Содержание

Содержание.. 2

Введение.. 3

1. Виды налогов и их определения. 4

2. Традиционная классификация налогов. 7

3. Международные классификации налогов и сборов. 10

Заключение.. 15

Список литературы... 16

Введение

Проводимые экономические и социальные реформы в России дают как положительные, так и негативные результаты. В процессе их проведения выявилось множество проблем.

Одна из наиболее сложных проблем, выявившихся при осуществления проводимой в России экономической реформы являются налоги и налоговая система.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьёзной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая  система - это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьёзной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.

Цель выполнения контрольной работы – изучение видов налогов и их классификацию

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить виды налогов и их определение

2. Рассмотреть традиционную систему классификации налогов

3. Рассмотреть международную систему классификации налогов

Методы исследования – анализ научно-методической, учебной и периодической литературы, а также обобщение результатов анализа.

1. Виды налогов и их определения

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, от природы и задачи государства. Приводимое в большинстве учебников по финансам и налогообложению определение налога, которое в обобщенном виде выглядит как "обязательный платеж физических и юридических лиц, взимаемый государством", экономически верное, но, думается, недостаточно полное[1].

Во-первых, данное понятие не устанавливает безвозмездность данного платежа, которая отличает его от других платежей и сборов, взимаемых государством с населения и юридических лиц возмездно и не являющихся поэтому налогом. Действительно, налоги, в отличие от заемных средств, изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним. Поэтому они носят принудительный и безвозмездный характер. В связи с этим не могут быть отнесены к налогам различного рода взносы, вклады, а также штрафы, уплачиваемые в соответствии с заключенными договорами. Не являются также налогами штрафные санкции за нарушение налогового и другого законодательства.

Во-вторых, данное понятие не устанавливает цели взимания налоговых платежей.

И наконец, в-третьих, не установлена индивидуальность данного платежа, исключающая возможность перенесения уплаты налога на другое лицо или на группу лиц.

Нередко определение налога увязывается с его зачислением в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные государственные социальные фонды. Думается, что этого делать не следует по следующим основаниям. Во-первых, сущность налога не зависит от того, куда он зачисляется. Во-вторых, понятие налога - категория объективная, и она не может изменяться в зависимости от того, куда субъективная воля законодателя направит налог для реализации им присущих ему функций. Тем более что названия фондов и направления зачисления налога могут меняться. Государство в лице законодательной власти может зачислять налог и в другие внебюджетные фонды, необходимость в образовании которых может возникнуть.

Наиболее полное определение налога дано в первой части Налогового кодекса Российской Федерации, хотя в этом определении есть достаточно спорные моменты. Статья 8 Кодекса определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В налоговую систему России, кроме налогов как таковых, входят также приравненные к ним сборы, отличительная особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Перечень сборов, как и налогов, в нашей стране включен в Налоговый кодекс, и поэтому на сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством России[2].

Установленное в Налоговом кодексе определение достаточно полно характеризует понятие налога. Вместе с тем в данной формулировке отсутствует одна немаловажная деталь: данный платеж должен быть законодательно установлен, т.е. взимание налога может осуществляться только на правовом основании, по юридически установленным правилам.

Кроме того, данное определение страдает еще одним серьезным недостатком. Уплата налога жестко увязывается с денежной формой его внесения. Подобная увязка ограничивает возможности уплаты налога в других формах.

Естественно, что денежная форма должна быть и фактически является основной формой уплаты налогов в любой налоговой системе. Но она не может быть и фактически не является единственной. Теория и мировая практика не исключают возможности уплаты налога в натуральной форме. В частности, такое право получают налогоплательщики, участвующие в соглашениях о разделе продукции, которые платят налог в виде части добытых полезных ископаемых.

И последнее. Предусмотренное в данном определении взимание налогового платежа в форме отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств противоречит Конституции России, поскольку согласно Основному закону страны лишение имущества может быть произведено только лишь по решению суда.

Таким образом, можно дать следующее определение налога: "Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, а также в целях выполнения налогами возложенных на них функций государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Иначе говоря, налоги должны быть объединены в единую целостную систему[3].

2. Традиционная классификация налогов

Согласно ст.12 НК РФ в Российской Федерации установлены три вида налогов и сборов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы); местные налоги и сборы.

Федеральными являются: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц (согласно гл.23 части второй НК РФ - налог на доходы физических лиц); взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы[4].

Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее компетенция субъекта Российской Федерации в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки, которая полагается ему в соответствии с законодательством. Например, по налогу на прибыль организаций определена ставка до 24%, распределяемая между федеральным и региональными бюджетами. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.

Между федеральным и региональными бюджетами распределяются: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; подоходный налог с физических лиц (согласно гл.23 части второй НК РФ - налог на доходы физических лиц); платежи за пользование природными ресурсами; налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

Налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) - это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации или иными законодательными актами принадлежит субъектам Российской Федерации. Поступления от налогов субъектов Российской Федерации либо зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации, либо распределяются между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами.

Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов. Введение в действие региональных налогов производится законами субъектов Российской Федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному региональному налогу и предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Региональными являются следующие налоги и сборы: налог на имущество организаций (регулирующий налог, частично зачисляемый в местные бюджеты); налог на недвижимость (при его введении в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога); дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

Местные налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

Платежи по местным налогам и сборам поступают в местные бюджеты. Введение в действие местных налогов производится нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местными являются следующие налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.

В настоящее время в соответствии с ч.5 ст.12 НК РФ региональные и местные органы власти не вправе устанавливать региональные и местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. Данное положение сопоставимо с полномочиями региональных и местных властей развитых европейских стран, где роль федеральных органов в налоговом правотворчестве является ведущей.

Налоги по объектам налогообложения подразделяются на налоги с выручки, определенных видов затрат, отдельных объектов имущества, прав и т.п.

По источникам покрытия налоги подразделяются на налги с выручки, относящиеся на себестоимость и налоги за счет прибыли предприятия[5].

Кроме вышеперечисленной классификации, можно предложить классификация налогов осуществляется на основе признаков[6].

Во-первых, налоги подразделяются на общие и особенные.

Общие - налоги взимаемые с продаж, с имущества, с дохода.

Особенные - налоги взимаемые с определенного вида имущества или с определенного дохода (например, налоги на автомобили или на наследство).

Во-вторых, налоги классифицируют на прямые, косвенные и безразличные.

Прямые - налоги уплачиваемые непосредственно из того источника, который обложен этим налогом (налог на доход , налог на капитал, уплачиваемый из прибыли от этого капитала).

Косвенные - те налоги, которые вносятся в казну одной категорией, но фактически оплачиваются другой (например, налог с продаж или НДС, которые вносятся в казну продавцом, но фактически оплачиваются покупателем, так как продавец прибавляет этот налог к цене своего товара).

Безразличные - налог, источник уплаты которого не имеет значения и поэтому может быть любой комбинацией доходов (например, поголовный налог, налог на собак).

В основе данной классификации лежит теоретическая возможность перенесения налогов на потребителей продукции. На практике возникают трудности, связанные с тем, что прямые налоги также могут быть переложены на потребителя, а косвенные налоги не всегда можно полностью переложить на потребителя.

3. Международные классификации налогов и сборов

С учетом исторических особенностей образования современной налоговой системы и потребностей налогового планирования все существующие сейчас в зарубежных странах налоги можно классифицировать следующим образом[7]:

I. Налоги с натуральной базой обложения:

1.                подомовые налоги;

2.                подушевые налоги;

3.                специфические таможенные пошлины и т.п.;

II. Налоги со стоимостной базой обложения:

2.1. Налоги на базе валового дохода:

·                     акцизы;

·                     налог с оборота;

·                     таможенные пошлины;

·                     налоги на имущество, капитал;

·                     налоги на проценты, дивиденды и т.д.

2.2. Налоги на базе чистого дохода:

·                     корпоративный налог;

·                     налог на индивидуальные доходы;

·                     налог на добавленную стоимость;

·                     налог на наследство.

В отношении налогообложения физических лиц к концу ХХ века практически во всех развитых странах с рыночной экономикой осуществлен переход к системе налогообложения на основе годовой суммы чистого дохода налогоплательщика. Главным условием такого перехода стало введение лимита сумм взимаемых с него налогов, не превышающего пределов этого дохода. В прошлом необходимости этого ограничения не придавалось должного значения, разные виды налогов вводились сами по себе, действовали обособленно друг от друга, поэтому суммирование внешне невысоких ставок разных налогов, но устанавливаемых на базе валового, а не чистого дохода, нередко приводило для некоторых категорий населения к обложению, превышающему весь объем получаемых доходов и, соответственно, к их разорению и прогрессирующему обнищанию. Сейчас этому обстоятельству придается весьма важное значение, особенно если учесть, что в некоторых странах через налоги перераспределяется до 3/ 5 всей суммы национального дохода. Для обеспечения этого условия пришлось создать новые формы взаимного учета различных видов налогов.

Специальная система налогообложения существует для корпоративного сектора бизнеса. Все капиталистические предприятия, образованные в форме акционерных компаний (в США – корпораций), облагаются специальным корпоративным налогом (corporate income tax). Его ставка составляет обычно 45–60% и базой обложения служит налогооблагаемая прибыль корпорации. Оставшаяся после уплаты корпоративного налога часть прибыли облагается налогом на дивиденды, если она распределяется среди акционеров, и налогом на перераспределение прибыли – если она остается в виде резервов корпорации.

Итак, согласно международной классификации, налоги делятся на[8]:

1). Подоходные налоги, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости капитала.

Это налоги, которые взимаются с реального или предполагаемого чистого дохода

1.1. С частных лиц и домашних хозяйств,

1.2. С корпораций и прочих предприятий,

1.3. Налоги на прирост рыночной стоимости капитала, полученные либо за счет продажи земли, либо операций с ценными бумагами или другими активами.

К этой группе относятся любые налоги на доходы от собственности, земли или недвижимого имущества, которые взимаются на основе предполагаемого чистого дохода как часть подоходного налога. Но в эту группу не включаются налоги на собственность, взимаемые на основе дохода с аренды.

Эта категория объединяет налоги с различными базами:

o        подоходные налоги,

o        налоги на прибыль,

o        налоги на доходы от азартных игр.

2) Отчисления на социальное страхование.

2.1. Взносы работающих по найму

2.2. Отчисления работодателей

2.3. Взносы работающих не по найму или неработающих

2.4. Прочие неразделимые отчисления на социальное страхование

3.) Налоги на фонд заработной платы.

4.) Налоги на собственность.

4.1. Периодические налоги на недвижимое имущество

4.2. Периодические налоги на чистую стоимость имущества.

4.2.1. С населения

4.2.2. С корпораций

4.3. Налоги на имущество, передаваемое и получаемое по наследству, налоги на дарения

4.4. Налоги на финансовые операции и операции с капиталом

4.5. Единовременные налоги на собственность

4.6. Прочие периодические налоги на собственность

5.) Внутренние налоги на товары и услуги

5.1. Общие налоги с продаж, налоги с оборота или налоги на добавленную стоимость

5.2. Акцизные сборы

5.3. Прибыли фискальных монополий

5.4. Налоги на отдельные виды услуг

5.5. Налоги на пользование товарами либо на право пользования товарами или проведение определенных видов деятельности

5.5.1. Лицензии на проведение предпринимательской деятельностью

5.5.2. Налоги на автотранспортные средства

5.5.3. Прочие налоги на пользование товарами либо на право пользования товарами или на право занятия определенным видом деятельности

5.6. Прочие налоги на товары и услуги

6.) Налоги на международную торговлю и внешние операции

6.1. Импортные пошлины

6.1.1. Таможенные пошлины

6.1.2. Прочие сборы по импорту

6.2. Экспортные пошлины

6.3. Прибыль экспортных или импортных монополий

6.4. Прибыль от операций с иностранной валютой

6.5. Налоги на операции с иностранной валютой

6.6. Прочие налоги на международную торговлю и внешние операции.

Заключение

В ходе написания контрольной работы были изучены понятие и виды налогов.

Перечень сборов, как и налогов, в нашей стране включен в Налоговый кодекс, и поэтому на сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством России.

Установленное в Налоговом кодексе определение достаточно полно характеризует понятие налога. Вместе с тем в данной формулировке отсутствует одна немаловажная деталь: данный платеж должен быть законодательно установлен, т.е. взимание налога может осуществляться только на правовом основании, по юридически установленным правилам.

Кроме этого была дана классификация налогов, определяемая налоговым кодексом РФ и международная классификация налогов.

В соответствии с НК РФ все налоги подразделяются на: федеральные, региональные, местные.

В международной практике классификация налогов осуществляется не по принципу бюджетного назначения, а по принципу классификации объектов обложения.

Список литературы

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ) (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля 2002 г.);

2.      Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ  "О внесении изменений дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Рос­сийской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах";

3.     Федеральный закон Российской Федерации «О налоге на имуще­ство предприятий» от 13 декабря 1991 года - 2030-1

4.     «Налог на доходы с физических лиц», серия налоги года 2004.

5.     Черник Д.Г., Павлова Л.П., Дадышев А.З., Князев В.Г. «Налоги и налогообложение» М.: ИНФРА-М, 2004. (Серия: Высшее образование)

6.     Мамедов О.Ю.  «Современная экономика»,  Ростов-на-Дону «Феникс»  2003.

7.     Семенов О.Д. Налоги и налогообложение: учебник для ВУЗов. – М.: Финансы и статистика, 2004.

8.     Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение» Учебник. 2-ое издание переработанное и дополненное - М.:ИНФРА-М, 2004.


[1] Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение» Учебник. 2-ое издание переработанное и дополненное - М.:ИНФРА-М, 2004. – с. 199

[2] Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение» Учебник. 2-ое издание переработанное и дополненное - М.:ИНФРА-М, 2004. – с. 180.

[3] Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение» Учебник. 2-ое издание переработанное и дополненное - М.:ИНФРА-М, 2004. – с. 210.

[4] Налоговый кодекс РФ.

[5] Налоговый кодекс РФ.

[6] Черник Д.Г., Павлова Л.П., Дадышев А.З., Князев В.Г. «Налоги и налогообложение» М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 180.

[7] Семенов О.Д. Налоги и налогообложение: учебник для ВУЗов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 67.

[8] Мамедов О.Ю.  «Современная экономика»,  Ростов-на-Дону «Феникс»  2003. – с. 191.