Задача 1
Предложить оптимальное управленческое решение в следующих типовых
хозяйственных ситуациях.
Распределение рекламного бюджета.
1.7.Фирма рекламирует свою продукцию с использованием четырех средств: телевидения, радио, газет и афиш. Из различных рекламных экспериментов, которые проводились в прошлом, известно, что эти средства приводят к увеличению прибыли соответственно на 10, 3, 7 и 4 у.е. в расчете на 1 у.е., затраченную на рекламу.
Распределение рекламного бюджета по различным средствам подчинено следующим ограничениям:
а) полный бюджет не должен превосходить 500 000 у.е.;
б) следует расходовать не более 40 % бюджета на телевидение и не более 20 % бюджета на афиши;
в) вследствие привлекательности для подростков радио на него следует расходовать по крайней мере половину того, что планируется на телевидение. Сформулируйте задачу распределения средств по различным источникам как задачу линейного программирования и решите ее.
Решение.
Экономико-математическая модель задачи.
Переменные: х1 - расходы на рекламу на телевидении, х2- на радио, х3- в газетах,
х4- на афишах.
Целевая функция: f(X) = 10 Xi + 3 х2 + 7 х3 + 4 х4 -> max
Условие неотрицательности переменных: xj > 0 (j = 1.. .4)
Система ограничений:
Решение с помощью надстройки «Поиск решения».
Задачу будем решать с помощи надстройки «Поиск решения» Microsoft Excel.
Вначале подготовим электронную таблицу (лист) Excel для применения данной
надстройки, покажем ввод необходимых параметров, а затем найдем
оптимальное решение.
Введем значения коэффициентов целевой функции:
Запишем систему ограничений на значения переменных: |
Введем на лист Excel ячейки, в которых будет помещен результат решения (оптимальный план расходов на рекламу), и присвоим ячейкам первоначальные значения переменных.
Установим расположение ячейки, в которой будет вычисляться значение целевой функции:
В ячейку для вычисления целевой функции введем формулу для вычисления целевой функции:
Задание формулы для вычисления целевой функции (суммы произведений элементов векторов: плана расходов и коэффициентов целевой функции):
Откроем диалоговое окно «Поиск решения». В нем зададим расположение целевой ячейки (в котором вычисляется значение целевой функции), вид оптимального решения (максимальное значение), расположение ячеек, которые
будут изменяться при поиске решения (из них состоит вектор-строка оптимального плана), а также ограничения на изменяемые значения.
После ввода необходимых данных нажмем кнопку «Выполнить» диалогового окна. В случае, если решение существует (и все данные введены верно), появляется сообщение:
После нажатия кнопки «ОК» в ячейках строки оптимального плана появляются значения его оптимальных элементов (оптимальный план); в ячейке целевой функции вычисляется соответствующее этому плану оптимальное значение целевой функции.
Выводы.
Оптимальный план: (200000; 100000; 200000; 0). Максимальное значение прибыли от рекламы: 3 700 000 у.е. Как видно из оптимального плана, на рекламу с помощью афиш расходовать средства нерационально. Это связано с относительно небольшим увеличением прибыли от этого вида рекламы и отсутствия привлекательности для какой-либо категории населения (в отличие, например, от радио).
Задача 2
Провести моделирование и решить специальную задачу линейного
программирования.
Задача о назначениях.
Задача 2.7.
В распоряжении некоторой компании имеется 6 торговых точек и 5 продавцов. Из прошлого опыта известно, что эффективность работы продавцов в различных торговых точках неодинакова. Коммерческий директор компании произвел оценку деятельности каждого продавца в каждой торговой точке. Результаты этой оценки представлены в таблице.
Как коммерческий директор должен осуществить назначение продавцов по торговым точкам, чтобы достичь максимального объема продаж?
2.1 .Матрица назначений.
Решение.
Экономико-математическая модель задачи.
Переменные:
.. 0, если продавец i не назначен на торговую точку j;
XI] =
1, если продавец i назначен на торговую точку j Целевая функция - объем продаж на всех торговых точках, необходимо достичь максимального объема продаж:
Функциональные ограничения. По работникам (по бригадам):
Задачу будем решать с помощи, надстройки «Поиск решения» Microsoft Excel. Вначале подготовим электронную таблицу (лист) Excel для применения данной надстройки, покажем ввод необходимых параметров, а затем найдем оптимальное решение. Подробно разберем применение надстройки при решении задачи.
Введем на лист Excel исходные данные (матрицу объемов продаж по торговым точкам).
Введем первоначальные значения матрицы изменяемых ячеек (матрицы ' назначений). Затем в эти ячейки будет записан оптимальный план назначений (план закрепления продавцов на торговых точках).
Рядом с матрицей назначений запишем условия на значения ячеек матрицы назначений.
Установим расположение ячейки, в которой будет вычисляться значение целевой функции:
Откроем диалоговое окно «Поиск решения». В нем зададим расположение целевой ячейки (в котором вычисляется значение целевой функции), вид оптимального решения (максимальное значение), расположение ячеек, которые будут изменяться при поиске решения (из них состоит матрица назначений), а также ограничения на изменяемые значения.
После ввода необходимых данных нажмем кнопку «Выполнить» диалогового окна. В случае, если решение существует (и все данные введены верно), появляется сообщение:
После нажатия кнопки «ОК>> в ячейках матрицы назначений появляются значения ее оптимальных элементов (оптимальный план назначений); в ячейке целевой функции вычисляется соответствующее этому плану оптимальное значение целевой функции. Матрица оптимальных назначений:
Таким образом, суммарный (максимальный) объем продаж на всех торговых точках равен 308 (USD/тыс, шт.), а соответствующий им план назначений задан таблицей:
Согласно этому плану назначений, торговая точка №1 не используется (так как ее использование нерационально). Следовательно, ее надо продать, закрыть или сдать в аренду (либо, возможно, нанять еще одного продавца).
Задача 1.7 (распределение рекламного бюджета)
Коэффициенты целевой функции (влияние видов рекламы на прибыль)
Э |