Содержание

Задание №1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия. 3

Задание №2.Философия древней Индии: основные школы и представители. 4

2.1. Возникновение и специфика древнеиндийского мышления и философии. Веды, их мировоззренческая ориентация. 4

2.2. Упанишады – как религиозно-философские тексты брахманизма. Основные понятия и принципы.. 5

2.3. Периодизация древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные школы и направления. Джайнизм как оппозиция ведическому брахманизму. 7

2.4. Буддизм и его основные идеи. Четыре благородные истины как исходный пункт и логическая структура индийской философии. Этапы восьмеричного «пути освобождения» пять заповедей – ориентации буддизма. 8

2.5. Школа Чарвака – «учение, направленное на мир» - материалистическая традиция древнеиндийской философии. Ее значение для развития научного знания  9

Задание №3. Сравнить изученный материал с античной философией того же времени (VI – IV вв. до н.э.) и заполнить следующую таблицу. 10

Задание №4. Логические задачи, упражнения, комментарии. 16

Задание №5. Тестовая проверка знаний. 18

Список литературы.. 20

Задание №1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия

Антропоморфизм – перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, на природу или на понятие Бога.

Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.

Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

Брахман - идеальное, духовное или разумное мировое начало.

Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н.э.). Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец).

Веды (дословно - "знания") - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Джайнизм – индийская религия, родственная буддизму, названная так по имени ее 24 святых проповедников – «джайнов» (победителей).  

Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши (для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)

Медитация – интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т.п., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних так и внутренних.

Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

Нирвана – состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений.

Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

Синкретизм – сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу.

Упанишады – древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, примыкающие к Ведам и определявшие духовное развитие индийской культуры, приблизительно с 800 до 500 г.г. до р.х.

Чарвака – древнеиндийская система материализма, объясняющая мир взаимодействием 4 элементов: земли, воды, огня и воздуха; благодаря смещению этих элементов возникает также и духовное.[1]

Задание №2.Философия древней Индии: основные школы и представители

2.1. Возникновение и специфика древнеиндийского мышления и философии. Веды, их мировоззренческая ориентация

Веды (дословно - "знания") - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды, как правило, включали в себя:

-       "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");

-       описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами);

-       книги лесных отшельников ("араньяки");

-       философские комментарии к Ведам ("упанишады").[2]

Индийская философия выросла из ведической литературы. Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает “ведение” или “знание” - это священные книги древних индийцев, в которых содержится их религиозное понимание мира. Ведическая литература складывалась длительное время, самые древние и основные ее памятники датируются приблизительно серединой второго тысячелетия до нашей эры. Впоследствии появились многочисленные комментарии к главным книгам (ведам).

2.2. Упанишады – как религиозно-философские тексты брахманизма. Основные понятия и принципы

Наиболее важным из этих комментариев являются “Упанишады”, в которых впервые делается попытка философского осмысления религиозного содержания вед. В “Упанишадах” мы находим сюжет, на котором впоследствии строилась вся индийская философия. Он состоит в следующем.

Все мироздание – это Брaхман, то есть идеальное, духовное или разумное мировое начало. По смыслу – это Бог. Индийский Брaхман и есть то самое безличное начало, пантеистическое божество. Брахман – это весь мир. Индивидуальная человеческая душа – это Атман, который является частицей Брахмана и поэтому должен находиться с ним в единстве. Но душа не находится в единстве с Брахманом, потому что постоянно отпадает от него и существует в каком-нибудь теле в физическом, материальном мире. Вернее, Атман единожды отпадает от Брахмана, то есть частица целого отпадает от него и становится чем-то конкретным, индивидуальным, становится Атманом и в то же самое время появляется в виде какого-либо материального предмета: растения или животного, или человека. Пока живет это физическое тело, живет в нем и душа – Атман, когда тело умирает, Атману следовало бы вернуться к Брахману и раствориться в нем, стать им и перестать быть Атманом, но этого не происходит, и душа (Атман) вселяется в другое тело, когда погибает и оно, Атман начинает жить в новом и так постоянно.[3] Это вечное рождение вновь называется сансарой (колесом перерождений). В каком теле родиться очередной раз решается законом кармы (воздаяния): если одна жизнь была плохой, следующая будет лучше и наоборот, хотя любая физическая, телесная жизнь плоха. Тело ведь рождается и умирает, а при жизни подвержено разным страданиям, будь это тело растения, животного или человека. Поэтому лучше всего после очередной смерти соединиться с Брахманом и больше не рождаться вновь, в физическом мире, не появляться на земле, не претерпевать отныне ни рождения, ни смерти, ни телесных страданий. Если Атман соединится с Брахманом, он перестанет быть индивидуальной частицей, но станет Брахманом, то есть всем, потому что растворится в нем. Здесь можно привести грубый, но яркий пример: если крупицу сахара растворить в стакане с водой, крупица исчезнет, но она, соединившись со всей этой водой, станет всей этой массой воды, то есть исчезнув, превратится в нечто гораздо большее, чем была сначала. Так же и Атман, утратив свою индивидуальность, станет неизмеримо большим, будет равен Брахману, умерев насовсем и перестав рождаться на земле, соединившись с Брахманом, Атман, тем самым, родится навсегда и будет жить вечно, ибо вечен Брахман. Но наша душа прочно привязана к колесу сансары и после очередной смерти мы вновь рождаемся для того, чтобы потом вновь умереть. Заветная мечта – это не родиться больше, умереть окончательно для того, чтобы родиться навечно, и перестав быть собой, стать всем. Это возвращение к Брахману называется нирваной. Но как достичь ее?

Мы рождаемся вновь потому, что сами воспринимаем себя в качестве некой конкретной единицы, некой индивидуальности, определенного “я”. Мы сами себя обосабливаем, индивидуализируем, а потому и живем постоянно в каком-нибудь конкретном, индивидуальном теле; воспринимая себя как “я”, мы и являемся каким-либо определенным “я”. Надо отказаться от этой индивидуальности, конкретности и осознать, понять, почувствовать себя не обособленной единицей, а частицей целого – Брахмана, то есть всего мира, надо воспринять себя, не как “я”, а как элемент целого, или, иначе, следует понять, что меня, как такового нет, а есть только все мироздание, а я – растворенная в нем его крупица. И как только вполне искренне и совершенно мы это поймем и осознаем, так оторвемся от колеса сансары, освободимся от пут кармы и погрузимся в нирвану, то есть умерев очередной раз, больше не родимся на земле, но теперь появимся в виде всего необъятного и вечного мира. Трудно отказаться от индивидуального сознания, трудно перестать быть собой, почти невозможно вполне уверовать в то, что меня на самом деле нет, что нет никакого моего “я”, но только таким образом можно победить злую участь постоянных перерождений и обрести жизнь бесконечную и совершенную, не подверженную превратностям рождений, смертей и страданий.

2.3. Периодизация древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные школы и направления. Джайнизм как оппозиция ведическому брахманизму

Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья, т.е. - индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времен XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа развития индийской философии, в общем, и в целом соответствующих основным узловым моментам социально-экономической истории древней и средневековой Индии: “одический - первая половина I тыс. до н.э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ); эпический - вторая половина I тыс. до н.э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т.п. связей и отношений форме варно-кастового деления общества); классический - с первого тыс. н.э. вплоть до XVII-XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры).[4]

2.4. Буддизм и его основные идеи. Четыре благородные истины как исходный пункт и логическая структура индийской философии. Этапы восьмеричного «пути освобождения» пять заповедей – ориентации буддизма

Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "Путем удовольствий" и "Путем аскетизма".

Средний путь - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана - высшая благодать.

Будда вывел 4 благородные истины:

-       земная жизнь полна страданий;

-       страдания имеют свои причины - жажда наживы, славы, удовольствия;

-       от страданий можно избавиться;

-       путь, освобождающий от страданий - отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

Буддийская философия предлагает восьмеричный путь - план личностного самосовершенствования:

-       правильное видение - понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

-       правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей;

-       правильная речь - слова человека воздействуют на его душу и характер;

-       правильное действие;

-       правильный образ жизни;

-       правильное умение - усердие и трудолюбие;

-       правильное внимание - контроль над мыслями;

-       правильное сосредоточение - регулярные медитации, связь с космосом.[5]

Пять заповедей-ориентиров буддизма:

-       не убий;

-       не укради;

-       будь целомудренным;

-       не лги;

-       не употребляй опьяняющих и одурманивающих средств.

2.5. Школа Чарвака – «учение, направленное на мир» - материалистическая традиция древнеиндийской философии. Ее значение для развития научного знания

Неясной представляется связь материалистической и “атеистической” философии чарваки с наследием Вед, поскольку эта школа считалась их самым непримиримым противником. Абсолютное большинство положений всех разделов ведического комплекса подвергалось чарваками уничтожающей критике: например, по их мнению, гимны Вед отличаются только тремя характеристиками - лживостью, противоречивостью и многословием. Аналогичную оценку с их стороны получают и ведические боги, и ритуалы, и теоретические положения. И все же, хотя и в завуалированной, “негативной” форме, связь философии чарваков с Ведами просматривается. К примеру, конструктивный момент учения чарваков о первоэлементах бытия - материальных стихиях (земля, вода, воздух, огонь, эфир) в Чхандогье-упанишаде представлен в чисто деструктивном плане. Натурфилософские идеи чарваков высказываются не богами, а - асурами (демонами), с целью продемонстрировать ложность чувственного познания, поскольку материальный мир, поддерживаемый асурами, не может обладать полнотой бытия. И даже боги, отступающие от пути истинного познания Атмана - Брахмана, становятся бессильными и обречены на гибель. Возможно, что в Чхандогье речь идет не только о рассмотрении путей познания истины, но и об опровержении конкретно существовавшей точки зрения. Таким образом, неортодоксальные школы (кроме философии чарваков) не столько противостояли идейному содержанию Вед, сколько специфической, по преимуществу - брахманистской его интерпретации. Это было выражением общекультурной оппозиции по отношению к идеологии и практике брахманизма, сходящего с арены общественной жизни. Место и роль брахманского жречества вполне соответствовали родоплеменной раздробленности и совершенно не отвечали потребностям возникающих централизованных государств эпохи раннего феодализма, когда все главные функции постепенно переходили в ведение воинского и чиновничьего сословия кшатриев.

Задание №3. Сравнить изученный материал с античной философией того же времени (VI – IV вв. до н.э.) и заполнить следующую таблицу

Философия

Школы и их

представители

Основные

понятия и

принципы

Характерные

черты и

особенности

Древнегреческая

Милетская школа

Фалес

Анаксимен

Анаксимандр

Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе". 

Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи, причем многообразие их бесконечно, все едино и взаимосвязано. Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и назвали его Архэ.

Пифагорейцы

Все вещи можно посчитать. В основе всего лежит число.

Числом можно все выразить или описать. Число есть то, что всегда и неизменно присутствует в совершенно различных вещах, является их связующей нитью, единой объединяющей основой, поэтому его можно назвать первоначалом мира. Но число - нематериальная сущность, оно идеально и в этом принципиальное отличие пифагорейского воззрения от милетского.

Пифагор Самосский как и милетцы, говорил, что нас окружают совершенно различные предметы, но должна быть у этого многообразия единая мировая основа.

Гераклит

Мир – упорядоченная система, в которой все подобно и основывается на одних и тех же законах.

Гераклит Эфесский - первоосновой всего считал огонь, который "не создан ни людьми, ни богами". Хаос мира – это главный его принцип или закон

Элейская школа. Парменид

Характерным для элеатов является учение о едином  и взаимосвязанном бытии, как и в концепциях остальных мыслителей

Бытие - непрерывное, бесконечное, одинаково присутствующее в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.

Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно.

Древнеиндийская

Индуизм

Пракрити; пуруша; майя; Атман; манас; сансара; карма; Ахимса  

Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца).

В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) до нового рождения Брахмы.

Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса-Брахмы и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.

Мир взаимосвязан, любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Все мироздание – это Брахман, то есть идеальное, духовное или разумное мировое начало. Индивидуальная человеческая душа – это Атман, который является частицей Брахмана и поэтому должен находиться с ним в единстве.

Буддизм

Сансара; Карма; Средний путь; 4 благородные истины; восьмеричный путь.

Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "Путем удовольствий" и "Путем аскетизма".

Джайнизм

Согласно им, совершается вечный, неуправляемый никаким богом, мировой процесс по закону кармы посредством совместного действия вечных духовных монад и вечных атомов.

Отрицание роли традиционных богов, и резкое осуждение ритуала (в особенности - связанного с жертвоприношением людей и животных), и более “либеральное” отношение к женщине (в отличие от брахманизма, где женщина низводилась до уровня варны шудр, джайны в религиозной жизни практически дали ей права, равные с мужчинами - от допуска к священным книгам и до возможности стать монахиней).

Чарвака

Древнеиндийская система материализма, объясняющая мир взаимодействием 4 элементов: земли, воды, огня и воздуха; благодаря смещению этих элементов возникает также и духовное.

По их мнению, гимны Вед отличаются только тремя характеристиками - лживостью, противоречивостью и многословием. Аналогичную оценку с их стороны получают и ведические боги, и ритуалы, и теоретические положения.

Задание №4. Логические задачи, упражнения, комментарии

Говоря о древней мифологии и философии, русский ученый и мыслитель В.И.Вернадский писал: «Человек на прежних ступенях развития не отделял себя от остальной живой природы. Он теснейшим образом чувствовал свою генетическую, неразрывную связь со всем органическим миром, и это чувство охватывало некоторые из глубочайших проявлений религиозного творчества религий древней Индии и, в частности, одну из наиболее высоких форм достижения в этой области – буддийские религиозные построения».

1.     Как называется это чувство слитности человека с природой?

Данное чувство есть единство человека и природы, которое основывается на мифологическом сознании. Человек объяснял себе окружающее с помощью мифов, совокупность которых – мифология - была тем “корнем”, из которого впоследствии выросли различные формы духовной культуры: наука, религия, искусство и философия. (Появившись в первобытный период человеческой истории, мифология не исчезла, а продолжала существовать наряду с другими – религиозными и философскими представлениями). Человек видел движение светил по небосводу, смену дня и ночи, разливы рек, вечное обновление природы. Ему было необходимо объяснить себе все это, понять происходящее вокруг. Но у него не было опыта, накопленного предыдущими поколениями, так как он первым шел по земле, у него не было книг и учебников, в которых он нашел бы ответы на волнующие его вопросы, не было научных приборов и технических приспособлений, с помощью которых он мог бы исследовать внешний мир и правильно понять его.

На уровне мифологического сознания человек не только не отделяет себя от мира и не противопоставляет себя ему, он, напротив, отождествляет себя с миром, а мир - с собой. Он равен миру, и мир равен ему. Человек и мир - одно и тоже, а значит, в мифологии нет разделения на объект и субъект, они равны друг другу, слиты воедино.

2.     Какой принцип взаимоотношения человека с миром оно определяет?

Такое мифологическое сознание определяет взаимоотношение человека и мира по принципу коэволюции, когда человек не противоречит своей деятельностью законам природы и не нарушает баланс с окружающей средой. Он подчинен природе и зависит от нее

3.     Каково место человека в этой картине мира?

Место человека в такой картине мира заключается в том, что он, являясь органической частью природы, должен полностью плыть по течению законов природы и не противопоставлять себя окружающему миру.

4.     Сравните данную позицию с той, которая складывалась в античном мышлении и в античной философии. В чем ее  особенность?

В  античной философии быстрее произошло отделение человека и природы в связи с появлением развитой рациональной и материалистической философии. Поэтому человеку быстро стала присваиваться роль «властелина» природы, который должен активно изменять ее. Особенностью такой картины мира в  противовес восточному представлению о слитности человека и природы являлось разделение человека и природы, субъекта и объекта, религии, философии  и науки.

Задание №5. Тестовая проверка знаний

1. Как соотносятся понятия философия и мировоззрение:

а)    Философия – часть мировоззрения;

б)    Мировоззрение – часть философии;

в)     Философия – теоретическое мировоззрение;

г)     Философия и мировоззрение – одно и тоже.

2. Укажите соотношение между эпохой и господствующим типом мировоззрения:

а)     Теоцентризм

б)    Антропоцентризм

в)     Космоцентризм

г)     Антропокосмизм

1.            Античность в

2.            Средневековье а

3.            Современность г

4.            Новое время б

3. Завершите определение: «Философское учение, утверждающее первичность идеального, духовного называется идеализм».

4. Кто из древневосточных мудрецов первым сформулировал тезис: «Чего не пожелаешь себе, не делай другому»:

а)     Лао-Цзы;

б)    Будда;

в)     Конфуций.

5. Завершите определение: «Философское учение, предметом исследования выступает мораль называется этика».

6. Впишите пропущенное слово: «Упанишады – древнеиндийское произведение религиозно-философского характера, относящиеся к классу откровения и примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического смысла».

7. Какое из древнеиндийских философских учений тяготеет к материализму:

а)     Джайнизм;

б)    Буддизм;

в)     Локаята (чарвака);

г)     Веданта.

8. Основное средство постижения истиной философии:

а)    Созерцание;

б)    Категория;

в)     Опыт;

г)     Вера.

9. Отличительной особенностью религиозного мировоззрения является вера.

10. «Если кто-либо хочет овладеть миром и манипулировать им, того постигнет неудача. Ибо мир – священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его. Назовите принцип взаимодействия человека и мира, который лежит в основе позиции Даосов. Против чего он направлен.

а)     Принцип преобразования;

б)    Принцип отстраненности от мира;

в)     Принцип пассивного отношения к миру;

г)     Принцип органической неразделимости человека и мира.

Список литературы

1.     Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002.

2.     Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.

3.     Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 2003.

4.     Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.

5.     Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003.

6.     Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.

 


[1] Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.

[2] Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002. – с. 94.

[3] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 101.

[4] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003. – с. 37.

[5] Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004. – с. 154.