Содержание

1. Приведите классификацию рыночных структур. Рассмотрите признаки монополии, олигополия, монополистической конкуренции, совершенной конкуренции. 3

2. Что такое деньги, как они эволюционировали? В чем преимущество перехода от товарных денег к кредитным деньгам? Возможна ли ситуации возврата к товарным деньгам. 7

Задачи 1. 13

Задача. 2. 14

Тест. 15

Список использованной литературы. 18

1. Приведите классификацию рыночных структур. Рассмотрите признаки монополии, олигополия, монополистической конкуренции, совершенной конкуренции.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации.

Обычно выделяют следующие четыре их типа или модели рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Таблица 1

Рыночные структуры

Модели рынка

Количество и размеры фирм

Характер продукции

Условия входа и выхода

Доступность информации

Совершенная конкуренция

Множество мелких фирм

Однородная продукция

Никаких затруднений

Равный доступ ко всем видам информации

Монополистическая конкуренция

Множество мелких фирм

Разнородная продукция

Никаких затруднений

Некоторые ограничения

Олигополия

Число фирм невелико, есть крупные фирмы

Разнородная или однородная продукция

Возможны отдельные препятствия при входе

Некоторые ограничения

Монополия

Одна фирма

Уникальная продукция

Практически непреодолимые барьеры на вдохе

Некоторые ограничения

Совершенная конкуренция и монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Примером структуры, приближенной к типу «совершенная конкуренция» может служить сельское хозяйство, а к «монополии» – местные предприятия общественного пользования. Что же касается монополистической конкуренции и олигополии, то эти структуры характерны для огромного большинства рынков любой страны.

Рассмотрение моделей рынков начнем с чистой, совершенной конкуренции. Для нее характерно наличие большого числа независимо действующих продавцов, которые реализуют свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Тип продукции - стандартизированный, однородный. Поэтому отсутствуют основания для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве, стимулировании, сбыте или рекламе.

Свободная конкуренция предполагает свободный выход любой фирмы из отрасли и свободный вход в нее. На этом пути никаких законодательных, финансовых, технологических препятствий не существует. Чистая конкуренция предполагает полную информацию, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями. [1]

Спрос фирмы при совершенной конкуренции показан на Рис. 1., где DD - спрос, Q - количество товаров, P - цена товаров, Р1 - цена за единицу продукции.

 

                   D                                              D

Р1

 

    О

Рисунок 1. Спрос при совершенной конкуренции

Совершенно конкурентная фирма может продать столько, сколько она захочет, не оказывая влияния на рыночную цену, что видно из линии DD. Другой моделью рынка является чистая, абсолютная монополия. Она существует тогда, когда одна фирма (корпорация) является единственным производителем какой-либо продукции, у которой нет заменителей (рис.2.). В этом случае, при любой цене (P) покупатель будет покупать товары в количестве Q1. К таким товарам можно причислить уникальные операции, лекарства от СПИДа, рака, редкие вина, уникальные алмазы и многое другое. Какой бы не была цена, величина спроса остается на одном уровне. В таком случае спрос совершенно неэластичен.

 

Р1                                                                     D

Р2

Р3

Р4

                                                                       D

   О                                                                             Q

Рисунок 2. Спрос при чистой монополии.

Следующей моделью рынка является модель несовершенной конкуренции, подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой большое количество небольших фирм предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Ее также, характеризует множество фирм, дифференцированный тип продукции, небольшой контроль за ценами. Условия вхождения в отрасль облегчены. Неценовая конкуренция отличается значительным упором на качество, рекламу, торговые знаки. Рынок монополистической конкуренции предполагает, что покупатель хочет товар определенного вида. Его привлекает данный сорт, качество, торговая марка, упаковка, уровень обслуживания. На рис. 3 показано, что при несовершенной конкуренции кривая спроса идет вниз, поскольку чем больше предлагаемых видов продукта, тем меньше фирма может получить. И если она не обладает полной монополией, сокращение Р ее соперника сдвинет линию DD влево, в положение D1D1. (Р - цена за единицу продукции).

Р                     D

                 D1

                                                             D

                                                       D1

        O                                                                        Q

Рисунок 3. Спрос фирмы в условиях монополистической  конкуренции

Четвертой моделью рынка является монополистическая конкуренция или олигополия. Она представлена одним из типов рыночной структуры, при которой небольшое количество крупнейших фирм господствуют в производстве, на рынках товаров и услуг.

Одним из видов монополистической конкуренции является дуополия. Ее сущность заключается в существовании лишь двух производителей, предлагающих идентичную, уникальную продукцию. Монопсония на древнегреческом языке означает "один покупатель". Следовательно, речь идет о такой модели, которая предполагает монополию единственного потребителя определенного товара. Олигопсония - тип рыночной структуры, при которой действует ограниченное число покупателей определенного товара. Билатериальная или двухсторонняя монополия предполагает такую модель, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого, объединенного потребителя. Дуопсония характеризует такую ситуацию на рынке, когда имеются два покупателя идентичной продукции, предлагаемой многочисленными производителями.

2. Что такое деньги, как они эволюционировали? В чем преимущество перехода от товарных денег к кредитным деньгам? Возможна ли ситуации возврата к товарным деньгам.

Деньгами в обширном смысле могут быть названы всякие знаки ценности, служащие для размена, приобретения других предметов, покупки или найма человеческого труда. Деньги - это общественный институт, который увеличивает богатство, снижая издержки обмена и способствуя большей специализации в соответствии с имеющимся у людей сравнительными преимуществами.

Преимущество использования денег, по сравнению с натуральным обменом, огромны. Издержки обмена были бы намного больше, а общественное богатство вследствие этого намного меньше, если бы не существовало денег, значительно облегчающих весь этот процесс. В экономической системе, ограниченной натуральным обменом, людям приходилось затрачивать непомерное количество времени на поиск тех, с кем им было бы выгодно обмениваться. Зная о таких издержках обмена, люди старались производить блага для собственного потребления, избегая необходимости разыскивать тех, с кем можно было бы обмениваться.[2]

Однако, постепенно происходил процесс специализации, т.е. выделялись скотоводы, земледельцы, охотники и т.д.

На первых стадиях развития товарного обмена широко распространенными был скот, шкурки, которые выполняли роль денег у древнейших греков и славян. У многих народов , живших на берегах морей, в роли денег выступали ракушки каури и рыба. После отделения ремесла в отдельный промысел в роли денег начинают выступать металлы. Первыми металлическими деньгами были медные и железные. Но постепенно у всех народов всеобщим эквивалентом становятся благородные металлы: серебро и золото, а затем только золото.[3]

Отличительной чертой денег является их ликвидность. Деньги - это ликвидное ( легко реализуемое ) имущество. Чем более ликвидна вещь, темболее она похожа на деньги. Ликвидность какого-либо имущества непосредственно связана с издержками его обмена на другие виды имущества.

Таким образом, любое имущество в определенной степени является деньгами.

Тот вид имущества, который свободно принимается всеми в качестве средства обращения, образует денежную массу данного общества. Средство обращения - это "посредник", которым пользуются в процессе обмена одного товара на другой.

Чтобы обладать ценностью, деньгам достаточно быть общепринятым средством обращения и необязательно они должны быть обеспечены. Принципиально важным для сохранения ценности денег является ограниченная доступность, ведь ценность является следствием редкости. А редкость возникает вследствие спроса при ограниченной доступности, которая находится в ведении тех, кто регулирует денежное обращение.

Возникновение и развитие различных денежных систем почти во всех известных нам обществах является красноречивым свидетельством выгод, которые дает общепринятое средство обращения - деньги.

Возникновение денег тесно связано с историческим процессом обмена товаров и смены форм собственности. На ранней ступени обмен носил случайный характер. Такому обмену соответствовала простая или случайная форма собственности, при котором один товар выражал свою стоимость в одном противостоящем ему товаре-эквиваленте. Товар-эквивалент служит для выражения стоимости первого товара. Формула Т - Т.

Выделение скотоводческих и земледельческих племен привело к регулярному обмену и появлению полной формы собственности. Эта форма отличается от простой тем, что при ней в обмене участвуют многочисленные товары, а потому каждый товар может быть обменян на разные товары-эквиваленты.

Развернутая форма собственности выражала более развитый обмен. В то же время стоимость каждого товара не получала законченного выражения. Поскольку число товаров-эквивалентов было неопределенным, стоимость получала многообразное и разнородное выражение, а непосредственный товар оказывался очень затрудненным. Потому выделялись товары, которые в данный период времени на местном рынке товаров стали выражаться в одном товаре, который становится всеобщим эквивалентом. Возникла всеобщая форма стоимости. Постепенно в результате развития обмена из нескольких  товаров выделился один товар, который стал играть эту роль постоянно. Рождается денежная форма собственности.

Таким образом, деньги имеют товарную природу, но являются не обычным, а специфическим товаром, постоянно выполняя роль всеобщего эквивалента

Разница между обыкновенными товарами проявляется в их потребительской стоимости. Каждый товар способен удовлетворять лишь какую-либо определенную человеческую потребность , т.е. имеет единичную потребительскую стоимость. Денежный товар кроме этого обладает непосредственной и всеобщей стоимостью (может быть легко обменян на другой товар). Поэтому деньги обладают всеобщей потребительской стоимостью.

Итак, исторически деньги выделились из общего мира товаров и сами поначалу являлись и обычным товаром, и специфическим товаром - деньгами. Дальнейший ход истории привел к ликвидации товарной формы денег и переходу к новым формам. Посмотрим, как же это происходило.[4]

Обращение полноценных металлических денег, когда они совпадают с товарной формой, во-первых слишком дорого, во-вторых добыча металлов не поспевает за ростом потребности экономики в средствах обращения. Между тем в самой природе денег заложено решение этой проблемы. Дело в том, что деньги как всеобщий эквивалент используются идеально. Выступая посредником в обмене товаров они играют мимолетную роль. Именно на этой основе создаются предпосылки для появления знаков стоимости. Таким образом, сам процесс обращения металлических денег по мере отклонения обозначенного на них номинального содержания от реального веса предопределил появление первых функциональных форм денег, которые определили в будущем полный отрыв денег от товарной формы и ее полное исчезновение.

Первоначально знаки полноценных денег тоже поступали в виде металлических монет (сначала медь, бронза, затем роль денег надолго закрепилась за золотом). Почему именно золото играет в истории развития денег решающую роль. Золото - это вещь, а деньги не есть вещь. Золото выполняет чисто общественную роль. С другой стороны, его трудно произвести (добыть, обработать), т.е. оно удовлетворяет определению денег.

По сравнению с другими металлами (кроме открытых в ХХ век) золото имеет более высокую стоимость, не ржавеет со временем, обладает делимостью (что очень важно!); а потом у многих (да почти у всех народов мира) был культ Солнца, а золото на солнце имеет такой же блеск, как и светило. Наравне с ними такие качества, как портативность, легкость в чеканке, принимаемость везде, где развита торговля. Думается, что не последнюю роль в утверждении золота как синонима богатства, денег сыграли женщины. По данным археологов, практически все лучшие украшения для прекрасной половины человечества изготовлены из золота, причем старейшие из них датируются V-IV тыс. до н.э.

Затем в обороте стали использоваться монеты из неблагородных металлов, по мере того как стоимость золота росла. После этого стали появляться знаки полноценных денег, изготовленных из бумаги.

Бумажные деньги впервые изобрели (их изобретали несколько раз) китайцы. Впервые они начали печататься в 812 г.н.э. и получили распространение к 970 г.н.э. В XV-XVIII деньги, изготовленные из бумаги появились в Европе и так сильно распространились и прижились, что стали основным заменителем полноценных денег.

Бумажные деньги

- разменные и сполна покрытые металлическим фондом

- разменные с частичным покрытием или вовсе без него

- неразменные по предъявлению, но подлежащие изъятию и покрытые особыми обязательствами

- неразменные или разменные только в определенный срок и не имеющие  особого покрытия

Кредитные деньги Исторически первым видом кредитных денег являлся вексель как первое долговое обязательство, дающее право владельцу право по истечении срока требовать от должника уплаты указанной денежной суммы. Вексель также мог передаваться другому лицу, таким образом он принимает некоторые черты денег , не выполняя роль всеобщего эквивалента. К концу XIV века возникла банкнота как разновидность кредитных денег. В условиях золотого монометаллизма б. есть ничто иное, как вексель на банкира. Эмиссия (выпуск) б. вначале осуществлялся любым банком, но постепенно роль эмитента берет на себя государство.[5]

В XVI-XVII веках появляются безналичные расчеты. Появляется и новая форма кредитных денег - чек как письменный приказ владельца счета банку выплатить или перевести владельцу чека определенную сумму денег.

Сегодня на практике товары идеально приравниваются не к золоту, а к кредитно-бумажным деньгам , связь которых с золотом разорвана, поскольку прекращен их свободный размен на драгоценный металл. Кредитно-бумажные деньги теперь выполняют роль золота, выступая всеобщим эквивалентом. В то же время использование знаков стоимости в качестве денег придает им некоторые товарные черты: они покупаются и продаются, обмениваются на товар, но деньги лишены главного свойства товара - собственной стоимости. Кредитно-бумажные деньги выполняют роль измерителя стоимости.

Золото, в свою очередь, осталось общепринятым материальным носителем стоимости. Отрыв денег от золота - признание того факта, что деньги есть всегда есть какая-то особая вещь. Соответственно степени развития общества носителем отношений между людьми на рынке товаров может быть золото или бумажный документ, код на кредитной карточке. Итак, с учетом всего вышеизложенного можно дать следующее определение денег: это особый товар или иной общепризнанный материальный носитель, выполняющий роль всеобщего эквивалента в процессе обмена товаров на рынке.

Задачи 1.

Пусть средние издержки конкурентного предприятия описываются уравнением AC = 42 + 200/q + q 2 руб. Определите оптимальный объем производства предприятия, если р = 150 руб. чему равна при этом прибыль предприятия?

Решение

Полные издержки 1 единицы товара равны:

АС = 42 + 200/q + q 2

При равновесии издержки равны цене:

42 + 200/q + q 2 = 150

отсюда q равно 107 тыс. ед.

АC = 42+200/107+1502= 11493 тыс. руб.

ТМ = 107 * 150 = 16050 тыс. руб.

Прибыль предприятия будет равна 4557,13 тыс. руб.

Задача. 2.

Пусть в экономике производится один продукт и второй год принимается за базисный.

Год

1

2

3

4

5

Продукт (ед.)

3

4

6

7

8

Цена (руб./ед.)

2

3

5

7

9

Определить реальный и номинальный ВВП пятого года. Чему равен дефлятор ВВП пятого года?

Решение

Определим номинальный ВВП пятого года = 8*9 = 72 руб.

Определим реальный ВВП с учетом, что базисный берем второй год =8*3 = 24 руб.

Определим дефлятор валового национального продукта (ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному = 72/24 = 3.

Тест

1. если Х и У - взаимодополняющие товары, рост цены Х при прочих равных условиях:

а) приведет к росту продаж Х,

б) не изменит ни цену, ни объем продаж У,

в) не сократит объем продаж У

г) не увеличит объем продаж У,

д) вызовет рост цены У.

Ответ: г) - так как при росте цены на товар Х произойдет снижение объема продаж, следовательно, не увеличится объем продаж и у взаимодополняющего товара[6].

Остальные ответы неверны, т.к.:

а) при росте цены всегда спрос падает;

б) изменение цены всегда приводит к изменению спроса;

в) спрос взаимодополняющие товары одинаково (кореллировано)  реагируют на изменение цены на один из них;

д) рост цены зависит скорее от продавца, чем от цены на дополняющий товар.

2. теория потребительского выбора предполагает, что потребители стремятся максимизировать:

а) разницу между общей и предельной полезностью,

б) общую полезность,

в) среднюю полезность,

г) предельную полезность.

Ответ: г - так как функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага приносит одинаковую предельную полезность. Другие ответы не соответствуют правилу максимизации полезности.

Остальные ответы неверны, т.к.:

а), б), в) – противоречат свойствам предельной полезности.

3. когда предприятие монополистический конкурент находится в долгосрочном равновесии, то:

а) производство осуществляется при минимальных средних переменных издержках,

б) цена устанавливается на уровне средних издержек,

в) нормальная прибыль отсутствует и р = МС,

г) экономическая прибыль отсутствует и р = МС.

Ответ: а - так как в долгосрочном периоде монополия использует эффект масштаба[7].

Остальные ответы неверны, т.к.:

б), в), г) –  вообще нехарактерны для монополистического рынка, не только для описанной ситуации.

4. если при прочих равных условиях национальный доход в странах импортерах российских товаров вырастет, то описывающая российскую экономику:

а) кривая АD переместится влево,

б) кривая АD переместится вправо,

в) кривая АS переместится влево,

г) кривая АS переместится вправо.

Ответ: В - так как если увеличится национальный доход, то спрос на импортные товары в этих странах уменьшится, и страны ввозившие товар вынуждены будут сократить предложение, чтобы не вызвать падение цен[8].

Остальные ответы неверны, т.к. противоречат свойствам и основным положениям  AD-AS-модели для описанной ситуации.

5. официальная статистика безработицы:

а) учитывает людей, получающих пособия по безработице, как занятых,

б) не учитывает людей, выбывших из состава рабой силы, как безработных.

в) не учитывает фрикционную безработицу при расчете показателя уровня безработицы.

г) рассматривает рабочих, занятых неполный рабочий день как безработных.

Ответ: б - так как эта категория людей относится к экономически не активным людям и не участвует в воспроизводстве ВВП[9].

Остальные ответы неверны, т.к. противоречат определению понятия официальной безработицы.

6. согласно кейнсианской функции потребления:

а) предельная склонность к потреблению может превышать 1.

б) предельная склонность к сбережению может превышать 1.

в) средняя склонность к сбережению не зависит от располагаемого дохода,

г) средняя склонность к потреблению падает при росте располагаемого дохода.

д) потребительский спрос растет при росте реальной процентной ставки.

Ответ: г - так как при росте дохода потребитель имеет возможность к сбережению, поэтому он теперь тратит не 100% дохода, а какую - то его часть[10].

Остальные ответы неверны, т.к. противоречат свойствам кейнсианской функции потребления.

Список использованной литературы

1.           Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2 -е изд.,  - М.: издательство НОРМА, 2004.

2.            Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Москва – С.- Петербург: Профико, 2000.

3.           Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. М.: Банки и биржи.2000.

4.           Камаев В.Д.  Учебник по основам экономической теории. М.: Владос, 2000.

5.           Маконнелл К.,  Брю С.  Экономикс. М.: Республика, 2000.Т 1, 2.


[1] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2 -е изд.,  - М.: издательство НОРМА, 2002. – с. 67.

[2] Маконнелл К.,  Брю С.  Экономикс. М.: Республика, 2000.Т 1. – с. 78.

[3] Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Москва – С.- Петербург: Профико, 2000. – с. 311.

[4] Камаев В.Д.  Учебник по основам экономической теории. М.: Владос, 2000. – с. 61.

[5] Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. М.: Банки и биржи.2000. – с. 62.

[6] Камаев В.Д.  Учебник по основам экономической теории. М.: Владос, 2000. – с. 266.

[7] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2 -е изд.,  - М.: издательство НОРМА, 2004. – с. 268.

[8] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2 -е изд.,  - М.: издательство НОРМА, 2004. – с. 169.

[9] Камаев В.Д.  Учебник по основам экономической теории. М.: Владос, 2000. – с. 280.

[10] Маконнелл К.,  Брю С.  Экономикс. М.: Республика, 2000.Т 1. – с. 318.