СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 6
1.1. Принципы и задачи финансового планирования. 6
1.2. Финансовый план как составная часть бизнес-плана. 10
2. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.. 13
3. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ.. 16
3.1. Виды планов перспективного планирования. 16
3.2. Текущее планирование и использование метода прогноза продаж.. 18
Выручка от реализации. 30
3.3. Использование оперативного планирования на предприятии. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ. 38
ВВЕДЕНИЕ
Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.
Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.
Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.
Преимущества финансового планирования состоят в том, что оно:
- воплощает стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
- обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенными в производственном плане экономические пропорции развития;
- предоставляет возможность определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях реальной рыночной конкуренции;
- служит очень важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Планирование помогает предотвращать ошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованных возможностей.
В данной курсовой работе рассмотрена методология финансового планирования, а также примеры практического составления финансового плана на предприятии.
1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Принципы и задачи финансового планирования
Финансовое планирование – важная часть внутрифирменного планирования. Значение финансового планирования для внутренней среды фирмы определяется тем, что оно облекает выработанные стратегией цели в форму конкретных финансовых показателей, устанавливает стандарты для организации финансовой информации. Финансовое планирование также определяет приемлемые границы затрат, необходимые для реализации всей совокупности планов фирмы, и в части оперативного финансового планирования дает полезную информацию для разработки и корректировки общефирменных стратегий.
Планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения. Финансовое планирование - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования [3].
Главная цель составления финансового плана заключается в согласовании намечаемых расходов по производственному и социальному развитию трудовых коллективов с финансовыми возможностями предприятия.
Разработка финансовых планов является одной из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, кредиторами и т.д. Система финансовых планов включает следующие элементы:
1. построение прогнозного баланса;
2. построение прогнозного отчета о прибылях и убытках;
3. прогноз финансовых бюджетов;
4. прогноз основных финансовых показателей.
Построение прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках относят к долгосрочным финансовым планам, имеющим стратегическое значение. Финансовое бюджетирование носит оперативный характер. Финансовому планированию тесно примыкают вопросы:
1. составление долгосрочного бюджета капиталовложений;
2. оценка инвестиционных проектов и долгосрочная стратегия финансирования фирмы.
Процесс финансового планирования состоит из этапов:
1. анализ финансовых показателей предприятия за предыдущий период
2. долгосрочное финансовое планирование
3. оперативное финансовое планирование
Финансовое планирование завершается практическим внедрением планов и контролем за их исполнением. Основными финансовыми документами являются:
1. балансы предприятия
2. отчеты о прибыли и убытках
3. отчеты о движении денежной наличности
Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.
Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались «сверху». Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны [1].
В процессе составления финансового плана осуществляется следующее:
· определяются источники и объем собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и др.);
· изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых ресурсов за счет выпуска цененных бумаг, получения кредитов, займов, благотворительных взносов и т.д.;
· выбираются оптимальные для конкретной ситуации формы образования и использования фондов денежных средств, взаимоотношений с бюджетом, банками, вышестоящими органами, своими работниками;
· устанавливаются рациональные пропорции распределения финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды (расширение и перевооружение производства, материальное стимулирование, удовлетворение социальных потребностей членов трудового коллектива) или вложение их в дела других предприятий и организаций (долевое участие в формировании уставных капиталов, покупка ценных бумаг и другие операции на финансовом рынке);
· определяются целесообразность и экономическая эффективность планируемых капиталовложений;
· выявляются внутренние резервы производства и повышения его рентабельности на базе имеющихся материальных и трудовых ресурсов, производственных мощностей, а также перспективы внедрения достижений научно-технического прогресса и совершенствования производства.
Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:
- воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей
- обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в финансовом плане экономические пропорции развития
- предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции
- служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов [5].
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой- с уменьшением числа использованных возможностей.
Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определённые подходы к планированию развития определённого предприятия в интересах её владельцев и с учётом реальной обстановки на рынке.
Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:
- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности
- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счёт экономического использования денежных средств
- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами
- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов
- контроль за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия [9].
Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.
1.2. Финансовый план как составная часть бизнес-плана
Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования, для того чтобы представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:
1. Прогноз объемов реализации.
Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:
· первый год — данные приводятся помесячно
· второй год — данные приводятся поквартально
· третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
2. Баланс денежных расходов и поступлений.
Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.
Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются:
· первый год — данные приводятся помесячно
· второй год — данные приводятся поквартально
· третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
3. Таблицу доходов и затрат.
Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль:
· первый год — данные приводятся помесячно
· второй год — данные приводятся поквартально
· третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
Среди анализируемых показателей выделяются:
а) доходы от продаж товаров;
б) издержки производства товаров;
в) суммарная прибыль от продаж;
г) общепроизводственные расходы (по видам);
д) чистая прибыль.
4. Сводный баланс активов и пассивов предприятия.
Назначение — главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.
5. График достижения безубыточности.
Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки).
С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию [10].
Стратегия финансирования и анализ развития. В этом разделе должен излагаться план получения средств для создания или расширения предприятия. При этом необходимо ответить на вопросы:
1) Сколько требуется средств для реализации данного проекта.
2) Источники финансовых ресурсов и форма их получения.
Источниками могут служить:
а) собственные средства;
б) кредиты банков;
в) привлечение средств партнеров;
г) привлечение средств акционеров и так далее.
3) Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них.
Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений.
2. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В финансовом планировании широко применяются следующие методы:
1. нормативный метод;
2. расчетно-аналитический метод;
3. балансовый метод;
4. метод оптимальных плановых решений;
5. экономико-математические методы (ЭММ).
Нормативный метод – это достаточно простой способ финансового планирования, основанный на применении заранее установленных норм и технико-экономических нормативов, позволяющих рассчитать потребность предприятия в финансовых ресурсах и их источниках. Этими нормативами являются: ставки налогов, тарифные ставки, нормы амортизационных отчислений, нормы расходов оборотных средств. Нормативы включают в себя: федеральные, областные, местные, отраслевые и нормативы предприятия.
Расчетно-аналитический метод строится на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей, применяющихся за базу и индексов его изменения в прошедшем периоде. На этой основе рассчитывается плановый финансовый показатель. Подобный способ финансового планирования используется тогда, когда отсутствуют технико-экономические нормативы и связь между показателями косвенная. Связь устанавливается на основе анализа динамических рядов.
Балансовый метод основан на следующем: путем построения балансов финансовых показателей достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактических потребностях в них. Этот метод применяется при планировании, распределении прибыли и других финансовых ресурсов.
Метод оптимизации плановых решений строится на разработке несколько вариантов плановых решений, на основе анализа которых выбираются самые оптимальные. Главная задача в правильном применении данного метода – это обоснование критерия выбора оптимального решения.
Экономико-математические методы позволяют найти полную зависимость между финансовым показателем и фактором его определения на основе построения экономико-математических моделей [14].
Процесс финансового планирования включает несколько этапов:
На первом этапе происходит анализ финансовых показателей за предыдущий период. Для этого используют информацию из основных финансовых отчетов предприятий: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств.
Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс организации входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс служит исходной базой на первой стадии планирования.
На втором этапе происходит составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Результатами финансового контроля является выявление различных факторов экономической жизни (как правило, отрицательных) и количественных показателей, например: самоликвидация предприятий, замедление реализации некоторых видов товаров, сокращение ввоза в республику определенных товаров. Эти факты свидетельствуют о неэффективности установленных форм и методов реализации финансовых отношений (высокие ставки налогов, таможенных пошлин) и сигнализируют о необходимости их изменения.
3. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
3.1. Виды планов перспективного планирования
Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное [15].
1) Перспективное планирование. Этот тип финансового планирования используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.
При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации.
В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной.
Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:
· прогноза отчета о прибылях и убытках;
· прогноза движения денежных средств;
· прогноза бухгалтерского баланса.
Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели. С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.
Прогноз движения денежных средств - отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежных средств. С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.
После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Её суть заключается в следующем:
· определение источников долгосрочного финансирования;
· формирование структуры и затрат капитала;
· выбор способов наращивания долгосрочного капитала.
Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования, огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности.
3.2. Текущее планирование и использование метода прогноза продаж
Текущее финансовое планирование является планированием осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.
Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации. Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал. Разработку финансового плана целесообразнее начинать с плана прибылей и убытков, этот документ показывает обобщённый результат текущей деятельности. Анализ соотношения доходов и расходов позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия. Разработка этого плана происходит в несколько этапов:
· рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений
· определяется сумма затрат
· определяется выручка от реализации продукции.
Следующим документом текущего финансового планирования является годовой план движения денежных средств, который представляет собой собственно план финансирования, составляется на год с разбивкой по кварталам. Этот план можно составлять двумя методами:
· прямой метод основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом подводятся балансы по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.
· косвенный метод основывается на последовательной корректировке чистой прибыли в связи с изменениями в активах предприятия. Исходным элементом этого метода является прибыль.
Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.
Процесс текущего финансового планирования обычно начинается с прогнозирования объема будущих продаж. Правильно определенный прогноз продаж служит основой для организации производственного процесса, а также для эффективного распределения средств и должного контроля над запасами.
Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Обычно прогноз продаж составляется на период от года до пяти лет. В свою очередь годичные планы разбиваются на квартальные и месячные.
Чем короче периоды прогноза продаж, тем точнее и конкретнее должна быть информация, содержащаяся в них. Прогнозы продаж могут быть рассчитаны в натуральном и денежном выражении. В любом случае они являются хорошим инструментом, помогающим определить влияние таких факторов, как: цена, объем производства и инфляция на потоки наличности предприятия. Величину будущих продаж можно определить с помощью следующих методов:
1) оценки торговых работников – ценный источник информации, так как они наиболее тесно соприкасаются с потребностями покупателя;
2) опрос потребителей – проводится для определения объема закупок в прогнозируемый период. Слабое место этого метода – высокая вероятность неожиданных изменений рыночной конъюнктуры;
3) анализ временных рядов – необходим для учета временных колебаний величины продаж товаров. Включает в себя три основных метода:
а) анализ тенденции (экстраполяция трендов);
б) анализ цикличности;
в) анализ сезонности
4) эконометрические методы – с их помощью связывают размеры продаж с макроэкономическими показателями (ростом ВНП, колебаниями учетной ставки и т.д.), а также с отраслевыми характеристиками (емкость отраслей, уровень конкуренции);
При возникновении противоположных результатов между методами прогноза продаж, нужно выбрать из них результаты с наиболее весомыми, обоснованными и продуманными способами расчета, а лучше всего определить не единственно возможный уровень продаж, а интервал, включающий в себя несколько вариантов.
Бюджет – это главный финансовый план компании. Общий, или главный бюджет включает:
1) прогнозный балансовый отчет;
2) прогнозный отчет о прибылях и убытках;
3) кассовый план фирмы.
На следующем рисунке представлена взаимоувязка различных финансовых планов при текущем планировании.
Рис.1 – Схема составных частей бюджета фирмы.
Основные этапы подготовки бюджета:
1) подготовка прогноза продаж;
2) определение ожидаемого объема производства:
3) расчет производственных затрат и эксплуатационных расходов;
4) определение движения денежных средств и расчет финансовых показателей;
5) составление планируемых финансовых отчетов.
Эта схема представляет собой упрощенную схему составных частей
общего бюджета фирмы.
Чтобы продемонстрировать взаимосвязь между сметами бюджета, рассмотрим финансовый план фирмы ОАО «Поли-М», которая производит и реализует пластмассовые кассетные ящики. Составим годовой бюджет фирмы, так как объем продаж оказывает влияние на все составные части бюджета фирмы.
План сбыта показывает количество единиц каждого изделия, которое фирма предполагает продавать. Эта цифра затем умножается на предполагаемую цену продажи единицы изделия и составляется план сбыта (табл.1). План сбыта включает также расчет ожидаемых денежных поступлений от продажи в кредит, который будет учитываться при составлении кассового плана.
Таблица 1
План сбыта
Показатели |
В том числе по кварталам |
Итого за год |
|||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
||
1.Ожидаемые продажи в натуральных единицах измерения 2.Цена продажи единицы изделия 3.Ожидаемый объем продажи в стоимостном выражении |
800 80 64000 |
700 80 56000 |
900 80 72000 |
800 80 64000 |
3200 80 256000 |
Затем составляется график ожидаемых поступлений денежных средств. Для этого введем следующие предположения: 70% квартальных продаж оплачивается в квартале продаж; 28% в следующем квартале, а 2% просроченная дебиторская задолженность.
Таблица 2
График ожидаемых поступлений денежных средств
Показатели |
В том числе по кварталам |
Итого за год |
|||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
||
Дебиторская задолженность на начало года Продажа в 1 кв. в 2 кв. в 3 кв. в 4 кв. |
9500* 44800 |
17920 39200 |
15680 50400 |
20160 44800 |
9500 62720 54880 60560 44800 |
Общие поступления денежных средств по кварталам |
54300 |
57120 |
66080 |
64960 |
242460 |
*общий остаток дебиторской задолженности по итогу предыдущего баланса. |
После того, как составлен план сбыта, разрабатывается производственный план – объем изготовленной продукции с тем, чтобы обеспечить планируемый объем продаж и рассчитать потребности в товарно-материальных запасах. Ожидаемый объем производства должен быть сверен с планом сбыта, чтобы гарантировать сбалансированность производства и продаж в течение прогнозного периода. При составлении плана производства должно быть заложено оптимальное использование производственных мощностей и определены оптимальные величины производственных запасов.
Таблица 3
План производства
Показатели |
В том числе по кварталам |
Итого за год |
|||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
||
Объем продаж в натуральном выражении Запас готовой продукции на конец периода* Готовая продукция на начало*** Итого объема производства в штуках |
800 70 80 790 |
700 90 70 720 |
900 80 90 890 |
800 100** 80 820 |
3200 100 80 3220 |
*предположительно 10% из продаж следующего периода |
|||||
**Ориентировочная оценка |
|||||
***Аналогично запасу готовой продукции на конец предыдущего квартала |
После расчета объем производства должна быть составлена смета прямых материальных затрат, чтобы определить количество затрат на материалы (сколько материала нужно для этого производства и сколько нужно его приобрести). Количество материала подлежащего закупке зависит от расхода материала и имеющегося запаса:
Закупка материалов Расход материалов Желат.запас Запас мат.
в натур. выражении = в натур.выражении + мат.на кон.пер. – на нач.пер.
Желательный запас материалов на конец периода нами закладывается в размере 10% от количества, необходимого для производства в следующем квартале. Запас материала на начало периода – 10% количества запасов материала в квартал продаж. Смета прямых материальных затрат обычно сопровождается расчетами ожидаемых платежей за материалы.
Таблица 4
Смета прямых материальных затрат
Показатели |
В том числе по кварталам |
Итого за год |
|||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
||
1.Объем производства в натуральном выражении (табл.3) 2.Норма расхода материала на единицу изделия 3.Потребность в материале для заданного объема производства 4.Желательный запас материала на конец периода (10%) 5.Запас материалов на начало периода (10%) 6.Необходимое количество материала 7.Цена единицы материала 8.Прямые материальные затраты в денежном выражении |
790 3 2370 216 237 2349 2 4698 |
720 3 2160 267 216 2211 2 4422 |
890 3 2670 246 267 2649 2 5298 |
820 3 2460 250* 246 2464 2 4928 |
3220 3 9660 250 237 9673 2 19346 |
*ориентировочная оценка |
Предполагается, что 50% квартальных закупок оплачивается в квартале закупок, а остальное оплачивается в следующем квартале.
Таблица 5
График ожидаемых выплат за материалы
Показатели |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
Итого за год |
Счета к оплате на начало периода |
2200 |
2200 |
|||
Закупка на 1 кв. |
2349 |
2349 |
4698 |
||
Закупка на 2 кв. |
2211 |
2211 |
4422 |
||
Закупка на 3 кв. |
2649 |
2649 |
5298 |
||
Закупка на 4 кв. |
2464 |
2464 |
|||
ИТОГО |
4549 |
4560 |
4860 |
5113 |
19082 |
Затем составляется смета расходов на оплату труда. Для подсчета расходов на оплату труда следует определить трудоемкость работ (Тр), знать объем производства (V) за каждый период и необходимое число часов для производства единицы изделия (n):
Тр = V*n
Затем, умножив общую трудоемкость работ на средний уровень почасовой оплаты труда (Зср) получим общий фонд оплаты труда:
Тр * Зср = ФОТ
Таблица 6
Смета расходов на оплату труда
Показатели |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
Итого за год |
Объем производства (табл.3) |
790 |
720 |
890 |
820 |
3220 |
Трудоемкость единицы изделия |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Трудоемкость всего объема производства |
3950 |
3600 |
4450 |
4100 |
16100 |
Средняя почасовая зарплата |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Всего расходы на оплату труда |
19750 |
18000 |
22250 |
20500 |
80500 |
Общая величина накладных расходов отражается в смете накладных расходов, которая обычно включает накладные расходы по каждой статье прямых затрат.
При подготовке кассового плана нужно помнить, что амортизация не требует выплаты денежных средств и, следовательно, должна вычитаться из суммы накладных расходов, когда определяются денежные выплаты по накладным расходам.
При планировании сметы накладных расходов принимаем, что они уже отдельно рассчитаны во вспомогательных сметах и выплаты по ним будут покрываться в том квартале, в котором накладные расходы будут производиться.
Таблица 7
Смета накладных расходов
Показатели |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
Итого за год |
Зарплата вспомогательного персонала (с начисл.) |
1200 |
1400 |
1500 |
1600 |
5700 |
Зарплата управленческого персонала (с начисл.) |
1000 |
900 |
950 |
890 |
3740 |
Энергия, освещение, вспомогательные материалы и текущий ремонт |
5800 |
5400 |
6000 |
5900 |
23100 |
Страхование имущества, налог на имущество |
2465 |
2865 |
2865 |
2465 |
13590 |
Амортизация основных фондов |
3250 |
3250 |
3250 |
3250 |
13000 |
ИТОГО накладных расходов |
13715 |
13815 |
14565 |
14105 |
56200 |
Выплаты денежных средств по накладным расходам (исключая амортизацию) |
10465 |
10565 |
11315 |
10855 |
43200 |
Накладные расходы состоят из постоянной и переменной части. Постоянные расходы могут менять свою долю в стоимости единицы изделия, но общая сумма их постоянна, переменные же расходы не меняют свою долю в стоимости единицы изделия, общая их сумма изменяется.
К постоянным накладным расходам относятся:
– зарплата вспомогательного персонала с начислениями;
– зарплата управленческого персонала с начислениями;
– страховые имущества и налог на имущество;
– амортизация основных фондов.
К переменным накладным расходам расходы на энергию, освещение, вспомогательные материалы и текущий ремонт.
Смета себестоимости реализованной продукции составляется на основе ожидаемых величин готовой продукции, а также сводных данных, взятых из:
– сметы прямых материальных затрат;
– сметы затрат по оплате труда;
– сметы накладных расходов.
Таблица 8
Смета стоимости реализуемой продукции
Показатели |
Итого за год |
Себестоимость производства продукции в т.ч.: прямые материальные затраты прямые затраты на оплату труда 35,62 начисления на оплату труда (35,6% + 0,02) накладные расходы |
184720,1 19346,00 80500,00 28674,1несч.сл. 56200,00 |
Готовая продукция на начало года (по переменной себестоимости*) |
3062,00 |
Готовая продукция на конец года (по переменной части себестоимости*) |
14708 |
Себестоимость реализации продукции |
183074,1 |
*Переменная себестоимость на единицу продукции рассчитывается следующим образом
Таблица 8
Расчет переменной себестоимости
Показатели |
Сумма |
Материалы на единицу продукции |
6,00 |
Зарплата на единицу продукции |
25,00 |
Начисления на зарплату (36,5%) |
8,9 |
Переменные накладные расходы |
7,17 |
ИТОГО |
47,08 |
Смета коммерческих и управленческих расходов отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общеадминистративные расходы. Смета включат в себя заработную плату агентам по сбыту, арендная плата, расходы по страхованию, на рекламу, амортизацию офисного оборудования, затраты на телефонную связь и т.д.
Таблица 9
Коммерческие и управленческие издержки
Показатели |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
Итого за год |
Коммерческие расходы |
3200 |
2800 |
3600 |
3200 |
12800 |
Управленческие расходы |
12750 |
9950 |
11150 |
9950 |
43800 |
ИТОГО |
15950 |
12750 |
14750 |
13150 |
56600 |
Кассовый план помогает финансовым менеджерам предвидеть ожидаемые притоки и оттоки денежных средств на предстоящий период времени, поддержать запас денежных средств в соответствии с потребностями, избегать убытка или от неиспользованных временно свободных денежных средств или возможного дефицита денежных средств. Кассовый план состоит из основных четырех разделов:
1. Раздел денежных поступлений (включает кассовый остаток на начало периода, денежные средства от покупателей, и прочие денежные поступления);
2. Раздел выплат (все денежные платежи, запланированные на прогнозный период);
3. Раздел излишков или дефицита денежных средств, который показывает разницу между разделом денежных поступлений и разделом денежных выплат;
4. Финансовый раздел (предусматривается строгий учет полученных кредитов и погашение долгов на прогнозный период).
При составлении кассового плана предполагается, что фирма планирует поддерживать постоянный минимальный кассовый остаток в размере 2000 денежных единиц на конец каждого квартала. Получаемые кредиты и выплаты по долгам должны быть при ставке сложившихся годовых процентов (в нашем примере 20% - годовых).
Предполагается закупить оборудование во 2-ом квартале на сумму 24300 денежных единиц, оплату налогов в 1 квартале в размере 4000 денежных единиц.
Таблица 10
Кассовый план
Показатели |
В том числе по кварталам |
Итого за год |
|||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
||
Кассовый остаток на начало квартала* |
10000 |
2551,05 |
2086,45 |
1816 |
10000 |
Поступление денежных средств в т.ч. выручка |
54300 |
57120 |
66080 |
64960 |
242460 |
Итого денежные поступления |
64300 |
59671,05 |
68166,45 |
66776 |
252460 |
Выплаты: Материалы Зарплата Начисления на зарплату (35,6%) Накладные расходы Управленческие и коммерческие расходы (табл.9) Оплата налога -покупка оборудования |
4549 19750 7034,95 10465 15950 4000 |
4560 18000 6411,6 10565 12750 24300 |
4860 22250 7925,45 11315 14750 |
5113 20500 7302,1 10855 13150 |
19082 80500 28674 43200 56600 4000 24300 |
Итого выплат |
61748,95 |
76584,6 |
61100,45 |
56920,1 |
258674,5 |
Излишек (дефицит) |
2551,05 |
-16913,55 |
7066 |
9855,9 |
-6214,5 |
Финансирование кредит** выплаты кредита проценты за кредит*** |
2551,05 |
20000 19000 2086,45 |
5000 250 |
7000 700 |
19000 12000 900 |
Кассовый остаток |
1982,25 |
1997,25 |
1816 |
2155,9 |
2155,9 |
*кассовый остаток на начало 1 квартала по итогу предыдущего баланса |
|||||
**размер кредита 20000 денежных единиц |
|||||
***процентная ставка – 20% годовых |
Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основе оценки планируемых доходов и расходов на прогнозный период, добавляется информация о прочих доходах и расходах, о величине ставки налога на прибыль.
Таблица 11
Прогнозный отчет о прибылях и убытках
Показатели |
Сумма |
Выручка от реализации |
256000,00 |
Себестоимость реализации продукции |
185320,50 / 183074,1 |
Управленческие и коммерческие расходы |
56600,00 |
Прибыль от основной деятельности |
14079,50 /16325,9 |
Прибыль от прочей реализации |
|
Операционные расходы (плата за кредит) |
900,00 / 950 |
Прибыль до уплаты налога |
13179,50 / 15375,9 |
Налог на прибыль (30%) |
3953,85 / 24% - 3690,22 |
Чистая прибыль |
9225,65 / 11685,68 |
Прогнозный баланс фирмы подготавливается путём коррекции балансового отчёта за предыдущий, только что окончивший период, который предполагается использовать в виде начального периода для прогнозного баланса.
Прогнозный баланс фирмы на конец периода имеет вид:
Таблица 12
Прогнозный баланс
АКТИВ |
на начало года |
на конец года |
ПАССИВ |
на начало года |
на конец года |
Внеоборотные активы |
90000 |
101300 |
Капитал и резервы в т.ч. уставный капитал нераспределенная прибыль |
106836 70000 36836 |
118521,68 70000 48521,68 |
Оборотные активы в т.ч. запасы готовая продукция денежные средства -дебиторская задолженность |
23036 474 3062,00 10000 9500 |
30403,9 500 4708 2155,9 23040 |
Краткосрочные пассивы в т.ч. краткосрочные кредиты краткосрочная задолженность расчеты с бюджетом прочие |
6200 - 2200 4000 - |
13182,22 7000 2464 3690,22 28 |
Долгосрочные пассивы |
- |
- |
|||
ИТОГО |
113036 |
131703,9 |
ИТОГО |
113036 |
131703,9 |
3.3. Использование оперативного планирования на предприятии
Оперативное финансовое планирование, которое необходимо для контроля за поступлением фактической выручки на расчётный счёт и расходованием наличных финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платёжного календаря, кассового плана и кредитного плана.
Оперативное управление финансовыми потоками фирмы сводится к управлению ее текущими денежными потоками. Ежедневно перед фирмой возникают вопросы:
- за счет чего и каким образом оплатить сегодня неотложные счета;
- куда, когда и на каких условиях направить появившиеся сегодня свободные денежные средства.
В реальной жизни любой фирмы невозможно свести управление финансами к управлению денежными потоками в рамках отдельно взятого вида деятельности — операционной, инвестиционной, финансовой. Даже имея ясное представление о доходности в каждом виде деятельности, в условиях открытой экономики, есть огромное количество факторов, учет которых не позволяет принять прямолинейный подход к принятию финансовых решений, ориентируясь лишь на максимальную доходность определенного вида деятельности.
К фундаментальным факторам, влияющим на принятие решений по оперативному управлению потоком денежных средств, относятся:
· наличие принятых в фирме приоритетов видов деятельности. Главным приоритетом является операционная деятельность, а инвестиционная и финансовая деятельность присутствует настолько, насколько это необходимо для обеспечения финансирования операционной деятельности. Отсюда термин – "основная деятельность" – деятельность, определяющая профиль и облик фирмы на рынках сбыта и в конкурентной борьбе;
· наличие принятых в компании стратегических целей, требующих особого режима финансирования: а) в заранее неизвестный момент времени (например, если сегодня необходимо профинансировать покупку технической документации на интересующую фирму продукцию, то она может пойти на это в ущерб интересам постоянного приоритета, т.е. финансирования основной деятельности); б) в заранее известный момент времени, например, финансирование заранее спланированных капитальных вложений;
· неожиданные изменения взаимоотношений с поставщиками и потребителями. К примеру, неожиданная просьба постоянного, надежного поставщика сырья о досрочной оплате поставки в связи с обострением у него финансовой ситуации, неожиданное банкротство важного поставщика и др.;
· риски неритмичности денежного потока.
Всех факторов перечислить невозможно. Они настолько разнообразны, что прежде чем реагировать на их воздействие, всегда приходится сначала оценить их значимость для судьбы фирмы и лишь после этого включать в процесс принятия финансового решения. Нельзя не учитывать и условия, в которых осуществляется сама технология финансирования (прохождения денег через банк и т.д.).
Движение денежных средств фирмы представляет собой непрерывный процесс. Для каждого направления использования денежных фондов должен быть соответствующий источник. В широком смысле активы фирмы представляют собой чистое использование денежных средств, а пассивы и собственный капитал – чистые источники.
Главная задача регулирования потока денежных средств — нахождение компромисса между достаточным размером имеющихся денежных средств для поддержания ликвидности фирмы и постоянным инвестированием избытка денежных средств для поддержания их прибыльности. С особой остротой проблема этого компромисса встает перед каждой фирмой в периоды спада бизнес-цикла, т.е. снижения деловой активности. В общем случае необходимо определить [18]:
· оптимальное время для открытия кредита и выплаты обязательств по нему;
· ежедневную переходящую сумму денежных средств со счета на счет, для чего необходима информация о ежедневной денежной наличности.
Очевидно, что фирмы с устойчивым финансовым положением имеют больше возможностей кредитоваться по выгодным ставкам даже при узких финансовых рынках, как например в современной России. Такие фирмы могут себе позволить держать минимальный кассовый остаток либо обходиться вовсе без него.
Размер денежной наличности, которым постоянно должна располагать фирма, равняется:
· компенсационным остаткам, которые установлены обслуживающим банком;
· денежным остаткам, необходимым для удовлетворения ежедневных потребностей: на непредвиденные случаи, для обслуживания ежедневных сделок за наличные и др.;
· остаткам наличности для выполнения обязательств при непредвиденных обстоятельствах, т.е. для поддержания необходимой финансовой маневренности.
Однако искусство управления денежными средствами отнюдь не сводится к расчетам оптимальных сумм денежной наличности на счетах фирмы.
Принимая во внимание второе определение "золотого правила" финансирования, можно констатировать, что поддержание оптимальных размеров денежных средств на счете для оплаты кредиторской задолженности при прочих равных условиях равносильно отсрочке на соответствующую сумму оплаты этой кредиторской задолженности. Этот вывод положен в основу различных инструментов отсрочки платежей. Наиболее распространенными на практике способами отсрочки денежных выплат являются:
· поддержание постоянного нулевого остатка на расчетном счете;
· применение вексельной формы расчетов;
· задержка зарплаты служащим.
Каждая фирма использует в определенное время комбинацию этих способов либо отдельные из них, постоянно помня о сохранении объективного по своей природе компромисса между ликвидностью и доходностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовое планирование является важной составляющей планирования деятельности предприятия. Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.
В результате рассмотрения принципов финансового планирования и его практического применения на различных предприятиях можно сделать вывод о том, что оно является незаменимым для оценки прогнозного денежного потока организации. Для осуществления своих расходов организация должна обеспечивать адекватный приток денежной массы в виде выручки от продаж продукции, товаров (работ, услуг), поступления дивидендов на вложенный капитал, получения временных заемных денежных средств и т.д. Аппарат финансового планирования позволяет заблоговременно и с достаточным уровнем достоверности оценить будущие расходы организации с целью их покрытия за счет тех или иных источников средств.
Бюджетирование представляет собой процесс финансового планирования, оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.
Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации. Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году.
В процессе практического рассмотрения процесса бюджетирования были составлены прогнозный баланс, отчет о прибылях и убытках, и план движения денежных средств ОАО «Поли-М».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 1994,-371с.
2. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 1998.
3. Брейли Р.,Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997,-297с.
4. Грамотенко Т.А., Мясоедова и др. Бизнес план: Учебно-практическое пособие. – М.: Приор, 1998.
5. Деловое планирование: методы, организация, современная практика: Учебное пособие / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 1997.
6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001,-412с.
7. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник.– М.: ИНФРА-М, 2000.– 416с.
8. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации.-М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002.-286с.
9. Павлова Л.П. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1996,-298с.
10. Позднеев И.А. Финансовое планирование и анализ. М.: Финансы и статистика, 1998.
11. Поукок М.А., Тейлор А.Х. Финансовое планирование и контроль. – М.: ИНФРА-М, 1996.
12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.-М.: ИНФРА-М, 2002,-336с.
13. Справочник финансиста предприятия – М.: ИНФРА-М, 2000.-559с.
14. Финансы: Учебник/ Под ред.проф. В.В. Ковалева.-М.:ПБОЮЛ М.А. Захаров,2001.-640с.
15. Финансы в управлении предприятием / Под ред. А.М. Ковалевой.-М.: Финансы и статистика, 1995,-382с.
16. Финансы предприятий: Учебник/ Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред.проф. Н.В. Колчиной.-М.: Финансы, ЮНИТИ,1998.-413с.
17. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 1996,-188с.
18. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1997,-246с.