в лечебной драматической студии. Играют образы, противоположные по своим свойствам наличной симптоматике пациента.

СТРУКТУРА

Пациент            Литературный герой

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ

ВЫРАБОТКА ЧЕРТ,  ПРОЯВЛЕННЫХ ГЕРОЕМ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ

 

ПРИМЕНЕНИЕ ЭТИХ ЧЕРТ В ДРУГИХ СИТУАЦИЯХ

 

ПРИМЕНЕНИЕ ВНОВЬ ПРИОБРЕТЕННЫХ КАЧЕСТВ В ДРАМАТИЧЕСКОМ СПЕКТАКЛЕ

ПРИМЕНЕНИЕ ВНОВЬ ПРИОБРЕТЕННЫХ КАЧЕСТВ В

ЖИЗНИ

30. АРТ-ТЕРАПИЯ

Использование искусства как терапевтического фактора. Больным предлагают разнообразные занятия художественно-прикладного характера (резьба по дереву, чеканка, лепка, выжигание, рисование, изготовление мозаики, витражей и пр.)

Варианты:

-        Пациент не выбирает материал и тему (ему они предлагаются), но все остальное делает сам.

В этом случае можно получить еще и диагностический материал.

-        Неструктурированные занятия. Пациенты сами выбирают тему, материал, инструменты.

На первых занятиях преследуются коммуникативные и адаптирующие цели.

Затем – изменение самооценки, активация эмоциональной заинтересованности больного.

СХЕМА МЕТОДА

Арттерапия

 

Использование существующих          Побуждение к

произведений      искусства              самостоятельному

                                                            творчеству

Проективные моменты,                           И то и другое

диагностика                                            одновременно

Отведение основной роли психотерапевту, его взаимоотношениям с пациентом в процессе творчества.

31. НАТУРПСИХОТЕРАПИЯ

Использование лечебного влияния природы в качестве самостоятельного терапевтического метода.

Значение натурпсихотерапии будет возрастать в тем большей степени, чем большее значение для человека периода урбанизации и научно-технической революции приобретает общение с природой.

Достигнутый первоначальный эффект, обусловленный природной средой, выразившийся в смягчении болезненных нарушений, с одной стороны, может привести к таким изменениям отношений личности с окружающей средой, которые повлекут за собой преобразование первоначальной конфликтной ситуации,  а с другой - может обусловить изменение самовосприятия, самооценки, что также способствует восстановлению внутренней психодинамики.

НАТУРСПИХОТЕРАПИЯ

 

Лечебные факторы

 

Положительное

эмоциональное

воздействие

(невербальная

суггестия)

     Седативный эффект

          Отвлекающий эффект

 

                  Активизирующий эффект

    

                                  Катарсический эффект

32. ПСИХОАНАЛИЗ

В основе метода лежит представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах.

Классический психоанализ включает в себя теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь, таким образом, законченной и целостной системой.

Теория общего психического развития объединяет метапсихологию, которая основана на понятии о психическом аппарате (структурная и топографическая модель личности), два варианта процесса мышления и представления о психической энергии. В основу теории общего психического развития легла также концепция о стадиях развития детской сексуальности. На ее базе Фрейд описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности, и учение о сублимации.

Метод: Сводится к поискам корня проблем пациента в его бессознательном.

Пациент посещает психоаналитика 3-5 раз в неделю, продолжительность учебного курса от нескольких месяцев до нескольких лет. Больной лежит на кушетке и не видит психоаналитика, сидящего позади него. Пациент стремится к свободному ассоциированию, т.е. пытается сказать все, что приходит ему в голову, чтобы проследить движение мыслей к их ранним корням. Психоаналитик интерпретирует их. Результатом психоанализа должно быть формирование зрелой личности.

ПСИХОАНАЛИЗ

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ                      СТАДИИ ПСИХО-      СЕКСУАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ

 

Суперэго                                                       Оральная

Эго                                                                 Анальная 

Ид                                                                  Фаллическая  

                                                                       Латентная

                                                                       Генитальная

      

Структура невроза                                Фиксации на           

и тревоги                                                  ранних стадиях

 

                                   Бессознательное

 

Анализ бессознательного

1.     Анализ сновидений

2.     Психопатология обыденности

3.     Интерпретация сопротивления

4.     Анализ трансферта

5.     Метод свободных ассоциаций

 

Осознание неосознанных конфликтов

 

Выздоровление

33. ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ

Метод, созданный Ф.Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа.

Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальтпсихологами в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения.

В гештальттерапии различаюися пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция.

Интроекция – усвоение чувств, взглядов, убеждений других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не усваиваются его личностью.

Проекция – наоборот, отчуждение человеком присущих ему качеств, которые  не соответствуют его Я-концепции.

Ретрофлексия – направление энергии, предназначенной  для действий во внешней среде, на самого себя.

Дефлексия – уклонение от реального контакта.

Конфлуенция – стирание границ между «Я» и окружением.

ПРИНЦИПЫ:

1.     Здесь и теперь

2.     Я-ты

3.     Принцип субъективизации высказываний

4.     Континуум сознания

Путь пациента в процессе гештальттерапии:

1.     Уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей.

 

2.     Фобический уровень, связанный с осознанием фальшивого поведения и манипуляций.

 

3.     Тупик. Человек не  знает, что делать, куда двигаться.

 

4.     Имплозия. Состояние внутреннего смещения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил себя.

 

5.     Эксплозия (взрыв). Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию. 

34. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Когнитивная психотерапия исходит из того, что восприятие объекта или события опосредуется мышлением и, только осознав это опосредующее звено, можно понять реакцию индивида, прежде всего ее эмоциональные и поведенческие аспекты. Когнитивная психология исходит из положения, что психологические нарушения, предшествующие этапу нейрофизиологических расстройств, связана с аберрацией мышления. Искаженные когниции являются причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций. Поэтому целью когнитивной терапии является исправление неадекватных когниций. Осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными – таковы главные цели когнитивной терапии.

Когнитивная терапия, как и другие виды реконструктивной психотерапии, стремится достичь структурных изменений в личности, в ее регулятивной системе, чтобы пациент соответствовал требованиям окружения и находился в большей гармонии с собственными потребностями.

Этапы когнитивной терапии

ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

 

ЭТАП ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ РЕГУЛЯЦИИ

Ось опасности-         Ось боли-

безопасности и          удовольствия

Перемена отношения к правилам саморегуляции

 

Обучение видеть в мыслях теории, а не факты,

проверка их истинности, замена их новыми, более гибкими правилами

35. ПСИХОДРАМА

Метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами.

Психодрама была разработана Я. Морено на основании опыта его театрального эксперимента «спонтанного театра», изначальная цель которого не был связана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творческого «я»  в «театре жизни».

Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ход разыгрывания ситуаций возникает спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

ПРОЦЕСС ПСИХОДРАМЫ

Инициальная фаза (разогрев).

 

Собственно драматическое действие

(разыгрывание ролей)

 

Предоставление обратной связи, эмоциональный обмен между участниками

 

Терапевтический  эффект: выработка новых моделей поведения

36. НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации; современное направление постэриксоновской психотерапии, разрабатываемое с 1975 года американцами Бэндлером и Гриндером и их последователями.

Базисные постулаты:

1.       Человеческий мозг подобен компьютеру, имеющему набор программ.

2.       Большая часть «программ» не осознается и  не предъявляется в речи, но отражена в глубинных речевых структурах.

3.       Все поведенческие стереотипы (симптомы) имели в прошлом и, вероятно, имеют и в настоящем адаптивные функции.

4.       Нейролингвистическое программирование акцентирует внимание на «подстройке» к пациенту и эффективных технологиях взаимодействия с ним (а не на концептуальных основаниях или эмпатических взаимоотношениях с пациентом, что характерно для психодинамического или гуманистического направления). Такая «техническая» ориентация сочетается с бережным вниманием к самоценности человека и принципом «не навреди».

ШЕСТИШАГОВЫЙ РЕФРЕЙМИНГ

1.     Выработка невербальной сигнальной системы ответов «да-нет».

 

2.     Идентификация стереотипа поведения, подлежащего изменению.

 

3.     Подключение сигнальной системы «да-нет».

 

4.     Выделение положительной функции социального стереотипа

 

5.     Создание новых альтернатив

 

6.     Оценка новых альтернатив

37. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОСЛОЖНЕНИЙ ПРИ ПСИХОТЕАРПИИ

Проблема нежелательных явлений, возникающих в процессе психотерапии, актуальна. Первым на них обратил внимание S.Freud, использовавший в сообщении о случае Человека-Волка термин "негативная терапевтическая реакция" (S.Freud, 1918). Позже он писал, что существует группа пациентов, которые реагируют на очевидный прогресс в лечении парадоксальным образом – обострением болезни и ухудшением самочувствия, демонстрируя таким образом негативную терапевтическую реакцию (S.Freud, 1923).

За последние 15 лет в наркологической и частично в общепсихотерапевтической практике необычайно широкое распространение получили методики косвенного или опосредованного внушения. В целом все они относятся к эмоционально-стрессовой психотерапии. Общим для всех этих методик является подавление влечения к алкоголю, наркотикам, курению, перееданию и пр. за счет формирования у пациента стойкого опасения обязательного возникновения тяжелых расстройств здоровья вплоть до смерти в случае нарушения внушенного запрета. В погоне за эффектом новизны эмоционально-стрессового воздействия изобретаются бесчисленные варианты методик — от невинных пассов с передачей "космической энергии" до использования сложной электронной, магнитной, лазерной и прочей аппаратуры, нейро-сосудистой хирургии, а также бесконечного арсенала "чудо-препаратов", вплоть до миорелаксантов. При употреблении алкоголя в большинстве случаев возникают разнообразные, иногда весьма тяжелые функциональные расстройства. Большую часть этих расстройств можно квалифицировать как острые или подострые тревожно-депрессивно-ипохондрические реакции и состояния. Их выраженность колеблется от некоторой тревожности, умеренных соматических дисфункций, имитирующих висцеральную патологию, до тревожно-ипохондрического раптуса, грубых, опасных для жизни вегетативных нарушений, расстройств сознания, функциональных параличей.      Большинство специалистов приходят к согласию в том, что если психотерапия может давать положительный эффект, то, следовательно, она может причинять и вред. E.Heim (1981 г.) прямо говорит, что реальность побочных эффектов психотерапии можно считать доказанной, хотя в клинической практике они чаще всего игнорируются, а A.Heigl-Evers и соавт. (1997 г.) замечают: возможно, вред, наносимый пациенту дефектами медицинского технического оборудования или оперирующим хирургом, ослабившим внимание вследствие переутомления, более очевиден, однако соответствующие феномены, пусть и намного менее яркие по формам своего проявления (почему их намного легче не замечать, а при случае и отвергать!), существуют и в "разговорной" терапии.

 Актуальность изучения переносимости психотерапии подтверждается также данными многих авторов о высокой частоте отказов пациентов от психотерапевтического лечения на различных его стадиях. Так, Б.Д.Карвасарский и С.Ледер (1990 г.), ссылаясь на результаты исследования G.Bond и M.Lieberman (1978 г.), сообщают, что от 17 до 57% пациентов, начинающих групповую психотерапию, отказываются от этой формы лечения до планового срока ее окончания. При этом процент лиц, отказавшихся от лечения групповыми методами, значительно выше в сравнении с тем же показателем в индивидуальной, поскольку пребывание в группе в начальном периоде ее работы для большинства больных оказывается более. В психоаналитической терапии считается давно установившимся правилом отказ от лечения после первых 4 сеансов у 3 из 4 обратившихся за психотерапевтической помощью. По данным I.Weiner (1998 г.), примерно у 10% пациентов во время прохождения курса психотерапии наблюдается ухудшение состояния.

НЕКВАЛИФИЦИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ

 

ЧРЕЗМЕРНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ

К ОРИГИНАЛЬНОСТИ И                                  ОШИБКИ

НОВИЗНЕ                                                     В ДИАГНОС-

                                                                       ТИКЕ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ

ЛЕЧЕНИЯ, ОСНОВАННЫХ

НА СТРАХЕ НАКАЗАНИЯ

ПОДДЕРЖАНИЕ

ФАКТОРА ЗАВИСИМОСТИ

 

НЕГОТОВНОСТЬ

ПАЦИЕНТА

К ПСИХОТЕРАПИИ

                                       ОСЛОЖНЕНИЯ

                                  ПРИ ПСИХОТЕРАПИИ

СЛОЖНОСТИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЧАСТОТЫ НЕГАТИВНЫХ ЭФФЕКТОВ ПСИХОТЕРАПИИ

1.   Сеансы опосредованной психотерапии проводятся обычно однократно, после чего связь пациента с врачом прерывается.

2.   Далеко не все больные сразу же обнаруживают у себя эти расстройства. При небольшой их выраженности многие пациенты как бы сживаются с ними и в течение долгого времени не обращаются к врачу.

3.   Некоторые нарушения постепенно проходят.

4.   Побочные расстройства наблюдаются в пределах 5 - 10 % от общего числа проведенных психотерапевтических воздействий.

Медикаментозная и психотерапевтическая коррекции указанных расстройств далеко не всегда дают хорошие результаты. При поддержании контакта с больными и их родственниками иногда удается сгладить остроту этих нарушений с помощью подбора психотерапевтических приемов в большей степени, чем с помощью медикаментов.

38. ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ПСИХОТЕРАПИИ:

ПАРОКСИЗМАЛЬНЫЕ, ОСТРЫЕ, ЗАТЯЖНЫЕ, ХРОНИЧЕСКИЕ

Опираясь в основном на сведения, почерпнутые из зарубежных источников, Б.Д.Карвасарский (2000 г.) определяет негативные эффекты психотерапии как длительное ухудшение состояния пациента, вызванное непосредственно лечением, и классифицирует их следующим образом:

1)   усиление прежних симптомов (тревоги, страха, депрессии, снижение самооценки, увеличение зависимости)  - острые состояния;

2)   появление новых симптомов (демонстративного поведения, злоупотребления лекарственными препаратами или алкоголем, психосоматических реакций, регрессии, разрыва прежних межличностных отношений, суицидных попыток) – пароксизмальные состояния;

3)    неогоспитализм, бегство в болезнь, злоупотребление лечением, поиск выгоды от лечения – затяжные состояния;

4)   зависимость – наиболее частое осложнение психотерапии; зависимость от психотерапевта и от психотерапевтической группы – хронические состояния;

5)   негативные эффекты социального плана: разводы, нарастание конфликтности пациента, резкая необдуманная смена работы и места жительства.

СТРУКТУРА ОСЛОЖНЕНИЙ ПО ХАРАКТЕРУ ИХ ТЕЧЕНИЯ:

ОСЛОЖНЕНИЯ

 

ОСТРЫЕ (РАЗВИВШИЕСЯ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОСЛЕ

ВОЗДЕЙСТВИЯ)

    ПАРОКСИЗМАЛЬНЫЕ

    (ОСТРО ПРОТЕКАЮЩИЕ,

    НО МОГУТ БЫТЬ ОТСРОЧЕННЫМИ)

            ЗАТЯЖНЫЕ

            (ДЛИТЕЛЬНО ПРОТЕКАЮЩИЕ СО

            СЛАБОВЫРАЖЕННОЙ ДИНАМИКОЙ)

                ХРОНИЧЕСКИЕ 

                (ЗАТРАГИВАЮЩИЕ СТРУКТУКРУ ЛИЧНОСТИ

                 ПАЦИЕНТА)                 

39. ВИДЫ ОСЛОЖНЕНИЙ

Виды осложнений при психотерапии зависят от нозологической формы, которая подвергалась коррекции, и от типа психотерапевтического воздействия.

Например:

 

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ АЛКОГОЛИЗМА:

1. В первой группе преобладают расстройства настроения. (В основном это постоянно повышенная раздражительность с оттенком дисфории и даже агрессии)

  2. Во второй группе, как указывалось, преобладали различные функциональные нарушения. (Чаще всего - расстройства сексуальной функции у мужчин, в основном в виде снижения сексуального влечения).

3. К другим, более редко встречающимся расстройствам следует отнести потерю аппетита или, наоборот, обжорство, постоянную жажду, резкую потерю веса.

ВИДЫ ОСЛОЖНЕНИЙ ПРИ ГИПНОТЕРАПИИ

1.     Гипномания:

А) легкая

Б) средней тяжести

В) тяжелая

2.     Повышенная чувствительность к гетерогенным внушениям.

3.     Гипнофобия

4.     Гипнозофилия

5.     Изменение поведения больного на противоположное

6.     Синдром отмены

7.     Ухудшение состояния пациента, отдаленное по времени от лечения

ВИДЫ ОСЛОЖЕНИЙ ПСИХОТЕРАПИИ

СХЕМА

ОСЛОЖНЕНИЯ

 

ОБЩЕСОМАТИЧЕСКИЕ                     ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ            СОЦИАЛЬНЫЕ

 

ОСЛОЖНЕНИЯ,

СВЯЗАННЫЕ С ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ

ПАЦИЕНТА И ПСИХОТЕРАПЕВТА

40. ЭТИКА ПСИХОТЕРАПЕВТА

1.     Особенности психотерапии таковы, что этические вопросы занимают в ней гораздо больше место, чем в каком-либо другом виде лечения.

2.     В современном мире большое распространение получила  непрофессиональная психотерапия в виде разного рода знахарства.

3.     Противоречит медицинской этике использование методик, которые, хотя и дают временный эффект, но являются псевдонаучными по своей природе или по своему обоснованию.

4.     «Больной по-своему как-то приспособился жить со своим  заболеванием, и врачу не следует стремиться к тому, чтобы он отказался от этой формы приспособления, пока он не сумеет дать пациенту лучшую!»(Стоквис, 1959).

5.     Возрастает роль проблемы зависимости пациента от психотерапевта.

6.     В процессе лечения психотерапевт может оказаться в определенной зависимости от пациента, поскольку общение с ним может повысить его самооценку, способствовать самоутверждению. Одна из профессиональных болезней психотерапевта – его стремление выступать в роли пророка и волшебника; он не всегда учитывает границы своих возможностей.

7.Имеется проблема гипердиагностики неврозов.

Финансовые                                             Проблемы

взаимоотношения                                   взаимоотношений

с пациентом                                                с коллегами

 

Проблемы                      ЭТИЧЕСКИЕ              Проблемы
Взаимозависимости          ПРОБЛЕМЫ          зависимости         
 с пациентом            ПСИХОТЕРАПИИ     от метода

                                                                                                                                 лечения

Проблемы,                                                        Проблемы

связанные                                                         уместности      

с непрофессиональной                   экспериментирования

психотерапией                                                     и новаций  

41. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

При работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, важным является единство подходов, независимо от сущности отклонения в развитии. Основная задача психотерапевта состоит не в устранении симптома как «мишени», а в поисках контакта со здоровыми элементами личности, их активизации и за счет этого – развитии общего потенциала личности в целом.

        Развитие считается доступным терапевтическому вмешательству на любом этапе и независимо от форм его протекания. Человека (ребенка)  следует понимать как целое, имеющее здоровые и больные части. Наличие здорового потенциала предполагается у каждого индивида. В понимании поведения ребенка личностная интерпретация событий представляется наиболее важной. Учитывается, что поведение индивида определяется совместным действием трех факторов: наследственности, среды и личной активности. Огромное значение придается воле самого человека, и в таком понимании он становится активным участником терапевтического процесса.

        Целям терапии может отвечать все поле социального взаимодействия больного, а задача психотерапевта, работающего в этом направлении – становится создание вокруг пациента социально активной среды.

        Моделирование среды включает сверстников пациента, играющих роль фасилитаторов лечебного процесса. Грубая дефицитарность общения, как первично, биологически, так и вторично, социально обусловленная, ведет к недоразвитию социальной  адаптации и личности в целом. Обеспечение общения («заполнение коммуникативного резервуара») является важным для таких детей. Л.С. Железняк, И.Б. Карвасарская, Н.Е. Марцинкевич считают целесообразным объединять в одной психокоррекционной  группе детей с разными нозологиями на 3-м этапе лечения, а на более ранних этапах – заниматься каждой нозологией отдельно. Психотерапия энуреза не сопряжена непременно с тренингами общения; однако при данной нозологии предполагается комплексное лечение, а ввиду частоты самоизлечений трудно говорить отдельно иб эффективности психотрерапии.

                                          

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ    ТРЕНИНГ

РАССТРОЙСТВА        РЕЧЕВЫХ      

РЕЧИ                             НАВЫКОВ     

ЗАДЕРЖКА                  КОГНИТИВНЫЕ

ПСИХИЧЕСКОГО         ТРЕНИНГИ

РАЗВИТИЯ

РАННИЙ ДЕТСКИЙ                         ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ

АУТИЗМ

ЭНУРЕЗ                       ТРЕНИНГ СПЕЦИАЛЬНЫХ                                      НАВЫКОВ

42. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ, И ИХ БЛИЗКИМИ

При работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, возможно применение различных направлений. Особое место среди них занимает интегративная психотерапия.

Б.Д. Карвасарский приводит следующие причины популярности интегративной психотерапии.

1.    Распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их изучение и применение;

2.    Ни один из этих методов не является адекватным для всех категорий пациентов;

3.    Признание того факта, что разные формы психотерапии имеют все-таки больше сходств, чем различий;

4.    Разные методы обладают примерно равной эффективностью;

5.    Акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт-пациент при любых формах психотерапии;

6.    Социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающее более сплачивающее, чем разъединяющее психотерапевтов действие.

Широкое применение нашли как методы индивидуальной психотерапии, так и групповые методы (среди которых главное место занимают коммуникативные тренинги).

Специальные достоинства при работе с детьми с отклонениями в развитии и с их близкими показали следующие направления:

      

ПСИХОТЕРАПИЯ

 

                        Интегративная психотерапия

 

·       Проективный рисунок

·       Арттерапия

·       Семейная терапия

·       Сказкотерапия

·       Специальные психотерапевтические методы с использованием животных

 

ГИППОТЕРАПИЯ

          КИНОТЕРАПИЯ

                    ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ