Приложение 1
Порядок бухгалтерского учета удержаний из заработной платы
Содержание операции |
Документы |
Корреспондирующие счета |
||
Дебет |
Кредит |
|||
Расчет обязательных удержаний из начисленных сумм работников |
||||
Удержание налога на доходы физических лиц |
Расчетная ведомость, налоговая карточка (форма 1-НДЛФ |
70 |
68 |
|
Удержания по исполнительным листам |
Исполнительный лист или личное заявление ответчика об удержании суммы |
70 |
76 |
|
Расчет удержаний по инициативе администрации и сумм работников |
||||
Удержание неиспользованных авансовых сумм |
Авансовый отчет, бухгалтерская справка |
70 |
71 |
|
Удержание за допущенный брак |
Акт о производственном браке, наряд на исправление брака, распоряжение о взыскании |
70 |
73 |
|
Удержание за причиненный материальный ущерб |
Договор о материальной ответственности, заявление работника о согласии удержания за ущерб, распоряжение о взыскании, выписка из решения суда |
70 |
73 |
|
Удержания за форменную одежду |
Карточка учета выдачи форменной одежды |
70 |
73 |
|
Удержания за товар проданный в кредит |
Поручение-обязательство из магазина |
70 |
73 |
|
Удержание излишне выплаченной заработной платы |
Распоряжение об удержании |
70 |
73 |
|
Удержание займов и ссуд |
Договор займа, ссуды |
70 |
73 |
|
Удержание по договорам добровольного страхования |
Личное заявление застрахованного |
70 |
76 |
|
Удержание на благотворительные цели |
Личное заявление работника |
70 |
76 |
|
Приложение 2
Учет выдачи заработной платы имуществом
Содержание операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
|
дебет |
кредит |
||
Отражена выручка от передачи прочего имущества в счет погашения задолженности по оплате труда |
70 «Расчеты по оплате труда» |
91-1 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы» |
120000 |
Списана себестоимость прочего имущества организации |
91-2 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы» |
08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 21 «Полуфабрикаты собственного производства» |
54050 |
Начислен НДС |
91-2 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы |
68-НДС «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС» |
20000 |
Списана амортизация по выбывшему имуществу (при передаче основных средств или нематериальных активов) |
02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» |
01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы» |
48500 |
Отражена прибыль (убыток) от передачи прочего имущества в счет выплаты доходов |
91-9 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прибыль» (99 «Прибыли и убытки») |
99 «Прибыли и убытки» (91-9 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Убыток») |
17450 |
Приложение 3
Типовые корреспонденции по учету расчетов по заработной плате
в ООО «Пепси Интернешенел Боттлерс»
Содержание операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
|
|||
дебет |
кредит |
|
||||
Начислена заработная плата работникам основного производства |
20 «Основное производство» |
70 «Расчеты по оплате труда» |
152000 |
|
||
Начислена заработная плата работникам вспомогательного производства |
23 «Вспомогательное производство» |
70 «Расчеты по оплате труда» |
96054 |
|
||
Начислена заработная плата работникам обслуживающего производства |
29 «Обслуживающие производства и хозяйства» |
70 «Расчеты по оплате труда» |
28000 |
|
||
Начислена заработная плата работникам, обслуживающим основное (вспомогательное) производство |
25 «Общепроизводственные расходы» |
70 «Расчеты по оплате труда» |
16000 |
|
||
Начислена заработная плата управленческому персоналу |
26 «Общехозяйственные расходы» |
70 «Расчеты по оплате труда» |
68540 |
|
||
Начислена зарплата работникам, занятым в процессе продажи продукции (товаров) |
44 «Расходы на продажу» |
70 «Расчеты по оплате труда» |
78940 |
|
||
Начислена заработная плата работнику, занятому в создании (покупке, модернизации) основного средства или нематериального актива |
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
70 «Расчеты по оплате труда» |
4500 |
|
||
Начислена заработная плата работникам за счет созданного резерва |
96 «Резервы предстоящих расходов» |
70 «Расчеты по оплате труда» |
1250 |
|
||
Начислена заработная плата работникам организации за счет нераспределенной прибыли (например, материальная помощь) |
84 «Нераспределенная прибыль» |
70 «Расчеты по оплате труда» |
1500 |
|||
Приложение 4
Оценка системы внутреннего контроля в ООО «Пепси Интернешенел Боттлерс»
Да (1) |
Нет (0) |
|
Организационная структура объекта |
||
1. Разработана и утверждена схема организационной структуры экономического субъекта по отделам (функциональным обязанностям на МП) с указанием управленческих связей, подчиненности отделов (исполнителей) |
0 |
|
2. Разработана и утверждена схема организационной структуры подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета с указанием управленческих связей, подчиненности исполнителей |
0 |
|
3. Имеется ли разработанный и утвержденный график документооборота в виде перечня по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых подразделениями и отдельными исполнителями, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ |
0 |
|
Разделение обязанностей, полномочий, ответственности (контрольная среда) |
||
. Распределение обязанностей и полномочий между сотрудниками, обеспечивающими осуществление реальной коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, и сотрудниками, обеспечивающими отражение этих операций в бухгалтерском учете |
0 |
|
5. Разделение функций (обязанностей) между работниками, выполняющими операции на определенном участке с возможностью контроля за ведением учета на участке в целом |
0 |
|
6. Имеются должностные инструкции для работников бухгалтерии и учетных служб с распределением обязанностей, определением ответственности и установлением пределов полномочий в соответствии с занимаемой должностью |
0 |
|
7. Установлен круг должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов |
1 |
Продолжение приложения 4
8. Назначены приказом материально ответственные лица. Заключены с ними договоры о полной материальной ответственности |
1 |
||
Обеспечение условий сохранности имущества, денежных средств, учетных регистров, документов |
|||
9. В целях контроля за сохранностью документации все документы по учету расчетов по оплате труда сброшюрованы и последовательно пронумерованы для облегчения их поиска при необходимости |
0 |
||
10. Учетные регистры хранятся в сейфах или отдельных, специально оборудованных помещениях |
0 |
||
Внутренний контроль активов |
|||
11. Утверждены и действуют внутренние контролирующие органы: – служба внутреннего аудита – разработано в соответствии с уставом и действует Положение о ревизоре и ревизионной комиссии; – назначена и утверждена руководителем инвентаризационная комиссия |
1 |
0 0 |
|
12. Внутренними контролирующими органами проводятся ревизионные и инвентаризационные плановые и внезапные проверки на предмет выяснения соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию по учету расчетов по оплате труда |
0 |
||
Кадровая политика |
|||
15. Проводятся мероприятия по обучению, повышению квалификации кадров |
0 |
||
Всего |
3 |
12 |
|
Приложение 5
Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом ООО «Пепси Интернешенел Боттлерс»
Проверяемая организация |
ООО «Пепси Интернешенел Боттлерс» |
||
Период аудита |
с 1.01.04 по 31.12.03 |
||
Количество человеко-часов |
88 |
||
Руководитель аудиторской группы |
Петров П.Н. |
||
Планируемый аудиторский риск |
5% |
||
Планируемый уровень существенности |
1) качественно - соответствие действующему законодательству 2) количественно - 1,5% |
||
Планируемые виды работ |
Период |
Исполнители проведения |
|
1. Аудит оформления первичных документов |
5.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
|
2. Аудит системы начислений заработной платы |
5.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
|
3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы |
7.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
|
4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета |
8.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
|
5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды |
8.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
|
Приложение 6
Программа аудита
Проверяемая организация |
ООО «Пепси Интернешенел Боттлерс» |
|||
Период аудита |
с 1.01.03 по 31.12.03 |
|||
Количество человеко-часов |
88 |
|||
Руководитель аудиторской группы |
Петров П.Н. |
|||
Состав аудиторской группы |
Петров П.Н., Самарин В.И. |
|||
Планируемый аудиторский риск |
5% |
|||
Планируемый уровень существенности |
1) качественно - соответствие действующему законодательству 2) количественно - 1,5% |
|||
Перечень аудиторских процедур |
Период |
Исполнители проведения |
Проверяемые документы |
|
1. Аудит оформления первичных документов |
||||
1.1. Определение степени унификации первичных документов по учету персонала и рабочего времени |
5.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Приказы о приеме на работу, увольнении, табели учета использования рабочего времени, личные карточки, коллективный договор |
|
1.2. Проверка правильности учета рабочего времени |
5.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Табели учета использования рабочего времени, график-календарь |
|
1.3. Проверка правильности оформления расчетно-платежных документов |
5.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые ордера |
|
1.4. Проверка правильности учета депонированной зарплаты |
5.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Книга учета депонированной заработной платы, депонентские карточки, расходные кассовые ордера |
|
Продолжение приложения 6
2. Аудит системы начислений заработной платы |
|||
2.1 Проверка обоснованности начислений за особые условия труда: а) сверхурочные работы и работу в ночное время; |
10.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Приказы руководителя, расчетно-платежные ведомости, табели учета использования рабочего времени, лицевые счета, перечень расчетно-платежные ведомости |
б) работу в выходные и праздничные дни; в) выполнение работ с тяжелыми и вредными условиями труда; г) работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями |
работ, личные карточки |
||
2.2. Проверка правильности документирования и оплаты простоев |
10.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Табель учета рабочего времени, листки о простое, расчетно-платежные ведомости, акты с приложением списка работников |
2.3. Проверка правильности документирования и оплаты работы в случае брака |
10.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Акты о браке, приказы руководителя, расчетно-платежные ведомости, личные карточки |
2.4 Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей |
10.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Приказы руководителя, заявления работников, расчетно-платежные ведомости, личные карточки |
Продолжение приложения 6
2.5. Проверка правильности расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ |
10.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Заявления работников на выплату пособий, листки нетрудоспособности, путевки на санаторно-курортное лечение, счета организаций, оказывающих услуги, расчетно-платежные ведомости, личные карточки |
2.6. Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц |
12.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию |
3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы |
|||
3.1. Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления налога на доходы физических лиц |
12.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию |
3.2. Определение соответствия применяемых ставок налога действующему законодательству |
12.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию |
3.3. Проверка правильности удержаний по исполнительным листам |
12.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Исполнительные листы, расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости |
4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета |
|||
4.1. Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета |
14.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Журналы-ордера №10, ведомости №12, 13, 15, Главная книга |
Продолжение приложения 6
4.2. проверка правомерности отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) выплат, начисленных персоналу ООО «Пепси Интернешенел Боттлерс» |
14.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Журналы-ордера №10, ведомости №12, 13, 15, Главная книга, приказы |
|
||
4.3. Проверка правильности отнесения страховых взносов во внебюджетные фонды на себестоимость продукции (работ, услуг) |
14.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Журнал-ордер 10, Главная книга |
|||
4.4. Проверка обоснованности расходов ДЦРС по подготовке и переподготовке кадров, правильности отнесения таких выплат на себестоимость продукции (работ, услуг) |
14.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Журналы-ордера №10, ведомости №12, 13, 15, Главная книга, приказы, первичные документы (договоры на обучение, акты о выполненных работах) |
|||
5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды |
||||||
5.1. Проверка правильности исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды и своевременность их перечисления по назначению |
15.01.04 |
Петров П.Н. Самарин В.И. |
Разработочная таблица «Сводка начисленной зарплаты по составу и категориям работников, учета расчетов с работниками по страхованию и распределение заработной платы (с вкладным листом)», журналы-ордера №10, ведомости №12, 13, 15, отчетные декларации по расчетам с органами социального страхования и обеспечения |
|||
Приложение 7
Результаты проверки учета оплаты труда работников
№ п/п |
Перечень аудиторских процедур |
Объем информации |
Техника исполнения |
Результаты проверки |
1 |
Проверка наличия штатного расписания, коллективного договора, положений о премировании |
За 2003 год |
Последовательно просмотрены все приказы об изменениях штатного расписания, изменения (дополнения) к положению о премировании |
Отсутствует коллективный договор |
2 |
Проверка оформления первичный учетных документов, служащих основанием отражения в учете операций по оплате труда |
За I первое полугодие 2003 года |
Последовательно просмотрены все платежные ведомости за период, предусмотренный выборкой, и было выяснено: – имеется ли подпись руководителя и главного бухгалтера; – в случаях временной подмены первых лиц уполномоченными, на которых возложены обязанности письменным распоряжением руководителя ООО «Пепси Интернешенел Боттлерс», нет ли платежных ведомостей с подписями этих лиц более раннего срока, чем дата их назначения |
Отсутствуют приказы на замещение первых лиц |
Продолжение приложения 7
3 |
Установление полноты документов для предоставления льгот персоналу ООО «Пепси Интернешенел Боттлерс» и выплаты пособий |
Папка справок |
Последовательно сверены льготы, указанные в лицевых счетах, и наличие справок по каждому из работников в проверяемом периоде |
Отсутствуют заявления работников о предоставлении им льгот |
4 |
Проверка наличия справок-вызовов из учебных заведений, договоров на обучение, актов о выполненных работах |
Папка справок |
Последовательно просмотрены табели учета рабочего времени за проверяемый период и дни отпуска по учебе сверены с наличием справок-вызовов из учебных заведений, затем проверена начисленная оплата в расчетных ведомостях и отражение в учете этих операций |
Нарушений не выявлено |
5 |
Проверка регистрационных документов в фондах социального страхования |
Папки учредительных документов |
Проверить расчеты с фондами социального страхования, соответствие данных в них Главной книге и наличие подписей, уполномоченных лиц при сдаче расчетов в фонды |
Нарушений не выявлено |
Приложение 8
Сводка нарушений, выявленных в результате формальной проверки первичных учетных документов
Виды нарушений, выявленных в документах |
Наименование документа, по которому выявлено нарушение |
Дата (период) составления документа |
Номер документа |
Отсутствие приказов на замещение первых лиц |
платежные ведомости |
14.06.2003 |
№6 |
Отсутствие заявлений работников о предоставлении им льгот |
лицевые счета, справки |
21.04.2003 |
№45 |
Приложение 9
Аудит операций по учету расчетов с персоналом по оплате труда
Наименование операций |
дебет |
кредит |
В каких документах отражена операция |
Цели и процедуры проверки |
Результат проверки |
Начислена зарплата за работу в выходной день (производственные рабочие) |
20 |
70 |
Расчетно-платежные ведомости, свод по з/плате, ж/о №10 |
Проверка правильности отражения в учете операций, связанных с доплатой и обоснованность их отнесения себестоимость продукции |
Начисление произведено верно, себестоимость не завышена |
Начислена зарплата рабочим за исправление брака |
28 |
70 |
Акт о браке, расчетно-платежные ведомости, свод по з/плате, ж/о №10 |
Проверка обоснованности отражения в учете оплаты за изготовление бракованной продукции |
Начисление произведено верно |
Начислены пособия по временной нетрудоспособности |
69-1 |
70 |
Листок нетрудоспособности, табель использования рабочего времени, расчетно-платежные ведомости, свод по з/плате, ж/о №10 |
Проверка правильности исчисления среднедневного заработка для оплаты больничного листа, % оплаты в зависимости от непрерывного стажа работы, правомерность возмещения начисленной оплаты за счет средств ФСС |
Начисление произведено верно, ошибок не обнаружено |
Продолжение приложения 9
Удержаны алименты из заработной платы работников |
70 |
76 |
Исполнительный лист, расчетно-платежные ведомости, главная книга, ведомость № 7, журнал учета расчетов по исполнительным листам |
Проверка соответствия базы начисления алиментов перечню видов заработной платы, не удержанных сумм алиментов по вине предприятия, взыскатель вправе предъявить иск к ООО «Пепси Интернешенел Боттлерс», проверка правомерности отнесения расходов по перечислению алиментов, проверка документального отражения регистрации исполнительных документов |
Удержание произведено верно, ошибок не обнаружено. Исполнительные документы для взыскания алиментов не зарегистрированы в специальном журнале. Журнал отсутствует |
Начислен НДФЛ |
70 |
68 |
Лицевой счет, расчетно-платежные ведомости, главная книга, ж/о№ 8 |
Проверка базы налогообложения, обоснованности применения льгот |
Начисление произведено верно, ошибок не обнаружено |
Произведены отчисления ЕСН от заработной платы основных производственных рабочих |
20 |
69 |
свод по з/плате, главная книга, ж/о№ 9, 10, 10/1 |
Проверка правильности определения налогооблагаемой базы |
Начисление произведено верно, себестоимость продукции не завышена и соответственно налогооблагаемая прибыль не занижена |
Приложение 11
Приказ №12 «Положение о ревизоре и ревизионной комиссии»
1. Ревизионная комиссия осуществляет:
проверку законности заключенных от имени общества договоров, совершаемых сделок, расчетов с контрагентами;
анализ соответствия ведения бухгалтерского и статистического учета существующим нормативным положениям;
проверку соблюдения в финансово-хозяйственной и производственной деятельности установленных норм, нормативов, правил, ГОСТов, технических условий и др.;
анализ финансового положения общества, его платежеспособности, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств;
выявление резервов улучшения экономического состояния и выработку рекомендаций для органов управления обществом;
проверку своевременности и правильности платежей поставщикам продукции, работ, услуг, платежей в бюджет, начислений и выплат дивидендов, процентов по облигациям, погашения прочих обязательств;
проверку правильности составления балансов общества, отчетной документации для налоговой инспекции, статистических органов, органов государственного управления;
проверку правомочности решений, принятых советом директоров и правлением, их соответствия уставу общества и решениям собрания участников;
анализ решений собрания участников, вносит предложения по их изменению при расхождениях с законодательством и нормативными актами министерств и ведомств.
2. Ревизионная комиссия в целях надлежащего выполнения своих функций имеет право:
получать от органов управления обществом, его подразделений и служб, должностных лиц все затребованные документы, необходимые для работы материалы, изучение которых соответствует функциям и полномочиям ревизионной комиссии. Указанные документы должны быть представлены ревизионной комиссии в течение пяти дней после ее письменного запроса;
требовать от полномочных лиц созыва заседаний правления, совета директоров, собрания участников в случаях, когда выявление нарушений в производственно-хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или угроза интересам общества требует решения по вопросам, находящимся в компетенции данных органов управления обществом;
созывать собрание участников в случаях, когда выявляются нарушения в производственно-хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или есть угроза интересам общества;
требовать личного объяснения от работников общества, включая любых должностных лиц, по вопросам, находящимся в компетенции ревизионной комиссии;
привлекать на договорной основе к своей работе специалистов, не занимающих штатных должностей в обществе;
ставить перед управляющими органами общества, его подразделений и служб вопрос об ответственности работников общества, включая должностных лиц, в случае нарушения ими положений, правил, инструкций, принимаемых обществом.
3. Ревизионная комиссия обязана:
своевременно доводить до сведения собрания участников, совета директоров, правления результаты ревизий и проверок в форме письменных отчетов, докладных записок, сообщений на заседаниях органов управления обществом;
соблюдать коммерческую тайну, не разглашать сведения, являющиеся конфиденциальными, к которым члены ревизионной комиссии имеют доступ при выполнении своих функций;
требовать от уполномоченных органов созыва внеочередного собрания акционеров в случае возникновения реальной угрозы интересам общества.
Ревизионная комиссия представляет в совет директоров не позднее, чем за десять дней до годового собрания участников отчет по результатам годовой проверки в соответствии с правилами и порядком ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета.