Содержание
Введение. 3
1. Субъекты международного права: понятие, признаки и виды. Содержание международной правосубъектности. 5
2. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость. Национальный суверенитет: понятие и способы его осуществления. 12
3. Принцип самоопределения наций и народов, его соотношение с принципом территориальной целостности государств. 17
Заключение. 21
Задача 1. 23
Задача 2. 25
Список литературы.. 30
Введение
Международное право - это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.
Субъект международного права - это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации его норм. К субъектам международного публичного права относятся государства, нации и народы, борющиеся за свое освобождение, государство-подобные образования, международные учреждения.
Актуальность данной темы заключается в том, что являясь субъектами международного права, нации и народы, борющиеся за свою независимость приобретают определенные права и обязанности в международном праве.
Первичные субъекты МПП не создаются никем в качестве таковых. Их появление - объективная реальность, результат исторического процесса. Это прежде всего государства и, в некоторых случаях, нации и народы. По причине присущего первым государственного, а вторым - национального суверенитета, они ipso facto (лишь в результате факта своего существования) признаются в качестве носителей международных прав и обязанностей. В МПП не существуют нормы, наделявших бы первичные субъекты правосубъектностью; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, правосубъектность первичных субъектов не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.
Производные субъекты МПП создаются первичными, а юридическими источниками для их учреждения является международный договор и, как разновидность его - учредительные документы в форме уставов. Производные субъектов имеют ограниченную правосубъектность, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первичных субъектов. Кроме того, объем их международной правосубъектности зависит от намерения и желания их создателей. К производным субъектам МПП относятся государствоподобные образования, межправительственные организации.
Субъект МПП является коллективным образованием. Каждый субъект имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управления; борющаяся нация - политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация - постоянно действующие нормы и т.д. Каждый из них имеет самостоятельный правовой статус, выступает на внешней арене от собственного имени. Некоторые ученые считают, что только наличие трех элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает основания “считать то или иное образование полноценным субъектом МП”.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение наций и народов, борющихся за свою независимость как субъектов международного права.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть субъектов международного права: понятие, признаки и виды. Раскрыть содержание международной правосубъектности;
- Дать понятие международной правосубъектности наций и народов, борющихся за свою независимость. Национальный суверенитет: понятие и способы его осуществления;
- Рассмотреть принцип самоопределения наций и народов, его соотношение с принципом территориальной целостности государств
1. Субъекты международного права: понятие, признаки и виды. Содержание международной правосубъектности
Субъект права - это лицо, способное быть участником правоотношения, способное выступать в качестве носителя прав и обязанностей. Всякая правосубъектность включает в себя способность как обладать правами и обязанностями, так и их осуществлять.
Качество правосубъектности данное лицо приобретает вне зависимости от большего или меньшего круга правоотношений, в которых оно участвует или может участвовать. Достаточно наличия одного правоотношения, в котором участвует или может участвовать данное лицо, чтобы оно тем самым приобрело качество правосубъектности.
Эти общие положения вполне применимы к международному праву, хотя круг его субъектов существенно отличается от круга субъектов внутригосударственного права.
Субъект международно-правового отношения - лицо, участвующее или могущее участвовать в международно-правовом отношении, является субъектом международного права.
Под субъектом международного права понимается потенциальный или реальный участник международно-правового отношения, который способен обладать правами и обязанностями и в подлежащих случаях нести международно-правовую ответственность. При этом особенностью субъектов международного права является их прямое и непосредственное участие в создании норм этой системы права.[1] Международное правоотношение определяется как общественное отношение, урегулированное нормами международного права. Всех субъектов международного права принято делить на первичных и производных. Первичные субъекты международного права - это прежде всего государства и в некоторых случаях народы и нации. Производные субъекты международного права создаются первичными. Объем их международной правоспособности зависит от намерения и желания их создателей. Ими могут быть межправительственные организации либо государствоподобные образования типа вольных городов. Как правило, правоспособность производных субъектов международного права определяется международными договорами.
Субъектами международного права являются как государства, так и частные лица, и частные общества, и части государств, и пр. Этот взгляд проводится сравнительно немногими учеными. Поскольку дело идет о сношениях между государствами, как целыми, субъектами прав являются только государства, но если говорить вообще о международном сношении и вытекающем из него правопорядке, то здесь субъектами прав могут быт как государства, так и не государства.
Субъекты международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.
В зависимости от своей правовой природы и происхождения субъекты международного права подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверенными и несуверенными.[2]
Первичные субъекты международного права — это государства, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно участвуют в международных отношениях и эволюционируют в направлении обретения в той или иной форме собственной государственности.
Первичные субъекты международного права — это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipsb facto), становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возможным создание международного правопорядка и существование самого международного права.
К категории производных (вторичных) субъектов международного права относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности первичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и договоренности между уже конституированными производными субъектами международного права.
Производные (вторичные) субъекты международного права — это в основном межправительственные организации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности. Все они действуют в международных отношениях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами — уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяют в каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов международного права. В этом смысле их правосубъектность имеет конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоизмениться) одновременно с прекращением или изменением учредительного документа.
Скажем несколько слов об основных международных правах государств, как целых. Прежде всего, необходимо заметить, что общепризнанной и само собою понятной истиной считается равноправие всех независимых государств. Это равноправие американец Сомнер великолепно определил так: «Не подобает совершать против маленького и бессильного народа то, что мы не решаемся сделать народу великому и могущественному и что мы не допустили бы предпринять против нас самих». Великое правило, которое, надо сказать, однако, и до сих пор слишком еще часто нарушается.
Среди основных субъектов международного права на первом месте стоят государства. Государство - главная политическая организация современного общества. Над государствами в международных отношениях нет верховной власти, которая могла бы диктовать им правила поведения в отношениях друг с другом. Государства одновременно являются главными создателями и гарантами соблюдения норм международного права. В то же время, государства юридически не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитет государств.
Суверенитет - неотъемлемое качество государства как субъекта международного права. Он возник вместе с государством. Его символы - герб, флаг и гимн, отражающие исторические, географические и национальные особенности.
Благодаря суверенитету, государства равны друг другу в правовом отношении, т. е. равноправны независимо от величины их территории, населения, экономического и культурного развития, военной мощи и т. д. Это - суверенное равенство.
Принцип суверенного равенства всех государств относится к числу основных принципов международного права. Он закреплен в Уставе ООН, а также В Декларации ООН о принципах международного права 1970 года и гласит следующее: «Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств».
Каждое из независимых (суверенных) государств на основании равноправия обладает следующими правами: 1) право самосохранения, 2) право территориальности, 3) право независимости, 4) право на уважение и честь, 5) право на международные сообщения и 6) право принуждения.[3]
В праве на самосохранение заключается не только право борьбы против нападающих, но и право предупреждения неминуемо грозящей опасности... Из права самосохранения вытекает необходимость для государства иметь средства для своей охраны. К таковым принадлежат: 1) совокупность вооруженных сухопутных и морских сил, 2) крепости и укрепления всех родов, 3) международные союзы оборонительные и наступательные.
Иногда сохранение неприкосновенности какого-либо государства обеспечивается договорами между собою, других государств. Государство этими договорами признается нейтральным, т.е. договоры постановляют, что оно от всякого покушения на целость его владений будет защищаться всеми государствами, подписавшими договор. Право самосохранения таких нейтрализованных государств урезывается в своем объеме. Часто им не позволяется иметь постоянных войск свыше определенного количества, не укреплять определенных мест своей территории. Они не в праве вести других войн, кроме, как защищать свою территорию и заключать договоры, какие могут обязать начать войну.
В настоящее время постоянно нейтрализованными государствами являются: Швейцария, Бельгия, Люксембург и африканское государство Конго. Право территориальности есть основное право государства, как такового, согласно которому только само государство имеет право распоряжаться в пределах своей территории.
Таким же основным правом является право независимости, заключающееся в полной и самостоятельной свободе государства в деле своего внутреннего управления и внешних сношений. Право независимости часто нарушалось, а одно время это нарушение хотели возвести в правило. Это было, когда Священный союз, образовавшийся из пяти главных государств Европы (России, Австрии, Англии, Пруссии и Франции) после падения Наполеона I в 1815 году объявил, что его цель — поддержание законности против всяких нарушений ее. Прикрываясь такою целью, Священный союз подавлял своею силою все освободительные народные движения внутри отдельных государств Европы, стало быть, вмешивался во внутренние дела отдельных государств. Теперь взгляды Священного союза осуждены и наукой и международным правосознанием. Права на уважение и честь (почтение к представителям и знакам национальной чести государства) и на международные сношения понятны сами собою. Под правом принуждения понимается право государства охранять всеми законными средствами свои права и интересы.
Полунезависимые (несуверенные) государства ограничены в своих правах, смотря по характеру зависимости. Они могут быть ограничены и в праве самозащиты, и в праве господства над своею территорией, и в праве независимости и т. д.
Субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособности). Международная правосубъектность включает в себя такие важные права, как:
- право заключать международные договоры,
- быть членами международных организаций,
- иметь свои официальные представительства (дипломатические, консульские и др.),
- участвовать в работе международных конференций и т. д.
В международном праве нет общепризнанных норм, решающих вопрос, какие образования являются его субъектами. Приведем описываемые в научной литературе признаки, характеризующие понятие субъекта международного права.
1) Субъект международного права - это носитель суверенных прав и обязанностей. Недостаточно признать за субъектом права и обязанности, установленные международным правом. Дело в том, что указанные права и обязанности, во-первых, являются суверенными, имманентно присущими субъекту международного права, и, во-вторых, первоисточником таких прав и обязанностей является суверенитет. То, что некоторые права и обязанности установлены международным правом, - это всего лишь следствие деятельности субъектов международного права.
2) Одна из самых существенных особенностей субъектов международного права состоит в том, что они являются не только носителями суверенных прав и обязанностей, но и одновременно выступают как единственные создатели норм международного права. В ходе правотворчества субъекты сами вырабатывают и закрепляют свои права и обязанности в соглашениях в результате свободного волеизъявления сторон, ибо нет и не может быть в международном праве законодательного органа, стоящего над государствами.
3) В международном праве нет не только законодательного органа, но и отсутствует централизованный аппарат (аналогичный с государственным аппаратом), способный принуждать к соблюдению норм права. В силу этого, субъекты международного права обладают присущей им способностью к принятию мер по обеспечению права. Таким образом, субъекты международного права, помимо того, что они являются носителями суверенных прав и обязанностей и создателями норм международного права, выступают еще и как сила, обеспечивающая соблюдение норм права.
4) Понятие субъекта международного права неразрывно связано с народом и территорией. С одной стороны, субъект международного права представляет какой-то народ - правоспособность и правосубъектность в международном праве проистекают от народа. С другой стороны, субъект имеет определенные территориальные признаки, поскольку речь идет не о народе вообще, а о народе, живущем на определенной территории.
5) По общей теории права для субъекта правоотношения характерна не только правоспособность, но и деликтоспособность, то есть способность субъекта нести ответственность за правонарушения, так как без должной ответственности немыслим устойчивый международный правопорядок и стабильные международные правоотношения.
Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется: фактическую и юридическую. Государства и нации признаются де-факто способными быть носителями прав и обязанностей потому, что им присуще политико-юридическое свойство - государственный и национальный суверенитет. Юридическими источниками международной правосубъектности являются Устав ООН (1945 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), Декларация о принципах международного права (1970г.), международные договоры, регулирующие сотрудничество в различных областях, уставы международных организаций, разработанные и принятые государствами на основе принципов мирного сосуществования. Поэтому международная правосубъектность есть качество, признанное нормами международного права. Важнейшим элементом правосубъектности субъектов международного права являются договорная право- и дееспособность, т.е. участие в создании, принятии и приобретении норм международного права. «Нормативное воздействие участников на международные отношения характеризует их способность быть субъектом международного права».[4] Все государства обладают равными основными правами. Однако реальные возможности использования прав у государств различны. И в национальном праве субъекты обладают далеко не одинаковыми возможностями, что, однако, вовсе не лишает смысла принцип равноправия.
На протяжении всей истории мировая политика делалась великими державами, которые не особенно считались с правами и интересами других государств. Они же создавали и нормы международного права. По мнению некоторых юристов, и после принятия Устава ООН наиболее могучие державы присвоили себе роль нормотворцев, а менее могущественные государства вынуждены довольствоваться ролью подчиняющихся международному праву. Очень хочется верить, что это не совсем так, что уходят в прошлое времена, когда можно было безнаказанно расправляться с малыми странами.
В доктрине международного права принято считать, что государство как субъект международного права состоит из трех компонентов - территории, населения и власти.
2. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость. Национальный суверенитет: понятие и способы его осуществления
Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т. е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.
Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец XIX — начало XX вв. Особенно динамичное развитие он приобрел после Октябрьской революции 1917 г. в России.
С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окончательно завершило свое юридическое оформление в качестве основного принципа международного права. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкретизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в Декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН».[5]
В современном международном праве имеются нормы, подтверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борющиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения — не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектности наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции.
Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т. д.
Необходимо учитывать, что международной правосубъектнос-тью в собственном значении этого слова могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций — нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с международным правом.
Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной направленности она свою задачу выполнила.
В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. В нынешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами международного права и, в частности, с принципом уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Иными словами, нужно говорить уже не о праве всех наций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей свою государственность, развиваться без вмешательства извне.
Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующем эту территорию, другими государствами и нациями, международными организациями. Участвуя в конкретных международных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.
Различают права, которыми уже обладает нация (они вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание которыми она борется (вытекают из государственного суверенитета).
Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявление; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права; право на участие в международных организациях и конференциях; право участвовать в создании норм международного права и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.
Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств; права борющейся нации охраняются международным правом; нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета. «Суверенное государство является общепризнанным субъектом международного права», носителем международных прав и обязанностей. Именно наличие суверенитета, суверенных прав и обязанностей определяет качество субъекта международного права. Следует различать государственный суверенитет, национальный суверенитет и народный суверенитет.
Под государственным суверенитетом мы понимаем состояние независимости государственной власти во внешних отношениях и верховенства внутри страны.
Под национальным суверенитетом имеются в виду качественные особенности, обусловливающие признание данной общности людей нацией, ее право распоряжаться своей судьбой, территорией, своими богатствами, решать вопрос о своем государственном строе. Национальный суверенитет находит выражение в праве наций на самоопределение.
Народный суверенитет - это верховенство народа в решении своей судьбы. Именно народ является основным носителем суверенитета, т. е. основным субъектом международного права. Следует учитывать, что особенностью субъекта права вообще, и международного права в частности, является способность своими действиями создавать права и обязанности. Осуществляя право на самоопределение не только в плане создания независимого государства, но и в плане решения всех внутренних и внешних вопросов, народ реализует свой суверенитет. Он реализует свои права и выполняет обязанности как непосредственно, так и через органы созданного государства.
В «благополучных» государствах государственный суверенитет совпадает с национальным и народным суверенитетом, иначе неизбежны конфликты.
Государство является субъектом международного права в силу своего суверенитета. Никаких иных признаков от государства международным правом не требуется. Юридически безразличны социальный и политический строй государства, национальный состав, численность и культурный уровень населения, размер территории и т. п. Суверенное государство обладает неотъемлемым правом заключать международные договоры, соответствующие его справедливым интересам.
В теории и на практике неоднократно возникал вопрос относительно того, с какого момента государство, находящееся в процессе формирования, становится субъектом международного права и может быть стороной в договоре. Поскольку суверенитет является решающим признаком государства как субъекта международного права, постольку с момента появления суверенной власти, способной быть носителем прав и обязанностей в международных отношениях, государство становится полноправным субъектом международного права.
В связи с рассматриваемым вопросом о международной правосубъектности государства весьма важен вопрос о нации как субъекте международного права. Если отвлечься от нюансов, то ответ на этот вопрос носит довольно единодушный характер: «на известном этапе борьбы за независимость нация может стать субъектом международного права». Правосубъектность государств и борющихся наций, носителей суверенных прав и обязанностей, в своей основе не имеет правоустановительного характера и не зависит от чьей- либо воли. Совокупность международных прав и обязанностей составляет содержание правосубъектности. Эти права и обязанности входят в нее не как простые компоненты; они внутренне едины, обусловлены общепризнанными принципами и нормами международного права. Юридическая способность обладать международными правами и обязанностями является свойством субъектов международного права.
3. Принцип самоопределения наций и народов, его соотношение с принципом территориальной целостности государств
Принцип равноправия и самоопределения народов. В соответствии с п.2 ст.1 Устава ООН одной из важнейших целей Организации является "развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов". Эта цель в ст. 55 Устава ООН теснейшим образом связывает с задачей повышения уровня жизни, решением международных проблем в экономической и социальной областях, в сфере здравоохранения, образования, культуры, соблюдения прав человека и т.п.
Принцип равноправия и самоопределения получил свое подтверждение в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960г., Пактах о правах человека 1966г., Декларации о принципах международного права 1970г., Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975г.
В Декларации о принципах международного права 1970 г. нормативное содержание принципа равноправия и самоопределения выражено следующим образом: "Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение".[6]
Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств.
Самоопределившиеся народы свободно выбирают не только свой внутриполитический статус, но и свою внешнеполитическую ориентацию. Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным и т.п. традициям и представлениям.
В обобщенном виде современное содержание принципа равноправия и самоопределения народов может быть представлено следующим образом:
- все народы имеют право свободно, без вмешательства извне, определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие;
- все государства обязаны уважать это право;
- все государства обязаны путем совместных и самостоятельных акций содействовать осуществлению народами права на самоопределение, свободу и независимость;
- в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;
- запрещается подчинение народа иностранному государству и эксплуатации.
Принцип территориальной целостности государств защищает право государства на целостность и неприкосновенность его территории и является важнейшим средством обеспечения суверенитета государства. Он закреплен в п.4 ст.2 Устава ООН. Конкретизация этого принципа дается в Декларации о принципах международного права 1970г., где она трактуется как часть принципа суверенного равенства государств и как часть принципа неприменения силы или угрозы силой. В Декларации говорится: "Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны".
Наиболее полная формулировка принципа территориальной целостности государств содержится в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г.: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной".
Представление о государственном суверенитете – положение международного права. Государственный суверенитет, собственно, означает равноправие государств – субъектов международных отношений, самостоятельность и верховенство каждого государства во внутренних делах страны и независимость во внешних. Такое понимание государственного суверенитета никак не мешает, а напротив, прекрасно сочетается с представлением о нации (народе) как верховном носителе суверенитета (то есть с понятием национального суверенитета) – как, впрочем, и с представлением о монархе как носителе верховного суверенитета. Существует, безусловно, конфликт между таким представлением о государственном суверенитете, которое выражается в понятии нерушимости государственных границ и понятии целостности национальной территории – и между принципом права наций на самоопределение, если проводить его последовательно там, где мы имеем дело с многонациональным государством. Более того, существует и конфликт между государственным суверенитетом (в той его части, которая трактует как незаконное всякое вмешательство во внутренние дела) и современным международным правом (включая Устав ООН), которое трактует нарушение прав человека и геноцид как вопросы, не могущие считаться внутренним делом одного государства.[7]
В международном праве существует точка зрения, согласно которой между принципами территориальной целостности и нерушимости государственных границ и принципом права наций на самоопределение вообще нет противоречия, поскольку принципы территориальной целостности и нерушимости государственных границ лежат в сфере межгосударственных отношений, то есть направлены против попыток одного государства изменить в одностороннем порядке границы с другим государством в свою пользу и аннексировать часть территории другого государства. То есть внутренние конфликты (конфликты "центра", "метрополии" с "автономистами", "сепаратистами") вообще не подпадают под действие этих принципов. Не случайно неоднократные попытки отдельных государств (в основном колониальных держав) воспрепятствовать обсуждению и принятию в ООН решений, касавшихся такого рода конфликтов, неизменно отвергались Организацией Объединенных Наций. Даже представители самих колониальных держав (например, видный авторитет в области международного права Я. Броунли) отмечали, что поскольку право наций на самоопределение является неотъемлемым и не подлежащим ни при каких условиях дезавуированию, в отношении случаев, связанных с этим правом, п. 7 ст. 2 Устава ООН (запрещающий вмешательство во внутренние дела других государств) не действует.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены нации и народы, борющихся за свою независимость, как субъекты международного права.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Рассмотрены субъекты международного права: понятие, признаки и виды. Раскрыто содержание международной правосубъектности;
- Дано понятие международной правосубъектности наций и народов, борющихся за свою независимость. Национальный суверенитет: понятие и способы его осуществления;
- Рассмотрен принцип самоопределения наций и народов, его соотношение с принципом территориальной целостности государств
Субъект современного международного права - это образование, обладающие тремя признаками:
1) обладание международными правами и обязанностями;
2) способность создавать международно-правовые нормы;
3) способность обеспечивать реализацию таких норм индивидуально или коллективно.
Субъектами международного права являются: государства; международные организации; нации и народы, борющиеся за свою национальную независимость; государственно-подобные образования (Ватикан). Индивиды не обладают качеством международной правосубъектности.
Государства - суверенные субъекты международного права. Государственный суверенитет означает верховенство государства на своей территории и независимость в сфере международных отношений. Незыблемым принципом международного права является уважение государственного суверенитета. Существуют следующие способы образования государств:
1) образование государства нового исторического типа в результате социальной революции;
2) образование государства в результате национально-освободительной революции;
3) образование нового государства посредством объединения двух либо нескольких государств в одно;
4) образование нового государства посредством выделения из состава продолжающего существовать государства части его территории;
5) образование государств как следствие распада, разделения государства;
6) образование государств по решению международных органов.
Политико-юридической основой международной правосубъектности наций служит национальный суверенитет.
В отношении всех народов и наций применим принцип свободного самоопределения. Однако не каждый народ является субъектом международно-правовых отношений. Большинство народов организовано в национальные государства, которые выступают в качестве формы представительства интересов данного народа на внешней арене и выполняют роль субъекта МП. Субъектом международного прав может быть только тот народ (или более узкое понятие - нация), который борется за свое освобождение и, соответственно, - новую форму государственной организации. Именно поэтому важное значение имеет также факт наличия у данного борющегося народа определенных властных структур, объединенных общим центром, способным выступать от имени нации и народа в межгосударственных отношениях. Практически такими структурами обычно являются вооруженные отряды, но не разрозненные, а имеющие единое командование, которое одновременно выступает и как политическое руководство.
Задача 1
Восточный Пакистан после образования Исламской Республики Пакистан в 1947 году находился на положении колонии. Политика правящих кругов Пакистана была направлена на подчинение бенгальского народа Восточного Пакистана т его эксплуатацию. Так в конце 50-х начале 60-х годов 66% активов всех предприятий, 70% страховых компаний и 80% банковских активов находились в западном Пакистане. На долю Восточного Пакистана приходилось лишь 1/5 государственных расходов на индустриализацию и 1/6 – на развитие культуры и образования. Должности на государственной службе, вооруженных силах, в полиции занимали главным образом выходцы из Западного Пакистана. Западные пакистанцы пытались навязать в качестве «национального языка» бенгальцам урду, хотя этот язык был родным лишь для 0,63% жителей Восточного Пакистана.
1. Укажите способы осуществления народом права на самоопределение.
2. Кто от имени нации, борющейся за свое самоопределение, выступает на международной арене?
3. Какими правами обладает нация, борющаяся за свою независимость в области международных отношений?
4. Обладает ли бенгальский народ правом на самоопределение и образование собственного государства?
Решение:
1. В Декларации о принципах международного права 1970 г. нормативное содержание принципа равноправия и самоопределения выражено следующим образом: "Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение".[8]
Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств.
Самоопределившиеся народы свободно выбирают не только свой внутриполитический статус, но и свою внешнеполитическую ориентацию. Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным и т.п. традициям и представлениям.
2. Представителями народов и наций, проживающих на территории того или иного государства, борющихся за свою независимость являются лидеры или руководители данных наций или народов, признаваемые ими в качестве таковых.
3. Суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств; права борющейся нации охраняются международным правом; нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.
Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав:
1. право на самостоятельное волеизъявление;
2. право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права;
3. право на участие в международных организациях и конференциях;
4. право участвовать в создании норм международного права и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.
4. Согласно Международному пакту «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года, Уставу ООН, Декларации о принципах международного права, все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.
В силу данных положений, бенгальский народ имеет право на самоопределение и образование собственного государства.
Задача 2
Гражданин РФ С.В.Посохов обратился в европейский суд по правам человека с жалобой против РФ. Обстоятельства дела таковы. В 1996 году в отношении заявителя и некоторых других лиц было возбуждено уголовное дело. 22 мая 2000 года Неклиновский районный суд Ростовской области в составе председательствующего В.Г. Кинг, народных заседателей В.Н. Стреблянской и И.В. Ховяковой признал заявителя виновным в совершении преступления.
Заявитель подал кассационную жалобу на приговор суда, в которой указывал на нарушение порядка отбора народных заседателей. В частности, заявитель утверждал, что Федеральный закон «о народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» допускает привлечение народных заседателей к исполнению своих обязанностей в районном суде не чаще одного раза в год на срок 14 дней или на срок рассмотрения конкретного дела, а народные заседатели В.Н. Стреблянская и И.В. Ховякова уже ранее в 2000 г. Участвовали в судебных заседаниях по нескольким другим делам. Кроме того, срок полномочий В.Н. Стреблянской в качестве народного заседателя истек за день до слушания дела заявителя. 29 августа 2000 года судебная коллегия по уголовным делам Ростовского областного суда оставила жалобу заявителя без удовлетворения.
В своей жалобе на имя Председателя Ростовского областного суда Посохов дополнительно указал, что не было предоставлено доказательств того, что народные заседатели были отобраны путем жеребьевки, как это было предписано законом. 16 ноября 2000 года председатель Ростовского областного суда отказал Посохову в пересмотре дела в порядке надзора.
В своей жалобе направленной в европейский суд по правам человека, посохов указал на нарушение в отношении него п.1. ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.
1. Перечислите права, предусмотренные ст.6. Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.
2. Что означает по смыслу Конвенции право каждого на «разбирательство его дела судом, созданным на основе закона»?
3. Что означает в свете российского законодательства термин «законный состав суда»?
4. Нарушено ли было в отношении Посохова право, предусмотренное п.1. ст.6 Конвенции?
Решение:
1. Статья 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод человека» содержит следующие права:
Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или его часть по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также если это требуется в интересах несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, совершенно необходимо - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.
Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в соответствии с законом.
Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:
а. быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;
b. иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;
с. защищать себя лично или посредством выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, защитник должен быть ему предоставлен бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;
d. допрашивать показывающих против свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, а также иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него;
е. пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке. [9]
2. Пункт 1 статьи 6 Конвенции в относящейся к данному делу гласит: "Каждый... при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое... разбирательство дела... независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона".
Европейский Суд отметил, что словосочетание "созданный на основании закона" относится не только к правовому основанию самого существования суда, но и к составу суда по каждому делу.
Условием законности и справедливости осуществления судебной защиты прав и свобод граждан является гласное разбирательство дела, с соблюдением равноправия сторон, права подсудимого на защиту, а потерпевшего на участие в деле его представителя, с соблюдением принципов состязательности и презумпции невиновности.
3. В свете российского законодательства, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.[10]
Законный состав суда по уголовным делам установлен УПК РФ.
Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:
1) судья федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел;
2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях;
3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания;
4) мировой судья - уголовные дела, подсудные ему.[11]
Присяжные заседатели избираются на основании Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации «О порядке отбора народных заседателей федеральных судов общей юрисдикции» от 14 января 2000 года.
Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.
При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.
4. Да, нарушено. Необходимо признать вину Российской Федерации в нарушении прав Посохова, защищаемых п.1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. А нарушение заключается в том, что народные заседатели Неклиновского районного суда Ростовской области Стеблянская и Ховякова были назначены в состав суда, вынесшего приговор по уголовному делу Посохова, с рядом нарушений российского национального законодательства; другими словами, применительно к конвенционному праву, суд, осудивший Посохова, нельзя признать "судом, созданным на основании закона".
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант.
2. Конвенция «О защите прав человека и основных свобод (ETS N 5)» от 04 ноября 1950 года (ред. от 11.03.94). – Справочная система гарант.
3. Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года. – Справочная система гарант.
4. Международный Пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16 декабря 1966 года. – Справочная система гарант.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005). – Справочная система гарант.
6. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации «О порядке отбора народных заседателей федеральных судов общей юрисдикции» от 14 января 2000 года. – Справочная система гарант.
7. Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное публичное право. – М.: Международные отношения, 2003.
8. Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное публичное право. – М.: Международные отношения, 2004.
9. Иващенко Л.А. Основы международного права. – М.: Международные отношения, 2004.
10. Иващенко Л.А. Основы международного права. – М.: Международные отношения, 2005.
11. Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного права. – М.: Юридическая литература, 2005.
12. Международное право: Сборник лекций для вузов / под ред. Стрельцова Н.К. – М.: МГУПРАВ, 2003.
13. Раминский И.П. Нации и народы в международном праве. - М: Международные отношения, 2004.
[1] Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного права. – М.: Юридическая литература, 2005. – с. 67.
[2] Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное публичное право. – М.: Международные отношения, 2003. – с. 74.
[3] Международное право: Сборник лекций для вузов / под ред. Стрельцова Н.К. – М.: МГУПРАВ, 2003. – с. 53.
[4] Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное публичное право. – М.: Международные отношения, 2004. – с. 77.
[5] Раминский И.П. Нации и народы в международном праве. - М: Международные отношения, 2004. – с. 81.
[6] Раминский И.П. Нации и народы в международном праве. - М: Международные отношения, 2004. – с. 106.
[7] Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное публичное право. – М.: Международные отношения, 2004. – с. 138.
[8] Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное публичное право. – М.: Международные отношения, 2004. – с. 489.
[9] Конвенция «О защите прав человека и основных свобод (ETS N 5)» от 04 ноября 1950 года (ред. от 11.03.94). – Справочная система гарант. – ст.6.
[10] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система гарант. – с. 118.
[11] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005). – Справочная система гарант. – ст.30.