Содержание

Введение. 3

Глава 1. Образ степи в творчестве А.Кольцова. 6

Глава 2. Образ степи в произведении А.П.Чехова. 20

Глава 3. Взаимосвязь языка и пейзажа в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». 29

Заключение. 38

Список литературы.. 41

Введение

         С древнейших времен природа была объектом внимания древней литературы. Но каждую историческую эпоху она понималась по-разному. Нельзя не заметить, что некоторые описания природы достаточно подробны,  развернуты, а некоторые - кратки. В развернутых – в деталях описываются самые различные природные явления, переданы чувства людей, которые наблюдают их.      Как правило, развернутые описания природы во многих произведениях имеют сходную композицию. Сначала происходит какое-то событие, а потом оно подкрепляется описанием природы. Получается эмоционально богатый эпизод, в котором автор не только рассказывает об определенном событии, но и создает его образ, живописную картину.

         Роль пейзажей в произведениях очень велика. Во-первых, они отражают мировоззрение людей, их веру, представления об окружающей природе, которая, описывая солнце, реки, леса родной земли выражает чувства, мысли автора и подкрепляет произведения красотой слова. Наконец, описание пейзажей придает тексту большую насыщенность и детальность. Лишь с помощью пейзажей мы можем выяснить всю гамму чувств автора, его представление об окружающей природе.

          Писатели очень часто в своих произведениях обращаются к описанию пейзажа. Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых событий. Пейзаж – один из содержательных элементов литературного произведения, выполняющие многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которыми он связан, метода писателя, а так же от рода и жанра произведения.

          Например, романтический пейзаж имеет свои особенности: служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического мира, противопоставленного реальной действительности, причем обилие красок делает пейзаж еще и эмоциональным (отсюда исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником). Такой пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя – страдающего, меланхолически – мечтательного или неспокойного, бунтующего, борющегося, он отражает одну из центральных тем романтизма – разлад между мечтой и самой жизнью, символизирует душевные потрясения, оттеняет настроения персонажей.

           Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором, на котором развертываются действие. Он может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека, то есть как место приложения человеком его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое. Человек – часть природы, он вынужден подчиняться ее законам, именно в ней обретает радости, смысл и цели существования, здесь раскрывается его духовные и физические  возможности.

            Пейзаж, как часть природы, может подчеркивать определенное душевное состояние героя, оттенять ту или иную особенность его характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы.           Пейзаж может играть  и социальную роль. Посредством пейзажа выражают свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям произведения. С пейзажными описаниями у авторов, прежде всего, неразрывно связаны мотивы жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы.

         Природа всегда привлекала русских поэтов и писателей. Если для средних и сибирских районов характерны образы леса и поля, то для творчества писателей южных районов характерен образ степи в их творчестве.

         В конце 50-х гг. А.Т.Твардовский отмечал: «Подлинные художники принесли с собой в литературу свои «донские, орловско-курские, тульские, приднепровские, волжские и заволжские, степные и лесостепные, уральские и сибирские родные места. Они утвердили в нашем читательском представлении особый облик этих мест и краев, цвета и запахи их цветов и полей, их весны и зимы, жары и метели, отголоски их исторических судеб, отзвуки их песен, своеобразную прелесть иного местного словечка»[1].

         Тема родной природы и, в частности, степи была  излюбленной темой писателей и поэтов в разную эпоху, и каждый из них  видел в этой теме, что-то свое родное и близкое. Но, чтобы  поближе узнать о том, как  тема природы была отражена  в их произведениях,  рассмотрим ее  на примере произведений таких известных авторов как М.А.Шолохов, А.П.Чехов и А.Кольцов.  

         Материалом для  данной    работы  послужило творчество А.П.Чехова, М.А.Шолохова и А.Кольцова – представителя крестьянской поэзии, воспоминания современников о  них,  литературоведческие работы об их творчестве.

         Целью  настоящей   работы   является   освещение  образа степи в творчества русских писателей и поэтов.

         Достижение цели связано  с  решением  частных  задач:

¨     изучение творчества А.П.Чехова («Степь»);

¨     изучение произведения М.А.Шолохова («Тихий Дон»);

¨     изучение произведений А.Кольцова;

¨     рассмотрение воспоминаний современников и ученых, изучавших жизнь и творчество писателей и поэта.

Глава 1. Образ степи в творчестве А.Кольцова

            ...Далеко сияют розовые степи,

            Широко синеет, тихая река.

            Я - беспечный парень. Ничего не надо.

            Только б слушать песни - сердцем подпевать...

                              (С.Есенин.)

         Поэзия Кольцова  обладает для читателей особой очевидностью. Небольшой объем    творчества,    ясность     народно-фольклорной ориентации, внимание Жуковского, Пушкина, Вяземского, Одоевского, Белинского, Боткина,   трагичность   житейской   судьбы   «поэта-прасола» -  все  это  обозримо,  конкретно.  Между   тем   именно вследствие  всей  этой  очевидности,  как  оно и бывает в истории литературы,  в связи с каким-то  литературным  явлением  остаются вопросы, которые  в свою очередь как бы само собой не нуждаются в разъяснении. Хотя на деле нуждаются.

         «Лирическим чувствованием» проникнуто все творчество поэта: его раздумья о судьбах Родины, волнующие рассказы о четвероногих друзьях, прекрасное изображение лесов и степей. Теплом и светом согреты картины русской природы. Кольцов был блестящим мастером пейзажной лирики, подлинно вдохновенным певцом родной земли.    В стихах Есенина природа вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы он использует богатый опыт народной поэзии.  Он часто прибегает к приему олицетворения.

         Цветовая палитра создает не только зримую картину природы, но и настроение.     Контрастные цвета несут настроение тревоги, беды. В цветовом образе - красном по белому предчувствуются беды. Также у Кольцова есть натюрморты, в них живет душа природы. Многие цветные образы кольцовской поэзии проходят через все творчество, становясь яркими символами, иносказаниями, крылатыми выражениями.

    Синий цвет имеет у него мистический оттенок. Издалека, из космоса, наша планета сине-голубая - основное ее цветовое содержание. Можно предположить, что синий цвет  у Кольцова в соединении «несказанного» и нежного передает сакральный смысл. Страна, которую он любит, и есть для него земля обетованная, как бы глубоко ни погружалась она в небытие и какие бы чудища не разгуливали по ее поверхности.

         Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике А.Кольцова существуют не сами по себе, не ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить чувства поэта. Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Стремление к овеществлению образа - один из важных моментов своеобразия его реалистического стиля.

         Для Кольцова природа - это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок. Живые, трепетные картины природы в стихах поэта не только учат нас любить и хранить мир земной красоты.

         Они, как и сама природа способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера, нашей совести и, более того, нашего гуманистического мировоззрения.

         Мир человека и мир природы в поэзии Кольцова един и неделим. Отсюда мудрость прозрения, нравственная высота философской лирики поэта. Поэт прекрасно осознает ту непреложную истину, что отстранение человека от природы, а тем более конфликт с ней, приносит обществу непоправимый моральный урон и нравственный ущерб. Огромен диапазон мыслей и чувств, заключенных в тех стихах поэта, где природа едва ли не главный, основной герой. Понимание природы Кольцовым теснейшим образом связано с народной мифологией.

         Завися от природы, человек старался подчинить ее себе умственно, поэтически, роднясь с ней духовно, приближая ее к себе. Все народные метафоры основаны на стремлении человека «приручить», «одомашнить» явления природных стихий, подчинить их путем уподобления простым, обиходным, осязаемым, близким вещам. Передача вселенского, общего через обиходное и простое, стала конструирующим началом образной поэтики А.Кольцова. Туча, снег, метель, пурга, солнце, луна, месяц, зарево, небо, звёзды и целые созвездья - все познается через предметы, до которых можно дотронуться рукой.     

         В ориентации поэта на народную мифологию есть еще одна важнейшая закономерность. Изначальные представления об окружающем служили часто лишь отправными точками, которые помогали ему выстроить свой поэтический мир. Пейзаж нередко создавался им по законам народной поэтики, но «психологизация» пейзажа, то есть выражение душевных чувств, вызванных соприкосновением с природой, проходила уже по законам собственного творчества.

         Обычные для народной лирики «психологические параллелизмы» играют в творчестве Кольцова меньшую роль, чем найденные им самим способы лирической интерпретации образа. И отнюдь не всегда символические значения деревьев, птиц и цветов, принятые в народной поэзии, ассимилируются в его стихах: очень часто он придает объектам природы свой смысл и свою индивидуальную лирическую окраску. Эта лирика чарует нас своими красками, волнует своей музыкой.    

         Изображение человека в общении с природой дополняется  у  Кольцова любовью ко всему живому.  В таком взгляде были отголоски древнего представления  о  человеке,  природе,  надолго  удержавшегося   в сознании крестьянства.

         Одним из таких вопросов в связи с Кольцовым остается  вопрос о его  конкретной  художественной  традиции в поэзии,  о реальном контексте этой традиции.  Ни одна работа о фольклорных началах  в русской поэзии не обходится без имени А.В.Кольцова.

         Значимость произведений   А.Кольцова   определяется  позицией лирического «я»,  со всей  окружающей  стихией  бытия.  С  другой стороны, природная  сущность  - не фон, не второстепенный элемент общей композиции. Они - духовное пристанище поэта.

         Характерные   мотивы    творчества Кольцова  опираются на устно-поэтическую народную традицию.  Фольклорное  начало отчетливо просматривается уже в первых стихах. Некоторые из них целиком построены на традиционно-песенном   материале.  С  другой  стороны,  налицо оригинальность поэта:  в тексте  появились  новые  содержательные подробности, а  поэтические  строки принимали строгие ритмические очертания.

         В дальнейшем    Кольцов   создает   произведения,   совершенно отличающиеся по жанру от своих первоисточников – народных песен.  Это было вызвано его стремлением   к    самостоятельному    осмыслению    народнопоэтического материала.  В конечном итоге именно данная тенденция обусловила оригинальность  и  многообразие  лирических  интонаций поэтов. 

         Еще Пушкин обращал внимание русских  писателей  на  народное творчество  с  тем,  чтобы  они  лучше  могли  увидеть  «свойства русского языка».  Кольцов был наделен  редким  талантом  видеть  и чувствовать эти свойства.

         Воспринимая и творчески осмысливая  исторически  сложившиеся особенности русской речи, Кольцов в то же время широко использовал современный разговорный  язык,  справедливо  полагая,  что  он  в гораздо   большей   степени  может  помочь  в  установлении  того внутреннего  контакта  с  читателем,  которого  поэт   настойчиво добивался. Кольцова весьма привлекала современная ему лексика. Она властно проникла в его стихи[2]. 

         Его поэзия  является  типичной  поэзией  «открытого  стиля». Первейший признак  поэзии  Кольцова  состоит  в том,  что принято обозначать словами:    «как    птица    поет».    Есть   ощущение непосредственности,  как бы граничащей с бесформенностью,  а то и переходящей в нее:

Не на смерть иду,

Не хоронишь меня.

На полгода всего

Мы расстаться должны;

Есть за Волгой село

На крутом берегу:

Там отец мой живет,

Там родимая мать

Сына в гости зовет;

Я поеду к отцу,

Поклонюся родной...

         Главное здесь - прямое чувство. Вообще сила чувства, кажется, безраздельно царит  в  стихотворениях  Кольцова,  определяя собой все;  в этом смысле его поэзия является эталоном  того,  что  для Л.Толстого  как  теоретика  было  всеобщим  критерием  творчества («выражение чувства»).  Чувство это совершенно цельно, оно словно бы ведет за собою и мысли, и образы, будь то воспоминание о любви к милой,  апофеоз крестьянскому труду  или  картина  трагического леса,  символизирующая смерть Пушкина. Следует, однако, заметить, что  «безраздельная  эмоциональность»,  «нерассуждающая   стихия»

Кольцова  вообще-то не абсолютны.  Мало того,  по-своему условны. Это та сфера, аура, в которую у Кольцова погружено все остальное, потому что Кольцов по сути многих своих образов - поэт мысли,  но особой «мысли сердца»,  но настолько собирательной и широкой, что она словно бы и отсутствует как именно мысль.  А присутствует как целый мир, как глобальные открытия, ведомые мощью чувства:

Красным полымем

Заря вспыхнула;

По лицу земли

Туман стелется...

На гумнах везде,

Как князья, скирды

Широко сидят,

Подняв головы...

         («Урожай», 1835)

         Любимые образы Кольцова - лес и степь.  В них средняя Россия предстает в  своем  и  широком,  глобальном,  и сугубо конкретном обличье... Степь господствует; но в ответственный момент является образ леса   -  могучего,  полного  прямой  тайны  (стихотворения «Удалец», «Хуторок»,  «Домик лесника»,  «Русская  песня», и, наконец, «Лес» как таковой, посвященный Пушкину). Чаще всего лес и степь выступают как  образы-маяки  во  взаимодействии,  причем  в пределах одного произведения:

Ты не пой, соловей,

Под моим окном;

Улети в леса

Моей родины!..

         («Песня», 1832)

         Аналогично в стихах «Удалец» (1833), «Молодая жница» (1836), «Вторая песня  Лихача  Кудрявича»   (1837),   «Разлука»   (1840),  «Русская песня» и др. И во всем этом заключается мощная мысль,  влекомая чувством. Чтобы яснее  проиллюстрировать этот тезис,  можно вспомнить стихи Кольцова, в  которых   философско-поэтическая   мысль   «согрета» эмоциональным порывом;  таких стихотворений не так уже мало:

В душе человека

Возникают мысли,

Как в дали туманной

Небесные звезды...

(«Поэт», 1840)

         Так этот образ получает в поэзии Кольцова жизненную правдивость, художественную убедительность, полноту, яркость и живость.

         Часть эпитетов - определений занимает постпозицию по отношению к слову «степь» и тем самым актуализируется, что значительно усиливает их экспрессивность. И в результате образ становится глубже, художественно достовернее, а речь приобретает плавность, песенную напевность. Этому способствует и тот факт, что ни один из  эпитетов не повторяется в том же значении, несмотря на то, что повторы как художественный прием в общем-то характерны для поэтического стиля А.Кольцова.

         В кольцовских стихах о степи преобладают предложения сложных и осложненных структурно - семантических типов и почти не встречаются простые предложения, что так не похоже на народные традиции «деревенского» образотворчества, в которых отдается предпочтение именно простым конструкциями.

         Найденную однажды удачную заставку поэт стремится использовать по возможности полнее, лежащее в ее основе сходство каких-либо сторон предметов или явлений переносится одно на другое, порождает все новые и новые ассоциации, понятные лишь тогда, когда в памяти удержалась сама заставка.

         Заставка для Кольцова - лишь необходимое условие для образотворчества, первая его ступень, ведущая к глубокому поэтическому познанию окружающего мира. Поэтому заставок в поэзии поэта гораздо меньше, чем созданных на их основе новых поэтических образов.  И в этом - одна из особенностей взаимосвязи поэта с устным народным творчеством. Нередко он берет из фольклора уже готовые заставки и творит из них оригинальные образы.

         Россия была не только самой сильной, может быть,  единственно  сильной любовью Кольцова, Россия была тем цементирующим раствором, на  котором  он «замесил» свою эстетику. Вне России не было ничего: ни стихов, ни  жизни, ни любви, ни славы. В ней все, без нее - ничего.  Можно всеми обычными  человеческими привязанностями поступиться, от всего отказаться. Только не от нее -  тогда начнется хаос.   Словом, вне России Кольцов не мыслил себя никогда, но  сначала  чувство родины было почти неосознанным, детским и безмятежным, счастливым  врожденной причастностью к ее корням и истокам - к ее природе. Оно было почти  животным в своей неизреченности.

         Открытость стиля,  напор, размах, главенство чувства и т.д., которые мы  обнаруживаем  у  Кольцова,  являются  кардинальными.  Даже и ключевые слова у него носят следы этого: буйство, удаль и т.п.

Тяжелей горы

Темней полночи

Легла на сердце

Дума черная!

         Образы А.Кольцова  открыты,  эмоциональны  и живописны,  нацелены на тайную музыку мира как его высокую,  цельную гармонию.  С  другой стороны, они могут быть скрупулезно вещественны и эмпиричны:

И под лавкой сундук

Опрокинут лежит;

И, погнувшись, изба,

Как старушка стоит...

         Но это скорее исключение,  подтверждающее общие тенденции. В русской традиции,  что  прямо  сориентирована  на  фольклор  и на классику,  есть, как известно две духовно-стилевые линии -  строго реалистичная  и  романтическая.  С  последней  во  многом  связан А.Кольцов.  На его причастность к  романтизму  обращали  внимание Пушкин, Белинский, Жуковский, Вяземский, Вл. Одоевский.

         С именем Кольцова  в  определенной  степени  связан  всплеск неоромантических настроений  в  русской  поэзии[3]. 

         Свободно-романтические музыка,  напев,  плавность мира,  его разноцветие, красочность, общая живописность, приятие и любовь ко всему живому,  и  ощущение  черной  бездны  как  рока  и трагедии, преодолеваемых мировым  светом,  солнцем, полнейшая   свобода   и раскованность высказывания  при  тайном  соблюдении гармонической формы,  никогда не превращающейся в  оковы,  торжество  «буйного» чувства   и   светлого   разума,   обретших   единство  исходное, изначальное, контрастность и  яркость,  неспешность  и  резкость, космизм и  филиграннейшая конкретность - все эти черты предельной творческой  свободы,  свойственной  высокому  романтизму,   черты одновременно   типологические   и   пронзительно  индивидуальные, строгие и непринужденные присущи  Кольцову  в  высшей  степени.

На лице моем

Кровь отцовская

В молоке зажгла

Зорю красную.

Кудри черные

Лежат скобкою;

Что работаю -

Все мне спорится...

В края дальние

Пойдет молодец:

Что вниз по Дону,

По набережью,

Хороши стоят

Там слободушки!

Степь раздольная

Далеко вокруг[4].

         Образно-словесная фактура  вся  в  пределах одной атмосферы: золотой, черный,  красный,  синий,  удаль,  молодец,  степь,  лес,  небо, конь,   косарь   и   коса,  хмель,  радость,  черная  туча, тоска-беда-горе... Интонации соответственны.  Для  примера  можно проследить единство  различных  мотивов на разных уровнях глубины образа.

         Для поэзии  Кольцова характерно открытое чувство трагедии мира при всем его  светлом  торжестве  и  радости   -   чувство,   свойственное высокому  романтическому  творчеству.  Оно связано с ощущением рока и иных неведомых объективных  сил;  оно  же  -  от истории родных  мест  всей  этой  срединной,  южной  России  с ее тысячелетней трагедией.  Грандиозные  образы  родятся   лишь   на трагедии. Иное дело, что самой трагедии для него мало; что высокий свет мировоззрения вступает в борьбу с черной,  серой бездной. Но без нее   нет  правды.  Исторический  Север  стал,  с  его  тихой пуританской жизнью,  держателем  устоев,   хранителем   и   самой культуры; трагический   Юг  -  это  размах,  «вдрызг»,  «бездна», всесветность доли и поражения. И  на  всем - свет и величие судеб мира.

         Стих «удалых»,  «раздольных»  образов Кольцова – в ощущении одновременных радости и «надрыва» мира, в осознании мощи и силы   духовного,  исторического,  космического  противоборств, отражаемых одно в другом непрерывно:

Разойдусь с бедою -

С горем повстречаюсь...

(А.Кольцов.)

         Обращает на    себя    внимание    пронзительная    цветовая рельефность, живописность южной романтической поэзии. Безудержная южная стихия,  поддержанная  резким  солнцем  и  «синим  ветром», зноем, красками,  яркостью  самой природы,  не позволяет поэту ни аскетизма,  ни просто сдержанности:

На лице моем

Кровь отцовская

В молоке зажгла

Зорю красную...

(А.Кольцов.)

         Музыка, гулкий   ритм,   напев  господствуют  в  его  стихах. А.Кольцов - из тех,  кто хранит секрет: одновременно   предельно   резкого  и  предельно  плавного, музыкального и напевного. 

         Ритмические  эксперимента  великих поэтов – М.Ю.Лермонтова,  Тютчева, А.А.Фета по смелости не идут в сравнение с тем, что  сотворил Кольцов и что так и названо – «кольцовский стих» за невозможность       ввести это в общепринятую профессионально каноническую систему.  Как  известно,  этот  стих можно трактовать   как   «анапест+ямб»,   а   при   искусственном скандировании -  как  хорей.  Но  эти конкретные признаки не дают представления о  тех  предельной  интонационно-напевной  свободе, размахе, удали, которые дает этот мощный стих:

Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня...

         При этом   мы   знаем,   что  Кольцов  непринужденно  владел каноническим ямбом (многие  стихотворения,  особенно  ранние),  а также простым анапестом («Глаза», 1835), хореем («Разлука», 1840) и  т.д.;  но,  конечно,  истинный его триумф - это его знаменитый логаэдический дольник,  проложивший  дорогу  многим другим поэтам.      Виртуозные      мелодические      ходы,      признак музыкально-ритмической свободы,  есть в стихах Кольцова и  помимо самой его гениальной фольклорно-личностной схемы. Например,

Чего душа хочет -

Из земли родится;

Со всех сторон прибыль

Ползет и валится...

         Или:

Не родись богатым,

А родись кудрявым:

По щучьему велению

Все тебе готово[5].

         Общечеловеческое в   его   стихах   и    песнях    непременно преломлялось   сквозь   специфически  крестьянское.  Своеобразные отношения установились у крестьянских  художников  с  большой литературой.  Они уже не называли себя самоучками, наоборот,  их поэтическая мысль и архитектоника стиха оказались на уровне самых высоких достижений  русской  поэзии. 

         А.Кольцов -   это   стихи,   идущие   от   жизни,  от  знания крестьянского быта.  Главное место в них занимает  реалистическое изображение  деревенской  жизни Значимость кольцовской лирики состоит в том,  что в ней чувство любви  к  родине  всегда выражается  не  отвлеченно  и  риторично,  а  конкретно  в зримых пейзажных образах.

         Наслаждаясь природой, вживаясь в нее, поэт возвышается до философских раздумий о смысле жизни, о закономерностях бытия. В этой области творчества Кольцов  также самобытен, как и в других: отвлеченные понятия у него всегда получают вещественное выражение, образы не теряют пластичности, в стихах отчетливо звучит авторский голос.

         Особенно значительны философские размышления поэта о жизни и смерти, о человеческой судьбе, о переходящем и вечном в земном существовании.

         А.Кольцов пришел в литературу как глубоко лирический поэт, все творчество которого было посвящено одной главной теме - теме Родины.    Характерное для устного народного творчества ощущение кровной связи с природой, порожденное ежедневным общением с ней крестьянина, его зависимостью от нее, пронизывает всю лирику поэта. Вот отчего она и сегодня так волнует нас.

         Мысль о том, что человек является частью природы, что он с ней кровно связан, выражена в стихотворениях Кольцова через всю образную систему, через саму поэтику. Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом.

         В картинах родных мест, созданных Кольцовым  в последние годы жизни, почти полностью главенствует печальный зимний пейзаж. В своем творчестве поэт как бы пребывает в двух временах. Свое состояние, свои чувства  его герой нередко отождествляет с каким - либо видением холодного зимнего пейзажа. Картины зимней  стужи и безлюдья как нельзя более подходят для обрамления его мыслей.  Они связаны единой тональностью, достигаемой метрической замедленностью  схожестью лексики и звукозаписи. Существенно также проследить изменения,  происходящие в выборе поэтом красок.

         По совершенству формы, неожиданной красоте сравнений, музыкальности, безупречности  вкуса  лирические стихи Кольцова, посвященные родине,  отчему дому, родной красоте природы,  рассказывающие о душевной печали, нисколько  не уступают   его более ранним произведениям.          Отличаются же они, прежде всего красками, колоритом, звучания слова. И вместе с тем лирика Кольцова последних лет несет в себе мотивы, весьма  далекие от успокоения.

         Гораздо важнее в лирике Кольцова не та историческая аналогия, которая присутствует в его произведениях, более существенно то, что поэт увидел народную Россию стоящей на грани глубочайших социальных и исторических преобразований, и от нее ощутил глубокую личную зависимость. И ощутил так сильно, что уже никогда с этим ощущением не расставался.

         Творения Кольцова были и есть глубочайшими  воплощениями духовной жизни русского  народа  и русского человека, - а значит, прообразами его  собственной духовной жизни.

         Поэзия Кольцова - источник глубоких раздумий над многими социально-философским проблемам: деревня и город, жизнь и смерть, государство и народ, народ и отдельная личность.

         Первые публикации стихов Кольцов открыл читателю очарование и волшебство  среднерусской природы, сокровенный мир лирического героя, у которого  место  любимой заняла Родина. В русской  поэзии , столь богатой шедеврами пейзажной лирики, появился  новый певец , звонкий и чистый голос которого далеко разнесся над печалью полей.

Глава 2. Образ степи в произведении А.П.Чехова

...Солнце жгло по-вчерашнему,

воздух был неподвижен и уныл.

На берегу стояло несколько верб,

но тень от них падала не на землю,

а на воду, где пропадала даром,

в тени же под возами было душно и скучно.

Вода, голубая оттого, что в ней отражалось

небо, страстно манила к себе...

«Степь» А.П.Чехов.

         Чехов Антон Павлович (1860-1904), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1900-1902). Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним — Антоша Чехонте и др.). Основные темы творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899). В рассказах «Бабье царство» (1894), «Мужики» (1897), «В овраге» (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах «Палата №6» (1892), «Человек в футляре» (1898). В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Чехова — рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.

         Родился в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова — водевили, сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.

         После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его «юмористические мелочи» регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.).

         После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает «многописание»: основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ — сценка, этюд, набросок, — основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, произведения этого времени составили сборники «Пестрые рассказы» (1886) и «Невинные речи» (1887).

         Новый этап в творческой биографии Чехова — «вхождение в литературу» — связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина «Новое время» (с 1886), где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника «В сумерках» (1887), выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение). В том же 1887 пьесой «Иванов» (поставлена на сцене театра Корша) Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства.

         Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов (Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести «Степь», опубликованной в 1888 в журнале «Северный вестник», обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через «случайные» реплики и жесты.

         В 1890 Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных». Творческим итогом путешествия становится книга «Остров Сахалин» (1895), написанная в жанре «путевых записок»; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.

         В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России — его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его «объективной» (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет «с холодной кровью», в излишнем «фотографизме» и т. д.; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него «общей идеи» (повесть «Скучная история», 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть «Палата N 6» (1892), за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, — бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.

         В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма («Огни», 1888), социального дарвинизма («Дуэль», 1891), радикального народничества («Рассказ неизвестного человека», 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений («Три года», «Супруга», «Ариадна», все 1895), аномальных явлений психики («Черный монах», 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.

         Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом, и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.

         В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

         Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

         Как уже было сказано выше в повести «Степь» обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через «случайные» реплики и жесты.

         Картина грозы – одна из наиболее совершенных страниц чеховской прозы. Не случайно Горький наизусть читал этот отрывок из «Степи» молодым литераторам как образец, по которому следует учиться сжатости и образной силе художественной речи.

         «Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной черной массой; на ее краю висели большие черные лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте... Ветер со свистом пронесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо; вероятно, около самой черной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно...

         Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром; едва он умолк, как молния блеснула так широко, что Егорушка сквозь щели рогожки увидел вокруг всю большую дорогу до самой дали. Серные лохмотья слева уже поднимались кверху, и одно из них, грубое, неуклюжее, похожее на лапу с пальцами тянулось к луне...»[6].

         На редкость взыскательный, требовательный к самому себе художник, обычно склонный приуменьшать достоинства собственных произведений, Чехов давал такие характеристики своего авторского замысла:

         «...Выходит у меня нечто странное и не в меру оригинальное... Быть может она («Степь») раскроет глаза моим сверстникам и покажет им какое богатство, какие залежи красоты остаются еще не тронутыми, и как еще не тесно русскому художнику» / Письмо к Д.В.Григоровичу, 12 января 1888г./.

         «Описываю я степь. Сюжет поэтичный, и если я не сорвусь с того тона, каким начал, то кое-что выйдет у меня «из ряда вон выдающее» /Письмо к А.Н.Плещееву, 19 января, 1888г./.

         «Степь – глубоко новаторское, оригинальное по жанру произведение. Это лирическая повесть, где очень большое место занимает пейзаж. Картины природы со «Степи»  не пассивный фон, важнейшее художественное слагаемое произведения. В повести переплетаются две основные контрастные темы – тема безотрадной, выжженной солнцем тоскливой степи и степи, полной жизни, величественной и прекрасной.

         «А когда восходит луна, ночь становится  бледной и темной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далекое пространство видны черепа и камни... Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы...»[7]. 

         Мы видим степь ранним утром, в знойный день, летним вечером, ночью. Полна светлой радости картина восхода солнца:

«... Когда он (Егорушка) проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно пялило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом... Да и вся местность не походила на вчерашнюю. Холмов уже не было, а всюду, куда ни взглянешь, тянулась без конца бурая, невеселая равнина; кое-где высились на ней небольшие курганы и летали вчерашние грачи...».

         «Вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой».

         Очень значителен в художественном целом повести величественный образ широкой степной дороги – настоящей дороги богатырей:

«Что-то необыкновенное широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью, как все дороги, но шириною в несколько десятков сажен... Можно в самом деле подумать, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди вроде Ильи Муромца и Соловья Разбойника и что еще не вымерли богатырские кони. Егорушка, взглянув на дорогу, вообразил штук шесть высоких, рядом скачущих колесниц, вроде тех, какие он видывал на рисунках в священной истории; заложены эти колесницы в шестерки диких, бешеных лошадей и своими высокими колесами поднимают до неба облака пыли, а лошадьми правят люди, какие могут сниться или вырастать в сказочных мыслях. И как бы эти фигуры были к лицу степи и дороге, если бы они существовали!..».

         «Вся энергия художника должна быть обращена на две силы: человек и природа», - писал Чехов во время работы над «Степью»[8]. Мир природы и мир людей тесно связаны в повести. С неповторимым мастерством нарисованы образы людей на фоне степи – глубоко индивидуальные и социально-типичные.

         Большое место в «Степи» занимают народные образы. Несмотря на всю внешнюю неприглядность некоторых крестьян-подводчиков, чехов почти в каждом из них видит какие-то глубоко скрытые творческие возможности, не находящие выхода в тогдашних условиях жизни.

         В повести Чехова есть замечательный, поэтический пейзаж буной ночи в степи, который можно воспринимать как полный глубокого значения реалистический образ-символ. Рисуя картину просторов степи, необъятную глубину неба, молчаливые курганы, бесшумный полет ночной птицы, Чехов говорит:

 «Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало – помалу на память приходят степные легенды... И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение  и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!..». 

         В этом коротком отрывке все весомо: и слова о прекрасной родине, о торжестве красоты, о страстной жажде жизни. Страстное стремление к иной, прекрасной, широкой, свободной жизни – своего рода лирический подтекст произведения.

         «Степь» - лирическая повесть, и рядом со всем многообразием ее героев из лирических отступлений, из особенной душевной интонации повествования возникает обаятельный образ автора, безраздельно любящего свой народ. Многие страницы «Степи» звучат как поэма о родине, об огромных, еще скрытых творческих силах простого русского человека.            

Глава 3. Взаимосвязь языка и пейзажа в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

         Не сохами-то славная землюшка наша распахана...

Распахана наша землюшка лошадиными копытами,

А засеяна славная землюшка казацкими головами,

Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,

Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,

материнскими слезами...

         Имя М.А.Шолохова известно всему человечеству. Его выдающейся роли в мировой литературе XX века не могут отрицать даже противники социализма. Произведения Шолохова уподобляются эпохальным фрескам. Проникновенность - таково определение таланта Шолохова, - умений. Во время Великой Отечественной войны перед писателем встала задача: разить своим полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь к Родине у советских людей. Ранней весной 1946г., т.е. в первую послевоенную весну, встретил случайно Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась.  

         В мировоззренческом плане Шолохов был человеком исключительно сдержанным и не спешил раскрываться перед людьми. Он предпочитал выражать себя не в публицистическом слове, а в слове художественном, которое было его стихией.

         Детально воспроизведенный быт, любовное описание донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая образная речь, искрящаяся юмором, позволяют читателям ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые определяли жизнь казака. Это верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьянский труд, дающий возможность укреплять свое хозяйство, жениться, растить детей, которым предстоит пройти тот же путь.

         «Тихий Дон» вошел в историю литературы как яркое значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны.

         Героями «Тихого Дона» движут большие страсти, высокие чувства и помыслы. Они стоят на перекрестке больших дорог истории, и отсюда острота социальных коллизий, в пучину которых их ввергла судьба. Но шолоховские герои не песчаники в этом кипящем водовороте[9]. Этот роман потрясает читателей бурей мятежных чувств, а в финале – очищающим душу катарсисом. В этом контексте образ степи помогает усилить именно эти чувства.

         Воссоздание личности гармонично развитого человека удается писателям тогда, когда изображается человек, отдающийся делу со всей страстью натуры, сохраняющий живость, непосредственность своей личности и чутко откликающийся на потребности общества. В этом Шолохов не знает себе равных. Он умеет изобразить мельчайшие переливы любовного чувства.

         У Шолохова в каждой травинке проявляется мощная сила мировой жизни; его герои обретают огромную жизнеспособность в результате того, что в каждое мгновение ощущают и раскрывают эту силу, это очарование окружающего мира.

         Могущественный художественный спектр Шолохова не лишен стилевых красок. Исторические черточки в наполнении метафор «Тихого Дона» совершенно отчетливы. Любой элемент образного восприятия обретает в прозе Шолохова сложное поэтическое звучание, акцентируется определенностью поэтической ситуации. Тропы с фольклорной первоосновой резонирует в контексте стадиально более высокой, чем фольклор, художественной формы, порождая разнообразие метафорических подобий.

         Основной определяющий метод создания пейзажей у Шолохова является глубочайшее понимание писателем нерасторжимой связи казаков-хлеборобов с окружающей их природой, для которых она – судьба, дарующая урожаи и радости жизни или несущее горе, голод и бескормицу. Органическая зависимость земледельческого труда от природы обусловила появление огромного количества разных примет, выраженных у автора в подлинно поэтических формах. У Шолохова описания природы часто даются сквозь призму народнопоэтических традиций и свидетельствуют о глубочайшей связи его стиля с фольклором.

         Природа постоянно присутствует в действии романа. Тихий Дон становится мрачным и бурным, камыши могут быть местом детских игр или убежищем для воинов, степь далеко не всегда спокойна. Она страшна во время пожарища, который легко перекидывается на покой зажиточных хуторов.

         О покоряющей красоте пейзажей Шолохова сказано много проникновенных слов и писателями, и критиками, и историками литературы. Однако полное и всестороннее изучение языка и стиля пейзажей и, в частности, степи, не было дано никем.

         Специфика языка и стиля пейзажей у Шолохова зависит от их назначения в произведениях. Идеологические, эстетические и стилистические функции пейзажей чрезвычайно разнообразны. В зависимости от роли пейзажей в системе произведения меняются состав лексики, грамматическое (синтаксическое) оформление и их общая тональность. С учетом разнообразных функций степи в творчестве Шолохова можн6о выделить несколько типов: экспозиция, оценка, лейтмотив и символический.

         Экспозиция характеризует место действия в широком смысле слова. Кроме того, часто в таки описаниях степи содержатся достаточно определенные намеки и на историческое время, в течение которого развивается действие романа. Как правило, такие типы описания появляются в самом начале романа или новой главы: «...Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона»[10].  

         Аналогичный пейзаж, мы можем увидеть и в 10 главе 2-й части «Тихого Дона»: «Вешенская – вся в засыпи желтопесков. Невеселая, плешивая, без садов станица».

         Пейзаж, открывающий 4-ю часть, указывает не только место, но и время действия: «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь. Ветер. Полесье. Окопы над болотом, поросшим ольхой».    

         Характерной особенностью языка вышеперечисленных пейзажей является предельный лаконизм, безглагольность построения предложений, почти сплошные номинативные конструкции. В глубине их структуры в результате предельной лексико-семантической и синтаксической сжатости как бы содержится большая скрытая напряженная энергия, которая должна настроить читателя на восприятие мысли – чувства, что в произведении речь пойдет о чем-то значительном, о людях, судьбы которых складывались здесь, формировались под действием этого времени.

         Оценочность присуща очень многим пейзажам в более или менее выраженном виде, однако есть примеры, в которых преобладает именно эта цель – выразить авторскую оценку события, передать чувства лирического героя и внушить эти чувства читателю. Как правило, эти пейзажи мы можем увидеть у Шолохова в тех случаях, когда жизненная ситуация такова, что невозможно без нарушения правды передать простой номинацией или даже косвенным описанием ужас происходящего. В данных случаях автор следует традиции народнопоэтических сказаний и песен, где вместо описания чувства дается картина природы[11].

         Отбор лексики и синтаксическая организация фразы в этих описаниях резко отличаются от экспозиционных. Здесь представлено обилие прилагательных и наречий оценочно характера: ночь беззвездная, волчья; степь лиловая, пьяный запах, короткий стонущий крик, хрипло и надрывно и т.д. Слова часто употребляются переносно - метафорически, причем метафоры как бы пронизывают всю ткань пейзажа: ночь не наступила, а свалилась, эпитеты часто выступают также в составе метафор. Удивительна по своей смысловой и эмоциональной емкости фраза: «За Доном померкла лиловая степь». Наступление ночи в народной поэзии всегда символизирует нечто горестное, печальное, тревожное, но здесь степь не просто потемнела, она померкла и к тому же она «лиловая». Необычность цветового колорита степных сумерек нагнетает тревогу и горе.  Синтаксически все предложения организуются как полные с глагольным сказуемым, с особым, часто сильно инверсированным порядком слов, что создает своеобразную ритмизацию и мелодику всего текста. Необходимо отметить и характерную для народной поэзии деталь: повторение предлогов, что создает дополнительные краски ритмомелодики.

         Пейзаж – сквозная деталь чаще всего сопутствует главному герою и близким ему людям в переломные моменты их жизни. Это отчетливо видно в «Тихом Доне», где образы темного, черного неба, черной полыньи, черной выжженной степи с заключительным «черным диском солнца» сопровождают судьбу Григория Мелехова, иногда Натальи и Аксиньи на протяжении всего романа.

         «К вечеру собралась гроза. Над хутором стала бурая туча. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берег гребнистые частые волны. За левадами палила небо сухая молния, давил землю редкими раскатами гром. Под тучей, раскрылатившись колесил коршун, его с криком преследовали вороны. Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада. За займищем грозно чернело небо, степь выжидающе молчала»[12].  Как можно увидеть, это описание пронизано ожиданием чего-то страшного и неминуемого.

         «Вечером сидел (Григорий) под ветряком, курил в рукав... Аксинья не шла. На западе в лиловой тусклой позолоте лежал закат, с востока, крепчая, быстрился ветер, надвигалась, перегоняя застрявшую в вербах луну, темень. Рудно, в синих подтеках, трупно темнело над ветряком небо...».

         Во второй и третьей книге «Тихого Дона» такие пейзажи значительно короче, но еще более теснее переплетаются с судьбой главного героя. Далее, как итог, идет лирическое отступление, в котором Шолохов с удивительным мастерством использовал прием несобственно-прямой речи, сливая в едином потоке традиционно – поэтические и фольклорные символы.

         «Пугающей тишиной, короткие дни под исход казались большими, как в страдную пору.  Полегли хутора глухой целинной степью. Будто вымерло все Обдонье, будто мор опустошил станичные юрты. И стало так, словно покрыло Обдонье туча густым, непросветно – черным крылом, распростерлась немо и страшно и вот-вот пригнет к земле тополя вихрем, трескучим раскатом грома и пойдет крушить и корежить белый лес за Доном, осыпать с меловых отрогов белый камень, реветь погибельными голосами грозы.

         С утра в Татарском застилала землю туман. Гора гудела к морозу. К полудню солнце вышелушивалось из хлипкой мглы, но от этого не становилось ярче. А туман потерянно бродил по высотам обдонских гор, валился в яры, в отроги и гибнул там, оседая мокрой пылью на мшистых плитняках мела, на оснеженных голызинах гребней.

         Вечерами из-за копий голого леса ночь поднимала калено-красный огромный щит месяца. Он мглисто сиял над притихшими хуторами кровяными отсветами войны и пожаров. И от его нещадного немеркнущего света рождалась у людей невнятная тревога, нудился скот...».

         Этот символический пейзаж предваряет отступление казаков Верхнего Дона после поражения вешенского восстания.

         Для Шолохова художественное совершенство, пластичность образов и живая выразительность языка являются решающим мотивом оценки, о ком бы или о чем бы ни шла речь. Владея различным инструментарием, в последней книге «Тихого Дона» у Шолохова возникает трагический, с нотой горькой иронии пейзаж: «...шелестела обласканная ветром трава, пели в струистом мареве жаворонки, и, утверждая в природе человеческое величие, где-то далеко-далеко по суходолу настойчиво, злобно и глухо стучал пулемет»[13].

         На протяжении всего романа около двадцати раз судьбу главного героя сопровождают вариации образа темного, черного неба над степью; темной, черной тучи, черного крыла смерти, черного солнца. Для Шолохова это не случайность, а способ через природу выразить состояние или главного героя, или событий, которые должны произойти в ближайшее время. Это имеет большое значение в создании сложного, противоречивого образа Григория Мелехова, эмоциональной атмосферы вокруг него, в раскрытии авторского отношения к нему.

         Внешне представляется очевидным использование общенародной символики черного (темного) цвета как выражения печали, траура. Поэтому не удивительно, что эти тона в описании и степи, и природных явлений сопровождают Григория на протяжении всего романа, как бы предвещая трагизм его судьбы. Роль этих устойчивых образов по их художественно – стилистической функции можно сравнить с ролью хода в классической трагедии, так как в их глубинном слое содержится авторская, в своей основе народная оценка судьбы героя.

         Языковая структура этих описаний достаточно сложна и разнообразна, однако в них могут быть выделены и общие черты, характерные для разных периодов творчества, и особенности, отражающие общую эволюцию стиля романа.

         Описания типа «сквозная деталь» динамичны, насыщены глагольной лексикой; значительное количество слов отмечено чертами книжно- и народно-поэтического стилей речи; часто выступает лексика предельно напряженной семантики, завершая круг оценочной лексики, достаточно обильно представленной в этих контекстах. В описаниях картин природы использованы образно-выразительные средства русского литературного языка и фольклорной символики.

         Эволюция стилей описания природы этого типа касается, прежде всего, способов связи описания с действиями и поведением главного героя. Сначала пейзажи более самостоятельны, они как бы отстранены от героя, они – лишь объективный фон действия, иногда – причина, обстоятельства. Начиная с третьей книги описания природы даются в непосредственном восприятии Григория, часто как его воспоминания, они окрашиваются субъективными чувствами героя и, наконец, переходят в символический пейзаж.

         Такой символ – сравнение и завершает судьбу героя: «Ранней весною, когда сойдет снег и подсохнет полегшая за зиму трава, в степи начинаются палы. Потоками струится подгоняемый ветром огонь, жадно пожирает он сухой аржанец, взлетает по высоким будыльям татарника, скользит по бурым верхушкам чернобыла, стелется по низинам... А там, где прошли палы, зловеще чернеет мертвая, обуглившаяся земля. Не гнездует на ней птица, стороною обходит ее зверь, только ветер, крылатый и быстрый, пролетает над нею и далеко разносит сизую и едкую темную пыль. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория...».

         Выбор лексики в этом отрывке и ее синтаксическая организация граничит с высокой поэзией, напоминая стихотворную речь, ни в чем не уступая тончайшему, пронзительному лиризму лучших образцов русской классической поэзии. В полном соответствии с эстетическими законами устного народнопоэтического творчества Шолохов рисует судьбу своих героев.

         Пейзаж – лейтмотив напоминает музыкальное вступление, так как он словно бы содержит голоса, партии основных персонажей, противоборствующих в произведении. Такой пейзаж, как правило, соединяет предельно точное описание окружающего  и предельное обобщение. Эта обобщенность в описаниях природы в «Тихом Доне» особенно ярко выражена в символических пейзажах.

         Пейзажи и описание степи у Шолохова остаются полифункциональными, и если проанализировать «Тихий Дон», то можно увидеть углубленное изображение психологии героев, что дается при помощи описаний природы.

         Рассмотренный роман показывает, что стиль пейзажей зависит от тех функций, которые выполняет тот или иной пейзаж в системе произведения, а «синтезированному словесному пейзажу у Шолохова соответствуют еще и обобщенные образы психологических обнажений. Он пишет о драматических переживаниях не лица, а целого народа: глубоко личные переживания преломлены в извечно человеческие. Он создает конкретные психологические символы эпохи»[14].

  Заключение

         В произведениях этих авторов сложился потрясающий образ русской земли из кратких и подробных описаний природы. Она открывает нам мир человека, рассказывает о тесной связи между человеком и природой. Именно это придает произведению большую художественную ценность.

         С одной стороны, авторы уделяют огромное внимание образам природы. Поэтому их в произведении очень много. Дело в том, что через них выражают свои эмоции, переживания и чувства, которых очень много. С другой стороны, важны и образы – символы. Писатели и поэты используют их потому, что они выражают мир, в котором живет авторы произведения, они отражают их взгляды на жизнь. Без образов – символов для писателя невозможно точное и убедительное повествование.

         Через символику в произведении мы узнаем мир писателей, их восприятие к окружающей среде, мировоззрение и веру. Это наиболее важный источник установления личности писателей и поэтов, их образов жизни. Огромное внимание уделяется картинам природы, как средству выражения своих эмоций, а также для придания произведению большей детальности и ценности.

         Природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов, мерило истинных ценностей. Человек учится у природы, он не признает ее. Природа органично входит в жизнь героев, переплетается с их мыслями, иногда помогает пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить ее.

         Красота природы, ее величие, необозримость развивают у человека идейно – нравственные, патриотические и гражданские убеждения, чувства гордости, любви к родной земле, эстетические понятия, художественный вкус, обогащают ощущения, эмоциональное восприятие, представление, мышление и язык. Природа делает каждого благороднее, лучше, чище, легче, милосерднее.

         В русской литературе советского периода, взаимоотношение человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Долгое время каждый с гордостью произносил: «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...». А человек обязательно должен чувствовать себя хозяином земли. Иначе, зачем жить? «Если земля - территория и только, то отношение к ней соответствующее. Землю - родную землю, Родину - освобождают, территорию захватывают... Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?».

         А.Кольцов оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Кольцова удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов.

         Природа у Кольцова, Чехова и Шолохова многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам.

         Любимые цвета Кольцова - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия, выражают чувства нежности, любви. В стихотворных строках ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой живописца.

         Проследив описания степи в произведениях этих трех авторов, можно увидеть, что для них образ степи имеет разное значение. Возможно, это связано с различным временем, в котором они жили, и в котором формировался их творческий мир. Возможно, принадлежность к разным социальным классам сказалась на их видении мира, и нашло свой отпечаток в их творчестве. Но можно смело говорить и  о том, что образ родной природы, образ степи горячо любим ими и с этим нельзя спорить. Различное, но очень красочное и живое описание позволяет увидеть эти картины как бы своими глазами. Непередаваемое ощущение простора, радости, горя, красоты, покоя, волнения, несчастья нашло свое место в творчестве этих авторов, и позволило им выразить это настолько искусно, что мы можем ясно почувствовать все переживания, которые связаны с этими образами.

         Так писать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот родной земли в самом высоком смысле этого слова. Сохраняя любовь и память к своему изначальному, к родимой деревеньке, городу, речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне и даже больше -  ко всему живому на земле.

         Таким образом, мы рассмотрели, как  писатели и поэты смотрели на тему родной природы, и как  эта тема была отражена в их творчестве. И на основе всего написанного можно сделать вывод, что тема степи, отраженная в особенности в их произведениях, зависела,  прежде всего, от душевного состояния автора, от его мировосприятия  и от окружающей обстановки, то есть от той эпохи в которой  жил каждый из них.     

  

Список литературы

1.     Балабанович Е.З. Из жизни А.П.Чехова. Дом в Кудрине. – М.: Московский рабочий, 1986. 

2.     Кольцов А.В. и русская литература. - М.: Наука, 1988.

3.     Кольцов   А.В.   Никитин   И.С.   Поэзия.   -    Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1989.

4.     Кольцов А.В. Полное собрание стихотворений. – М.: Просвещение, 1988. 

5.     Михаил Шолохов. Сб. статей и материалов. / Под ред. Ларина Б.А. – Л.: Издательство ЛГУ, 1986.

6.     Привалова М.И. Стилистика произведений М.А.Шолохова. – Л.: ЛГУ, 1983.

7.     Твардовский А.Т. Собрание сочинений: В 5 т. – М., 1971. 

8.     Чехов А.П. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 6. – М.: Издательство художественной литературы, 1955.

9.     Шолохов М.А. Собрание сочинений: В 7-ми т. – М.: Просвещение, 1985.

10.                       Шолохов в современном мире. / Под ред. Ершова Л.Ф., Ковалева В.А. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.


[1] Твардовский А.Т. Собрание сочинений: В 5 т. – М., 1971. – с.-19-20. 

[2]Кольцов А.В. и русская литература. - М.: Наука, 1988.

 

[3] Кольцов   А.В.   Никитин   И.С.   Поэзия.   -    Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1989.

[4] Кольцов А.В. Полное собрание стихотворений. – М.: Просвещение, 1988. 

[5] Кольцов А.В. Полное собрание стихотворений. – М.: Просвещение, 1988. 

[6] Чехов А.П. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 6. – М.: Издательство художественной литературы, 1955.- с.-92-93.

[7] Чехов А.П. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 6. – М.: Издательство художественной литературы, 1955.- с.-50-51.

[8] Балабанович Е.З. Из жизни А.П.Чехова. Дом в Кудрине. – М.: Московский рабочий, 1986. – с.-90.

[9] Шолохов в современном мире. / Под ред. Ершова Л.Ф., Ковалева В.А. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. – с.-15.

[10] Шолохов М.А. Собрание сочинений: В 7-ми т. – М.: Просвещение, 1985.

[11] Привалова М.И. Стилистика произведений М.А.Шолохова. – Л.: ЛГУ, 1983.

[12] Шолохов М.А. Собрание сочинений: В 7-ми т. – М.: Просвещение, 1985.

[13] Шолохов М.А. Собрание сочинений: В 7-ми т. – М.: Просвещение, 1985.

[14] Михаил Шолохов. Сб. статей и материалов. / Под ред. Ларина Б.А. – Л.: Издательство ЛГУ, 1986.