СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….3

 

1. Задачи милиции по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, организация и тактика ее деятельности……………………………………………5

2. Назначение и роль инспекций по делам несовершеннолетних в борьбе с нарушениями общественного порядка……………………………………………..7

3. Меры административного воздействия, применяемые милицией к несовершеннолетним нарушителям, родителям или лицам, их заменяемым, допускающих безнадзорность несовершеннолетних…………………………….18

Заключение………………………………………………………………………...21

Список использованной литературы…………………………………………..22

Введение

Проблема противоправного поведения несовершеннолетних всегда привлекала к себе пристальное внимание ученых различных областей знания (философии, общей и социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, педагогики, права и др.). Вместе с тем, и в настоящее время можно говорить о необходимости дальнейшего научного изучения этой проблемы. Связано это со многими факторами и, прежде всего, с масштабными социально-экономическими, политическими процессами, которые произошли в России в последние годы, и которые не могли не повлиять на основные показатели преступности вообще и преступности несовершеннолетних, в частности.

Особый порядок производства по делам в отношении несовершеннолетних диктуется возрастными, социально-психологическими особенностями и другими особенностями лиц, привлекаемых к ответственности, необходимостью необходимых дополнительных, специальных, максимально надежных гарантий прав и законных интересов этих лиц. Судебная или следственная ошибка по таким делам, не говоря уже о злоупотреблении властью, обходится непомерно дорого всему обществу и государству, поскольку речь идет о судьбе представителя будущего поколения нации.

Тема данной курсовой работы – «Организация и тактика административно-правовой борьбы с правонарушениями несовершеннолетних» – актуальна в силу того, что, во-первых, именно в связи с психологическими особенностями несовершеннолетних дела о них независимо от квалификации совершенного преступления относятся к наиболее сложным, во-вторых, в настоящее время все более возрастает количество правонарушений совершаемых несовершеннолетними, в-третьих, необходимо более рациональное взаимодействие органов внутренних дел с комиссиями по делам несовершеннолетних.

Целью данной работы является описать сущность организации и тактики административно-правовой борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. показываются задачи милиции по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, организация и тактика ее деятельности;

2. описывается назначение и роль инспекций по делам несовершеннолетних в борьбе с нарушениями общественного порядка;

3. рассматриваются меры административного воздействия, применяемые милицией к несовершеннолетним нарушителям, родителям или лицам, их заменяемым, допускающих безнадзорность несовершеннолетних;

Работа состоит из Введения, трех Пунктов, Заключения и Списка использованной литературы.

В Пункте 1 – Задачи милиции по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, организация и тактика ее деятельности – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показываются задачи милиции по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, организация и тактика ее деятельности.

В Пункте 2 – Назначение и роль инспекций по делам несовершеннолетних в борьбе с нарушениями общественного порядка – решается вторая из промежуточных задач, а именно: описывается назначение и роль инспекций по делам несовершеннолетних в борьбе с нарушениями общественного порядка.

В Пункте 3 – Меры административного воздействия, применяемые милицией к несовершеннолетним нарушителям, родителям или лицам, их заменяемым, допускающих безнадзорность несовершеннолетних – решается последняя из промежуточных задач, а именно: рассматриваются меры административного воздействия, применяемые милицией к несовершеннолетним нарушителям, родителям или лицам, их заменяемым, допускающих безнадзорность несовершеннолетних.

В Заключении делаются основные выводы по работе.

1. Задачи милиции по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, организация и тактика ее деятельности

Основными задачами милиции по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних являются:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. Деятельность следователя по ликвидации преступности несовершеннолетних состоит не только в расследовании уже совершенных правонарушений, но и принятии мер по их предупреждению. В юридической литературе и на практике, когда речь идет о криминологическом характере работы следователя, применяется много различных терминов. Это и «предотвращение», и «профилактика», и «предупреждение», и «пресечение» правонарушений. Под «предотвращением» «правонарушений» понимается: 1) выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению; 2) недопущение замышляемых и подготавливаемых правонарушений путем выявления лиц, их замышляющих или подготавливающих, и принятие мер, которые исключали бы осуществление противоправного умысла; 3) воспрепятствование доведению начавшихся уже правонарушений до конца и наступлению желаемых правонарушителем результатов. При этом первая часть обозначается термином «профилактика», а вторая и третья соответственно «предупреждение» «пресечение» правонарушений. 1

Представляется, что понятия «предотвращение», «предупреждение», «профилактика» правонарушений являются равнозначными. «Пресечение правонарушений» в смысле пресечения преступной деятельности лица стадии приготовления к правонарушению и покушение на его совершение входит, как частное в общее, в «предотвращение» (а следовательно, и в «предупреждение», и в «профилактику») правонарушений и является одним из направлений в деятельности. Но следователь ОВД выполняет и другую работу. Например, по обеспечению наказания лиц, совершивших правонарушение. Эта деятельность следователя, хотя и способствует ликвидации правонарушений но не охватывается понятием «предотвращение», так как выходит за пределы его смыслового значения. Для того чтобы определить деятельность следователя по борьбе с преступностью, прежде всего необходимо определить его компетенцию. 2

От следователя зависит, как дальше сложится судьба подростка: будут ли устранены обстоятельства, связанные с фактом совершения правонарушения, и приняты необходимые по коррекции его личности – уже сложившихся взглядов, убеждений, привычек поведения, личностных ориентаций. Отсюда высокая социальная и криминологическая значимость деятельности следователя по этой категории дел. Ее успех в значительной степени предопределяет правовая и криминологическая подготовка следователей органов внутренних дел, а также добросовестное исполнение ими своего профессионального долга.

2. Назначение и роль инспекций по делам несовершеннолетних в борьбе с нарушениями общественного порядка

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят инспекции, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации. 1

Инспекции по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, в пределах своей компетенции обеспечивают:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании»;

6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок образования инспекций по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ведомственный контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется соответствующими нормативными правовыми актами.

Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Инспекция социальной защиты населения Московской области постоянно осуществляет комплекс мер по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 1

На территории Московской области разработана и реализуется программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которая является составной частью областной государственной программы «Дети Подмосковья».

Муниципальные органы социальной защиты населения выявляют неблагополучные семьи, имеющие несовершеннолетних детей, и создают на них банки данных. В зависимости от степени неблагополучия с такими семьями проводится определенная работа, направленная на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Неблагополучным семьям оказывается психологическая, материальная, медицинская, юридическая и другие виды помощи. В исключительных случаях несовершеннолетние изымаются из таких семей и помещаются в социальные приюты и социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних до решения возникших проблем семейного неблагополучия.

В 1998 г. на территории области функционировали 72 территориальных учреждения социального обслуживания семьи и детей, в которых обслужено было 73354 человека, в том числе 46260 несовершеннолетних. Из всего количества таких учреждений 56 занимаются вопросами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В настоящее время в Подмосковье функционируют 44 специализированных учреждения для несовершеннолетних. В Лотошинском, Дмитровском и Зарайском районах открыты по 2 таких учреждения (имеются приют и социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних). Только за 1998 год в этих учреждениях прошли реабилитацию 8199 детей и подростков.

В городах и районах работают 14 телефонов доверия (в том числе в Химкинском районе функционирует центр экстренной психологической помощи по телефону). Наиболее уязвимыми в сложный период нестабильности нашего общества являются подростки. Они составляют большую часть группы риска с проблемами алкогольной и наркотической зависимости, суицидальными мыслями. В связи с этим сотрудники телефонов доверия в своей работе с данной категорией уделяют большое внимание вопросу формирования и развития личности. За 1998 г. по телефону доверия получили психологическую помощь 6662 подростка. 1

Актуальной стала проблема устройства детей - сирот, возвратившихся из детских домов и школ - интернатов к месту прописки. Не всегда таким детям удается устроиться на работу или продолжить учебу. На период решения вопросов их дальнейшего жизнеустройства подростков помещают в социальные приюты и социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних. В ноябре - декабре 1998 г. были организованы и проведены проверки организации работы в специализированных учреждениях для несовершеннолетних. Проверки показали, что в профилактике безнадзорности детей и подростков большую работу проводят наши социально - реабилитационные учреждения, которые дают ребенку не только крышу над головой и еду, но и решают вопросы его дальнейшего жизнеустройства.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в период летних школьных каникул 1998 г. были организованы 21 областной специализированный лагерь для подростков с девиантным поведением, военно - спортивный лагерь, лагерь труда и отдыха. Такие лагеря успешно функционировали в Дмитровском, Балашихинском, Раменском районах, а также в г. Серпухове. В таких лагерях отдохнули 5225 детей и подростков с девиантным поведением, а в лагерях труда и отдыха оздоровлен 1201 подросток этой категории. Не первый год с этой категорией детей успешно работает оздоровительный лагерь «Перекресток» Сергиево - Посадского района. Здесь специалисты (психологи, врачи, педагоги) разработали и реализуют на практике программы реабилитации детей с девиантным поведением, уже накоплен большой опыт работы. 1

Большую работу по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят муниципальные центры помощи семье и детям «Семья». Основными направлениями таких центров являются:

- консультирование населения по правовым вопросам;

- консультирование детей и подростков, а также их родителей по предупреждению эмоциональных и психологических кризисов, по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного и детско-родительского общения;

- просветительская работа по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних;

- консультации сексолога и гинеколога;

- консультирование молодых семей, беседы по половому воспитанию подростков, профилактика венерических заболеваний и вред абортов;

- развитие навыков общения, уверенности в себе, коррекция агрессивных форм поведения.

Муниципальные органы социальной защиты населения, осуществляющие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работают в тесном контакте с комиссиями по делам несовершеннолетних. По ходатайству КДН детям и подросткам этой категории выдаются бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и детские санатории, талоны на питание в социальные столовые, оказывается натуральная вещевая и продуктовая помощь, выдаются школьно - письменные принадлежности и другие виды помощи.

В соответствии с п.5 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 30 ноября 2001 года «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин" подлежат освобождению от наказания лица, совершившие преступления в возрасте до 18 лет и осужденные условно.

По приговору Сахалинского областного суда от 26 июля 2001 года Гольтяев (судимый 31 октября 2000 года по ч.3 ст. 30, п.п. «а», «в», «г» ч.2 ст. 158 УК РФ) осужден по п. «в» ч.3 ст. 162 УК РФ к 8 годам лишения свободы и по п. «з» ч.2 ст. 105 УК РФ к 9 годам лишения свободы. В соответствии с ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений назначено 9 лет 6 месяцев лишения свободы. 1

В соответствии с ч.5 ст. 74 УК РФ условное осуждение по приговору от 31 октября 2000 года отменено, на основании ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено наказание по приговору от 31 октября 2000 года и к отбыванию назначено 10 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор оставила без изменения.

Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте поставил вопрос об исключении из судебных решений указаний об отмене условного осуждения и назначении наказания с применением ст. 70 УК РФ.

Президиум Верховного Суда РФ протест удовлетворил по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что Гольтяев 31 октября 2000 года осужден по ч.3 ст. 30, п.п. «а», «в», «г» ч.2 ст. 158 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года за преступления, совершенные 11 июня и 5 июля 2000 года. Преступления совершены им в несовершеннолетнем возрасте. В соответствии с п. 5 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 30 ноября 2001 года «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» подлежат освобождению от наказания лица, совершившие преступления в возрасте до 18 лет и осужденные условно.

Действие названного пункта не распространяется лишь на лиц, перечисленных в п.п. 10, 11 Постановления. Других ограничений для освобождения от наказания несовершеннолетних, осужденных условно, Постановлением не предусмотрено.

Гольтяев осужден 31 октября 2000 года к условной мере наказания за совершение преступления, которое в пункте 10 Постановления об амнистии не указано.

Не является ограничением для применения амнистии и совершение нового преступления в период испытательного срока, установленного судом.

Ограничение для применения амнистии по этому основанию установлено пунктом «д» ст. 16 Постановления Государственной Думы «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» лишь для женщин, совершивших преступления в течение установленного судом испытательного срока. 1

Гольтяеву Южно-Сахалинским городским судом назначено условное наказание с испытательным сроком 2 года. Фактически наказание он не отбывал, и на момент вступления в силу акта об амнистии никаких препятствий к его освобождению от условного наказания не имелось.

При таких обстоятельствах несовершеннолетний Гольтяев, как условно осужденный, подлежит освобождению от этого наказания, поэтому из приговора и определения следует исключить указание о назначении ему наказания по правилам ст. 70 УК РФ.

Протокол заседания межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве Российской Федерации

О совершенствовании деятельности органов исполнительной власти по предотвращению насилия в семье (на основе анализа работы субъектов Российской Федерации)

 (Чекалин, Карелова, Матвиенко)

1. Принять к сведению информацию МВД России (А.А. Чекалина) по данному вопросу.

2. МВД России (Б.В. Грызлову), Минобразования России (В.М. Филиппову), Минздраву России (Ю.Л. Шевченко), Минтруду России (А.П. Починку) с учетом состоявшегося обсуждения проработать вопрос об организации в регионах работы по выявлению фактов насилия в семьях и своевременному информированию о них органов внутренних дел и органов опеки и попечительства. О результатах проинформировать Комиссию до 1 декабря 2002 года.

3. МВД России (Б.В. Грызлову) ввести в практику заслушивание руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, имеющих низкие результаты в выявлении преступлений, предусмотренных статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации на заседаниях Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленной на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, на коллегиях МВД России. 1

4. Минтруду России (А.П. Починку), Минобразованию России (В.М. Филиппову) активизировать работу по информационному освещению вопросов предотвращения насилия в семье и защиты прав несовершеннолетних.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления проанализировать проводимую работу по выявлению и предотвращению насилия в семье и принять меры по активизации этой работы, в том числе:

обеспечить организацию и проведение мониторинга семей, с целью выявления детей, родители (опекуны, попечители) которых не исполняют или ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности, организовать регулярные медицинские осмотры этих детей и патронат таких семей;

расширить сеть учреждений социального обслуживания детей и семей (кризисных центров, центров помощи семье и детям);

предусмотреть меры по улучшению работы органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе увеличению штатной численности их сотрудников. 1

О принятых мерах проинформировать Комиссию до 1 февраля 2003 г.

Информация о работе Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленной на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних

 (Чекалин, Карелова, Осокина, Тропика, Матвиенко)

1. Принять к сведению информацию МВД России (А.А. Чекалина) по данному вопросу.

2. Рассмотреть на очередном заседании Комиссии вопрос о ходе выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. N 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год».

3. МВД России (Б.В. Грызлову):

- рассмотреть на заседании Межведомственного оперативного штаба с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопрос об исполнении законодательства по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, соблюдении законности в деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

- провести с участием органов образования в IV квартале 2002 года в Чеченской Республике комплексное специальное мероприятие "Дети Чечни" с целью сверки общего количества детей школьного возраста и количества детей, фактически посещающих общеобразовательные учреждения.

3. Информация о подготовке предложений по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних

 (Карелова, Матвиенко)

1. Принять к сведению информацию Минтруда России (Т.Н. Кареловой) по данному вопросу.

2. Минюсту России (Е.Н. Сидоренко), МВД России (А.А. Чекалину) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти создать рабочую группу для углубленной проработки действующего законодательства и подготовки в случае необходимости предложений по его совершенствованию в части усиления ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних, жестокое обращение с детьми. По результатам работы проинформировать Комиссию в срок до 1 февраля 2003 года. 1

3. Просить Генеральную прокуратуру Российской Федерации (В.В. Устинова) в порядке прокурорского надзора за соблюдением федеральных законов изучить практику применения действующего законодательства в части ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних, жестокое обращение с детьми и проинформировать Комиссию по данному вопросу в I полугодии 2003 г.

4. Об итогах выездов членов Комиссии в субъекты Российской Федерации по изучению вопроса о ходе работ по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

 (Мирсагатова, Шарапова, Карелова, Рахаев, Ларионова, Лекарева, Матвиенко)

1. Принять к сведению информацию членов Комиссии об итогах выездов в субъекты Российской Федерации.

2. Минтруду России (Т.Н. Кареловой) обобщить указанную информацию и направить в субъекты Российской Федерации материалы об имеющемся в ряде регионов положительном опыте работы по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по: приведению количества специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствие с имеющимися потребностями; улучшению работы наркологических служб для несовершеннолетних; развитию сети учреждений дополнительного образования и досуга, в том числе по месту жительства. 1

Заместитель Председателя Правительства

Российской Федерации, председатель

Межведомственной комиссии по делам

несовершеннолетних при Правительстве

Российской Федерации

В.И. МАТВИЕНКО 3. Меры административного воздействия, применяемые милицией к несовершеннолетним нарушителям, родителям или лицам, их заменяемым, допускающих безнадзорность несовершеннолетних

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних фиксируются в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 2) определение или постановление суда; 3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; 4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений. 1

Представляется возможным провести следующую классификацию мер административного воздействия, применяемых милицией к несовершеннолетним нарушителям, родителям или лицам, их заменяемым, допускающих безнадзорность несовершеннолетних:

Первая группа мер - это меры по устранению неблагоприятных условий семейного воспитания детей, которые чаще всего приводят к нравственной деформации личности подростка и становлению его на путь совершения антиобщественных поступков. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих; причем эта мера может быть и чисто воспитательным и принудительным (например: лишение родительских прав).

Данная группа мер применяется на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному здоровью человека. Это чрезвычайно серьезный этап предупредительной работы, ибо, как показывает практика, результаты негативного влияния на ребенка в дальнейшем устраняются с большим трудом, и то лишь при условии специального педагогического воздействия. 1

Вторая группа мерэто меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, начавшим совершать поступки, свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на преступный путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.) в сочетании с плохой учебой и дисциплиной в школе, неподчинение родителям и т.д. Главное здесь – воспитательные усилия направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными мерами. Последние могут широко использоваться в отношении родителей, а также тех, кто вовлекает подростков в пьянство, совершение правонарушений и т.д. Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более того, само существование трех последних этапов – это порождение брака в деятельности на первых двух этапах.

Третья группа мерэто меры по установлению подростков, совершивших преступления, привлечение их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих уголовных дел, исправление и перевоспитание тех из них, кто не осужден к лишению свободы. Я выделяю этот этап в качестве самостоятельной меры и не сливаем с этапом исправления, перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних по следующим причинам: привлечение к уголовной ответственности подростка далеко не во всех случаях означает его наказание в виде лишения свободы и осуществление в отношении него воспитательно-карательного воздействия в условиях воспитательно-трудовой колонии; не всегда совершивший преступление подросток вообще привлекается к уголовной ответственности; воспитательная работа должна начинаться с момента обнаружения факта преступного поведения несовершеннолетнего и продолжаться в процессе всего хода расследования уголовного дела и рассмотрение его в суде. 1

Четвертая группа мер – это воспитательные и карательные меры к подросткам, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения рецидива с их стороны.

Пятая группа мер – это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Работа с такими подростками должна быть ориентирована в первую очередь на то, чтобы они не допустили новых преступных действий. Однако, проблема этим не исчерпывается, поскольку освобожденные из колонии приобретают ореол героев в глазах своих сверстников и часто оказывают на них самое отрицательное влияние, например, вовлекая в преступную деятельность. Все эти меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних в зависимости от содержания, характера делятся на: Воспитательные, т.е. направленные на перестройку нравственного сознания личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций. Многие из форм воспитательной работы (а именно в ней участвует наибольшее количество организаций и учреждений) регламентированы законом и иными нормативными актами. Воспитательное воздействие реализуется в ходе бесед, повседневных контактов с подростком, путем вовлечения в работу или учебу, подачи ему положительных примеров, приобщения к художественной литературе, искусству, спорту и т.д. Принудительные, т.е. административные, дисциплинарные, исправительно-трудовые. Все они, конечно, регламентированы правом и применяются в основном правоохранительными органами. Однако и общественные организации участвуют в их реализации. Организационные — специальные меры по улучшению выявления и учета неблагополучных семей и совершающих правонарушения подростков, оказавшихся в трудных условиях и т.д.

Заключение

Итак, исследования, проведенные в данной курсовой работе, исходили из следующих положений:

1) особый порядок производства по делам в отношении несовершеннолетних диктуется возрастными, социально-психологическими особенностями и другими особенностями лиц, привлекаемых к ответственности, необходимостью необходимых дополнительных, специальных, максимально надежных гарантий прав и законных интересов этих лиц;

2) в целях предотвращения преступных действий и правонарушений несовершеннолетними необходимо дальнейшее усиление проведения профилактической работы с данной категорией подростков и взаимодействия соответствующих заинтересованных ведомств по принадлежности..

Деятельность следователя по ликвидации преступности несовершеннолетних состоит не только в расследовании уже совершенных правонарушений, но и принятии мер по их предупреждению; выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению; недопущение замышляемых и подготавливаемых правонарушений путем выявления лиц, их замышляющих или подготавливающих, и принятие мер, которые исключали бы осуществление противоправного умысла.

Результаты проведенных конкретных исследований показали, что среди обстоятельств, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, наибольшее значение имеют прежде всего те, которые касаются семейного воспитания. В частности, по всем показателям, заложенным в программу исследования, у большинства несовершеннолетних правонарушителей условия семейного воспитания были неблагополучными. Среди них много таких, которые воспитывались в неполной семье, бабкой, дедом и другими родственниками. Последние не всегда были в состоянии обеспечить правильное формирование личности подростка.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 22 августа 2004 г.).

2. Актуальные проблемы социологии и девиантного поведения и социального контроля. М., РАН, 1992.

3. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. М.: Юрид. лит. 1975.

4. Долгова А. И., Миньковский Г. М. Правовое воспитание несовершеннолетних и молодежи. – В сб.: Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1987 г.

5. Караханов В. Е. Взаимодействие как управленческая категория. Проблемы теории и социологии управления / Труды: Академия МВД РФ. — М., 1992.

6. Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1998 г.

7. Миньковский Г.М. Особенности классификации несовершеннолетних преступников / Сб. научных трудов: Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1970. Ч. 1.

8. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2002 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.12.2002). Постановление N589п02пр по делу Гольтяева.

9. «О положении детей в Российской Федерации». Государственный доклад. М., 2000. С. 96; Информационный бюллетень. Вып. 4. М., 2002. и др.

10. Письмо Комитета социальной защиты населения МО от 06.09.1999 N 6-1205исх «Информация о реализации закона Российской Федерации «Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

11. «Протокол заседания межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве Российской Федерации» от 09.09.2002 г. № 6.

12. Пляшечник Н. Внимание: подросток. Несовершеннолетние организованные / Человек и закон, 2001, № 5.

13. Советское административное право: Учебник под ред. Василенкова П.Т. - М.: Юрид. лит. 1990.

14. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 1994.

15. Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству. Учебное пособие. М., 1988.

16. Хамраев Ю.В. Об актуальности проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних / Проблемы правонарушений несовершеннолетних и пути их решения. Материалы международной конференции. Псков, 16-18 сент. 1997 г. (Под общ. ред. О.М. Латышева, В.П. Сальникова, С.Ф. Щадрина. — Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997.

17. Филимонов В. Д. Общественная опасность личности правонарушителя. Томск, 1989 г.


1 Филимонов В. Д. Общественная опасность личности правонарушителя. Томск, 1989 г. С. 34.

2 Долгова А. И., Миньковский Г. М. Правовое воспитание несовершеннолетних и молодежи. – В сб.: Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1987 г. С. 78.

1 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 22 августа 2004 г.).

1 Письмо Комитета социальной защиты населения МО от 06.09.1999 N 6-1205исх «Информация о реализации закона Российской Федерации «Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

1 Письмо Комитета социальной защиты населения МО от 06.09.1999 N 6-1205исх «Информация о реализации закона Российской Федерации «Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

1 Письмо Комитета социальной защиты населения МО от 06.09.1999 N 6-1205исх «Информация о реализации закона Российской Федерации «Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

1 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2002 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.12.2002). Постановление N589п02пр по делу Гольтяева.

1 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2002 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.12.2002). Постановление N589п02пр по делу Гольтяева.

1 «Протокол заседания межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве Российской Федерации» от 09.09.2002 г. № 6.

1 «Протокол заседания межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве Российской Федерации» от 09.09.2002 г. № 6.

1 «Протокол заседания межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве Российской Федерации» от 09.09.2002 г. № 6.

1 «Протокол заседания межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве Российской Федерации» от 09.09.2002 г. № 6.

1 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 22 августа 2004 г.).

1 Долгова А. И., Миньковский Г. М. Правовое воспитание несовершеннолетних и молодежи. – В сб.: Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1987 г. С. 71.

1 Долгова А. И., Миньковский Г. М. Правовое воспитание несовершеннолетних и молодежи. – В сб.: Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1987 г. С. 73.