Содержание

Задача 1. 3

Задача 2. 4

Задача 3. 5

Задача 4. 6

Задача 5. 8

Список литературы_ 12

Задача 1.

Три городских комбината по производству железобетонных изделий договорились о совместном строительстве на условиях долевого участия цементного завода и элеватора. Под строительство был определен участок, городским комитетом охраны окружающей среды была назначена государственная экологическая экспертиза проекта.

Экспертная комиссия отказалась давать заключение по данному проекту, ссылаясь на то, что документация разработана без учета требований по оценке воздействия на окружающую среду в случае реализации проекта. Предприятия, выступившие инициаторами строительства, возражали, ссылаясь на то, что оценка воздействия данного объекта на окружающую среду должна содержаться в заключении экспертной комиссии.

Решите дело.

Решение

Ст. 14 ФЗ «Об экологической экспертизе»[1], содержащая перечень документов, предоставление которых необходимо для проведения экспертизы, не содержит документ, содержащий оценку воздействия объекта на окружающую среду. Следовательно, действия экспертов по поводу отказа в проведении экологической экспертизы неправомерны. Кроме этого они противоречат принципам проведения экологической экспертизы, закрепленным в статье 3 Закон «Об экологической экспертизе»:

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы.

Исходя из данных принципов, можно сделать вывод, что в обязанности эксперта как раз и входит дача оценки воздействия проверяемого объекта на окружающую среду. Следовательно,  представители предприятия были правы и эксперты обязаны провести экспертизу.

Задача 2.

Заместителем губернатора Нижегородской области издано распоряжение о выделении земельных участков в лесах первой группы для размещения промышленных предприятий. Межрайонный природоохранный прокурор опротестовал данное распоряжение. Протест отклонен.

Какие действия должен предпринять прокурор?

Решите дело.

Решение

Сначала определим, какие нарушения были в действиях заместителя губернатора Нижегородской области. Согласно ст. 63 Лесного кодекса [2] перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществляется: в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства. Следовательно действия должностного лица Нижегородской области неправомерны.

Итак, теперь определим: какие действия должен был в этой ситуации предпринять прокурор.  Согласно, ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»[3] одной из функций прокурора является надзор за соблюдением и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Природоохранный прокурор в нашем случае так и поступил, но протест был отклонен, следовательно, он может обратиться в суд с требованием о признании изданного акта недействительным. Данное обращение приостанавливает действие изданного акта до принятия  судом решения по делу.

 

Задача 3.

Ассоциация плодоовощных хозяйств предъявила в арбитражном суде иск к заводу «Электрокабель», в котором просила суд взыскать с ответчика 10 млн. руб. ущерба, причиненного хозяйству в результате выбросов в атмосферу вредных веществ сверх установленного лимита. Ответчик иска не признал, отметив, что согласно ст. 20 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» он уже выплатил в экологический фонд установленные ему за сверхнормативные выбросы платежи.

Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.

Решите дело.

Решение

Действительно ст.16 Закона «Об охране окружающей среды»[4] предусматривает плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ также относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду (ст. 16 . Закона «Об охране окружающей среды» предусматривает плату за негативное воздействие на окружающую среду)

Но и требования ассоциации плодоовощных хозяйств правомерны. Право на возмещение вреда, причиненного хозяйству в результате выбросов в атмосферу, предусмотрено статьей 32 Закона «Об охране атмосферного воздуха»[5]: вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

Таким образом, в данной ситуации завод будет помимо обязательных платежей в бюджет, будет еще и возмещать вред, причиненный ассоциации плодоовощных хозяйств.

Задача 4.

Для сохранения живописных природных ландшафтов, памятников природы, в сочетании с организацией активного отдыха населения туризма, спортивной охоты и любительского рыболовства один из проектных институтов разработал проект организации особо охраняемой природной территории. Проект предполагал решение двух задач: сохранение природной среды и организации активного отдыха и туризма населения.

Определите категорию особо охраняемой природной территории, режим которой был бы оптимален для решения поставленных задач.

Каков порядок организации особо охраняемых природных территорий.

Решение

Для решения данной задачи будут использоваться следующие нормативные акты: Закон «Об особо охраняемых территориях»[6] и Закон «Об охране окружающей среды»

Так ст. 58  Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко - культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Категории, порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется в свою очередь Законом «Об особо охраняемых территориях».

Статья 2 названного Закона закрепляет категории и виды особо охраняемых природных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В нашем случае более всего подходит категория «природные парки». Это видно исходя из ст. 18 Закона «Об особо охраняемых территориях» - природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

На природные парки возлагаются следующие задачи:

а) сохранение природной среды, природных ландшафтов;

б) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Что касается порядка образования природных парков, то он следующий (ст.19): решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Задача 5.

Верховный Совет республики Горный Алтай объявил своим постановлением собственностью республики реку Катунь и сооружения гидроэлектростанции, которые на ней расположены. Финансирование строительства решено проводить за счет местного бюджета республики. Минэнерго не согласилось с подобным решением и обратилось в Правительство с просьбой об отмене данного постановления.

По каким основаниям водные объекты относятся к государственной либо другой собственности?

Обоснуйте ответ со ссылками на законодательство.

Решение

Классификация основных форм собственности на водные объекты и вообще природные ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать государ­ство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица.

Крупнейшим собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадле­жат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящих­ся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кро­ме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения).

Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из при­знака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлени­ем функций федеральных органов государственной власти, либо располо­женные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ[7]. В частности, такими объектами являются:

- земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществ­ления других функций федеральных органов государственной власти;

- земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транс­портными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

- земельные участки и другие природные объекты государственных при­родных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;

- виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпа­дающим под действие международных договоров;

- месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударствен­ное значение;

- лесной фонд РФ и леса на землях обороны;

- водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъек­тов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние мор­ские воды, территориальное море РФ;

- естественные ресурсы морской экономической зоны и континенталь­ного шельфа РФ;

- иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.           

В муниципальной собственности - собственности муниципальных обра­зований (городов, районов, поселков и т. д.) - могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объек­ты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточ­ные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность -деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предприни­мательской деятельности и др.

Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлежностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и граж­данского законодательства.

Список литературы

1.     Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ  (ред. от 29.12.2004) / Правовая система Консультант.

2.     Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 №22-ФЗ (ред. от 29.12.2004) / Правовая система Консультант.

3.     Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. от 09.05.2005)  / Правовая система Консультант.

4.     Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «Об охране атмосферного воздуха» / Правовая система Консультант.

5.     Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «Об экологической экспертизе» /  Правовая система Консультант.

6.     Федерального Закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О животном мире» /  Правовая система Консультант.

7.     3акон  РФ от 21.02.1992 № 2395-1«О недрах» (ред. от 22.08.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2005) / Правовая система Консультант.

8.     Постановление Правительства РФ от 03.09.2004 № 455 (ред. от 15.11.2004) «Об утверждении положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением леечного хозяйства и пользования лесным фондом» / Правовая система Консультант.

9.     Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16 декабря 1993 № 2144 / Правовая система Консультант.

10.                        Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 1998.– 688 с.

11.                        Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1998. — 112 с. (Серия «Подготовка к экзамену»).

12.                        Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000. – 168 с.


[1] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «Об экологической экспертизе» /  правовая система Консультант.

[2] Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 №22-ФЗ (ред. от 29.12.2004) / Правовая система Консультант.

[3] Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 22.08.2004) «О прокуратуре в Российской Федерации» / Правовая система Консультант.

[4] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. от 09.05.2005)  / Правовая система Консультант.

[5] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «Об охране атмосферного воздуха» / Правовая система Консультант.

[6] Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «Об особо охраняемых территориях» / Правовая система Консультант.

[7] См. Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16 декабря 1993 № 2144; ст. 2-1 3акона «О недрах», ст. 36 Водного кодекса РФ, ст. 19 Лесного Кодекса РФ; ст. 4 Федерального Закона «О животном мире»; ст. 2 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях».