Задание 1. Справочно-правовые системы
1. История возникновения справочно-правовых систем
Идея реализовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией возникла на Западе еще во второй половине 60-х годов. Тогда впервые параллельно с развитием современных технологий и средств телекоммуникации начали появляться справочные правовые системы. Разработка СПС было обусловлена тем, что уже в то время базы данных позволяли собирать, хранить и систематизировать такое огромное количество материалов, какое не могла вместить ни одна обычная библиотека.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР в Постановлении от 25 июня 1975г. № 558 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства» признали необходимым «ввести государственный учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах». Этот документ можно считать отправной точкой в создании справочно-правовых систем.
При Министерстве юстиции СССР был организован Научный центр правовой информации (НЦПИ), в задачи которого вошли разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. Информационная база НЦПИ предназначалась для использования в государственных учреждениях и научных ведомствах – тогда никто не задумывался о широком доступе граждан и организаций к правовой информации.
Все изменилось в конце 80-х – начале 90-х годов, когда с началом реформ возникла огромная потребность в правовых документах. Примерно в это же время началось широкое распространение персональных компьютеров.
Именно эти факторы – спрос на правовые акты и развитие компьютерных технологий – создали основу для появления принципиально новой отрасли – услуг по распространению правовой информации. Новая Конституция РФ и другие официальные акты обеспечили основы для открытости правовой информации. Ключевую роль в сфере ее широкого распространения сыграли негосударственные компании, поскольку они могли обеспечить качественный сервис всем пользователям.
Государством были созданы специализированные системы для внутренних задач. Например, система «Эталон», разработанная НЦПИ при Министерстве юстиции РФ, а также «Система», созданная НТЦ «Система» при ФАПСИ.
2. Общая характеристика информационно-поисковых правовых систем
Одним из доминирующим критериев при оценке СПС служит содержание ее базы данных (количества, полноты и новизны предоставляемых данных), так как больше всего пользователь работает с СПС для поиска, отбора и анализа интересующих его документов. Однако практически все тиражируемые в России системы имеют достаточно полные базы нормативных документов и почти одинаковые возможности по их обновлению (как правило, это осуществляется еженедельно, а иногда и ежедневно).
Другим важным требованием к любой СПС является наличие удобного и понятного интерфейса, обеспечивающего диалог с пользователем. Этому требованию также отвечают практически все отечественные СПС («Гарант», «Кодекс», «КонсультантПлюс», и «ЮСИС»).
Другой важной характеристикой СПС является ее информационная надежность, под которой понимается гарантия того, что системой будет найдена вся необходимая пользователю информация по интересующей его проблемы. В большинстве случаев цель работы клиентов с СПС заключается не просто в доступе к правовой информации, а в ее использовании для принятия юридически грамотных решений. Это возможно лишь тогда, когда пользователь может получить и оценить всю относящуюся к запросу информацию, а не какую-то ее часть. Очевидно также, что исключение из предложенного списка документов, не соответствующих запросу, «вручную» влечет за собой большие потери времени и сил.
Каждую СПС наряду с содержанием ее базы данных отличают возможности организации диалога, порядок и условия обработки запросов, достоверность списка документов, сформированного системой в результате отбора по запросу. Таким образом, при сравнении СПС между собой важнейшим критерием оценки становится степень «интеллектуальности» системы при обработке запросов пользователя.
3. Анализ рынка справочно-правовых систем
Одним из первых разработчиков справочно-правовых систем для широкого круга пользователей стало агентство INTRALEX, которое в 1989г. представило Программный комплекс «Юридическая справочно-информационная система» (ЮСИС).
В этом же году было создано Научно-производственное объединение «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»), в котором была разработана СПС Гарант – она была выведена на рынок в 1990 г. В процессе развития системы у разработчиков сложилось различное представление о том, как строить обновление системы и распространять ее среди пользователей. Разногласия привели к тому, что в начале 1992г. от НПО «ВМИ» отделилась фирма НПП «Гарант-Сервис», которая продолжила самостоятельное распространение СПС Гарант.
В это же время появилось еще несколько справочных правовых систем, в частности, СП «Кодекс» («Центр компьютерных разработок», г. Санкт-Петербург).
В январе 1992г. НПО «ВМИ» приступило к разработке своего второго проекта в сфере правовой информатизации – КонсультантПлюс. Компания смогла успешно решить эти задачи – первая версия СПС КонсультантПлюс появилась через пять месяцев после начала работ, и уже в середине 1992г. началось ее массовое производство и распространение на всей территории страны.
По результатам исследований агентств «Башкирова и партнеры», «Левада-центр» РОМИР Мониторинг в 2005 году доля СПС КонсультанПлюс составляет 70-79%, в то время как на остальные СПС приходится от 32 до 48 % рынка. Общая сумма превышает 100%, так как в исследовании учитывалось и одновременное использование разных систем в организациях.
4. Критерии оценки справочно-правовых систем
Одним из доминирующих критериев при оценке СПС служит содержание ее базы данных (количество содержащихся в них баз данных и, в свою очередь, количества документов в этих базах данных, полноты и новизны предоставляемых документов), а также возможность быстрого поиска.
Что касается первой части этого критерия, то здесь существует несколько аспектов. Во-первых, важно, чтобы представленные в базе данных документы были действующими, так как, принимая решения, мы, естественно, руководствуемся действующим законодательством. Во-вторых, это должны быть документы, принятые конкретным ведомством, ибо отдельные категории пользователей работают с материалами определенных государственных структур. В-третьих, необходимо располагать нормативными документами различных категорий: так, если законы, указы президента и постановления правительства РФ представляют интерес для большинства пользователей, то ведомственные акты тех или иных государственных учреждений обычно интересуют лишь узкий круг специалистов.
Люди, не связанные с юриспруденцией, отдают предпочтение не нормативным, а тематическим базам данных, где хранятся документы, касающиеся судебной и арбитражной практики, и можно получить консультации юристов по вопросам приобретения недвижимости, наследования, дарения, защиты прав потребителей. Таким образом, наполнение систем становится все более разносторонним.
В правовых системах, помимо баз нормативных документов, представлены так называемые тематические пакеты. Они содержат материалы по различным отраслям права, словари, электронные версии различных печатных изданий, консультации. Многие фирмы, распространяющие подобные системы, предлагают пользователям различные услуги, включающие поиск и распечатку документов по индивидуальным заказам.
По мере того как формировался рынок в области информационных юридическим систем, потенциальные пользователи стали предъявлять все больше требований к их сервисным возможностям.
Если раньше пользователю было достаточно найти и распечатать текст документа, то теперь ему необходимо проследить связи между документами, создать выборки из них, вести свою собственную пользовательскую базу данных. Разработчики системы Гарант первыми применили гипертекстовые технологии для предоставления правовой информации, что заметно облегчило поиск и переходы между документами.
В то же время системы ЮСИС, Гарант, КонсультанПлюс были одними из первых пакетов, которые стали доступны для работы в среде WINDOWS. В настоящее время все распространенные Windows-версии правовых систем обеспечивают выполнение поиска документа по тематическому рубрикатору, дате утверждения, номеру, виду документа, принявшему его органу, а также осуществляют вывод текса на печать или в файл. А такие системы как Гарант, КонсультанПлюс, Кодекс позволяют экспортировать документы и их фрагменты в редактор Microsoft Word, что создает дополнительные удобства при подготовке стандартных документов.
При выполнении поиска система информирует о количестве документов, удовлетворяющих условиям формируемого запроса. Некоторые из систем обеспечивают поиск по сочетанию всех реквизитов и слов, встречающихся в текстах, не позволяя вводить некорректные условия запроса.
Наибольший интерес для пользователя представляет та система, при работе с которой не нужно постоянно прорываться сквозь многочисленные и сложные условия формирования запроса для того, чтобы получить из базы данных исчерпывающую и только необходимую информацию по той или иной проблеме. Желательно также, чтобы логика обработки системой таких запросов была понятна пользователю. В этом плане важнейшим преимуществом информационных систем становится приближение языка запросов к естественному.
Для опытных пользователей весьма привлекательна возможность создания и ведения собственной базы данных, основанной на формировании специализированных подборок документов, а также на установке закладок в тексте документа и размещении своих комментариев.