Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………………………….......................................................................3
ГЛАВА I Сущность и критерии малого предпринимательства .................... .4
1.1. Малый бизнес в современных условиях ……………………………………….4
1.2. Понятие и признаки малого предприятия ……………………………………...9
1.3. Условия, необходимые для формирования малого бизнеса …………………..11
1.4. Особенности малого предприятия ……………………………………………..14
ГЛАВА II Организация финансов малого предприятия ……………………...15
2.1. Финансовые ресурсы малого предприятия и принципы из организации ……15
2.2. Система управления финансами ..........................................................................17
2.3. Жизненный цикл малого бизнеса ………………………………………………19
2.4. Финансовый механизм …………………………………………………………..21
2.5. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса ………….24
2.6. Финансовое планирование на малом предприятии ……………………………26
2.7. Анализ финансового состояния малого предприятия …………………………27
ГЛАВА III Способы государственной поддержки малого предпринимательства
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса в России ………………………..30
3.2.Налогообложение малого предприятия …………………………………………32
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………..55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………57
Введение
Важной составляющей рыночной экономики является предпринимательство, нашедшее свое отражение, прежде всего в малом бизнесе, которое в значительной мере способствует созданию конкурентной атмосферы (среды) на потребительском рынке. В мировой практике малый бизнес влияет на темпы экономического роста, структуру и качество ВНП.
В условиях переходной экономики и становления малого бизнеса возрастает роль его поддержки государством. В мире существуют разные варианты государственной поддержки малого бизнеса: прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска, смешанные фонды поддержки - государственные и частные; выдача гарантий в обеспечение кредита коммерческого банка - обязательство компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы.
Динамика развития зависит от многих факторов, в том числе от уровня подготовительности предпринимателей к ведению бизнеса, так как недостаточная их профессиональная подготовка является одной из важных причин интенсивного банкротства малых фирм.
Специфика успешного предпринимательства в малом бизнесе заключается в многогранной деятельности бизнесмена, рискнувшего открыть и вести свой бизнес и готового отвечать за результаты своей деятельности.
Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
В нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание только в последнее время, в связи с переходом к рыночной экономике, поскольку предпринимательская деятельность возможна в условиях рыночной и не возможна в административной системе.
Глава I. Сущность и критерии малого предпринимательства
1.1. Малый бизнес в современных условиях
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а, напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.
Для современной экономики характерна сложная комбинация разных по масштабам производств: крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса стала концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объёмов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями (что не выгодно крупным фирмам); исключением лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Все мелкие предприятия можно условно разделить на две группы.
Первая группа – предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, в условиях нового этапа научно-технического прогресса предприятия малого бизнеса, с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, с другой-как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Ко второй группе относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы служат: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены.
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского Сообщества, в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (таблица 1).
Таблица 1. Масштабы развития предприятий малого бизнеса
в России и зарубежных странах
Страна |
Число малых и средних фирм |
Численность занятых, млн.чел. |
Доля малых и средних фирм,% |
||
тыс. ед. |
в расчете на 1 тыс.жителей |
в общей численности занятых |
в ВВП |
||
Великобритания |
2 930 |
46 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2 290 |
37 |
18,5 |
46 |
50-54 |
Италия |
3 920 |
68 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1 980 |
35 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15 777 |
45 |
68 |
72 |
63-67 |
США |
19 300 |
74,2 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6 450 |
49,6 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Россия |
836,6 |
5,65 |
8,1 |
9,6 |
10-11 |
Как видно из таблицы 1, развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя-ВВП доля малых предприятий в России составляет лишь 10 – 11%, в то время как в развитых странах – 50 – 60%.
К сожалению, за последние годы существенного изменения ситуации не
произошло. По данным на конец 2004 – начало 2005 года общее число малых предприятий
составило 953,1 тыс., или в расчете на 1 тыс. жителей – 6,64; численность
занятых в них (в среднем за
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшее годы в России будут зависеть развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.
1.2. Понятие и признаки малого предприятия.
Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие – это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности. На самом деле термин малое предприятие определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы- все это предприятия, и они могут быть малыми.
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
В нашей
стране, согласно принятому 14 июля
в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
в оптовой торговле – 50;
в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;
в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.
Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.
В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.
1.3. Условия, необходимые для формирования малого бизнеса.
Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.
Экономические условия. К этим условиям относятся:
· Предложение товаров и спрос на них;
· Виды товаров, которые могут приобрести покупатели;
· Объёмы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки;
· Избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Всем этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся:
· Банки, оказывающие финансовые услуги;
· Поставщики, организующие снабжением сырьём, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.;
· Оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя;
· Специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;
· Агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы;
· Учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих;
· Прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и т.п.;
· Средства связи и передачи информации.
Элементы процесса функционирования малого бизнеса представлены в таблице 3.
Таблица 3. Элементы процесса функционирования малого бизнеса.
Определение и оценка возможностей малого бизнеса |
Разработка бизнес-плана |
Определение потребности в ресурсах |
Управление предприятием малого бизнеса |
1.Продолжительность бизнеса, Рынок для реализации бизнеса |
Вступление Описание бизнеса Содержание плана |
Определение необходимых ресурсов, Определение имеющихся ресурсов |
Разработка стиля управления, Внедрение системы контроля, Разработка организационных процедур |
2.Анализ конкуренции Ценность бизнеса для рынка и предприятия, Риск,прибыль, которые содержат бизнес Предпринимательские знания,навыки, желания |
1.Описание предприятия 2.Анализ отрасли 3.План производства 4.План маркетинга 5.Финансовый план 6.Организационный план 7.Оперционный план 8.Заключение. Расчет эффективности. |
Идентифицирование потребности в ресурсах Определение поставщиков, необходимых ресурсов Разработка подхода к поставщикам |
Регулярное проведение SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, их оценка) Определение факторов успеха. |
Социальные условия. Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованно – на их спрос, на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
От своей деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.).
Важную роль в формировании малого бизнеса играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Речь идет об организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучения и переобучение персонала, о стажировке в зарубежных странах, о создании сети консультативных центров и т.п.
Правовые условия. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для её развития.
Правовые нормы должны обеспечить:
· Упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса;
· Защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;
· Совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран. Сюда входят также создание региональных центров поддержки предприятий малого бизнеса, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.
1.4. Особенности малого предприятия
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если крупные предприятия черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Также как одну из особенностей можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.
Глава II. Организация финансов малого предприятия
2.1. Финансовые ресурсы малого предприятия и принципы их организации.
Управление финансами малого бизнеса представляет собой процесс, цель которого – улучшение финансового состояния предприятия и получение определенных финансовых результатов.
Финансовые ресурсы малого предприятия - это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.
Финансовые ресурсы и капитал представляют собой главные объекты исследования финансов предприятия. В условиях регулируемого рынка чаще применяется понятие "капитал", который является для финансиста реальным объектом и на который он может воздействовать постоянно с целью получения новых доходов предприятия. В этом качестве капитал для финансиста-практика - объективный фактор производства. Таким образом, капитал - это часть финансовых ресурсов, задействованных малым предприятием в оборот и приносящих доходы от этого оборота. В таком смысле капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов.
В такой трактовке принципиальное различие между финансовыми ресурсами и капиталом малого предприятия состоит в том, что на любой момент времени финансовые ресурсы больше или равны капиталу малого предприятия. При этом равенство означает, что у предприятия нет никаких финансовых обязательств и все имеющиеся финансовые ресурсы пущены в оборот. Однако это не значит, что чем больше размер капитала приближается к размеру финансовых ресурсов, тем эффективнее предприятие работает.
В реальной жизни равенства финансовых ресурсов и капитала у работающего предприятия не бывает. Финансовая отчетность строится так, что разницу между финансовыми ресурсами и капиталом нельзя обнаружить. Дело в том, что в стандартной отчетности представлены не финансовые ресурсы как таковые, а их превращенные формы - обязательства и капитал.[1]
Из определения финансовых ресурсов следует, что по происхождению они разделяются на внутренние (собственные) и внешние (привлеченные). В свою очередь внутренние в реальной форме представлены в стандартной отчетности в виде чистой прибыли и амортизации, а в превращенной форме - в виде обязательств перед служащими предприятия.
Чистая прибыль представляет собой часть доходов малого предприятия, которая образуется после вычета из общей суммы доходов обязательных платежей - налогов, сборов, штрафов, пени, неустоек, части процентов и других обязательных выплат. Чистая прибыль остается в распоряжении малого предприятия и распределяется по решениям ее руководящих органов.
Внешние или привлеченные финансовые ресурсы делятся также на две группы: собственные и заемные. Такое деление обусловлено формой капитала, в которой он вкладывается внешними участниками в развитие данного предприятия: как предпринимательский или как ссудный капитал. Соответственно результатом вложений предпринимательского капитала является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов, результатом вложений ссудного капитала - заемные средства.
Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный (инвестированный) в различные предприятия с целью получения прибыли и прав на управление фирмой.
Ссудный капитал - это денежный капитал, предоставленный в долг на условиях возвратности и платности. В отличие от предпринимательского капитала ссудный не вкладывается в предприятие, а передается ему во временное пользование с целью получения процента.
Амортизационные отчисления представляют
собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и
нематериальных активов. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость
продукции и затем в составе выручки от реализации продукции возвращаются на
расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником формирования фонда
накопления. В 1995-
В условиях рыночной экономики большое значение приобретают внешние источники финансовых ресурсов. Среди них в последние годы появились относительно новые виды, а также изменилась структура их формирования.
Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, представлены денежными средствами, полученными от продажи собственных акций и других видов ценных бумаг, а также заемными средствами.
В составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, в последние годы повышается роль развивающего страхового рынка, предоставляющего предприятию страховые возмещения по рискам. Прошедшая в стране приватизация государственной собственности вызвала к жизни новые источники финансовых ресурсов в виде паевых, долевых и иных взносов учредителей, а также доходов по ценным бумагам, эмитируемым другими предприятиями. Особо следует остановиться на заметно снизившейся роли бюджетных ассигнований. В недавнем прошлом они занимали важное место в финансовых ресурсах, причем их предприятия чаще всего на безвозмездной основе.
2.2 Система управления финансами
С формированием в России средств производства, капиталов и труда, становлением многоукладной экономики и рыночного ценообразования коренным образом изменяется механизм управлении финансами на предприятии.
Организация эффективного управления финансовыми ресурсами с учетом методов, адекватных рыночной экономике, осуществляется в рамках финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент – это управление финансами и финансовой деятельностью предприятия, направленное на реализацию его стратегических, тактических и текущих целей.
Финансовый менеджмент можно определить как организацию управления финансовыми потоками. В целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли. Финансы в бизнесе, правильное управление ими играют решающую роль. Выдающийся менеджер, президент корпорации «АТТ» Гарольд Дженин утверждал, что «есть только одна непоправимая ошибка в бизнесе – остаться без денег. Почти все другие ошибки в той или иной мере можно исправить. Но если вы остаетесь без денег, вы выбываете из игры».
Начиная дело, необходимо, прежде всего, решить вопрос об источниках финансирования.
Успех малого бизнеса, его развитие во многом зависит от возможностей его финансирования, то есть привлечения необходимого капитала. Капитал нужен на стадии организации и открытия дела (основной капитал), в дальнейшем для финансирования и осуществления текущей деятельности предприятия (оборотный капитал). Характерной особенностью малого бизнеса является ограниченность финансовых ресурсов. Поэтому изыскание необходимых денежных ресурсов и эффективное управление ими для большинства малых фирм является проблемой номер один.
Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса:
- Какова должна быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
- Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
- Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?
Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием.
Методы и задачи организации финансов малого предприятия многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг.
Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и т.д. основой информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера: бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, фондовых и валютных бирж, прочая информация.
В современном малом бизнесе необходимы специальные знания управления структурой бизнеса. Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильных доход, чем фирмы, часто меняющие владельцев. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух – четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное решение принимается более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе.
2.3. Жизненный цикл малого бизнеса
Жизненный цикл малого бизнеса – это жизненный цикл товара, составляющего предмет деятельности предприятия. Можно выделить четыре основных этапа жизненного цикла малого предприятия.
I этап – научные исследования, разработка технологии и создание коммерческой схемы товара – это прентальный период предприятия.
II этап – начало производства товара и выход его на рынок – это детство предприятия.
III этап – коммерческий успех товара – зрелость предприятия.
IY этап – деградация рынка товара – жизненный закат предприятия.
Финансовому менеджеру необходимо постоянно решать вопрос, как сделать, чтобы вместе с товаром, заканчивающим свой земной путь, не умирало и само предприятие? Вероятно, надо вовремя отказываться от деградирующих товаров и подгадывать к этому моменту стремительный взлет новых товаров. При ставке не на один, а на несколько товаров у предприятия снижается порог рентабельности и легче достигается нужный уровень доходности.
Попытаемся ответить на вопрос, каковы особенности каждого из этапов жизненного цикла предприятия малого бизнеса – особенности, которые необходимо учитывать финансовому менеджеру предприятия.
На первом этапе выручка практически нулевая, а денежные потоки предприятия отрицательные, потому что затраты на исследования, оплату труда не покрываются доходами. Велик риск: производство товара и услуг и их коммерциализация потребуют значительных инвестиций в достаточно длительном временном интервале. На этом этапе руководитель предприятия вряд ли может рассчитывать на банковские кредиты. Предприятие существует на собственные средства владельца.
Второго этапа, если собственных и привлеченных средств недостаточно, чтобы покрыть хотя бы часть базовых расходов, многие предприятия могут не пережить. На этой стадии резко вырастают затраты, но еще не доходы. Денежные потоки пока «отрицательные». Главные задачи этого этапа как можно рачительнее управлять оборотными средствами, а также постараться получить внешнее финансирование.
Необходимо помнить об основной дилемме финансового менеджмента: больнее всего капкан «либо рентабельность, либо ликвидность» зажимает именно малое предприятие на первых двух этапах его развития, т.к. предприятие стремится быстрее нарастить оборот, а дефицит ликвидных средств все увеличивается.
На третьем этапе предприятие добивается коммерческого успеха. Финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя темпы прироста оборота несколько снижаются по сравнению со вторым этапом. Денежные потоки должны стать положительными, поскольку выручка увеличивается и даже становится достаточной для покрытия и накопившихся прежних, и неизбежных новых расходов. Теперь у предприятия возникают производственные и коммерческие проблемы: нужно усиливать торговую сеть, делать рекламу. Иногда возникает необходимость в технической доводке товаров и услуг по результатам реакции рынка. Все это требует денег. Но теперь уже более зрелому, возможно, имеющему неплохую кредитную историю и в финансовом отношении крепкому предприятию легче получить внешнее финансирование в виде банковского кредита.
Однако следует помнить, что, если предприятие, желая взять максимальную долю рынка, превысит разумные темпы прироста продаж, то тем подорвет свою ликвидность и платежеспособность.
Печального IV этапа желательно избежать. Жизнь показывает, что стратегически выигрывает тот, кто заранее тратится на разработку и внедрение новых товаров и услуг, сознательно идя на некоторое снижение финансовых результатов предыдущего этапа.
Если рост активов превышает рост нераспределенной прибыли, задолженность должна покрывать эту разницу. Эта задолженность может принимать форму банковского кредита или увеличения степени использования кредиторской задолженности по расчетам.
2.4. Финансовый механизм.
Все финансовые ресурсы малого предприятия как внутренние, так и внешние в зависимости от времени, в течение которого они находятся в распоряжении предприятия, делятся на краткосрочные (до одного года) и долгосрочные (свыше одного года). Это деление достаточно условно, а масштаб временных интервалов зависит от финансового законодательства страны, правил ведения финансовой отчетности.
В денежной форме капитал малого предприятия продолжительное время оставаться не может, поскольку он должен зарабатывать новые доходы. Пребывая в денежной форме в виде остатков денежных средств в кассе малого предприятия, либо на ее расчетном счете, в банке они не приносят доходов или почти не приносят. Превращение капитала из денежной формы в производительную называется финансированием.
Различают две формы финансирования: внешнее и внутреннее. Такое деление обусловлено жесткой связью между формами финансовых ресурсов и капитала предприятия с процессом финансирования. Характеристика видов финансирования предприятия представлена в табл. 4.
Таблица 4.
Структура источников финансирования малого предприятия
Виды финансирования |
Внешнее финансирование |
Внутреннее финансирование |
Финансирование на основе собственного капитала |
Финансирование на основе вкладов и долевого участия (например, выпуск акций, привлечение новых пайщиков) |
Финансирование за счет прибыли после налогообложения (самофинансирование в узком смысле) |
Финансирование на основе заемного капитала |
Кредитное финансирование (например, на основе займов, ссуд, банковских кредитов, кредитов поставщиков) |
Заемный капитал, формируемый на основе доходов от продаж - отчисления в резервные фонды (на пенсии, на возмещение ущерба природе ведением горных разработок, на уплату налогов) |
Смешанное финансирование на основе собственного и заемного капитала |
Выпуск облигаций, которые можно обменять на акции, опционные займы, ссуды на основе предоставления права участия в прибыли, выпуск привилегированных акций |
Особые позиции, содержащие часть резервов (т.е. не облагаемые пока налогом отчисления) |
Собственные привлеченные финансовые ресурсы - это базовая часть всех финансовых ресурсов малого предприятия, которая базируется на момент создания предприятия и находится в ее распоряжении на всем протяжении ее жизни. Эта часть финансовых ресурсов - уставный фонд или уставной капитал предприятия. Уставной капитал формируется за счет выпуска и последующей продажи акций, (обыкновенных, привилегированных) если речь идет об акционерном обществе.
Структура собственного капитала предприятия представлена на рис.1.
Источниками собственных финансовых ресурсов являются:
- уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);
- резервы, накопленные малым предприятием;
- прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).
Рис.1. Структура собственного капитала предприятия.
При создании малого предприятия источником приобретения основных средств, нематериальных активов, оборотных средств являлся уставный капитал. За счет него создавались необходимые условия для осуществления предпринимательской деятельности. Уставной капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия.
Уставный капитал малого предприятия формировался при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявлялась при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.
2.5.Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса.
Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у родных и знакомых.
Согласно
Федеральной программе поддержки предпринимательства, принятой в апреле
Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев платежеспособности заемщика, а с другой проведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.
При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам; коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам; коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.
Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.
На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования. Возможен следующий порядок предоставления им кредитов:
- составление досье клиента;
- разработка плана финансирования;
- сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается 50-80% его расходов;
- определение класса кредитоспособности предприятия;
- выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или переменной);
- расчет срока окупаемости кредита;
- принятие решения о сроке кредитования;
- определение регулярности возмещения кредита;
- составление контракта (договора о возврате);
- проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;
- в случае задержки выполнения или невыполнения условий контракта - совместные действия по исправлению ситуации.
2.6. Финансовое планирование на малом предприятии.
Финансовое планирование на предприятии малого бизнеса позволяет:
· перевести достигнутые цели в конкретные финансовые показатели;
· обеспечить финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;
· определить жизнеспособность проекта предприятия в условиях конкуренции;
· получать финансовую поддержку от внешних инвесторов.
Финансовый план малого предприятия взаимосвязан с другими аспектами планирования хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся планы по сбыту продукции, по сырью и материалам, по производству, по рекламе, по капиталовложениям, по привлечению (возврату) денежных средств, по распределению доходов, а также расходные сметы. Непосредственной основой финансового плана являются прогнозные расчеты по реализации продукции потребителю или план сбыта ее, исходя из заказов, прогнозов спроса на продукцию и товары, уровни продажных цен на них, других факторов рыночной конъюнктуры. На основе показателей сбыта рассчитываются объемы производства, затраты по изготовлению продукции, проведению работ и оказанию услуг, а также прибыль и другие показатели.
Назначение финансового плана предприятия, с одной стороны - прогноз среднесрочной финансовой перспективы, а с другой - определение текущих доходов и расходов предприятия. Финансовый план составляется предприятием на год с распределением по кварталам. В нем находят отражение доходы и расходы по статьям и пропорции в распределении средств. Следует отметить, что в рамках годового и квартального финансовых планов не проявляется влияние внутримесячных отклонений от планов деятельности предприятия, оказывающих влияние на финансовое состояние предприятия в течении месяца, что чаще случается в течении первой половины месяца, когда предприятия обычно испытывают сбои в связи с недопоступлением в течение договорных сроков материально-технических ресурсов.
Помимо баланса доходов и расходов финансовый план содержит расчеты ряда основополагающих показателей: прибыли от промышленной деятельности, амортизационных отчислений на восстановление основных фондов, поступлений средств в порядке долгосрочного и среднесрочного кредитования, процентов банков по кредитам, финансовых результатов от других видов деятельности и т.д.
Состав показателей планового баланса доходов и расходов малого предприятия представляет собой определенную систему, позволяющую в рамках каждого периода планирования определять источники затрат, их соотношения, степень и направления использования, распределения источников и сбалансированность.
Так, оставшаяся после уплаты налогов часть прибыли малого предприятия обращается на нужды предприятия, включая создание финансового резерва, финансирование капитальных вложений и прироста оборотных средств, выплаты процентов банкам за предоставляемые ими кредитные ресурсы, дивидендов учредителям и на другие цели.
Финансирование затрат по капитальным вложениям осуществляется на малом предприятии за счет амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, вовлечения в инвестиционный процесс сверхнормативных запасов оборудования, машин и материалов, прибыли, направляемой на реинвестирование, и из других источников.
2.7. Анализ финансового состояния малого предприятия.
Для успешного ведения дел и грамотного управления финансовыми потоками очень важное значение имеет анализ финансового состояния фирмы. Анализ позволяет увидеть реальное положение дел, сопоставить фактические данные с плановыми, разобраться в отклонениях от намеченного плана и их причинах, принять необходимые меры для совершенствования работы фирмы.
Оценка финансового состояния предприятия включает анализ:
1. доходности и рентабельности
2. финансовой устойчивости
3. скорости оборота капитала
4. окупаемости вложенных средств
Доходность фирмы характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель – это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель – это уровень рентабельности.
Различают прибыль валовую, чистую и остаточную. Под валовой прибылью понимается разница между выручкой от реализации и переменными затратами. Чистая прибыль – это прибыль от всех видов деятельности за вычетом убытков и уплаченного налога. Остаточная прибыль представляет собой чистую прибыль за вычетом общей суммы активов, скорректированной на стоимость капитала.
Одной из важных задач финансового менеджера является распределение прибыли на развитие производства и выплату дивидендов собственникам.
Рентабельность предприятия – это отношение валовой прибыли к средней стоимости основных и оборотных средств. Рентабельность, рассчитанная в динамике, дает возможность оценить, как меняется доходность работы предприятия, выяснить, какие факторы повлияли на эти изменения.
В целом анализ прибыли и рентабельности позволяет судить о степени эффективности работы предприятия и использования его ресурсов.
Важным показателем, позволяющим определить финансовую устойчивость предприятия, является коэффициент покрытия (ликвидности) и коэффициент устойчивости (надежности). Коэффициент покрытия рассчитывается путем деления текущих активов на краткосрочные обязательства и свидетельствует о способности предприятия быстро погасить свои краткосрочные долги.
При предоставлении предприятию краткосрочных ссуд коэффициент покрытия считается одним из самых важных критериев его текущей платежеспособности и гарантией краткосрочного кредитования. В то же время надо помнить, что высокий коэффициент покрытия, вызванный большой дебиторской задолженностью и чрезмерными запасами, - это негативное явление.
Очевидно, что коэффициент покрытия возрастет, если сумма текущих активов увеличится, а срочные обязательства останутся неизменными. Если это вызвано увеличением наличности, то это положительный факт.
Степень обеспеченности фирмы собственными средствами и ее зависимость от внешних источников финансирования характеризует коэффициент устойчивости (надежности). Естественно, чем больше фирма обеспечена собственными средствами, внутренними источниками финансирования и чем меньше она прибегает к использованию внешних источников, тем выше уровень финансовой независимости и устойчивости фирмы.
Коэффициент устойчивости определяется в виде отношения суммы заемных средств по долгосрочным и краткосрочным кредитам к собственным средствам фирмы. Желательно, чтобы этот показатель был значительно меньше единицы. В этом случае снижается степень риска. Свои деньги надежнее чужих.
Скорость оборачиваемости капитала характеризует мобильность использования средств, вложенных в бизнес. Показатель скорости оборота капитала измеряется в соотношении между выручкой от продаж за определенный период (например, год) и денежной величины активов фирмы, благодаря использованию которых удалось получить и реализовать товары. Такое соотношение показывает, какую выручку приносит денежная единица, вложенная в активы фирмы. Желательно, чтобы скорость оборота капитала существенно превышала единицу.
Наконец, еще одним важным показателем, характеризующим эффективность работы фирмы, является срок окупаемости. Этот показатель позволяет судить о том, насколько быстро предприятие способно вернуть денежный капитал, вложенный в дело. Разделив объем денежных средств, вложенных в бизнес (капиталовложения), на величину годовой прибыли, получим количество лет, за которые средства окупятся. Принято считать, что средства, вложенные в малый бизнес, должны окупаться в срок, не превышающий пять лет.
Таким образом, расчет названных показателей, их сопоставление в динамике, а также с аналогичными показателями конкурентов дает возможность оценить, успешно или не совсем идет бизнес, сделать необходимые выводы и принять соответствующие решения.
Глава III Способы государственной поддержки малого предпринимательства
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса в России.
Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, сто не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. По данным В.А. Рубе, проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
Одну из важнейших проблем малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставит малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.
В портфелях большинства российских банков займы малому предпринимательству составляют весьма скромную долю. Так, у Оргрэсбанка – 5%, у банка «Авангард» - менее 0,5%. Доля кредитов малому бизнесу заметна лишь у Пробизнесбанка (20%) – редкое исключение. В определенной степени это связано с размером минимальной суммы ссуды, работать с которой банки считают для себя не рентабельным. Так, Пробизнесбанка эта сумма минимальна – 10 тыс. долл., у БИН-банка и банка «Авангард» - 20 тыс., у Оргрэсбанка - 100 тыс.,долл. Известен и случай, когда был выдан самый маленький кредит 1500 руб. КМБ-банком (российским дочерним банком ЕБРР, созданным специально для кредитования малого и среднего бизнеса). Он был выдан пенсионеру-предпринимателю на приобретение цветных шнурков для продажи их на рынке.
Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям. Так, в КМБ-банке проценты под кредиты на суммы до 1 тыс. долл. Составляют 24% годовых, а до 30 тыс. руб.-36%. Если кредит больше, то проценты составляют уже 15 и 28% годовых.
Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса – большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов.
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Следует заметить, что государственные органы власти в некоторых субъектах федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд (не менее 15% от общего объема поставок).
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.
Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.
Разработаны федеральные программы поддержки малого предпринимательства: «Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 годы» и «Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 годы». В соответствии с последней Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства были выделены ассигнования из федерального бюджета на финансирование приоритетных мероприятий данной программы в сумме 386,6 млн. руб. Однако из-за отсутствия должного финансирования , а также из-за несогласованности действий исполнителей намеченных мероприятий эта Федеральная программа не была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнены лишь 53%, частично – 25 и не выполнены 22% намеченных мероприятий.
Уделяется
внимание и развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах
разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине
из них созданы специальные органы и фонды его поддержки. Наиболее крупный
регион России – Москва, где сосредоточена четверть всех предприятий малого
бизнеса, на конец
Санкт-Петербург (105,7 тыс.), Московская область (39,7 тыс.), Краснодарский край (36,8 тыс.), области – Самарская (32,4 тыс.), Свердловская (28,6 тыс.), Ростовская (25,7 тыс.).
3.2. Налогообложение малых предприятий
Специальные налоговые режимы введены Федеральным законом от 29 декабря 2001 года и включены в раздел VIII Налогового кодекса РФ. Они предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену совокупности налогов одним налогом.
Малого бизнеса непосредственно касаются главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» (введена Федеральным законом от 24 июля 2002 года №104-ФЗ), 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (введена тем же Федеральным законом) и 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» (введена Федеральным законом от 11 ноября 2003 года № 147-ФЗ).
Упрощенная система налогообложения действует с 1 января 2003 года и регулируется статьёй 346.11-346.25 главы 26.2 НК РФ. Методические рекомендации по применению этой главы утверждены приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 года № БГ -3-22/706.
Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Для индивидуальных предпринимателей предусматривается замена уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществлении предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. С момента перехода на упрощенную систему налогообложения проблемы бухгалтерского учета для соответствующих предприятий предельно упрощаются. Достаточно вести Книгу учета доходов и расходов по форме, и строго следовать изложенному в данном приказе порядку отражения в ней хозяйственных операций. Кроме этого, для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется общий для всех порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. Предприятиям, для которых объектом налогообложения является совокупный доход, при его исчислении нужно четко руководствоваться установленным Законом перечнем затрат, вычитаемых из валовой выручки, который несколько конкретизирован в Порядке отражения в Книге учета доходов и расходов хозяйственных операций. К таким затратам относятся:
- Стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров и топлива.
Как и для всех прочих предприятий и организаций, данная стоимость формируется исходя из цен приобретения (без учета НДС), наценок, комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранении и доставку, осуществляемые сторонними организациями.
- Эксплуатационные расходы.
К данным расходам относятся расходы на содержание и эксплуатацию оборудования других рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности.
- Расходы на текущий ремонт оборудования и других рабочих мест, зданий, сооружений и помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности.
- Затраты на аренду помещений, используемых для производствен ной и коммерческой деятельности.
- Затраты на аренду транспортных средств.
К транспортным средствам относятся автомобили, суда, аппараты летательно - воздушные и прочие транспортные средства, используемые для производственной и коммерческой деятельности.
- Расходы на уплату процентов по кредитам банков в пределах
учетной ставки ЦБ РФ, увеличенной на 3% .
- Стоимость оказанных предприятию услуг.
- Суммы НДС, уплаченного поставщикам.
- Суммы налога на приобретение автотранспортных средств.
- Суммы отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды.
- Суммы уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Естественно, что по всем перечисленным позициям суммы фактически произведенных расходов должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. Никакие другие расходы отнесению на уменьшение налогооблагаемого дохода не подлежат. В частности, не вычетаются их налогооблагаемого дохода заработная плата, командировочные расходы, и амортизационные отчисления, для всех прочих предприятий относимые на себестоимость продукции (работ, услуг). Впредь до выпуска соответствующих разъяснений остается не понятным, что же понимается под оказанными предприятию услугами, стоимость которых вычитается из налогооблагаемого дохода, и относится ли сюда услуги по рекламе, обучению персонала и другие аналогичные расходы, обычно также относимые на себестоимость продукции.
В состав доходов предприятия, также, как и для всех прочих предприятий, включаются денежные средства и иное имущество полученное безвозмездно в виде финансовой помощи. Порядок определения налогооблагаемого дохода показывает, что при переходе на упрощенную систему налогообложения, выигрывая в простоте бухгалтерского учета предприятие может понести существенные экономические потери. Для того, чтобы определить, выгоден ли для данного конкретного предприятия переход на эту систему необходимо произвести детальные расчеты с учетом всех особенностей деятельности этого предприятия. Основную роль в подобных расчетах играет уровень рентабельности предприятия и структура расходов, составляющих себестоимость производимой им продукции (работ, услуг).
Налог на прибыль
В соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 года и Инструкцией МНС России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 15 июня 2002 года №62 в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие:
· Производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции;
· Производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
· Строительство объектов жилищного, производственного, специального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В третий и четвертый годы работы малые предприятия, занимающиеся указанными видами деятельности, уплачивают налог в размере соответственно 25и 50% от установленной ставке, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Налог на добавленную стоимость
Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 года и Инструкцией Госналогслужбы РФ «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» от 11 октября 1995 года №39 предусматривается:
· Освобождаются от НДС в полном объёме платежи малых предприятий по лизинговым сделкам. В связи с этим НДС не облагаются лизинговые платежи, выплачиваемые лизингополучателем, который является малым предприятием.
· Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, плательщиками налога на добавленную стоимость не являются.
Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а потому не являющиеся плательщиками НДС, при отгрузки товара ими продукции, реализации товаров, выполнении и оказании услуг с 1 января 1997 года счета-фактуры, предусмотренные Постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» от 29 июля 1997 года №914 составлять не должны.
Малые предприятия не предоставляют в налоговые органы ежемесячные расчеты и не производят авансовые платежи по налогу на добавленную стоимость. НДС уплачивается ежеквартально исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший квартал независимо от среднемесячных платежей этого налога.
Налоги в дорожные фонды
В соответствии с инструкцией МНС России «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» №59 малые предприятия уплату налогов на пользователей автодорог и реализацию ГСМ производят один раз по квартальным расчетам независимо от размера среднемесячного платежа по каждому налогу.
Не являются плательщиками налога на реализацию ГСМ, налога на пользователей автодорог и налога с владельцев транспортных средств малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 года №222-ФЗ.
[1] Литвин М.И. Управление финансами предприятия. Финансовый менеджмент.2002 №6.