Содержание

1. Теоретическая часть. 3

Введение. 3

1.1. Анализ видов туристических услуг, их ценообразования и конкурентоспособности. 4

1.2. Прогнозирование вероятности  наступления банкротства  туристической фирмы: отечественные и западные методики. 6

Заключение. 13

2. Практическая часть. 14

Задача 1. 14

Задача 2. 18

Задача 3. 21

Задача 4. 22

Задача 5. 26

Список литературы.. 29

1. Теоретическая часть

Введение

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХ1 веке, и к 2020 году количество международных

туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.

Как известно, данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. И по данным все той же ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн долл., что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд долл.

Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны.

         Целью данной работы является анализ финансово- хозяйственной деятельности туризма.

         Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. рассмотреть основные виды туризма, особенности их ценообразования

2. рассмотреть методики диагностики банкротства  на туристическом предприятии.

1.1. Анализ видов туристических услуг, их ценообразования и конкурентоспособности

     В зависимости от предпочтений туристов, туризм делится на шесть видов[2,с . 188]:

·        Этнический туризм – это путешествия, совершаемые с целью изучения культуры и образа жизни редких или экзотических народностей. Они включают в себя посещение жилищ, культовых церемоний и возможное участие в религиозных ритуалах.

·        Культурный туризм – путешествия, осуществляемые с целью изучения, а если возможно, и участия в жизни исчезающих племен. В этом случае туристский центр организует дегустацию блюд в сельских гостиницах, костюмированные фестивали, фольклорные танцы, демонстрацию предметов искусства и ремесла.

·        Исторический туризм – туры, включающие ознакомление с достопримечательностями стран, музеями, соборами. Задачи этого вида туризма облегчаются тем, что культурные достопримечате6льности находятся в крупных городах или в непосредственной близости от них. Некоторые достопримечательности, в частности, обустроены для организации массового туризма.

·        Экологический туризм – привлекает путешественников в нетронутые, иногда отдаленные места мира.  путешествия, совершаемые с целью “общения с природой”, в основном имеют географический характер. На местах туристам предлагаются пешеходные путешествия или путешествия верхом на лошади, альпинизм, плавание на каноэ, проживание в лагерных городках.

·        Рекреационный туризм – это путешествия, совершаемые с целью отдыха, то есть принятие солнечных ванн, плавание, социальные контакты в спокойной обстановке. Такие зоны отдыха часто располагаются на море, где есть обустроенные пляжи, берега, поросшие пальмами, или на горных склонах.

·        Деловой туризм – это путешествия, предпринимаемые с целью участия в конгрессах, собраниях, семинарах и других мероприятиях.  Путешествия, совершаемые с деловыми целями, могут комбинироваться с другими вышеприведенными видами туризма.

         В туристской сфере фирмы стремятся превзойти конкурентов путем  максимального повышения качества качественных характеристик своей деятельности. Если такое повышение рассматривается  потребителями как вполне допустимое, то предприятие может с успехом уйти от конкурентной борьбы.

     Общая характеристика целей ценообразования представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика целей ценообразования [6, с. 177]

Цели

Характеристика

Уровень цен

Максимизация текущей прибыли

Краткосрочный

Высокий

Удержание позиций на рынке

Краткосрочный

Крайне низкий

Лидерство на рынке

Долгосрочный

Низкий

Лидерство в качестве продукта

Долгосрочный

Высокий

     Фирмы формируют цены, используя разные методики.

1.     Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль». Самый простой способ ценообразования заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Однако когда производится или продается несколько наименований товара, то себестоимость каждого определяется лишь условно.

2.     Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

3.     Установление цены на основе ощущаемой ценности товара. Все больше фирм даже в российских условиях при расчете верхнего придела цены начинают исходить из ощущаемой ценности товара. Основным фактором они считают покупательское восприятие.

4.     Установление цены на основе уровня текущих цен. Назначая цену с учетом текущих цен, фирма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек и спроса. Она может назначать цену на уровне цен своих основных конкурентов либо выше или ниже данного уровня.

     В совокупности цена конкретного продукта определяется взаимным действием трех групп факторов: индивидуальных издержек производства и сбыта, состояния спроса и уровня конкуренции на рынке. С учетом этих факторов в практике маркетинга разработаны методы ценообразования[1,с . 143]:

·        на основе издержек;

·        с ориентацией на уровень конкуренции;

·        с ориентацией на спрос;

1.2. Прогнозирование вероятности  наступления банкротства  туристической фирмы: отечественные и западные методики

Методика Бивера

Первым применять анализ соотношений финансовых коэффициентов, как метод предсказания банкротства, начал В. Х. Бивер (BEAVER, 1966). В своих исследованиях он по одному сравнивал показатели неплатежеспособных фирм с такими же коэффициентами фирм, нормально работающих, и обнаружил, что еще задолго до краха разница между ними была разительна. Обе группы состояли из 79 предприятий и уже за пять лет до кризиса были заметны признаки, позволявшие предполагать его приближение (Таблица 1). Он проанализировал за пятилетний период 20 коэффициентов по группе компаний, половина из которых обанкротилась[5,с . 231].

Таблица 2

Система показателей У. Бивера

Показатель

Формула расчета по данным финансовой отчетности

Группа 1:

«Благополучные компании»

Группа 2:

«За 5 лет до банкротства»

Группа 3:

«За 1 год до банкротства»

Коэффициент Бивера (Кб1)

      

        Чистая прибыль+Амортизация

Кб1=

                    Заемный капитал

0,4 – 0,45

0,17

-0,15

Коэффициент текущей ликвидности (Кл1)

                Оборотные активы

Кб2 =

         Краткосрочные обязательства

≤ 3,2

< 2

≤ 1

Экономическая рентабельность (Кр)

        Чистая прибыль

Кр =                                * 100%

              Активы

6-8

4

-22

Финансовый леверидж (Кфл)

           Заемный капитал

Кфл =                                  * 100%

                   Пассивы

≤ 37

≤ 50

≤ 80

Методика Альтмана

Наибольшую известность в области прогнозирования угрозы банкротства получила работа известного западного экономиста Э. Альтмана, разработавшего на базе аппарата множественного дискриминантного анализа методику расчета кредитоспособности, которая позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и не банкротов.

При построении индекса банкротства Э. Альтман обследовал 66 предприятий промышленности. Половина которых обанкротилась, а половина работала успешно. Впервые в 1968 г. Э. Альтман по данным 33 компаний исследовал 22 финансовых коэффициента, базировавшихся на данных одного периода перед банкротством, отобрал 5 наиболее значимых из них для прогноза. Эти показатели он включил в линейную дискриминантную функцию:

Х1 – отношение собственных оборотных активов (чистого оборотного капитала) к сумме активов;

Х2 – рентабельность активов (перерапределенная прибыль к сумме активов);

Х3 – уровень доходности активов (отношение прибыли к сумме активов);

Х3 – коэффициент соотношения собственного и заемного капитала или отношение рыночной стоимости акций к заемному капиталу;

Х5 – оборачиваемость активов (или отношение выручки от реализации к сумме активов).

На основе данных коэффициентов Э. Альтман разработал пятифакторную Z-модель, которая является одним из основных методов оценки вероятности банкротства предприятий и широко используется в США:

Z5 = 1,2*Х1 + 1,4*Х2 + №.№*Х3 + 0,6*Х4 + 1,0*Х5,       (1)

где Х1, Х2, Х3, Х4, Х5  - коэффициенты в виде долей единицы.

Уровень угрозы банкротства в модели Альтмана оценивается согласно таблицы 2. Чем больше Z5 превышает значение 2,99, тем меньше вероятность банкротства предприятия в течение двух лет.

Таблица 3

Уровень угрозы банкротства в модели Альтмана

Значение интегрального показателя Z5

Вероятность банкротства

Менее 1,87

Очень высокая

От 1,81 до 2,7

Высокая

От 2,7 до 2,99

Вероятность невелика

Более 2,99

Вероятность ничтожна, очень низкая

Методика Тафлера и Тишоу

С помощью компьютерной техники на первой стадии вычисляются 80 отношений по данным обанкротившихся и платежеспособных компаний. Затем, используя статистический метод, известный как анализ многомерного дискриминанта, можно построить модель платежеспособности, определяя частные соотношения, которые наилучшим образом выделяют две группы компаний и их коэффициенты. Такой выборочный подсчет соотношений является типичным для определения некоторых ключевых измерений деятельности корпорации, таких как прибыльность, соответствие оборотного капитала, финансовый риск и ликвидность. Объединяя эти показатели и сводя их соответствующим образом воедино, модель платежеспособности производит точную картину финансового состояния корпорации. Типичная модель для анализа компаний, акции которых котируются на биржах, принимаю форму[5,с . 143]:

Z=С0 + С1Х1 + С2Х2 + С3Х3 + С4Х4,                    (2)

Где    Х1 – прибыльность: прибыль до уплаты налога / текущие обязательства (53%);

Х2 – состояние оборотного капитала: текущие активы / общая сумма обязательств (13%);

Х3 – финансовый риск: текущие обязательства / общая сумма активов (18%);

Х4 – ликвидность: отсутствие интервала кредитования (16%);

С0….С4 – коэффициенты.

Проценты в скобках указывают на пропорции модели.

Таким образом модель Р. Тафлера и Г. Тишоу имеет вид:

Z = 0,53х1 + 0,13х2 + 0,18х3 + 0,16х4                      (3)

Индикаторами данной модели будут служить следующие пороговые значения:

0,2 < Z – банкротство более чем вероятно;

Z > 0,3 – у предприятия неплохие долгосрочные перспективы.

Все эти модели позволяют высказывать суждение о возможном в обозримом будущем (2-3 года) банкротстве одних предприятий и достаточно устойчивом финансовом положении других.

Американская двухфакторная модель

В американской практике помимо модели Альтмана используется двухфакторная модель. Для нее выбирают два ключевых показателя, от которых зависит вероятность банкротства организации:

Х1 – показатель текущей ликвидности;

Х2 – показатель удельного веса заемных средств в активах.

Формула двухфакторной модели записывается в следующем виде:

Z2 = -0,3877 – 1,0736 * Х1 + 0,05779 * Х2                 (4)

Если результат расчета Z2 < 0, то вероятность банкротства невелика, если Z2 > 0, то высока вероятность банкротства.

Модель Фулмера

Также известна модель Фулмера. Модель была создана на основании обработки данных шестидесяти предприятий — 30 потерпевших крах и 30 нормально работавших — со средним годовым балансом в 455 тысяч американских долларов. Изначальный вариант модели содержал 40 коэффициентов, окончательный использует всего девять. Общий вид модели Фулмера:

Н = 5,528х1+0,212х2+0,073х3+1,270х-

0,120х5+2,335х6+0,575х7+1,083х8+0,894х9-3,075   (5)

в которой

.

Если H < 0, крах неизбежен. Точность прогнозов, сделанных с помощью данной модели на год вперёд, — 98%, на два года — 81%.

Официальная российская методика

Прогнозирование вероятности банкротства предприятия в Российской Федерации основано на оценке финансового состояния предприятия. Порядок  проведения анализа  финансового состояния  на предмет прогнозирования банкротства  организаций установлены Методическими указаниями по проведению анализа  финансового состояния организаций, утвержденными приказом Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству  от 23 января 2001 г. №16, которая упразднена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», ее функции переданы Министерству экономического развития и торговли РФ. Тем не менее методика не отменена и действует при диагностике банкротства предприятий[3,с . 121].

Для  проведения  анализа  финансового  состояния  организаций  используются следующие показатели, характеризующие различные  аспекты  деятельности организации:                                           

Общие показатели:                                          

·        среднемесячная выручка (К1);                                    

·        доля денежных средств в выручке (К2);                            

·        среднесписочная численность работников (К3).                    

Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости:   

·        степень платежеспособности общая (К4);                          

·        коэффициент задолженности по кредитам банков и займам (К5);     

·        коэффициент задолженности другим организациям (К6);             

·        коэффициент задолженности фискальной системе (К7);              

·        коэффициент внутреннего долга (К8);                             

·        степень платежеспособности по текущим обязательствам (К9);      

·        коэффициент  покрытия  текущих  обязательств  оборотными активами (К10);                                                              

·        собственный капитал в обороте (К11);                            

·        - доля  собственного  капитала  в  оборотных средствах (коэффициент обеспеченности собственными средствами) (К12);                      

·        коэффициент автономии (финансовой независимости) (К13).      

3) Показатели  эффективности использования  оборотного капитала (деловой    активности),    доходности    и   финансового  результата (рентабельности):                                                  

·        коэффициент обеспеченности оборотными средствами (К14);         

·        коэффициент оборотных средств в производстве (К15);             

·        коэффициент оборотных средств в расчетах (К16);                 

·        рентабельность оборотного капитала (К17);                       

·        рентабельность продаж (К18);                                    

·        среднемесячная выработка на одного работника (К19).              

4) Показатели   эффективности   использования   внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации:                   

·        эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) (К20);       

·        коэффициент инвестиционной активности (К21).                     

5) Показатели   исполнения  обязательств   перед  бюджетом   и государственными внебюджетными фондами:                             

- коэффициенты  исполнения  текущих  обязательств  перед  бюджетами  соответствующих уровней (К22 - К24);                                 

- коэффициент     исполнения     текущих     обязательств     перед государственными внебюджетными фондами (К25);                       

- коэффициент  исполнения  текущих  обязательств  перед  Пенсионным фондом Российской Федерации (К26).                                  

Заключение

         В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько выводов по работе.

         В туристской сфере фирмы стремятся превзойти конкурентов путем  максимального повышения качества качественных характеристик своей деятельности. Если такое повышение рассматривается  потребителями как вполне допустимое, то предприятие может с успехом уйти от конкурентной борьбы.

Первым применять анализ соотношений финансовых коэффициентов, как метод предсказания банкротства, начал В. Х. Бивер (BEAVER, 1966). В своих исследованиях он по одному сравнивал показатели неплатежеспособных фирм с такими же коэффициентами фирм, нормально работающих, и обнаружил, что еще задолго до краха разница между ними была разительна.

Наибольшую известность в области прогнозирования угрозы банкротства получила работа известного западного экономиста Э. Альтмана, разработавшего на базе аппарата множественного дискриминантного анализа методику расчета кредитоспособности, которая позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и не банкротов.

Прогнозирование вероятности банкротства предприятия в Российской Федерации основано на оценке финансового состояния предприятия. Порядок  проведения анализа  финансового состояния  на предмет прогнозирования банкротства  организаций установлены Методическими указаниями по проведению анализа  финансового состояния организаций, утвержденными приказом Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству  от 23 января 2001 г. №16.

2. Практическая часть

Задача 1

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Проанализируйте изменение затрат на рубль реализованных туров. Найдите влияние факторов (структуры и ассортимента, себестоимости и цены тура).

Таблица 4

Исходные данные

Виды туров

Количество реализованных туров,  шт.

Цена за тур, руб.

Себестоимость тура, руб.

предыдущий период

отчетный период

предыдущий период

отчетный период

предыдущий период

отчетный период

А

250

230

16000

19000

12000

17000

Б

58

63

8000

8000

5000

4500

В

155

180

23000

20000

14000

15000

РЕШЕНИЕ

1. Определим выручку от реализации туров:

В = Ц * К                      (6)

Где    Ц – цена за тур,  руб.

         К – количество туров, шт.

2. Себестоимость всех туров:

С = С т * К                   (7)

Где    Ст – себестоимость тура, руб.

3. Затраты на рубль реализованной продукции:

Зр = С : В                     (8)

4. рассмотрим влияние факторов методом цепных подстановок

- влияние изменения себестоимости:

(С отч : В баз) – (С баз : В баз)

А : (3910000 : 4000000) – (3000000 : 4000000) = 0,978 – 0,75 = 0,228

Под влиянием изменения себестоимости затраты на  рубль выросли на 0,228 руб.

Б : (283500 : 464000) – (290000 : 464000) = 0,61 – 0,625 = -0,015

Под влиянием  изменения себестоимости затраты на рубль уменьшились на 0,015.

В : (2700000 : 3565000) – (2170000: 3565000) = 0,76 – 0,608 = 0,152

Под влиянием изменения себестоимости затраты на рубль выросли на 0,152 руб.

- влияние изменения выручки:

А : (3910000 : 4370000) – (3910000 : 4000000) = 0,89 – 0,978 = -0,088

Под влиянием изменения себестоимости затраты на  рубль уменьшились на 0,088 руб.

Б : (283500 : 504000) – (283500 : 464000) = 0,56 – 0,61 = -0,05

Под влиянием  изменения себестоимости затраты на рубль уменьшились на 0,05.

В : (2700000 : 3600000) – (2700000: 3565000) = 0,75 – 0,78 = -0,03

Под влиянием изменения себестоимости затраты на рубль уменьшились  на 0,03 руб.

Совместное влияние факторов:

А : 0,228 – 0,088 = 0,14 (руб.)

Б : -0,015 -0,05 = -0,065 (руб.)

В : 0,152 - 0,03 = 0,122 (руб.)

ПРОВЕРКА:

А: 0,89 – 0,75 = 0,14

Б: 0,56 – 0,63 = -0,07

В: 0,75 – 0,61 = 0,14

ОТВЕТ

         Таким образом, в отчетном периоде затраты на рубль реализованных туров по А увеличились на 0,14 руб. (в том числе за счет изменения себестоимости выросли на 0,228 руб., а за счет изменения выручки  упали на 0,05 руб.) по Б – снизились на 0,065 руб. (за счет  изменения себестоимости на 0,015, а за счет изменения выручки – на 0,05 руб.) по В -  выросли на 0,122 (в том числе за счет изменения  себестоимости выросли на 0,152 руб., а за счет изменения выручки – снизились на 0,03 руб.).

Таблица 5

Результаты расчета затрат на единицу реализованных туров

Виды туров

Цена за тур, руб.

Количество туров, шт

Выручка от реализации, руб.

Себестоимость  тура, руб.

Себестоимость общая, руб.

Затраты на рубль реализованных туров, руб

баз

отч

баз

отч

баз

отч

баз

отч

баз

отч

баз

отч

А

16000

19000

250

230

4000000

4370000

12000

17000

3000000

3910000

0,75

0,89

Б

8000

8000

58

63

464000

504000

5000

4500

290000

283500

0,63

0,56

В

23000

20000

155

180

3565000

3600000

14000

15000

2170000

2700000

0,61

0,75

Задача 2

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Рассчитайте показатели состава, структуры и технического состояния основных фондов туристической фирмы.

Таблица 6

Исходные данные задачи

 (тыс. руб.)

Показатели

Начало периода

Поступило

Выбыло

Конец периода

новых

всего

Основные средства по первоначальной стоимости

1250

235

420

130

в том числе стоимость активной части основных средств

840

192

335

90

Сумма износа

200

260

РЕШЕНИЕ

1. В таблице 7 отражен расчет   значений

Таблица 7

Расчетная таблица,  тыс. руб.

Показатели

Начало периода

Поступило

Выбыло

Конец периода

новых

всего

Основные средства по первоначальной стоимости

1250

235

420

130

1540

в том числе стоимость активной части основных средств

840

192

335

90

1085

Сумма износа

200

260

Остаточная стоимость основных средств

1050

-

-

-

1280

         Значение на конец периода:

ОС к = ОС н + П – В                      (9)

Где    Ос к – основные средства на начало периода, тыс. руб.

         П – поступило основных средств, тыс. руб.

         В -  выбыло основных средств, тыс. руб.

ОС н – основные средства на начало периода, тыс. руб.

Основные средства на конец периода по первоначальной стоимости:

1250 + 420 – 130 = 1540 (тыс. руб.)

         Активные фонды на конец периода:

840 + 335 – 90 = 1085 (тыс. руб.)

         Остаточная стоимость  равна разности первоначальной стоимости  и износа:

- на начало периода: 1250 – 200 = 1050 (тыс. руб.)

- на конец периода: 1540 – 260 = 1280 (тыс. руб.)

Для анализа движения основных средств рассчитаем следующие  показатели по  формулам: 

·                   Коэффициент прироста Кпр:

Кпр = Сумма прироста ОПФ / стоимость ОПФ на начало периода

Кпр = 235 – 130 / 1250 * 100% = 8,4 %

·                   Коэффициент поступления (ввода) КВВ:

Квв = Стоимость вновь поступивших ОС / стоимость ОС на конец периода

Квв = 420/1540*100% = 27,3 %

·                   Коэффициент обновления Коб:

Коб = стоимость новых ОС / стоимость ОС на конец периода

Коб = 235/1540*100% = 15,3 %

·                   Коэффициент выбытия основных средств Квыб:

Квыб = стоимость выбывших ОС / стоимость ОС на начало периода

Квыб = 130/1250*100% = 10,4 %

В отчетном году доля поступивших основных средств  составила 27,3%, из них новых – 15,3%. Цель обновления основных средств — снижение расходов по содержанию и эксплуатации оборудования, снижение простоев оборудо­вания, рост производительности труда, повышение качест­ва продукции.

·                   Коэффициент замены Кзам:

Кзам = стоимость выбывших в результате износа ОС / стоимость вновь поступивших ОС

Кзам = 130/420*100% = 31 %

т.е. доля вводимых основных средств, направляемая на за­мену выбывших, составила  31 %;

·                   Коэффициент расширения парка машин и оборудо­вания Красш:

К расш =1 – Кзам

К расш = 100 – 31= 69 %

Для анализа состояния основных фондов  рассчитаем следующие показатели:

·                   Коэффициент годности Кгодн:

К годн = Остаточная стоимость ОС / Первоначальная стоимость ОС

К годн (нач) = 1050 / 1250 *100% = 84 %

К годн (кон) = 1280 / 1540* 100% = 83 %

·                   Коэффициент износа Кизн:

Кизн = Сумма начисленного износа ОС /  Первоначальная стоимость ОС

Кизн и Кгодн рассчитываются по состоянию на начало и конец анализируемого периода:

Кизн (нач) = 200/1250*100% = 16 %

Кизн (кон) = 260/1540*100% = 17 %

Рост коэффициента износа обусловлено низким  уровнем коэффициента обновления.

Задача 3

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

По данным бухгалтерской отчетности проанализируйте изменение состава и структуры имущества организации. Сделайте выводы о рациональности произошедших изменений.

РЕШЕНИЕ

Таблица 8

Анализ динамики и структуры имущества организации

Показатели

Значение, тыс. руб.

В % к балансу, %

Динамика

Динамика структуры, %

на начало

на конец

на начало

на конец

тыс. руб.

%

Нематериальные активы

1100

1300

6,78

8,82

200,00

118,18

2,04

Основные средства

9377

8200

57,78

55,62

-1177,00

87,45

-2,16

Запасы

2744

2983

16,91

20,23

239,00

108,71

3,33

Долгосрочная дебиторская задолженность

80

80

0,49

0,54

0,00

100,00

0,05

Краткосрочная дебиторская задолженность

220

170

1,36

1,15

-50,00

77,27

-0,20

Денежные средства

2708

2010

16,69

13,63

-698,00

74,22

-3,05

АКТИВ

16229

14743

100,00

100,00

-1486,00

90,84

0,00

Уставной капитал

55

55

0,34

0,37

0,00

100,00

0,03

Добавочный капитал

7

7

0,04

0,05

0,00

100,00

0,00

Резервный капитал

71

71

0,44

0,48

0,00

100,00

0,04

Нераспределенная прибыль отчетного года

140

41

0,86

0,28

-99,00

29,29

-0,58

Краткосрочные займы и кредиты

3620

2040

22,31

13,84

-1580,00

56,35

-8,47

Краткосрочная кредиторская задолженность

12336

12529

76,01

84,98

193,00

101,56

8,97

ПАССИВ

16229

14743

100,00

100,00

-1486,00

90,84

0,00

Как видно из таблицы,  к концу года произошло снижение валюты баланса на 1486 тыс. руб. или на 9 %. В целом все  значения имущества организации уменьшились к концу года, что свидетельствует об ухудшении финансового положения организации.

Задача 4

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

По данным бухгалтерской отчетности проанализируйте финансовую устойчивость организации путем определения трехкомпонентной функции. Дайте рекомендации по увеличению устойчивости организации.

РЕШЕНИЕ

Наиболее обобщающим показателем финансовой устойчивости предприятия является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат. Этот излишек или недостаток образуется в результате разницы величины источников средств и величины запасов и затрат, при этом имеется в виду обеспеченность запасами и затратами определенными видами источников. Трем показателям Н1, Н2, Н3 соответствуют показатели обеспеченности запасами и затратами этими источниками Е1, Е2, Е3. Расчет сводится в таблицу, после чего определяется трехкомпонентный показатель ситуации, который показывает степень финансовой устойчивости предприятия.

По степени финансовой устойчивости предприятия можно выделить 4 типа ситуации:

1.Е1>0, E2>0, E3>0 - абсолютная финансовая устойчивость (трехкомпонентный показатель ситуации = 1.1.1)

2.Е1<0, E2>0, E3>0 - нормальная финансовая устойчивость, гарантирующая платежеспособность (трехкомпонентный показатель ситуации = 0.1.1).

3.Е1<0, E2<0, E3>0 - неустойчивое финансовое состояние, связанное с нарушением платежеспособности (трехкомпонентный показатель ситуации = 0.0.1).

4.Е1<0, E2<0, E3<0 - кризисное финансовое состояние (трехкомпонентный показатель ситуации = 0.0.0).

Таблица 9

Расчет степени финансовой устойчивости предприятия

Показатели

Источник информации

На начало периода

На конец периода

Изменение

1

2

3

4 = 3-2

1. Источники собственных средств

ф. 1. стр. 490

273

174

2. Внеоборотные активы

ф. 1. стр. 190

10477

9500

3. Н1. Наличие собственных оборотных средств

 (стр. 2 – стр.1)

10204

9326

4. Долгосрочные кредиты и займы

ф. 1. стр. 590

0

0

5. Н2. Наличие собственных оборотных средств, а также долгосрочных и среднесрочных кредитов и займов

 (с.3 + с.4)

10204

9326

6. Краткосрочные кредиты и заемные средства

ф. 1. стр. 690

15956

14569

7. Н3. Общая величина источников формирования запасов и затрат

(стр. 5 + стр. 6)

26160

23895

8. Общая величина запасов и затрат

ф. 1. стр. 210

2744

2983

9. Е1. Излишек или недостаток собственных оборотных средств

 (стр. 3 – стр. 8)

7460

6343

10. Е2. Излишек или недостаток собственных оборотных средств, а также долгосрочных и среднесрочных кредитов и займов

 (стр. 5 – стр. 8)

7460

6343

11. Е3. Излишек или недостаток общей величины источников формирования запасов и затрат

(стр. 7 – стр. 8)

23416

20912

12. Трехкомпонентный показатель ситуации

1.1.1

1.1.1

            Как видно  из таблицы, предприятие характеризуется абсолютной финансовой устойчивостью  как на начало, так и на конец года.

            Таблица 10

Комплекс организационно- технических мероприятий направленных  на укрепление финансовой устойчивости предприятия

Разделы и статьи

Содержание конкретных мероприятий

Внеоборотные активы

Нематериальные активы

- сокращение административно- управленческих расходов за счет части фиксированных издержек;

-ликвидация расходов на НИОКР бесперспективной продукции;

Патенты, лицензии, товарные знаки

-продажа патентов и лицензий, прав пользования товарным знаком;

-франшиза;

Основные средства

-передача в аренду зданий и оборудования по бесперспективным производствам;

-продажа переамортизированных машин и оборудования;

-приобретение сокращение сроков ввода в эксплуатацию по освоению производства перспективных видов продукции;

Незавершенное строительство

-продажа объектов незавершенного строительства;

Долгосрочные финансовые вложения

- отказ от новых долгосрочных финансовых вложений;

Оборотные активы

Разделы и статьи

Содержание конкретных мероприятий

Сырье, материалы и другие ценности

-пересмотр норм расхода материально- энергетических ресурсов в действующих производствах;

внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий в перспективных производствах;

-уточнение нормативов запасов материально-энергетических ресурсов;

-восполнение запасов в пределах нормативов по перспективным производствам;

-продажа сверхнормативных запасов материалов;

-распродажа неликвидов;

Незавершенное производство

-внедрение прогрессивных систем оперативно- производственного планирования;

-пересмотр норм трудовых затрат и тарифов;

-сокращение численности рабочих на бесперспективных производствах;

-увеличение в пределах расчетных нормативов размеров незавершенного производства по перспективным производствам;

-продажа незавершенного производства;

Готовая продукция и товары для перепродажи

-сокращение объемов авансированных платежей;

Расходы будущих периодов

-сокращение и ликвидация просроченной дебиторской задолженности;

Разделы и статьи

Содержание конкретных мероприятий

Дебиторская задолженность

-ликвидация безнадежных долгов;

 -сокращение сроков торгового кредита ;

-минимизация дебиторской задолженности за счет предоплаты заказчикам по заключаемым договорам;

-образование дебиторской задолженности в пределах норматива по перспективным видам продукции;

-заключение вновь оформляемых договоров на поставку перспективных видов продукции после экспертизы платежеспособных заказчиков;

-приостановление вложения средств в ценные бумаги других предприятий;

-сокращение времени оборота денежных средств за счет инвестирования собственного производства;

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Убытки

-анализ по причинам и центрам ответственности с конкретными мероприятия по ликвидации убытков;

-установление минимально допустимых объемов производства – порога рентабельности;

Капитал и резервы

Уставной капитал

- увеличение размеров фонда на приобретение производственного оборудования;

-восполнение запасов собственных средств по перспективным видам продукции;

-стабилизация размеров фонда;

Добавочный капитал

Резервный капитал

Фонд накопления

Разделы и статьи

Содержание конкретных мероприятий

Фонд социальной сферы

Целевые финансирование и поступления

--увеличение прибыли за счет ликвидации убыточных производств;

-перепрофилирование убыточных производств;

-расширение производства и реализация перспективной продукции;

-продажа излишнего имущества;

-снижение издержек производства;

Нераспределенная прибыль отчетного года

Долгосрочные пассивы

-привлечение долгосрочных кредитов;

-погашение долгосрочных кредитов в соответствии с условиями и сроками договора;

Заемные средства

Краткосрочные пассивы

Заемные средства

-привлечение долгосрочных кредитов по условию обеспечения расчетных сроков окупаемости на цели восполнения запасов оборотных активов по перспективным видам продукции, льготного торгового кредита, выплаты зарплаты;

-своевременное погашение задолженности в соответствии с очередностью, установленной законодательством;

Кредиты банков

Прочие займы

Кредиторская задолженность

Разделы и статьи

Содержание конкретных мероприятий

Выручка от реализации

-установление максимальных объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказов;

Себестоимость

-снятие с производства убыточной, низко рентабельной неконкурентоспособной продукции;

-установление обоснованных цен с учетом эластичности спроса и нормы рентабельности;

-сокращение фиксированных издержек;

-внедрение конструкций изделий, обеспечивающих экономию материалов.

Задача 5

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Используя данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» проанализируйте формирование чистой прибыли балансовым методом. Укажите резервы роста чистой прибыли.

РЕШЕНИЕ

Формирование чистой прибыли:

ЧП = В – С- К – У + ОД – ОР + ВД – ВР – Н                    (10)

ЧП – чистая прибыль, тыс. руб.

В – выручка, тыс. руб.

С – себестоимость, тыс. руб.

К – коммерческие расходы, тыс. руб.

У – управленческие расходы, тыс. руб.

ОД, ОР – операционные  доходы и расходы, тыс. руб.

ВД, ВР – внереализационные доходы и расходы, тыс. руб.

Н – налог на прибыль, тыс. руб.

- влияние изменения  выручки:

(В отч  – С баз- Кбаз – Убаз + ОДбаз – ОРбаз + ВДбаз – ВРбаз – Нбаз) – (Вбаз – Сбаз- Кбаз – Убаз + ОДбаз – ОРбаз + ВДбаз – ВРбаз – Нбаз) = (2010- 2027 – 52 – 453 + 301 – 282 +19 – 14 – 60)- (2708 - 2027 – 52 – 453 + 301 – 282 +19 – 14 – 60) = -558 -140  = -698 (тыс.руб.)

- влияние изменения себестоимости:

(В отч  – С отч- Кбаз – Убаз + ОДбаз – ОРбаз + ВДбаз – ВРбаз – Нбаз) – (Вотч – Сбаз- Кбаз – Убаз + ОДбаз – ОРбаз + ВДбаз – ВРбаз – Нбаз) = (2010- 1667 – 52 – 453 + 301 – 282 +19 – 14 – 60)- (2010 - 2027 – 52 – 453 + 301 – 282 +19 – 14 – 60) = -198 + 558  = 360 (тыс.руб.)

- влияние  изменения коммерческих расходов:

(В отч  – С отч- Котч – Убаз + ОДбаз – ОРбаз + ВДбаз – ВРбаз – Нбаз) – (Вотч – Сотч- Кбаз – Убаз + ОДбаз – ОРбаз + ВДбаз – ВРбаз – Нбаз) = (2010- 1667 – 12 – 453 + 301 – 282 +19 – 14 – 60)- (2010 - 1667 – 52 – 453 + 301 – 282 +19 – 14 – 60) = -158 +198 = 40  (тыс.руб.)

- влияние изменения управленческих расходов:

(В отч  – С отч- Котч – Уотч + ОДбаз – ОРбаз + ВДбаз – ВРбаз – Нбаз) – (Вотч – Сотч- Котч – Убаз + ОДбаз – ОРбаз + ВДбаз – ВРбаз – Нбаз) = (2010- 1667 – 12 – 321 + 301 – 282 +19 – 14 – 60)- (2010 - 1667 – 12 – 453 + 301 – 282 +19 – 14 – 60) = - 26 +  158 = 132  (тыс.руб.)

- влияние изменения операционных доходов:

(В отч  – С отч- Котч – Уотч + ОДотч – ОРбаз + ВДбаз – ВРбаз – Нбаз) – (Вотч – Сотч- Котч – Уотч + ОДбаз – ОРбаз + ВДбаз – ВРбаз – Нбаз) = (2010- 1667 – 12 – 321 + 126 – 282 +19 – 14 – 60)- (2010 - 1667 – 12 – 321 + 301 – 282 +19 – 14 – 60) = -201 +26 = -175  (тыс.руб.)

- влияние изменения операционных  расходов:

(В отч  – С отч- Котч – Уотч + ОДотч – ОРотч + ВДбаз – ВРбаз – Нбаз) – (Вотч – Сотч- Котч – Уотч + ОДотч – ОРбаз + ВДбаз – ВРбаз – Нбаз) = (2010- 1667 – 12 – 321 + 126 – 81 +19 – 14 – 60)- (2010 - 1667 – 12 – 321 + 126 – 282 +19 – 14 – 60) = 0 – 201 = - 201 (тыс. руб.)

- влияние изменения внереализационных  доходов:

(В отч  – С отч- Котч – Уотч + ОДотч – ОРотч + ВДотч – ВРбаз – Нбаз) – (Вотч – Сотч- Котч – Уотч + ОДотч – ОРотч + ВДбаз – ВРбаз – Нбаз) = (2010- 1667 – 12 – 321 + 126 – 81 +5 – 14 – 60)- (2010 - 1667 – 12 – 321 + 126 – 81 +19 – 14 – 60) = -14 – 0 = - 14 (тыс. руб.)

- влияние изменения внереализационных расходов:

(В отч  – С отч- Котч – Уотч + ОДотч – ОРотч + ВДотч – ВРотч – Нбаз) – (Вотч – Сотч- Котч – Уотч + ОДотч – ОРотч + ВДотч – ВРбаз – Нбаз) = (2010- 1667 – 12 – 321 + 126 – 81 +5 – 7 – 60)- (2010 - 1667 – 12 – 321 + 126 – 81 +5 – 14 – 60) = - 7 +14 = - 7 (тыс. руб.)

- влияние изменения налога на прибыль:

(В отч  – С отч- Котч – Уотч + ОДотч – ОРотч + ВДотч – ВРотч – Нбаз) – (Вотч – Сотч- Котч – Уотч + ОДотч – ОРотч + ВДотч – ВРбаз – Нбаз) = (2010- 1667 – 12 – 321 + 126 – 81 +5 – 7 – 12)- (2010 - 1667 – 12 – 321 + 126 – 81 +5 – 7 – 60) = 41 + 7 = 48  (тыс. руб.)

Общее изменение:

-698 + 360 + 40 + 132 -175 – 201 -14 – 7 + 48 = -99 (тыс. руб.)

Список литературы

1.     Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. П.П. Тубурчака, В.Мумина и М.С.Сапрыкина. -Ростов н/Д : Феникс, 2002 .

2.     Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.:Омега-Л, 2004.

3.     Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия. М - : ИНФРА- М, 2004.

4.      Богатко А.А. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2002 .

5.     Донцова Л.В., Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Изд-во «Дело  и сервис», 2003.

6.     Ковалев А.П., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ПРИОР, 2004.

7.     Ковалев В.В.  Финансовый анализ .-М.: Финансы и статистика , 2003 .

8.     Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2001.

9.     Крейнина М.Н. Финансовое состояние организации. - М.: ДИС, 2003. 

10.                                                        Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

11.                                                        Русак Н.А. и др. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. – Минск: Выш. шк., 2002.

12.                                                        Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Савицкая Г.В. . – М : ИНФРА-М , 2005.

13.                                                        Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. проф. М.И. Баканова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.