Содержание

Содержание 2

Понятие и порядок формирования правительства_ 3

Структура правительства_ 9

Правительство в системе органов государственной власти_ 12

Компетенция правительства_ 14

Глава правительства_ 15

Порядок отставки правительства_ 16

Задача_ 17

Список литературы_ 19

Понятие и порядок формирования правительства

Правительство может иметь различные названия: совет министров, кабинет, кабинет министров, государственный совет (Китай), административный совет (КНДР), федеральное правительство (Германия), правительство (Чехия) и др. В некоторых странах (Бразилия, Мексика, США и др.) такого коллегиального органа ни в государстве в целом, ни в субъ­ектах федерации нет, министры, каждый в отдельности, подчинены пре­зиденту, а в штатах должностные лица — губернатору (некоторые долж­ностные лица, избираемые в США, как и губернатор, населением, ему подчинены только по отдельным вопросам)[1]. Однако в последние десяти­летия все чаще во многих президентских и во всех полупрезидентских республиках создается коллегиальный орган, называемый обычно сове­том министров. Правда, он имеет ограниченные полномочия, как и его председатель — премьер-министр: фактически правительством руково­дит президент.

Формирование правительства. Способ образования правительства зависит от формы правления[2]. В единичных еще сохранившихся абсолют­ных монархиях, в том числе и в прикрытых конституционно-парламент­ской оболочкой, глава государства назначает членов правительства обычно из своих ближайших родственников (Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Выбор министров свободен для главы государ­ства и в дуалистических монархиях, хотя король иногда учитывает ситуа­цию в парламенте. В президентской республике глава государства также формирует правительство по своему усмотрению из известных деятелей своей партии (Бразилия, Египет, Колумбия, Мексика и др.), хотя в неко­торых таких республиках, например, в формировании правительства участвует верхняя палата (в США согласие на назначение министров дает сенат; он не занимается вопросом партийной принадлежности на­значаемых на должность министров, а проверяет лишь компетентность кандидатов и их моральный облик). В целом это президентский способ формирования правительства.

В полупрезидентской республике партийный состав парламента учитывается при формировании правительства, поскольку для назначения премьер-министра обычно требуется согласие парламента (нижней пала­ты). На Украине, в некоторых других постсоциалистических государст­вах установлен именно такой порядок. Это частично парламентский спо­соб формирования правительства, поскольку для назначения других ми­нистров, кроме премьера, согласия парламента не требуется (в редких случаях такое согласие необходимо для назначения некоторых ключевых министров). После выборов президента, если даже избрано то же лицо на новый срок, правительство формируется заново.

В парламентарных монархиях и парламентарных республиках приме­няется парламентский способ формирования правительства, основан­ный на выборах в парламент. После каждых выборов (и в случае если парламент был распущен досрочно) правительство формируется заново, Даже если у власти сохранилась та же партия, но выборы нового прези­дента не влекут за собой создания нового правительства. Правительство при данном способе формирования считается созданным, если оно полу­чает доверие парламента, но юридически оно создается следующим за этим указом (декретом и т.п.) главы государства. В данном случае глава государства (в Швеции, что редкость, — председатель парламента) сначала назначает кандидата в премьер-министры — лидера партии (блока партий), в отношении которого можно полагать, что созданное им одно­партийное или коалиционное правительство может получить в парламен­те при голосовании утверждение — вотум доверия. Предварительно глава государства иногда встречается с лидерами различных партий для выяснения их мнения. Назначенное в качестве кандидата на пост главы правительства лицо подбирает кандидатуры министров, представляет их вместе с программой деятельности парламенту и просит его о доверии. В некоторых странах (Португалия, Швеция) положительным считается такое голосование парламента, при котором против не проголосовало большинство (а не большинство было «за»). В этом случае с учетом воздержавшихся правительство может быть утверждено меньшинством парламентариев. После этого глава государства издает соответствую­щий акт. В Болгарии и Германии парламентом утверждается только глава правительства, министров он назначает сам. Смещает он их тоже по своему усмотрению.

В некоторых странах, особенно там, где в парламенте представлено много мелких партий (некоторые Скандинавские страны, государства Северной Европы), кандидат на пост премьер-министра, которому глава государства поручает формирование правительства, обычно называется форматором. Иногда сменяется несколько форматоров, прежде чем со­став правительства представляется парламенту, который к тому же не всегда его утверждает.

При подборе министров в состав правительства соблюдаются определенные условия. Чаще всего они отражают традиции и обычаи страны. В Индии в состав правительства обязательно включаются представители крупнейших штатов (Уттар-Прадеш, Гуджарат и др.), в Кении — пред­ставители племен, насчитывающих не менее 3% населения страны (поэ­тому в Кении обычно существует многочисленное правительство), в Канаде учитываются национальность и язык. Бывает, что условия для вхождения в состав правительства устанавливаются конституцией. В Бельгии, согласно ст. 86-бис конституции, в состав правительства должно быть включено равное число министров, говорящих на французском \ нидерландском языках; ст. 96 конституции Швейцарии устанавливает что в состав правительства может быть включено не более одного министра от одного кантона. В ряде стран установлен определенный возраст для члена правительства (в Бразилии — 25 лет, в Египте — 30); натура­лизованные граждане могут стать министрами по истечении нескольких лет после натурализации (в Мексике — 10). Министры должны испове­довать определенную религию (ислам в некоторых арабских государст­вах), иметь соответствующий моральный облик (Финляндия). В Вели­кобритании и других странах (Индия, Греция) министры назначаются только из числа парламентариев, они сохраняют свой парламентский мандат и даже могут голосовать по вопросу о доверии правительству. Во Франции, на Украине они должны сделать выбор: остаться парламента­риями или быть министрами. Не должны быть членами парламента мини­стры в США и Болгарии.

Виды правительства (с точки зрения партийного состава)[3]. В тех парламентарных государствах, где какая-либо партия имеет абсолютное большинство (50 % плюс один голос в однопалатном парламенте или его нижней палате) создается однопартийное правительство. Такая ситуа­ция характерна для стран с двухпартийной системой (Великобритания, Австралия, Канада и др.) и стран с одной доминирующей партией (напри­мер, в Индии, Японии так было довольно долго). В таких государствах лишь во время войны, чрезвычайных событий в однопартийное прави­тельство включаются представители других партий («частично разделен­ная ответственность»).

В президентских республиках также создается однопартийное прави­тельство. Глава государства назначает министров из своей партии и лишь иногда вводит в состав кабинета единичных представителей других партий или беспартийных специалистов. Представители других партий должны действовать в таком правительстве в соответствии с политикой президента.

В полупрезидентских республиках состав правительства в опреде­ленной мере может быть связан с составом парламента (во Франции правительство по традиции должно получить вотум доверия). Во многих постсоциалистических полупрезидентских республиках президент не обязан учитывать состав парламента, но на деле в какой-то мере делает это. Во всяком случае он учитывает отношение парламента к кандидату­ре премьер-министра, поскольку его назначение президентом должно получить предварительное согласие парламента (путем голосования). Хотя в постсоциалистической полупрезидентской республике в состав правительства могут входить представители разных партий (при их многочисленности и дробности обычно нет какой-либо ведущей партии) правительство часто рассматривается как беспартийное. Оно не должно проводить политику какой-либо одной партии, тем более что общее руководство им осуществляет беспартийный или считающийся беспартий­ным президент.

Однопартийные правительства всегда создаются в странах тоталитарного социализма, где действует одна партия, но там, где имеются другие партии, их представители обычно включаются в состав совета министров, что не изменяет, по существу, его характера: министры-коммунисты всегда составляют в нем абсолютное большинство. Представителям других партий обычно отдаются два — четыре министерских поста, к тому же не очень весомых. Однопартийные правительства созда­ются в тех странах, где конституция или закон разрешают одну партию (в прошлом во многих государствах Азии и Африки как социалистичес­кой, так и капиталистической ориентации).

Если в парламентарной монархии или парламентарной республике в парламенте нет большинства от какой-либо партии, на основе предвари­тельного соглашения между лидерами нескольких партий формируется коалиционное правительство, поддерживаемое большинством парла­ментариев. Лидеры этих партий делят между собой министерские посты, чем, в частности, такое правительство отличается от правительства в постсоциалистической полупрезидентской республике, где министров выбирает президент. При поддержке (голосовании) депутатов, принадле­жащих к партиям, входящим в коалицию, коалиционное правительство получает вотум доверия, но часто оказывается непрочным из-за разног­ласий в коалиции (в Италии за полвека после второй мировой войны сменилось более 50 составов правительства, в Японии в 1993— 1996 гг. — несколько составов).

В кризисные моменты, особенно в условиях войны, может быть обра­зовано коалиционное правительство особого рода — правительство национального единства с широким представительством разных пар­тий, принимающих на себя ответственность за руководство государст­вом. Такие партии и общественные движения часто объединяются на основе совпадения первоочередных целей, например борьба против ино­земных захватчиков, но расходятся в понимании дальнейших путей раз­вития государства. Поэтому в правительстве национального единства (национального фронта и т.п.) существуют внутренние противоречия, а после достижения первоочередных целей внутри него нередко начинает­ся настоящая борьба. Правительствами национального единства, нацио­нального спасения, национального восстановления нередко провозгла­шают себя правительства, приходящие к власти в развивающихся стра­нах после очередного переворота. Они, однако, формируются из состава руководителей переворота, но не на партийной основе: обычно все поли­тические партии запрещаются.

В тех случаях, когда в правительстве есть одна-две крупные партии, не имеющие, однако, порознь большинства в парламенте, может быть создано правительство парламентского меньшинства. Одна из партий формирует правительство, а несколько (или одна-две) малочислен­ных партий, не входя по принципиальным соображениям или не будучи приглашены в коалицию, обещают поддержать правительство голосова­нием при вотуме доверия и делают это.

Если в парламентарной республике или парламентарной монархии не удается сформировать правительство на коалиционной основе, создает­ся служебное (деловое, чиновничье) правительство из специалистов. Они могут быть беспартийными, могут принадлежать к партиям, но в их деятельности не должна учитываться партийная принадлежность. Такое правительство обычно имеет временный характер и существует до новых выборов в парламент, когда можно будет сформировать правительство на партийной основе. Часто оно создается именно для того, чтобы в услови­ях правительственного кризиса и отставки правительства организовать такие выборы (Болгария в феврале 1997 г.). Беспартийные правитель­ства существуют также всегда в странах, где все политические партии запрещены или политическое развитие еще не привело к созданию пар­тий. В настоящее время беспартийные правительства, состоящие пре­имущественно из родственников монарха, действуют в Саудовской Ара­вии, Бутане, Бахрейне, Катаре, Кувейте, ОАЭ (в ОАЭ правительство создает коллегия эмиров).

В результате военных и революционных переворотов нередко созда­ется временное правительство. Оно образуется внепарламентским способом и не на основе конституционных норм. Временное правительство по составу своих членов может быть партийным и беспартийным Нередко оно не называется временным, но на деле является таковым.

Структура правительства

Как правило, правительство — это коллегиальный орган исполни­тельной власти, обладающий общей компетенцией осуществляющий ру­ководство государственным управлением. Он возглавляет администра­тивную, т.е. исполнительно-распорядительную, деятельность в стране, под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

С точки зрения перечня/должностных лиц состав правительства в разных странах различен. В его состав входит возглавляющий правитель­ство премьер-министр, который может иметь другие официальные назва­ния — премьер Государственного совета в Китае, министр-председатель в Болгарии, государственный министр в Швеции. Под руководством пре­мьера работают министры, государственные министры (в Японии так называется любой член кабинета министров, в Португалии — заместите­ли премьер-министра), государственные секретари (в США так называют министра иностранных дел, другие министры называются секретаря­ми, в Великобритании различаются «старшие» и «младшие» по своему положению министры — первые обычно называются государственными секретарями), парламентские секретари, которые обеспечивают связи правительства и министров с парламентскими структурами, представля­ют министров в парламенте.

В состав правительства часто включаются министры без портфеля — лица, которые не руководят какими-либо ведомствами, но на заседаниях правительства имеют право решающего голоса. Иногда они выполняют отдельные поручения премьер-министра, координируют работу группы министерств[4].

В некоторых странах, особенно в Великобритании, по традиции сохраняются средневековые названия отдельных членов правительства иногда не дающие точного представления о круге их занятий: лорд-канцлер (по существу, это министр юстиции, председательствующий также в палате лордов), лорд — хранитель печати, канцлер казначейства (министр финансов). В некоторых развивающихся странах бывает должность главного министра (министра-координатора), курирующего работа нескольких однородных министерств, бывают также министры, управляющие крупными регионами страны. В Великобритании есть также министры по делам Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Конститу­цией или законом может быть установлена определенная численность министров: не мене 7 в Норвегии, 7—15 в Ирландии, не более 14 в ОАЭ.

В странах тоталитарного социализма должность министра с правом решающего голоса имеют иногда заместители председателей крупных государственных комитетов, например планирования, руководители массовых общественных организаций — женской, молодежной, профсо­юзов, включаемые в состав правительства в соответствии с их общест­венным положением (например, в Румынии в прошлом). Иногда в заседа­ниях правительства регулярно участвуют не имеющие ранга министра руководители неправительственных ведомств, но лишь с правом совеща­тельного голоса. Во Вьетнаме, на Кубе в заседаниях правительства на регулярной основе участвуют руководители крупнейших общественных организаций, но также с правом совещательного голоса.

Нередко в составе правительства создаются более узкие структуры которые могут выполнять некоторые (порой довольно важные) полномочия правительства. Существуют четыре формы таких органов[5]:

1) в некоторых странах с влиянием англосаксонского права (в Великобритании, в Индии и др.) различаются правительство и кабинет Правительство включает всех министров, младших министров, которые по терминологии других стран, являются лишь заместителями ведущих министров, иных лиц, и вследствие этого имеет очень широкий состав (иногда более 80 человек). Однако правительство никогда не собирается в полном составе как особый орган. Заседает и правит страной кабинет, как правило, включающий около 20 или немногим более министров, которые отбираются премьер-министром и приглашаются им в свою ре­зиденцию на заседания обычно раз в неделю;

2) в некоторых странах континентального права (Франция, франкоя­зычные страны Африки и др.) различают совет министров и совет каби­нета. Заседания совета министров — это официальные заседания прави­тельства, проходящие под председательством президента; на них прини­маются наиболее важные решения. Заседания совета кабинета проходят под председательством премьер-министра, обычно каждый раз по особо­му поручению президента; на них рассматриваются главным образом оперативные вопросы;

3) в странах тоталитарного социализма нередко внутри правительст­ва создается особый орган — президиум или бюро правительства. В его состав входят премьер, его заместители, иногда некоторые министры. Президиум (бюро) принимает решения по многим важным вопросам, относящимся к компетенции правительства;

4) в некоторых случаях в составе правительства создаются межве­домственные комитеты или комиссии, объединяющие группы родствен­ных министерств. Им также делегируются полномочия по решению от­дельных вопросов компетенции правительства.

Правительство в системе органов государственной власти

Правительство в зарубежных странах представляет собой коллегиальный исполнительный орган власти. Для определения места правительства в системе органов  необходимо проанализировать его отношения с парламентом, главой государства, органом конституционного надзора и политическими партиями[6].

Отношения правительства с парламентом зависят от формы правления. В президентских республиках правительство, возглавляемое президентом, формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственности перед парламентом. Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимаемые парламентом. Поэтому само правительство, согласно применяющемуся в президентских республиках принципу разделения властей, рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права отлагательного вето. В парламентарных странах правительства занимают по отношению к парламенту еще более сильные позиции, чем в президентских республиках. При том, что в этих странах правительство несет политическую ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия, оно фактически контролирует и направляет деятельность парламента.

Отношения правительства с главой государства могут быть рассмотрены только применительно к парламентским странам. В президентских республиках президент лично возглавляет правительство. В парламентских странах глава государства может осуществить свою конституционную компетенцию только через правительство или с его санкции. Любые акции главы государства есть не что иное, как правительственная деятельность. Такие важнейшие полномочия главы государства, как право роспуска парламента, досрочного перерыва сессии, издание указов, право вето и т.д., осуществляются только по прямому указанию правительства.

Отношения правительства с высшим органом конституционного надзора в определенной степени зависят от способа формирования последнего и от объема его полномочий. Известную роль играет и партийный состав органа конституционного надзора. Объем компетенции органа конституционного надзора и степень обязательной  силы его решений также оказывают определенное влияние на отношения его с правительством.

Отношения правительства с политическими партиями зависят, прежде всего, от формы правления. - В парламентарных странах правительство тесно связано с политическими партиями, так как оно опирается на партийное большинство в парламенте, являющееся конституционной основой его существования. В этих странах правительство осуществляет жесткий контроль над своей фракцией, всеми доступными способами поддерживая партийную дисциплину.-  В президентских республиках взаимоотношения правительства с партиями носят иной характер по той причине, что исполнительный орган власти не зависит от парламентского большинства. В свою очередь парламент в этих странах не подвержен угрозе роспуска, что укрепляет его позиции по отношению к правительству. Правительство в президентских республиках в меньшей степени заинтересовано в контроле над парламентскими фракциями, но это не означает, что такой контроль отсутствует.

 Правительство в президентских республиках осуществляет контроль над парламентом не через партийные фракции, а непосредственно, причем этот контроль сохраняется и тогда, когда правительство и парламентское большинство принадлежат к различным партиям. Анализ фактического положения правительства в зарубежных странах позволяет сделать следующие выводы: правительство занимает центральное место в системе высших органов государственной власти, хотя это положение не закрепляется конституциями; правительство является основным инструментом осуществления как внутренней, так и внешней политики; правительство осуществляет контроль над крупными политическими партиями при любой форме правления.

Компетенция правительства

В большинстве конституций полномочия правительства определены самым общим образом[7]. Например, французская конституция гласит: «Правительство определяет и проводит политику нации. Оно также распоряжается администрацией и вооружен­ными силами» (ст. 20). В парламентарных республиках и монархиях правительство осуществляет полномочия, принадлежащие по конститу­ции главе государства, хотя иногда определяются и некоторые особые полномочия правительства — обычно по частным вопросам. В тех прези­дентских республиках, где правительства как коллегиального органа нет, его полномочия осуществляет глава государства, а министры, со­ставляя кабинет, действуют по указанию главы государства, помогая ему осуществлять свои полномочия (Бразилия, США и др.). Такая же ситуа­ция сложилась в тех президентских республиках, где есть советы мини­стров (Египет, Перу), хотя в данном случае иногда предусмотрены и некоторые собственные полномочия правительства.

Наиболее подробно компетенция правительства регламентируется конституциями в странах тоталитарного социализма. Обычно основные законы содержат перечень вопросов, поручаемых ведению правительст­ва (руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством, охрана общественного порядка и прав граждан, общее руководство внешними сношениями и строительством вооруженных сил, раз работка и осуществление планов экономического и социального развития страны, государственного бюджета и др.). Некоторые современны» постсоциалистические конституции (например, Украины 1996 г.) следу ют этой традиции, также подробно перечисляя вопросы ведения правительства.

Лишь в единичных конституциях содержатся указания на вопросы которые правительство должно решать коллегиально (например, конституция Словакии, вступившая в силу в 1993 г.). Это, как правило, наиболее важные вопросы в компетенции правительства.

На практике вопросы, вводящие в компетенцию правительства, часто решают его президиум (бюро), комитеты в правительстве, премьер-ми­нистр. В последние десятилетия роль премьера в коллегии правительства во всех странах значительно возросла: ныне он уже не просто первый среди равных, а лицо, определяющее политику правительства. Да и голо­сование на заседаниях правительства бывает все реже, решающее слово принадлежит премьер-министру.

Правительство издает подзаконные акты — нормативные и ненормативные (указы, ордонансы, декреты, распоряжения и др.). Они занимают более низкое место по сравнению с актами главы государства. В полупре­зидентских республиках, в парламентарных монархиях и республиках правительства (в ряде стран — только министры, а не коллегия прави­тельства) могут издавать нормативные акты либо от своего имени, либо только как акты, оформляемые по указанию правительства в виде декрет-законов президента, приказов монарха в совете. В президентских респуб­ликах, даже если в них имеется совет министров, нормативные акты правительства издаются как акты главы государства. Как уже отмеча­лось, при различных формах правления правительство может также из­давать, при соблюдении определенных условий, временные акты, имею­щие силу закона.

Глава правительства

Особую роль в правительстве играет премьер-министр (председа­тель правительства). От него зависит подбор кандидатур в состав прави­тельства. Нередко парламент избирает или назначает только премьер-министра, остальных министров он назначает и смещает сам (Болгария, Германия). Часто он принимает решения от имени правительства. При нем создаются различные органы — ведомство федерального канцлера в Германии, гражданский и военный кабинеты во Франции. У него есть личный секретариат. Для предварительного решения вопросов или для их окончательного решения он созывает совещания близких ему ми­нистров[8].

Премьер-министры имеют высокий должностной оклад. Выше всех оплачиваются премьер-министр Сингапура — 810 тыс. долл. США в год, премьер-министр Японии — ,400 тыс. (вдвое больше президента США и в 14 раз больше президента Польши).

При правительстве создается орган управления делами правительст­ва. Управляющий делами правительства в странах тоталитарного социа­лизма нередко имеет ранг министра, в других странах он тоже иногда называется министром по делам правительства.

Порядок отставки правительства

В настоящее время наблюдается тенденция усложнения процедур выражения недоверия правительству и министрам. Это связано с увели­чением числа полупрезидентских республик, с необходимостью обеспе­чения стабильности правительства. Во многих странах вотум недоверия может быть предложен лишь 1/10 (Колумбия), 1/4 (Чехия), а иногда 1 /З общего состава однопалатного парламента или нижней палаты (Бе­лоруссия). В отдельных парламентарных республиках и монархиях (Гер­мания, Венгрия, Папуа — Новая Гвинея) предусмотрен так называемый конструктивный вотум недоверия: в резолюции с выражением недоверия главе правительства должен быть одновременно предложен его преем­ник. Выражение недоверия и смещение одного премьера происходит одновременно с назначением другого, что обеспечивает преемственность и стабильность правительственной власти.

Политическая ответственность правительства перед главой государства выражается в смещении министра (увольнении в отставку) президентом. Это воз можно как в президентских, так и в полупрезидентских республиках неоднократно происходило в отдельных постсоциалистических государствах: президент увольнял министров за «неправильную политическую линию».

Политическая ответственность перед премьер-министром также выражается в требовании премьера к министру подать в отставку, в частности в случае разногласий по принципиальным вопросам. Эта ответственность имеет различные формы. В парламентарных республиках \ монархиях, где министры подбираются премьером и зависят от него руководитель правительства всегда может потребовать от министра за явление об отставке. Подобное часто наблюдалось в Великобритании Индии, Италии, Японии. В полупрезидентских республиках, чтобы уволить министра, премьер должен действовать через президента, так как министры назначаются им, хотя большинство из них подбираются премьер-министром (например, на Украине).

Политическая ответственность министров перед парламентом может быть солидарной и индивидуальной. При солидарной ответственное все правительство уходит в отставку, даже если недоверие выражено одному из его членов (Франция, Испания, Куба), при индивидуальное уходит только тот министр которому парламентом выражено недоверие В некоторых странах возможен и тот, и другой вид ответственности Вопрос о том, какая форма ответственности будет применена, если недоверие выражено только одному министру (нескольким министрам), но не правительству в целом, решает в одних государствах кабинет (Великоб­ритания), в других — парламент (Италия).

Увольнение министров возможно путем импичмента. В США он осуществляется подобно импичменту президенту. В Дании импичмент ми­нистру может быть возбужден не только парламентом, но и монархом, решение в этом случае принимает Высокий суд королевства[9].

Задача

Поправка к Конституции Японии считается принятой:

1) если за нее проголосовало 2/3 общего числа обеих палат парламента;

2) если за нее проголосовало большинство народа Японии, принявшего участие в народном референдуме;

3) если за нее проголосовало 2/3 общего числа обеих палат парламента и за нее проголосовало большинство народа Японии, принявшего участие в народном референдуме.

 Обоснуйте свой ответ

Решение

Конституция Японии предусматривает довольно жесткий порядок ее изменения. Оно возможно только по инициативе парламента, для внесения поправок необходимо согласие 2/3 общего числа членов каждой из двух его палат. После этого поправки должны быть переданы для утверждения на референдуме или должны быть вто­рично рассмотрены и одобрены новым составом парламента, для чего могут проводиться специальные выборы в парламент. После завершения одной из этих процедур изменение конституции считается состоявшим­ся. В конституцию Японии с 1947 г. поправки не вносились[10].

Список литературы

1.     Автономов А.С. Правовая онтология политики – М., 1999. –  115 с.

2.     Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. – Юрайт, 2001. – 416 с.

3.     Арбузкин М. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 666 с.

4.     Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 2003. – 224 с.

5.     Лазарев В.В. Конституционное право, Юристъ, 2002. – 458 с.

6.     Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. – М.: Белые альвы, 2000. 356 с.

7.     Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М: Юридическая литература, 1993. - 256 с.

8.      Современные зарубежные конституции. Учебное пособие. Составитель - В.В. Маклаков. М, 1992. - 285 с.

9.     Страшун Б.А.  Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – БЕК, 2000. – 757 с.

10.           Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2001. – 581 c.


[1] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2001. – С 117-123.

[2] Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. – Юрайт, 2001. – С256-269.

[3] Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 2003. –с. 87-94.

[4] Страшун Б.А.  Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – БЕК, 2000. –с. 218-229.

[5] Там же.

[6] Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. – М.: Белые альвы, 2000. С. 151-157.

[7] Современные зарубежные конституции. Учебное пособие. Составитель - В.В. Маклаков. М, 1992. -  с. 115-118.

[8] Арбузкин М. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М.: Юристъ, 2005. – С. 297-311.  

[9] Там же. – С.321-331.

[10] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2001. – С.486-513.