Содержание
Задание №1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия. 3
Задание №2.Философия древней Индии: основные школы и представители. 4
2.1. Возникновение и специфика древнеиндийского мышления и философии. Веды, их мировоззренческая ориентация. 4
2.2. Упанишады – как религиозно-философские тексты брахманизма. Основные понятия и принципы.. 5
2.3. Периодизация древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные школы и направления. Джайнизм как оппозиция ведическому брахманизму. 7
2.4. Буддизм и его основные идеи. Четыре благородные истины как исходный пункт и логическая структура индийской философии. Этапы восьмеричного «пути освобождения» пять заповедей – ориентации буддизма. 8
2.5. Школа Чарвака – «учение, направленное на мир» - материалистическая традиция древнеиндийской философии. Ее значение для развития научного знания 9
Задание №3. Сравнить изученный материал с античной философией того же времени (VI – IV вв. до н.э.) и заполнить следующую таблицу. 10
Задание №4. Логические задачи, упражнения, комментарии. 16
Задание №5. Тестовая проверка знаний. 18
Список литературы.. 20
Задание №1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия
Антропоморфизм – перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, на природу или на понятие Бога.
Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Брахман - идеальное, духовное или разумное мировое начало.
Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н.э.). Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец).
Веды (дословно - "знания") - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Джайнизм – индийская религия, родственная буддизму, названная так по имени ее 24 святых проповедников – «джайнов» (победителей).
Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши (для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Медитация – интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т.п., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних так и внутренних.
Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Нирвана – состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений.
Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Синкретизм – сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу.
Упанишады – древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, примыкающие к Ведам и определявшие духовное развитие индийской культуры, приблизительно с 800 до 500 г.г. до р.х.
Чарвака – древнеиндийская система материализма, объясняющая мир взаимодействием 4 элементов: земли, воды, огня и воздуха; благодаря смещению этих элементов возникает также и духовное.[1]
Задание №2.Философия древней Индии: основные школы и представители
2.1. Возникновение и специфика древнеиндийского мышления и философии. Веды, их мировоззренческая ориентация
Веды (дословно - "знания") - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
- "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
- описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами);
- книги лесных отшельников ("араньяки");
- философские комментарии к Ведам ("упанишады").[2]
Индийская философия выросла из ведической литературы. Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает “ведение” или “знание” - это священные книги древних индийцев, в которых содержится их религиозное понимание мира. Ведическая литература складывалась длительное время, самые древние и основные ее памятники датируются приблизительно серединой второго тысячелетия до нашей эры. Впоследствии появились многочисленные комментарии к главным книгам (ведам).
2.2. Упанишады – как религиозно-философские тексты брахманизма. Основные понятия и принципы
Наиболее важным из этих комментариев являются “Упанишады”, в которых впервые делается попытка философского осмысления религиозного содержания вед. В “Упанишадах” мы находим сюжет, на котором впоследствии строилась вся индийская философия. Он состоит в следующем.
Все мироздание – это Брaхман, то есть идеальное, духовное или разумное мировое начало. По смыслу – это Бог. Индийский Брaхман и есть то самое безличное начало, пантеистическое божество. Брахман – это весь мир. Индивидуальная человеческая душа – это Атман, который является частицей Брахмана и поэтому должен находиться с ним в единстве. Но душа не находится в единстве с Брахманом, потому что постоянно отпадает от него и существует в каком-нибудь теле в физическом, материальном мире. Вернее, Атман единожды отпадает от Брахмана, то есть частица целого отпадает от него и становится чем-то конкретным, индивидуальным, становится Атманом и в то же самое время появляется в виде какого-либо материального предмета: растения или животного, или человека. Пока живет это физическое тело, живет в нем и душа – Атман, когда тело умирает, Атману следовало бы вернуться к Брахману и раствориться в нем, стать им и перестать быть Атманом, но этого не происходит, и душа (Атман) вселяется в другое тело, когда погибает и оно, Атман начинает жить в новом и так постоянно.[3] Это вечное рождение вновь называется сансарой (колесом перерождений). В каком теле родиться очередной раз решается законом кармы (воздаяния): если одна жизнь была плохой, следующая будет лучше и наоборот, хотя любая физическая, телесная жизнь плоха. Тело ведь рождается и умирает, а при жизни подвержено разным страданиям, будь это тело растения, животного или человека. Поэтому лучше всего после очередной смерти соединиться с Брахманом и больше не рождаться вновь, в физическом мире, не появляться на земле, не претерпевать отныне ни рождения, ни смерти, ни телесных страданий. Если Атман соединится с Брахманом, он перестанет быть индивидуальной частицей, но станет Брахманом, то есть всем, потому что растворится в нем. Здесь можно привести грубый, но яркий пример: если крупицу сахара растворить в стакане с водой, крупица исчезнет, но она, соединившись со всей этой водой, станет всей этой массой воды, то есть исчезнув, превратится в нечто гораздо большее, чем была сначала. Так же и Атман, утратив свою индивидуальность, станет неизмеримо большим, будет равен Брахману, умерев насовсем и перестав рождаться на земле, соединившись с Брахманом, Атман, тем самым, родится навсегда и будет жить вечно, ибо вечен Брахман. Но наша душа прочно привязана к колесу сансары и после очередной смерти мы вновь рождаемся для того, чтобы потом вновь умереть. Заветная мечта – это не родиться больше, умереть окончательно для того, чтобы родиться навечно, и перестав быть собой, стать всем. Это возвращение к Брахману называется нирваной. Но как достичь ее?
Мы рождаемся вновь потому, что сами воспринимаем себя в качестве некой конкретной единицы, некой индивидуальности, определенного “я”. Мы сами себя обосабливаем, индивидуализируем, а потому и живем постоянно в каком-нибудь конкретном, индивидуальном теле; воспринимая себя как “я”, мы и являемся каким-либо определенным “я”. Надо отказаться от этой индивидуальности, конкретности и осознать, понять, почувствовать себя не обособленной единицей, а частицей целого – Брахмана, то есть всего мира, надо воспринять себя, не как “я”, а как элемент целого, или, иначе, следует понять, что меня, как такового нет, а есть только все мироздание, а я – растворенная в нем его крупица. И как только вполне искренне и совершенно мы это поймем и осознаем, так оторвемся от колеса сансары, освободимся от пут кармы и погрузимся в нирвану, то есть умерев очередной раз, больше не родимся на земле, но теперь появимся в виде всего необъятного и вечного мира. Трудно отказаться от индивидуального сознания, трудно перестать быть собой, почти невозможно вполне уверовать в то, что меня на самом деле нет, что нет никакого моего “я”, но только таким образом можно победить злую участь постоянных перерождений и обрести жизнь бесконечную и совершенную, не подверженную превратностям рождений, смертей и страданий.
2.3. Периодизация древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные школы и направления. Джайнизм как оппозиция ведическому брахманизму
Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья, т.е. - индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времен XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа развития индийской философии, в общем, и в целом соответствующих основным узловым моментам социально-экономической истории древней и средневековой Индии: “одический - первая половина I тыс. до н.э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ); эпический - вторая половина I тыс. до н.э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т.п. связей и отношений форме варно-кастового деления общества); классический - с первого тыс. н.э. вплоть до XVII-XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры).[4]
2.4. Буддизм и его основные идеи. Четыре благородные истины как исходный пункт и логическая структура индийской философии. Этапы восьмеричного «пути освобождения» пять заповедей – ориентации буддизма
Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "Путем удовольствий" и "Путем аскетизма".
Средний путь - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана - высшая благодать.
Будда вывел 4 благородные истины:
- земная жизнь полна страданий;
- страдания имеют свои причины - жажда наживы, славы, удовольствия;
- от страданий можно избавиться;
- путь, освобождающий от страданий - отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
Буддийская философия предлагает восьмеричный путь - план личностного самосовершенствования:
- правильное видение - понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
- правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей;
- правильная речь - слова человека воздействуют на его душу и характер;
- правильное действие;
- правильный образ жизни;
- правильное умение - усердие и трудолюбие;
- правильное внимание - контроль над мыслями;
- правильное сосредоточение - регулярные медитации, связь с космосом.[5]
Пять заповедей-ориентиров буддизма:
- не убий;
- не укради;
- будь целомудренным;
- не лги;
- не употребляй опьяняющих и одурманивающих средств.
2.5. Школа Чарвака – «учение, направленное на мир» - материалистическая традиция древнеиндийской философии. Ее значение для развития научного знания
Неясной представляется связь материалистической и “атеистической” философии чарваки с наследием Вед, поскольку эта школа считалась их самым непримиримым противником. Абсолютное большинство положений всех разделов ведического комплекса подвергалось чарваками уничтожающей критике: например, по их мнению, гимны Вед отличаются только тремя характеристиками - лживостью, противоречивостью и многословием. Аналогичную оценку с их стороны получают и ведические боги, и ритуалы, и теоретические положения. И все же, хотя и в завуалированной, “негативной” форме, связь философии чарваков с Ведами просматривается. К примеру, конструктивный момент учения чарваков о первоэлементах бытия - материальных стихиях (земля, вода, воздух, огонь, эфир) в Чхандогье-упанишаде представлен в чисто деструктивном плане. Натурфилософские идеи чарваков высказываются не богами, а - асурами (демонами), с целью продемонстрировать ложность чувственного познания, поскольку материальный мир, поддерживаемый асурами, не может обладать полнотой бытия. И даже боги, отступающие от пути истинного познания Атмана - Брахмана, становятся бессильными и обречены на гибель. Возможно, что в Чхандогье речь идет не только о рассмотрении путей познания истины, но и об опровержении конкретно существовавшей точки зрения. Таким образом, неортодоксальные школы (кроме философии чарваков) не столько противостояли идейному содержанию Вед, сколько специфической, по преимуществу - брахманистской его интерпретации. Это было выражением общекультурной оппозиции по отношению к идеологии и практике брахманизма, сходящего с арены общественной жизни. Место и роль брахманского жречества вполне соответствовали родоплеменной раздробленности и совершенно не отвечали потребностям возникающих централизованных государств эпохи раннего феодализма, когда все главные функции постепенно переходили в ведение воинского и чиновничьего сословия кшатриев.
Задание №3. Сравнить изученный материал с античной философией того же времени (VI – IV вв. до н.э.) и заполнить следующую таблицу
Философия |
Школы и их представители |
Основные понятия и принципы |
Характерные черты и особенности |
Древнегреческая |
Милетская школа Фалес Анаксимен Анаксимандр |
Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе". |
Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи, причем многообразие их бесконечно, все едино и взаимосвязано. Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и назвали его Архэ. |
Пифагорейцы |
Все вещи можно посчитать. В основе всего лежит число. Числом можно все выразить или описать. Число есть то, что всегда и неизменно присутствует в совершенно различных вещах, является их связующей нитью, единой объединяющей основой, поэтому его можно назвать первоначалом мира. Но число - нематериальная сущность, оно идеально и в этом принципиальное отличие пифагорейского воззрения от милетского. |
Пифагор Самосский как и милетцы, говорил, что нас окружают совершенно различные предметы, но должна быть у этого многообразия единая мировая основа. |
|
Гераклит |
Мир – упорядоченная система, в которой все подобно и основывается на одних и тех же законах. |
Гераклит Эфесский - первоосновой всего считал огонь, который "не создан ни людьми, ни богами". Хаос мира – это главный его принцип или закон |
|
Элейская школа. Парменид |
Характерным для элеатов является учение о едином и взаимосвязанном бытии, как и в концепциях остальных мыслителей |
Бытие - непрерывное, бесконечное, одинаково присутствующее в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно. |
|
Древнеиндийская |
Индуизм |
Пракрити; пуруша; майя; Атман; манас; сансара; карма; Ахимса |
Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса-Брахмы и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан, любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. Все мироздание – это Брахман, то есть идеальное, духовное или разумное мировое начало. Индивидуальная человеческая душа – это Атман, который является частицей Брахмана и поэтому должен находиться с ним в единстве. |
Буддизм |
Сансара; Карма; Средний путь; 4 благородные истины; восьмеричный путь. |
Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "Путем удовольствий" и "Путем аскетизма". |
|
Джайнизм |
Согласно им, совершается вечный, неуправляемый никаким богом, мировой процесс по закону кармы посредством совместного действия вечных духовных монад и вечных атомов. |
Отрицание роли традиционных богов, и резкое осуждение ритуала (в особенности - связанного с жертвоприношением людей и животных), и более “либеральное” отношение к женщине (в отличие от брахманизма, где женщина низводилась до уровня варны шудр, джайны в религиозной жизни практически дали ей права, равные с мужчинами - от допуска к священным книгам и до возможности стать монахиней). |
|
Чарвака |
Древнеиндийская система материализма, объясняющая мир взаимодействием 4 элементов: земли, воды, огня и воздуха; благодаря смещению этих элементов возникает также и духовное. |
По их мнению, гимны Вед отличаются только тремя характеристиками - лживостью, противоречивостью и многословием. Аналогичную оценку с их стороны получают и ведические боги, и ритуалы, и теоретические положения. |
Задание №4. Логические задачи, упражнения, комментарии
Говоря о древней мифологии и философии, русский ученый и мыслитель В.И.Вернадский писал: «Человек на прежних ступенях развития не отделял себя от остальной живой природы. Он теснейшим образом чувствовал свою генетическую, неразрывную связь со всем органическим миром, и это чувство охватывало некоторые из глубочайших проявлений религиозного творчества религий древней Индии и, в частности, одну из наиболее высоких форм достижения в этой области – буддийские религиозные построения».
1. Как называется это чувство слитности человека с природой?
Данное чувство есть единство человека и природы, которое основывается на мифологическом сознании. Человек объяснял себе окружающее с помощью мифов, совокупность которых – мифология - была тем “корнем”, из которого впоследствии выросли различные формы духовной культуры: наука, религия, искусство и философия. (Появившись в первобытный период человеческой истории, мифология не исчезла, а продолжала существовать наряду с другими – религиозными и философскими представлениями). Человек видел движение светил по небосводу, смену дня и ночи, разливы рек, вечное обновление природы. Ему было необходимо объяснить себе все это, понять происходящее вокруг. Но у него не было опыта, накопленного предыдущими поколениями, так как он первым шел по земле, у него не было книг и учебников, в которых он нашел бы ответы на волнующие его вопросы, не было научных приборов и технических приспособлений, с помощью которых он мог бы исследовать внешний мир и правильно понять его.
На уровне мифологического сознания человек не только не отделяет себя от мира и не противопоставляет себя ему, он, напротив, отождествляет себя с миром, а мир - с собой. Он равен миру, и мир равен ему. Человек и мир - одно и тоже, а значит, в мифологии нет разделения на объект и субъект, они равны друг другу, слиты воедино.
2. Какой принцип взаимоотношения человека с миром оно определяет?
Такое мифологическое сознание определяет взаимоотношение человека и мира по принципу коэволюции, когда человек не противоречит своей деятельностью законам природы и не нарушает баланс с окружающей средой. Он подчинен природе и зависит от нее
3. Каково место человека в этой картине мира?
Место человека в такой картине мира заключается в том, что он, являясь органической частью природы, должен полностью плыть по течению законов природы и не противопоставлять себя окружающему миру.
4. Сравните данную позицию с той, которая складывалась в античном мышлении и в античной философии. В чем ее особенность?
В античной философии быстрее произошло отделение человека и природы в связи с появлением развитой рациональной и материалистической философии. Поэтому человеку быстро стала присваиваться роль «властелина» природы, который должен активно изменять ее. Особенностью такой картины мира в противовес восточному представлению о слитности человека и природы являлось разделение человека и природы, субъекта и объекта, религии, философии и науки.
Задание №5. Тестовая проверка знаний
1. Как соотносятся понятия философия и мировоззрение:
а) Философия – часть мировоззрения;
б) Мировоззрение – часть философии;
в) Философия – теоретическое мировоззрение;
г) Философия и мировоззрение – одно и тоже.
2. Укажите соотношение между эпохой и господствующим типом мировоззрения:
а) Теоцентризм б) Антропоцентризм в) Космоцентризм г) Антропокосмизм |
1. Античность в 2. Средневековье а 3. Современность г 4. Новое время б |
3. Завершите определение: «Философское учение, утверждающее первичность идеального, духовного называется идеализм».
4. Кто из древневосточных мудрецов первым сформулировал тезис: «Чего не пожелаешь себе, не делай другому»:
а) Лао-Цзы;
б) Будда;
в) Конфуций.
5. Завершите определение: «Философское учение, предметом исследования выступает мораль называется этика».
6. Впишите пропущенное слово: «Упанишады – древнеиндийское произведение религиозно-философского характера, относящиеся к классу откровения и примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического смысла».
7. Какое из древнеиндийских философских учений тяготеет к материализму:
а) Джайнизм;
б) Буддизм;
в) Локаята (чарвака);
г) Веданта.
8. Основное средство постижения истиной философии:
а) Созерцание;
б) Категория;
в) Опыт;
г) Вера.
9. Отличительной особенностью религиозного мировоззрения является вера.
10. «Если кто-либо хочет овладеть миром и манипулировать им, того постигнет неудача. Ибо мир – священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его. Назовите принцип взаимодействия человека и мира, который лежит в основе позиции Даосов. Против чего он направлен.
а) Принцип преобразования;
б) Принцип отстраненности от мира;
в) Принцип пассивного отношения к миру;
г) Принцип органической неразделимости человека и мира.
Список литературы
1. Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002.
2. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 2003.
4. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.
5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003.
6. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.
[1] Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.
[2] Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002. – с. 94.
[3] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 101.
[4] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003. – с. 37.
[5] Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004. – с. 154.