Содержание

 

Содержание. 2

Вопрос №1. Темперамент и его виды. 3

Темперамент. Определение и свойства. 3

Виды темпераментов. 6

2 вопрос. Ощущение. Роль ощущений в профессиональной деятельности работников общественного питания. 11

Список использованной литературы: 15

Вопрос №1. Темперамент и его виды.

Темперамент. Определение и свойства.

Темперамент это индивидуальное, природно заданное сочетание динамических характеристик психики.

Многие современные ученые считают, что темперамент так сильно связан с физиологической основой, что он не является прямым предметом психологии.

Говоря о темпераменте мы подразумеваем:

·            Устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами психической деятельности;

·            Те индивидуальные особенности, которые в наибольшей мере зависят от врожденных свойств нервной системы и психики.

Темперамент является базовой индивидной характеристикой человека, нейрофизиологической и динамической основой личности. Темперамент представляет собой одну из наиболее константных характеристик, сохраняющих относительное постоянство на протяжение всей жизни индивида.

Темперамент принадлежит к первичным, то есть наиболее ранним по происхождению и простым по структуре формам психического синтеза – объединения различных процессов и свойств, из которых и складывается целостная уникальная личность. Он является органической составляющей многих высших личностных проявлений[1].

Вопрос о сущности темперамента остается не до конца проясненным. С максимальной уверенностью констатируют энергетический аспект функции темперамента. Признают, что его свойства, особенно такие как эмоциональность и активность, представляют наиболее «энергоемкие» характеристики психики.

В структуре темперамента выделяют три основных компонента[2]:

1)         Общая активность индивида. Может колебаться от вялости, инертности, пассивной невключенности в деятельность до стремительности осуществления действий, их высокой энергичности и продуктивности;

2)         Эмоциональность. Сюда входят особенности возникновения, протекания и угасания аффектов, чувств, настроений;

3)         Особенности двигательной или моторной сферы, специфические характеристики мышечной и речевой моторики.

Можно выделить следующие свойства темперамента, как наиболее устойчивые врожденные особенности психики, определяющие динамику психической деятельности в различных ее сферах:

·            Сензитивность – определяется наименьшей силой внешнего воздействия, необходимого для возникновения какой-либо психической реакции, и скоростью возникновения этой реакции.

·            Активность – степень интенсивности воздействий человека на окружающий мир и энергичности в преодолении препятствий на пути к поставленным целям. Сюда можно отнести такие компоненты, как настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания при длительной работе и т.д.

·            Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние стимулы одинаковой величины. Например, реакции на резкий звук.

Соотношение реактивности и активности позволяет определить, от чего в наибольшей степени зависит деятельности человека: от ситуативных внешних или внутренних факторов, от случайных событий, сиюминутных настроений или от намерений, целей, убеждений, то есть более устойчивых параметров.

·            Пластичность \ ригидность – диада противоположных свойств, определяющих легкость и гибкость приспособления человека к меняющимся условиям, или, наоборот, инертность, косность его поведения.

·            Темп реакции – характеристика скорости реагирования на внешние воздействия и протекания различных психических процессов, например, скорость движения, запоминание, выполнение интеллектуальных операций, темп речи, динамика жестов и т.п.

·            Интроверсия \ экстраверсия – диада противоположных свойств, определяющих преимущественную обусловленность реакций и поведения человека либо представлениями, образами и мыслями, связанными с прошлым и возможным будущим – у интроверта, либо актуальными впечатлениями внешнего мира – у экстраверта. Также эти свойства характеризуют типы направленности психической активности: во внутриличностную сферу и вовне.

·            Эмоциональная возбудимость – определяется наименьшей интенсивностью воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, а также скоростью возникновения этой реакции. В этом свойстве наиболее ярко проявляется стимулирующая функция темперамента.

·            Также к свойствам темперамента относят: уровень порогов чувствительности, степень устойчивости чувств и степень волевого усилия.

Общие отличительные признаки указанных свойств таковы:

1.         динамичность – все эти свойства процессуальны и характеризуют психическую систему в ее динамике, подвижности, стремительности реагирования;

2.         устойчивость – индивидуальные значения этих свойств, как привило, сохраняются длительное время, в течение жизни практически не меняется их относительная величина;

3.         онтогенетическая «первичность» - свойства темперамента выявляются уже в раннем детстве, как наиболее ранние и исходные характеристики психики;

4.         статистическая частота их проявления – к темпераменту относятся лишь такие значения указанных особенностей, которые в обычных условиях жизни проявляются чаще всего и наиболее типичны для данного человека;

5.         признак предельности, или максимальности – когда о свойствах темперамента данного человека приходится судить по немногим или даже однократным проявлениям, но наиболее точно это можно сделать в условиях, максимально трудных для их проявления;

6.         соотношение с продуктивностью психической деятельности – различные сочетания названных свойств предоставляют одинаковые возможности для продуктивности психической деятельности; при этом «равнопродуктивности» соответствует «разностильность» путей и средств, посредством которых достигаются результаты; даже противоположные полюсы отдельных свойств темперамента нельзя однозначно оценивать как позитивные или негативные;

7.         обусловленность генотипическими свойствами нервной системы – все перечисленные характеристики непосредственно зависят от врожденных особенностей высшей нервной деятельности.

Виды  темпераментов

В истории психологии есть несколько подходов, в рамках которых создавались классификации темпераментов.

1.       Гуморальные теории – клали в основу темперамента преобладающие в организме жидкости.

v Гиппократ: выделял четыре темперамента, соответствующих преобладающей роли одной из жидкостей организма.

·        Холерический темперамент – желтая желчь (огонь, тепло, сухой, быстрый);

·        Сангвинический темперамент – кровь (воздух, тепло, влажный, быстрый);

·        Флегматический темперамент – слизь (вода, холод, влажный, медленный);

·        Меланхолический темперамент – черная желчь (земля, холод, сухой, медленный).

v Гален: расшифровал, какие психологические характеристики стоят за метафорами, предложенными Гиппократом.

·        Холерик – взрывной, непостоянный, безудержный;

·        Сангвиник – активный, оптимистичный, устойчивый, работоспособный;

·        Флегматик – малоэмоциональный, долго откликающийся, кропотливый, работоспособный, очень устойчивый;

·        Меланхолик – неустойчивый, ранимый, утомляемый, впечатлительный, чувствительный.

v Шталь и Лесгафт: связывают темперамент с консистенцией крови (легкая или густая) и шириной просвета сосудов (тонкие или толстые)

v Врисберг: соотносит темперамент с величиной мозга и толщиной нервов.

v Кант: делит все темпераменты на темпераменты чувств (сангвиник и меланхолик) и темпераменты действий (холерик и флегматик), а также на поверхностные (сангвиник и холерик) и глубокие (флегматик и меланхолик.)

v Генле: рассматривает темперамент с точки зрения тонуса мышечной и нервной системы. Высокотонические темпераменты – холерик и сангвиник, низкотонические – флегматик и меланхолик.

v Фульте: анатом, соотносит темперамент с интенсивностью обменных процессов организма и величиной его ресурса. Быстрые процессы соответствуют холерическому и сангвиническому темпераменту, медленные – флегматическому и меланхолическому.

v Завадовский: физиолог, считал, что темперамент связан с работой желез внутренней секреции. Когда обе железа активны и показатели их работы в норме – это соответствует сангвиническому темпераменту. Если обе железы слабые – это дает флегматический темперамент. При повышенной функции щитовидки и слабых надпочечниках темперамент холерический. У меланхолика слабы надпочечники, а щитовидка активна.

v Вундт: соотносил темперамент с силой и скоростью чувств: большая сила и повышенная скорость свойственны холерику, большая сила при пониженной скорости – меланхолику, слабая сила чувств при повышенной скорость – сангвиник, и у флегматика низки и сила чувств, и их скорость.

2.       Конституциональные подходы  - кладут в основу темперамента строение тела.

v Бурдон: соотносил темпераменты с конституциональными признаками, например, сангвиники – голубоглазы, светловолосы, розовощеки.

v Куликов: физиолог, провел специальные исследования и обнаружил корреляции между параметрами лица и темпераментом. Так, он утверждал, что сангвиникам свойственно иметь нос с горбинкой, широкие скулы, пятиугольное лицо. Холерика характеризуют близко посаженные глаза и треугольные уши, у флегматиков часто кривые зубы, а меланхолики имеют мягкие мочки ушей.

v Сиго: описывает темперамент как функцию врожденной предрасположенности к определенным средовым влияниям и конкретной актуальной стимуляции со стороны среды. Выделяет дыхательный тип, пищеварительный и церебральный, а также двигательный типы темперамента – по признаку доминирующей связи организма со внешним миром и виду его активности.

v Блонский: выделяет «сырые» и «мягкие», а также «сухие» и «твердые» темпераменты, опираясь в своем подходе на зоологические исследования

v Корнилов: выделяет четыре типа темперамента, различающихся по сочетанию быстроты и интенсивности реакции.

v Кречмер: выделяет три типа, основанных на различных конституциональных особенностях: пикник, атлетик, астеник.

v Шелдон: выделяет три типа темперамента, различающихся по «ведущей» ткани организма, наиболее активной при развитии эмбриона: эндоморф (или висцеротоник), эктоморф (церебротоник) и мезоморф (или соматотоник).

v Казначеев: считает, что нужно рассматривать темперамент как вариацию видового развития, в эволюционном аспекте. Темпераменты соотносит с типами реагирования: спринтер, стайер, микст (смешанный тип).

3.       Факторные теории. Выделяют отдельные параметры темперамента, например, активность, общительность, лидерство и т.п.

v Хейманс и Вирсме.

v Гилфорд, Лоуэлл, Терстоун.

v Айзенк: выделил экстраверсию-интроверсию, эмоциональную стабильность-возбудимость (нейротизм).

4.       Нейродинамический подход

v Павлов: рассматривает темперамент как совокупность параметров работы нервной системы. Неделимой единицей анализа этой системы является работа нервной клетки, в которой выделяются:

·        характеристики процессов возбуждения и торможения,

·        уровень силы нервной клетки (ресурсности, способности работать без подпитки),

·        параметры уравновешенности и подвижности смены нервных процессов.

Типы НС

Сильные

 

Слабый

Уравновешенные

 

Неуравновешенный

 

Подвижный

 

Неподвижный

 

 

Критика концепции: нельзя строить научную систему психологических знаний, наблюдая лишь клеточные процессы. Необходимо учитывать комплекс потребностно-мотивационных факторов.

v Иванов-Смоленский: последователь Павлова, изучал типы нервной деятельности у детей.

v Симонов: предложил взять за основание классификации темпераментов базовые эмоции, которые человеку свойственно испытывать в ситуации фрустрации.

·        Холерик – гнев;

·        Сангвиник – удивление и радость;

·        Флегматик – безразличие;

·        Меланхолик – страх и печаль.

v Красногорский: предлагает классифицировать темпераменты на основе соотношения параметров работы коры и подкорки.

 

Ф    С

М    Х

v Рубинштейн: предлагает соотносить темперамент с сочетанием импульсивности и впечатлительности.

 

 импульсивность     Ф    С

                                  М    Х

                                                 впечатлительность

2 вопрос. Ощущение. Роль ощущений в профессиональной деятельности работников общественного питания.

Ощущение – простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном контакте с органами чувств.

Любое ощущение представляет собой реакцию на раздражитель и носит рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии стимула на адекватный ему анализатор.

Термин «анализатор» введен И. П. Павловым для обозначения функциональной единицы нервной системы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации определенной модальности[3].

По модальности анализаторов различают:

·        Зрительный

·        Вкусовой

·        Слуховой

·        Обонятельный

·        Кожный

·        Вестибулярный

·        Двигательный

·        Анализаторы внутренних органов

В отечественной психологии специализация органов чувств рассматривается как продукт длительной эволюции, в результате которой постепенно формируются специализированные анализаторы, адекватные конкретным свойствам объективного мира. Тонкая дифференциация ощущений у человека связывается с его общественно-трудовой деятельностью, а критерием «истинности» ощущений является практика[4].

Ощущения классифицируются по различным основаниям:

1.     по модальности (виду) раздражителя: зрительные, слуховые, обонятельные и т.д.

2.     по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем: дистантные и контактные;

3.     по локализации рецепторов: интерорецепторы, экстерорецепторы, проприорецепторы;

4.     по времени возникновения анатомо-физиологического субстрата ощущений в ходе эволюции: протопатическая чувствительность – более древняя по происхождению и менее дифференцированная, и эпикритическая чувствительность – сформированная на более поздних этапах эволюции.

Выделяют такие свойства ощущений, как качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация.

К основным закономерностям ощущений принято относить[5]:

·        пороги чувствительности. Ограничивают зону чувствительности органа. Нижний абсолютный порог чувствительности – минимальная сила раздражителя, необходимая для возникновения нервного импульса. Верхний абсолютный порог чувствительности – наибольшая сила раздражителя, при которой ощущение из ощущения данной модальности переходит в болевое ощущение. Абсолютные пороги чувствительности ограничивают разрешающую способность органа.

·        Сенсорная адаптация – закономерное изменение чувствительности анализаторов под влиянием постоянно действующих раздражителей.

·        Взаимодействие ощущений – закономерное изменение чувствительности анализатора при раздражении других органов чувств. Слабые раздражители в одной анализаторной системе способствуют повышению чувствительности другой системы и наоборот. Повышение чувствительности анализатора в результате взаимодействия нескольких анализаторов или длительных упражнений получило название «сенсибилизация».

Роль ощущений в деятельности работников общественного питания особенно высока. Особую роль играют вкусовая и обонятельная чувствительности. Обонятельные  ощущения  –   это  вид  чувственности,  порождающие специфическое  ощущения  запаха.  Их  тоже  относят  к  дистантным ощущениям. Корковая часть обонятельного анализатора расположена  в височной области.  Это  одно  из  наиболее  древних,  простых,  но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте –  впереди,  в выпадающей части тела. Заметим, что путь от рецепторов обоняния до тех  мозговых  структур,  где   принимаются   и   перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее краток. Обонятельные ощущения возникают  вследствие  проникновения   частиц   пахучих   веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где  они воздействуют    на    периферические    окончания    обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа. Обоняние  несет  особо   важное   значение еще и потому, что обонятельная луковица головного мозга является частью лимбической системы мозга, которая отвечает за эмоции. Поэтому запах является очень эмоциогенным фактором и любой работник питания должен хорошо знать это.

Вкусовые ощущения.  Вызываются  действием  на  вкусовые  рецепторы веществ, растворенных  в  слюне  или  воде.  Сухой  кусок  сахара,          положенный на сухой  язык,  никаких  вкусовых  ощущений  не  даст.

Вкусовые рецепторы  - вкусовые почки, расположенные на поверхности языка,  глотки,  неба  –  различают  ощущение  сладкого,  кислого, соленого и горького. Участки  языка  по  разному  чувствительны  к          различным  веществам:  к  сладкому  наиболее  чувствителен  кончик          языка, к кислому – края языка, к горькому – области  корня  языка.          Корковая часть вкусового анализатора находится в височной области.

Разнообразие  вкуса  зависит  от  присоединения  к  вкусовым  ощущениям обонятельных. Если совершенно исключить обоняние, то  вкус  самых  различных кушаний делается  в  значительной  мере  одинаковым.  Особенностью  динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в  пище. При  голодании  вкусовая  чувствительность  повышается,  при  насыщении  или перенасыщении  –  понижается.  На  вкусовую  потребность  и   аппетит   влияет обстановка, в которой принимается пища, и сервировка стола.

Работнику общественного питания необходимо учитывать вышеперечисленные особенности ощущений и на практике вырабатывать критерии истинности и высокую дифференцировку собственных ощущений.

Список использованной литературы:

1.     Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1969.

2.     Введение в психологию. Под ред. Петровского В. А. М.; «Академия», 1995.

3.     Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. М., 1989.

4.     Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

5.     Филатов Ф. Р. Общая психология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2003. – 448с.


[1] Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982, с. 23

[2] Филатов Ф. Р. Общая психология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2003. –  с. 326.

[3] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. М., 1989. т. 1 с. 234

[4] Филатов Ф. Р. Общая психология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2003. – с. 142.

[5] Введение в психологию. Под ред. Петровского В. А. М.; «Академия», 1995. с. 265