Содержание
1. Внешний управляющий. 3
2. Права и обязанности внешнего управляющего. 5
3. Распоряжение имуществом должника. 6
4. Продажа части имущества должника. 8
Аналитическая часть. 11
Библиографический список. 14
1. Внешний управляющий
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, на срок не более чем восемнадцать месяцев. Срок внешнего управления продлевается по решению общего собрания кредиторов. По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен[1].
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет, в случае если со дня введения финансового оздоровления прошло уже 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.
Внешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. До даты утверждения внешнего управляющего арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего должника. Об утверждении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению. Определение об утверждении внешнего управляющего может быть обжаловано и не влечет за собой приостановление его исполнения. Внешний управляющий утверждается арбитражным судом.
От даты введения внешнего управления:
- прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
- внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
- прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных пунктом 2 статьи 94 Закона №127-ФЗ.[2]
Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней от даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему:
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом №127-ФЗ.
Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего:
- по заявлению внешнего управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей внешнего управляющего;
- в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Внешний управляющий, освобожденный от исполнения обязанностей внешнего управляющего, обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему.
Внешний управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего:
- на основании решения собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения внешним управляющим возложенных на него обязанностей или невыполнения предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности;
- в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение внешним управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;
- в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица внешним управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица внешним управляющим;
- в иных предусмотренных Федеральным законом №127-ФЗ случаях.
2. Права и обязанности внешнего управляющего.
Внешний управляющий имеет право:
- распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Следует учесть, что внешний управляющий имеет те же права и обязанности, которые установлены статьей 24 Закона №127-ФЗ для арбитражных управляющих;
- заключать от имени должника мировое соглашение;
- заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 Федерального закона №127-ФЗ;*
- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона №127-ФЗ;
- осуществлять иные предусмотренные Законом №127-ФЗ действия.
Внешний управляющий обязан:
- принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;
- разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;
- вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
- заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;
- принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
- вести реестр требований кредиторов;
- реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
- информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
- представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;
- осуществлять иные предусмотренные Федеральным законом полномочия.[3]
3. Распоряжение имуществом должника
Как отмечалось, распоряжение имуществом должника является правом внешнего управляющего, которое связано с определенными обязанностями. Это обязанность распоряжаться имуществом определенным образом, установленным в плане внешнего управления, и обязанность соблюдать предусмотренные в Законе ограничения, связанные с необходимостью спрашивать согласия кредиторов на определенные сделки.
Последняя обязанность обусловлена одобрением собрания (комитета) кредиторов. Такая формулировка приводит к серьезным проблемам на практике, поскольку не учитывает возможности возникновения противоположных мнений у собрания и комитета. Оправданно полагать, пока в Законе не будет сказано, решения какого органа обладают большей юридической силой, должно считать надлежащим образом утвержденной сделку, согласованную тем органом, который сделал это раньше (даже если другой орган тут же принял противоположное решение).
Можно выделить две группы сделок в зависимости от возможности совершения их внешним управляющим без одобрения кредиторов.
Первая категория - сделки, которые одобряться должны, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. К ним относятся крупные сделки и сделки с заинтересованностью.
Крупной сделкой в течение внешнего управления признается сделка либо несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением, возможностью отчуждения прямо или косвенно активов должника балансовой стоимостью более 10% балансовой стоимости активов на последнюю перед сделкой отчетную дату.
Сделки с заинтересованностью - это сделки, стороной которых (т.е. одной из сторон) являются заинтересованные лица по отношению к внешнему управляющему или конкурсному кредитору. Заинтересованность определяется, видимо, по нормам ст.19 Закона о банкротстве, хотя в ней речь идет о заинтересованности по отношению к должнику (следовательно, применение в данном случае ст.19 может являться результатом толкования - аналогии закона).
Вторая категория - сделки, которые должны одобряться, только если возможность их заключения не предусмотрена планом внешнего управления. Это сделки, влекущие за собой получение или выдачу займов, выдачу поручительств и гарантий, уступку прав требования, перевод долга, учреждение доверительного управления. Такие сделки совершаются без согласования, если план внешнего управления содержит положение о том, на каких условиях эти сделки заключаются. По сути, имеет место предварительное согласие кредиторов на указанные действия управляющего, так как план внешнего управления утверждается кредиторами.
Пункт 5 статьи 100 определяет особенности распоряжения
внешним управляющим имуществом должника, являющимся предметом залога. Эти
положения - новелла Закона, ибо Закон
Следует отметить, что к случаям распоряжения предметом залога должны применяться и те ограничения, которые установлены п.1-4 комментируемой статьи.
4. Продажа части имущества должника
Продажа части имущества должника (ст. 87 Закона) допускается только после инвентаризации и оценки продаваемого имущества. Имущество продается на открытых торгах, если иное не установлено законом или планом внешнего управления. В частности, планом внешнего управления может предусматриваться продажа тех или иных объектов на закрытых торгах (т.е. с ограниченным кругом участников) или даже конкретному покупателю. Начальная цена продаваемого имущества определяется внешним управляющим, если иное не предусмотрено планом внешнего управления (например, план может предусматривать конкретные цены по конкретным объектам либо отнести установление цены к компетенции собрания или комитета кредиторов).[4]
Отдельные виды имущества (например, этиловый спирт, оружие и боеприпасы и др.) законодательство позволяет продавать лишь на закрытых торгах с допуском к участию в них лишь тех покупателей, которые наделены правом владеть данным имуществом.
Внешний управляющий либо приводит торги самостоятельно, либо поручает их проведение специализированной организации. Такая организация не может входить в круг «заинтересованных лиц» в отношении как должника, так и самого внешнего управляющего.
Заинтересованными лицами (ст. 18 Закона) в отношении юридического лица являются:
•материнское или дочернее юридическое лицо;
•руководитель должника, члены совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер (в период исполнения своих обязанностей и в течение года после этого).
Заинтересованными лицами в отношении гражданина являются:
•супруг (супруга);
•родственники по прямой восходящей и нисходящей линии;
•сестры, братья и их родственники по нисходящей линии;
•сестры и братья супруга (супруги).
Процедура торгов в форме аукциона регулируется статьями 447—449 Гражданского кодекса РФ. Статьи, применяемые при продаже части имущества должника, как правило, используются и при распродаже имущества в ходе конкурсного производства.
Уступка прав требования должника является формой ликвидации дебиторской задолженности наряду с взысканием задолженности. Закон подразумевает, что магистральным путем ликвидации дебиторской задолженности является ее взыскание с дебиторов, их поручителей и иных лиц, с которых закон позволяет ее взыскивать. В тех же случаях, когда такое взыскание безуспешно или ведет к громоздкой процедуре (например, к необходимости возбудить дело о банкротстве дебитора), целесообразнее уступить право требования, т.е. по существу продать задолженность того или иного дебитора. Задолженность продается на открытых торгах, если иное не предусмотрено планом внешнего управления. Уступка оформляется гражданско-правовым договором цессии.
Исполнение обязательств должника собственником имущества должника—унитарного предприятия или иными лицами допускается лишь при условии одновременного удовлетворения требований всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов. Мотивами такого действия могут быть те же мотивы, что и при досудебной санации. Не следует считать, что требование одновременно погасить долги лишь конкурсным кредиторам ставит в худшее положение остальных кредиторов (например, бюджет). Поскольку дело о банкротстве не подлежит прекращению (а именно такую цель преследует финансовый донор должника) без расчета со всеми кредиторами, предполагается, что расчет с этими кредиторами будет произведен не позднее, а ранее расчета с конкурсными кредиторами.[5]
Продажа предприятия (бизнеса) должника является наиболее специфической формой восстановления его платежеспособности. В общем виде такая сделка предусмотрена статьей 132 Гражданского кодекса РФ, но подробное ее регулирование впервые проведено Законом «О несостоятельности (банкротстве)».
«Предприятие» здесь понимается не как субъект, а как объект права, комплекс имущества и неимущественных прав, предназначенный для определенной коммерческой деятельности, в современной литературе часто называемой «бизнесом». Одно предприятие — субъект права может вести одновременно несколько таких видов бизнеса, технологически почти не связанных между собой. В качестве отдельного «бизнеса» может рассматриваться, к примеру, производство товаров народного потребления на оборонном предприятии.
Аналитическая часть
По данным бухгалтерского баланса за 4 периода необходимо рассчитать следующие показатели:
Вариант 3
- Проанализировать коэффициент абсолютной ликвидности.
- Проанализировать долю просроченной кредиторской задолженности в пассиве.
Сделать вывод о возможности введения внешнего управления.
Исходные данные для аналитической части
Баланс предприятия ОАО «ХХХ» за 2003 год
Показатели |
Iкв. |
IIкв. |
IIIкв. |
год |
Актив |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Внеоборотные средства |
5000 |
4800 |
4850 |
4700 |
В том числе основные средства |
4800 |
4700 |
4750 |
4500 |
Оборотные активы - всего |
750 |
700 |
550 |
500 |
в том числе: |
||||
Запасы |
400 |
350 |
400 |
250 |
Дебиторская задолженность |
200 |
250 |
100 |
220 |
Денежные средства |
150 |
100 |
50 |
30 |
Всего активов |
5750 |
5500 |
5400 |
5200 |
Пассив |
||||
Собственный капитал |
4900 |
4525 |
4355 |
4180 |
Долгосрочные обязательства |
200 |
275 |
295 |
220 |
Краткосрочные обязательства |
650 |
700 |
750 |
800 |
Всего пассивов |
5750 |
5500 |
5400 |
5200 |
Выручка от реализации |
650 |
670 |
500 |
320 |
Себестоимость реализации |
350 |
400 |
410 |
420 |
Прибыль от реализации |
300 |
270 |
90 |
-100 |
Чистая прибыль |
25 |
17 |
8 |
- |
Решение:
Одним из условий финансового благополучия предприятия является приток денежных средств. Однако чрезмерная величина денежных средств говорит о том, что реально предприятие терпит убытки, связанные с обесценением денег, а также с упущенной возможностью их выгодного размещения. Это говорит о том, что необходимо управлять движением денежных потоков, а для этого на первом этапе анализируется доля денежных средств в составе текущих обязательств, то есть определяется коэффициент абсолютной ликвидности по формуле:
|
|
краткосрочные обязательства
Этот коэффициент показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена на дату составления баланса. Если фактическое значение коэффициента будет меньше 0,2-0,3, то это свидетельствует о дефиците денежных средств на предприятии. В этих условиях текущая платежеспособность будет полностью зависеть от надежности дебиторов.
Для рассматриваемого предприятия коэффициент абсолютной ликвидности имеет значения:
1 квартал:
2 квартал:
3 квартал:
Год: 1 квартал: .
Несмотря на то, что значения этого коэффициента больше критического, введение внешнего управления возможно ввиду его отрицательной динамики – за 1 год этот коэффициент уменьшился больше чем в два раза, а именно с 1,38 до 0,66 пунктов. Можно сделать прогноз, что через 2 квартала (при сохранении той же отрицательной динамики) предприятие будет испытывать дефицит денежных средств – поэтому введение внешнего управления даже целесообразно в этой ситуации.
Проследим долю просроченной дебиторской задолженности в пассиве:
1 квартал: 200 / 5750 = 0,035.
2 квартал: 250 / 5500 = 0,045.
3 квартал: 100 / 5400 = 0,018.
Год: 1 квартал: 220 / 5200 = 0,042.
Как можно видеть из этих расчетов, доля просроченной дебиторской задолженности в целом показывает положительную динамику. Это означает, что предприятие со временем теряет платежеспособность, что говорит о целесообразности введения внешнего управления.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс РФ 4.1,2 – М.; ИВЦ «Маркетинг», 1996г.
2. «О несостоятельности (банкротстве)»: Федеральный закон РФ от 26.10.2002г. № 127-Ф3
3. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон РФ от 27.04.1992 №39-Ф3.
4. Бархатов А.П. Процедуры реструктуризации. - М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 2004.
5. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие, - М.; ИНФРА –М, 2004.
6. Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник. - М.: Высшая школа, 2003. – 178 с.
7. Соболев В.Ф. Моделирование и оптимизация в управлении развитием крупных экономических систем (полный жизненный цикл продукции). - Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.
[1] Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие, - М.; ИНФРА –М, 2004. – с. 67.
[2] Бархатов А.П. Процедуры реструктуризации. - М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 2004. – с. 167.
[3] Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / Базаров Г. З., Беляев С.Г. и др.; Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И.. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2003. – с. 201.
[4] Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник. - М.: Высшая школа, 2003. – 178 с.
[5] Соболев В.Ф. Моделирование и оптимизация в управлении развитием крупных экономических систем (полный жизненный цикл продукции). - Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 256 с.