Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Вспомогательные производства: понятие, роль и организация учета     5

1.1. Роль вспомогательных производств в обеспечение ритмичного производства.......................................................................................................................... 5

1.2. Классификация вспомогательных производств, основные принципы, задачи учета затрат............................................................................................................... 9

Глава 2. Структура и виды калькуляций вспомогательных производств. 13

Глава 3. Учет затрат и калькулирование себестоимости вспомогательного производства................................................................................................. 16

3.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Блисс-мебель».......... 16

3.2. Организация бухгалтерского и налогового учета затрат и калькулирования себестоимости вспомогательных производств............................................. 20

Заключение.................................................................................................... 26

Список литературы....................................................................................... 30

Введение

Центральное место в производственном процессе предприятия занимает основное производство, в котором преобладают основные технологические процессы, содержащие совокупность действий, непосредственно связанных с изменением формы, размеров, вида, положения, состояния или других свойств предмета труда для получения готового изделия.

Наряду с основным производством в производственный процесс предприятия входит вспомогательное производство, включающее вспомогательные процессы, необходимые для обслуживания основного производства и обеспечения бесперебойного изготовления и выпуска продукции предприятия. Эффективность предприятия в значительной степени зависит от уровня организации вспомогательных производств.

Повышению эффективности производства на основе совершенствования труда вспомогательных процессов посвящены многие практические и теоретические работы [1,2]. Однако среди них преобладают исследования, анализирующие эффективность отдельных функций обслуживания. В условиях комплексной интенсификации необходимо не повышение эффективности вспомогательного производства как обособленной, самостоятельной части машиностроительного предприятия, а повышение эффективности производства на основе системного подхода при совершенствовании организации основных и вспомогательных процессов с ориентацией на конечную цель. Эта проблема охватывает несколько вопросов: развитие самих вспомогательных служб, комплексное развитие вспомогательных служб в связи с основными, повышение эффектности производства и ориентация на конечную цель – изделие.

Вспомогательные производства обслуживают основные производства, обеспечивая его водой, электроэнергией, паром и т.д. К вспомогательным производствам относятся энергетические хозяйства, ремонтно-механические и ремонто-строительные мастерские, жестяно-баночные производства, цеха производства тары, транспортные хозяйства, холодильники и др.

Данные факты и определили актуальность темы курсовой работы.

Объектом исследования настоящей работы является калькулирование затрат вспомогательных производств.

Целью настоящей работы является разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности учета и калькулирования себестоимости вспомогательных производств.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

– определить роль вспомогательных производств в обеспечение ритмичного производства,

– дать классификацию вспомогательных производств, рассмотреть основные принципы, задачи учета;

– рассмотреть структуру и виды калькуляций вспомогательных производств;

– дать технико-экономическую характеристику ООО «Блисс-мебель»;

– раскрыть особенности бухгалтерского и налогового учета затрат и калькулирования себестоимости вспомогательных производств ООО «Блисс-мебель»;

Курсовая работа написана на основе нормативных, инструктивных материалов, стандартов бухгалтерского учета и аудита, трудов таких авторов, как Вахрушина М.А., Новиков Д.Ю., Карпова Т.П.; фактических материалов исследуемого предприятия.

Глава 1. Вспомогательные производства: понятие, роль и организация учета

1.1. Роль вспомогательных производств в обеспечение ритмичного производства

В современных условиях незначительные простои оборудования могут вызвать существенные потери в основном производстве. В этой связи большое значение приобретают вопросы поддержания оборудования в постоянной технической готовности, его всестороннего ресурсного обеспечения, на что направлена деятельность вспомогательных производств. Анализ технико-экономических показателей свидетельствует, что до 75% потерь основного производства составляют потери вспомогательных служб. Для вспомогательных производств характерен повышенный уровень трудоемкости: в себестоимости продукции вспомогательных цехов удельный вес заработной платы в 2-3 раза выше, чем в цехах основного производства. Коэффициент сменности машин и оборудования вспомогательных производств значительно ниже, чем в основных, а загрузка вспомогательных рабочих составляет лишь 50-60% сменного времени [4]. Это говорит о низком техническом уровне и слабой организации вспомогательных производств и о значительных резервах для промышленного комплекса, скрытых в этой сфере производства.

Степень развития вспомогательных производств зависит от характера основного производства, его размера и степени зрелости общественного разделения труда. Выделение на промышленных предприятиях вспомогательных производств и организация с их помощью обслуживания основного производства оказали большое влияние на технологический прогресс, организацию и экономику предприятий.

Выполнение вспомогательных процессов специальными рабочими освободило основных рабочих от разнообразных и сложных функций по обслуживанию оборудования, подготовке инструмента, транспортированию изделий и т.д. Это способствовало углублению специализации и повышению производительности труда, улучшению использования производственных фондов, повышению качества выпускаемой продукции и в то же время совершенств Роль вспомогательных производств в экономике предприятий. Вспомогательные производства играют важную роль в экономике предприятия, это видно из их доли затрат на формирование себестоимости основной продукции предприятия и численности работников, занятых во вспомогательном производстве.

Однако в настоящее время развитие технического обслуживания по всем показателям отстает от основного производства. Уровень механизации труда рабочих, занятых в техническом обслуживании, более чем в 2 раза ниже, чем в основном производстве. Медленными темпами осуществляется концентрация и специализация производства, существенные недостатки имеют место в организации труда и внутризаводского хозрасчета. Внедренные подсистемы АСУП, как правило, относятся к основному производству. Все это приводит к высокой численности рабочих и неоправданно большим затратам труда на выполнение процессов технического обслуживания.

Основная цель функционирования вспомогательных производств – обеспечение бесперебойной работы основного производства с наименьшими затратами. От того, насколько эффективно функционируют вспомогательные производства, зависит эффективность основных процессов.

Такая взаимосвязь эффективности основного и вспомогательного производств обусловлена рядом факторов:

1. Вспомогательные производства потребляют большое количество человеческих ресурсов.

Так, в машиностроении Урала численность рабочих техобслуживания составляет 45-60% всех рабочих. Из них лишь около 55% рабочих занято в специализированных службах технического обслуживания, а 45% - непосредственно в основных производственных цехах, что указывает на явную децентрализацию важнейших видов обслуживания [2].

Высокая численность рабочих, занятых во вспомогательных производствах, непосредственно обуславливает повышение расходов на заработную плату в рамках всего предприятия, что существенно увеличивает удельную себестоимость продукции предприятия в целом.

Следует обратить внимание на низкую загрузку вспомогательных рабочих, она составляет 50-65% сменного времени. Это говорит о том, что коэффициент сменности машин и оборудования в цехах вспомогательных производств значительно ниже, чем в основных. Низкая механизация труда влечет за собой повышенный уровень трудоемкости: в себестоимости продукции вспомогательных цехов удельный вес заработной платы в 2-3 раза выше, чем в цехах основного производства [5].

Низкий коэффициент сменности оборудования в цехах вспомогательных производств также приводит к повышению себестоимости продукции всего предприятия за счет увеличения расходов на амортизационные отчисления и влияет на снижение фондоотдачи всего предприятия.

2. Потери рабочего времени по вине вспомогательных производств. 

Специальное исследование [1], проведенное по машиностроительным предприятиям Урала, показывает, что примерно 75% всех внутрисменных потерь рабочего времени происходит по вине плохой организации обслуживания основного производства, в том числе неисправности оборудования – 31%, ожидания транспортных средств – 9%, отсутствия инструмента и технологической оснастки – 15%, отсутствия электроэнергии – 3%.

Простои производства по вине вспомогательных производств приводят к снижению выпуска продукции основного производства. Это обуславливает валовое снижение прибыли и увеличение себестоимости конечной продукции за счет роста общезаводских расходов на единицу продукции, приводит к снижению ритмичности производства и может вызвать увеличение фонда дополнительной заработной платы.

3. Низкий уровень организации вспомогательных производств.

Из общего числа оргтехмероприятий на долю подразделений технического обслуживания по различным машиностроительным предприятиям Урала приходится лишь 15-20% [1]. В отрасли тяжелого и транспортного машиностроения более 35% предприятий имеют организационно-технический уровень равный 0,2 при эталонном – 1,0 [5].

Проанализируем влияние вспомогательных производств на повышение эффективности и качества работы промышленности [6]:

во-первых, за счет применения более совершенных инструментов, приспособлений и тары, экономичных энергоносителей и средств перемещения грузов, а также улучшения обслуживания, ремонта и модернизации оборудования растет производительность труда, улучшается качество обработки и снижается себестоимость продукции в основном производстве;

во-вторых, на основе мероприятий, осуществляемых вспомогательными производствами по повышению стойкости инструментов, улучшению энергоснабжения, качества ремонта, использования транспорта, сокращается удельный расход основным производством энергии, инструмента, тары, транспортных, ремонтных и других услуг. В результате достигается экономия затрат на производство основной продукции;

в-третьих, путем совершенствования технологии и организации вспомогательных производств обеспечивается снижение себестоимости их продукции и услуг, что также способствует экономии производственных расходов основных цехов. Во вспомогательных производствах достигается даже больший эффект, чем в основных, поскольку степень концентрации, специализации, а также механизации и автоматизации вспомогательных работ по сравнению с основными в 2-3 раза ниже.

Таким образом, существует прямая взаимосвязь между уровнем организации вспомогательных производств и эффективностью функционирования предприятия в целом. Такая взаимосвязь проявляется через изменение следующих факторов: себестоимости вспомогательных производств, себестоимости основного производства под влиянием вспомогательных и объемов выпуска основного производства.

1.2. Классификация вспомогательных производств, основные принципы, задачи учета затрат

Классификация производственных процессов производится по наиболее важным признакам, к числу которых относятся:

- назначение производственного процесса;

- характер технологических операций, выполняемых в ходе производственного процесса;

- степень автоматизации;

- характер объекта производства.

На предприятии производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных частичных процессов, которые в зависимости от назначения в изготовлении продукции подразделяются на основные, вспомогательные, обслуживающие и естественные. Состав и взаимосвязь основных, вспомогательных и обслуживающих процессов образуют структуру производственного процесса. Структура производственного процесса не является неизменной. К числу основных факторов, оказывающих влияние на структуру, следует отнести:

- конструктивно-технологические особенности (характер) выпускаемой продукции;

- объем выпуска продукции;

- вид и уровень специализации производства;

- уровень кооперации;

- уровень технического развития производства и т. д.

Рациональная организация производственного процесса на предприятии должна обеспечивать эффективность производственно-хозяйственной деятельности, экономию трудовых и материальных ресурсов, высокое качество продукции. Для этого в основу организации производственного процесса положен ряд принципов, а именно, специализация, пропорциональность, параллельность, прямоточность, непрерывность и ряд других. Следует учесть, что данные принципы относятся как к производственному процессу в целом, то есть к совокупности основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, так и к каждому из этих процессов в отдельности [3].

Выделение вспомогательного производства из производственного процесса является следствием вторичного разделения труда. К. Маркс указывал, что «разделение общественного производства на его крупные роды, каковы земледелие, промышленность и т. д., можно назвать общим разделением труда, а разделение внутри мастерской – единичным разделением труда» [4].

По отношению к производственному процессу единичное разделение труда проявляется в формах:

- технологической – по организационно-техническим особенностям;

- профессионально-квалификационной – по сложности работ и их профессиональной принадлежности;

- функциональной – по отношению к орудиям и предметам труда и месту в производственном процессе.

Таким образом, вспомогательное производство – есть проявление функциональной формы единичного разделения труда.

В отличие от основного производства во вспомогательном непосредственно конечный продукт данного предприятия не создается, однако, без успешного функционирования вспомогательных производств регламентированное протекание основного производственного процесса невозможно.

Задачи вспомогательного производства по отношению к основному могут быть сформулированы следующим образом:

- предотвращение возможных отклонений хода производственного процесса от заданного;

- создание условий для реализации преимуществ специализированной организации основного производства;

- функционирование на основе технологического, организационного, технико-экономического соответствия основного и вспомогательного производств;

- обеспечение выпуска максимума продукции заданного качества при фиксированном объеме ресурсов или выпуск заданного объема продукции при минимуме затраченных ресурсов;

- обеспечение гибкости основного производства при изменении номенклатуры выпускаемой продукции.

Вспомогательное производство определяется особенностями и спецификой основного производства, его размерами и производственными связями. В состав вспомогательного производства входят службы цехи и другие подразделения, выполняющие функции технического обслуживания основного производства или предприятия в целом.

Организация учета затрат вспомогательных производств основана на ряде принципов. Изучение состава затрат позволяет выделить десять основных принципов, четкое следование которым обеспечит достоверное формирование фактической себестоимости продукции и правильное исчисление налогооблагаемой прибыли и иных налогов.

1. Неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течение года.

2. Формирование затрат предприятия на основании условий договоров, заключенных в письменном виде. При этом сделка должна быть оформлена договором, заключенным  в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

3. Полнота отражения в учете всех хозяйственных операций и документальное подтверждение произведенных расходов надлежаще оформленными первичными документами. Следует учитывать, что не могут быть учтены в составе расходов предприятия, расходы, подтвержденными фиктивными или недействительными документами.

4. Правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам.

5. Празграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений.

6. Возможность подтвердить производственную направленность затрат.

7. Производственные затраты предприятия должны относиться к деятельности самого предприятия.

8. Затраты, произведенные предприятием в иностранной валюте и подлежащие к включению в себестоимость продукции (работ, услуг), отражаются в валюте, действующей на территории РФ.

9. Перечень затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и относимых на ее себестоимость, ограничивается положениями действующих нормативных актов.

10. Перечень статей затрат, их состав распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

Также под организацией учета производственных затрат  понимается, во-первых, система используемых предприятием бухгалтерских счетов и, во-вторых, применяемые предприятием подходы группировки своих издержек.

Глава 2. Структура и виды калькуляций вспомогательных производств

При учете затрат вспомогательных производств стоит двуединая задача: исчисление совокупности затрат, в том числе, в поэлементном разрезе за отчетный период, исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг), т.е. калькуляция.

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно мож­но подразделить на три этапа. На первом этапе исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом, на втором — фактическая себестои­мость по каждому виду продукции, на третьем — себестоимость единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги.

В действительности процесс калькулирования является более сложным и чередуется с процессом учета затрат. После распределения первичных затрат калькулируется себестоимость продукции вспомогательных произ­водств. На этом этапе калькулирование усложняется, так как необходимо учесть предоставление взаимных услуг.

Учет затрат и калькулирование себестоимости могут чере­доваться и в основном производстве. Калькулирование себестоимости продукции является объективно необ­ходимым процессом при управлении производством.

На калькулирование себестоимости продукции оказывает влияние при­меняемая методика учета затрат на производство, в частности экономически обоснованный выбор объекта учета производственных затрат, определяющий их аналитическое построение. Очень важно, чтобы объект учета затрат соответ­ствовал объекту калькулирования.

Во многих случаях объекты учета зат­рат и объекты калькулирования не совпадают. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продук­тов. Местом возникновения затрат в управленческом учете называют струк­турные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит пер­воначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цехи и т.п.).

Под объектом калькулирования (носителем затрат) понимают виды про­дукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации на рынке.

Выбор калькуляционной единицы зависит от особенностей производства и выпускаемой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ). Могут использоваться натуральные единицы (штуки, тонны, метры и т.д.); условно-натуральные единицы (например, в обувной промышленности — 100 пар обуви определенного типа, в литейном производстве — тонна литья определенного вида, в консервной промышленности — условные банки); единицы времени (часы, машино-часы, человеко-дни); единицы работы — одна тонна переве­зенного груза. Из этого множества калькуляционных единиц для калькулиро­вания используется один измеритель, который рассматривается как основной. Условно-натуральные единицы могут применяться при калькулировании про­межуточных продуктов.

Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную (или фактическую) калькуляции.

Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановой являются сметные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей.

Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям организации на данном этапе его работы. В условиях инфляции и роста цен на сырье, материалы, топливо текущие нормы затрат в начале года, как правило, ниже средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, выше. Именно поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, ниже плановой, а в конце года - выше.

Отчетные, или фактические, калькуляции составляются по данным бухгалтерского учёта о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и непланируемые непроизводительные расходы.

Таким образом, в мировой бухгалтерской практике вопросам внутрихозяйственного учета, в том числе методикам планирования и учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, придается большое значение. Метод калькулирования предполагает систему производственного учета, при которой определяются фактическая себестоимость продукции, а также издержки на единицу продукции. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции связан с технологией производства, его организацией, особенностями выпускаемой продукции

Глава 3. Учет затрат и калькулирование себестоимости вспомогательного производства

3.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Блисс-мебель»

Общество с ограниченной ответственностью «Блисс-мебель» является юридическим лицом и действует на основании устава законодательства Российской Федерации.

Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 23.

ООО «Блисс-мебель» образована в 1998 году. Предприятие было открыто с уставным капиталом  8 400 рублей.

Сферой деятельности предприятия является производство мягкой мебели, с последующей реализацией товара собственным автотранспортом и ж/д контейнерами, а также отгрузка со склада готовой продукции в автотранспорт покупателей.

Основной целью общества является получение прибыли. Общество с целью получения прибыли осуществляет следующие виды деятельности:

– производство и продажа мягкой мебели;

– заготовка древесины;

– оказание услуг по организации производства и сбыта, покупки и продажи, включая экспортно-импортные операции по заявкам российских и иностранных партнеров различной продукции;

– торговая, торгово-закупочная и посредническая деятельность;

– сбор и переработка вторичного сырья, организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок.

На сегодняшний день в автопарке ООО «Блисс-мебель» имеется два мебельных фургона большого и среднего объема для доставки товара в другие регионы по предварительной заявке.

Приоритетной задачей является реализация товара оптом в другие регионы Урала и Сибири.

В планах на будущее - производство корпусной мебели. Предприятие постоянно развивается, расширяя ассортимент выпускаемой продукции. Мебель выпускается по предварительным заявкам. На их основании составляется производственный план на неделю, закуп материалов на производство мебели.

Процесс производства изделий мебели зависит от конструкции отдельных его элементов, вида исходного сырья и наличия оборудования. Поэтому, как бы ни была сложна конструкция изделия, технология его изготовления состоит из совокупности технологических процессов производства отдельных деталей, сборки их в сборочную единицу (если необходимо), обработки сборочных единиц и общей сборки изделия.

В ООО «Блисс-мебель», производящего обработку древесины, цехи лесопиления и производства изделий деревообработки относятся к основному производству.

К вспомогательным цехам (участкам) исследуемого предприятия относятся: сушильное хозяйство, паросиловое хозяйство, энергетическое хозяйство, ремонтно-механические и ремонтно-строительные мастерские (цехи), транспортное хозяйство, инструментально-шаблонные цехи (участки) и другие, обслуживающие основное производство, обеспечивая ему бесперебойную работу.

Калькуляционной единицей мебельного производства являются предметы мебели по артикулам. Отдельной калькуляционной статьей выделяются затраты на сушку древесных материалов. Калькуляции составляются на каждое изготавливаемое изделие (приложение 1).

Рассмотрим основные экономические показатели деятельности исследуемого предприятия (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Экономические показатели деятельности предприятия

Показатели

2003 год

2004 год

Темп роста, %

Выручка, тыс. руб.

112706

473754

420,3

Себестоимость продукции, тыс. руб.

68894

312774

454,0

Прибыль от продаж, тыс. руб.

20394

7768

38,1

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

7458

6500

87,2

Среднесписочная численность, чел.

56

83

148,2

Фондоемкость, тыс. руб.

0,0662

0,0137

20,7

Фондовооруженность, тыс. руб.

133,2

78,3

58,8

Производительность труда

2013

5708

283,6

Затраты на 1 рубль произведенной продукции, коп.

61,13

66,02

108,0

Рентабельность продукции, %

18,1

1,6

9,1

Таким образом, выручка предприятия за отчетный год увеличилась почти в три раза. Соответственно и затраты на производство продукции повысились на ту же величину. В результате, ООО «Блисс-мебель» получило прибыли меньше в отчетном году на 61,9% за счет повышения коммерческих и управленческих расходов, прочих операционных расходов. Среднегодовая стоимость основных фондов также снизилась на 12,8%. Фондоемкость основных средств ООО «Блисс-мебель» снизилась, что свидетельствует об эффективном использовании основных средств. Степень технической оснащенности работников предприятия снизилась, о чем свидетельствует снижение показателя фондовооруженности труда на 41,2%. Численность работников увеличилась на 27 человек. Производительность труда увеличились почти в два раза. Затраты на 1 рубль произведенной продукции возросли на 8%. Рентабельность продукции предприятия уменьшилась за 2004 год 16,5%.

Виды   выпускаемой   продукции   ООО «Блисс-мебель»   представлены  ниже (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Виды выпускаемой продукции ООО «Блисс-мебель»

№ п/п

Наименование вида продукции

Ед измерения

Данные за 2004 год

Структура изделий, %

1

Диван

Шт.

145

17,7

2

Кресло

Шт.

98

12,0

3

Стул

Шт.

500

61,1

4

Кровать

Шт.

76

9,3

Итого

Шт.

819

100,0

Заказчиками выступают, как юридические лица (ООО «Евростандарт», ООО «Анабелла-плюс», ЗАО «Мебель-сервис» и другие), так и физические лица (ПБОЮЛ Сидоров А.Н., ИП Караев А.Р.).

При разработке и ведении учета затрат на производство на предприятии ООО «Блисс-мебель» существует следующее распределение обязанностей.

Начальник производства. Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью всех поразделений. Обеспечивает выполнение производственных заданий, ритмичный выпуск продукции высокого качества, эффективное использование основных и оборотных средств. Координирует работу мастеров и цеховых служб.

Заведующий склада комплектующих и материалов. Обеспечивает бесперебойное ритмичное снабжение необходимым объемом и видами товарно-материальных ценностей. Обеспечивает нормальную работу складов и производственных цехов, их оснащение измерительно-весовыми приборами.

Участки-изготовители. Обеспечиваются технической документацией, всеми видами сырья, товарно-материальных ценностей, инструментов, оборудования по нормам, штатами, заработной платой по норме. Передают документацию по производственным затратам и начисленной заработной плате в бухгалтерию организации, составляют материальный отчет.

Начальник отдела сбыта. Осуществляет поставку произведенной продукции покупателям, ведет поиск новых заказчиков и покупателей.

Главный бухгалтер. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия, формирует с соответствии с законодательством учетную политику (приложение 2). Обеспечивает формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, законность и правильность оформления документов, организует проведение проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а  также документальных ревизий в структурных подразделениях предприятия и т.д. На основании первичных документов осуществляет учет затрат на производство. Составляет отчетные калькуляции по изделиям.

3.2. Организация бухгалтерского и налогового учета затрат и калькулирования себестоимости вспомогательных производств

Один из цехов вспомогательного производства ООО «Блисс-мебель» вырабатывает пар.

Этот пар используют для нужд здания заводоуправления, объектов жилищно-коммунального хозяйства и ремонтно-строительных мастерских. Кроме того, «Блисс-мебель» реализует пар другим организациям.

В I квартале 2005 года у цеха по выработке пара были следующие расходы:

- плата за забор воды - 70 800 руб. (в том числе НДС - 10 800 руб.);

- стоимость израсходованного газа для отопления - 177 000 руб. (в том числе НДС - 27 000 руб.);

- стоимость расходных материалов для общехозяйственных нужд цеха - 7080 руб. (в том числе НДС - 1080 руб.);

- зарплата работникам цеха - 60 000 руб.;

- единый социальный налог на зарплату работников - 21 360 руб.;

- амортизация оборудования - 48 000 руб.

В I квартале 2005 года расходы цеха по выработке пара составили:

70 800 руб. - 10 800 руб. + 177 000 руб. - 27 000 руб. + 7080 руб. - 1080 руб. + + 60 000 руб. + 21 360 руб. + 48 000 руб. = 345 360 руб.

Затраты цеха вспомогательного производства распределяются между подразделениями пропорционально объему потребляемого пара следующим образом:

- цех основного производства - 55 процентов;

- ремонтно-строительные мастерские - 10 процентов;

- заводоуправление - 10 процентов;

- объекты жилищно-коммунального хозяйства - 15 процентов;

- другие организации - 10 процентов.

Следовательно, расходы цеха вспомогательного производства списываются на:

- цех основного производства - 189 948 руб. (345 360 руб. x 0,55);

- ремонтно-строительные мастерские - 34 536 руб. (345 360 руб. x 0,1);

- заводоуправление - 34 536 руб. (345 360 руб. x 0,1);

- объекты жилищно-коммунального хозяйства - 51 804 руб. (345 360 руб. x 0,15);

- другие организации - 34 536 руб. (345 360 руб. x 0,1).

Согласно своей учетной политике «Блисс-мебель» списывает общехозяйственные расходы на реализованную продукцию отчетного периода. Такие расходы предприятия в I квартале 2005 года составили 751 000 руб. Из них 145 250 руб. приходится на пар, который был реализован другим фирмам.

В бухгалтерском учете «Блисс-мебель» за I квартал 2005 года сделаны следующие проводки:

Дебет 10 Кредит 60

- 6000 руб. - оприходованы материалы для хозяйственных нужд котельной;

Дебет 19 Кредит 60

- 1080 руб. - отражена сумма НДС по приобретенным материалам;

Дебет 23 субсчет "Производство пара" Кредит 60

- 150 000 руб. - отражены расходы на приобретение газа;

Дебет 19 Кредит 60

- 27 000 руб. - отражена сумма НДС по приобретенному газу;

Дебет 23 субсчет "Производство пара" Кредит 60

- 60 000 руб. - отражены расходы на забор воды;

Дебет 19 Кредит 60

- 10 800 руб. - отражена сумма НДС по расходам на забор воды;

Дебет 23 субсчет "Производство пара" Кредит 10

- 6000 руб. - материалы списаны на хозяйственные нужды цеха;

Дебет 23 субсчет "Производство пара" Кредит 70

- 60 000 руб. - начислена заработная плата работникам цеха;

Дебет 23 субсчет "Производство пара" Кредит 69

- 21 360 руб. - начислен ЕСН на заработную плату;

Дебет 23 субсчет "Производство пара" Кредит 02

- 48 000 руб. - начислена амортизация по объектам основных средств;

Дебет 20 Кредит 23 субсчет "Производство пара"

- 189 948 руб. - списана доля расходов цеха, приходящихся на основное производство;

Дебет 23 субсчет "Ремонтно-строительные мастерские"

Кредит 23 субсчет "Производство пара"

- 34 536 руб. - списана доля расходов цеха, приходящихся на цех по производству запчастей;

Дебет 26 Кредит 23 субсчет "Производство пара"

- 34 536 руб. - списана доля расходов цеха, приходящихся на заводоуправление;

Дебет 29 субсчет "ЖКХ" Кредит 23 субсчет "Производство пара"

- 51 804 руб. - списана доля расходов цеха, приходящихся на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж"

Кредит 23 субсчет "Производство пара"

- 34 536 руб. - списана доля расходов цеха, приходящихся на реализуемый на сторону пар;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продажи пара" Кредит 26

- 145 250 руб. - списана доля общехозяйственных расходов, приходящихся на реализацию пара на сторону;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж основного производства"

Кредит 26

- 605 750 руб. (751 000 - 145 250) - списана доля общехозяйственных расходов, приходящихся на реализованную продукцию основного производства.

Далее рассмотрим порядок налогового учета расходов вспомогательного производства ООО «Блисс-мебель». Все расходы вспомогательного производства исследуемого предприятия делятся на прямые и косвенные.

Бухгалтером «Блисс-мебель» формируется налоговая стоимость услуг цеха по производству пара. Для этого им были распределены расходы цеха на прямые и косвенные с помощью таблицы 3.3.

Таблица 3.3

Регистр-расчет налоговой стоимости услуг цеха вспомогательного производства за отчетный период

Перечень расходов

Группировка расхо-дов для целей налого-вого учета

Сумма расходов без НДС, руб.

Сумма прямых расходов, руб.

Сумма косвен-ных расхо-дов, руб.

Матери-альные

Оп-лата труда

Аморти-зация

Итого пря-мых расхо-дов

Закупка сырья (газа)

Прямые/материальные

150 000

150 000

150000

Плата за забор воды

Прямые/материальные

60 000

60 000

60000

Приоб-ретение материа-лов на хоз. нужды

Косвен-ные

6 000

6 000

Заработ-ная плата

Прямые/расходы на оплату труда

60 000

60000

60 000

ЕСН на зарплату

Прямые/расходы на оплату труда

15 600

15600

15600

Аморти-зация оборудо-вания

Прямые/аморти-зация

48 000

48000

48000

Итого расходов

339 600

210 000

75600

48 000

333 600

6 000

Доля прямых расходов

61,84

36,00

63,49

Распределяя налоговую стоимость услуг вспомогательного производства между подразделениями предприятия, бухгалтером была составлена следующая таблица (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Регистр-расчет распределения налоговой стоимости услуг вспомогательного производства между подразделениями за отчетный период

Перечень подразделений, получающих услуги

Доля распределенных услуг

Сумма расходов без НДС, руб.

Сумма прямых расходов, руб.

Сумма косвен-ных общехо-зяйственных расхо-дов, руб.

Матери-альные

Оп-лата труда

Аморти-зация

Итого пря-мых расхо-дов

Цех основ-ного производства

0,55

186648

Ремонт-но-строи-тельные мастер-ские

0,10

33936

Заводоуправление

0,10

33936

ЖКХ

0,15

50904

Реализо-вано на сторону

0,10

179186

21040

8144

4751

33936

145250

Итого расходов

484610

21040

8144

4751

33936

145250

Таким образом, на исследуемом предприятии ведется как бухгалтерский учет, так и налоговый. В следующей главе данной работы разработаны рекомендации по повышению эффективности учета затрат на предприятии.

Заключение

Вспомогательные производства играют важную роль в подготовке производства, совершенствовании техники, технологии, организации производства. Уровень вспомогательных производств оказывает значительное влияние на технико-экономические показатели предприятий. Переход вспомогательных производств на техническую основу, соответствующую требованиям современности, их организационная перестройка – важные резервы повышения эффективности производства. Кроме того, улучшение организации и структуры вспомогательных производств и их взаимодействие с основным производственным процессом является важным направлением перестройки хозяйственного механизма в целом.

Вспомогательные подразделения:

- обеспечивают предприятие электроэнергией, паром, газом;

- занимаются транспортным обслуживанием;

- ремонтируют основные средства;

- изготавливают инструменты, запчасти, строительные детали и конструкции;

- возводят временные сооружения;

- добывают камень, гравий, песок и другие нерудные материалы;

- заготавливают и обрабатывают лесоматериалы.

Затраты на подобные работы собираются на счете 23 "Вспомогательные производства". Прямые расходы - те, что можно отнести к производству конкретной продукции либо определенному виду услуг, - показывают по дебету счета 23 сразу. Косвенные же расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, списываются в дебет счета 23 со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".

Объектом исследования данной работы являлось производственное предприятие ООО «Блисс-мебель».

По итогам проведенного исследования руководству предприятия можно предложить следующие мероприятия по повышению эффективности учетной процесса затрат на производство продукции.

С целью облегчения учета отклонений от норм и калькулирования себестоимости продукции изменения в нормы целесообразно приурочивать к началу месяца. Нормативная калькуляция при этом будет оставаться неизменной на протяжении всего месяца.

Необходимо разработать новую классификацию статей затрат, которая позволит установить достоверную информацию о связях между затратами и определяющими их производственными процессами.

С целью совершенствования налогового учета, правильного распределения фактических затрат между отдельными объектами учета необходимо выделить такие статьи затрат, как «Расходы на погашение налоговых обязательств», «Расходы на погашение обязательств перед внебюджетными фондами».

С целью повышения ответственности и контроля за издержками необходимо общебригадные (цеховые) расходы учитывать по центрам ответственности и по местам возникновения, то есть по каждому подразделению. В таком же порядке они должны планироваться, что вызвано требованием перехода на управленческий учет.

Для создания и учета резерва на финансирование процесса производства продукции представляется целесообразным предусмотреть в составе статей затрат специальную статью "Резервы". В составе этой статьи могут также учитываться отдельными перечнями другие резервы, создаваемые организацией согласно ее учетной политике, например резервы на ремонт основных средств и добровольное страхование имущества.

На основе существующих методов учета затрат применять новую модель управленческого учета, стержнем которой является попроцессно-нормативный метод учета в сочетании с системой директ-костинг, позволяет решить все указанные проблемы.

При внедрении данной модели трудоемкость учета затрат возрастает не сильно, а оперативность информации как первичного, так и бухгалтерского учета повышается и, следовательно, лучше выполняются их контрольные функции управления производством.

В связи с этим необходимо использовать ряд документов и регистров по учету и контролю затрат на производство продукции. Они включают: производственный отчет структурного подразделения; сводный производственный отчет по структурным подразделениям; ведомость аналитического учета и контроля отклонений затрат от установленных норм (лимитов). Эти документы и регистры приспособлены для ведения учета по процессам в сочетании с нормативным методом и системой директ-костинг.

Для повышения уровня контроля и эффективности управления издержками производства в подразделениях отклонения затрат от норм целесообразно группировать по следующим признакам:

                        влияние на уровень себестоимости продукции (должны учитываться                     и анализироваться с точки зрения их целесообразности);

                        места возникновения (подразделения, объекты планирования и учета, ответственные лица);

                        степень ответственности (зависящие и не зависящие от деятельности подразделения);

                        причины и виновники (бригады, звенья, внутренние и внешние причины);

                        время обнаружения (выявленные до начала, в процессе и после завершения производства);

                        календарные промежутки времени и технологические процессы (период, процесс, передел работ, месяц, декада и т.д.);

                        полнота выявления (документированные и недокументированные, которые выявляются при обобщении данных за период (процесс), месяц или при инвентаризации незавершенного производства).

Для учета и контроля отклонений затрат по перечисленным признакам необходимо использовать ведомость аналитического учета и контроля отклонений затрат от установленных норм (лимитов).

Для анализа, контроля издержек и управления затратами считаем целесообразным исчисление себестоимости продукции по статьям и элементам затрат. Практическое применение указанных предложений по совершенствованию калькулирования себестоимости продукции позволит объективно относить на объекты калькулирования косвенные и периодические затраты. Себестоимость, исчисленная по предлагаемым методам, будет отвечать как требованиям теории калькулирования, так и потребностям управления.

Список литературы

                        Гражданский кодекс РФ. – М., 2004.

                        Налоговый кодекс РФ. – М., 2004.

                        Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) (с изменениями от  24 марта 2000 г.).

                        Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.).

                        Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (утв. 9 декабря 1998 г. N 60н с изм. и доп.).

                        Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия. - М.: Дело и Сервис, 2002. - 256 с.

     Апчёрч А. Управленческий учет: принципы и практика: Пер.с англ.-М.: Финансы и статистика, 2002.-952с.

     Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Материальные расходы. Налоговый и бухгалтерский учет. – М.: Налоги и финансовое право, 2003. –650 с.

     Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 800 с.

     Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л, 2002. – 528 с.

     Власов Б. В., Семенов В. М. Повышение эффективности вспомогательных производств. – М., 1983 – С. 181.

     Друри К. Управленческий производственный учет. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 580 с.

     Карпова Т.П. Управленческий учет. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 460 с.

                        Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 560 с.

                        Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. - Система ГАРАНТ, 2003. – 450 с.

                        Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002. – 640 с.

     Котляров С.А. Управление затратами. – СПб.: ПИТЕР, 2002. – 467 с.

     Лебедев В.Г. Управление затратами на предприятии. – М., 2002.

     Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23 – С.363.

     Организация и планирование машиностроительных предприятий / Мищенко В.И., Ильина Г.И., Курганская Н.И. и др.: Учеб. пособие. / РИСХМ. - Ростов-н/Д, 1991. -121с.

                        Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: - Минск: Новое знание, 2003. - 688 с.

                        Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 479 с.

     Тишков И. Е. Учет и калькулирование продукции вспомогательных производств. – М.:Финансы, 1980 – 112с.

     Уваров А. В., Уваров С. А., Циталовский Э. А. Вспомогательное производство: интенсификация и эффективность. –Л.:Изд-во ЛФЭИ, 1991 – 138с.

     Управленческий учет / Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ФБК ПРЕСС, 2002. – 460 с.

     Чунихин В. К. Повышение эффективности производства на основе совершенствования организации вспомогательных работ. - М.: ВНИИТЭМР, 1987. - 60с.

                        Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 207с.

     Аверчев И. Управленческий учет // Московский бухгалтер. – 2004. – №2. – С. 32-34.

     Андреев Д. Анализ производственных затрат в мукомольной промышленности // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2002. – №12. – С. 12-15.

     Вахрушина М. Нормативный учет затрат как способ управления предприятием // Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". – 2001. – №17. – С. 29-31.

     Вахрушина М. Управленческий анализ поведения затрат, Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь" – 2001. – №21. – С. 27-29.

     Воронова Е.Ю. Позаказный и попроцессный методы калькулирования себестоимости: сравнительный анализ // Аудиторские ведомости. –2002. – №11. – С. 28-32.

     Врублевский Н.Д. Калькулирование себестоимости продукции в комплексных химических производствах // Бухгалтерский учет. – 2001. -  № 16. – С. 35-37.

     Врублевский Н.Д. Построение системы счетов управленческого учета // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 17. – С. 45-46.

     Гейц И.В. Затраты предприятия: источники финансирования, оформление и отражение в учете (в том числе для целей налогообложения) // Консультант бухгалтера. – 2001. – №9. – С.15-17.

     Гришина О.В. Управленческий учет: затраты по обычным видам деятельности // Аудиторские ведомости.– 2003. – №8. – С. 46.

     Зинченко А.А. Калькулирование стоимости продукции // Главбух, Отраслевое приложение "Учет в производстве". – 2004. – №1. – С. 12-15.

     Зинченко А.А. Методы учета затрат // Главбух, Отраслевое приложение "Учет в производстве". – 2003. – №12.– С. 23-26.

     Иванов А.Н. Производственный анализ: оптимизация структуры затрат // Аудиторские ведомости. - 1998. - № 10.– С. 15-17.

     Калькулирование стоимости продукции // Главбух, Отраслевое приложение "Учет в производстве". – 2004. – №1.– С. 21-24.