Содержание

Задание №1. Выпишите из словаря и уясните следующие понятия темы.. 3

Задание №2. «Средневековая философия – служанка богословия». 5

2.1. Общее понятие и важнейшие черты средневековой теологической философии. 5

2.2. Периодизация средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика. 7

2.3. Догматы творения и откровения как основополагающие в философии  средневековья. 9

2.4. Проблема теодицеи (добра и зла в мире) 10

2.5. Философия Аврелия Августина: учение о Боге, человеке и его внутреннем мире. 11

2.6. Взгляды А.Августина на человеческую историю и роль церкви в ней. Смысл человеческой жизни и человеческой истории. 13

Задание №3. Выделите в таблице основные решения проблемы человека в эллинистической, средневековой философии. 14

Задание №4. Логические задачи, упражнения, комментарии. 16

Задание №5. Тестовая проверка знаний. 17

Список литературы.. 19

Задание №1. Выпишите из словаря и уясните следующие понятия темы

Апологетика раздел богословия, в котором сформулированы основные доказательства истинности главных религиозных представлений. греч. Apoloqetikos – защитительный.

Бог – абсолют, не зависящий ни от каких причин, но причина всего существующего, характеризуемый в большей частью религий как личность, действующая по целям и имеющая волю, как Творец и Промыслитель вселенной, а в некоторых как безличное начало, совпадающее с миром, и имманентная вещам первопричина.-

Вера - признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.[1]

Креационизм (от лат. creatio - создание, сотворение) - ненаучная концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их Богом. В крайней форме К. отрицает изменение видов и их эволюцию.

Концептуализм (от лат. сопсерtus - мысль, понятие) - термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между средневековым реализмом и номинализмом в решении проблемы универсалий.

Номинализм (лат. nominalis - относящийся к именам, именной, от nomen - имя) - философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, т.е. именами отдельных единичных "сущностей" - реальных или идеальных, а суть только общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных сущностей (например, вместо имени "человек" - имена "Петр", "Павел", "Анна", "Мария" и пр.).

Патристика (от греч. patér, лат. pater - отец) - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. (так называемых отцов церкви). патристика возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного рабовладельческого общества и формировалась в борьбе против гностицизма и др. ересей, а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмом

Разум - высшая, существенная для человека, как такового, способность мы слить всеобщее, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок. У Канта разум - высшая способность умозаключения, дающая априорные принципы, обнимающая собой и творческую фантазию и нравственное воление, и религиозное чувство.

Реализм  - а) схоластический, метафизическое учение, противоположное номинализму, приписывающее общим родовым понятиям (universalia) действительное самостоятельное существование. 6) Реализм гносеологическое, философское направление, противоположное субъективному идеализму, допускающее существование внешнего мира независимо от сознания познающего субъекта

Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний.

Теизм - религия, основанная на вере в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Теизм утверждает постоянную непосредственную зависимость от богов всех природных и социальных процессов. греч.Theos – Бог.

Теодицея - религиозно-философское учение, согласно которому существование в мире зла не отменяет религиозных представлений о Боге как абсолютном добре. греч.Theos - Бог + Dike – справедливость.

Теология - система обоснования религиозного учения; комплекс доказательств истинности догматики, религиозной морали, правил и норм поведения верующих и духовенства. греч.Theos - Бог + Logos – учение.

Теоцентризм - теологическая концепция, согласно которой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага. При этом подражание и уподобление Богу рассматривается как высшая цель и главный смысл человеческой жизни, а почитание Бога и служение ему - как основа нравственности.

Христианство - мировая религия, объединяющая около 2 млрд. приверженцев. Суть христианства составляет учение о богочеловеке Иисусе Христе (сыне Божием), сошедшем с неба на землю и принявшем страдания и смерть во искупление людей от первородного греха.

Универсалии (от лат. universalis - общий) - термин средневековой философии, обозначающий общие понятия (или идеи). В споре об универсалиях (X - XIV вв.), выясняющем онтологический статус общих понятий (т. е. вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три направления: номинализм, видевший в универсалиях общее имя, концептуализм, истолковывавший универсалии как обобщение, основанное на сходстве предметов, и реализм, полагавший, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).[2]

Задание №2. «Средневековая философия – служанка богословия»

2.1. Общее понятие и важнейшие черты средневековой теологической философии

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н.э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).

Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Август Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280); Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1-79-1142), Уильям Оккам (1285-1349), Николай из Отрекура (XIVв.).

Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:

-             теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

-             изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

-             господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);

-             сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

-             человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

-             провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

-             выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

-             выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

-             мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.[3]

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

2.2. Периодизация средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика

Средневековая философская мысль прошла в своем развитии три этапа:

1. Патристика (лат. pater — отец) — произведения отцов церкви.

Первоначально «отцом церкви» именовался духовный наставник, обладающий признанным учительским авторитетом. Позже это понятие было уточнено и стало включать в себя четыре признака: 1) святость жизни; 2) древность; 3) ортодоксальность учения; 4) официальное признание церкви.

В произведениях, написанных отцами церкви, были заложены основы христианских догматов. Подлинная философия с точки зрения отцов церкви тождественна теологии, вера всегда первенствует над разумом, а истина — это истина Откровения. Патристику по той роли, которую она играла в обществе, делят на апологетическую и систематическую. По языковому критерию — на греческую и латинскую, или (что несколько более условно) на западную и восточную. На Востоке преобладала систематика, на Западе — апологетика.

Вершина латинской патристики — творчество Аврелия Августина, классику греческой патристики представляют Василий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский.

2. Схоластика — тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.

Со схоластикой связано оттачивание логического аппарата (которое вызвано в том числе и сложностью строения самой теологии). Схоластика делает преобладающими дискурсивно-рассудочные способы обоснования знания, когда с самого начала сталкиваются противоположные тезисы, приводится аргументация в пользу одного из них, обсуждаются контраргументы. В схоластике особое значение приобретает метод применения философских конструкций и понятий, а само философствование начинает постепенно освобождаться от догматической оболочки. Схоластика в большей мере опирается на Аристотеля, тогда как патристика в целом ориентирована на Платона. Главной целью схоластической философии было построение всеохватывающей системы рационального знания, включающей знание о Боге, мире и человеке. Суть схоластического метода выражает познавательная установка — от анализа способов высказывания о сущем к анализу самой реальности. Мир схоластической философии — это мир, увиденный сквозь призму языка.[4]

Крупнейшим схоластом западноевропейской философии был Фома Аквинский. Схоластическим по сути был, например, спор Фомы Аквинского и Альберта Великого во дворике Парижского университета на тему «Есть ли у крота глаза»? Несколько часов длился этот словесный турнир — и все безрезультатно. Каждый стоял на своем, истово и непоколебимо. Но тут случись садовник, нечаянно подслушавший этот ученый диспут, возьми да и предложи свои услуги. «Хотите, — говорит он, — я вам сей же миг принесу настоящего живого крота. На том и разрешится ваш спор». «Ни в коем случае. Никогда! Мы ведь спорим в принципе: есть ли у принципиального крота принципиальные глаза».

Под схоластикой понимается (это очевидно из приведенного примера) также формальное знание, бесплодное умствование, оторванное от жизни, от практики. Отсюда и происходит выражение «схоластическое теоретизирование». Образчиком схоластического мышления могут быть вопросы такого рода: может ли Бог сотворить такой камень, который сам не может поднять? Или: что появилось раньше — курица или яйцо? Сколько чертей может уместиться на острие одной иглы? (Последний вопрос звучит особенно актуально сегодня, во время разгула наркомании).

3. Мистика — философия, осмысляющая религиозную практику единения человека с Богом, погружения созерцающего духа в океан божественного света. Если в схоластике преобладал спекулятивно-логический аспект, то в мистике — созерцательный. Все мистические учения тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов. Ярким представителем мистики позднего средневековья в Западной Европе был немецкий мыслитель Мейстер Экхарт.

2.3. Догматы творения и откровения как основополагающие в философии  средневековья

Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения.

Согласно догмату творения:

-             Бог сотворил окружающий мир из ничего;

-             творение мира есть результат акта Божественной воли;

-             мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

-             природа не может творить сама себя;

-             единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

-             Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

-             подлинным бытием является только Бог;

-             сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;

-             поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

-             нет четкой границы между Богом и Его творением.

Согласно догмату откровения:

-             мир можно познать, только познав Бога;

-             Бог недоступен для познания;

-             несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;

-             единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;

-             Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.[5]

2.4. Проблема теодицеи (добра и зла в мире)

Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла.

Сохранение веры в Бога с незапамятных времен сталкивается с проблемой теодицеи, т. е. богооправдания (от греч. teos – Бог и dike – справедливость). В этическом плане она звучит так: если мир создан и управляется всемогущим, мудрым и всеблагим Богом, то как объяснить наличие в мире зла? Обратите внимание на глубокое понимание этого противоречия у Эпикура: Бог или хочет устранить зло и не может, или может, но не хочет, или не может и не хочет, или хочет и может. Если он хочет и не может, он бессилен, что несовместимо с понятием “Бог”. Если может, но не хочет, следовательно, он зол – что также чуждо Богу. Если не может и не хочет – он бессилен и зол и, значит, не Бог. Если хочет и может, что единственно подобает Богу, откуда тогда зло, или почему он его не устраняет?

Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:

-             окружающий мир всецело сотворен Богом;

-             Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;

-             следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

-             зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;

-             поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;

-             в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.

2.5. Философия Аврелия Августина: учение о Боге, человеке и его внутреннем мире

Философия Августина представляет собой синтез античного культурного наследия с христианскими ценностями. Августин оказался одним из первых великих теологов, которые связали античность и христианское время. Аврелий Августин — классик патристики. Стержень августиновского мировосприятия — любовь, благодать, вера. Философия Августина отличается небывалым психологизмом. В своей теории личности Августин впервые показал, что жизнь человеческой души есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. По мысли Августина, не мир — загадка, а человек. «Что же за тайна — человек!». Кульминацией его рассуждений о человеке можно считать признание: «Великая бездна — сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца». Августин был тонким наблюдателем душевных состояний человека. Новой чертой мышления Августина было внимание к динамике человеческой личности.[6]

Августину принадлежит идея тройственности времени, оригинальная мысль об одновременности трех модусов времени: «Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует и что неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т. е. не в предметной действительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание; для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание, а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда».

Генетическое и субстанциальное начало всего, для Августина, — Бог. Бытие Бога, по Августину, можно непосредственно вывести из самосознания человека.

Проблема мистически осмысленной диалектики истории представлена в августиновском трактате «О граде Божьем». Два града созданы двумя видами любви: земной — любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, и град Божий, который основан на любви к Богу, доведенной до презрения к себе. Подобно тому, как каждая человеческая душа является полем битвы между Богом и дьяволом, так и история — поле сражения благого и греховного царства. Ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного.

Вера, по Августину, обладает высшим авторитетом, она «первее» знания. Вера определяет человека не только в интеллектуальном плане, но и в нравственном. Вера — источник истины и спасения.

Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая(нематериальная) форма,  высшее  благо.  Отождествляя  Бога  с бытием,  Августин следует священному писанию.  В Ветхом завете Бог сообщает о себе человеку:  "Я есмь Сущий".  В  отличие  от Бога,  сотворенный  мир  не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе,  а благодаря другому; отсюда происходит  непостоянство,  изменчивость,  преходящий характер всего,  что мы встречаем в мире. Христианский Бог, хотя сам по себе  недоступен  для  познания,  тем  не менее открывает себя человеку,  и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания.     Понимание  бытия  в средние века в средние века нашло  свое выражение в формуле:  ens et bonum conventuntur (бытие и благо обратимы). Так как Бог и только Бог есть высшее бытие и благо, то все,  что  им сотворено,  тоже хорошо и совершенно.  Отсюда следует утверждение о том, что зло само по себе - небытие, оно не является   сущностью.   Так,   дьявол,   с   точки   зрения средневекового мышления,  это небытие прикидывающееся  бытием. Зло живет благом за счет блага, поэтому, в конечном счете, добро правит миром.  В этом учении выразился  оптимистический  мотив средневекового сознания.

2.6. Взгляды А.Августина на человеческую историю и роль церкви в ней. Смысл человеческой жизни и человеческой истории

В развиваемой Августином христианской концепции истории человечества, опирающейся на библейские положения, все социальные, государственные и правовые учреждения и установления предстают как следствие греховности человека. В работе «О граде Божием» он отмечает, что «великое преступление» Адама и Евы, от которых происходит весь человеческий род, привело к тому, что «изменилась в худшую самая природа человеческая и передана потомству повинная греху и неизбежной смерти». Сама эта греховность предопределена замыслом бога-творца, наделившего человека свободной волей, т.е. способностью жить по-своему, по-человечьи, а не по-божьи. «Не тем человек сделался похожим на дьявола, – поясняет Августин, – что имеет плоть, которой дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, т.е. по человеку... Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу». При этом само пожелание человека жить не «по человеку», а «по Богу» порождается лишь божьей благодатью, которая ниспосылается только «избранным».

В своей трактовке исторической эволюции Августин выделяет шесть периодов в жизни человечества: младенческий период, детство (время, когда развивается память), юность (зарождение «низшего разума», морального сознания), зрелость (распространение религиозного сознания), начало старости (время, когда душа постигает бога). Таким образом, торжество религиозного начала Августин относил к зрелому и позднему возрасту человечества, по аналогии с нравственным взрослением отдельного человека. Последний период исторического движения к торжеству христианства – это, согласно Августину, время от рождения Христа и до второго его пришествия.

Взгляды Августина на человеческую природу и человеческую историю отличаются заметной новизной, в целом присущей его трактовке отношений человека и христианского бога. Человек, согласно его воззрениям, существо немощное и совершенно неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое-либо совершенное общество. В конечном счете, добро и справедливость должны возобладать благодаря предустановленному вечному порядку и неодолимому авторитету божества. Божественный порядок (в том числе здесь, на земле) оказывается высшей целесообразностью и благом, абсолютной нормой всего, что должно быть, т.е. внешней и принудительной силой по отношению к отдельному индивиду, грехи или добродетели которого предопределены заранее. Таким образом, отдельный индивид не цель в себе или для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка. Смысл жизни человека, заключается в соблюдении божественных порядков.

По поводу определения государства у Цицерона Августин замечает, что оно больше подходит для определения церкви: союз людей только тогда основывается на праве, когда сочетается со справедливостью. Церковь играет роль объединителя и носителя истины и правды через свою веру в Бога и Христа. История достигнет своего конца, когда христианство и церковь распространят свою власть по всему миру.[7]

Задание №3. Выделите в таблице основные решения проблемы человека в эллинистической, средневековой философии

Философия

Ее представители

Сущностные

характеристики

Идеал личности

Эллинистическая

Римская:

Эпикуреизм;

Стоицизм;

Кинизм

кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм - Эпикур, стоицизм - Сенека

Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье.

Они отстаивали нормы практической жизни, которые приводят к идеалам самодостаточности человека, апатии и безразличия, дополненным требованиями аскезы, постоянной, иногда тяжкой, тренировки души и тела.

Идеал человека они видели, прежде всего, в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости).

Христианская:

Августианство

Томизм

Аврелий Августин

Фома Аквинский

По мысли Августина, не мир — загадка, а человек. «Что же за тайна — человек!». Кульминацией его рассуждений о человеке можно считать признание: «Великая бездна — сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца». Августин был тонким наблюдателем душевных состояний человека. Новой чертой мышления Августина было внимание к динамике человеческой личности.

Фома Аквинский. Материя, слабейший вид бытия; она характеризуется лишь пассивной восприимчивостью к воздействию извне. Актуальное — это реализованность, осуществленность, завершенность. Актуальна форма — принцип порядка и четкости. Абсолютная актуальность, не допускающая какой-либо потенциальности, — Бог, источник всякого оформления.

Стержень августиновского понимания идеала человека — любовь, благодать, вера.

По мнению Фомы Аквинского, человек должен уважать естественный порядок, который установлен Богом в личной жизни и в обществе.

Задание №4. Логические задачи, упражнения, комментарии

Аврелий Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждебных царств – царства земного и царства Божьего: «Два града созданы двумя родами любви, - писал он, - земной – любовью к себе и небесный – любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою и самом себе, последний в Господе. История имеет начало, свой смысл и свое завершение – распространение христианства и победу его во всемирном масштабе».

1. К какой области философского знания относятся эти рассуждения?

Данные рассуждения относятся к философии истории, а более конкретно исторической метафизики Аврелия Августина.

2. Как называется такое учение об обществе?

Такое учение называется эсхатологизм – учение, о конце мира, когда Царство Божье распространяется по всей земле,  всех неправедников ждет страшный суд.

3. Каково значение августинианского учения об обществе и его истории?

Значение философии Августина Блаженного в том, что им: 1. уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени); 2. Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства); 3. обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы - над монархами - главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности, католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века; 4. выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству; 5. воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех); 6. одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

Задание №5. Тестовая проверка знаний

1. Завершите определение: «Способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние человеческой души, называется вера».

2. Универсалии:

a)     обозначение чего-либо;

b)    форма «чистого разума»;

c)     понятия, отражающие любые типы связей;

d)    понятия, отображающие всеобщие, существенные связи и отношения.

3. Соотнесите этапы средневековой философии и преобладающие способы философствования:

а) патристика

а) защитительная речь – б)

б) апологетика

б) комментаторско - энциклопедический – а)

в) схоластика

в) формально-логический, умозрительный – в)

4. Укажите специфическую направленность философии средних веков:

a)     деизм;

b)    теизм;

c)     атеизм;

d)    пантеизм.

5. Как можно назвать философскую позицию А.Августина:

a)     материализм;

b)    объективный идеализм;

c)     сенсуализм;

d)    рационализм.

6. Основное средство научного познания мира есть:

a)     Созерцание;

b)    Вера;

c)     Опыт;

d)    Понятие.

7. Впишите ключевое слово: «Теодицея есть религиозное учение, имеющее своей целью оправдание всеблагого Бога перед наличием в мире зла».

8. Найдите соответствие между:

Автор

Произведение

а) А.Августин

а) «Государство» - г)

б) Аристотель

б) «Исповедь» - а)

в) Гомер

в) «Метафизика» - б)

г) Платон

г) «Илиада» - в)

9. Вставьте пропущенное слово: «Тип религиозного мировоззрения (и одноименный метод познания), отличительной особенностью которого выступает оторванность от реальной действительности, замкнутость, крайний догматизм, беспрекословное подчинение установлениям называется схоластика»

10. Соотнесите разделы философии и их основные понятия:

а) гносеология

а) бытие – б)

б) онтология

б) ценность – в)

в) аксиология

в) красота – д)

г) этика

г) истина – а)

д) эстетика

 д)  добро – г)

Список литературы

1.           Архатов М.Ф. История философии: курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 2005.

2.           Нерсесянц В.С. История Философии. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 2004.

3.           Рассел Б. История философии /пер. с англ. В 2 томах. – М.: МИФ, 2003.

4.           Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. Иванченко В.С., проф. В.П.Ратникова – М.: Культура, 2002.

5.           Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Инфра-М, 2004.

6.           Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2003.


[1] Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Инфра-М, 2004. – с. 66.

[2] Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 678.

[3] Рассел Б. История философии /пер. с англ. В 2 томах. – М.: МИФ, 2003. – с. 247.

[4] Архатов М.Ф. История философии: курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 2005. – с. 153.

[5] Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. Иванченко В.С., проф. В.П.Ратникова – М.: Культура, 2002. – с. 334.

[6] Нерсесянц В.С. История Философии. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 2004. – с. 205.

[7] Архатов М.Ф. История философии: курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 2005. – с. 171.