Задача 1

Предложить оптимальное управленческое решение в следующих типовых

хозяйственных ситуациях.

Распределение рекламного бюджета.

1.7.Фирма рекламирует свою продукцию с использованием четырех средств: телевидения, радио, газет и афиш. Из различных рекламных экспериментов, которые проводились в прошлом, известно, что эти средства приводят к увеличению прибыли соответственно на 10, 3, 7 и 4 у.е. в расчете на 1 у.е., затраченную на рекламу.

Распределение рекламного бюджета по различным средствам подчинено следующим ограничениям:

а)          полный бюджет не должен превосходить 500 000 у.е.;

б)         следует расходовать не более 40 % бюджета на телевидение и не более 20 % бюджета на афиши;

в)          вследствие привлекательности для подростков радио на него следует расходовать по крайней мере половину того, что планируется на телевидение. Сформулируйте задачу распределения средств по различным источникам как задачу линейного программирования и решите ее.

Решение.

Экономико-математическая модель задачи.

Переменные: х1   -  расходы на рекламу на телевидении, х2- на радио, х3- в газетах,

х4- на афишах.

Целевая функция: f(X) = 10 Xi + 3 х2 + 7 х3 + 4 х4 -> max

Условие неотрицательности переменных: xj > 0 (j = 1.. .4)

Система ограничений:

Решение с помощью надстройки «Поиск решения».

Задачу будем решать с помощи надстройки «Поиск решения» Microsoft Excel.

Вначале подготовим электронную таблицу (лист) Excel для применения данной

надстройки, покажем ввод необходимых параметров, а затем найдем

оптимальное решение.

Введем значения коэффициентов целевой функции:

Запишем систему ограничений на значения переменных:

Введем на лист Excel ячейки, в которых будет помещен результат решения (оптимальный план расходов на рекламу), и присвоим ячейкам первоначальные значения переменных.

Установим расположение ячейки, в которой будет вычисляться значение целевой функции:

В ячейку для вычисления целевой функции введем формулу для вычисления целевой функции:

Задание формулы для вычисления целевой функции (суммы произведений элементов векторов: плана расходов и коэффициентов целевой функции):

Откроем диалоговое окно «Поиск решения». В нем зададим расположение целевой ячейки (в котором вычисляется значение целевой функции), вид оптимального решения (максимальное значение), расположение ячеек, которые

будут изменяться при поиске решения (из них состоит вектор-строка оптимального плана), а также ограничения на изменяемые значения.

После ввода необходимых данных нажмем кнопку «Выполнить» диалогового окна. В случае, если решение существует (и все данные введены верно), появляется сообщение:

После нажатия кнопки «ОК» в ячейках строки оптимального плана появляются значения его оптимальных элементов (оптимальный план); в ячейке целевой функции вычисляется соответствующее этому плану оптимальное значение целевой функции.

Выводы.

Оптимальный план: (200000; 100000; 200000; 0). Максимальное значение прибыли от рекламы: 3 700 000 у.е. Как видно из оптимального плана, на рекламу с помощью афиш расходовать средства нерационально. Это связано с относительно небольшим увеличением прибыли от этого вида рекламы и отсутствия привлекательности для какой-либо категории населения (в отличие, например, от радио).

Задача 2

Провести моделирование и решить специальную задачу линейного

программирования.

Задача о назначениях.

Задача 2.7.

В распоряжении некоторой компании имеется 6 торговых точек и 5 продавцов. Из прошлого опыта известно, что эффективность работы продавцов в различных торговых точках неодинакова. Коммерческий директор компании произвел оценку деятельности каждого продавца в каждой торговой точке. Результаты этой оценки представлены в таблице.

Как коммерческий директор должен осуществить назначение продавцов по торговым точкам, чтобы достичь максимального объема продаж?

2.1 .Матрица назначений.

Решение.

Экономико-математическая модель задачи.

Переменные:

..              0, если продавец i не назначен на торговую точку j;

XI] =                     

       1, если продавец i назначен на торговую точку j Целевая функция - объем продаж на всех торговых точках, необходимо достичь максимального объема продаж:

Функциональные ограничения. По работникам (по бригадам):

Задачу будем решать с помощи, надстройки «Поиск решения» Microsoft Excel. Вначале подготовим электронную таблицу (лист) Excel для применения данной надстройки, покажем ввод необходимых параметров, а затем найдем оптимальное решение. Подробно разберем применение надстройки при решении задачи.

Введем на лист Excel исходные данные (матрицу объемов продаж по торговым точкам).

Введем первоначальные значения матрицы изменяемых ячеек (матрицы      ' назначений). Затем в эти ячейки будет записан оптимальный план назначений (план закрепления продавцов на торговых точках).

Рядом с матрицей назначений запишем условия на значения ячеек матрицы назначений.

Установим расположение ячейки, в которой будет вычисляться значение целевой функции:

Откроем диалоговое окно «Поиск решения». В нем зададим расположение целевой ячейки (в котором вычисляется значение целевой функции), вид оптимального решения (максимальное значение), расположение ячеек, которые будут изменяться при поиске решения (из них состоит матрица назначений), а также ограничения на изменяемые значения.

После ввода необходимых данных нажмем кнопку «Выполнить» диалогового окна. В случае, если решение существует (и все данные введены верно), появляется сообщение:

После нажатия кнопки «ОК>> в ячейках матрицы назначений появляются значения ее оптимальных элементов (оптимальный план назначений); в ячейке целевой функции вычисляется соответствующее этому плану оптимальное значение целевой функции. Матрица оптимальных назначений:

Таким образом, суммарный (максимальный) объем продаж на всех торговых точках равен 308 (USD/тыс, шт.), а соответствующий им план назначений задан таблицей:

Согласно этому плану назначений, торговая точка №1 не используется (так как ее использование нерационально). Следовательно, ее надо продать, закрыть или сдать в аренду (либо, возможно, нанять еще одного продавца).

Задача 1.7 (распределение рекламного бюджета)

Коэффициенты целевой функции (влияние видов рекламы на прибыль)

Э