Содержание

Раздел 1. 3

2. Анализ рынка международных автомобильных перевозок на Дальнем Востоке  3

12. Обзор современного состояния авиакомпаний Европы.. 7

Раздел 2. 12

2. Типы транспортных узлов и их характеристика. 12

12. Особенности воздушного транспорта. 13

Список литературы.. 24

Раздел 1

2. Анализ рынка международных автомобильных перевозок на Дальнем Востоке

Стабильная и эффективная работа транспортного комплекса является важнейшим условием жизнеобеспечения многоотраслевой экономики и реализации основных направлений программы социально-экономического развития.

Одним из важных явлений прошлого века является объединение европейских стран в экономический союз, направленный на интеграцию и глобализацию экономики, формируя и используя общую базу накопленных знаний, образования и культуры. Это стратегическое направление развития человечества. Наиболее активно на интеграцию экономики влияет коммуникационная система стран. Поэтому мировое сообщество интенсивно формирует единую транспортную систему, используя пространственное расположение и ресурсный потенциал государств, обеспечив их интегральное обслуживание. 1

Под единством транспортной системы понимается особое структурное построение, позволяющее с наименьшими затратами, рационально используя преимущества каждого вида транспорта, достигать главной цели - формирования рынка транспортных услуг, полностью удовлетворяющего потребительский спрос.

Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических отношений, является важнейшим источником валютных поступлений, выступая на международном рынке как экспортер транспортных услуг.

Автомобильный транспорт является единственным в мире видом транспорта, способным обеспечивать доставку грузов в прямом сообщении «от двери до двери» - дополнительных погрузочно-разгрузочных операций. Эта его специфическая особенность дополняется еще одним важным фактором - способностью обеспечивать быструю и сохранную доставку грузов в пункты назначения.

Последний фактор реализуется тем лучше, чем четче будет организовано выполнение всех работ по подготовке и обеспечению перевозочного процесса. Однако организация автомобильных перевозок грузов из одной страны в другую - процесс сложный, требующий соблюдения международных конвенций и соглашений по перевозкам и транзиту, высокого качества обслуживания, точного исполнения условий контракта, соблюдения таможенных и государственных законов. Сложность управления международными перевозками заключается в том, что необходимо управлять объектом (грузом), находящимся за тысячи километров от управляющего, который должен принимать оперативные решения с учетом постоянно меняющейся обстановки и необходимости своевременной и сохранной доставки груза.

Поэтому эффективность и качество всего транспортного процесса в большой степени зависит не только от грузоотправителя и перевозчика, но и от ряда посредников, принимающих участие в международных перевозках. Такими посредниками в международных транспортных операциях являются специализированные предприятия, фирмы, объединения, осуществляющие разнообразные функции по поручению владельца груза при его перемещении с момента подготовки товара к транспортировке до момента сдачи его потребителю. 1 Посредничество в области международных перевозок все больше охватывает необходимый комплекс услуг и операций, называемый транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО). В международной практике под ТЭО понимается особый вид специализированной деятельности по организации доставки грузов и выполнению соответствующих этому услуг, осуществляемый экспедитором для грузовладельца по договору, предусматривающему экспедиционное вознаграждение.

Темпы развития промышленного и сельскохозяйственного производства, значительные объемы капитального строительства, возросший товарооборот повысили роль междугородных перевозок грузов в Хабаровском крае. Автомобильный транспорт в этом виде перевозок имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта: ускорение доставки грузов; сокращение количества перевалок; повышение степени сохранности грузов.

Использование автомобильного транспорта для междугородных перевозок позволяет исключить нерациональные, т.е. на короткие расстояния, перевозки железнодорожным транспортом.

Широкая специализация и кооперирование производства, концентрация баз снабжения в крупных городах потребовали организации устойчивого, ритмичного и в короткие сроки перевозочного процесса в междугородном сообщении. В Хабаровском крае проводится систематическая работа по оптимизации перевозок грузов. Основные перевозки и грузооборот в междугородном сообщении осуществляются автомобильным транспортом.

Всевозрастающие объемы междугородных перевозок привели к необходимости организации их по принципу, который обеспечил бы ускорение доставки и сохранность грузов, наилучшее обслуживание грузоотправителей-грузополучателей с учетом режимов их работы по приемке-выдаче грузов и высокоэффективное использование подвижного состава.

Важнейшим показателем интегрирования транспортной системы Хабаровского края является рациональное использование существующих транспортных сетей, реализация преимуществ их географического расположения и коммуникационной способности. Но чтобы транспортные системы Хабаровского края как можно быстрее преобразились в транспортные системы мирового уровня, необходимо осуществить комплексную модернизацию всей транспортной отрасли. В основу модернизации должен быть положен принцип системного построения рационального транспортного комплекса с использованием современных знаний, упреждающего выполнение комплексных фундаментальных исследований, направленных на решение первоочередных проблем формирования национального транспортного комплекса.

Первой такой проблемой является поиск наиболее рациональных вариантов структурной организации транспортной системы страны как единого целого. Настала объективная необходимость в системном осмыслении глубоких структурных преобразований на транспорте и создании новой структурной организации, обеспечивающей управление направленным развитием всей транспортной системы страны.

Вторая проблема, которая требует разрешения, - транспортные ресурсы и их рациональное использование в единой транспортной системе страны. Как известно, к числу транспортных ресурсов, как основных системных качеств, относятся: пропускная способность транспортных сетей всех видов транспорта и провозная способность транспортных средств, которые используют эти сети.

Создать и реализовать в современных условиях эффективную стратегию управления направленным развитием отрасли без наличия достаточно глубокой научной разработки фундаментальных проблем организации, механизмов разрешения противоречий, рационального комплексного использования ресурсов, практически невозможно. Это обусловлено тем, что в процессе современного развития возникают принципиально новые проблемы, не имеющие аналогов в прошлом, для решения которых требуется поиск новых методологических подходов и новых средств их разрешения.

Потребность в таких новых подходах проявляется и имеет особую значимость в переходных периодах развития социальных формаций, при переходе к новым рыночным отношениям, когда роль государственного регулирования не только не должна снижаться, а значительно усиливается в целях повышения уровня организации общества и государства, но не исключает активизацию процессов самоорганизации.

12. Обзор современного состояния авиакомпаний Европы

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Западной Европы 25 % грузооборота приходится на железнодорожный транспорт, 40% — на автомобильный, а оставшиеся 35% — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта[1].

Воздушный транспорт играет очень важную роль в международных пассажирских перевозках, обеспечивает связи с труднодоступными районами.

В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400)[2].

Крупнейшие аэропорты мира: в США — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании — Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ — Франкфурт-на-Майне, Франции — Париж и др.

Разработчики транспортных средств и стратегического курса развития транспорта в Центральной и Восточной Европе находятся в очень сложном положении. Советская эпоха господства железных дорог подошла к концу, продажа автомобилей растет, на окраинах городов открываются торгово-воспитательные комплексы североамериканского типа, и водители «забивают» своими машинами разрушающиеся дороги, чтобы добраться до новых «гипермаркетов».

С 2005 года на территории ЕС вступили в силу обновленные правила пассажирских авиаперевозок. В случае задержки или отмены рейса по вине авиакомпании пассажирам полагается не только билет на другой рейс, но и денежная компенсация. Это новшество может обернуться серьезным ударом по бюджету авиакомпаний. Согласно статистике, в Европе от подобного рода недоразумений ежегодно страдает около 250 тыс. человек. Новые правила, вероятнее всего, отразятся на работе не только крупных концернов, но и так популярных сегодня авиакомпаний-дискаунтеров и чартерных рейсов. Согласно планам европейских транспортных чиновников в перспективе авиакомпаниям придется нести финансовую ответственность и за изменения в расписании.

С 31 октября французско-британский лайнер, преодолевающий Атлантику менее чем за 4 часа, поднимется в воздух в последний раз. Авиакомпании Air France и Britishes Airways, которым принадлежат права на эксплуатацию Concorde (всего - 12 машин), объясняют решение прекратить полеты лайнеров, 27 лет перевозивших пассажиров быстрее скорости звука, экономическими причинами. После терактов 11 сентября и начала войны в Ираке пассажиров, желающих воспользоваться услугами авиаперевозчиков, стало заметно меньше. Кроме того, из-за резкого подорожания топлива значительно выросли затраты на обслуживание скоростных самолетов, требующих большого количества горючего. И конечно, доверие к лайнеру серьезно подорвала катастрофа 25 июля 2000 года, когда Concorde, принадлежащий Air France, разбился на взлете в парижском аэропорту имени Шарля де Голля. Это привело к тому, что пустых кресел на борту сверхзвуковых лайнеров становилось все больше, и их дальнейшая эксплуатация стала убыточной.

Как отметил гендиректор Britishes Airways Род Эддингтон, прекращение полетов Concorde означает "конец фантастической эпохи" в истории мировой авиации. Однако в преддверии этого конца Britishes Airways и Air France рассчитывают подзаработать. Ставка делается на клиентов, которые постараются не упустить шанс и решат под занавес преодолеть Атлантический океан со сверхзвуковой скоростью. Так, Britishes Airways объявила о запуске программы под названием "Раз в жизни". Билет на Concorde в рамках этой программы обойдется недешево - цена перелета из Нью-Йорка в Лондон и обратно составляет $5999.

По итогам 1997 года, опубликованным ИATA (Международной ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта), «Аэрофлот» занимает 25-е место (из 239 авиакомпаний — членов этой организации) по объему регулярных международных перевозок, 25-е место по количеству перевезенных на международных регулярных маршрутах пассажиров и примерно 20-е место по эксплуатационным доходам.

Самым мощным конкурентом «Аэрофлота» остается «Люфтганза» (Lufthansa). Она уже имеет рейсы или промежуточные посадки в Москве, Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани и Перми, а также летает в столицы стран СНГ. Стратегия «Люфтганзы» рассчитана на открытие новых прямых полетов в провинциальные города России. Сейчас она летает в шесть городов России и имеет лицензии на полеты еще в 10 городов. Кроме того эта компания начала борьбу не только за пассажирские перевозки, но и за грузовые (прецедентом стала перевозка весьма нестандартного груза — слона из Московского зоопарка). Компанию отличает от других большая пунктуальность полетов.

Собирается продолжить экспансию на российский рынок и «Бритиш Эйруэйз» («Britishes Airways») — сильнейшая авиакомпания Европы. Она, правда летает пока только в Москву и Петербург, однако также рассчитывает на провинциальные города-миллионеры. При этом компания предоставляет традиционно высокий сервис и удобства за хорошие деньги, а также применяет льготы и поощрения для часто летающих (в основном состоятельных) клиентов, отбирая их таким образом у Аэрофлота.

«Скандинавиан Эйрлайнс Систем» (SAS) одна из сильнейших компаний международного рынка на Севере Европы уже имеет свои планы на завоевание северо-западного региона страны. А «Финнэйр» (Finnair) уже летает из Москвы в США, а также из Хельсинки в Петрозаводск. Финская компания планирует также открыть рейсы в другие города Северо-запада России и постепенно продвигаться дальше.

«Алиталия» (Alitalia) «в пику» Аэрофлоту открыла прямые рейсы Москва-Рим, а греческая «Олимпик Эйруэйз» (Olympic Airways) начала полеты в столицу.

В настоящее время в Европе все больше авиакомпаний образуют союзы, так USPS договорилась с авиакомпаниями Франции о доставке собственной корреспонденции в Западную Европу. Авиаперевозчики Deltas и TNT, а также Royals Mails и Singapore Post образовали компанию по доставке международной корреспонденции.

Авиакомпании вынуждены входить в альянсы по следующим причинам:

1.     конкуренция в получении пространства в терминалах и свободного окна;

2.     потребность в обширных связях во всем мире;

3.     необходимость экономии от масштаба в операциях;

4.     доступ к новым дистрибьюторским каналам.

Часто из-за высоких цен индивидуальные туристы используют свои собственные морские транспортные средства.[3]

Эксперты компании Boeing прогнозируют рост объема рынка грузовых перевозок в ближайшие 20 лет.

Наличие больших заказов заставляет фирмы, занимающиеся грузовыми перевозками расширять парки собственных ВС. Компания Korean Air (один из крупнейших азиатских грузовых перевозчиков) планирует прибавить к уже имеющимся девяти Boeing еще четыре лайнера. Сама же компания Boeing, планирует продать к 2020 г. 680 новых грузовых самолетов.

Крупнейшие авиатранспортные компании перешли на концепцию управления с использованием принципов маркетинга  сравнительно    недавно - лишь  в   конце  60 — х годов, что привело их к заметному отставанию в этой области от фирм — продуцентов, связанных с производством продукции в вещественном виде.

Это отставание объясняется, прежде всего, тем, что в послевоенные годы развитие гражданской авиации шло в основном по пути экстенсификации, в направлении резкого наращивания производственно — технического потенциала воздушного транспорта.

В условиях повышенного спроса на авиаперевозки и жесткого регулирования авиакомпании могли выступать на рынке, не заботясь о привлечении клиентуры. Для нормального функционирования авиакомпаний  во многих городах созданы аэропорты (один или несколько).

Зарубежные аэропорты и авиакомпании более стабильны в своем развитии.

Раздел 2

2. Типы транспортных узлов и их характеристика

Взаимодействие различных видов транспорта во многом определяется четкостью функционирования общетранспортных узлов. Под общетранспортным узлом понимается совокупность материальных и людских ресурсов, организованных в систему взаимоувязанных технологических процессов в целях обеспечения координации и повышения эффективности перевозок.

В силу объективной особенности транспортного процесса - обеспечения работы на стыках различных видов транспорта, где взаимодействуют и многочисленные клиенты, - непрерывный план-график работы транспортного узла как на сутки, так и на отдаленную перспективу является важнейшим управленческим инструментом эффективного обслуживания предприятий и организаций. Такая система взаимодействия дает возможность значительно повысить эффективность работы транспорта, существенно сократить сроки доставки грузов потребителям и тем самым снизить издержки.

Большая часть времени нахождения грузов в пути следования приходится в настоящее время на грузовые операции, подвоз и вывоз груза в начальных и конечных пунктах, а также на перевалочные работы. В связи с этим в качестве оптимального рассматривается непрерывный перевозочный процесс на всем пути следования груза "от двери до двери" и ставится задача изыскания резервов ускорения доставки грузов и получения наибольшего эффекта при организации работы в транспортных узлах.

Транспортный узел – это пункты, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.

Существуют следующие виды транспортных узлов:

Мультимодальный — это традиционный международный термин, обозначающий многовидовой. Мультимодальность означает, что в перевозке грузов участвует несколько видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиационный, морской, речной. Однако только лишь одно участие нескольких видов транспорта еще не позволяет говорить о мультимодальных перевозках

Железнодорожный транспортный узел – в месте пересечения есть несколько железнодорожных линий.

Морской транспортный узел – в месте пересечения сходится несколько портов

Воздушный транспортный узел – в месте пересечения сходится несколько авиалиний

Автомобильный транспортный узел – в месте пересечения сходится несколько автомобильных узлов.

Одним из этих вопросов является задача комплексного развития транспорта в рамках мультимодальных транспортных узлов (транспортно-логистических центров). Мультимодальные транспортные узлы (транспортно-логистические центры) способны решать как тактические задачи по координации работы всех участников транспортного процесса в рамках существующей транспортной системы, действующих международных транспортных коридоров, задачи, которые способны принести определенный транспортный, экономический и политический эффект в самое ближайшее время, так и стратегические задачи при модернизации транспортной системы, создании современной опорной транспортной решетки.

12. Особенности воздушного транспорта

Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный транспорт и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.

В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта и занимает третье место по объему пас­сажирских перевозок. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты — 1/5.

 Использование авиационного транспорта дает большой временной выиг­рыш (за счет большой скорости самолетов и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстояниях свыше 1000 км в пассажирских перевозках начинает преобладать воздушный транспорт. Поэтому не случай­но среднее расстояние перевозки одного пассажира воздушным транспортом на внутренних линиях достигает почти 2 тыс. км, что в 3 раза превышает аналогичный показатель для железнодорожного транспорта (перевозки пас­сажиров в дальнем сообщении).

Воздушный транспорт используется в народном хо­зяйстве для перевозки срочных грузов, выполняет работы при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, участвует в прове­дении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла.

Особую роль играет воздушный транспорт для слабоосвоенных районов Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом часто является единственным средством сообщения.

В районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют вертолёты. Они доставляют грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты, геологические партии к месту их работы, оказывают срочную медицинскую помощь и т.д.

География воздушных перевозок пассажиров определяется прежде всего характером заселения и освоения отдельных частей страны, территориальной организацией систем городского расселения, размещением крупных курорт­ных зон, масштабами и направлениями международных поездок.

До недавнего времени, состояние гражданской авиации РФ оценивалось как критическое. Простаивание мощностей предприятий, негативная динамика пассажиропотока, как на международном, так и на региональном уровне, плачевное состояние собственных парков воздушных судов авиакомпаний.

Новая программа правительства по модернизации транспортной системы нацелена на решение проблем в отрасли. Предпринимаются шаги по обновлению парка Воздушных судов (ВС), совершенствованию лизинговой системы, повышению эффективности авиакомпаний и крупнейших аэропортов страны. Разрабатываются новые схемы региональных авиаперевозок, расширяется модельный ряд российских самолетов нового поколения.

С 2003 г. наблюдается подъем авиационной отрасли России. Рост пассажиропотока и пассажирооборота, увеличение выпуска продукции, подписание контрактов на поставку ВС. Если положительная динамика будет иметь устойчивый характер, то возможен скорый выход из глубокого кризиса российской авиационной промышленности.

За период с 1991г по 2000 г. показатель транспортной работы гражданской авиации РФ сократился со 140 млрд пасс. км. до 53,4 млрд, то есть в 2,6 раза. Перевозка пассажиров сократилась с 80 млн пасс. до 21, 5 млн, то есть в 3,7 раза. По состоянию на 2002 г. количество эксплуатируемых воздушных судов составляло 6000, из которых около 50 судов иностранного производства, 30 отечественные самолеты нового поколения. Количество гражданских аэропортов составляло 496 из них 63 аэропорта федерального значения.

Начиная с 2001 г. началась стабилизация ситуации. Впервые за 11-12 лет пассажирооборот стабилизировался и составил 53,5 млрд пасс. км., перевозки пассажиров составили 21,8 млн чел, более чем на 8% увеличился грузооборот составивший 2,45 млрд. т. км.

В 2003 году объем гражданских авиаперевозок в России вырос на 8%. Гражданская авиация России перевезла в 2003 году 30 млн чел. Выручка и чистая прибыль основных авиакомпаний с начала 21 века имеют устойчивые тенденции, что благоприятно отражается на всем авиационном комплексе страны.

Консорциум Sky Team, один из крупнейших мировых авиационных альянсов, готов сделать российскую авиакомпанию Аэрофлот своим полноправным членом.

Представители Аэрофлота заявили, что компания несет значительную часть издержек в валютах, укрепляющихся по отношению к доллару.

Авиакомпания КрасЭйр (Красноярские авиалинии) в 2003 году перевезла пассажиров на 17% больше чем в 2002 году. Пассажирооборот увеличился на 13,7% и составил 4376 млн пасс. км. В 2004 году планируется перевезти до 2 млн чел. За 12 месяцев 2003 г. финансовый оборот компании составил 5,521 млрд. руб. (рост на 19% к аналогичному периоду 2002 года), сообщает ИА "REGNUM".

Региональный пассажирооборот вырос по сравнению с прошлым годом на 20%

Даже на фоне данной позитивной динамики, доля российских авиаперевозчиков слишком мала.

По итогам 2003 года общий пассажиропоток Международного аэропорта Шереметьево приблизился к 10-ти миллионному рубежу и составил 9 млн. 832 тыс. человек. Это на 5,2% больше, чем за аналогичный период 2002 года. По словам заместителя генерального директора ОАО Аэрофлот Л. Кошлякова, выручка в 2003 году составила 3,8 млрд. руб. чистая прибыль 700 млн руб. Строительство нового терминала Шереметьево – 3, позволит ОАО Аэрофлот скорее вступить в глобальный международный альянс авиаперевозчиков Sky Team. Благодаря этому возможно увеличение пассажиропотока на 20%. На данный момент решаются последние вопросы подписания соглашения с правительством Московской области на долгосрочную аренду земельного участка под строительство терминала. Планируется, что в проект будет инвестировано 350 миллионов долл. Строительство завершится к 2007 г.

Пассажиропоток международного аэропорта Домодедово вырос по сравнению с 2002 годом на 44% и составил 3,614 млн чел. Сегодня, Домодедово самый динамично развивающийся в России международный аэропорт.

Сбербанк России предоставит ОАО “Международный аэропорт “Внуково” кредит объемом 24 млн евро сроком на 7 лет. Заемные средства будут направлены на финансирование проекта строительства международного пассажирского терминала в аэропорту Внуково. Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность аэропорта в части международных перевозок до 3,5 млн пассажиров в год и значительно улучшить качество обслуживания пассажиров международных авиалиний. Пассажиропоток в 2003 составил 3,7 млн. пасс.

Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. Спрос в транспортной работе превышал предложе­ние.

Основу парка гражданской авиации страны составляют самолеты Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-40, разработанные в 60—70-х годах и устаревшие мораль­но и физически (26% воздушных судов находятся в эксплуатации от 15 до 30 лет). В настоящее время техническая укомплектованность на­земной базы составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам — не более 50%. Износ основных фондов оценивается в 70%. Поэтому остро стоит вопрос технического перевооружения воздушного транспорта, перехода на новые типы отечественных самолетов (Ил-96-300, Ту-204, Ил-114, Ан-70), имеющие лучшие летные и эксплуатационные характе­ристики.

По своим функциям воздушный транспорт относится к узкоспеци­ализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспор­тировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

В силу размеров территории России воздушному транспорту принадлежит особая роль в обеспечении транспортной доступности регионов и населенных пунктов. Основными сферами использования воздушного транспорта являются внутренние и международные перевозки пассажиров на дальние расстояния, доставка срочных и дорогостоящих грузов, а также транспортное обслуживание территорий, лишенных других видов транспорта.

Реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации на начало 2002 насчитывал 5971 ед., в т.ч. 1998 магистральных пассажирских и грузовых самолетов, 2040 вертолетов. В собственности авиакомпаний – регулярных перевозчиков находится порядка 4 тысяч воздушных судов. На рынке авиаперевозок действует 267 авиакомпаний, имеющих свидетельства эксплуатанта, в т.ч. 85 – в государственной и муниципальной собственности. 150 авиакомпаний выполняют полеты по международным линиям.[4]

Объемы перевозок воздушным транспортом начиная с 1992 года постоянно снижались в силу падения реальных доходов населения при вынужденном повышении цен на авиабилеты. Однако в 1999-2000 г.г. наступила стабилизация, а с 2001 года наметилась тенденция к росту и на международных, и на внутренних авиалиниях. Этому способствовали рост платежеспособного спроса на авиаперевозки, а также меры государственного регулирования по консолидации авиабизнеса. Количество эксплуатантов в 2002 составило 69% к уровню 1996 без ущерба для качества обслуживания пассажиров.

Значительное развитие получили воздушные перевозки грузов, объемы которых выросли с 1995 по 2002 на 50%.

Важной проблемой гражданской авиации является обновление парка. Согласно прогнозам, в 2004-2005 уровень спроса на авиаперевозки превысит провозные возможности имеющегося парка воздушных судов. Дополнительным фактором является ужесточение международных экологических требований к воздушным судам. В 2002 76% пассажирооборота выполнялось отечественными воздушными судами старого поколения, около 6% - отечественными воздушными судами нового поколения (Ил-96, Ту-204, Ту-214, Ан-38) и 18% - воздушными судами иностранного производства.

В 1995 было прекращено приобретение воздушных судов за счет бюджета. Для стимулирования обновления парка отечественными воздушными судами нового поколения при поддержке государства реализованы механизмы лизинга и частичного бюджетного субсидирования.

В Российской Федерации функционирует 496 аэропортов, из них 70 международных. Около 90% пассажирской работы выполняется в 64 аэропортах федерального значения. Значительное внимание уделяется технической модернизации аэропортов. В 2002 на эти цели было направлено свыше 1 млрд. рублей бюджетных средств. Одновременно осуществляется реструктуризация сети аэропортов с учетом их значимости и поэтапный переход к системе узловых аэропортов.

Россия располагает самым большим в мире воздушным пространством, которое эффективно используется для транзитных полетов иностранных воздушных судов, в т.ч. по транссибирским и кроссполярным воздушным маршрутам.

В 2002 началась комплексная техническая и организационная модернизация Единой системы организации воздушного движения, направленная на укрупнение центров управления полетами, повышение технического уровня и экономической эффективности системы.[5]

В связи с актами терроризма 11 сентября 2001 года в США значительно обострилась проблема предотвращения незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта. Для решения этой задачи осуществляется переоснащение аэропортов современными средствами предполетного досмотра и другие меры.

Таблица 1. Основные показатели работы воздушного транспорта в 1994 – 2002 годах[6]

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Перевозки пассажиров, млн. чел.

33,82

32,10

28,10

26,20

23,30

22,40

23,00

26,40

27,90

Пассажирооборот, млрд. пасс-км

72,3

71,7

64,5

61,5

55,5

53,4

53,4

60,6

64,6

Перевозки грузов, млн. тонн

0,68

0,60

0,77

0,84

0,65

0,75

0,77

0,86

0,90

Грузооборот, млн. т-км.

1455,20

1562,40

2051,30

2496,00

1981,30

2256,60

2515,30

2626,10

2660,00

Рис 1. Объемы транспортной работы авиапредприятий

Рис 2. Динамика изменения среднегодового на внутренних воздушных линиях и среднемесячной заработной платы

Воздушный транспорт имеет особое значение для Российской Федерации как средство обеспечения дальних магистральных пассажирских сообщений. Воздушный транспорт безальтернативно развивается как средство сообщения в регионах, лишенных средств наземного транспорта, и конкурирует с железнодорожным транспортом на дальних и средних пассажирских перевозках.

Конкурентоспособность авиационного транспорта на внутреннем рынке будет определяться, прежде всего, соотношением экономически оправданного среднего авиатарифа и платежеспособности целевых пассажиров, на международных перевозках – соответствием применяемой авиатехники международным экологическим и экономическим рыночным стандартам, качеством предоставляемых услуг.

География воздушных перевозок пассажиров определяется прежде всего характером заселения и освоения отдельных частей страны, территориальной организацией систем городского расселения, размещением крупных курорт­ных зон, масштабами и направлениями международных поездок.

В 90-х годах произошло существенное изменение соотношения перевозок пассажиров на внутренних и международных линиях. Так, в 1993 — 1994 гг. пассажирооборот на внутренних авиалиниях России сократился на 49%, а на международных — увеличился на 35%. Вследствие этого доля пассажирооборота, выполненного в международном сообщении, возросла с 1992 г. более чем в 2 раза и составила в 1994 г. 26%.[7]

Наиболее массовые и устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центральноазиатскому и Западному. Воздушный транспорт перевозит пассажиров параллельно почти всем основным направ­лениям железных дорог. При этом доля воздушных перевозок больше железнодорожных на линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные пассажиропотоки концентрируются в восточном (Сибирь и Дальний Восток) направлении.

Крупнейшим авиатранспортным узлом России и стран СНГ является Москва. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково) приходится 30% (данные 1994 г.) всех отправлений пассажиров воздушным транспортом России.

Крупными (более 500 тыс. отправлений пассажиров в 1994 г.) авиатранспортными узлами являются также Санкт-Петербург (Пулково) — второй по значению после Москвы, Уфа, Самара, Екатеринбург (Кольцове), Минеральные Воды, Сочи — в европейской части страны, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск (Толмачово) — в Западной Сибири, Красноярск и Иркутск — в Восточной Сибири, Хабаровск и Владивосток — на Дальнем Востоке.[8]

Перспективы развития рынка авиаперевозок связаны с консолидацией бизнеса, структуризацией, повышением эффективности и финансовой стабильности авиакомпаний. Сокращение количества авиакомпаний, консолидация бизнеса создаст экономические условия развития всем видам компаний (магистральным, региональным, чартерным, низкозатратным, грузовым). Основным инструментом, стимулирующим этот процесс, будет являться ужесточение контроля требований к эксплуатируемым воздушным судам и авиакомпаниям.

В аэропортовом бизнесе необходимы четкое обособление использования неприватизированной государственной собственности и завершение разделения авиаперевозчиков и операторов - аэропортов. Сеть аэропортов России должна быть в перспективе перестроена на основе создания базовых аэропортов: крупных пересадочных узлов (хабов) и региональных аэропортов. Это позволит не только оптимизировать систему авиалиний, но и значительно повысит качество местных авиаперевозок.

Список литературы

1.     Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2005.

2.     Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003.

3.     Международное частное право. Учебник / Под ред. Г. К. Дмитриевой – ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2001 г.

4.     Правила перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции, не в прямом международном сообщении (в редакции МПС от 22.01.91 г.).

5.     Сегунин Н.С. Транспортный комплекс / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2005.

6.     Федоров С.П. Транспортная система в мировой экономике. – М.: Дрофа, 2004.

7.     Экономическая и социальная география России Учебник /Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2005.


1 Международное частное право. Учебник / Под ред. Г. К. Дмитриевой – ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2001 г. С. 426.

1 Международное частное право. Учебник / Под ред. Г. К. Дмитриевой – ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2001 г. С. 428.

[1] Маклаков Г.В. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности. – Новосибирск.: Сибирский университет потребительской кооперации, 2001. – 138 с.

[2]  Состояние мира 2001. Доклад института Worldwatch о развитии на пути к устойчивому обществу. – М.: Издательство «Весь мир», 2003. –147-178 с.

[3] Ашфорд Н., Стентон Х.П.М. Функционирование аэропорта. – М.: Транспорт, 2001. –с.343-347.

[4] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 204.

[5] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 209.

[6] http://www.mintrans.ru/ - Официальный сайт министерства путей сообщения.

[7] Ходош М.С. Авиационный транспорт / Учебник-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт 2003. – с. 28.

[8] Ходош М.С. Авиационный транспорт / Учебник-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт 2003. – с. 29.