Содержание

Введение. 3

1.1 Сущность бухгалтерского учета  и аудита учета оплаты труда. Виды и системы оплаты труда. 3

1.2 Законодательные основы учета оплаты труда. 14

1.3 Проблемы, связанные с учетом и аудитом оплаты труда в условиях рыночной экономики. 16

1.4. Планирование проверки. 21

1.5. Применение аудиторских процедур. 24

Заключение. 31

Библиографический список. 33

Введение

Проблемы вывода российской экономики из затянувшегося кризиса вынуждают руководителей предприятий, менеджеров, предпринимателей обзаводиться надежным и доступным инструментом решения взаимосвязанных экономических задач в комплексе, среди которых особую актуальность  приобретают организация и оплата труда на предприятии.

Значение организации и оплаты труда как экономического инструмента трудно переоценить.

Требования к организации и оплате труда в условиях рыночных отношений не упростились, хотя и появилась определенная ясность. Раньше сложность решения вопросов организации и оплаты труда даже на государственном уровне определялась нерешенностью дальнейшего социально-экономического развития страны. Борьба между сторонниками либерализации и сторонниками жесткого управления закончилась, по крайней мере, в части либерализации заработной платы. Правительство проводит уменьшение регулирующих функций государства, положившись на рыночное регулирование цены на рабочую силу. Хозяйственные структуры в настоящее время стали самостоятельными в сфере организации и оплаты труда. Государство полностью доверило им устанавливать тарифные ставки и должностные оклады, премии, надбавки и доплаты, а также нормы выработки, времени и обслуживания. Даже руководители предприятий материального производства, где у государства контрольный пакет акций, мало следуют рекомендациям Минтруда России. Проведенная приватизация средств производства трансформировала трудовые отношения и изменила взгляд хозяйствующих субъектов на расходование средств на оплату труда.

1.1 Сущность бухгалтерского учета  и аудита учета оплаты труда. Виды и системы оплаты труда

Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит. Внутренний аудит. Его основная задача - решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит - неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.[1]

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Внутренний аудит - один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:

- содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

- объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;

- сложившейся системы управления экономического субъекта;

- состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности. Эти функции включают:

- проверку систем контроля, направленную на выработку политики компании в рамках законодательства;

- оценку экономичности и эффективности операций компании;

- проверку уровня достижений программных целей;

- подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Внутренний аудит решает следующие задачи:[2]

1)       Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.

2)       Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.

3)       Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.

4) Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются. В табл.1 перечислены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.

Таблица 1 Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита

Элементы

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется руководством, исходя из потребностей управления: как внутренними подразделениями так и предприятием в целом

Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой

Объект

Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом система учета и отчетности предприятия

Цель

Определяется руководством предприятия

Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдений действующего законодательства

Средства

Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита)

Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами

Вид деятельности. Организация работы

Исполнительская деятельность. Выполнение конкретных заданий руководства

Предпринимательская деятельность. Определяется аудитором самостоятельно, исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотношения

Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнерство, независимость

Субъекты

Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия

Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства

Квалификация

Определяется по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется государством

Оплата

Начисление заработной платы по штатному расписанию

Оплата предоставленных услуг по договору

Ответственность

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами

Методы

Одинаковые при решении одинаковых задач, например: оценка достоверности информации. Имеются различия в степени точности и детальности

Отчетность

Перед руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту

В условиях становления рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется политика в области оплаты труда. Поэтому, проводя проверку оплаты труда, аудитор должен знать, что, с одной стороны, организациям предоставлены широкие права, в том числе по выбору режима работы, а с другой стороны, государством установлены нормы, обязательные для всех экономических субъектов независимо от форм собственности. К таким нормам относятся:

  • минимальный размер месячной заработной платы и продолжительность трудового отпуска;
  • максимальная продолжительность рабочего дня;
  • различного рода доплаты при выполнении работ в сверхурочное и ночное время, в выходные и праздничные дни.

Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.

Основная задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.

Среди документов, подлежащих  проверке, выделяют первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность.

Исходя из целей, которые необходимо достичь аудитору при проведении проверки расчетов по оплате труда, формируются объекты аудита:

1) Расходы на оплату труда.

2) Расчеты с бюджетом по:

-          подоходному налогу;

-          транспортному налогу;

-          расчеты по социальному страхованию и обеспечению.

При проверке использования фонда оплаты труда, аудитор должен проверить:

  • соблюдение установленных штатным расписанием должностных окладов работников предприятия;
  • своевременность их индексации с учетом роста цен в условиях инфляции;
  • утверждено ли штатное расписание на Совете правления или собрания акционеров, учредителей;

§   правильность оплаты по сдельным нарядам рабочих, имелись ли случаи приписки невыполненных работ;

  • правильность выплаты премий работникам предприятия (на основании утвержденного Положения или произвольно волевым действиям руководителя).

Аудит представляет собой форму научно-практического исследования, поэтому важно, чтобы его результаты были основаны на объективных, сравнимых и достоверных данных. При проверке допускается использование любых видов документации по труду и его оплате.

Источниками проверки расчетов по оплате труда являются:

§  документы по приему на работу сотрудников (приказы, заявления о  приеме на работу; трудовые договоры) - на предмет соответствия их действующему законодательству, в том числе устанавливается, все ли реквизиты соблюдены при составлении документов, соответствуют ли условия трудовых договоров требованиям трудового законодательства, не ухудшают ли они положение работников по сравнению с положениями Трудового кодекса. - документы, регламентирующие непосредственно трудовую деятельность должностные инструкции, штатное расписание, приказы директора по кадровым вопросам);

§  договоры гражданско-правового характера  (подряда, возмездного оказания услуг и др.), заключаемые организацией. Устанавливается правильность оформления договоров, экономическая целесообразность их заключения, реальность полученных по ним результатов и выгод для предприятия, правильность расчетов по договорам, налогообложения и отражения в учете.

§  табели учета рабочего времени - проверяется для каждого работника количество отработанных рабочих дней, в случае если за какие-то дни рабочее время для работника не проставлено, устанавливается какими документами подтвержден либо оформлен  невыход на работу (листки временной нетрудоспособности, объяснительные);

§  расчетные ведомости по заработной плате - соответствуют ли данные ведомости размерам заработной платы, предусмотренным трудовым договором, правильно ли произведен расчет в случаях, когда отчетный период отработан работником не полностью;

§  платежные ведомости по заработной плате - проверяется оформление ведомости, наличие расходных кассовых ордеров на получение кассиром наличных денег для выплаты работникам заработной платы, росписи в получении денежных средств;

§  кассовые документы (приходные и расходные кассовые ордера) - по суммам, выданным в подотчет;

§  авансовые отчеты, первичные документы к ним - командировочные удостоверения, задания на командировку, проездные документы;

§  лицевые счета, налоговые карточки, индивидуальные карточки учета сумм, начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога  - на каждого работника на предмет правильности начисления выплат;

    Далее проверяются регистры бухгалтерского учета:

§  журнал-ордер;

§  карточка счета, в которой отражены все бухгалтерские проводки по конкретному счету;

§  оборотно - сальдовая ведомость по счету, в которой отражается все движения по конкретному счету;

§  оборотно - сальдовая ведомость, в которой отражается все движения финансов в комплексе;

  • главная книга, на основании её формируется бухгалтерский баланс;
  • по финансовым документам проверяется периодичность выплат по заработной плате.

Аудит соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда имеет свои особенности, которые определяются необходимостью выявления конфликтных ситуаций и последующего их устранения путем управленческих воздействий.

Оплата труда – это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.[3]

Заработная плата является вознаграждением за труд, зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, начисляется в зависимости от принятых на предприятии форм оплаты труда. Труд работников оплачивается повременно, сдельно или по иным системам платы труда. Оплата может производиться за индивидуальные и коллективные  результаты работы.

В настоящее время традиционными формами оплаты труда являются повременная и сдельная, довольно широко используемые в  практике предприятий. Вместе с тем, если раньше превалировала оплата по сдельными системам, то сейчас на частных (малых) предприятиях все больше используется повременная оплата (окладные системы)[4].

При повременной форме оплаты труда заработная плата начисляется за фактически отработанное время на основании табелей учета рабочего времени согласно окладам, утвержденным в штатном расписании.

При сдельной форме оплаты труда заработная плата работнику начисляется за фактически выполненную работу на основании нарядов и действующих ставок.

Учет использования рабочего времени ведется в табелях учета использования рабочего времени, в годовых табельных карточках и т. п. Каждому работнику при приеме на работу присваивается табельный номер, который в дальнейшем проставляется на всех документах по учету личного состава, выработки и заработной платы. B случаях увольнения или перевода на другую работу его табельный номер, как правило, не может присваиваться другому работнику в течение одного-двух лет[5].

При оплате труда работников могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система. Должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия  в соответствии с должностью и квалификацией работника. Предприятия могут устанавливать для руководителей, специалистов и служащих иной вид оплаты труда (в процентах от выручки, в долях от прибыли и другие).

Повременная форма оплаты труда

В основу расчета повременной заработной платы берутся затраченное время и тарифная ставка рабочего.

Различают простую повременную систему оплаты труда и повременно-премиальную. В первом случае заработная плата находится в прямой зависимости от количества отработанного времени.

В повременно-премиальную систему входит не только оплата времени, но и качество работы, в связи с чем работникам начисляются премии за экономию материалов, топлива, энергии, за сокращение простоев и т. д.

Повременная оплата труда распространяется на все категории работающих. Так, значительная часть труда работников оплачивается по повременной форме, и для расчета их заработка достаточно знать количество фактически отработанного времени и тарифную ставку. Основным документом при этом является табель учета использования рабочего времени. Сумма заработка рабочего-повременщика определяется как произведение тарифной ставки на отработанные рабочим часы.

Простая повременная система оплаты труда дает возможность учесть качество труда, квалификацию работника, но недостаточно обеспечивает связь между конечными результатами труда данного работника и его заработной платой.

Поэтому в организациях широко распространена повременно-премиальная система оплаты труда, при которой учитывается количество и качество труда, усиливается ответственность и личная заинтересованность.

Сдельная форма оплаты труда.

Сдельная форма оплаты труда ставит оплату в прямую зависимость от производительности труда, обеспечивает сочетание интересов работника и предприятия.

При этой форме заработок зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда. Она подразделяется на следующие системы:

  • Прямая сдельная, при которой оплата труда работников повышается в прямой зависимости от количества выработанной ими продукции, т. е. оплата за каждую произведенную ими единицу продукции осуществляется по одной и той же расценке.
  • Сдельно-премиальная, при которой, помимо суммы сдельной заработной платы, работникам начисляют премии за конкретные показатели их производственной деятельности.
  • Аккордная, при которой оценивается комплекс различных работ с указанием предельного срока их выполнения.

При сдельной форме оплаты труда учет выработки можно организовать, если есть возможность измерить и просчитать объем выполненных работ каждым работником в натуральных измерителях.

Сдельная оплата труда работников определяется путем умножения количества выполненных работ (изделий, операций) на установленную расценку.

Если работы выполнялись бригадой, то оплата труда должна быть распределена между членами бригады в соответствии с их квалификацией и количеством затраченного труда.

Тарифная система оплаты труда

Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда включает в себя:

·         тарифные ставки (оклады);

·         тарифную сетку;

·         тарифные коэффициенты.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.

Надбавки, доплаты, коэффициенты к заработной плате

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни компенсируется в денежной форме не менее чем в двойном размере.

Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.

Оплата труда в бюджетной сфере производится на основе тарифной системы, в основу которой положена совокупность нормативов, при помощи которых оплата труда дифференцируется в зависимости от сложности и условий работы, степени квалификации, качества труда работника и других факторов.

К числу основных нормативов, образующих тарифную систему оплаты труда, относятся:

-         тарифно-квалификационные справочники;

-         тарифные ставки;

-         тарифная сетка;

-         тарифные коэффициенты;

-         схемы должностных окладов;

-         нормы труда.

Тарифная ставка (оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени (час, день, месяц).[6]

Федеральным законом от 1 октября 2003 г. №128-ФЗ «О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» и Постановлением Правительства РФ от 02.10.2003 № 609 «О повышении тарифный ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы»  С 1 октября 2003 года введены новые тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, размеры которых колеблются от 600 рублей за 1 разряд оплаты труда до 2700 рублей за 18 разряд оплаты труда (см. табл. 2).

Таблица 2.

Тарифные оклады

Разряд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Тарифные

Коэф-ты

1,0

1,11

1,23

1,36

1,51

1,67

1,84

2,02

2,22

2,44

2,68

2,89

3,12

3,36

3,62

3,9

4,2

4,5

Тарифные

600

670

740

820

910

1010

1110

1220

1340

1470

1610

1740

1880

2020

2180

2340

2520

2700

Ставки

Тарифно-квалифицированные справочники – сборники квалификационных характеристик профессий (должностей) работников, сгруппированных по производствам и видам работ.

Тарифно-квалификационные справочники включают в себя подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации работника. Требуемый при выполнении той или иной работы уровень квалификации определяется разрядом. Более высокий разряд соответствует работе большей сложности.

Тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих используются также для тарификации работ.

Тарифные ставки применяются как при определении размера оплаты за отработанное время работникам, получающим повременную оплату, так и при определении сдельных расценок, на основании которых оплачивается труд рабочих-сдельщиков. В любом случае размер заработной платы конкретного работника при прочих равных условиях зависит от величины тарифной ставки.

Дифференциация заработной платы от разряда к разряду производится при помощи тарифной сетки, которая представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифная сетка строится в виде таблицы (см. табл. 2), объединяющей шкалу тарифных разрядов и соответствующую ей шкалу тарифных коэффициентов. При этом чем выше разряд, тем выше коэффициент.

Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника.

Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника и зависит от сложности выполняемых работ, а также от степени ответственности работника.

Отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от его сложности называется тарификацией работы.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются Правительством РФ.

Соотношение между квалификационным уровнем работников, отнесенных к различным разрядам, устанавливается посредством тарифных коэффициентов.

Тарифный коэффициент каждого разряда определяется путем деления тарифной ставки этого разряда на тарифную ставку первого разряда. Таким образом, тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка определенного разряда превышает размер тарифной ставки первого разряда. При этом тарифный коэффициент первого разряда всегда равен единице.

Соотношение между тарифным коэффициентом, соответствующим последнему (наибольшему) разряду, и тарифным коэффициентом первого разряда называется диапазоном тарифной сетки. Увеличивая диапазон тарифной сетки можно повышать заинтересованность работников в повышении квалификации, выполнении более сложных видов работ и т.п.

Таким образом, в настоящее время существуют две основные формы труда: сдельная и повременная. Каждая из указанных форм имеет разновидности, которые принято называть системами оплаты труда.

Объектами аудита оплаты труда являются расходы на оплату труда и расчеты с бюджетом, задачами - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда, источниками информации – первичные учетные документы по оплате труда.

1.2 Законодательные основы учета оплаты труда

Статьей 37 Конституции РФ определено, что труд человека свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Конституцией также признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Основные цели и задачи трудового законодательства определены Трудовым кодексом РФ. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

·         организации труда и управлению трудом;

·         трудоустройству у данного работодателя;

·         профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

·         социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

·         участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

·         материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

·         разрешению трудовых споров.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

·         свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

·         запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

·         защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

·         обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

·         равенство прав и возможностей работников;

·         обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

·         обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

·         обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них; обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

·         социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

·         обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

·         установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

·         обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

·         обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;

·         обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

·         обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

·         обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности; обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

На территории России до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством являются недействительными, собственно, так же, как и нормативные акты субъектов РФ и органов самоуправления. В этих случаях следует применять федеральные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Таким образом, регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

-           Трудовым кодексом РФ (ТК РФ);

-          иными федеральными законами;

-          указами Президента РФ;

-          постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

-          уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

-          актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

С учетом изложенного можно установить четырехуровневую систему регулирования трудовых отношений (табл. 1).

Таблица 1.

Система регулирования оплаты труда в России

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

1 уровень - законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ

2 уровень -нормативный

Законы и постановления субъектов РФ, положения

Органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ

3 уровень - методический

Нормативные акты, методические указания

Органы местного самоуправления

4 уровень - организационный

Локальные акты организации (приказы, распоряжения и т.п. руководителя организации)

Организация

1.3 Проблемы, связанные с учетом и аудитом оплаты труда в условиях рыночной экономики

При введении ЕТС в 1992 г. индивидуализацию заработной платы предполагалось осуществлять с помощью аттестации специалистов. Но на практике система аттестации этой своей важнейшей функции не выполняет. Главная причина этого заключается в том, что действующий в бюджетной сфере порядок аттестации не предусматривает автоматического понижения тарифного разряда по окончании срока действия квалификационной категории. Отсутствие этой нормы, которая может показаться, на первый взгляд, несущественной, приводит к тому, что квалификационная категория перестает служить оценкой индивидуальной результативности труда специалиста за определенный период времени. Наилучшие показатели, как правило, показывают работники, которые претендуют на то, чтобы в соответствии с достигнутыми результатами им был повышен тарифный разряд. Но сразу после пересмотра разряда производственные показатели у них зачастую падают, поскольку вне зависимости от результатов труда разряд может быть пересмотрен лишь через определенное время. Поэтому целесообразно постепенно сократить срок действия квалификационной категории с пяти лет до одного года с обязательным понижением тарифного разряда по окончании срока действия категории.

В настоящее время аттестация специалистов бюджетной сферы является не средством индивидуализации заработной платы, а средством ее повышения.

Способность аттестационных комиссий присваивать квалификационные категории в неограниченном количестве привела к парадоксальному положению, когда в бюджетных организациях, сходных по основным характеристикам, существенно различаются доли специалистов, имеющих высшие тарифные разряды. Там, где аттестационная комиссия «щедрее», там эта доля больше, а средняя заработная плата выше.

В силу того, что повышение общего уровня оплаты труда не во власти руководителей бюджетных организаций, необходимо искать пути более эффективного использования имеющихся средств на локальном уровне управления.

При проверке необходимо помнить следующее: простои не по вине рабочего оплачиваются в размере не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада), а полный брак не по вине работника оплачивается в размере 2/3 тарифной ставки повременщика соответствующего разряда за время, которое должно быть затрачено на эту работу по норме.

Если работник работал в ночное время (с 22 часов до 6 часов утра), то оплата производится в увеличенном размере, устанавливаемом коллективным договором предприятия, но не меньше, чем предусматривается законодательством. А работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

За работу в праздничные дни рабочим-сдельщикам надо платить не менее, чем по двойным сдельным расценкам, а работникам с часовыми или дневными тарифными ставками - не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада.

При расчете пособия по временной нетрудоспособности необходимо помнить, что размеры пособия зависят от среднего заработка за два предшествующих болезни месяца работы, количества дней болезни и непрерывного стажа работы. При непрерывном стаже работы до пяти лет размер пособия составляет 60 процентов заработка, до восьми лет - 80 процентов, свыше восьми лет - 100 процентов заработка.

Проверяя правильность исчисления налога на доходы с физических лиц, аудитор должен руководствоваться главой 23 Налогового кодекса РФ (ч.2). При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которым у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то это не дает основания уменьшать налоговую базу. Налоговая база определяется по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено законом.

Удержание по исполнительным листам производится только при наличии этих листов либо на основании личного заявления работников. Удержание в возмещение материального ущерба, причиненного работником, производится на основании приказа по предприятию (при наличии согласия работника) либо по решению суда.

При внутреннем аудите оплаты труда также подлежит проверка расчетов с подотчетными лицами. Перечислим наиболее типичные ошибки, допускаемые бухгалтерами при расчетах с подотчетными лицами:

1) нарушение порядка выдачи подотчетных сумм:

- выдача денежных средств лицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданы деньги на хозяйственно-операционные расходы;

- выдача денежных сумм из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия;

- выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам;

- несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;

- списание подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия;

2) нарушения при оформлении командировочных расходов:

- отсутствие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку;

- отсутствие командировочных удостоверений с отметками в месте пребывания во время командировки;

- несоблюдение установленных норм командировочных расходов;

- отсутствие приказов (распоряжений) об уплате суточных сверх установленных норм;

- отсутствие аналитического учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм;

3) нарушение порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов:

- нарушение порядка удержания налога на доходы физических лиц с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм;

- некорректное выделение налога на добавленную стоимость в суммах командировочных расходов;

4) нарушения при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами:

- выделение сумм НДС расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговой сети;

- списание на затраты сумм НДС от стоимости материальных ценностей, приобретенных через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле;

5) нарушение порядка учета представительских расходов:

- несоответствие фактического размера представительских расходов утвержденной смете;

- отсутствие аналитического учета представительских расходов в пределах норм и сверх норм;

6) нарушение порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами:

- некорректное составление бухгалтерских проводок по операциям расчетов с подотчетными лицами;

- неправильное выделение остатков на конец отчетного периода.

Аудитору при проверке авансовых отчетов подотчетных лиц необходимо обратить внимание на следующее:

- наличие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку;

- правильность возмещения командировочных расходов (суточные, квартирные, стоимость проезда);

- имеется ли командировочное удостоверение с отметками в месте пребывания во время командировки;

- правильность и своевременность составления авансовых отчетов;

- правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды;

- наличие оправдательных документов;

- полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетных сумм;

- правильность возмещения затрат при краткосрочных загранкомандировках (при этом следует помнить, что пересчет расходов по загранкомандировкам, выраженных в иностранной валюте, производится на момент прибытия работника из командировки);

- правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с подотчетными лицами;

- правильность выведения остатков на конец месяца по счету  "Расчеты с подотчетными лицами";

- соответствие записей в авансовых отчетах записям в журнале-ордере "Расчеты с подотчетными лицами" и Главной книге (при журнально-ордерной форме учета).

Таким образом, аудитор должен быть высококвалифицированным специалистом в области бухгалтерского учета и отчетности, знающим трудовое законодательство. Основная проблема внутреннего аудита заключается в том, что аудиторы подотчетны руководителю предприятия, то есть не обладают как внешние аудиторы независимостью.

1.4. Планирование проверки

Проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов,  касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда и выплат социального характера.

В качестве основной нормативной базы используются Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс и Налоговый кодекс РФ.

Источниками информации служат документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные НИПИ статинформом Госкомстата России[7].

Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства. Так, по учету личного состава используются: приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. № Т-1), личная карточка(ф. № Т-2), учетная карточка научного работника (ф. № Т-4), приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. № Т-5), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6), приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8).

По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12),  расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49), расчетная ведомость (ф. № Т-53), лицевой счет (ф. № Т-54).

Кроме того, применяются первичные документы по учету выработки и сдельной заработной платы: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы.

К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера ф. №№ 8 и 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф.№1).

К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить, относятся:

- оценка системы внутреннего контроля операций по оплате труда;

- составление аудиторской программы проверки расчетов по оплате труда;

- проверка соблюдения норм трудового законодательства в части оплаты труда;

- проверка правильности начисления заработной платы;

- аудит полноты удержаний заработной;

- разработка рекомендаций расчетов по оплате труда;

-         проверка синтетического и аналитического учета расчетов по оплате труда;

-         оформление результатов аудита расчетов по оплате труда.

Прежде чем приступить к проверке расчетов по оплате труда, аудитор составляет перечень тестов проверке операций по оплате труда и получает от работников бухгалтерии ответы, которые позволяют выявить состояние внутреннего контроля и учета и определить, какие тесты необходимо включить в программу проверки операций по оплате труда. Целесообразно провести такое тестирование по следующей схеме. По полученным в процессе тестирования результатам аудитор может сделать выводы о том, что эффективность внутреннего контроля оплаты труда в данном предприятии находится на среднем уровне. Это подтверждается наличием взаимодействия между бухгалтерией и кадровой службой предприятия, но слабым контролем со стороны главного бухгалтера предприятия в целом за правильностью расчетов по оплате труда. Кроме того, в положении об учетной политике предприятия не предусмотрена разработка корреспонденции счетов по оплате труда[8].

Полученные данные используются аудитором для составления аудиторской программы проверки расчетов по оплате труда.

Согласно составленной программы аудиторской проверки и объему информации за проверяемый период, проверку расчетов по оплате труда осуществим выборочным методом.

                                                                                                          

1.5. Применение аудиторских процедур

Проверка соблюдения положений законодательства о труде, состояния внутреннего учета и контроля по трудовым отношениям. Прежде всего целесообразно проконтролировать, как на предприятии соблюдается трудовое законодательство. Основным документом, используемым для этой цели, является Трудовой кодекс РФ. Аудитор может проверить, как оформляется прием и увольнение сотрудников, учитывается рабочее время сотрудников, как строится система оплаты труда и др. [3,стр.52].

Правильность оформления работников (прием на работу и увольнение) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из применяемых систем оплаты труда в основном используются сдельная и повременная системы, что должно быть отмечено в соответствующих документах работников предприятия. При повышенной оплате труда необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной – правильность применения норм и расценок.

Учет рабочего времени, соблюдения установленного режима работы и начисления заработной платы работающих, состоящих на повременной оплате труда, организуется в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12). По этому документу можно проверить все необходимые данные по каждому работающему (дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др.).

Для проверки применяется метод сбора аудиторских доказательств по сопоставлению соответствующих документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и распоряжениями.

Проверка организации учета и контроля выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам. Аудитор проверяет, как оформлены первичные документы (наряды, маршрутные листы и др.), правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, заполнение соответствующих реквизитов; обращает внимание на имеющиеся исправления. Особое внимание уделяется: расчетам сдельного заработка при бригадной форме оплаты труда, правильности переноса итоговых сумм по работающим в расчетно-платежные ведомости. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам (нарядам, разовым документам и др.). Если расчеты по учету сдельной заработной платы выполняются с применением ПК, то целесообразно проверить алгоритмы расчетов, нормативно-справочные данные.

Здесь применяются такие методы сбора аудиторских доказательств, как проверка документов, подготовленных на предприятии, контроль арифметических расчетов (определение сумм сдельной заработной платы).

Проверка расчетов по начислению повременных и прочих видов оплат. В этом комплексе аудитор проверяет, как производились начисление повременной оплаты, расчеты по среднему заработку, расчеты за дни пребывания в отпуске, расчет премий и других видов оплат. Проверка начисленной повременной оплаты для работающих с установленным окладом ведется по формуле:

Сзп  = Сок * tр ,                     (1)

                                                 Tф

где Сзп – сумма начисленной заработной платы;

      Сок – оклад работающего;

      tр - отработанное время в месяц по графику рабочего времени (в часах);

      tф – месячный фонд рабочего времени (в часах).

Начисленная повременная оплата для работников с оплатой согласно установленным разряду и тарифу проверяется по формуле:

                                                 Сзп = Тi * tp ,                               (2)

               где Тi – тариф i- разряда (i = 1,2,….7).

 При несовпадении  данных, полученных аудитором, с бухгалтерскими записями необходимо установить причину расхождения, и если выяснится, что бухгалтер-расчетчик неправильно произвел расчеты, в отчете аудитора делаются соответствующие замечания. Бухгалтер-расчетчик должен произвести исправления и отразить их в соответствующих документах[9].

При расчете начислений, которые определяются с использованием среднего заработка, прежде всего необходимо установить, правильно ли определен средний заработок, а затем проверить правомерность выполненных начислений по соответствующим видам оплат.

         Аудитор также проверяет правильность начислений по прочим видам оплат и доплат: оплата отпусков, работы в праздничные дни, доплата за работу в ночное время и др. Методика проверки сводится к выверке алгоритмов расчетов и исходных данных. По обнаруженным ошибкам бухгалтер-расчетчик вносит необходимые исправления, пересчитывает начисления и удержания по работающим.

Проверка расчетов удержаний из заработной платы с физических лиц. К основным видам удержаний относятся: налог на дохода физических лиц, удержания по исполнительным листам, прочие удержания (за брак, за товары, купленные в кредит, и др.). В начале необходимо проверить справочные данные (льготы по налогу на доходы физических лиц, размер удержаний по исполнительным листам и др.), затем установить соответствие алгоритма законодательным документам и, наконец, проверить сами выполненные расчеты.

При проверке правильности исчисления налога на доходы физических лиц аудитор руководствуется положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ. Здесь ему необходимо уточнить количество льгот, величину налогооблагаемой базы, проверить правильность расчета налога на доходы физических лиц.

При проверке налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу, которая определяется отдельно по каждому виду доходов. В отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговые ставки определены статьей 224 Налогового кодекса РФ в следующих размерах:

-         13 процентов , если иное не предусмотрено настоящей статьей;

-         35 процентов в отношении выигрышей по лотереям, других выигрышей;

-         30 процентов в отношении дивидендов, доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.         

Основное внимание аудитор уделяет проверке налога, исчисленного по ставке 13 процентов. Налоговая база для этой ставки определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Налогового кодекса[10].

Удержания по исполнительным листам на детей проверяют, пользуясь следующей формулой:

                                           Суд = С нач * С п.н. * N / 100,           (3)

где Суд – сумма удержаний на содержание детей,

      Снач – общая сумма начислений по работающему за месяц,

      Сп.н .- сумма налога на доходы физических лиц, удержанного с начисленной за месяц суммы;

      N – процент удержаний.

Проверка других видов удержаний не предоставляет сложности. Так, при проверке удержаний за товары, приобретенные в кредит, устанавливают период рассрочки, суммы удержаний и сроки платежей. При проверке погашения ссуд, выданных работникам, устанавливают сроки и внесение суммы, сумму удержанного налога за пользование ссудой.

Проверка ведения аналитического учета по работающим. Аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется по физическим лицам как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия по всем видам заработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам и удержаниям (налогам, платежам и др.). Необходимые данные для этой цели накапливаются в лицевых счетах (накопительных документах), расчетно-платежной документации, а при использовании ПК могут хранится в виде отдельных файлов.

Аудитор должен проверить, ведется ли такой учет, обратить внимание на сохранность подобной информации и формирование на каждого работающего совокупного годового дохода. Помимо прямых начислений в совокупный доход должны быть включены: стоимость натуральной оплаты работникам, вознаграждения по результатам работы за год, стоимость проезда к месту отдыха работников предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в отдельных районах Дальнего Востока, стоимость бесплатно предоставляемого питания и продуктов, единовременные вознаграждения за выслугу лет и др.

Проверка сводных расчетов по оплате труда. Сводные расчеты по заработной плате выполняют по данным счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующим с ним счетом. При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту этого счета проверяют по данным журналов-ордеров ф. №№ 10 и 10/1, а дебетовые данные по счету 70 (выдача заработной платы, удержания и др.) – по данным журналов-ордеров ф. № 1 «Касса», ф. № 2 «Расчетный счет», ф. № 8 – по счетам учета расчетов с бюджетом, депонентами и др.

При автоматизированной форме учета контролю подвергаются записи в ведомостях дебетовых и кредитовых оборотов. Кроме того, сводные данные проверяют по Главной книге (счета 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям баланса ф. № 1 по статье «Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами» раздела 5 пассива и по статье «Прочие дебиторы» раздела 2 актива (в части долгов за работающими и органами страхования).

Для контроля расчетов по оплате труда используются: первичные документы по учету выработки и заработной платы, расчетные (расчетно-платежные) ведомости, лицевые счета работающих, платежные ведомости и др.

Прежде всего необходимо проверить соответствие итогов в отдельных ведомостях (цехов, отделов) с общими итогами по предприятию. Затем устанавливается правильность произведенных операций по отнесению начисленной заработной платы на соответствующие счета.

Так, выплаты из фонда оплаты труда, включенные в себестоимость продукции, относятся в дебет счетов 20,23,25,26 (производственные затраты), 29 (на расходы непромышленных производств и хозяйств), 08 (вложения во внеоборотные активы).

Проверка депонированных сумм по заработной плате. Аудитор проверяет как организован аналитический учет по счету 76, субсчет «Депонированная заработная плата». Устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, на какой счет списывалась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п.

Заключение

Аудит - элемент рыночных отношений. Как и любой другой элемент рынка, он появляется на свет, как только у какой-либо группы участников рынка возникает потребность в нем, возникает спрос.

Развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы, кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта, часто сложные и рискованные, соответствуют требованиям законов и правильно отражены в учете. Для этого требуются специальные знания и опыт, требуется свобода доступа ко всем документам в организации, чего заинтересованные лица бывают обычно лишены.

С одной стороны необходимость уверенности заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности в ее достоверности (поскольку бухгалтерская отчетность используется для принятия ответственных решений), с другой стороны - отсутствие у заинтересованных пользователей специальных знаний и опыта, свободного доступа к документации организации, возможность необъективной информации со стороны руководства и бухгалтерии организации в конфликтных ситуациях, подверженность бухгалтерской отчетности искажениям вследствие действия неизбежных факторов (субъективность составителей, неоднозначность интерпретации нормативных актов и т. д.) привели к возникновению института независимых высококвалифицированных специалистов-аудиторов, мнению которых по достоверности бухгалтерской отчетности организации заинтересованные пользователи могли бы доверять.

Чтобы сохранить свои позиции на рынке в условиях жесткой конкуренции, руководству для принятия управленческих решений требуется достоверная информация о состоянии доходов и расходов предприятия. В состав затрат организаций входя не только материальные ценности, но и расходы на оплату труда. В настоящее время среди всех расходов предприятия доля затрат на оплату труда занимает ведущее место. Кроме того, процесс учета расчетов по оплате труда объемный и трудоемкий, поэтому могут быть значительные расхождения с нормативными документами, допускаться арифметические и другие ошибки, злоупотребления. В связи с этим роль аудита оплаты труда имеет важное значение для эффективной деятельности предприятия.

Библиографический список

1.                 Конституция РФ

2.                 Трудовой кодекс.

3.                 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. №119-ФЗ (в ред. от 14.12.01 №164-ФЗ)

4.                 Федеральный закон от 1 октября 2003 г. №128-ФЗ «О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы»

5.                 Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002 г. №696

6.                 Постановлениее Правительства РФ от 02.10.2003 № 609 «О повышении тарифный ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» 

7.                 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями от 20 мая 2002 г.).

8.                 Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (с изменениями на 24 марта 2000 г.).

9.                 Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями на 6 июня 2003 г.).

10.            Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. №1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

11.            АдамчукВВ., Ромашрв О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. – М.:Юристъ, 1999.

12.            Александрова А.Б. Заработная плата на современном предприятии. – М.: Книжный мир, 2002.

13.            Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера - М.: Бератор-Пресс, 2003 г.

14.            Аудит: Учебник для вузов/ Под ред. В.И.Подольского. - М.: Юнити-Дана, 2000г.

15.            Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2003г.

16.            Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2002.

17.            Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба. Анализ, проблемы, решения. – М.: Экзамен, 2004

18.            Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М: Юристъ, 1998

19.            Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М., 2002.

20.            Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. - М.: Инфра-М, 2004г.

21.            Кейлер В.А. Экономика предприятия: курс лекций. – М. – Новосибирск: ИНФРА-М – НГАЭиУ, 2003.

22.            Медицинская  газета №91 за 30 ноября 2001

23.            Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Оценка риска и  внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и  информационной систем" Одобрено  Комиссией по аудиторской деятельности при  Президенте Российской Федерации  11 июля 2000 г. Протокол N 1

24.            Правило (стандарт) аудиторской деятельности  Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых  экономических субъектов добрено  Комиссией по аудиторской деятельности при  Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г.  Протокол N 6

25.            Правило (стандарт) аудиторской деятельности  Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте  Российской Федерации 20 октября 1999 г. Протокол N 6

26.            Правило (стандарт) аудиторской деятельности  Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской  отчетности Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте  Российской Федерации 20 августа 1999 г. Протокол N 5

27.            Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Проверка соблюдения  нормативных актов при проведении аудита" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ  15 июля 1998 г. Протокол N 4

28.            Правило (стандарт) аудиторской деятельности  "Аналитические процедуры" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при  Президенте РФ 22 января 1998 г.  Протокол N 2

29.            Правило (стандарт) аудиторской деятельности  "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля в ходе аудита" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ  25 декабря 1996 года Протокол N 6

30.            Правило (стандарт) аудиторской деятельности  "Документирование аудита" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ  25 декабря 1996 года протокол N 6

31.            Правило (стандарт) аудиторской деятельности  "Письмо - обязательство аудиторской организации о согласии на  проведение аудита" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ  25 декабря 1996 года протокол N 6

32.            Правило (стандарт) аудиторской деятельности      "Аудиторские доказательства" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ  25 декабря 1996 года протокол N 6

33.            Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Планирование аудита"   Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ  25 декабря 1996 года протокол N 6

34.            Правило (стандарт) аудиторской деятельности  "Изучение и использование работы внутреннего аудита".Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте  Российской Федерации 27 апреля 1999 г. Протокол №3

35.            Порядок ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением Совета директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. № 40)

36.            Политика доходов и заработной платы: Учебник / Под ред. П.В.Савченко, Ю.П. Кокина.- М.: Юристъ, 2000.

37.            Райзберг Б.А, Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М

38.            Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003

39.            Суйц В.П. Аудит: Практическое пособие для аудиторов. – М.: АНКИЛ, 2002.

40.            Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. - ИНФРА-М, 2004 г.

41.            Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003.

42.            Энциклопедия общего аудита. Законодательная и нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществления. В 2 т. / Колл. авторов. – М.: Международная школа управления ИНТЕНСИВ РАГС, ДИС, 1999.

43.            Экономика: краткий курс / Авт. сост. Руденко В.И. – М.: Дашков и К, 2002.


[1]Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. - ИНФРА-М, 2004 г. –с. 12

[2]Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. - ИНФРА-М, 2004 г. –с. 15

[3] Александрова А.Б. Заработная плата на современном предприятии. – М.: Книжный мир, 2002. – с. 3

[4] Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003. – с. 233

[5] Постановление Госкомстата РФ от 6 апреля 2001 г. N 26 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

[6] Александрова А.Б. Заработная плата на современном предприятии. – М.: Книжный мир, 2002. – с. 16

[7] Суйц В.П. Аудит: Практическое пособие для аудиторов. – М.: АНКИЛ, 2002. – с. 133.

[8] Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 90.

[9] Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 180.

[10] Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 166.