Становление экономической теории. Античная экономическая мысль
Содержание
Введение................................................................................................................................................................. 3
1. Периодизация истории экономического анализа..................................................... 4
2. Теории эволюции экономической науки......................................................................... 7
3. Становление экономической теории. Античная экономическая мысль 9
Заключение...................................................................................................................................................... 11
Список использованной литературы...................................................................................... 12
Введение
Основные представители экономических воззрения древнегреческих мыслителей: Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Зачатки экономической теории, равно как и само слово «экономика», возникли в Древней Греции, в работах некоторых выдающихся древнегреческих мыслителей. Поэтому начало становления экономической науки следует относить именно к этому времени и к этой стране.
Цель работы: рассмотреть становление экономической теории в античной экономической мысли.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
– описать периодизацию истории экономического анализа;
– обозначить теории эволюции экономической науки;
– описать процесс становления экономической теории на примере античной экономической мысли.
1. Периодизация истории экономического анализа
История любой науки никогда не будет адекватной без ее периодизации. Критерием периодизации истории экономического анализа является различие в понимании предмета экономической теории в разные периоды времени. На основании этого критерия можно выделить следующие периоды в истории экономического анализа[1].
I Период. V век до н.э. - середина XVIII века н.э. Начиная от древнегреческих мыслителей (предложивших само понятие «экономики») до меркантилистов экономическая теория понималась как часть моральной философии, т.е. этики. В этот период экономическая наука носила почти исключительно нормативный характер. Тех, что ею занимался, волновали вопросы типа «Какая цена является справедливой?», «Позволительно ли ростовщичество?», «Какие сферы хозяйственной деятельности добродетельны, а какие - нет?» и т.д.
II Период. Конец XVIII века - XIX век. В этот период экономическая теория понимается как наука о материальном богатстве, о законах производства и распределения материальных благ. Такое понимание экономической науки было присуще физиократам, представителям классической политической экономии, а также К. Марксу и его последователям. Такое понимание означает, что экономическая наука трактовалась как наука о хозяйстве, а точнее, о его сегменте, связанным с выпуском материальных благ. Это означает, что сфера услуг исключалась из предмета экономической науки в данный период.
III Период. Конец XIX века - XX век. Согласно современной трактовке, экономическая теория - это наука об особом типе поведения людей - о рациональном поведении. Рациональное поведение субъекта понимается экономистами как стремление к (лично выбранной этим субъектом) цели с учетом всех имеющихся ограничений и возможностей[2]. Иными словами, согласно знаменитому определению известного экономического методолога Л. Роббинса, «Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление»[3].
Как правило, рациональность поведения предполагает то, что это поведение является оптимизирующим[4]. Субъект, сопоставляя все возможные варианты выбора, находит оптимальный вариант, позволяющий наилучшим образом достичь поставленной цели. Все основные экономические зависимости (функции) в современной микро- и макроэкономике «магистрального» направления [mainstream economics] выведены на основе оптимизирующего поведения (максимизации или минимизации) отдельных хозяйствующих субъектов.
III период в истории экономической мысли настал благодаря и после Маржиналистской революции. Такое изменение в понимании предмета экономической науки имело два последствия[5]. С одной стороны, экономическая теория перестала быть только наукой о материальном богатстве. Более того, она вышла за рамки изучения хозяйства; в поле «ее зрения» теперь попадают все сферы человеческой деятельности, в которых имеет место рациональное поведение людей - в том числе заключение брака, рождение детей, посещение церквей, преступность и самоубийства[6]. С другой стороны, все типы поведения, не являющиеся рациональными - например, поведение, основанное на следовании привычкам, аффективное поведение и т.д. - оказались за рамками экономической науки. «Экономическое» стало отождествляться с «рациональным» (см. также гл. 5.1). Таким образом, понимание экономической науки, присущее III периоду истории мысли, имеет свои соответствующие плюсы и минусы.
Соответственно каждую школу экономической мысли можно трактовать как ортодоксальную или еретическую в зависимости от того, «вписывалась» ли она в понимание предмета экономической теории, присущее тому или иному периоду. Так, например, в рамках II периода классическая политическая экономия является ортодоксальным направлением, тогда как немецкая историческая школа - еретическим (поскольку анализ, осуществлявшийся ее представителями, выходил далеко за рамки изучения производства и распределения материальных благ). Точно также в рамках III периода монетаризм, новая классическая школа и новый институционализм можно отнести к ортодоксальным направлениям, тогда как посткейнсианство и эволюционный институционализм (в которых большое значение придается различным типам нерационального поведения) - к еретическим.
2. Теории эволюции экономической науки
Значимость истории экономического анализа зависит от фундаментальных особенностей эволюции науки в целом и экономической науки в частности. К настоящему времени было предложено две теории такой эволюции.
Первая из них - «теория научных революций» - принадлежит Т.Куну. Согласно его теории, развитие науки представляет собой чередование медленных накоплений и усовершенствований научных знаний в общепринятых теоретических рамках, - которые называются «парадигмой» - с одной стороны, и резких скачков от одной господствующей парадигмы к другой - «научных революций» - без каких-либо связующих звеньев между ними. Научные революции возникают только тогда, когда теоретическая и эмпирическая несостоятельность старой парадигмы сочетается с появлением новой парадигмы.
Одна из основных особенностей такого подхода к эволюции науки состоит в том, что в каждый данный момент или период времени рассматриваемая наука отождествляется с господствующей парадигмой. Создание новых концепций в ее рамках никак не связано с содержанием прошлых парадигм. В таком случае роль истории науки в целом и экономической науки в частности сводится почти к нулю.
Большинство экономистов принимает альтернативную теорию эволюции науки, - «теорию научно-исследовательских программ» - выдвинутую И. Лакатосом. И. Лакатос отвергает идею радикальной смены парадигм («научно-исследовательских программ» на языке его терминологии). По его мнению, развитие науки представляет собой постоянную конкуренцию научно-исследовательских программ - теоретических рамок для создания концепций и моделей. Каждая из таких программ может быть охарактеризована как состоящая из двух основных элементов: неизменного «жесткого ядра» неопровержимых аксиом, формирующих ее сущность, и изменчивого «защитного пояса» вспомогательных гипотез (концепций, моделей), которые призваны «принять основной удар проверок». Разгром одного защитного пояса данной научно-исследовательской программы отнюдь не означает ее краха; после формирования другого, нового защитного пояса эта программа может выйти из состояния упадка и непопулярности и вновь занять лидирующие позиции. Например, к жесткому ядру неоклассической «научно-исследовательской программе» относятся, в частности, предпосылка рационального поведения и идея нейтральности денег в длительном периоде; а монетаристская теория спроса на деньги представляет собой изменение в защитном ядре этой «программы».
При таком подходе значимость истории науки в целом и экономической науки в частности трудно переоценить. Фактически история экономического анализа превращается в анализ исторической эволюции различных конкурирующих научно-исследовательских программ и, соответственно, играет огромную роль для серьезного изучения современной экономической теории.
3. Становление экономической теории. Античная экономическая мысль
Принято считать, что слово «экономика» было придумано Ксенофонтом, который написал книгу по моральной философии «Домострой». Это книга о том, как должно вести домашнее хозяйство (что тесно связано со значением самого слова «экономика»: «ойкос» - дом, домашнее хозяйство; «номос» - закон). Она содержит, в частности, следующие важнейшие экономические понятия и идеи.
а) Идея разделения труда и его связи с размерами рынка (данный аспект занял важное место в теории А. Смита).
б) Выделение двух свойств («сторон») товара. С одной стороны, каждый товар характеризуется какими-либо полезными свойствами, которыми может воспользоваться его обладатель (здесь мы можем наблюдать зародыш идеи полезности). С другой стороны, каждый товар способен к обмену (а здесь мы можем наблюдать зародыш идеи меновой ценности или цены). Идея о двойственности сторон товара позднее стало одним из центральных элементов учения классической политической экономии.
в) Анализ роли денег. Деньги, согласно воззрениям Ксенофонта, играют важную роль в хозяйстве, поскольку облегчают обмен.
Для Ксенофонта, как и для древнегреческих мыслителей в целом, характерно отрицательное отношение к ростовщичеству. Этот вид деятельности, по его мнению, выходит за рамки того, что разрешает этика (напомним, что в I период истории экономической мысли экономическая теория понималась как часть моральной философии). С его точки зрения, самое почетное и этически добродетельное занятие - земледелие.
В наибольшей степени из всех древнегреческих мыслителей проблематикой экономической теории занимался Аристотель. К его работам, в которых разбираются экономические проблемы, следует отнести такие, как «Никомахова этика» и «Политика».
Аристотель выделяет два вида хозяйственной деятельности. Первый вид - собственно «экономика» - натуральное хозяйство, включающее земледелие, ремесло и мелкую торговлю. Экономика связана с удовлетворением естественных потребностей людей и является оправданной с точки зрения моральной философии. Второй вид - так называемая «хрематистика», включающая крупную торговлю и ростовщичество. Она связана с наживой, безграничным накоплением богатства в денежной форме и является плохой с позиций этики.
При этом между экономикой и хрематистикой нет «водонепроницаемого барьера». Например, если торговая деятельность направлена на удовлетворение необходимых потребностей, то она «вписывается» в экономику, а если ее цель - нажива, то ее следует отнести к хрематистике. Точно также нельзя однозначно говорить об этичности употребления денег. Если деньги используются в обмене, который осуществляется в рамках экономики, то тогда их использование оправдано с моральной точки зрения; если же они применяются, например, в ростовщических операций, то это нарушает нормы этики, из которых исходит Аристотель. Дело в том, что деньги по своей природе не способы приносить какие-либо «плоды»; иными словами, «деньги не рождают деньги». Поэтому барыш, получаемый ростовщиком, является результатом не «хозяйственной силы денег», а эксплуатации кредитором должника.
У Аристотеля также появляются зачатки идей о справедливой цене товара (которые получили дальнейшее развитие в работах средневековых схоластов). По его мнению справедливая, т.е. соответствующая требованиям этики, цена товара должна отражать затраты труда на его производство.
Заключение
Развитие экономической науки происходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными хозяйственными проблемами и пытались их разрешить.
История ее развития является одновременно историей развития отношений труда и собственности, разделения и обобществления труда, развития отношений обмена и в целом рыночных отношений.
Знакомство со всем многообразием концепций экономической теории является абсолютно необходимым условием формирования полного экономического знания.
Список использованной литературы
Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. СПб. 1998. С. 17.
Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Экономистъ, 2004. – 453 с.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело-ЛТД, 1994.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрист, 2001.
Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. – М.: Экономика, 1995.
Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрист, 2000.
Негиши Т. История экономической теории. – М.: АО Аспект Пресс, 1995.
Негиши Т. История экономической теории. М., 1995.
Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. Том 1. Вып. 1. 1993.
Розмаинский И.В., Холодилин К.А. История экономического анализа на Западе. Текст лекций / под общ. ред. И.В. Розмаинского. – СПб.: СпбГУ, 2000.
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли – М.: Прогресс, 1968.
Экономическая теория: Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений /Под ред. В.Д. Камаева. – 6-е изд.. перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000.
[1] Описываемая ниже периодизация, положенная, как уж было отмечено выше, в основание настоящей книги, была предложена О. И. Ананьиным; в частности, он говорил о ней в своих устных выступлениях на «CRASH-программе» - курсах повышения квалификации преподавателей вузов в рамках проекта TACIS в мае 1999 г. в ГУ-ВШЭ (Москва).
[2] Если действительно учитываются все ограничения и возможности, то тогда рациональность является полной. В противном случае рациональность ограниченна
[3] Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. Том 1. Вып. 1. 1993. С. 18. Впервые данный очерк Л. Роббинса был опубликован в 1935 году.
[4] Точнее говоря, полная рациональность всегда означает оптимизацию. При ограниченной рациональности оптимизация также возможна (как у неоинституционалистов), но чаще всего поведение сводится к поиску первого «удовлетворительного» варианта, что противоречит оптимизационному подходу
[5] Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. СПб. 1998. С. 17.
[6] Хотя вообще говоря, такой «выход» экономической теории за рамки исследования хозяйства (т. е. производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), - названный «экономическим империализмом» - стал происходить далеко не сразу после Маржиналистской революции: лишь в 1950-1960-е годы.