содержание

содержание. 2

ЗАДАЧА 1. 3

1.1. Обозначения и принципы расчетов. 3

1.2. Результаты расчетов. 6

1.3. Анализ результатов. 6

задача 2. 7

2.1. Обозначения и принцип расчетов. 7

2.2. Результаты расчетов. 7

список литературы.. 9

 

ЗАДАЧА 1

В городе Хабаровске имеется 6 предприятий пищевой промышленности, выпускающих ликероводочную продукцию. Данные о размерах производства и численности персонала представлены в таблице:

Определить средний размер производства и средний размер предприятия в отрасли, долю крупных предприятий в общем числе предприятий и в объёмах производства и численности, а также показатели концентрации в отрасли (коэффициент концентрации, коэффициент Хиршмана-Херфиндаля), по которым определить состояние данной отрасли.

1.1. Обозначения и принципы расчетов.

Пусть  - количество предприятий отрасли,  - среднегодовой объем реализации продукции предприятия  в тыс. руб.,  - среднегодовая численность промышленно-производственного персонала в чел.

Тогда средний объём реализации в отрасли можно определить двумя способами:

1)                         Усреднённый объем реализации предприятий без учета размера – простое арифметическое среднее объёмов :

2)                         Средний объём реализации предприятий с учетом их размера – арифметическое среднее объёмов реализации , взвешенное по численности занятых на предприятиях :

.

Средний размер предприятия отрасли отражает средняя численность производственно-промышленного персонала:

.

Для анализа состояния отрасли, определения крупнейших фирм и степени концентрации необходимо сортировать предприятия по размеру:

Пусть ,  - отсортированные в порядке убывания размера предприятия показатели среднегодовой численности промышленно-производственного персонала и среднегодового объёма реализации, т.е.  - численность промышленно-производственного персонала крупнейшей фирмы,  - её объем реализации.

Будем считать крупными те фирмы, размер которых превышает средний размер предприятия отрасли . Пусть таких фирм . Тогда доля крупных предприятий в общем числе предприятий составит:

.

Доля численности промышленно-производственного персонала крупных предприятий составляет:

,

а доля объёма реализации крупных предприятий в общем объеме реализации отрасли определяется двумя способами, аналогично среднему объёму реализации:

1)                         Без учета размера предприятий:

;

2)                         С учетом размера предприятий:

.

Иначе этот показатель называют коэффициентом концентрации отрасли. Другой показатель степени концентрации отрасли – индекс Херфиндаля-Хиршмана – представляет собой сумму квадратов долей предприятий в общем объёме реализации отрасли:

.

Коэффициент  принимает значения от 0 до 1, и считается, что отрасль является высокомонополизированной, если  в ней превышает, например, значение 0.16 (в США к таким отраслям применяют антимонопольное законодательство).

1.2. Результаты расчетов.

В соответствии с данными и выбранными принципами расчетов среднее предприятие отрасли характеризуется следующими показателями:

,

,

.

Количество крупных фирм в отрасли составляет  (это Предприятия 2, 6 и 4). Доля крупных фирм в общем количестве предприятий составляет:

,

доля численности занятых крупных предприятий в общем количестве занятых в отрасли составляет:

,

и доля их реализации в общем объёме реализации отрасли (коэффициент концентрации) составляет:

,

.

Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана в отрасли составляет:

.

1.3. Анализ результатов.

Данную отрасль можно считать высоко концентрированной. Во-первых, об этом говорит соотношение  - большие фирмы производят непропорционально больший объём, при том, что половину фирм отрасли можно считать крупными (). Во-вторых, это подтверждает высокое значение коэффициента концентрации  - 90% реализации отрасли (с учетом размера предприятий) сосредоточено в 50% фирм. Наконец, значение  индекса Херфиндаля-Хиршмана также является слишком высоким, чтобы считать данную отрасль немонополизированной.

задача 2.

Станкостроительное предприятие имеет возможность заключить договор на поставку по кооперации станин для станков с тремя предприятиями, которые находятся в различных районах. Известно, что масса одной станины – 1 тонна, стоимость транспортировки одной тонны на расстояние 1 км составляет 20 рублей.

Обоснуйте выбор поставщика. Целесообразно ли заключать договор с данным поставщиком, если известно, что тарифы должны повысится до 25 рублей за тонну?

2.1. Обозначения и принцип расчетов.

Будем выбирать поставщика на основе минимума затрат в расчете на одну станину. Пусть  - количество потенциальных поставщиков,  - цена одного изделия поставщика ,  - вес изделия поставщика ,  - расстояние доставки от поставщика ,  - тариф перевозки от поставщика  в расчете на единицу веса.

Тогда задача выбора поставщика имеет следующий вид:

.

Таким образом, оптимальность того или иного поставщика является относительной, и при изменении параметров  необходимо оценивать изменение значений затрат для всех поставщиков.

2.2. Результаты расчетов.

В данной ситуации поставщики отличаются только расстоянием  и ценой изделия . Вес всех изделий составляет , тариф перевозки за единицу веса составляет . Соответствующие затраты  составляют:

При изменении тарифа перевозки () затраты изменяются следующим образом:

,

откуда видно, что оптимальным по-прежнему остается поставщик из Благовещенска.

список литературы

1.     Пиндайк Р., Рубенфельд Д. Микроэкономика. М. – “Дело”, 2000.

2.     Соломенникова Е.А. и др. Экономика предприятия. Новосибирск – НГУ, 2003.

3.     Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М. – “Дело”, 2001.

4.     Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х тт. СПб – Экономическая школа, 2000.

5.     Бусыгин В.П., Желободько Е.В., Коковин С.Г., Цыплаков А.А. Микроэкономический анализ несовершенных рынков, ч. I.  Новосибирск, 2000.