Содержание

Введение. 3

1. Особенности регулирования развития регионов. 4

1.1. Экономические методы регулирования. 4

1.2. Административные методы регулирования. 5

1.3. Прочие способы регулирования. 5

2. Прогнозирование развития регионов. 7

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

Кардинальная реформа управления экономикой государства, замена административно-командных методов экономическими, переход хозяйственных субъектов (предприятий, АО и др.) к самостоятельной деятельности, введение разнообразных форм собственности требуют научного обоснования формирования управленческой структуры региона. Заметно меняются подходы и методы хозяйствования. Появились новые организационно-хозяйственные структуры: холдинговые компании, ФПГ, консорциумы и т. д. Одной из актуальных проблем функционирования региона становится поиск оптимальных соотношений между федеральным и муниципальным управлением, региональным планированием и рыночными товарно-денежными отношениями. Конституция РФ создала предпосылки для децентрализации процессов управления реформой, перенесения на уровень регионов ее основных направлений.

Модели поведения у разных регионов существенно различаются, и от этого зависит, способ управления ими. Те из них, которые имеют полезные ископаемые, богатые природные ресурсы, стоят на позиции, что природные ресурсы являются их собственностью, и прибыль, которую они получают от их добычи, принадлежит в первую очередь регионам. Развитые индустриальные центры (Петербург, Москва) пытаются наладить экспортные операции. Регионы стали объединяться в региональные ассоциации для того, чтобы выжить или противостоять центру, или уравняться в правах с республиками.

Изменилось геополитическое положение России, и получилось, что за ее пределами остались месторождения марганца, титана, две трети мощности портового хозяйства, пограничные железнодорожные станции со сложным таможенным хозяйством, с одной стороны, и с другой - появились десятки новых необорудованных пограничных станций, все это вызвало ряд экономических, политических и иных проблем.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей прогнозирования и регулирования развития регионов.

1. Особенности регулирования развития регионов

Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть регионального процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и т. п.

1.1. Экономические методы регулирования

В экономике принято различать два способа регулирования: косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного воздействия. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них - инвестиционный процесс, как в стране, так и в регионах, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курс, акций.[1]

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения.

Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее - косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что в свою очередь способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

1.2. Административные методы регулирования

К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рыками, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеется в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т. д.).[2]

Таким образом, административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экономической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей.

1.3. Прочие способы регулирования

Помимо экономических и административных методов управления экономикой существуют также виды управления, которые можно характеризовать как отдельные технологические операции управления, составляющие в своем единстве процесс управления. К ним относятся:

1. Экономический анализ, представляющий первоначальное изучение, исследование экономических процессов, их протекание в ретроспективе, то есть в прошлом, установление устойчивых тенденций, выявление проблем.

2. Прогнозирование - научное предвидение хода событий, построение гипотезы, сценария, модели экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. Прогнозирование крайне необходимо в качестве одной из начальных стадий управления, чтобы оценить, к чему могут привести управленческие воз действия, каковы их ожидаемые благоприятные и неблагоприятные последствия.

3. Планирование — одна из важнейших функций и составных частей управления экономикой. Планирование - это построение плана, способа будущих действий, определение экономической траектории, то есть содержания и последовательности шагов, ведущих к намеченной цели, установление конечных результатов. В отличие от прогноза, план не гипотеза, а установка, задание. Экономические планы обычно содержат набор показателей, которые должны быть достигнуты в результате осуществления плана.

4. Экономическое программирование представляет разработку и принятие экономических и социальных программ, которые иногда называют целевыми, комплексными. Программа такого рода близка к плану, но это план, ориентированный на решение одной проблемы или достижение одной цели.

5. Организация производства и труда представляет настолько широко распространенную форму управления, что ее иногда отождествляют с управлением в целом. Сущность организации состоит в упорядочении, согласовании, регламентации действий исполнителей, участвующих в общем, деле.

6. Учет как часть управления и его вид представляет документальную фиксацию состояния объекта управления располагаемых экономических ресурсов, материальных ценностей, денежных средств. В управлении предприятием и предпринимательством определяющую роль играет бухгалтерский учет.

7. Контроль является замыкающим элементом в цепочке видов форм, функций управления. Под контролем подразумеваются активное слежение за исполнением управленческих воздействий, проверка соблюдения законов, правил, постановлений, других нормативных актов, то есть документов, регулирующих и регламентирующих экономическую деятельность.[3]

Среди перечисленных видов и функций управления ведущее место принадлежит планированию и прогнозированию.

Введение региональных экономических отношений как одного из методов регионального управления вызывает множество вопросов, связанных со степенью самостоятельности и самообеспечения, с разделением функций централизованного, республиканского, регионального и локального регулирования, со структурой управленческих органов и т.д.; особенно обострились проблемы формирования региональных бюджетов, их взаимоотношений с бюджетами районов более высокого и более низкого рангов. Но об этом мы будем говорить в следующем параграфе данной работы.

2. Прогнозирование развития регионов

Моделирование и прогнозирование направлены на выявление путей перспективного развития регионов и их функциональных блоков для достижения поставленных целей. Они являются неотъемлемым компонентом региональных исследований и одновременно звеном регионального управления. Моделирование и прогнозирование включаются в состав научного предвидения, понимаемого как отображающее возможные направления развития действительности, основанные на познании законов природы, общества, мышления.

Главной особенностью прогнозов развития регионов является их интегральный характер, так как они включают в свой состав целую систему частных прогнозов. Среди них следует назвать экономический, социальный, демографический, экологический и др. Интегральный и частные региональные прогнозы опираются на совокупность общих принципов: историзма, комплексности, системности, преемственности, непрерывности и т. д.

В обеспечении учета многообразия взаимосвязанных процессов неоценимое значение имеет принцип комплексности, значение которого усиливается в рыночных условиях хозяйствования и управления. Это обусловлено рядом объективных и субъективных предпосылок.

Во-первых, необходимостью гармоничного, пропорционального развития основных сфер и блоков общественной жизни регионов. Бесспорно, что в основе прогноза лежит социальная и экономическая проблематика. Однако прогноз должен охватывать также решения широкого спектра демографических, организационных, территориально-планировочных, политических, экологических и иных вопросов. Принцип комплексности как раз и предполагает, что эти частные прогнозы должны разрабатываться только с учетом их дальнейшего согласования, достижения полного соответствия целям развития регионов, как целостных территориально-общественных систем.

Во-вторых, расширение компетентности и усиление роли местных органов управления, призванных в пределах предоставленных им прав решать все вопросы социального, экономического, демографического, экологического и политического развития территории. В первую очередь это относится к инфраструктуре в связи с повышением требований населения к среде обитания, ее качественным характеристикам.

В-третьих, усилилась самостоятельность предприятий, организаций в связи с переходом регионов на саморазвитие и самоуправление. Введение общероссийского и региональных рынков, возрастание свободы выбора поставщиков усиливает комплексность функционирования хозяйства регионов.[4]

Методологический принцип системности применительно к прогнозированию регионов означает, что современный регион должен рассматриваться одновременно как относительно автономное целостное системное образование и как неотъемлемый компонент РФ. Поэтому требование обшей сбалансированности между наличными потенциальными ресурсами региона и потребностями его дальнейшего роста при решении локальных, региональных и общегосударственных задач не может быть обеспечено только в границах самих регионов. Оно в не меньшей степени будет зависеть от того, насколько рационально будут организованы общегосударственные структуры, насколько целесообразна роль каждого региона в территориальном разделении и интеграции труда, насколько объективно оцениваются местные условия и ресурсы, а также ресурсы, формируемые за его пределами.

Принцип системности прогнозирования региона требует согласования, координации результатов и выводов, сделанных на разных иерархических уровнях. Поэтому, с одной стороны, данные региональных прогнозов учитываются при разработке прогнозов иного, более высокого уровня, а с другой — необходим учет обратного воздействия прогнозов, последующее уточнение выводов, а значит, и концепций при проведении последовательных решений.

К важным методологическим принципам прогнозирования регионов относится принцип преемственности во времени. Сущность его состоит в использовании законов диалектики взаимодействия таких двух противоположностей, как стабильность и динамизм, то есть повторяющихся и изменяющихся явлений и процессов, характерных для функционирования региона Для прогнозирования важны не только исторические срезы прошлого развития регион?, знание основных стадий его эволюции, но и в еще большей степени - выявление позитивных и негативных сторон его развития, их соотношений

Прогноз, опирающийся на принцип преемственности, позволяет, во-первых, на основе объективных закономерностей развития региона обобщить, закрепить и продолжить все прогрессивное, все лучшее, что было создано ранее и прошло всестороннюю проверку в условиях долговременной эволюции. Во-вторых, от соотношения «старых» и «новых» региональных решений в значительной степени зависит уровень материальных, трудовых и финансовых затрат на социально-экономическое развитие. В-третьих, перспективное развитие региона с учетом преемственности создает благоприятные условия для широкого распространения и многократного применения новых результатов и методов. В-четвертых, этот принцип дает возможность определить последовательность будущих стадий и этапов регионального развития.

Очень важно, чтобы в регионе достигалась непрерывность прогнозирования, то есть наличие всех временных прогнозов, которые периодически должны пересматриваться, уточняться и продлеваться.

По времени прогнозы могут быть: краткосрочные (до 2—3 лет), среднесрочные (до 5-7 лет), долгосрочные (до 15-20 лет).

Отечественная и зарубежная практика насчитывает около 150 различных Методов разработки прогноза, но при долгосрочном прогнозировании развития регионов используются два основных вида прогноза — поисковый (исследовательский) и нормативный. Первый сводится к продолжению в прогнозируемом периоде настоящих, достаточно хорошо изученных, устойчивых тенденций и закономерностей. Основанная на использовании принципа инерционности развития региона ориентация поискового прогноза во времени происходит в его направлении, то есть от настоящего к будущему.[5]

Нормативный прогноз исходит из представления о желаемом, заданном состоянии региона в установленный момент будущего, которое обеспечивает достижения наиболее рациональными путями заранее поставленных целей. В этом случае ориентация прогноза во времени осуществляется по схеме «от будущего к настоящему». Региональные прогнозы разрабатываются, как правило, при взаимном корректирующем влиянии поисковых и нормативных прогнозов, позволяющих отобрать наиболее обоснованные варианты будущего состояния региона. При этом в одних прогнозах может преобладать поисковая, а в других - нормативная составная часть.

В последние годы широкое распространение получили математические методы прогнозирования. Учитывая специфику и длительность срока реализации прогнозных замыслов, математические методы имеют наибольшее значение при краткосрочном прогнозировании. Нужно особо отметить, что прогнозирование регионов как сложных территориально-экономических систем не может быть полностью сведено к строго формализованным задачам. Большинство результатов регионального прогнозирования, очевидно, должно иметь характер тенденций. Поэтому прогнозирование регионов, особенно среднесрочное и долгосрочное, требует широкого привлечения неформализованных приемов и методов, нуждается в творческих гипотезах и логико-математических интерпретациях.

Наиболее широкое распространение в практике регионального прогнозирования получили методы научной экстраполяции Основанные на знании исторических тенденций эволюции регионов, выявленных устойчивых процессах предшествующего развития, прогноз региона в данном случае осуществляется по принципу переноса на будущее исходного состояния, переноса устоявшейся линии развития при условии, что данный процесс и в прогнозируемом периоде будет испытывать те же внешние воздействия. Экстраполяционный подход активно применяется при прогнозировании сложившихся регионов, развитие которых происходит при сохранении основных характеристик, таких как степень заселенности территории, региональные пропорции, соотношение между центром и периферией и производством и инфраструктурой и т. п.

Однако чем шире раздвигаются временные рамки прогнозирования, тем очевиднее становится недостаточность и ограниченность экетрополяционного метода. Например, в связи с проецированием на будущее недостатков существующего состояния. Кроме того, такой метод, удовлетворительный для предсказывания относительно стабильных процессов, протекающих в сложившихся регионах, сказывается неприемлемым при прогнозировании процессов, происходящих во вновь осваиваемых регионах, часто характеризующихся качественными скачками. Поэтому экстраполяция является методом вполне обоснованным и эффективным, если она применяется в определенных рамках, а также в сочетании с другими методами и подходами.

В системе нормативных прогнозов по степени важности и информационной насыщенности на видном месте стоят нормативно-балансовые и балансовые модели, позволяющие обеспечить взаимную увязку показателей функционирования отдельных сфер и функциональных блоков региона, согласованность соответствия между целями и ресурсами, между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Среди балансовых методов на отдельных этапах прогнозирования выделяется межотраслевой баланс производства и распределения продукции с учетом рыночного спроса, дающий полную картину межотраслевых связей и взаимосвязей, а также отражающий процесс формирования и использования конечного продукта.

Нормативное прогнозирование является ведущим методом прогноза формирования новых территориально-экономических систем и хозяйственного освоения территории. Практически нормативный прогноз может быть применен также для расчета числа городских и сельских поселений, их людности, определения функциональной структуры.

В сочетании с поисковым и нормативным прогнозированием регионов может быть применен метод аналогий (сравнений, сопоставлений). Метод аналогий позволяет сопоставить разные пути развития регионов, сравнить тенденции развития тех или иных функциональных подсистем.

Одним из методов прогнозирования взаимодействия отдельных структур региона, также систем производства, расселения, инфраструктуры может служить метод цепных реакций. Он основан а последовательном учете различных зависимостей, тенденций, закономерностей, которые возникают в эволюции региона в ходе взаимодействия цепочек многоступенчатых процессов, происходящих в производстве, населении и природной среде, а также других компонентах.

Одним из важнейших методов прогнозирования является моделирование. Цель моделирования - разработка прогнозной модели, адекватной региону. С помощью прогнозной модели можно получать информацию о возможных состояниях региона в будущем и путях достижения этих состояний. Моделирование пригодно как для поискового, так и для нормативного прогнозирования. Метод моделирования может применяться при всех видах регионального прогнозирования: краткосрочном, среднесрочном, долгосрочном.

Метод моделирования имеет определенные недостатки и связан с преодолением ряда трудностей. В частности, он требует большого количества данных, использование громоздкого математического аппарата, привлечения большого количества специалистов. Однако все эти сложности вполне преодолимы, а современные компьютеры дают возможность широко использовать вариантный подход в математическом моделировании.

А. И. Трофимов и А. В. Шарыгин полагают, что среди множества моделей наиболее приемлемы следующие:

1.Функциональные, описывающие функции, выполняемые основными социально-экономическими процессами или компонентами регионов.

2.Экономические, определяющие зависимость между различными экономическими показателями изучаемого региона; ограничения, накладываемые на эти показатели; и также критерии, позволяющие оптимизировать процесс в экономическом плане.

3.Процедурные, отбывающие операционные характеристики регионов, то есть порядок и содержание управленческого воздействия. Среди них наиболее значимыми являются информационные модели.[6]

Модели могут быть выражены словесным описанием (самый простой вид описания, который чаще всего является исходным), математическим описанием (в виде формул и математических операций), программным описанием (описание модели, пригодное для ввода в компьютер). Они также могут выражаться в виде кривых, диаграмм, чертежей, блок-схем и т. д.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности прогнозирования и регулирования развития регионов.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие вопросы:

-             Рассмотрены особенности регулирования развития регионов;

-             Описаны аспекты прогнозирования развития регионов.

Итак, в число основных задач регулирования развития региона входят:

-             обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и ка­чества жизни;

-             экономическая и социальная трансформация хозяйства ре­гиона, анализ, прогнозирование и программирование ре­гионального развития;

-             оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;

-             обеспечение экологической безопасности в регионе, защи­та окружающей среды;

-             формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

Функция регулирования реали­зуется в основном в системе объектов, относящихся к государ­ственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регио­нов.

В реализации функции регулирования могут использовать­ся методы как прямого, так и опосредованного воздействия. При этом степень воздействия субъекта управления на все объ­екты, в том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться, поскольку объем и полнота реализа­ции функции регулирования находятся в определенной зависи­мости от степени зрелости рыночных отношений и их внедре­ния в хозяйство региона.

Список литературы

1.     Трофимов А. И., Шарыгин А. В. Региональная экономика. – Калининград.: КРОАУМ, 2005.

2.     Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. - М.: Дело, 2004.

3.     Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: Триада, 2003.

4.     Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение и управление. - М.: Инфра-М, 2004.

5.     Региональная экономика / Тяглов С.Г., Черныш Е.А. и др.: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

6.     Регионоведение: Учебник для вузов. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С., Исляев Р.А. - М.: Инфра-М, 2004.


[1] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: Триада, 2003. – с. 137.

[2] Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение и управление. - М.: Инфра-М, 2004. – с. 166.

[3] Региональная экономика / Тяглов С.Г., Черныш Е.А. и др.: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – с. 147.

[4] Региональная экономика / Тяглов С.Г., Черныш Е.А. и др.: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – с. 174.

[5] Регионоведение: Учебник для вузов. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С., Исляев Р.А. - М.: Инфра-М, 2004. – с. 204.

[6] Трофимов А. И., Шарыгин А. В. Региональная экономика. – Калининград.: КРОАУМ, 2005. – с. 152.