Вариант 2

Содержание

1. Структура волевого действия............................................................................................................. 3

2. Способы преодоления стрессовых ситуаций..................................................................... 6

3. Диагностика ситуационной и личностной тревожности у испытуемых 10

4. Задача....................................................................................................................................................................... 18

Список использованной литературы............................................................................................ 19

1. Структура волевого действия

Воля – это сознательное целенаправленное действие, связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий.

Волевая деятельность состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли.

К волевым действиям относятся только те действия, которые мы совершаем по необходимости. В этом случае человек заставляет себя действовать по заданной цели, прилагая волевые усилия.

Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.

В каждом простом действии различаются: сенсорный, центральный, моторный, контрольно-корректирующий компонент.

В волевом действии возникающие эмоциональные переживания носят скорее отрицательный характер. Но при успешной реализации цели эмоции всегда положительные.

Для высших форм волевой регуляции самым главным является незначимого, но обязательного для исполнения действия к нравственной сфере личности, т.е. определить в общественном долге свой личностный смысл и направленно идти к завершению цели – это и есть.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

·        осознание цели и стремление достичь ее;

·        осознание ряда возможностей достижения цели;

·        появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

·        борьба мотивов и выбор;

·        принятие одной из возможностей в качестве решения;

·        осуществление принятого решения.

Борьба мотивов - столкновение противоречивых побуждений, между которыми предстоит сделать выбор.

На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап "осознание ряда возможностей достижения цели" - это мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого - установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На 3 этапе возможные пути и средства достижения цели проходят обсуждение в сочетании с имеющейся у человека системой ценностей.

Этап борьбы мотивов и выбора - центральный в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять.

Результатом решения этой проблемы является 5 этап - принятия одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования.

После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения. Он не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, потому что практическое осуществление намеченной цели сопряжено с преодолением препятствий.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия:

1) достижение конкретной цели;

2) человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Начало развития волевой саморегуляции связано с выстраиванием системы соподчинения мотивов или их иерархии:

Иерархия начинается в 6-7 лет и складывается к 10 годам.

Воля тесно связана с мотивационно-смысловой сферой человека, т.е. Чем более нравственный человек, тем сильнее формы его самоконтроля.

Воля выполняет несколько :

·        Функция стимулирования к действию

·        Сознательная саморегуляция

Тормозящая функция

К механизмам волевой регуляции относятся:

·        Изменение побуждения через изменение смысла действия

·        Изменение роли и позиции человека в общности (в обществе)

·        Предвидение результата

Обращение к ритуалам, символам, традициям

Структура волевого действия

 

2. Способы преодоления стрессовых ситуаций

Важнейшим условием защиты человека от психических стрессов является его жизненная стратегия, в частности, система ценностей.

Мудрость долгожителей состоит в том, что они довольны своей жизнью: "Все, чем я обладаю, прекрасно, а, если у меня чего-то нет, это не имеет значения".

Д. Карнеги (1980) приводит меткое высказывание А. Шопенгауэра: "Мы редко думаем о том, что у нас есть, зато всегда - о том, чего нет".

Только разумом человек может взвесить истинную цену того или иного события дня для его собственной жизни. Однако для того, чтобы сформировать антистрессорную стратегию жизни, человеку нужен не только разум.

В глубокой древности на Востоке люди говорили: "Господи, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить, дай мне мужество, чтобы бороться с тем, что я должен изменить, и дай мне мудрость, чтобы суметь отличить одно от другого". Селье (1979) советует избегать стрессов сознанием "собственного потолка достижений", сосредоточением на светлом в жизни, воспоминаниями о своих успехах и радостях.

Формирование оптимизма и психологической устойчивости способствует развитие "смеховой культуры". Видимо, следует пересмотреть отношение к юмору, иронии, остроумию, балагурству как к чему-то второстепенному: это защита человека от самого себя, своего уныния и отчаяния. Недаром говорится: "Веселье от всех бед спасенье", "Шутка - минутка заряжает на час", "Веселого болезнь боится", "Улыбка дарит нам продленье века, злоба старит человека". Было отмечено, что юмористические стимулы повышают, а плач угнетает иммунитет. Так или иначе, стрессы развиваются у каждого человека, даже устойчивого к ним. Тем не менее уже возникший стресс можно ограничить определенными методами.

Внезапное и сильное эмоциональное возбуждение (аффект) можно снизить плотным сжатием губ и медленными дугообразными движениями языка по небу.

Велико успокаивающее действие редкого дыхания, которого можно добиться, удлиняя выдох и делая паузы между выдохами и вдохами.

Практически каждый человек может при желании научиться управлять своим организмом. Так, слюноотделение можно повысить, представив ломтик лимона во рту. Вызвать учащение дыхания и сокращений сердца можно увеличением напряжения мышц рук, ног, спины. Несколько сложнее, но тем не менее доступно большинству людей мышечное расслабление и сосредоточение внимания на ощущениях тепла, тяжести в конечностях, покоя и отдыха, создающих состояние самогипноза.

Такие упражнения являются основой аутотренинга – учения,  которое развито немецким психотерапевтом Шульцем (1932) и в настоящее время широко используется для снятия волнения и тревоги, усталости и неуверенности, развития воли, интеллекта и памяти. Методики аутотренинга, медитации и ряда других традиционных способов воздействия на психическое состояние человека подробно изложены в соответствующих руководствах.

При возникновении стресса и, особенно,  его большой продолжительности хороши и такие средства, как музыка. Автор "музыкальной фармакопеи" П.Г. Шеффлер, рекомендует слушать при меланхолическом настроении оду "К радости" Л. Бетховена, при депрессии - "Короля гномов" Ф. Шуберта, шум прибоя, леса, дождя, птичьи голоса. Около 14% всех записей классической музыки, продающихся в Европе, принадлежит В. Моцарту.Тихая и плавная музыка успокаивает, а громкая и радостная - тонизирует. Вокальное исполнение, перенося человека в другой образ, помогает ему познать себя и - за счет  бессловесного контакта с внешним миром - ощутить себя его частью, идентифицировать себя в нем.

Женщинам, возвращающимся расстроенными с работы домой, специалисты советуют лечь в теплую ванну с ароматной пеной. Мир покажется лучше, "смоются" стрессы дня. Механизмы такого воздействия включают психологический эффект имитации защищенности периода внутриутробной жизни и, конечно, влияния перераспределения кровотока: за счет увеличения кровотока кожи, снижается кровоток в мозгу, что ограничивает эмоциональное напряжение и способствует засыпанию.

Цветовая культура  человека также является фактором, способным повлиять на его настроение и психические стрессы. Известно, что белый цвет может уменьшить психическое напряжение, но быстро утомляет; серый - успокаивает; черный - "давит", страшит, но в малых дозах помогает сосредоточиться. Красный - возбуждает, воодушевляет, при этом учащает дыхание, но на лиц слабых и уставших он действует раздражающе. Коричневый - защищающий, "уютный", но в большой дозе может вызвать апатию. Зеленый и синий - успокаивают и усыпляют, снижают артериальное давление и частоту дыхания. Желтый - возбуждает, создает надежду, способствует мечте и фантазии. Голубой - делает человека более миролюбивым и безмятежным. Фиолетовый - вызывает скрытую активность, повышает внушаемость.

В общении людей друг с другом кроется великий источник психического влияния. Сегодня очень остро стоит проблема одиночества. Одиночество - младшая сестра депрессии. Одинокие люди в 2 раза чаще погибают от рака и болезней сердца, в 4 раза - от дорожных катастроф и самоубийств.

Дейл Карнеги (1992), крупный специалист в области человеческих отношений, подчеркивал, что в общении с другими людьми не следует забывать, что человека от животных отличает стремление к собственной значимости, поэтому надо поощрять людей говорить о себе и научиться слушать.

Имя человека - говорит Карнеги - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке, поэтому следует стремиться запомнить как можно больше имен и использовать их в общении.

"Не судите, да не судимы будете" - гласит библейская мудрость, которую Карнеги интерпретирует словами: "Человеку свойственно обвинять кого угодно, только не самого себя. Критика подобна почтовым голубям, которые всегда возвращаются домой".

Г. Селье (1979) считает, что для ограничения стрессов следует не демонстрировать свои достижения и избегать дружбы с "трудными" людьми.

Одним из регуляторов общения человека с другими людьми, животными и природой в целом является совесть - своеобразная внутренняя самооценка, самопредупреждение и самоосуждение. По сути своей это явление отождествляется с подсознательным страхом, стрессорной реакцией человека на собственный поступок. Совершая зло, человек т.о. разрушает сам себя не только психологически, но и чисто физически, т.к. стресс сложным образом меняет состояние внутренних органов, иммунитета и крови. Не удивительно, что стрессолог Селье высказал идею альтруистического эгоизма как единственного способа длительного выживания человека. Делая добро другому человеку или животному, заботясь о слабых, больных, увечных и проявляя великодушие, можно смягчить внутреннюю тревогу и обрести душевный комфорт.

"С горем переспать - горя не видать" - говорит русская пословица. Великую антистрессорную роль играет ежедневный сон. Также, можно регулировать свои стрессы с помощью движения.

Таким образом, у человека существует огромное множество способов предупреждения и снятия стрессорного напряжения. Знаниями приемов психологической самозащиты должен владеть каждый человек; это не только составная часть общей культуры, но и условие поддержания психологического и соматического здоровья.

Приемы и методы преодоления стрессовых ситуаций:

·        переключиться на диаметрально противоположный вид деятельности по сравнению с тем, который вызвал стрессовую ситуацию.

·        попытаться расслабиться, снять напряжение, используя приемы аутогенной тренировки (дыхательные упражнения; упражнения, ориентированные на терморегуляцию области лба, конечностей и т.д.).

·        заняться любимым видом спорта.

·        заняться любимым делом, хобби.

·        срочно уехать за город, в лес, командировку, которая никак не связана с источником стрессовой ситуации.

·        произвести мысленный анализ и переоценку ценностей; убедить себя, что все это не стоит того нервно-психического напряжения, которое вы пережили.

3. Диагностика ситуационной и личностной тревожности у испытуемых

В течение последнего десятилетия, согласно данным Союза предпринимателей Республики Беларусь, отмечается увеличение удельного веса жителей страны, занимающихся предпринимательской деятельностью. В условиях переходной экономической ситуации предпринимательскую деятельность с определенными оговорками можно рассматривать как своеобразный стрессовый фактор, который может вызывать целый ряд расстройств психической деятельности, таких как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), расстройство адаптации (РА), острая реакция на стресс и пр. На протяжении жизни посттравматическим стрессовым расстройством заболевает около 1% населения, а до 15% населения после тяжелых психических травм могут обнаруживать отдельные симптомы ПТСР. Признаки ПТСР у воинов-интернационалистов, проживающих на территории Республики Беларусь, были выявлены у 62,3% обследованных ?4?. По данным литературы, состояния психической дезадаптации у лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, варьируют с частотой от 35,5 до 69,7 % ?1, 3?. До настоящего времени не проводилось изучение особенностей клинического течения ПТСР и РА у предпринимателей. В силу тяжести ПТСР требуется более скрупулезное наблюдение за пациентом и реабилитация, чем при нарушении адаптации.

Целью данной работы явилось изучение особенностей клиники и течения психических расстройств невротического регистра у предпринимателей и выявление факторов риска, способствующих возникновению нарушения адаптации и посттравматического стрессового расстройства.

Материал и методы

Сплошное, невыборочное обследование предпринимателей Республики Беларусь (840 чел) было проведено с целью выявления частоты и оценки клинико-психопатологических особенностей психических расстройств невротического регистра - нарушений адаптации и посттравматического стрессового расстройства.

Результаты исследования обработаны с помощью статистического пакета Statistica for Windows 5,0.

Дизайн исследования: «случай-контроль», проспективное, сравнительное исследование. Нами было обследовано 840 предпринимателей. Среди обследованных ПТСР и нарушения адаптации составили 5,9% и 37% соответственно. Для исследования было отобрано 50 пациентов с диагнозом ПТСР (F 43.1), из них - 28 мужчин и 22 женщины, 50 - с диагнозом расстройство адаптации (F 43.2), из них 26 женщин и 24 мужчины, 50 человек составили группу сравнения (27 женщин и 23 мужчины). Группа сравнения включала практически здоровых лиц занимающихся предпринимательской деятельностью. Исследуемые группы были разбиты на подгруппы:

1. мелкие предприниматели, работники рынков, ларьков, дистрибьюторы (стаж работы до 5 лет);

2. средние предприниматели: менеджеры, руководители средних фирм (стаж работы от 5 до 10 лет);

3. крупные предприниматели: руководители крупных фирм, директора предприятий (стаж работы свыше 10 лет).

Все рассматриваемые группы были сопоставимы по полу и возрасту (р ? 0,05). Испытуемые были ознакомлены с целью и задачами исследования и дали добровольное письменное согласие на участие в мониторинге. Пациенты получали амбулаторное лечение в Минском городском физкультурно-оздоровительном центре «Долголетие».

Результаты и обсуждение

Таблица 1

Показатели реактивной и личностной тревожности по шкале Спилбергера - Ханина.

Достоверные различия (P? 0,05), были выявлены в следующих случаях:

1. Показатели реактивной тревожности по шкале Спилбергера-Ханина у пациентов с ПТСР достоверно выше по сравнению с группой сравнения и не отличается достоверно от группы с нарушениями адаптации.

2. Уровень личностной тревожности по шкале Спилбергера-Ханина у пациентов с ПТСР достоверно выше по сравнению с группой сравнения и с группой с нарушениями адаптации.

При проведении исследования реактивной и личностной тревожности по шкале Спилбергера–Ханина нами была выявлена особенность, связанная с гендерными различиями испытуемых (табл. 2).

Таблица 2

Показатели реактивной и личностной тревожности по шкале Спилбергера – Ханина в баллах у мужчин и женщин в изученных группах

Во всех исследуемых группах у женщин уровень реактивной и личностной тревожности по шкале Спилбергера – Ханина был выше, чем у мужчин. Для проверки характера взаимосвязи между уровнем тревожности и полом был использован корреляционный анализ. Полученные результаты (r =+0,7765; p?0,03) подтверждают наличие достоверной взаимосвязи.

Дополнительно мы использовали однофакторный дисперсионный анализ с фиксированными эффектами ANOVA, применяемый для оценки степени воздействия определенных факторов на измеряемые данные. Уровень значимости критерия Фишера (p?0,03) свидетельствует о наличия влияния фактора пола на уровень реактивной и личностной тревожности по шкале Спилбергера – Ханина. Можно сделать предположение, что это связано с большей эмоциональной лабильностью и реактивностью женщин (рис. 1).

Рис. 1. Значения реактивной и личностной тревожности в баллах по шкале Спилбергера – Ханина у мужчин и женщин в изученных группах.

Нами была проведена оценка выраженности депрессивной симптоматики по шкале Цунга. Уровень депрессии по опроснику Цунга достоверно выше (p? 0,05) у больных с ПТСР и нарушениями адаптации по сравнению с группой сравнения и достоверно различается между этими группами (табл. 3).

Таблица 3

Показатели выраженности депрессии по опроснику Цунга (в баллах) в группе обследованных

Анализ выявленных особенностей свидетельствует о том, что показатель высокой реактивной тревожности по шкале Спилбергера-Ханина в группе с ПТСР превышает аналогичный показатель в группе сравнения практически в 1,5 раза, тогда как для личностной тревожности он выше в 8,5 раз. Это позволяет сделать предположение, что высокий уровень личностной тревожности по шкале Спилбергера-Ханина может являться фактором риска формирования пограничной психической патологии у изученного контингента (?2=…, p=0,019).

Сходная картина отмечается при изучении распределения уровней депрессии по опроснику Цунга в группах. Если в группе сравнения отсутствуют испытуемые с выраженными депрессивными симптомами, оцениваемыми по шкале Цунга, то в группе ПТСР их 8%, что в 4 раза больше, чем в группе с нарушениями адаптации (p=0,021(?2)).

Далее в исследовании мы исходили из предположения, что продолжительность предпринимательской деятельности может быть модулирующим фактором в формировании психической дезадаптации. В таблицах 4 и 5 нами представлены средние значения уровней личностной и реактивной тревожности по шкале Спилбергера - Ханина и уровни депрессии по опроснику Цунга в различных группах в соответствии со стажем работы в коммерческих структурах.

Таблица 4

Показатели выраженности реактивной и личностной тревожности в баллах, по шкале Спилбергера – Ханина, у лиц с различным стажем предпринимательской деятельности в группах обследованных

Таблица 5

Значения уровня депрессии по опроснику Цунга в баллах у лиц с различным стажем предпринимательской деятельности в группах обследованных

Мы можем отметить устойчивую тенденцию, актуальную для пациентов, страдающих ПТСР, и выявляемую как в отношении тревожной (рис.2), так и депрессивной симптоматики. Наиболее высокие уровни тревоги по шкале Спилбергера - Ханина и депрессии по опроснику Цунга характерны для групп со стажем работы в коммерческих структурах 2-5лет и более 10 лет. В группе со стажем работы от 5 до 10 лет отмечается устойчивое и статистически достоверное (?2=…, p=0,031) снижение тревоги и депрессии, что может быть связано с относительной адаптацией к условиям труда.

В группе с нарушением адаптации при сопоставлении с группой сравнения отмечается увеличение выраженности клинических проявлений по мере роста стажа работы. Таким образом, в этих группах длительность работы в коммерческой структуре может рассматриваться нами как возможный прогностический фактор.

Рис. 2. Показатели реактивной и личностной тревожности в баллах по шкале Спилбергера-Ханина в группах обследованных с различным стажем предпринимательской деятельности

Выводы

1. Среди впервые обследованных в Республике Беларусь лиц занимающихся предпринимательской деятельностью (840 человек), ПТСР и нарушения адаптации составили 5,9% и 37% соответственно

2. Между показателями выраженности тревожной симптоматики (по шкале Спилбергера–Ханина) и депрессивной симптоматики (по опроснику Цунга) у предпринимателей с ПТСР и расстройствами адаптации имеют место статистически достоверные различия (p? 0,05).

3. Подтверждена большая степень тревоги и депрессии при ПТСР по сравнению с группой пациентов с нарушениями адаптации (р? 0,05).

4. Высокий уровень личностной тревожности в процессе предпринимательской деятельности может рассматриваться как фактор риска возникновения психической патологии невротического регистра (?2=…, p= 0,019).

5. Во всех исследуемых группах у женщин уровень реактивной и личностной тревожности по шкале Спилбергера – Ханина был выше, чем у мужчин. Взаимосвязь и влияние фактора "пол" на уровень реактивной и личностной тревожности по шкале Спилбергера – Ханина подтверждена статистически (r?0,78, p?0,003).

6. В группе пациентов, страдающих ПТСР, со стажем работы от 5 до 10 лет отмечается устойчивое и статистически достоверное (?2=…, p= 0,031) снижение тревоги по шкале Спилбергера - Ханина и депрессии по опроснику Цунга. Таким образом, фактор профессионального стажа может быть сопряжен с выраженностью тревожных и депрессивных симптомов.

7. При сопоставлении группы с расстройствами адаптации и группы сравнения увеличение стажа работы в коммерческой структуре может рассматриваться как фактор, сопряженный с характером дезадаптации.

4. Задача

Выберите из предложенного списка слова, относящиеся к характеристике волевого поведения.

Мотив, саморегуляция, самооценка, желание, рефлексия, ненадежность, стремления, цель, эмоции, мышление, уверенность, планирование, усилие, уровень притязаний, движение, рефлекс, реагирование, агрессивность, настойчивость, побуждение, принятие решения, конфликт, сознание, намерение, восприятие, внимание, ценность, установка, свобода выбора.

Решение

К характеристике волевого поведения относятся следующие слова: мотив, желание, стремления, цель, эмоции, мышление, уверенность, планирование, усилие, реагирование, настойчивость, принятие решения, намерение, восприятие, установка, свобода выбора.

Список использованной литературы

1.     Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. - (Руководство для врачей). - М.:Медицина,1993. - 400с.

2.     Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум. - СПб.: Питер, 2001. - 480с.

3.     Панченко Е.А. Расстройства психической адаптации у мелких предпринимателей // Российский психиатрический журнал. - 2002. № 4. - С.20 - 25.

4.     Пушкарев А.Л., Евсегнеев Р.А., Аринчина Н.Г., Доморацкий В.А., Диагностика посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у участников военных действий: Методические рекомендации. Минск, 1999.

5.     Рудестам К. Групповая психотерапия - СПб.:ЗАО "Издательство "Питер", 1999. - 384с.

6.     Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Статистический анализ данных на компьютере. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 528с.

7.     Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Краткое руководство по использованию МКБ - 10 в психиатрии и наркологии. М.: Издательство "Триада-Х", 1999 - 232 стр.