История печати (с чего началось и до наших дней)
Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
1. Возникновение газет..................................................................................... 5
2. Печать в России........................................................................................... 10
Заключение...................................................................................................... 16
Список использованной литературы........................................................... 17
Введение
В культурной жизни нашего времени газете принадлежит одна из крупнейших ролей. Наша общественная и государственная жизнь с ее бесчисленными разветвлениями в настоящее время без газет совершенно немыслима. Лежащий в основе культурной деятельности цивилизованных народов идейный обмен внезапно приостановился бы, если б газета изо дня в день не приносила известий как об общем положении дел в мире, так и о мелких происшествиях, составляющих историю повседневной жизни, если б она не ставила нас в известность о тех отношениях и обстоятельствах, с которыми связаны наши индивидуальные и общественные интересы, и если бы, наконец, она не вскрывала пред нами значения общественных язв нашего времени, с которыми необходимо бороться.
Тем не менее вопрос об исчерпывающем определении существа газеты представляет значительные трудности. Эмиль Лэбль, талантливый автор сочинения «Kultur und Presse», определяет газету, как «появляющуюся периодически, благодаря способности размножения путем печати, – общедоступную ведомость коллективного и разнообразного содержания, которое затрагивает всеобщие интересы и почерпается из событий ближайшего прошлого и настоящего». Этому «коллективному и разнообразному» содержанию придается некоторый общий характер, более или менее строго выдержанная внутренняя связь, определяющая тип каждого отдельного издания.
Роберт Прутц называет газету «дневником эпохи», в который эта последняя посредством ежедневных записей заносит свою текущую историю, подвергая ее критике и оценке. Журналистика является таким образом монологом эпохи о самой себе, поэтому в ней обнаруживаются наиболее сокровенные жизненные нервы времени.
Первоначально газета не имела такого значения. Она служила просто распространительницей новых известий, не сопровождаемых какими-либо критическими комментариями. Впоследствии к этой функции присоединялась вторая – обсуждение приведенных происшествий, вопросов текущей политики; при этом развивалась определенная критическая оценка общего положения дел; газета стала невольно выражать воззрения известной партии, отдельных слоев населения, а часто – чаяния и требования целой нации; она сделалась рупором общественного мнения. Но она не остановилась на этом; она овладела образованием эпохи, она стала рассадником просвещения в широких слоях населения, источником духовной жизни масс, почерпающих свои знания почти исключительно из газет.
Не следует забывать, однако, что пресса, как таковая, не создает научных ценностей, она служит только «резонатором, воспринимающим каждую новую научную ценность и распространяющим ее тысячекратным эхом по всей стране». Журнализм не имеет, следовательно, собственного содержания, он получает его из жизненных отношений, отражающихся в нем, и из науки, результаты которой он популяризирует. Вот почему пресса, как таковая, не является носительницей общественной силы, а только представительницей ее.
Некоторые независимые умы с резко выраженной индивидуальностью относятся к прессе отрицательно, считая ее исключительно «рупором масс»; они обвиняют ее в «нивелировке суждения», в «подавлении личности». Гёте за всю свою жизнь не мог преодолеть неприязненного отношения к печати; это отразилось в его многочисленных эпиграммах. Философ Эдуард фон Гаргман считал ежедневную печать «необходимым злом» культурной жизни, и советуя юношеству «не поддаваться соблазну газетного чтения», он требовал при этом, чтобы образованные молодые люди, по крайней мере, лет до 30 не занимались политикой.
Но практическое осуществление подобных воззрений привело бы к утрате одного из тех культурных факторов, без которого в наше время не может обойтись ни один образованный человек.
Цель работы описать историю развития газет.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. описать историю возникновения газет;
2. описать становление и развитие печати в России.
1. Возникновение газет
Зачатки периодической печати мы находим еще в Древнем Риме. Приказ Юлия Цезаря об опубликовании протоколов сенатских заседаний, так называемых «acta senatus», положил основу регулярному обнародованию политических сообщений. Эти сенатские протоколы соответствовали нынешним извлечениям из отчетов о заседаниях парламентов. Но односторонность их содержания – в них затрагивались исключительно вопросы государственного управления – побудила Цезаря основать вторую ведомость, послужившую дальнейшим шагом на пути развития периодической печати. По его инициативе был вызван в жизнь официальный правительственный орган, выходивший ежедневно, «Ежедневная ведомость» (acta diurna publica, populi Romani), в которой, наряду с сообщениями с театра войны, описывались публичные празднества, а также и вообще все выдающиеся события дня. Немало места отводилось в них общественным и литературным вопросам и даже «пикантным» анекдотам из жизни римского общества. Каждый номер газеты переписывался в большом количестве экземпляров и получал широкое распространение по всей империи. Но ни один из списков, к сожалению, не дошел до нас. Долгое время ученые полагали, что так называемые «fragmenta Dodweliiana» представляют собой отдельные номера этой ведомости, но впоследствии была документально установлена подложность этих фрагментов. Тем не менее в сочинениях римских писателей сплошь и рядом встречаются выписки из этой газеты, свидетельствующие о богатстве ее содержания[1].
Тиберий запретил выпускать acta senatus в то время, когда участились процессы по государственной измене и в сенате произносились обличительные речи, в высокой степени нежелательные правительству, затрагивавшие нередко особу императора и членов его семьи. Что касается acta diurna, то они просуществовали еще несколько столетий и прекратились лишь при вторжении германских народов в Римскую империю, тогда, когда вообще все культурные установления в Италии мало-помалу пришли в полный упадок и миродержец Рим превратился в груду развалин. Впоследствии та же газета появилась вновь при византийском дворе, но, просуществовав здесь лишь короткое время, она вскоре исчезла бесследно и навсегда.
Когда в Европе наступил тяжелый период переселения народов, гонимая культура должна была искать убежища на дальнем востоке, в Китае. Там были, между прочим, произведены верные опыты книгопечатания, с которыми связано появление первой газеты в Пекине. Согласно преданию, газета вышла в свет в 911 г. по Рождеству Христову, под названием «Кинг-Пао» («Столичный вестник»). Она существует и в настоящее время, являясь, таким образом, древнейшей газетой в мире.
Культурному развитию Китая, как известно, в скором времени был положен предел, благодаря чему и китайская пресса на многие века застыла в своем зачаточном состоянии. Замкнутость Китая исключала возможность проникновения китайских газет, а с ними и сведений о книгопечатании в другие страны, так что европейским народам пришлось совершенно самостоятельно изобретать то и другое... Когда бурный период переселения народов прекратился, когда европейская жизнь снова вошла в свою колею, в главных торговых центрах обнаружилась большая потребность знать важнейшие события европейской жизни. Стали появляться лица, занимающиеся собиранием известий, которые получались по почте и с заходивших кораблей. Эти известия записывались на особых листках, которые затем раздавались на ярмарке или рассылались в форме писем по почте.
Главным торговым центром в средние века и поэтому главным сборным пунктом для всех новостей была Венеция, вскоре получившая значение первого и самого важного источника политических известий: известий с Востока, о турецких войнах, о происшествиях при папском дворе в Риме и при императорском дворе в Вене. Богатство и разнообразие сведений, которые стекались сюда со всех концов света, потребовало учреждения особого бюро, взявшего в свои руки систематизацию материала и распространение его в публике. Бюро было основано в самом центре города, где издаваемые им писанные листки (notizie scritte) продавались за мелкую разменную монету – gazetta. Это название впоследствии было перенесено на самые листки, благодаря чему все возникавшие в Италии и потом в Германии ведомости назывались gazetta'ми. В Германии, впрочем, существовали и другие названия: «Novo», «Aviso», «Pagell», «Zeddell», но наиболее употребительным и живучим оказалось слово «Zeitung», от Zeit (время). Этот термин связывался с понятием о новом известии политического характера. Главнейшими центрами для политических известий в Германии были Нюрнберг, названный Лютером «око и ухо Германии, которое видит и слышит все, что никогда не проникает в провинцию», затем Аугсбург, Франкфурт-на-Майне, Страсбург, Лейпциг и Виттенберг. В Западной Европе такое значение получили города Антверпен, Бреславль, Париж и Лондон. Большою известностью пользовались писанные ведомости Фуггеров, отличавшиеся богатством содержания и большой добросовестностью в передаче сообщений. Знаменитая фирма Фуггеров в Лейпциге поддерживала сношения со всеми культурными государствами и вступала в денежные сделки с владетельными князьями и торговыми корпорациями всех стран, нередко также с германским императором и римской курией. Легко понять, что при таких условиях ей была необходима полная осведомленность в событиях внутренней и внешней политики. Все получаемые ею сообщения подвергались систематической обработке в писцовых комнатах торгового дома, списывались на отдельные листки и рассылались подписчикам, вносившим определенную годовую плату. Многие из нашумевших в то время событий, как, например, покушение Жана Шателя на жизнь французского короля Генриха IV и связанные с ним интересные разоблачения деятельности иезуитского ордена, сделались известными в Германии благодаря газете Фуггеров. В Hofbibliothek'e в Вене хранятся годовые комплекты этой газеты за промежуток 1568-1604 гг. В эпоху реформации виттенбергские известия находились в центре общественного внимания. Над собиранием и сводкой их особенно потрудился здесь Меланхтон, распространявший их в форме писем-ведомостей («Zeitungsbriefe») по всей стране. О популярности этих ведомостей у современников свидетельствует одно место в письме прусского герцога Альбрехта к Меланхтону, в котором он просит последнего «писать по возможности чаще», так как он «находится у себя, в Пруссии, на краю света» и часто остается в полной неизвестности о том, «что творится вокруг него».
Содержание этих писем-ведомостей составляли, конечно, прежде всего политические сообщения церковные распри и пр. Но известия об эпидемиях, о «чудесах природы», о кровавых дождях, о чудодейственных реликвиях, описание «картины неба» и прочее также находили себе в них место. Личное мнение составителя об изображаемых происшествиях оставалось неизвестным; настроение автора просвечивает редко и неотчетливо сквозь самую фабулу рассказа. Что касается языка, на котором писались ведомости, то это был преимущественно латинский язык, в то время доступный всякому образованному человеку; наряду с ним появляется впоследствии французский и немецкий языки.
Составители этих ведомостей имели иногда уже столь значительный заработок, что деятельность их утрачивала характер подсобного любительского занятия, приближаясь все более к типу самостоятельной профессии. Известно, что высокопоставленные лица, торговые фирмы и города, которым регулярно доставлялись эти письма, охотно платили большой гонорар своим корреспондентам. Император Рудольф II выплачивал «осведомленному» лицу в Кельне, сообщавшему ему известия о событиях во Франции и Нидерландах, 200 золотых гульденов в год.
Когда еще печатанных газет не было и в помине, отдельные письма-ведомости, представлявшие крупный общественный интерес, нередко отпечатывались получателем на частные средства и в таком виде быстро расходились по всей стране. Лютер и Меланхтон в своей переписке с друзьями неоднократно извещали последних, что доставленные ими интересные сообщения были отпечатаны в виде «летучих листков». Кроме того, и владельцы книгопечатен не упускали случая нажиться на важных сообщениях из частной переписки знаменитых современников: они приобретали их и размножали путем печатания. Обыкновенно, этим листкам, появлявшимся in quarto, придавалось весьма обстоятельное оглавление, рассчитанное на то, чтобы произвести сенсацию среди публики. Одно из них имеет следующее заглавие: «Достоверная новейшая ведомость из Маастрихта и т.д. (следует перечисление городов) содержит в себе подробнейшее описание геройской вылазки, перестрелки, стычек, штурмов и других любопытных происшествий от начала осады вплоть до 11-го июня текущего 1579 года. Получено из города Ахена 12 июля от хорошего приятеля. Отпечатано в Кельне в 1579 г.».
Заглавие другого «летучего листка» гласит: «Потрясающая ведомость о небывалом наводнении, случившемся в городе Берне. Вести из Франции и т.д. Напечатано в Нюрнберге Никласом Кнорром».
Впрочем, встречаются и лаконические надписи, например: «Новейшая ведомость об анабаптистах в Мюнстере. Виттенберг. Иосиф Клуг. 1535 г.».
Древнейший листок под заглавием «Новая ведомость», принадлежащий Мюнхенской Hofbibliothek'e, помечен 1502 г. и содержит сообщение о взятии Мителены турками.
Но эти чисто случайные, не находившиеся в преемственной связи друг с другом, печатные известия не имеют прямого отношения к газете в современном смысле; это не более, как побочные явления в развитии периодической печати. Действительным прототипом оной служат письма, доставлявшиеся подписчикам в заранее определенные сроки.
Эти письма рассылались верховными вестниками, содержавшимися на счет крупных сановников, ганзейских городов, университетов, монастырей, купеческих гильдий и пр. Впоследствии последними были учреждены особые институты, соединившие в себе функции собирания и распространения известий, с многочисленными филиальными отделениями, служащие которых, так называемые вестники-ординарцы, или просто ординарцы, избороздили всю Европу вдоль и поперек. Уже в XV столетии Сэн-Галленское купечество установило правильное почтовое сообщение между Линдау, Равенсбургом и Ульмом, с одной стороны, и Нюрнбергом – с другой; вскоре сюда примкнул и Лион; другие разветвления почтовой линии шли в Нидерланды, во Францию и Италию. Путь от Мехелена до Инсбрука совершался ординарцами в среднем в 5,5 дней, от Венеции до Нюрнберга – в 20 дней. С основанием таксистской почты в конце XVI столетия институты ординарцев утратили в Германии свое значение. Имперский генерал-почтмейстер Леонард фон Таксис установил почтовое сообщение на государственный счет до Неаполя и Мадрида, с которым не могли конкурировать институты ординарцев. Сверх того, им приходилось сталкиваться со всевозможными трудностями и стеснениями, чинимыми имперскими властями; они поэтому все более оттеснялись таксистской почтой и вскоре совершенно должны были прекратить свое существование. Нюрнберг окончательно рассчитал своих ординарцев 2 апреля 1685 г.
Тем временем писанные ведомости пережили самих себя; кроме того, они подвергались систематическому гонению со стороны правительств, которые не могли контролировать содержавшихся в них известий, благодаря чему издание писанных ведомостей во многих местах было запрещено законом; так, между прочим, в Австрии в 1672 г. их место заняли печатные газеты, появившиеся в начале XVII столетия. Это время можно считать началом истории германской прессы.
2. Печать в России
Русская журналистика развивалась при весьма тяжелых обстоятельствах, и достигнутые ею за полтора столетия ее существования результаты являются далеко не удовлетворительными. Русские газеты в своей массе до сих пор еще не могут считаться носителями мнения всей нации; они выражают лишь воззрения отдельных лиц, проводят в жизнь их частные стремления, служат их честолюбию или ненависти. К тому же большинство из них непосредственно инспирируется правительством. Из полтысячи русских политических газет более чем пятую часть составляют официозные органы. Действительное значение и влияние принадлежит исключительно газетам обеих столиц; провинциальная печать, под угрозой неминуемых репрессий, не может придерживаться независимого мнения. Хотя еще при Императрице Екатерине одно время и казалось, что либеральный режим в деле журналистики возьмет перевес, но эти иллюзии скоро рухнули; столь охотно возносившаяся с лучшими умами своего времени на вершины человеческого духа, властительница вскоре сочла нужным стеснить несколько смягченные в начале царствования условия существования печати. При восшествии на престол Павла I в 1796 г. наступил период мрачнейшего деспотизма. В постоянной боязни возможного отголоска французской революции и влияния идей французского Просвещения Император Павел в 1797 г. установил самую строгую цензуру, а год спустя издал распоряжение, по которому все заграничные произведения печати должны были тщательно просматриваться подлежащими властями, и те из них, в которых заключались даже самые отдаленные намеки на либерализм, немедленно конфисковаться. Так, «Путешествия Гулливера» Свифта, как сочинение, представляющее опасность для государства, было запрещено в России; поучительные рассказы Лафонтена были конфискованы за то, что автор осуждал в них стремления к почестям и славе; та же участь постигла комедию Коцебу «Дитя любви», ввиду ее вредной для общественной нравственности и несогласной с истиной мысли о том, что лишь незаконнорожденные дети являются детьми любви. Различные слова, которым приписывалось революционное происхождение, каковы «класс», «общество», «гражданин», «отечество», «сержант», были изъяты из обращения в печати. Наконец, были воспрещены все издания, помеченные годом из периода французской революции. Отметим, кстати, что строжайше преследовалось ношение различных частей туалета, бывших в моде во время французской революции: жилетов, фраков, брюк, жабо, сделанных по известному покрою. После смерти Императора Павла и вступления на престол Александра I в 1801 г. отношение правительства к печати сделалось более гуманным, но полная тревог наполеоновская эпоха препятствовала реформе законодательства. После восстановления мира Императором овладело тяжелое душевное расстройство, вызванное многочисленными неудачами. Цензурный гнет снова увеличился. Гораздо хуже сложились обстоятельства в царствование Николая I. В эту эпоху, которая справедливо считается одной из наиболее бедственных для русского народа эпох самовластного цезаризма, Россия была превращена в «духовный Китай». Первые правила о печати в новом царствовании появились в 1828 г. В них высказывалась мысль о том, что первая обязанность газет состоит в том, чтобы ставить народ в известность о действиях правительства, объяснять ему благие намерения властей и восхвалять благодеяния, которые эти власти им оказывают. Критики государственной власти и ее начинаний газеты касаться отнюдь не должны. Впоследствии система цензурного контроля была отделена еще тщательнее. Была введена тройная цензура, учрежден верховный комитет, обязанный блюсти за действиями цензоров. Наряду с цензурой по делам печати, существовали еще особые сыскные комиссии, зорко следившие за образом мыслей и поступками всех чинов отдельных ведомств. Таковы цензурное отделение по военным делам, по делам церкви, по ведомству путей сообщения и пр. Деятельность этих учреждений богата невероятнейшими курьезами. Одному цензору не понравилось выражение «величество природы», так как титул «величество» может принадлежать только коронованным особам. Цензор Крассовский не допустил к печати статью о мухоморах, «ибо грибы во время поста служат пищей православным, а указание на ядовитые виды может потрясти веру и породить неверие». При Александре II обстоятельства несколько изменились к лучшему: он отменил сыскные коллегии, но оставил в силе стеснительную предварительную цензуру для органов повременной печати; кроме того, министру внутренних дел было предоставлено право указывать редакциям те вопросы, которые, по его мнению, «подрывают основы» и поэтому не подлежат обсуждению в печати. Эти меры развивали роковую систему замалчивания, за которой всегда скрывалась неправда. Новая систематическая обработка, инкорпорация, но не кодификация законодательства о печати была предпринята в 1865 г.; некоторые добавления были внесены в 1873 г., после чего, вплоть до манифеста 17(30) октября 1905 г., закон о печати сохранял свою силу в прежнем виде. С этого времени все пошло вверх дном, вся страна закипела в революционном котле; объявления целых губерний и областей на положении усиленной и чрезвычайной охраны сыпались как из рога изобилия[2].
Создатель современной России, Петр Великий, является также и основателем первой русской газеты. В 1703 г. листок Петра стал выходить в Москве, но главной его задачей было не проведение в жизнь политических воззрений и не распространение новостей, а служение делу реорганизации армии, доставление соответственного материала и разъяснений инструкций и приказов. Поэтому он и получил название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти». В 1714 г. газета была переведена в Санкт-Петербург, где она, в качестве органа Императорской Академии Наук, выходит и поныне под названием «Санкт-петербургские ведомости». Но о дальнейшем насаждении прессы Петр заботился мало; лишь при Екатерине II этот вопрос снова сделался предметом особых попечений правительства.
Императрица разрешила свободу печати и печатания, благодаря чему с 1769 г. появилось множество журналов по образцу английских еженедельников, уже несколько раз упомянутых нами. Обличая извращенность нравов, обрушиваясь на все напускное и болезненное в обществе, они осуждали господствовавшую в нем галломанию и пренебрежение к родному языку и требовали возвращения ко всему собственному и национальному. В стилистическом отношении они усвоили себе легкий и веселый тон, облекая свои, подчас резкие, нападки в юмористическую форму.
Первым из этих журналов была «Трудолюбивая пчела» Сумарокова, появившаяся в 1769 г. В том же году вышел альманах «Вперемежку», прекратившийся в 1770 г. Он резко нападал на недостатки высшего общества и получал свои директивы непосредственно от императрицы. В нем, между прочим, появились десять заповедей, обращенные против всех отрицательных качеств русской администрации: продажности, своекорыстия, лицемерия, лености, склонности к пьянству и пр. Кроме того, выходили: «Парнасский житель» (1770) «Трудолюбивый муравей» (1771), «Трутень» (1769–1770), «Живописец» (1772), «Собеседник друзей российской словесности» (1783–1784), в котором сотрудничала сама Императрица, и др. Большинство из этих журналов далеко не всегда могли почерпать свой материал из родного источника, они брали его из иностранных листков и обрабатывали соответственно своим целям. Но это не умаляло их заслуг, так как, несмотря на свой подражательный характер, они с честью исполняли свою цивилизаторскую миссию. К сожалению, настроение Императрицы в конце царствования помрачилось под влиянием различных обстоятельств в личной жизни и неудач в области политики, и она существенно ограничила свободу печати. Сатира не могла более возвышать свой голос; она притупилась, и журнальная литература пришла в упадок; в середине 1780-х гг. от нее не осталось и следа.
Политическая пресса на первых порах не могла занять образовавшийся пробел, и в журнальной литературе наступил период молчания, длившийся вплоть до выступления двух деятелей, сделавшихся основателями русской публицистики: Александра Герцена и Михаила Каткова.
Герцен родился в Москве в 1812 г.; он получил прекрасное университетское образование и скоро сделался известен в широких кругах общества благодаря своим рассказам и романам, но одновременно его свободомыслящий образ мыслей привлекал внимание правительства, которое стало преследовать его различными репрессиями и неоднократно ссылало его в провинциальные города Империи. В 1847 г. он уехал за границу и в 1857 г. основал в Лондоне еженедельник «Колокол», в лице которого русская периодическая печать отпраздновала свой первый выход на поприще широкой общественной деятельности. С гениальным красноречием изобличал Герцен все недостатки ancien régime'a и пламенными словами призывал он молодого Монарха Александра II к коренным преобразованиям. Прежде всего он требовал отмены крепостного права, как необходимого условия единения Монарха с народом. Он вскрывал все язвы чиновничьего управления, продажность и злоупотребление полиции, упадок духа законности и многое другое. Деятельность «Колокола» вызвала мощное движение в русском обществе, и хотя журнал был воспрещен в России, он ходил там по рукам и одно время имел значительное влияние на самого Императора Александра II и на его первые начинания при отмене крепостного права. Когда последнее сделалось совершившимся фактом, влияние «Колокола» постепенно пошло на убыль, а затем, когда в 1863 г. Герцен, сблизившийся в то время с известным революционером Бакуниным, заступился за поляков, от него отшатнулась большая часть его патриотически настроенных поклонников, и, наконец, в 1869 г. издание «Колокола» прекратилось. Год спустя Герцена не стало.
Совершенно иная судьба ожидала Михаила Каткова. Он родился в 1820 г. в Москве и в юности также увлекался либеральными идеями; но увидя, что Герцен и его кружок все более отклонялись в сторону западничества и социалистических теорий, что конституционные течения получили перевес в обществе и во многих местах Империи возникли первые крестьянские волнения, он сделался ярым сторонником самодержавия и официальной народности, во имя которых требовал упразднения всех инородческих элементов Империи. Он был духовным отцом системы «русификации» окраин и руководителем фанатических националистов. Сначала – с 1856 г. – он редактировал «Русский вестник», литературный журнал, потом – с 1862 г. – «Московские ведомости», при посредстве которых он до конца своей жизни (1887 г.) имел громадное влияние в стране.
Петербургская печать долгое время оставалась позади «Московских ведомостей». В шестидесятых годах XIX в. значительным влиянием пользовался «Голос», основанный Краевским в 1863 г., но в 1881 г. он был воспрещен. За последние десятилетия влиятельнейшей газетой России сделалось «Новое время». Оно было основано в 1868 г. А.К. Киркором, некоторое время неоднократно меняло своего владельца и в 1876 г. перешло в руки А.С. Суворина, талантливого журналиста и весьма ловкого дельца, всегда умевшего настраивать свои струны в унисон с господствующим мнением в руководящих кругах. Уже во время русско-турецкой войны [1877–1878 гг.] газета его имела, благодаря принятому им панславистическому направлению, многочисленных читателей; впоследствии она с тем же рвением открыла кампанию против Германии; впрочем, по мере надобности, никогда не задумывалась менять свои взгляды. Неоднократно в ней печатались «разоблачения», рассчитанные на сенсацию или на вкусы широкой публики к пикантному чтению. Поэтому в прессе и в обществе за газетой упрочилось прозвище «Чего изволите?». Последние годы Суворин-отец несколько отстранился от редакции газеты, но она, тем не менее, неуклонно следует по намеченному им пути и своим ежедневным выпуском в 60000 экземпляров далеко превосходит все другие петербургские газеты. Весьма также распространенные «Биржевые ведомости» были основаны С. Проппером в 1880 г., но большая часть их выпуска идет в провинцию. Во времена Витте газета была его официозом. В 1882 г. вышел «Свет», сначала незначительный листок, но затем долгое время имевший многочисленных подписчиков. Он редактировался полковником Комаровым, известным пруссофобом и шовинистом. «Русский инвалид» очень распространен в офицерских кругах; он является органом военного министерства. Консервативная газета «Гражданин», основанная в 1870 г. князем Мещерским, некоторое время пользовалась известным влиянием, но с 1905 г. перестала выходить.
Наряду с этими газетами в России издаются многочисленные газеты на немецком языке. Старейшая и наиболее влиятельная из них, «St.-Petersburger Zeitung», была основана еще в 1727 г., за период 1874—1904 гг. имела в лице П. фон Кюгельгена прекрасного руководителя. Теперь редакция перешла к его сыну Карлу. Кроме нее, в Петербурге выходит «Herold» – газета мелких купцов и ремесленников, охотно драпирующаяся в мантию демократизма. В Москве с 1870 г. выходит «Moskauer Deutsche Zeitung» под редакцией К. Кизенера, в Лодзи – «Lodzer Zeitung», в Риге – «Düna Zeitung» и т.д.
Кроме того, в Царстве Польском, Галиции, Буковине и в прусских провинциях Познании и Силезии существует развитая газетная литература на польском языке. В Варшаве издаются: с 1773 г. «Gazeta Warszawska» и с 1820 г. «Rurjer Warszawskie», выходящие в количестве 34000 экземпляров; в Кракове: основанный в 1848 г. католическо-консервативный «Czas», прогрессивно-демократическая «Nowa Reforma» и христианско-социалистический «Clos Narodu»; в Лемберге: консервативная «Gazeta Narodowa», прогрессивно-либеральное «Slowo Polskie» и еврейский политический еженедельник «Wschod», орган галицийских сионистов; в Черновцах «Gazeta polska»; в Познани «Dziennik Poznanski», «Kurjer Poznanski», «Wielkopolanin» и др.; польские газеты выходят еще в Берлине («Dziennik Berlinski»), в Бромберге, Гнезене, Иноврацлаве, Бейтене, Глейвице, Конигсгютте, Оппельне и Ратиборе. Польские листки в северной Силезии почти без исключения составляют собственность издателя Гавиральского в Бейтене.
Манифест 17 октября 1905 г., как и следовало ожидать, вызвал целый поток новых газет, журналов и листков; в одном Петербурге за восемь недель было объявлено о выходе в свет до 400 периодических изданий, в том числе 38 политико-сатирических журналов. Общественное мнение, подавлявшееся целыми десятилетиями, жаждало высказаться свободно. Мало-помалу, однако, более спокойный тон снова получил перевес в прессе, большинство новых газет исчезло. Царский указ от 4 апреля 1906 г. значительно ограничил свободу печати, и старые газеты вновь получили свое утраченное влияние.
Заключение
13 января российское общество отмечает знаменательный в истории государства праздник - День печати.
Выпуск первой газеты "Ведомостей" - первой печатной российской газеты в 1703 году, который поднял русскую культуру на новый уровень. За свою более чем трехвековую историю отечественная печать переживала разные периоды. Но роль средств массовой информации в жизни нашего общества неизменно остается значимой. Сейчас как никогда велика ответственность тех, кто призван объективно отражать действительность на страницах газет, в радио- и телеэфире. Высокий профессионализм, объективность, знание и понимание процессов, происходящих в обществе - эти критерии должны быть главными в работе журналистов.
Историю распространения печати в Российской Федерации можно было разделить на два этапа. В ноябре 1918 года было учреждено Центральное агентство ВЦИК по снабжению и распределению произведений печати (Центропечать), а 21 ноября 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «Об установлении в учреждениях почтово-телеграфного ведомства продажи произведений советской печати». В 1992 году “Роспечать” и “Почта России” были разделены. За последние десять лет рынок прессы полностью перестроился, капитализировался и вышел на новый этап развития. Возможно, нынешняя конференция положит начало третьей эпохе. Ведь ее организатором выступил Союз издателей и распространителей печатной продукции, попечителем – “Почта России”, а партнерами – Ассоциация распространителей печатной продукции, Агентство “Роспечать” и Издательский Дом “Деловой мир” – все, кто занимает ведущие места на современном рынке распространения печати в России. 13 января 2003 года российская печать отметила юбилей – 300-летия со дня выхода в свет первой в стране газеты «Ведомости», учредителем и первым цензором которой был сам Петр Великий. А в январе следующего года районная газета «Родники» будет праздновать свой 75-летний юбилей – первый номер первой мытищинской газеты «Пролетарий» вышел в свет в 1931 году. С января 1992 года, в знак признания заслуг великого преобразователя России, учрежден профессиональный праздник в день рождения первой российской газеты.
Список использованной литературы
1. Бюхер К. Происхождение газеты. // История печати. – М., 2001. Т.2.
2. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): Учебно-методичекий комплект. – М: Флинта: Наука, 2000.
3. Есин Б.И. История русской журналистики ХIХ века. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 288 с.
4. Засурский Я.Н. История печати: Антология: Уч.пос. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 494 с.
5. Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л. История печати. Антология т. 1. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 419 с.
6. Минаева О.Д., Грабельников А.А. История русской периодической печати: 1703-2003 гг.: В 2 тт. – М.: РИП-Холдинг, 2004. – 484 с.
7. Саламон Л. Всеобщая история прессы. //История печати. – М., 2001. Т.2.
[1] Бюхер К. Происхождение газеты. // История печати. – М., 2001. Т.2. с.13-15
[2] Саламон Л. Всеобщая история прессы. //История печати. – М., 2001. Т.2. – с.130-132