Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I. Введение в общую психологию.......................................................................... 11

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы.......................................................... 12

1.1. Методологические основы изучения человека........................................................... 12

1.2. Науки о человеке и человечестве................................................................................. 16

1.3. Психология как наука.................................................................................................... 22

1.4. Основные методы психологических исследований................................................... 26

Контрольные вопросы.......................................................................................................... 36

Рекомендуемая литература................................................................................................... 37

Глава 2. Психология в структуре современных наук...................................................... 38

2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании........... 38

2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения................................................... 45

2.3. Бихевиоризм как паука о поведении........................................................................... 49

2.4. Становление отечественной психологии.................................................................... 53

2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук........................................................... 56

2.6. Основные отрасли психологии.................................................................................... 62

Контрольные вопросы.......................................................................................................... 68

Рекомендуемая литература................................................................................................... 69

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции...................................................................... 70

3.1. Понятие о психике......................................................................................................... 70

3.2. Развитие психики животных........................................................................................ 76

Контрольные вопросы.......................................................................................................... 86

Рекомендуемая литература................................................................................................... 86

Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека................................................. 88

4.1. Понятие о сознании....................................................................................................... 88

4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека........................... 95

4.3. Развитие психики человека........................................................................................... 98

4.4. Физиологические основы психики человека............................................................ 105

Контрольные вопросы........................................................................................................ 120

Рекомендуемая литература................................................................................................. 120

Глава 5. Психологическая теория деятельности............................................................. 122

5.1. Общая психологическая характеристика деятельности........................................... 122

5.2. Основные понятия психологической теории деятельности.

Операционно-технические аспекты деятельности.......................................................... 125

5.3. Теория деятельности и предмет психологии............................................................. 130

5.4. Физиология движений и физиология активности................................................... 135

Контрольные вопросы........................................................................................................ 147

Рекомендуемая литература................................................................................................. 147

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы.......................................................... 149

6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов........ 149

6.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий............................................. 156

6.3. «Надсознательные» процессы..................................................................................... 159

Контрольные вопросы........................................................................................................ 161

Рекомендуемая литература................................................................................................. 162

Часть 2. Психические процессы...................................................................................... 163

Глава 7. Ощущение............................................................................................................ 164

7.1. Общее понятие об ощущении..................................................................................... 164

7.2. Виды ощущений........................................................................................................... 169

7.3. Основные свойства и характеристики ощущений................................................... 173

7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений................................................ 180

7.5. Развитие ощущений..................................................................................................... 183

7.6. Характеристика основных видов ощущений............................................................ 184

Контрольные вопросы........................................................................................................ 198

Рекомендуемая литература................................................................................................. 199

Глава 8. Восприятие........................................................................................................... 200

8.1. Общая характеристика восприятия............................................................................ 200

8.2. Физиологические основы восприятия....................................................................... 202

8.3. Основные свойства и виды восприятия.................................................................... 207

8.4. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей.......................... 213

8.5. Предмет и фон в восприятии...................................................................................... 216

8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии...................................................... 218

8.7. Восприятие пространства............................................................................................ 222

8.8. Восприятие движения и времени............................................................................... 229

Контрольные вопросы........................................................................................................ 233

Рекомендуемая литература................................................................................................. 233

Глава 9. Представление..................................................................................................... 234

9.1. Определение представления и его основные характеристики............................... 235

9.2. Виды представлений.................................................................................................... 238

9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие............................... 242

9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы......................................... 245

Контрольные вопросы........................................................................................................ 246

Рекомендуемая литература................................................................................................. 246

Глава 10. Память................................................................................................................. 247

10.1. Определение и общая характеристика памяти........................................................ 247

10.2. Основные виды памяти............................................................................................. 255

10.3. Основные процессы и механизмы памяти.............................................................. 261

10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие............................................ 275

Контрольные вопросы........................................................................................................ 281

Рекомендуемая литература................................................................................................. 282

Глава 11. Воображение...................................................................................................... 283

11.1. Общая характеристика воображения и его роль в психической

деятельности........................................................................................................................ 283

11.2. Виды воображения..................................................................................................... 286

11.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы....................... 290

11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие................................ 292

11.5. Воображение и творчество........................................................................................ 294

Контрольные вопросы........................................................................................................ 296

Рекомендуемая литература................................................................................................. 296

Глава 12. Мышление.......................................................................................................... 298

12.1. Природа и основные виды мышления..................................................................... 298

12.2. Основные формы мышления.................................................................................... 304

12.3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления...... 309

12.4. Основные виды умственных операций................................................................... 316

12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление........................ 321

12.6. Развитие мышления................................................................................................... 325

Контрольные вопросы........................................................................................................ 331

Рекомендуемая литература................................................................................................. 331

Глава 13. Речь..................................................................................................................... 333

13.1. Общая характеристика речи...................................................................................... 333

13.2. Физиологические основы речи................................................................................. 336

13.3. Теоретические проблемы возникновения речи...................................................... 340

13.4. Основные виды речи................................................................................................. 344

13.5. Развитие речи у ребенка............................................................................................ 348

Контрольные вопросы........................................................................................................ 353

Рекомендуемая литература................................................................................................. 353

Глава 14. Внимание........................................................................................................... 354

14.1. Понятие внимания..................................................................................................... 354

14.2. Основные виды внимания........................................................................................ 363

14.3. Основные характеристики свойств внимания........................................................ 366

14.4. Развитие внимания..................................................................................................... 370

Контрольные вопросы........................................................................................................ 372

Рекомендуемая литература................................................................................................. 372

Глава 15. Воля..................................................................................................................... 373

15.1. Общая характеристика волевых действий.............................................................. 373

15.2. Основные психологические теории воли............................................................... 376

15.3. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий........................ 379

15.4. .Структура волевого действия.................................................................................. 383

15.5. Волевые качества человека и их развитие.............................................................. 387

Контрольные вопросы........................................................................................................ 391

Рекомендуемая литература................................................................................................. 391

Глава 16. Эмоции............................................................................................................... 392

16.1. Виды эмоций и их общая характеристика............................................................... 392

16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций............................. 400

16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека................................................ 408

Контрольные вопросы........................................................................................................ 414

Рекомендуемая литература................................................................................................. 415

Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления

психической деятельностью............................................................................................... 416

17.1. Психические процессы с точки зрения кибернетической науки.......................... 416

17.2. Теория сигналов и психические процессы.............................................................. 423

17.3. Информационная структура нервных процессов и психические образы............ 428

Контрольные вопрос........................................................................................................... 435

Рекомендуемая литература................................................................................................. 435

Часть 3. Психические состояния и их регуляция........................................................ 437

Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма.................... 438

18.1. Общее понятие об адаптации человека................................................................... 438

18.2. Общее представление о функциональном состоянии организма......................... 442

18.3. Общая характеристика состояний организма и психики...................................... 448

Контрольные вопросы........................................................................................................ 455

Рекомендуемая литература................................................................................................. 455

Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний................ 456

19.1. Понятие об эмоциональном стрессе......................................................................... 456

19.2. Регуляция эмоциональных состояний..................................................................... 462

Контрольные вопросы........................................................................................................ 468

Рекомендуемая литература................................................................................................. 468

Часть 4. Психические свойства личности..................................................................... 469

Глава 20. Личность............................................................................................................. 470

20.1. Общее понятие о личности....................................................................................... 470

20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности...................................... 472

20.3. Формирование и развитие личности....................................................................... 481

Контрольные вопросы........................................................................................................ 489

Рекомендуемая литература................................................................................................. 489

Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию

личности............................................................................................................................... 490

21.1. Теории личности........................................................................................................ 490

21.2. Методология экспериментальных исследований личности.................................. 503

Контрольные вопросы........................................................................................................ 510

Рекомендуемая литература................................................................................................. 510

Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности...................................... 511

22.1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности....................... 511

22.2. Психологические теории мотивации....................................................................... 517

22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы............................... 524

22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности.................................. 528

Контрольные вопросы........................................................................................................ 534

Рекомендуемая литература................................................................................................. 534

Глава 23. Способности...................................................................................................... 535

23.1. Общая характеристика способностей человека...................................................... 535

23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.............................. 539

23.3. Природа человеческих способностей...................................................................... 545

23.4. Развитие способностей.............................................................................................. 548

Контрольные вопросы........................................................................................................ 551

Рекомендуемая литература................................................................................................. 551

Глава 24. Темперамент....................................................................................................... 553

24.1. Понятие о темпераменте............................................................................................ 553

24.2. Краткий обзор учений о темпераменте.................................................................... 555

24.3. Физиологические основы темперамента................................................................. 560

24.4. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности............................................................................................................................................... 562

Контрольные вопросы........................................................................................................ 565

Рекомендуемая литература................................................................................................. 565

Глава 25. Характер............................................................................................................. 567

25.1. Понятие о характере................................................................................................... 567

25.2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера........ 570

25.3. Формирование характера.......................................................................................... 579

Контрольные вопросы........................................................................................................ 581

Рекомендуемая литература................................................................................................. 582

ТЕКСТЫ ВО ВРЕЗКАХ

Имена

Ананьев Борис, Герасимович............................................................................................... 13

Бехтерев Владимир Михайлович........................................................................................ 32

Аристотель............................................................................................................................. 42

Уотсон Джон Бродус............................................................................................................. 51

Челпанов Георгий Иванович............................................................................................... 54

Рубинштейн Сергей Леонидович........................................................................................ 55

Павлов Иван Петрович......................................................................................................... 81

Выготский Лев Семенович.................................................................................................. 94

Анохин Петр Кузьмич........................................................................................................ 114

Леонтьев Алексей Николаевич.......................................................................................... 126

Бернштейн Николай Александрович................................................................................ 138

Фрейд Зигмунд.................................................................................................................... 158

Шеррингтон Чарльз Скотт................................................................................................. 170

Фехнер Густав Теодор......................................................................................................... 174

Лурия Александр Романович............................................................................................. 182

Гельмгольц Герман.............................................................................................................. 190

Вундт Вильгельм................................................................................................................. 230

Теплов Борис Михайлович................................................................................................. 240

Эббингауз Герман............................................................................................................... 251

Смирнов Анатолий Александрович................................................................................. 262

Зинченко Петр Иванович................................................................................................... 264

Бине Альфред....................................................................................................................... 312

Пиаже Жан........................................................................................................................... 327

Гальперин Петр Яковлевич................................................................................................ 328

Ухтомский Алексей Алексеевич....................................................................................... 358

Узнадзе Дмитрий Николаевич........................................................................................... 360

Корнилов Константин Николаевич.................................................................................. 378

Джемс Уильям...................................................................................................................... 387

Ланге Николай Николаевич............................................................................................... 431

Селье Ганс............................................................................................................................ 451

Юнг Карл Густав................................................................................................................. 494

Адлер Альфред.................................................................................................................... 495

Хорни Карен Клементина.................................................................................................. 497

Роджерс Карл Рэнсом.......................................................................................................... 498

Маслоу Абрахам Харольд................................................................................................... 500

Жане Пьер Мари Фели........................................................................................................ 503

Олпорт Гордон Уиллард..................................................................................................... 507

Макдугалл Уильям.............................................................................................................. 521

Бандура Альберт.................................................................................................................. 533

Гальтон Фрэнсис................................................................................................................. 544

Фромм Эрих П..................................................................................................................... 577

Это необходимо знать

Валидность и надежность психодиагностического теста................................................. 27

Моральные принципы деятельности психолога................................................................ 30

Перспективы выпускников психологических факультетов............................................ 66

Что такое «мозговой штурм»?............................................................................................ 323

Гомеостатические механизмы организма......................................................................... 440

Антисоциальная личность.................................................................................................. 515

Из истории психологии

Классический эксперимент И. П. Павлова........................................................................ 82

Исследования функциональной асимметрии мозга........................................................ 112

Теория научения.................................................................................................................. 128

Теории слуха........................................................................................................................ 192

Теории цветового зрения.................................................................................................... 196

Феноменальная память....................................................................................................... 280

Патология воли.................................................................................................................... 381

Это интересно

Что является механизмами сознания?................................................................................. 96

Существует ли явление «пси»?.......................................................................................... 154

Как происходит передача информации от рецептора в мозг?....................................... 166

Как человек распознает объекты?..................................................................................... 204

Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир?......................... 226

Можно ли изучать представления?................................................................................... 237

Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти............................. 256

Амнезия детства.................................................................................................................. 278

Что такое творческая личность?........................................................................................ 287

Что является физиологической основой мышления?...................................................... 302

Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком?..................... 342

Что является материальной основой внимания?............................................................. 356

Из чего состоит эмоция человека?.................................................................................... 406

Сможет ли «искусственный Интеллект» заменить мозг человека?.............................. 418

Что формирует личность: наследственность или среда?................................................ 474

Агрессивное поведение...................................................................................................... 530