Содержание
Введение. 3
1. Теории происхождения государства. 4
2. Государственные органы российской Федерации: понятие, состав, виды, система. 10
3. Договор в гражданском праве: понятие, содержание, виды.. 14
Заключение. 24
Список литературы.. 25
Введение
Сегодня, пожалуй ,нет более спорного вопроса в политической науке , чем вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни.
Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов , социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом – управление определенной массой людей , на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому -либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства.
Целью данной работы является рассмотрение следующих вопросов:
- Рассмотреть основные теории происхождения государства;
- Рассмотреть государственные органы российской Федерации: понятие, состав, виды, система;
- Раскрыть особенности договора в гражданском праве: понятие, содержание, виды.
1. Теории происхождения государства
Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на некоторых из них.
1. Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми""; "Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу" (т. е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленнос-ти государственной власти продолжало развивать христианство. "Всякая душа да будет покорна высшим властям,- говорится в послании апостола Павла к римлянам,- ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".[1]
Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизме посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка. В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.
2. Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе "Патриархия, или защита естественного права королей" (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.
Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в "отца народа", хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.
Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических "оруженосцев", готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые негативные их действия и решения. Наиболее уродливо эта тенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправдывала, но и всячески восхваляла концентрацию неограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его шаг в "исторический", "судьбоносный", "решающий". Вся страна оказалась вовлеченной в это грандиозное восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания одного человека. Но под аккомпанемент оглушающей культовой идеологии шел небывалый разгул беззакония и произвола. Человеческая личность ни социально, ни юридически не была защищена.[2]
Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические "оруженосцы".
Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях "детские побасенки". Ее называли "доктриной прописей", антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.
3. Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура "впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...". Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII-XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие.
Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние "войны всех против всех". Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо,- основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, Приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.
4. Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770-1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - "абсолютная идея" ("мировой разум", "мировой дух").
В своем произведении "Философия права" Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало,- независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.
Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней - быть достойным членом государства.
Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет "разумная воля", но не знает даже того, чего он хочет сам.
Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула "Все действительное разумно" оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо и др.) развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.
5. Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX - начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,- война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: "История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения". Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.
К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. "Государство и классы, - писал он, - начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства- образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания"
Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.[3]
6. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий".
Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.
2. Государственные органы российской Федерации: понятие, состав, виды, система
Государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов.
Государственный орган - часть государственного аппарата (гражданин или коллектив граждан), наделённая государственно-властными полномочиями, уполномоченная государством на осуществление его задач и функций и действующая в установленном государством порядке.[4]
Каждый государственный орган наделён государственно-властными полномочиями, правом издавать акты, обязательные для исполнения.
Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, которая представляет собой совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены. Компетенция государственных органов определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, в частности, положениями об этих органах.
Каждый государственный орган образуется и действует в порядке, установленном государством (правовыми нормами). Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции, и при этом он является составной частью единой системы органов государственной власти (или государственного аппарата) Российской Федерации.
Юридическая наука выделяет следующие основные признаки государственного органа.
1. Наличие властных полномочий. Это означает:
а) принятые решения обязательны для исполнения всеми, на кого распространяется компетенция данного органа;
б) принятые решения охраняются от нарушения путем применения мер государственного принуждения. Именно властные полномочия государственного органа позволяют ему решать определенные задачи, а также выполнять функции, возложенные на него. Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства.
Понятие полномочий государственного органа тесно связанно с понятием его компетенции, которая складывается из двух элементов: предметов ведения и полномочий. Предметы ведения - это круг вопросов, совокупность общественных отношений, на которые распространяется юрисдикция данного органа. Полномочия - это совокупность прав и обязанностей органа, необходимых для осуществления целей и задач функционирования.
2. Особый порядок формирования. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным порядком. Так, например, в ст. 96 Конституции РФ закреплено положение, в соответствии с которым Государственная Дума должна формироваться путем проведения выборов, а в соответствии со ст. 128 судьи Конституционного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.[5]
3. Особый порядок реализации властных полномочий. Государственный орган реализует свои полномочия в строго определенном порядке, процедуре. Особенно ярко этот признак проявляется на примере работы Государственной Думы при принятии законов: вся процедура работы над законопроектом подробно закреплена в ее регламенте. Государственный орган не вправе отступать от предусмотренного порядка его деятельности.
4. Орган государственной власти создается для реализации определенных функций государства.
5. Особая роль правовых актов в деятельности органов государственной власти. Властные полномочия, формы, методы деятельности государственных органов и их структура определяются только правовыми актами. Например, порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Деятельность Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, Прокуратуры РФ и т. д. также регулируется федеральными конституционными и федеральными законами.
Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, образует систему органов государственной власти.
Органы государственной власти делятся на три вида: законодательные (представительные), исполнительные и судебные, а также на органы федеральные и органы региональные (субъектов Российской Федерации).
Законодательные органы осуществляют нормотворческую деятельность, органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в государстве. Органы судебной власти осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
1. Органы законодательной (представительной) власти:
а) Федеральное Собрание, состоящие из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы;
б) Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Носят различные названия: Верховный Совет, Народное Собрание, Народный Хурал и т. д.;
2. Органы исполнительной власти:
а) Правительство РФ, федеральные министерства, ведомства государственные комитеты и иные органы, в т. ч. их подразделения на территории субъектов РФ;
б) Президенты и правительства, главы администраций и администрации субъектов РФ.
3. Органы судебной власти:
а) Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и суды общей юрисдикции, Высший арбитражный суд РФ, другие арбитражные суды;
б) Конституционные (Уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.[6]
В Российской Федерации существует особая группа органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти: Прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Счетная палата.
Государственные органы делятся также на федеральные (государственные органы РФ) и региональные (государственные органы субъектов РФ).
Государственные органы подразделяются также по порядку формирования на избираемые гражданами и формируемые другими государственными органами.
По характеру компетенции государственные органы подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.
Государственные органы бывают единоличные (Президент РФ), коллегиальные (Правительство РФ), единоначальные (Генеральная прокуратура РФ). Единоличные государственные органы зачастую рассматриваются не как государственные органы, а как государственные должностные лица.
3. Договор в гражданском праве: понятие, содержание, виды
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.[7]
Договор есть разновидность сделки - юридического факта. Как любая сделка, договор представляет собой правомерное действие, направленное на определенные последствия.[8]
Правомерность и направленность договора обусловливают его организационную функцию, в процессе реализации которой формируются связи субъектов гражданского права.
Значение договора не ограничивается его организационной функцией. Он выполняет и регулятивную функцию, оказывает активное воздействие на имущественные связи субъектов. Такое воздействие осуществляется не непосредственно, а через систему субъективных прав и обязанностей. Как правовые модели (меры) возможного и должного поведения субъективные права и обязанности "реализуют" воздействие договора на имущественные отношения, определяя их содержание.
Организационная и регулятивная функции договора обусловливают его эффективность и широкое применение. Договор является тем необходимым средством, с помощью которого опосредуется широкий круг общественных отношений в сфере товарно-денежного оборота.
Указанные отношения складываются между субъектами гражданского права и отличаются большим разнообразием. Поэтому и договоры, опосредующие различные группы общественных отношений, также характеризуются соответствующими особенностями. Например, существенной спецификой обладают договоры в области предпринимательства, в отношениях с участием граждан-потребителей.
Договор - юридический факт, и имущественные отношения (правоотношения), на организацию и регулирование которых он направлен, - самостоятельные явления, каждое из которых обладает своим собственным содержанием.
В Гражданском кодексе РФ положениям о договоре посвящен второй подраздел общей части обязательственного права, состоящий из трех глав: глава 27 "Понятие и условия договора", глава 28 "Заключение договора", глава 29 "Изменение и расторжение договора".
Указанные положения распространяются на все договоры. Исключения составляют многосторонние договоры, к которым общие положения применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров (п. 4 ст. 420 ГК РФ 1994 г.).
К договорам применяются нормы других разделов ГК РФ. Как уже отмечалось, договор - это всегда сделка, но не всякая сделка является договором. Односторонние сделки не могут быть договором, поскольку для него необходимо волеизъявление не менее чем двух сторон. Именно поэтому на договоры распространяются правила лишь о двусторонних и многосторонних сделках (п. 2 ст. 420 ГК).
Классификация договоров представляет собой деление их на определенные группы с учетом тех или иных критериев (свойств, признаков договоров). В основу разграничения положены такие критерии, которые позволяют выявлять содержание отдельных групп договоров, их различия, сходство.
Договоры имущественные и организационные. Критерием такой дифференциации является характер общественных отношений (их правовой формы), на возникновение (изменение, прекращение) которых направлены договоры.
Имущественные договоры касаются материальных благ и характеризуются большим разнообразием. Это могут быть отношения, связанные с передачей имущества (купля-продажа), выполнением работ (подряд), оказанием услуг (перевозка, страхование).
Организационные договоры не порождают непосредственно имущественных последствий, они лишь создают для этого необходимые предпосылки. Отношения (правоотношения), которые возникают (изменяются, прекращаются) на основе таких договоров, носят организационный характер. К их числу относятся договоры на организацию перевозок грузов автомобильным транспортом, навигационные, предварительные, учредительные и некоторые другие.
Консенсуальные и реальные договоры. Такое деление проводится по способу заключения договора. Для заключения консенсуального договора достаточно достичь соглашения по всем существенным условиям договора. С этого момента договор считается заключенным.
Для заключения же реального договора необходима, кроме того, передача имущества.
Абсолютное большинство договоров - консенсуальны. Реальными, например, являются договоры на перевозку железнодорожным транспортом и некоторые другие.
Двусторонние и многосторонние договоры. В зависимости от того, волеизъявление скольких сторон необходимо для заключения соответствующего договора, договоры могут быть двусторонними и многосторонними.
Для заключения двустороннего договора необходимо волеизъявление двух, для многостороннего - более чем двух сторон.
Указанные договоры существенно различаются по тем последствиям, которые они вызывают.
Двусторонние договоры порождают у сторон субъективные права и обязанности, имеющие встречную направленность. Субъективные права и обязанности одной стороны корреспондируют субъективным обязанностям и правам другой. Так, субъективное право покупателя потребовать от продавца передачи вещи корреспондирует субъективной обязанности продавца передать ее.
В многосторонних договорах такой встречности нет, но есть сонаправленность воли участников договора субъективных прав и обязанностей.
Одностороннеобязывающие и двустороннеобязывающие договоры. Критерий дифференциации - характер распределения прав и обязанностей, возникающих у сторон.
При заключении одностороннеобязывающих договоров у одной стороны возникают только права, у другой - только обязанности. Таких договоров относительно немного.
Двустороннеобязывающие (взаимные) договоры порождают права и обязанности у обеих сторон.
Абсолютное большинство договоров - взаимные: купли-продажи, поставки, перевозки и другие.
Договоры в пользу сторон и третьих лиц. Договоры, заключаемые в пользу его сторон, порождают права и обязанности этих сторон (купля-продажа, поставка, дарение).
Договоры в пользу третьих лиц влекут возникновение у них соответствующих прав (страхование в пользу третьего лица).
Договоры возмездные и безвозмездные. По характеру правоотношений, возникающих на основе договоров, по наличию или отсутствию в них встречных предоставлений одной стороны за исполнение обязанностей другой договоры делятся на возмездные и безвозмездные.
Встречное предоставление заключается не только в передаче денег. Оно может выражаться в передаче других вещей, в совершении действий, связанных с оказанием услуг, выполнением работ и т. д.
Возмездность или безвозмездность договора обусловливается его характером (договоры купли-продажи - возмездные договоры дарения - безвозмездные). Иногда стороны могут сами определять возмездность или безвозмездность договора (договоры займа, поручения).
В соответствии с п. 3 ст. 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
Предварительные и основные договоры. По целям, последствиям, которые наступают в результате заключения договоров, они подразделяются на предварительные и основные.[9]
Сущность предварительного договора состоит в том, что его стороны обязуются в будущем заключить основной договор (на передачу имущества, выполнение работ, оказание услуг).
Условия предварительного договора должны позволять установить предмет будущего основного договора, а также другие существенные его условия; они также могут включать в себя эти условия. Условия предварительного договора могут устанавливать и порядок определения существенных условий будущего договора.
В предварительном договоре может быть указан срок заключения основного. При отсутствии такого условия считается, что основной договор должен быть заключен в течение года с момента подписания предварительного. Нарушение этой обязанности порождает у контрагента право обратиться в суд с требованием о понуждении заключить основной договор; кроме того, виновная сторона должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. Особое внимание следует обратить на форму. Предварительный договор должен иметь такую же форму, что и основной договор, а если она не установлена, письменную форму. Несоблюдение этих правил влечет за собой ничтожность предварительного договора.
Публичные договоры. Публичными признаются договоры на передачу товара, выполнение работ, оказание услуг, которые коммерческая организация по характеру своей деятельности обязана заключить с любым потребителем по его требованию.
Публичный договор заключается в сфере розничной торговли, перевозок транспортом общего пользования, услуг связи, энергоснабжения, медицинского, гостиничного обслуживания и т. п.
Субъективный состав этого договора характеризуется тем, что одной его стороной всегда является коммерческая организация, т. е занимающаяся предпринимательской деятельностью, второй - потребитель (граждане и юридические лица).
Коммерческая организация не может оказывать предпочтение одному лицу перед другими, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами.
Если коммерческая организация необоснованно уклоняется от договора, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить публичный договор и о возмещении причиненных этим убытков. Условия публичного договора (цена товара, работ, услуг и другие условия) должны быть одинаковыми для всех потребителей, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами.
Договор присоединения. Специфика этих договоров в том, что его условия определяются одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах. Другая сторона принимает условия договора не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК).
Стороне, которая присоединяется к договору, не определяя его условия, предоставлено право требовать расторжения или изменения договора в случаях, когда он: лишает потребителя прав, обычно предоставляемых ему по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение своих обязанностей; содержит в себе явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
Исключения касаются субъекта, занимающегося предпринимательской деятельностью. В случаях, когда такой субъект присоединился к договору, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если он знал или должен был знать, на каких условиях заключается договор.
Смешанные договоры. Граждане и некоторые юридические лица могут заключать сделки, включающие элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (п. Зет. 421 ГК). Отношения, связанные с заключением, исполнением смешанного договора, регулируются в соответствующих частях правилами о договорах, элементы которых в нем содержатся. Указанное правило является диспозитивным. Иное может быть предусмотрено соглашением сторон или вытекать из существа смешанного договора.
Содержание договора принято раскрывать через совокупность согласованных сторонами условий.
Условия договора (юридического факта) конкретизируют соответствующее правоотношение, его субъектов, объект (условия о предмете, сроках и порядке исполнения обязанностей и т. п.).
Каждое условие договора имеет свое собственное содержание. Содержание совокупности всех условий того или иного договора и составляет его содержание.
Существенные условия договора. Существенными признаются такие условия, по которым необходимо достичь соглашения для того, чтобы договор считался заключенным.
Существенными признаются следующие группы условий (п. 1 ст. 432 ГК РФ):
1) условие о предмете;
2) условия, которые в законе, иных правовых актах определены как существенные;
3) условия, которые в законе, иных правовых актах определены как необходимые для договоров данного вида;
4) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.[10]
Содержание условий договора определяется по усмотрению сторон. Исключение составляют случаи, когда содержание условий определено императивными нормами. Указанные условия считаются неотъемлемой частью договора и в ситуациях, когда стороны их не согласовывали.
Если содержание условий определяется диспозитивными нормами, то при отсутствии соответствующего соглашения сторон такие условия также признаются частью договора. Однако в подобных случаях стороны вправе исключить их применение либо установить отличное от предусмотренного в диспозитивной норме условие.
Условие о предмете договора относится к числу существенных. Оно включает в себя наименование предмета, его количественную и качественную характеристики.
Условие о цене является существенным для возмездных договоров лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.
Цена определяется соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются так называемые устанавливаемые или регулируемые цены (определяемые государственными органами). Они являются обязательными для сторон.
Устанавливаемая цена - это конкретная цена. Регулируемая цена представляет собой какие-то предельные уровни цен (тарифов) либо коэффициенты к ним.
Условие о цене может быть предусмотрено путем установления конкретной цены. Согласованным также считается условие о цене, если стороны оговорили лишь порядок ее определения. Цена выражается в рублях. Она может быть эквивалентна определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (ст. 317 ГК РФ).
В тех случаях, когда в возмездном договоре отсутствует условие о цене и она не может быть определена, исходя из других условий договора, то применяется цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. 3 ст. 424 ГК).
Условиями о действии договора определяются моменты возникновения и прекращения обязательств.
С заключением договора последний вступает в силу и на его основе возникает обязательственное правоотношение. Сторонам предоставлено право распространить условия договора на свои отношения, которые предшествовали заключению договора.
Окончание срока действия договора прекращает обязательственное правоотношение, если это предусмотрено законом или договором. При отсутствии такого условия в договоре окончание срока его действия приурочивается к моменту исполнения сторонами своих обязанностей.
Толкование договора (ст. 431 ГК РФ). Оно позволяет установить, заключен ли сторонами договор, соответствует ли волеизъявление сторон их действительной воле, цель, содержание договора и отдельных его условий. Толкование применяется к договорам, заключенным в любой форме, в том числе и в устной.[11]
Начинается толкование договора с того, что суд изучает буквальный смысл содержащихся в нем слов и выражений. При этом их необходимо понимать в обычно употребляемом значении, если иное не вытекает из договора. Учитывается также практика сложившихся отношений сторон. Принимаются во внимание и обычаи делового оборота.
Если не ясен буквальный смысл, то содержание условия устанавливается путем его сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если же указанные меры не позволяют установить содержание условий договора (договора в целом), должна быть выявлена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. Проводится это путем анализа обстоятельств, предшествующих заключению договора (переговоры, переписка, установившаяся во взаимоотношениях сторон практика, обычаи делового оборота), последующего поведения сторон.
Выявление действительной воли сторон, учет целей договора проводится на момент заключения договора.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены следующие вопросы:
- Рассмотрены основные теории происхождения государства;
- Рассмотрены государственные органы российской Федерации: понятие, состав, виды, система;
- Раскрыты особенности договора в гражданском праве: понятие, содержание, виды.
Таким образом, к основным теориям происхождения государства относят теократическую, патриархальную, договорную, органическую, психологическую, классовую и насильственную теорию.
Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования.
Органы государственной власти - важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор есть разновидность сделки - юридического факта. Как любая сделка, договор представляет собой правомерное действие, направленное на определенные последствия.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант.
3. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003.
4. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2004.
5. Залесский В. В. Гражданское право: учебник для вузов. - М.: Филинъ, 2005.
6. Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004.
7. Малевин Н.С. Договор в гражданском праве. – М.: Юристъ, 2005.
8. Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004.
[1] Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004. – с. 180.
[2] Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003. – с. 164.
[3] Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права.- СПб.: Питер, 2003. – с. 145.
[4] Там же. – с. 201.
[5] Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 346.
[6] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2004. – с. 142.
[7] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант. – ст.420.
[8] Малевин Н.С. Договор в гражданском праве. – М.: Юристъ, 2005. – с. 64.
[9] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант. – ст.429.
[10] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант. – п.1. ст. 432.
[11] Малевин Н.С. Договор в гражданском праве. – М.: Юристъ, 2005. – с. 89.