№ заказа

231.1

Вариант, тема

Политический мир и СССР

Дисциплина

История

Исполнитель

Лещенко Н.А.

Содержание

Глава 1: СССР в послевоенные годы. 3

Глава 2: Общественно- политическое развитие СССР в середине 1950-начале 1660-х годов. 5

Глава 3: Экономические реформы.. 7

Глава 4: Холодная война: причины, сущность, итоги. 9

Глава 5: Экономическое и политическое развитие СССР в 1970-1980 годах. 12

Глава6: СССР в середине 80-х начале 90-х годов. 16

Библиография: 18

Глава 1: СССР в послевоенные годы.

Победа советского народа в великой отечественной войне породила надежды на ослабление политического режима. В сентябре 1945 г. в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совнарком СССР был преобразован в Совет Министров (председателем которого до 1953 г. являлся И.В. Сталин). Прошли перевыборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР. Впервые на основе прямых и тайных выборов были избраны народные судьи и народные заседатели. В 1948 г. возобновились съезды общественных и политических организаций (профсоюзов, комсомола, союза композиторов). После тринадцатилетнего перерыва в октябре 1952 г. состоялся ХIХ съезд ВКП(б). В 1946-1948 гг. прошли закрытые обсуждения проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). В их числе были предложения по расширению внутрипартийной демократии, отказу партии от прямого руководства хозяйством, ограничению сроков пребывания на руководящих должностях, альтернативных партийных выборах. В 1946-1948 гг. стало очевидным возвращение к политике и методам 30-х гг. Режим личной власти И.В. Сталина в послевоенные годы достиг своей высшей точки. Ему удалось вновь усилить жесткий контроль над всей жизнью общества, опираясь на систему репрессивных органов (деятельность «судов чести» в ведомствах, репрессии против бывших советских военнопленных и репатриантов, борьба с буржуазным влиянием в литературе и с космополитизмом; репрессии в армии, депортации народов и т.д.). По «ленинградскому делу (1949-1952 гг.) подверглись репрессиям бывшие руководители Ленинградской партийной организации, включая председателя Госплана Н.А. Вознесенского. Еще раньше в опале оказался маршал Г.К. Жуков, обвиненный в сколачивании группы недовольных генералов и офицеров и неуважении к Сталину. С 1948 г. началась борьба с «космополитизмом», в рамках которой был проведен процесс по делу Антифашистского еврейского комитета (1948 г.), сфабриковано «дело врачей» (1952-1953 г.), развернулась антисемитская кампания. Атмосфера «железного занавеса» (идеологической и культурной изоляции от внешнего мира) привела к борьбе против западного влияния в отечественной культуре, которую возглавил А.А. Жданов - член Политбюро, секретарь ЦК ВКП(б), отвечавший за идеологию. Под лозунгом борьбы против буржуазной идеологии были лишены возможности нормальной работы выдающиеся деятели культуры - литераторы А.А. Ахматова, М. Зощенко (за «аполитичность и безыдейность», художники А. Осмеркин, Р. Фальк, А. Шевченко, П. Кориа, М. Сарьян и др. Давление на представителей советской интеллигенции вызвало кризис отечественной культуры в послевоенный период.

Во внешней политики после 1945 г. Советский Союз был признан мировой державой на международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52. Усилиями советских и американских дипломатов удалось создать такие основополагающие структуры политического и экономического порядка, как ООН, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и др. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН (наряду с США, Англией, Францией, Китаем). С 1946 г. произошло обострение международных отношений. Главной осью конфронтации стал конфликт между двумя сверхдержавами - СССР и США. В послевоенной внешнеполитической доктрине выразилось стремление И.В. Сталина создать военный противовес США и закрепить контроль над Центральной и Юго-Восточной Европой. Со своей стороны, руководство США стремилось к проведению политики "с позиции силы", пытаясь использовать для давления на СССР экономическую и военно-политическую мощь США. В 1946 г. была провозглашена доктрина президента США Г. Трумэна «ограничения коммунистической экспансии». Эти события означали поворот к «холодной войне», что предопределило ухудшение международного климата и создавало угрозу военно-политических кризисов. 1949-1950 гг. стали апогеем «холодной войны». Был создан военно-атлантический блок стран Запада - НАТО, а также ряд других блоков с участием США ( АНЗЮС, СЕАТО и др.). В 1950-1953 гг. в ходе корейской войны произошло прямое военное столкновение между СССР и США. В 1948-1949 гг. развивался первый военно-политический кризис начавшейся « холодной войны» - берлинский кризис. Первая фаза в этом процессе заключалась в оформлении режимов «народной демократии», вторая - в создании Коминформа - новой международной коммунистической организации (вместо распущенного в 1943 г. Коминтерна). С 1950 г. СССР вынужден был начать субсидировать союзные государства. Материальная помощь оказывалась этим странам в том числе через Совет экономической взаимопомощи - СЭВ (1949 г.) и «Фонд помощи левым рабочим организациям», созданный при ВЦСПС. Разрастание административно-бюрократической системы, ставка на экстенсивный путь развития и возвращение к методам довоенных репрессий, а также международная изоляция отрицательно сказались на жизни общества, привели к дальнейшему его отставанию от общецивилизационного ритма развития.

Глава 2: Общественно- политическое развитие СССР в середине 1950-начале 1660-х годов.

Развернувшаяся после смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 г.) борьба за власть сопровождалась перераспределением властных функций между различными партийно-государственными структурами. Председателем Совета Министров стал считавшийся главным преемником Сталина Г.М. Маленков. Его первым заместителем был назначен Л.П. Берия, возглавивший объединенные министерства внутренних дел и государственной безопасности. В Секретариате, избранном мартовским Пленумом ЦК КПСС, первой фигурой стал Н.С. Хрущев. Новым руководством страны была осознана необходимость изменений в стране, были предприняты шаги с целью ликвидировать очевидные преступления сталинского режима (отменялись внесудебные органы, началось освобождение из лагерей и ссылок, реабилитация по «делу врачей», «ленинградскому делу»). В июне 1953 г. благодаря личному мужеству Н.С. Хрущева при поддержке руководства армии был устранен Берия, с которым ассоциировалась опасность установления новой диктатуры. Одновременно органы госбезопасности были поставлены под контроль партийных органов. После отставки с поста Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (январь 1955 г.) центр власти переместился в Секретариат ЦК КПСС, к Первому секретарю Н.С. Хрущеву. Поворотным пунктом в истории страны стал ХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.), который сопровождался разоблачением преступлений Сталина и его окружения, началом массовой реабилитацией репрессированных, определенной критикой диктаторских методов управления. Съезд внес также изменение в идеологическую концепцию партии, отказавшись от идеи диктатуры пролетариата и провозгласив тезис общенародного государства. Политические и экономические просчеты предшествующих десятилетий были объединены понятием «культ личности». После XX съезда начался процесс реабилитации репрессированных, включая балкарский, чеченский, ингушский, калмыцкий и карачаевский народы. Под влиянием хрущевской « оттепели» сформировалось целое поколение « шестидесятников», которые приняли борьбу с культом личности как начало общественного возрождения. При Н.С. Хрущеве был нанесен первый удар по административно-командной системе.

Развитие политического процесса в стране в конце 50-х-начале 60-х гг. Венгерские события 1956 г. и последовавшая в 1957 г. попытка смещения Н.С. Хрущева подтолкнули советское партийное руководство к корректировке общего политического курса, смысл которой заключался в свертывании начавшегося процесса демократизации. "Венгерский синдром" имел долговременные политические последствия. Начались проработочные кампании в области идеологии под видом «встреч с интеллигенцией», откровенная и скрытая травля инакомыслия. В связи с началом преследований московской интеллигенции зародилось диссидентское движение. В 1959 г. на ХХI съезде КПСС было заявлено о «полной и окончательной победе» социализма в СССР и переходе к «развернутому строительству коммунизма». В 1961 г. на ХХII съезде КПСС была принята новая, третья Программа партии, целью которой провозглашалось строительство коммунизма шло в привычных традициях социалистического соревнования.

Итоги. В ходе процесса десталинизации была разрушена сталинская система репрессий и тотального страха. Политическая либерализация способствовала раскрепощению личности и пробуждению общественного сознания. Впервые стала возможной критика первых лиц в государстве, в связи с чем была поколеблена вера в непогрешимость верховной власти. В целом, несмотря на противоречивый характер, преобразования в духовной жизни советского общества были значительными. Однако речь при этом не шла о коренном преобразовании тоталитарной системы [1]

Глава 3: Экономические реформы.

 Все экономические реформы Н. С. Хрущева, по его глубокому убеждению, были направлены на повышение жизненного уровня населения страны. Постсталинские реформы стали давать ощутимые результаты как в соревновании со США, так и в повышении уровня жизни. В 1959 году на XXI съезде КПСС Н. С. Хрущев выдвинул самую авантюрную из своих идей: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения к 1970 году. Его оптимистические расчеты основывались на простой экстраполяции годовых уровней промышленного развития двух стран в мирный период. Эти уровни были в пользу СССР. Но расчеты не учитывали богатство американской экономики, а СССР не мог сконцентрировать все ресурсы на повышении благосостояния народа. Дело в том, что перед страной стояло много других задач. Громадных средств требовала гонка вооружений и космическое соревнование. Значительная часть ресурсов вкладывалась в сельское хозяйство, что было главным для повышения уровня жизни как на селе, так и в городе. Нужно было развивать химию, электронику, увеличивать добычу нефти вместо угля, электрифицировать железные дороги. Но самой острой была жилищная проблема. В результате принятых мер с 1956 по 1963 год в СССР было построено больше жилья, чем за предшествующие 40 лет.

Для многоцелевой экономики больше не подходили методы управления и планирования сталинской эпохи, заключавшиеся в абсолютном приоритете некоторых целей, которым подчинялись остальные. Предприятия стали переходить на самофинансирование из собственных фондов. В 1957-1958 годах Н. С. Хрущевым было проведено три реформы. Они касались промышленности, сельского хозяйства и системы образования. Он стремился к децентрализации управления промышленностью. Дело в том, что с каждым годом становилось все труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами - совнархозами. Н. С. Хрущев надеялся таким образом рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить изолированность и ведомственные барьеры.

Гораздо значительнее на структуру производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Н. С. Хрущев вопреки сопротивлению изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жесткой регламентации деятельности. Он впервые мог решать сам, как использовать собственные ресурсы и организовать производство. При Н. С. Хрущеве произошло сокращение числа колхозов и рост числа совхозов. Самые бедные колхозы были объединены и для их оздоровления преобразованы в совхозы. Характерной чертой было укрупнение хозяйств за счет неперспективных деревень. Этими рамками и ограничилась новая реформа Н. С. Хрущева. Основная разница между совхозом и колхозом состояла во владении машинно-тракторными станциями. Совхозы их имели, а колхозы пользовались услугами МТС в обмен на продукты питания. МТС были распущены, а их техника передана в собственность колхозов. Это было очень важно для укрепления самостоятельности крестьянского хозяйства. Однако поспешность в осуществлении реформы снизила ожидаемые результаты.

Третья реформа Хрущева коснулась системы образования. В основе реформы лежали два мероприятия. Н. С. Хрущев ликвидировал систему "трудовых резервов", т. е. сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счет. Они были созданы перед войной для подготовки квалифицированных рабочих. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после седьмого класса. Средняя школа получила «политехнический» профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.

В хрущевском десятилетии часто выделяют два периода, различных по экономическим результатам. Первый (1953-1958) - наиболее позитивный; второй (с 1959 года до смещения Хрущева в 1964 году) - когда положительных результатов было меньше. Первый период относился ко времени, когда Н. С. Хрущев боролся за главенство во враждебном ему коллегиальном руководстве, и второй - когда он господствовал. Первым планом развития страны, который базировался в основном на индустриализации, стал семилетний план, принятый XXI съездом партии. С его помощью пытались, не тормозя развития страны, выправить серьезные нарушения в экономике, от которых страдало советское общество. В нем было указано, что за 7 лет СССР должен был произвести столько же, сколько за предшествующие 40 лет.

Необходимо отметить, что семилетний план вывел советскую экономику из застоя. Сократился экономический разрыв между СССР и США. Однако не все отрасли развивались равномерно. Медленно росло производство потребительских товаров, которых хронически не хватало. Нехватка усугублялась незнанием спроса на рынке товаров, который никто не изучал. Среди диспропорций семилетнего плана самым тяжелым был кризис сельского хозяйства. В хозяйствах не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур.[2]

Глава 4: Холодная война: причины, сущность, итоги.

Термин «холодная война» был введен в обращение Черчилем в ходе его выступления в Фултоне (США) 5 марта 1946 года

Начало ее только после Второй Мировой войны было продиктовано самим временем, самой эпохой. Из этой войны союзники вышли настолько сильными, а средства ведения войны стали столь разрушительными, что стало ясно: выяснять отношения прежними методами слишком большая роскошь. Тем не менее, желания извести противную сторону у партнеров по коалиции не убавилось. В известной степени инициатива начала “холодной войны” принадлежит странам Запада, для которых мощь СССР, ставшая очевидной в ходе Второй Мировой войны, оказалась очень неприятным сюрпризом.

Пол-Европы после Второй Мировой войны оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы. Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий. В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсной. В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, быстрее других и осознал Черчиль, провозгласив “холодную войну”.

Начало ее было связано с атомным оружием. Как известно, в 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира и важной вехой “холодной войны”. В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, и чревато очень дурными последствиями. Накопленный за годы “холодной войны” ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили “мы вас можем уничтожить, а вы нас - нет”, то теперь формулировка изменилась. Стали говорить “вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас - 64!” Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты.

Гонка вооружений нарастала стремительными темпами. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге - их высадка на Луну. В этот момент стороны достигли стратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот, она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение к вооружениям. Сюда можно, например, отнести гонку по созданию суперкомпьютеров. Здесь Запад взял безусловный реванш за отставание в области ракетостроения, поскольку по чисто идеологическим причинам СССР прозевал рывок в этой области, приравняв кибернетику заодно с генетикой к “продажным девкам империализма”.

Гонка вооружений коснулась даже образования. После полета Гагарина, США были вынуждены пересмотреть основы системы образования и ввести принципиально новые методы обучения.

Гонка вооружений была впоследствии добровольно приостановлена обеими сторонами. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений.

            С момента достижения стратегического паритета (начало шестидесятых годов) военная составляющая гонки вооружений постепенно отодвигается на второй план, на сцене же разыгрывается борьба за влияние в странах третьего мира. Сам этот термин был введен в обиход благодаря все большему влиянию неприсоединившихся стран, открыто не примкнувших к одной из противоборствующих сторон. Если на первых порах, сам факт противостояния двух мощных систем на мировой карте привел к обвальной деколонизации (период освобождения Африки), то в более поздний период сформировался круг государств открыто и очень эффективно использующих выбор своей политической ориентации на ту или другую сверхдержаву. В известной степени сюда можно отнести страны так называемого арабского социализма, решавших за счет СССР свои конкретные узко-национальные задачи.

            Достаточно очевидно, что огромные затраты, которые несли сверхдержавы, не могли продолжаться бесконечно, и в итоге противостояние двух систем решалось в экономической сфере. Именно эта составляющая оказалась, в конечном счете, решающей. Более эффективная экономика Запада, позволяла не только поддерживать военный и политический паритет, но и удовлетворять растущие потребности современного человека, которыми в силу чисто рыночных механизмов хозяйствования умела грамотно манипулировать. В то же время тяжеловесная, ориентированная только на производство вооружений и средств производства, экономика СССР, не могла, да и не собиралась конкурировать в этой области с Западом. В конце концов, это отразилось на политическом уровне, СССР начал проигрывать борьбу нетолько за влияние в странах третьего мира, но и за влияние внутри социалистического содружества.

Глава 5: Экономическое и политическое развитие СССР в 1970-1980 годах.

Время правления администрации Брежнева отчетливо распадается на два периода: 1964-1969 и 1969-1982 годы. В первый период начавшаяся экономическая реформа, меры по развитию сельского хозяйства на какое-то время приостановили негативное развитие событий, вновь создали предпосылки для перелома ситуации в экономике, в других сферах жизни общества. Сравнительно активно действовали в сфере науки и культуры сформировавшиеся в предшествующее десятилетие «шестидесятники». В последующем периоде, когда жизнь потребовала углубления реформ, руководство партии и страны оказалось как в теоретическом, так и в практическом плане не подготовленным к этому. Общественные науки, литература, искусство были вновь придушены цензурой. В отличие от первой половины 60-х годов в создавшейся ситуации возобладало стремление «улучшить дела, ничего не меняя».

Пограничную линию между этими двумя периодами проложили события конца 60-х годов в Чехословакии, которые показали, что любая попытка сколько-нибудь существенной реформации режима неизбежно грозит всесильной правящей бюрократии потерей власти. Эволюция Брежнева как политического лидера в условиях административно-командной системы нашего общества напоминает аналогичный процесс двух его предшественников. Вначале, как и Сталин и Хрущев, он был самым обычным, типичным партийным руководителем высшего эшелона. Затем, по мере достижения власти, нарастали самоуверенность, ощущение своей исключительности и, наконец, прогрессирующая потеря способности адекватно реагировать на окружающую обстановку. Но главное - катастрофическое нарастание дезоптимизации принимаемых решений. Разумеется, все это произошло не случайно и не внезапно осенью 1964 года. Ведь не случайно пал выбор партийной бюрократии на Брежнева. Пережившие грозные 1937-1938 годы, ее члены постепенно приходили к убеждению, что надо кончать с нестабильностью их положения, которое было в годы культа личности Сталина, и непредсказуемостью периода раздражавших их реформ Хрущева. Нужен был лидер стабильный, предсказуемый, разумный. «Живи сам и давай жить другим» - вот чего ждали в это время члены партийного и государственного руководства от лидера. Вместо грозного хозяина им нужен был безобидный и безликий управляющий. Брежневское руководство фактически встало на защиту сложившихся устоев и порядка. Не были осознаны острота и неотложность перестройки управления народным хозяйством, перевода экономики на интенсивные методы. Начатая во второй половине 60-х годов хозяйственная реформа была сорвана. Получили распространение необъективные оценки достигнутого, процветала показуха. Выявился глубокий разрыв между словом и делом. Не хватало целеустремленности и решительности в практических действиях.

Приверженность шаблонам и стереотипам, отсутствие контроля за выполнением принимаемых решений, последовательности в работе, формализация демократических институтов вели к деформации в кадровой политике, негативным изменениям в кадровом корпусе. "Брежнев понимал, - пишет историк Р. А. Медведев, - что он может крепить свою власть путем назначения на ответственные посты не просто подходящих людей, а своих ближайших друзей, товарищей по институту, по работе в Днепропетровске, в Молдавии, по службе в армии, своих родственников и родственников своей жены. У общительного Брежнева друзей и знакомых всегда было много.

В стране и в партии распространялись настроения вседозволенности, самодовольства, показухи, стремление приукрасить действительное положение дел. Отсутствовали последовательный демократизм, подлинная гласность, действенный контроль за выполнением принимаемых решений. Брежнев стал разрушаться, разваливаться как личность и как политик... Обилие наград и званий превысило все допустимые "нормативы". Явные следы болезни, которой официально вроде бы и не было, делали ситуацию вообще какой-то ирреальной, фантасмагорической. Брежнев полностью утратил самокритичный контроль за своими действиями. Верил в собственное величие. Всерьез воспринимал панегирики в свой адрес. Его политика создавала и поддерживала обстановку, в которой прогрессировала коррупция на всех уровнях, процветали очковтирательство, обман, воровство. Многие партийные руководители в республиках и областях превратились в своего рода пожизненных феодальных князьков. Уже в первой половине 70-х годов стали широко известны факты, связанные с негативными явлениями в Грузии. К тяжелым последствиям привели различные нарушения, например, бывшими первыми секретарями ЦК компартий республик Д. Кунаевым - в Казахстане, Ш. Рашидовым - в Узбекистане, первым секретарем крайкома КПСС С. Медуновым - в Краснодарском крае и др. В политике брежневского руководства прочно утвердилась консервативная, антидемократическая тенденция.

Говоря о годах застоя (как застойный характеризуется этап 70-х - начала 80-х годов) как о времени массовой деморализации людей во всех слоях общества, массового разгильдяйства и угодничества, благодушия и двоедушия, социального лицемерия и холуйства, необходимо подчеркнуть, что и тогда были стойкие, самоотверженные работники, старавшиеся противостоять обстоятельствам, нравам, стереотипам. Здоровые силы в обществе проявили себя не только в честном труде, но и в критике недостатков и извращений, в борьбе против бюрократического засилья. На XXIV (1971), XXV (1976), XXVI (1981) съездах принимались правильные решения о необходимости смещения акцентов в экономической политике с количественных показателей на качественные, с волевых методов управления на экономические. Признавалось, что экстенсивные факторы роста народного хозяйства себя исчерпали и поэтому необходимо шире применять экономические методы руководства, использовать такие рычаги товарно-денежных отношений, как хозрасчет, прибыль, кредит, материальное поощрение.

Ситуация в реальности была следующая. В конце 70-х годов действие «неблагоприятных» тенденций в экономике значительно усилилось: снизились темпы роста промышленного производства, сельхозпродукции, ухудшилась работа транспорта и т. д. Призывы к интенсификации все больше расходились с реальной практикой хозяйствования, где продолжали преобладать экстенсивные подходы. По-прежнему рост экономических показателей пытались обеспечить за счет нового строительства, разработки дополнительных источников сырья, привлечения новых трудовых ресурсов, как это было, например, в 50-х и 60-х годах. И как результат курс на интенсификацию на протяжении 70-х годов сколько-нибудь заметных результатов не дал. Более того, ни в девятой, ни в десятой пятилетках промышленность (так же как строительство и сельское хозяйство) с планами не справилась. Причем по важнейшим показателям итоги второй половины десятилетия были значительно ниже, чем первой. В годы девятой пятилетки, вопреки планам, усилилось снижение фондоотдачи. Масштабы экстенсивного ведения хозяйства не только не уменьшились, но в ряде отраслей возросли. Все это, вместе взятое, негативно сказалось на динамике общественного производства: если в 60-е годы оно поднялось на 18%, то в 1971-1974 годах рост прекратился, а в 1975 году началось снижение эффективности производства.

Негативные процессы в экономике затронули социальную и нравственную сферы. Провозглашенный курс на постоянный подъем уровня народного благосостояния не согласовывался с тенденцией падения темпов роста реальных доходов на душу населения - с 33%, достигнутых в восьмой пятилетке, до 24% - в девятой, 18% - в десятой и 9% - за четыре года одиннадцатой пятилетки. Недостаточными темпами велось жилищное строительство, сократилось число вводимых в эксплуатацию квартир, а соответственно уменьшилось и число советских людей, улучшивших свои жилищные условия - с 54,9 млн. человек в восьмой пятилетке до 50 млн. - в одиннадцатой. Обострилось положение с продуктами питания. В целом проблемы в развитии страны нарастали быстрее, чем решались. Страна оказалась в предкризисном состоянии.

Главной причиной неудач многих преобразований являлось то, что принимаемые решения касались главным образом экономического базиса и слабо охватывали надстроечные сферы. Не делались реальные шаги по расширению и развитию демократических институтов, т. е. механизма, с помощью которого только и можно было привести в движение человеческий фактор и тем самым обеспечить выполнение решений.

Разрыв между словом и делом обусловил ситуацию, когда призывов и разговоров было немало, а дела практически стояли на месте. Так, много говорилось о крайней необходимости технического перевооружения предприятий, однако машиностроение не получило приоритетного значения. Поэтому материальная база технического прогресса в те годы продолжала отставать. Продолжалась старая практика: капиталовложения в основном шли на новое строительство, оборудование же действующих предприятии старело, существующая техника и технология все более отставали от мировых образцов.

Ограничение самостоятельности, хозрасчетных прав объединений и предприятий, нарушение социалистических принципов оплаты по труду, социальной справедливости подрывали основы материального стимулирования, препятствовали достижению высоких конечных результатов, вели к снижению трудовой активности людей, падению дисциплины и порядка, к отчуждению трудящихся от собственности.

Не была в полной мере осознана острота положения - нарастание кризисных явлений в развитии экономики, общества в целом. Проявлялось стремление к лакировке действительности, когда желаемое принималось за действительное. Акцент, как правило, делался на констатацию успехов, а нарастающие противоречия или вовсе замалчивались, или вскрывались без необходимой остроты и глубины.

Для данного периода было характерно ужесточение цензуры. Ответом стало оживление «самиздата». В машинописных копиях или книжечках на тонкой бумаге, тайком привезенных из-за границы, распространялись «из рук в руки» работы Солженицына «В круге первом», «Раковый корпус», «Ар­хипелаг ГУЛАГ». Публикация за границей книг Юлия Даниэля (под псевдонимом «Николай Аржак») и Андрея Синявского («Аб­рам Терц») стала поводом для ареста и судебного преследования. С апреля 1968 г. стала выходить машинописная «Хроника те­кущих событий», систематически информировавшая о действиях защитников прав человека в СССР и о преследованиях их властя­ми. Эпиграфом к ней была ст. 19 Всеобщей Декларации прав че­ловека: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное высказывание их; это право включает свободу бес­препятственно придерживаться своих убеждений и свободу ис­кать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». В начале 1969 г. была образована первая инициативная группа защиты прав человека, в 1976 г. такие группы возникли в Москве и Киеве. Дис­сидентов судили по новой статье Уголовного кодекса РСФСР за Распространение произведений, порочащих советский строй, не­которые были заключены в психиатрические лечебницы. Из стра­ны были высланы писатель Солженицын, поэт Иосиф Бродский. Ряд деятелей культуры, свободно выехавших за границу на гаст-Роли, за критические выступления был лишен советского граждан­ства. Академика Андрея Дмитриевича Сахарова лишили звания трижды Героя Социалистического труда и выслали в Горький. Однако, несмотря на нажим властей, академики отказались исключить великого ученого из Академии наук СССР

Глава6: СССР в середине 80-х начале 90-х годов.

Первая половина 80-х годов проходила под зна­ком все усиливавшегося застоя в экономике. Поэтому избрание в марте 1985 г. нового лидера, 54-летнего Ми­хаила Сергеевича Горбачева было встречено большими надежда­ми. Самый молодой из членов Политбюро ЦК, имевший 2 дипло­ма о высшем образовании (юридического факультета прославлен­ного МГУ и заочного отделения экономического факультета Ставропольского сельхозинститута), Горбачев выделялся динамич­ностью и кажущейся открытостью, любил часто выступать. Далеко не сразу и' не всем стало ясно, что многословные выступления нового лидера не несли реального содержания. При этом как-то забывалось, что именно он как секретарь ЦК отвечал за сельское хозяйство, переживавшее все более углубляющийся кризис. Осо­бенно «Горби» был популярен на Западе, ибо отвечал западному типу публичного политика.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачев объявил курс на «ускорение социально-экосистемы экономического развития страны». Постепенно вы­рисовывались отвечающие этой цели задачи:1)гласность, 2)совершенствование механизма управления, 3)демократизация, 4)новое политическое мышление в международных отношениях, 5)создание смешанной экономики, 6) «сильная соци­альная политика». Эти направления не образовывали единой си­стемы, а реализация их была еще более хаотичной: не решив од­ной задачи, Горбачев не медля провозглашал следующую. При этом на вопрос, есть ли у него концепция перестройки, Горбачев неизменно отвечал утвердительно, но так же неизменно сердился, когда у него спрашивали, в чем же она состоит? - «Вам что, снова требуется план? Это мы уже проходили. Перестройка - это жи­вое творчество масс!» Но на практике ничего не делалось, чтобы это творчество развязать. Оценка самим Горбачевым характера пе­рестройки неоднократно менялась. Сначала он говорил о ней как об «улучшении» существующего строя, в июле 1986 г. сравнивал ее с «революцией», в феврале 1987 г. назвал «глубокой реформой».

С начала 1986 г. началось смягчение цензуры, стали публиковаться ранее запрещенные книги, «с полки» снимались не разрешенные к показу фильмы. Первым из них стал «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. Прекратилось «глуше­ние» передач зарубежного радио, началось переиздание в нашей стране книг эмигрантов и западных политологов-антикоммунис­тов. Прежняя жесткая «идеологическая дисциплина» сменилась широко рекламируемой «деидеологизацией». На деле это оберну­лось пропагандой иной идеологии - либеральных ценностей, за­падного образа жизни, американского или скандинавского опыта решения социальных проблем. Лишенные идейного иммунитета в силу многолетней изоляции, наши люди были беспомощны пе­ред массированной пропагандистской атакой.

Резко усилилась критическая направленность выступлений печати. На первое место в ряду критиков выдвинулись еженедельники «Московские новости», «Аргументы и факты», «Огонек». Государственные радио и те­левидение проводили старую линию, за что подвергались острой критике. Накал критики все больше перемещался на КПСС вооб­ще и ее право руководить - в особенности.

Критика послужила оправданием смещения пре­жних руководителей. За 1986 - 1989 гг. смени­лось более 90% секретарей областных, краевых комитетов КПСС, ЦК компартий союзных республик, более 80%секретарей городских и районных комитетов. В Москве секретари райкомов и председатели райисполкомов сменяли каждые полгода. При этом не соблюдались нормы партийной демократии: руководителей снимали и назначали, не интересуя мнением организаций. Почти половина их не была избрана и, числа членов комитета, а прислана сверху.

На пленуме ЦК в апреле 1989 г. Горбачев добился коллектив­ной отставки 74 членов и 24 кандидатов в члены ЦК пенсионного возраста. Их места заняли люди из второго эшелона местных ра­ботников, значительно более молодые по возрасту, но не обладав­шие опытом работы в масштабе всей страны. Как ни странно, это отсутствие опыта Горбачев считал не минусом, а плюсом. Прово­димая административными методами смена руководителей ниче­го общего не имела с провозглашенной «демократизацией», ибо партийные массы были по-прежнему отстранены от избрания сво­их руководителей.[3]

В общем перестроечный процесс, инициированный М.С. Горбачевым, прошел три этапа:

1.        1985—1986 гг. Реформирование в эти годы свелось лишь к поыткам улучшить существовавшую общественную систему ав­торитарного типа. Все меры, предпринятые в экономике, соци­альной сфере, наталкивались на непреодолимые противоречия, которые нельзя было разрешить, не меняя систему.

2.        1987-—1989 гг. Перестройка вступила в новый, социал-де­мократический этап реформирования. Во внутриполитической области широкое развитие получили гласность и демократиза­ция, начался процесс становления многопартийности, был взят курс на политическую реформу. Эти позитивные изменения тре­бовали соответствующих преобразований в экономической и со­циальной сферах, которые явно отставали от политических пре­образований. В 1989 г. наступил кризис рёформационного про­цесса.

3.   1990—1991 гг. На третьем этапе перестройки эволюцион­ное реформирование потерпело крах, преобразовательный про­цесс стал трансформироваться в принципиально иной, либерально-радикальный курс. Его реализация привела к возрождению частной собственности, становлению рыночных механизмов. Эти изменения сопровождались серьезными социальными потрясе­ниями. Перестройка, задуманная ее инициатором М.С. Горбачевым как реформа, превратилась в радикальные общественные преобразования, привела к крушению коммунистического ре­жима и перехода СССР к России.

Библиография:

1.      О.Г. Обичкин «История России», М.2002г

2.      Р.А. Арсланов , М.Н. Мосейкина Курс лекций: «История Отечества.», М2001

3.      В.М. Козьменко Учебник для вузов «История России IX-XX вв.», М.2004г.;

  1. В.И. Моряков «История России IX- начала XVIII века, Ростов- на Дону, 2004г.
  2. Ж.Г. Боженкова «Курс лекции по истории России», Магадан 2002г.;

6.      О.Г. Обичкин «История России», М.2002г

7.      Козьменко В.М. Учебник для вузов «История России IX-XX вв.», М.2004г

8.      История государственного управления в России, под ред. В.Г. Игнатова, Ростов- на Дону, 2003г.

9.      История отечества с древнейших времен до начала XX века, под ред. В.Л. Кувшинова, М.1995г.

10.  Отечественная история, под ред. И.М. Узнародова, М.2002г.;


[1] Арсланов Р.А., Мосейкина М.Н. Курс лекций: «История Отечества.», М2001. М.153

[2] Козьменко В.М. Учебник для вузов «История России IX-XX вв.», М.2004г.

[3] О.Г. Обичкин «История России», М.2002г.С.501