Содержание

Вопрос 1. 3

Вопрос 2. 12

Тест. 13

Список литературы.. 14

Вопрос 1.

Обоснуйте динамику экономического лидерства ведущих стран в середине 19 века.

Экономическое лидерство ведущих стран в середине 19 века обусловлено произошедшим в этих странах промышленным переворотом.

В  середине  19   в.   промышленная   революция совершилась во Франции, Германии, в других странах Европы, а также в США.

США. На развитие экономики США благоприятно действовали внутренние факторы:

1. Богатые сырьевые ресурсы. Территория США обладает большими запасами рудных месторождений, золота, угля, нефти и т.д.

2. Приток дешевой рабочей силы.

3. Высокий уровень концентрации производства, слияние банковского капитала с промышленным.

4. Бурное развитие научно-технической мысли и активное внедрение ее достижений в экономику. В США между 1860 и 1900 годами было запатентовано 676 тысяч изобретений. Наиболее известные среди них: теория электрического телеграфа С.Морзе, телефонный аппарат Д.Белла, лампа накаливания Т.Эдисона, хлопкоочистительная машина Э.Уитни, новая конструкция плуга Т.Джефферсона, жатка О.Гасси и С.Маккарти, которую в 1881 году сменил комбайн.

Таким образом, благодаря этим открытиям в промышленности и сельском хозяйстве США происходила техническая революция.

Наряду с несомненными успехами американской экономики, позволивший США занять лидирующее положение в мире, в этот период проявился и ряд негативных моментов. На протяжении XIX века несколько раз США потрясли экономические кризисы, среди которых самый сильный произошел в 1892 году.

Огромный  скачок  в  промышленном  производстве  США   стал   возможен благодаря широкому использованию притока капитала из Европы (только  70–80-х годах 3 млрд. долларов).

Быстрыми темпами развивалась тяжёлая промышленность. Перед первой мировой войной было достигнуто превышение удельного веса тяжёлой  промышленности.  К концу XIX века всё  богатство  страны  концентрировалось  в  руках  трестов. Наиболее крупные компании: нефтяная –  «Стандард  ойл»  Рокфеллер  (господин  миллиард), металлургические заводы, рудники, шахты, железные дороги –  «Стальной  трест»  -  Д.  Моргана (капитал 1,5 млрд. долларов).

Особенности промышленного переворота в США:

1.     мануфактурный капитализм в полной мере не успел сформироваться - не требовалась перестройка мануфактур;

2.     отсутствие пережитков феодализма - не было цеховых ограничений;

3.     емкий внутренний рынок (устойчивый спрос на товары первой необходимости).

Промышленность США использовала мировой рынок рабочей силы, но в период промышленного переворота ее не хватало, т. к. трудовое население уходило на Запад.  Присутствовала заинтересованность в механизации производства, тем самым ускорялись темпы индустриализации.

Источником финансирования промышленного переворота была внешняя торговля (особенно доходы от «треугольной торговли»); земельная спекуляция; английский капитал.

Гегемония Англии в мировой экономике в середине 19 в. В середине 19 в. Англия заняла лидирующие позиции в мировой экономике. Этому способствовали следующие факторы:

-                   1785-1835гг. – развитие транспортной сети (густая сеть дорог с твердым покрытием, каналы, железные дороги);

-                   быстрый рост тяжелой индустрии (добыча угля и чугуна  к 1865 г. возросла в 10 раз);  

-                   развивается машиностроение, налажено производство судов.

Добившись серьёзного технологического преимущества, Британия была больше не заинтересована в  сохранении политики протекционизма:

- отмена «хлебных законов»;

-  отмена «навигационного акта»,

- снижение или отмена пошлин на импортируемые из Европы товары.

Промышленная революция происходила как цепная реак­ция. Изобретения влекли за собой другие изобретения. Перево­рот начался с легкой промышленности, но в ходе его создавал­ся рынок для тяжелой. Так, для изготовления массы машин для легкой промышленности требовалось много металла, а это выз­вало переворот в металлургии; спрос на машины нельзя было удовлетворить, изготовляя их в кустарных мастерских с руч­ным трудом, и это вызвало переворот в машиностроении — рож­дение машиностроительных заводов; но возросшую массу това­ров уже невозможно было перевозить на лошадях и парусных судах, поэтому произошли большие изменения на транспорте.

Первый в мире пароход был построен в Англии механиком Саймингтоном в 80-е гг. XVIII в. Однако власти запретили его использовать, заявив, что волна от парохода разрушает берега. Вторично пароход был изобретен Фултоном в Америке в 1807 г. И только после этого в Англии стали строить пароходы.

В 1825 г. была пущена в ход первая железная дорога. Же­лезные дороги не сразу завоевали признание. Сначала рельсы делали  из  чугуна,  и  они ломались под тяжелыми паровозами.

Существовало мнение, что гладкие колеса будут скользить по гладким рельсам, и поэтому на колесах и рельсах делали зубья. Владельцы дилижансов, которые боялись конкуренции желез­ных дорог, вели против них агитацию.

Английская промышленность развивалась быстрыми тем­пами. Причина этого ускорения заключалась не только в том, что машины позволяли производить больше продукции. Увели­чение количества продукции без увеличения рынка сбыта при­вело бы только к кризису перепроизводства. Пришлось бы ос­танавливать заводы и уничтожать лишнюю продукцию. Действи­тельная причина ускорения роста производства заключалась в том, что благодаря машинам стоимость продукции понизи­лась, вследствие чего расширился рынок сбыта. Себестоимость хлопчатобумажной пряжи в ходе переворота упала в 12 раз! Хлопчатобумажные ткани стали настолько дешевле, что даже беднейшие слои населения, наиболее многочисленные, могли их покупать. Таким образом, промышленный переворот, сни­зивший цены на товары широкого потребления, был выгоден трудящимся.

Но это лишь одно социальное последствие переворота. В то же время переворот в текстильной промышленности разо­рил ткачей-ремесленников в Англии. Это был мучительный про­цесс. Первое время рабочие мануфактур пытались конкуриро­вать с машиной. Они были вынуждены соглашаться на удлине­ние рабочего дня и снижение зарплаты. Но со временем маши­на настолько удешевляла производство, что дальнейшее сопротивление становилось невозможным.

Английские фабрики обрекли на гибель также миллионы индийских ткачей, потому что английские ткани быстро завое­вали и индийский рынок. Если разоренный английский ткач мог стать фабричным рабочим, то в Индии фабрик не строили.

Машинное производство уже не требовало мастерства от рабочего. Работа приобретала характер простейших движе­ний. С такой работой могли справиться женщины и дети, труд которых обходился капиталисту гораздо дешевле. Поэтому те­перь в промышленности стал широко применяться женский и детский труд. Поскольку родители сначала не хотели отдавать детей на фабрику, первые партии детей поступали из приютов и сиротских домов. Благотворители оптом, по нескольку сотен, сдавали детей на фабрику за крупные суммы денег.

Переход к машинам не привел к безработице, так как рас­тущей промышленности требовалось все больше рабочей силы. Но конкуренция дешевого женского и детского труда, а также то обстоятельство, что работа при машине не требовала прежнего мастерства, вели к снижению заработной платы. В начале XIX в. на свой дневной заработок английский ткач мог купить 2,5 кг хлеба. На такие деньги нельзя было прокормить семью. Поэтому значительная часть рабочих оказалась на со­держании церковных приходов.

В Англии того времени был обычай содержать бедняков за счет приходов. Если рабочий не мог своим трудом прокормить семью, то недостающие деньги он получал от прихода. Поскольку в годы промышленного переворота число бедняков стало ката­строфически увеличиваться, был введен специальный налог на бедных, величина которого скоро достигла 8 млн ф. ст. Чтобы сократить выдачу пособий по бедности, были организованы «ра­ботные дома», где бедняков намеренно содержали в тяжелых условиях и заставляли выполнять нелепую и ненужную рабо­ту — бить камни или расплетать канаты. И бедняки уже боя­лись попасть в «работный дом».

В сельском хозяйстве в 1850 г. было занято только 30% населения, а в 1871 г. — 14%. Но это совсем не означало упад­ка сельского хозяйства Англии. Наоборот, оно становится в это время самым рациональным, самым продуктивным в мире. Здесь  не  осталось  крестьянских  натуральных  хозяйств,   были только фермеры. С ростом горо­дов повысился спрос на молоко, мясо, овощи — и теперь про­изводство именно этих продук­тов стало самым выгодным в сель­ском хозяйстве и оттеснило ов­цеводство. Но крупные землевла­дельцы не могли сами заниматься производством этих продуктов — в отличие от овцеводства оно требовало хозяйственных забот и личного участия хозяина. К тому же молочная или овощная ферма не требовала много земли, а владения лендлордов были большими, но часто раз­бросанными по разным частям Англии. Поэтому для ленд-лор­дов было проще сдавать землю в аренду.

С развитием капитализма арендная плата выросла в 5— 10 раз. Большинство арендаторов, те, которые вели тра­диционное натуральное хозяйство, уже не могли платить та­кую высокую плату и разорялись. Оставались те, которые при­меняли минеральные удобрения, использовали сельскохозяй­ственные машины, передовую агротехнику, разводили породи­стый скот, короче говоря, переходили к рациональному товар­ному производству и получали значительную прибыль. Земля теперь приносила достаточный доход, если фермер вкладывал капитал в хозяйство. В начале XIX в. считалось, что для веде­ния фермы нужно вложить капитал из расчета 5 фунтов. ст. на акр (0,4 га), а в середине века эта цифра выросла до 10—12 фунтов.

Немногочисленные крестьяне, сохранившие собственную землю, не стали фермерами: рост арендной платы не позволял им переходить к рациональному товарному производству. Так и получилось, что в Англии сельскими капиталистами, фермера­ми, стали не собственники земли, а арендаторы.

В это время Англия стала и самой крупной колониальной державой. С середины XIX в. она окончательно закрепилась в Индии, захватила Канаду, подчинила ряд территорий в Африке.

Колонии становятся источником сырья и рынком сбыта, аграрным придатком метрополии. Примером может слу­жить Австралия. Грабить эту страну, как испанцы грабили ац­теков и инков, было невозможно: у австралийских аборигенов не было никаких богатств. Не было здесь и пряностей, кото­рые можно было бы продать в Европе в несколько раз дороже. Англичане стали создавать там огромные скотоводческие хо­зяйства, разводя главным образом овец, и превратили Австра­лию в источник сырья для английской шерстяной промышленно­сти. Сюда переместилось теперь овцеводство из Англии.

В источник хлопка, сырья для хлопчатобумажной промыш­ленности, превратили Индию. Хлопок там стал вытеснять тра­диционные продовольственные культуры, и в Индии не стало хватать продовольствия. Вывозя сельскохозяйственное сырье, англичане сбывали в колонии свои промышленные товары, не допуская развития там собственной промышленности.

Английские колонии можно разделить на два типа: пересе­ленческие и непереселенческие. Переселенческие колонии — это те, основное население которых составили переселенцы из Ан­глии и других стран Европы, так как местное население коло­ний было частью вытеснено, частью истреблено, а иногда из­начально было не слишком велико. К таким колониям относи­лись Канада, Австралия, Южно-Африканский Союз — терри­тории в относительно умеренном климате. В таких колониях довольно быстро развивается буржуазная экономика. У бур­жуазии таких колоний, т. е. "своей" же английской буржуазии, только переселившейся на новое место, возникли противоре­чия с английским правительством. Англия, опасаясь потерять эти колонии, как она уже потеряла колониальные владения в Северной Америке, ставшие самостоятельным государством (США), шла на уступки местной буржуазии, предоставляя права самоуправления.

Германия. С середины 19 века в Германии наблюдается большой промышленный подъем (1871 – промышленная отсталость ликвидирована).

Причинами к этому послужили государственные меры:

-                   введены защитные тарифы;

-                   поощрялось увеличение банками инвестиций;

-                   были разрешены картельные соглашения;

-                   стимулирование экспорта;

-                   использование собственных финансовых ресурсов;

-                   государство – подписчик на акции предприятий;

-                   государство -  заказчик продукции тяжелой индустрии;

-                   освобождение крепостных крестьян;

-                   осуществление широкой программы народного образования.

Для экономики Германии важное значение имел приток иностранного капитала в промышленность. Особенно большой приток иностранного капитала был направлен в промышленно развитую Рейнскую область. Это капиталы бельгийские, французские, английские. В Германии быстрыми темпами создается собственное машиностроение. Если для Франции было характерно развитие легкой промышленности, то для Германии характерно развитие тяжелой промышленности. Тяжелая промышленность в Германии развивается более быстрыми темпами. Так за 1850 – 1860 гг. продукция тяжелой промышленности увеличилась в 3 раза, добыча угля в 5 раз, производство чугуна в 7 раз, производство текстиля в 5 раз. В то же время германская индустрия была шире. Уже в то время в Германии развивается химическая промышленность, которая и в дальнейшем в экономике Германии будет играть ведущую роль. Немцы создали много интересных изобретений. Келлер нашел способ механической обработки древесины. Была изобретена каменно-точильная машина, была создана установка для скоростного книгопечатания. Был создан цилиндросверлильный станок, было усовершенствовано производство карандашей. В Германии большое значение имело анилиновые краски, они так же применялись для военной промышленности, для производства пороха. Изобретены в России в 1843 году в Казани химиком Зининым, но в 1856 г. на эти краски получает патент немецкий ученый Гофман. В 1867 г. Сименс изобретает динамо-машину. В 1835 г. первая железная дорога, она соединила Нюрнберг с Фюртом. Однако  надо сказать, что половина железной дороги принадлежала государству.

В развитии промышленности того периода преобладало грюндерство – массовая организация промышленных строительных и торговых АО, акционерных банков, кредитных и страховых компаний. Процессу развития промышленности и образованию новых акционерных обществ, способствовала контрибуция в 5 млрд. франков, а также аннексия Эльзаса и Лотарингии, богатых углем и железной рудой.

Этот процесс являл собой форму концентрации индивидуальных капиталов и сопровождался кредитной экспансией, широкой эмиссией ценных бумаг (акции, облигации), биржевыми спекуляциями и  был наиболее характерен для 50-70-х гг. 19 в. и проходил в таких странах, как Германия, США, Россия (в большей или меньшей степени он присущ периодам подъема производства на всех этапах развития капитализма, когда происходит массовое расширение и обновление капиталов). В начале 70–х 19 в. грюндерство приняло международный характер (внутренний рынок не достаточно емкий, что толкало германскую промышленность к экспансии на международные рынки).

В сельском хозяйстве  наблюдался путь отличный от фермерства – путь интенсификации – прусский (юнкерский). Суть: крупные поместья (земельные владения) превращаются в «агрофабрики» (внедрение новейших достижений агрохимии и механизации труда), при этом крестьяне переходят на положение фактически наемных сельхозработников.

Промышленный переворот во Франции носил затяжной характер. Что же повлияло на темпы промышленного переворота во Франции:

1.     Непомерно раздутая банковско-финансовая сфера. Банкиры в своих интересах сдерживали развитие промышленности.

2.     Континентальная блокада, предпринятая Наполеоном 1, на долгие годы лишила Францию дешевых английских машин. Страна лишилась английских машин и металлоизделий, важнейших видов сырья – это задержало промышленный переворот.

3.     Узость внутреннего рынка, мануфактуры, на базе которых формировалась французская промышленность, специализировались на производстве предметов роскоши.

В XIX веке во Франции были сделаны открытия, способствующие промышленному перевороту во Франции: льнопрядильная машина Жерара, механический станок, позволяющий получать ткань с рисунком. Большой заслугой было создание гидравлической турбины (инженеры Бурден, Фурнейран). Французский инженер создал печь по производству дешевой стали (Мартен). Химик Бертоли открыл метод ускоренного беления ткани при помощи хлора. Химик Леблан открыл способ добычи соды из морской воды. Бурными темпами во Франции идет железнодорожное строительство. В 40-х гг. во Франции построено 3 тыс. км железнодорожного полотна,   к концу 60-х гг. уже построено 17,6 тыс. км. Первая железная дорога была построена в 1832 г. Она соединила Сент-Этьен с Леоном.

Надо отметить, что в 19 веке во Франции складывается кредитная система. Кроме Французского банка, созданного при Наполеоне 1, создаются и развиваются новые кредитные общества, такие как поземельный кредит, движимый кредит, огромную роль в движении средств сыграли сберегательные кассы. Первая сберегательная касса была образована в 1818 г., возникает земельный банк, создаются торговые и промышленные банки. Большую роль в развитии банковской кредитной сферы сыграла Парижская биржа. Во французской экономике главную роль играли не промышленники, а банкиры.

Вопрос 2

Каков суммарный удельный вес Англии, Франции, США в мировом промышленном производстве в середине 19 века.

В середине XIX в. Англия производила половину мировой промышленной продук­ции. Ее называли теперь «фабрикой мира», потому что она снаб­жала своей продукцией все страны. Поскольку английские товары были дешевле товаров других стран, где еще господство­вала мануфактура, они легко вытесняли иностранные товары с мирового рынка.

После Англии второе место в промышленном производстве мира занимали США. За период промышленного переворота производства США выросло в 4 раза. Третье место в мировом промышленном производстве занимала Франция. Четвертое место в этой сфере мировой экономики принадлежало Германии.

Лёгкая промышленность – первое место в мире занимала Англия (1/2 мирового хлопка, который перерабатывается на фабриках всего мира). На втором месте в легкой промышленности были США.

Особое место США занимали в сельскохозяйственном машиностроении: американские жатки и молотилки оказывались в 2-3 раза производительнее европейских.

Также в США был совершен переворот на транспорте: к середине 19 века по протяженности железных дорог США вышли на первое место.

 

Тест

1)    Первая пятилетка д) 1928-1932

2)    Установление советской власти а) 1917 г.

3)    НЭП в) 20-е годы ХХ века

4)    Вторая пятилетка е) 1933-1937

5)    Политика военного коммунизма б) 1918-1920

6)    Третья пятилетка ж) 1938-1941

7)    Начало социалистической индустриализации г) 1920-1926

Список литературы

1.                Бартенев С.А. История экономики: Учебник. — М.: Экономист, 2004.

2.                Ермашкевич Г.И. Экономическая история зарубежных стран и России. Учебно-методическое пособие для ВУЗов М.: Инф.-изд. дом «Филинъ», 2005

3.                История экономики: Учебник. 2-е изд. / Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. — М.: ИНФРА-М, 2005.

4.                Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики: Учебник. — М.: Академический проект, 2003.

5.                Конотопов М.В., Сметанин С.И. Экономическая история Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006.