Содержание
Введение 3
Реализация в бизнесе 4
Возможность выбора в какой-либо сфере 5
Стирание гендерных границ_ 7
Заключение 10
Введение
Это удивительное счастье – жить на Земле
В суете повседневной обыденности мы почти не задумываемся над тем, зачем мы живем на этой Земле, чего мы хотим и что нам нужно для счастья. Нам некогда и незачем задаваться такими вопросами. И лишь обретя потери, мы вдруг начинаем многое переосмысливать и ко многому относиться совершенно по-другому. Ведь когда ты физически обделен, когда ты весь день сидишь у окна и лишь во сне можешь легко и свободно пробежаться по утренней поляне, мокрой и блестящей от росы, то порой даже ласковое дуновение ветра или отразившийся в зеркале солнечный луч кажутся такими удивительными и чудесными! И ты вдруг начинаешь понимать, что счастье — это внутреннее состояние души, и оно не зависит от внешних условий. Можно быть глубоко несчастным, имея огромное количество денег, машин и шикарных коттеджей, а можно быть счастливым, не имея ничего, абсолютно ничего, кроме собственной жизни... Может, мы созданы для того, чтобы жить для окружающих нас, любя их, думая и заботясь о них?[1] И может, все наши страдания как раз от того, что наша жизнь не соответствует этому?
Мы постоянно ждем чего-то? Труднее, оказывается, понять другое: что мы на самом деле можем, какие перспективы и возможности открывает для нас современный мир, и сможем ли мы ими воспользоваться.
Проведя опрос общественного мнения и изучив литературу по данной тематике, удалось выявиться следующие возможности человека в современном обществе.
Реализация в бизнесе
Но для того, чтобы выбрать свой лучший сценарий жизни, свой индивидуальный стиль работы - совершенно необходимо глубоко познать свою индивидуальность[2]. В современном мире познание себя, по сути, означает индивидуальное психологическое консультирование, которое не является ни юридическим документом, ограничивающим возможности человека, ни четким предписанием, ведь можно перешагивать те рамки, что были указаны специалистом. Но, придерживаясь заданного направления можно добиться очень многого. Когда цель большой работы неясна, или совершенно не ясен путь к своей цели, то велика вероятность потратить много сил впустую. Если же двигаться в верном направлении, в пути осваивать полезные навыки, - то вскоре из тревожного, пугающего предприятия это движение может превратиться в увлекательную, чрезвычайно интересную игру, настоящее творческое состояние. Для того, чтобы определить пределы возможностей и избежать одиночества, нужно обрести гармонию, найти свой неповторимый, индивидуальный стиль самореализации. Все это - вопросы индивидуального психологического консультирования, которые из зарубежных экзотических новаций все больше трансформируются в атрибут технологий успешного бизнеса в России.
Но Современный традиционный бизнес - это источник постоянного стресса. В нем нет места простым человеческим отношениям, в нем нет коллег, а только конкуренты за рабочие места. Традиционный бизнес ставит человека перед нелегким выбором: изнурительная работа или семья. Другими словами, разрушается привычная и естественная система человеческих, семейных ценностей.
Возможность выбора в какой-либо сфере
Современный человек имеет почти неограниченное право выбора.
Данная возможность нам предоставляется уже на начальных этапах нашей жизни – какое образование получать, где, в какой сфере. Образование – в свою очередь также является возможностью современного человека – важным звеном его последующей жизни, развития. Знания – путь к свету – расширение кругозора, осознанием себя как личности, определение своих способностей. Все это дает следующую перспективу - свободу в реализации собственных мыслей, своих идея, творчества и т.п. У каждого человека свой путь – только ему определять, как его пройти, общество всего лишь помогает, раскрывает свои возможности, позволяя идти по уже проторенному пути, облегчая достижение конечной цели[3].
В некотором смысле общество начинает делиться на тех, кто понимает, что происходит, кто знает, как устроен, например, самолет и теми, кто не понимает, как он устроен. Общество устроено настолько сложно и настолько подвержено катаклизмам, и вот этот резкий спад населения, он может означать все, что угодно – катаклизм в обществе. Когда в обществе начинается война и исчезают самые знающие люди, общество стремительно опускается и исчезает, и отстает, и застопоривается очень надолго. Значит, задача заключается в том, чтобы страховать общество, чтобы количество людей с мозгами, которые не только пользуются самолетом, но и знают, как он сконструирован, почему он летает, было достаточно большим. Именно поэтому необходимо как можно больше давать образования людям – не только чисто технологическое, чтобы он знал, как забить заклепку, но и понимал, почему так надо.
Раз мы затронули вопрос образования, хотелось бы остановиться на роли высшего образования и на возможности его получения. В последние годы роль высшего образования меняется, оно становится более доступным для широкого круга людей, и количество владельцев дипломов непрерывно растет.
Еще несколько десятилетий назад для работы по многим профессиям, предусматривающим большую долю умственного труда, вполне хватало среднего профессионального образования, а получение высшего образования являлось способом повышения социального статуса, карьерного роста, увеличения уровня доходов и т. п. На сегодняшний день ситуация изменилась, и теперь абсолютное большинство интеллектуальных профессий требует от работника самой высокой квалификации. Получение высшего образования становится нормой, выражающей средний общественно-необходимый уровень подготовки в развитом информационном обществе.
Конечно, это не касается людей, занятых физическим трудом. Для освоения необходимых профессиональных знаний и навыков им по-прежнему достаточно общего среднего или начального профессионального образования. Исследование требований, которые сегодня предъявляет работодатель при найме, позволяет сделать вывод, что наличие высшего образования является первым и основным условием приема на любую работу, связанную с умственной деятельностью.
В чем причины роста требований к уровню образования потенциального работника? Необычайно высокие темпы научно-технического прогресса, повсеместное распространение информационных технологий и многие другие факторы, определяющие нынешнее направление развития производственных отношений, предъявляют новые, гораздо более высокие требования к квалификации специалиста, чем, например, 10 лет назад. Сегодняшний работник должен быть максимально мобильным, от него требуется умение быстро обрабатывать большие объемы информации и на основе этого принимать оперативные решения. т. д.
Именно в институте студент гораздо более свободен, а потому и более самостоятелен: он учится распределять собственное время, силы, ставить задачи и достигать цели, принимать решения и нести за них ответственность. Таким образом, становится ясно, что работнику интеллектуального труда сегодня не обойтись без высшего образования, а наблюдающийся рост численности студентов и вузов наглядно выявляет современные тенденции развития информационного общества.
Сегодня мы открыты к восприятию новых идей[4]. Например, современное искусство, если смотреть шире, это и Пикассо, и Церетели, и Малевич. В Париж весь мир ездит смотреть изобразительное искусство. Потому что в него идут и всегда шли самые свободомыслящие и экспериментальные люди.
Новые идеи не только в искусстве, но и в науке – клонирование, генное вмешательство, освоение космоса и т.п.
Стирание гендерных границ
На мой взгляд – это очень важная возможность современного человека. Для примера, еще недавно наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казнив общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение[5].
Рассмотрим данный пункт отдельно применительно к женщинам и мужчинам.
Итак, что это дало для женщин
Сократилось бремя домашних забот и ответственности за детей для работающих женщин. Еще недавно можно было привести следующую статистику: по сравнению со своими женами, чернокожие мужчины делали 40% домашней работы, белые мужчины – 34%, а мужчины испанского происхождения - 36%. Работающая женщина выполняла в среднем 69% работы по дому. Увеличение доли времени, которое женщины посвящала работе, приводило лишь к небольшому сокращению их домашних обязанностей, а количество времени отнимаемого у них заботой о детях и вовсе осталось неизменным.
Раньше действовало следующее правило: в работе женщины обычно ниже по статусу, чем мужчины. Сейчас идет полноправная борьба за захват женщинами лидерства – среди таких престижных профессий как научные работники, врачи, профессора университетов и т.п.
Женщины все реже сталкиваются с таким явлением как «стеклянный потолок». Эта метафора выражает тот факт, что в некоторых организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого женщины не могут продвинутся. Общепринятые стереотипы, предполагающие, что мужчины гораздо лучшие лидеры, чем женщины постепенно стираются.
Обратимся теперь к мужчинам.
Начинает снижаться норма антиженственности, побуждающая мужчин избегать стереотипно считающихся женскими занятий, деятельности и моделей поведения. Например, мужчина-модель – сейчас это весьма прибыльное занятие – следовательно, мужчина реализует себя как «добытчик», нет больше явного пренебрежения к «женским» профессиям, если они хорошо оплачиваются и позволяют реализоваться. Проявление новых тенденций проявляется и в повышенной активности мужчин в качестве родителя – это нежность, забота, эмоциональная постоянная поддержка, потребность часто обнимать ребенка и говорить, что любишь его.
Во многом страх женственности (фемифобия) происходит из страха гомосексуальности и обусловлен социальным контекстом, который обычно приписывает гомосексуальность мужчинам с чертами женственности.
Сейчас мы находимся на пути к достижению гендерного равенства. Гендерное равенство и культурное разнообразие могут иногда приходить в противоречие друг с другом, но уважение культурного разнообразия не требует безусловного принятия всех культурных обычаев. Существует несколько универсальных ценностей, таких как, гендерное и расовое равенство, которые должны заставлять нас придирчиво относится к некоторым культурным обычаям и добиваться их изменения.
Конечно, не стоит стремится к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству.
Итак, можно сделать следующий вывод: все большее число женщин занимаются управленческой деятельностью и выполняют другие виды работ, в которых доминируют мужчины, разрыв в зарплате мужчин и женщин несколько сокращается. Мужчины выполняют чуть больший объем работ по дому, и многие проводят больше времени со своими детьми, чем это делали их отцы. Однако вполне очевидно, что нам предстоит еще очень долгий путь.
Заключение
Данная тема дала возможность лишний раз задуматься о перспективах современного общества. Они многообразно, неиссякаемы. Сразу вспоминаются слова «каждому по потребности», но что на самом деле нужно современному человеку?! Неужели множество регалий, материальных выражений собственных достижений, чтобы доказать себе и окружающим, что ты умело и своевременно воспользовался предоставленной тебе возможностью?!
А может нам, как и раньше нужно что-то большее - отношения между людьми. Ведь все достижения ничто, если мы одиноки. Мы не только нуждаемся в чьей-то любви, но мы точно так же нуждаемся в том, чтобы самим любить кого-то, ибо эти понятия неотделимы друг от друга.
Невозможно изменить отношение мира к себе, не поменяв своего собственного отношения к миру. Невозможно заслужить любовь окружающих, самому не испытывая любви к ним. И невозможно избавиться от чувства одиночества, никчемности и прочих страданий, живя только для себя и думая только лишь о себе. Может современное общество должно предоставлять эту возможность…
Это удивительное счастье — жить на свете!
Странное счастье!
Счастье просто от того, что ты живешь на Земле и, просыпаясь утром, вновь видишь это небо, это солнце, этих играющих детей за окном. И вновь горишь желанием сделать хоть что-то, чтобы кому-то где-то на Земле стало светлее. Ведь есть душа, есть сердце, а значит, ты еще можешь что-то сделать! Хотя бы просто улыбнуться кому-то, хотя бы просто пожелать кому-то счастья. Список литературы
1. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1993.
2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
3. Биндиченко Е.В. Состав и структура сферы услуг //Сфера услуг: проблемы и перспективы развития/ Под ред. Свириденко Ю.П.: в 4 п.л., М.: 2000.
4. Гроувс К. П. Происхождение современного человека // Человек. 2005. № 3.
5. Рамендик Д.М. Общая психология. Учебное пособие. – М.: Мысль, 2001. 312 с.
6. Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2004.
7. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991.
8. Шон Берн «Гендерная психология» – СПб.: Питер, 2001.
[1] Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. – с. 81.
[2] Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2004. – с. 187.
[3] Гроувс К. П. Происхождение современного человека // Человек. 2005. № 3. – с. 10.
[4] Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1993. – с. 80
[5] Рамендик Д.М. Общая психология. Учебное пособие. – М.: Мысль, 2001. – с. 186.