содержание
содержание. 2
ЗАДАЧА 1. 3
1.1. Обозначения и принципы расчетов. 3
1.2. Результаты расчетов. 6
1.3. Анализ результатов. 6
задача 2. 7
2.1. Обозначения и принцип расчетов. 7
2.2. Результаты расчетов. 7
список литературы.. 9
ЗАДАЧА 1
В городе Хабаровске имеется 6 предприятий пищевой промышленности, выпускающих ликероводочную продукцию. Данные о размерах производства и численности персонала представлены в таблице:
Определить средний размер производства и средний размер предприятия в отрасли, долю крупных предприятий в общем числе предприятий и в объёмах производства и численности, а также показатели концентрации в отрасли (коэффициент концентрации, коэффициент Хиршмана-Херфиндаля), по которым определить состояние данной отрасли.
1.1. Обозначения и принципы расчетов.
Пусть - количество предприятий отрасли, - среднегодовой объем реализации продукции предприятия в тыс. руб., - среднегодовая численность промышленно-производственного персонала в чел.
Тогда средний объём реализации в отрасли можно определить двумя способами:
1) Усреднённый объем реализации предприятий без учета размера – простое арифметическое среднее объёмов :
2) Средний объём реализации предприятий с учетом их размера – арифметическое среднее объёмов реализации , взвешенное по численности занятых на предприятиях :
.
Средний размер предприятия отрасли отражает средняя численность производственно-промышленного персонала:
.
Для анализа состояния отрасли, определения крупнейших фирм и степени концентрации необходимо сортировать предприятия по размеру:
Пусть , - отсортированные в порядке убывания размера предприятия показатели среднегодовой численности промышленно-производственного персонала и среднегодового объёма реализации, т.е. - численность промышленно-производственного персонала крупнейшей фирмы, - её объем реализации.
Будем считать крупными те фирмы, размер которых превышает средний размер предприятия отрасли . Пусть таких фирм . Тогда доля крупных предприятий в общем числе предприятий составит:
.
Доля численности промышленно-производственного персонала крупных предприятий составляет:
,
а доля объёма реализации крупных предприятий в общем объеме реализации отрасли определяется двумя способами, аналогично среднему объёму реализации:
1) Без учета размера предприятий:
;
2) С учетом размера предприятий:
.
Иначе этот показатель называют коэффициентом концентрации отрасли. Другой показатель степени концентрации отрасли – индекс Херфиндаля-Хиршмана – представляет собой сумму квадратов долей предприятий в общем объёме реализации отрасли:
.
Коэффициент принимает значения от 0 до 1, и считается, что отрасль является высокомонополизированной, если в ней превышает, например, значение 0.16 (в США к таким отраслям применяют антимонопольное законодательство).
1.2. Результаты расчетов.
В соответствии с данными и выбранными принципами расчетов среднее предприятие отрасли характеризуется следующими показателями:
,
,
.
Количество крупных фирм в отрасли составляет (это Предприятия 2, 6 и 4). Доля крупных фирм в общем количестве предприятий составляет:
,
доля численности занятых крупных предприятий в общем количестве занятых в отрасли составляет:
,
и доля их реализации в общем объёме реализации отрасли (коэффициент концентрации) составляет:
,
.
Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана в отрасли составляет:
.
1.3. Анализ результатов.
Данную отрасль можно считать высоко концентрированной. Во-первых, об этом говорит соотношение - большие фирмы производят непропорционально больший объём, при том, что половину фирм отрасли можно считать крупными (). Во-вторых, это подтверждает высокое значение коэффициента концентрации - 90% реализации отрасли (с учетом размера предприятий) сосредоточено в 50% фирм. Наконец, значение индекса Херфиндаля-Хиршмана также является слишком высоким, чтобы считать данную отрасль немонополизированной.
задача 2.
Станкостроительное предприятие имеет возможность заключить договор на поставку по кооперации станин для станков с тремя предприятиями, которые находятся в различных районах. Известно, что масса одной станины – 1 тонна, стоимость транспортировки одной тонны на расстояние 1 км составляет 20 рублей.
Обоснуйте выбор поставщика. Целесообразно ли заключать договор с данным поставщиком, если известно, что тарифы должны повысится до 25 рублей за тонну?
2.1. Обозначения и принцип расчетов.
Будем выбирать поставщика на основе минимума затрат в расчете на одну станину. Пусть - количество потенциальных поставщиков, - цена одного изделия поставщика , - вес изделия поставщика , - расстояние доставки от поставщика , - тариф перевозки от поставщика в расчете на единицу веса.
Тогда задача выбора поставщика имеет следующий вид:
.
Таким образом, оптимальность того или иного поставщика является относительной, и при изменении параметров необходимо оценивать изменение значений затрат для всех поставщиков.
2.2. Результаты расчетов.
В данной ситуации поставщики отличаются только расстоянием и ценой изделия . Вес всех изделий составляет , тариф перевозки за единицу веса составляет . Соответствующие затраты составляют:
При изменении тарифа перевозки () затраты изменяются следующим образом:
,
откуда видно, что оптимальным по-прежнему остается поставщик из Благовещенска.
список литературы
1. Пиндайк Р., Рубенфельд Д. Микроэкономика. М. – “Дело”, 2000.
2. Соломенникова Е.А. и др. Экономика предприятия. Новосибирск – НГУ, 2003.
3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М. – “Дело”, 2001.
4. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х тт. СПб – Экономическая школа, 2000.
5. Бусыгин В.П., Желободько Е.В., Коковин С.Г., Цыплаков А.А. Микроэкономический анализ несовершенных рынков, ч. I. Новосибирск, 2000.