СОДЕРЖАНИЕ

Задание 1. 2

Задание 2. 9

Задание 3. 12

Задание 4. 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 20

Вариант 1

Задание 1

Для выявления зависимости между экономическими показателями деятельности фирм провести группировку показателей 50 аудиторских фирм (табл.1). Группировку провести с равными интервалами, выделив 4 или 5 групп. Для варианта 1: предприятия 1-50, результативный признак – выручка от реализации, группировочный признак – численность работников.

Таблица 1

Основные показатели деятельности аудиторских фирм за период «N»

№ п/п

Выручка от реализации, р. (у)

Численность работников, чел. (х)

№ п/п

Выручка от реализации, р. (у)

Численность работников, чел. (х)

1

112627

32

26

68849

14

2

59564

8

27

67580

16

3

107062

3

28

15980

4

4

0

4

29

11307

2

5

57949

2

30

12238

3

6

0

2

31

83761

15

7

29135

3

32

81235

13

8

13256

1

33

85320

17

9

10083

3

34

94638

35

10

90902

8

35

59187

21

11

140000

7

36

61328

23

12

12847

1

37

40155

10

13

0

1

38

44333

11

14

56500

5

39

21500

7

15

30841

5

40

39490

8

16

35274

6

41

60125

9

17

45520

2

42

63100

13

18

93578

15

43

72354

24

19

53234

11

44

77995

27

20

83278

43

45

87486

28

21

56119

12

46

98640

30

22

47360

9

47

25811

7

23

45914

2

48

27415

8

24

122502

38

49

32645

6

25

142683

45

50

120800

36

Рассчитать коэффициенты вариации по группировочному признаку на основании исходных данных и по аналитической группировке, согласно своему варианту. Объяснить расхождения в значениях полученных коэффициентов.

Решение

Группировка – это разделение единиц изучаемого общественного явления по существенным признакам.

В данном примере представлена аналитическая группировка. Аналитическая группировка – это исследование взаимосвязи варьирующих признаков в пределах однокачественной совокупности. Такая группировка позволяет установить связь между двумя признаками – факторными и результативными. В нашем примере результативный признак – выручка от реализации, группировочный признак – численность работников.

Сначала определяем величину (шаг) интервала группировки. Интервал – это разница между максимальным и минимальным значением признака в каждой группе.[1]

Величина интервала определяется по формуле:

                                                     d = ,                                                  (1)

где хmax – максимальное значение количественного признака;

      xmin – минимальное значение количественного признака;

      n – число намечаемых групп.

Примем число групп по данному признаку n=4

        d =

Таким образом, получаем четыре группы:

1 группа: 1 – 12

2 группа: 12 – 23

3 группа: 23 – 34

4 группа: 34 – 45

Принцип группировки выбираем «включительно».

Далее проводим группировку. Для этого составим таблицу 2.

Таблица 2

Аналитическая группировка аудиторских фирм по численности работников

Группы фирм по численности работников, чел.

№ фирмы

Численность работников

Выручка от реализации, р.

1

2

3

4

1 – 12

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

19

21

22

23

28

29

30

37

38

39

40

41

47

48

49

8

3

4

2

2

3

1

3

8

7

1

1

5

5

6

2

11

12

9

2

4

2

3

10

11

7

8

9

7

8

6

59564

107062

0

57949

0

29135

13256

10083

90902

140000

12847

0

56500

30841

35274

45520

53234

56119

47360

45914

15980

11307

12238

40155

44333

21500

39490

60125

25811

27415

32645

ИТОГО:

31

170

1 222 559

12 – 23

18

26

27

31

32

33

35

36

42

15

14

16

15

13

17

21

23

13

93578

68849

67580

83761

81235

85320

59187

61328

63100

ИТОГО:

9

147

663 938

Окончание табл. 2

1

2

3

4

23 – 34

1

43

44

45

46

32

24

27

28

30

112627

72354

77995

87486

98640

ИТОГО:

5

141

449 102

34 – 45

20

24

25

34

50

43

38

45

35

36

83278

122502

142683

94638

120800

ИТОГО:

5

197

563 901

ВСЕГО:

50

655

2 899 500

Для выявления зависимости выручки от численности работников составим аналитическую таблицу 3.

Таблица 3

Зависимость выручки от численности работников

Группы фирм по числен-ности работ-ников, чел.

Число фирм

Численность работников, чел.

Выручка от реализации, руб.

Всего по группе

В среднем на одну фирму

Всего по группе

В среднем на одну фирму

1 – 12

31

170

5,5

1222559

39437,4

12 – 23

9

147

16,3

663938

73770,9

23 – 34

5

141

28,2

449102

89820,4

34 – 45

5

197

39,4

563901

112780,2

Исследовав экономические показатели 50-ти аудиторских фирм, можно сказать, что выручка от реализации находится в прямой зависимости от численности работников, то есть с ростом численности выручка увеличивается.

Величина вариации признака в статистической совокупности характеризует степень ее однородности, что имеет большое практическое значение.

Относительным показателем уровня вариации признака является коэффициент вариации. Он характеризует относительную меру колеблемости и определяется по формуле:

                                                                                                        (2)

где δ – среднее квадратическое отклонение;

      – средняя величина.

Если коэффициент вариации больше 33%, то совокупность неоднородна и ее средняя нетипична.

Расчет средней величины произведем по средней арифметической простой (при расчете по исходным данным) и по средней арифметической взвешенной (при расчете по аналитической таблице).

Средняя величина по исходным данным определяется по формуле:

                                                ,                                                                            (3)

где n – численность совокупности;

      х – варианта или значение признака.

Средняя величина по сгруппированным данным определяется по формуле:

                                                                                                                         (4)

где f – частота повторения индивидуального значения признака (его вес).

Среднее квадратическое отклонение показывает, на сколько в среднем колеблется величина признака у единиц исследуемой совокупности и определяется в зависимости от характера исходных данных.

При расчете по исходным данным используем формулу:

                                                                                                (5)

По сгруппированным данным:

                                                                                          (6)

Рассчитаем показатели вариации для исходных данных.

Для расчета показателей вариации по исходным данным необходимо составить  аналитическую таблицу (табл. 4).

Таблица 4

Расчет показателей вариации по исходным данным

№ п/п

Численность работников (х)

х-

(х-)2

№ п/п

Численность работников (х)

х-

(х-)2

1

32

18,9

357,2

26

14

0,9

0,8

2

8

-5,1

26,0

27

16

2,9

8,4

3

3

-10,1

102,0

28

4

-9,1

82,8

4

4

-9,1

82,8

29

2

-11,1

123,2

5

2

-11,1

123,2

30

3

-10,1

102,0

6

2

-11,1

123,2

31

15

1,9

3,6

7

3

-10,1

102,0

32

13

-0,1

0,01

8

1

-12,1

146,4

33

17

3,9

15,2

9

3

-10,1

102,0

34

35

21,9

479,6

10

8

-5,1

26,0

35

21

7,9

62,4

11

7

-6,1

37,2

36

23

9,9

98,0

12

1

-12,1

146,4

37

10

-3,1

9,6

13

1

-12,1

146,4

38

11

-2,1

4,4

14

5

-8,1

65,6

39

7

-6,1

37,2

15

5

-8,1

65,6

40

8

-5,1

26,0

16

6

-7,1

50,4

41

9

-4,1

16,8

17

2

-11,1

123,2

42

13

-0,1

0,01

18

15

1,9

3,6

43

24

10,9

118,8

19

11

-2,1

4,4

44

27

13,9

193,2

20

43

29,9

894,0

45

28

14,9

222,0

21

12

-1,1

1,2

46

30

16,9

285,6

22

9

-4,1

16,8

47

7

-6,1

37,2

23

2

-11,1

123,2

48

8

-5,1

26,0

24

38

24,9

620,0

49

6

-7,1

50,4

25

45

31,9

1017,6

50

36

22,9

524,4

ИТОГО:

655

7033,7

Средняя величина по исходным данным составит:

 чел.

Среднее квадратическое отклонение по исходным данным составит:

=11,8 чел.

Коэффициент вариации по исходным данным составит:

Рассчитаем показатели вариации для сгруппированных данных.

Для расчета показателей вариации по сгруппированным данным необходимо составить  аналитическую таблицу (табл. 5).

Таблица 5

Расчет показателей вариации по сгруппированным данным

Группы фирм по численности

Число фирм

Расчетные показатели

Середина интервала

х-

(х-)2f

1 – 12

31

6,5

201,5

-7,5

1743,75

12 – 23

9

17,5

157,5

3,5

110,25

23 – 34

5

28,5

142,5

14,5

1051,25

34 – 45

5

39,5

197,5

25,5

3251,25

ИТОГО:

50

699

6156

Средняя величина по сгруппированным данным составит:

чел.

Среднее квадратическое отклонение по сгруппированным данным составит:

=11,1 чел.

Коэффициент вариации по сгруппированным данным составит:

В обоих расчетах коэффициент вариации значительно больше 33%. Следовательно, рассмотренная совокупность неоднородна и средняя для нее недостаточно типична.

Задание 2

Провести 30 % механическую выборку из генеральной совокупности, представленной в таблице 1, по показателю, который является для Вашего варианта результативным. С вероятностью 0,95 рассчитать границы изменения средней величины в генеральной совокупности (по табл.1) и сравнить с результатом, полученным на основании расчета по выборочной совокупности. Отбор начинать с номера предприятия, который совпадает с номером Вашего варианта.

Решение

Механическая выборка представляет собой отбор единиц через равные промежутки (по алфавиту, через временные промежутки, по пространственному способу и т.д.). При проведении механического отбора генеральная совокупность разбивается на равные по численности группы, из которых затем отбирается по одной единице.[2]

Задано 60 предприятий. Выборка 30 %-ная, значит, в выборочную совокупность должно попасть 18 предприятий. Исходные данные приводятся в таблице 6.

Таблица 6

Исходные данные выборочной совокупности

№ фирмы

Выручка от реализации, руб.

№ фирмы

Выручка от реализации, руб.

1

112627

28

15980

4

0

31

83761

7

29135

34

94638

10

90902

37

40155

13

0

40

39490

16

35274

43

72354

19

53234

46

98640

22

47360

49

32645

25

142683

51

19654

ИТОГО:

1 008 532

Величина случайной ошибки механического отбора определяется по упрощенной формуле:

                                                                                                                                      (7)

где    n – численность выборки, n = 18 фирм;

         N – численность генеральной совокупности, N = 60 фирм.

Средняя выручка в одной фирме по выборочной совокупности составит:

Для расчета среднего квадратического отклонения составим таблицу 7.

Таблица 7

Расчет показателей среднего квадратического отклонения

№ фирмы

Выручка от реализации, тыс. руб.

х- тыс. руб.

(х-)2 тыс. руб.

1

112,6

56,6

3203,6

4

0

-56

3136

7

29,1

-26,9

676

10

90,9

34,9

1218

13

0

-56

3136

16

35,3

-20,7

428,5

19

53,2

-2,8

7,8

22

47,4

-8,6

74

25

142,7

86,7

7516,9

28

15,9

-40,1

1608

31

87,8

31,8

1011,2

34

94,6

38,6

1490

37

40,1

-15,9

252,8

40

39,5

16,5

272,2

43

72,3

16,3

265,7

46

98,6

42,6

1814,8

49

32,6

23,4

547,6

51

19,6

36,4

1325

ИТОГО:

1 012,2

27 984,1

 Среднее квадратическое отклонение составит:

Для расчета  границ изменения средней характеристики генеральной совокупности по материалам выборки воспользуемся следующими формулами:

                                                                                                                      (8)                                                              

                                                                                                                                                         (9)

где ─  средняя генеральной совокупности;

         ─ средняя выборочной совокупности;

         Δх ─ предельная ошибка выборки;

         μх ─ средняя квадратическая ошибка выборки.

Рассчитаем среднюю квадратическую ошибку выборки по формуле (7):

μх =

Значению вероятности 0,95 соответствует значение гарантийного коэффициента, равное 1,96. Тогда предельная ошибка выборочной средней составит:

Δх = 1,24*1,96 = 2,43

Средняя величина количественного признака в генеральной совокупности определяется с учетом предельной ошибки выборочной средней:

= 56±2,43

Пределы, в которых находится средняя выручка от реализации:

56-2,43≤≤56+2,43

53,57≤≤58,43

Таким образом, с вероятностью 0,95 можно утверждать, что выручка от реализации в одной фирме в генеральной совокупности будет находиться в пределах от 53,57 до 58,43 тыс. рублей.

Задание 3

По данным своего варианта (табл. 8) рассчитайте:

1) среднегодовой ввод жилых домов;

2) базисные, цепные и среднегодовые показатели абсолютного прироста, темпов роста и темпов прироста ввода жилых домов;

3) изобразите динамику ввода жилых домов на графике.

Таблица 8

Данные о вводе жилых домов строительной компании «N»

Номер варианта

Период, гг.

Год

Введено жилых домов, тыс. м2 общей площади

1

1981-1990

1981

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

1990

23

26

27

29

30

33

35

37

42

46

Решение

1) Средний уровень ряда () характеризует среднюю величину показателя за данный период. Средний уровень ряда рассчитывается как среднее арифметическое из уровней этого ряда:

                                                                                                                   (10)

где n-1 – количество изменений за данный период.

Определим среднегодовой ввод жилых домов по формуле (10):

2) Абсолютный  прирост () – это абсолютная разность между последующим и предыдущим уровнями ряда (цепные) или начальным уровнем ряда (базисные). Цепной абсолютный прирост характеризует последовательное изменение уровней ряда, а базисный абсолютный прирост – изменение нарастающим итогом. [3]

Абсолютный прирост показывает, на сколько абсолютных единиц изменился данный уровень по сравнению:

а) с предыдущим уровнем при цепном способе:

                                                                                                    (11)

где уi – i-ый уровень ряда,

      уi – 1 – i-1-ый уровень ряда.

б) с начальным уровнем при базисном способе:

                                                                                                            (12)

где уi – i-ый уровень ряда,

       у1 – начальный, базисный уровень ряда.

Темп роста (Тр) – это соотношение последующего уровня ряда к предыдущему (цепные темпы роста) или постоянному, принятому за базу сравнения (базисные темпы роста):

Цепные коэффициенты (темпы) роста рассчитываются по формуле:

                                                                                             (13)

Базисные коэффициенты (темпы) роста рассчитываются по формуле:

                                           ,                                                  (14)

Темп роста может выражаться в коэффициентах или в процентах.

Темп прироста показывает, на сколько процентов изменяется данный уровень по сравнению:

─ с предыдущим уровнем ряда при цепном способе;

─ с начальным (базисным) уровнем ряда при базисном способе.

Цепные темпы прироста рассчитываются по формуле:

                                                                                      (15)

где   ─ цепной абсолютный прирост i-го уровня ряда,

        уi – 1 ─ i-1-ый уровень ряда.

Базисные  темпы прироста рассчитываются по формуле:

                                              ,                                           (15)

где ─ базисный абсолютный прирост i-го уровня ряда,

       у1 ─ начальный, базисный уровень ряда.

Темп прироста обычно выражается в процентах и показывает, на сколько процентов увеличился (+) или уменьшился (-) текущий уровень по сравнению с предыдущим (базисным).

Темп прироста также можно определить исходя из темпа роста:

                                          ,                                  (16)

                                 ,                       (17)

где  ─ цепной темп роста (в коэффициентах или в процентах).

                                             ,                                            (18)

                                    ,                         (29)

где  - базисный темп роста (в коэффициентах или в процентах).

Средний абсолютный прирост () определяется по формуле:

                                                    =                                                (20)

где Уn – уровень сравниваемого периода;

       У0 – уровень базисного  периода.

Средний темп роста () −  это средняя из темпов роста за данный период, которая показывает, во сколько раз в среднем (за год, месяц) изменяется явление.[4]

Средний темп роста можно определить исходя из цепных коэффициентов (темпов) роста:

                        ,                  (21)

или абсолютных уровней ряда (базисного темпа роста):

                                          ,                                          (22)

где  ─ соответствующие цепные темпы роста (yi / yi-1),

          базисный темп роста за весь период (yn / y0).

Средний темп прироста () характеризует темп прироста в среднем за период и определяется на основе среднего темпа роста:

                                                 ,                                         (23)

                                         ,                               (24)

где ─ средний темп роста (в коэффициентах или в процентах).

Средний темп прироста показывает, на сколько процентов изменился уровень ряда в среднем за данный период. Средний темп прироста выражается в коэффициентах или процентах.

Рассчитаем все показатели динамики, характеризующие величину ввода жилых домов. Данные для расчета представим в таблице 9.

Таблица 9

Расчет показателей динамики

Год

Ввод жилых домов, тыс. м2

Абсолютный прирост

Темп роста, %

Темп прироста, %

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

1981

23

100

0,0

0,0

1982

26

3

3

113,04

113,04

13,04

13,04

1983

27

1

4

103,8

117,4

3,8

17,4

1984

29

2

6

107,4

126,1

7,4

26,1

1985

30

1

7

103,4

130,4

3,4

30,4

1986

33

3

10

110,0

143,5

10,0

43,5

1987

35

2

12

106,1

152,2

6,1

52,2

1988

37

2

14

105,7

160,9

5,7

60,9

1989

42

5

19

113,5

182,6

13,5

82,6

1990

46

4

23

109,5

200,0

9,5

100,0

Рассчитаем среднегодовые показатели:

а) среднегодовой абсолютный прирост:

 =  тыс. м2       

б) среднегодовой темп роста:

, или 141 %  

в) среднегодовой темп прироста:

, или 41 %.

По результатам расчета показателей динамики можно сделать следующие выводы:

Рассчитанные аналитические показатели характеризуют динамику ввода жилых домов за 10 лет (с 1981 по 1990 гг.). Абсолютный прирост выражает абсолютную скорость роста ввода жилых домов. По сравнению с 1981 годом она составила 23 тыс. м2. Темп роста показывает, что ввод жилых домов 1990 г. составляет 200 % от уровня базисного года. Темп прироста дает возможность оценить на сколько процентов ввод жилых домов в 1990 г. возрос по сравнению с 1981 годом – на 100 %. Среднегодовой ввод жилых домов составляет 32,8 тыс. м2. В среднем за 10 лет ввод жилых домов составлял 2,6 тыс. м2. Среднегодовой темп роста составил 141 % в год, причем в среднем в год ввод жилых домов увеличивался на 41 %.

       Изобразим динамику ввода жилых домов на графике. Используем вид графика – столбиковую диаграмму.

         

Рис. 1 Динамика ввода жилых домов за 10 лет (1981 – 1990 гг.)

Задание 4

По данным своего варианта (табл. 10) определите:

1) общие индексы:

а) цен;

б) физического объема проданных товаров;

в) товарооборота.

Какую роль в изменении товарооборота сыграли изменения цен и количества проданных товаров?

2) Абсолютную величину изменения расходов населения, происшедших в связи с изменением цен.

Таблица 10

Реализация товаров в магазине

Номер варианта

Вид товара

Предыдущий период

Отчетный период

Кол-во, шт.

Цена за единицу, р.

Кол-во, шт.

Цена за единицу, р.

1

Утюги

Пылесосы

60

30

230

600

70

80

420

1200

Решение

 1) Индекс – это относительный показатель сравнения общественных явлений во времени, пространстве или в сопоставлении с планом.

Общий (сводный) индекс характеризует изменение по всей совокупности элементов сложного явления.[5]

а) Общий индекс цен определяется по формуле:

                                                                                                  (25)

, или 196 %

Цены на утюги и пылесосы в среднем выросли на 96 %.

б) Общий индекс физического объема товарооборота определяется по формуле:

                                                                                                  (26)

, или 202 %

Количество проданной продукции было в отчетном периоде больше на 102 %, чем в предыдущем периоде.

в) Общий индекс товарооборота определяется по формуле:

                                                                                                (27)

, или 394 %

Прирост товарооборота за счет изменения цен составил:

∑р1q1 - ∑р0q1 = 125400-64100=61300 тыс. руб.

Прирост товарооборота за счет изменения количества проданных товаров  составил:

∑р0q1 - ∑р0q0 = 64100-31800=32300 тыс. руб.

Общее изменение товарооборота составило:

∑р1q1 - ∑р0q0 = 125400-31800=93600 тыс. руб.

Таким образом, в отчетном периоде по сравнению с предыдущим товарооборот увеличился на 61300 тыс. руб. за счет увеличения цен на 96 % и на 32300 тыс. руб. за счет увеличения количества проданной продукции на 102%. Общее изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с предыдущим составило 93 600 тыс. рублей.

2) Абсолютная величина изменения расходов населения, происшедших в связи с изменением цен составит:

∑(р1 – р0)*q1 = (420-230)*70+(1200-600)*80 = 61300 руб.

Таким образом, в связи с повышением цен на утюги и пылесосы расходы населения увеличились на 61300 рублей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусаров В.М. Теория статистики. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 448 с.

2. Давыдова Л. А. Теория статистики в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Издательство ТК Велби, 2005. – 160 с.

3. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 368 с.

4. Ефимова М. Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. – М.: ИНФРА-М. 2002. – 416 с.

5. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М. 2003. − 400 с.

6. Теория статистики / Под редакцией Шмойловой Р. А. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 576 с.


[1] Давыдова Л. А. Теория статистики в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Издательство ТК Велби, 2005. – с. 38

[2] Ефимова М. Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. – М.: ИНФРА-М. 2002. –  с. 161

[3] Теория статистики / Под редакцией Шмойловой Р. А. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 189

[4] Гусаров В.М. Теория статистики. – М.: ЮНИТИ, 1998. – с. 268

[5] Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 1998. – с. 306