Содержание
Введение. 3
1. Образование всероссийского внутреннего рынка. 4
2. Процесс первоначального накопления капитала в России и его особенности 6
3. Система экономических реформ Петра I 8
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Введение
В допетровский период в России начался процесс формирования новой экономической среды, хозяйственная практика постепенно приучала русских к западно-европейским новшествам. Изменение экономических и социально-политических условий в стране подготовило формирование предпринимательского класса, который был уже в состоянии влиять на принятие властями экономических решений.
Но все же, несмотря на определенные успехи в развитии хозяйства после Великой Смуты, страна оставалась на обочине европейской цивилизации, в стороне от главных торгово-промышленных путей, проложенных передовыми западными государствами.
Вставал вопрос о том, какими средствами и методами приблизить Россию к передовым странам Европы, экономические успехи которых во многом определялись развитием новых форм и видов хозяйственной деятельности. Какие силы возьмут на себя решение сложнейшей задачи - вывода России из хронического социально - экономического отставания. Эта проблема приобрела к концу XVII века первостепенное государственное значение.
Как показала дальнейшая российская история, не предпринимательство, а государство, в лице Петра Великого, при широком участии предпринимательских сил, взяло на себя решение этой труднейшей для России задачи.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение процесса формирования рыночного сектора хозяйства в системе феодальной экономики России (XVII – первая четверть XVIII в.).
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть процесс образование всероссийского внутреннего рынка;
- Описать процесс первоначального накопления капитала в России и его особенности;
- Рассмотреть систему экономических реформ Петра I.
1. Образование всероссийского внутреннего рынка
Процесс производства и углубление общественного разделения труда привели на рубеже XV - XVI веков к усилению развития товарно-денежных отношений. Увеличение товарности сельского хозяйства в известной мере стимулировалось и ростом денежных налогов, ради уплаты которых крестьянам приходилось продавать не только излишки, но и часть необходимого продукта. Рост налогов уже в конце 40-х годов XVI века привел к резкому увеличению количества товарного хлеба, что вызвало бурное оживление местных рынков. Вся выгода от высоких хлебных цен доставалось не крестьянству в целом, а лишь небольшой его зажиточной верхушке, имевшей хлебные запасы и деньги для скупки хлеба по дешевым ценам в урожайные годы. Производство товарного хлеба в России XVI века было настолько ограниченным, что зерно почти не поступало на внешний рынок.[1]
Из городского купечества в XVI веке выделились скупщики сельскохозяйственных продуктов, приобретавшие товар у крестьян мелкими партиями. Так, скупка льна для продажи за границу производилась пудами, полупудами.
Продажа продуктов животноводства осуществлялась по преимуществу крестьянами, И в этой сфере действовали скупщики, без участия которых было бы невозможно осуществлять сбыт продуктов животноводства иностранным купцам. Очень важную роль в развитии внутреннего рынка играла торговля солью, рыбой, медом. Наиболее крупными продавцами соли в XVI веке являлись монастыри, имевшие жалованные грамоты на беспошлинный провоз и продажу соли. Торговали солью и представители других категорий населения. Крупная торговля солью способствовала установлению связей между отдаленными рынками и процессу образования всероссийского рынка.
В XVI - первой половине XVII века происходит постепенное увеличение объема ремесленной продукции, предназначавшейся для вольного сбыта, возрастает роль скупщика. Некоторые ремесленники выступают одновременно и в роли продавцов своих изделий. Характерным является сочетание работы на заказ с работой на рынок.
Показателем интенсивного развития мелкого товарного производства и торговли в городах служит рост количества торговых помещений, из которых местами крупной торговли являлись чаще всего лавки, местами мелочной торговли - скамьи, шалаша и т.п. Хотя "свод" богатейших торговых людей в Москву в 70-х годах XVI века нанес урон развитию местной торговли, он все же не прервал этот процесс в целом. Политические потрясения, которые испытал в XVI веке Новгород, также не смогли приостановить расширения в нем торговой деятельности посадских людей. Число лавок в Новгороде увеличилось с 700 в начале XVI века до 850 на рубеже XVI - XVII веков. В Пскове, по данным 80-х годов XVI века, было около 1250 лавок, амбаров и т.п. помещений. В Москве только в Китай-городе насчитывалось 1368 торговых мест. В тот же период их было в Нижнем Новгороде 574, в Туле - 386, в Суздале - 236.[2]
В России ходили серебряные и медные деньги: московские, тверские, псковские, новгородские; серебряных считалось 200 в рубле (который стоил два червонца), а медных пул 1200 в гривне. Новгородские деньги имели почти двойную цену: их было только 140 в рубле. На сих монетах изображался Великий князь, сидящий в кресле, и другой человек, склоняющий перед ним голову; на псковских бык в венце; на московских старых св. Георгий, или всадник, и цветок, а новые, ценою в половину менее старых, представляли одну надпись. Золотые деньги ходили только иностранные: венгерские червонцы, римские гульдены и ливонские монеты, коих цена переменялась. Всякий серебряник бил и выпускал монету: правительство наблюдало, чтобы сии денежники не обманывали в весе и чистоте металла. Государь не запрещал вывозить монету из России, однако ж хотел, чтобы мы единственно менялись товарами с иноземцами, а не покупали их на деньги. - Вместо нынешнего ста, обыкновенным торговым счетом было сорок и девяносто; говорили: сорок, два сорока, или девяносто, два девяноста, и т.п.
Общий подъем внутренней торговли в XVI веке нашел отражение в росте цен и увеличении доходов таможен. За XVI век цены на сельскохозяйственные продукты возросли в 3-4 раза, на изделия ремесла - вдвое. Обороты внутренней торговли на городских рынках росли, доходы таможен увеличивались. Так, доход нижегородской таможни вырос с 12183 рублей в 1615 году до 33335 рублей в 1645 году, т.е. почти втрое за 30 лет.[3]
Однако развитие внутренней торговли замедлялось воздействием феодальных отношений, недостаточно был развит кредит. Ссуды давались под большие проценты (обычно 20 %). Торговые операции и проезд облагались многочисленными пошлинами. Все торговцы делились на местных, иногородних и "иноземцев", под которыми в таможенных грамотах подразумевались жители не Московской, а других русских земель и зарубежья. В наименьшем размере пошлины взимались с местных, в наибольшем - с "иноземцев".
2. Процесс первоначального накопления капитала в России и его особенности
Важнейшей особенностью экономической политики российского государства являлось стремление к установлению монополии на внутреннем рынке. С этой целью использовались разнообразные средства. Важнейшим из них было изъятие у частных лиц доходных отраслей и превращение их в государственную монополию. В 1635 г., например, правительство взяло себе торговлю льном в ущерб отечественному купечеству.
Подобная государственная политика проводилась специальными органами власти - приказами, обладавшими огромными полномочиями. С деятельностью приказов связано создание государственно-казенного предпринимательства в России.
Своему появлению оно обязано дьякам - нарождавшейся российской бюрократии. По характеру и месту службы они делились на две категории: на тех, кто служил в приказах; и на тех, кто служил в гаражах. Дьяки пользовались значительными материальными выгодами и большими размерами жалованья деньгами и натурой. Дьячим "именем" награждал только царь, это были в основном выходцы из дворян и лишь позже из купечества и духовенства.
В XVII в. начали формироваться предпосылки первоначального накопления капитала. Основные источники первоначального накопления капитала в России:
1) торговля;
2) использование крепостного труда;
3) существующая система государственных откупов: соляного, табачного, винного, железного, медного и т.д. Именно в сфере добычи, переработки и продажи соли сложились первые крупные российские капиталы;
4) государственные субсидии на развитие промышленности и торговли.
Особенности первоначального накопления капитала в России:
1) более позднее по сравнению с Европой начало первоначального накопления капитала;
2) меньшая роль транзитной торговли (развитие в Европе морских перевозок и нацеленность европейских купцов на Индию и Новый свет);
3) меньшая роль ростовщичества;
4) отсутствие колониальных источников накопления;
5) отсутствие возможности ведения работорговли;
6) активная и деспотическая роль государства в экономике;
7) наличие принудительного (крепостного) труда в мануфактурах.[4]
Названные особенности тормозили процесс первоначального накопления капитала. Но основным путем формирования промышленного капитала было перерастание в него торгового капитала, зарождавшегося на основе откупной системы.
В результате победы Москвы в борьбе за лидерство с Новгородом Российское государство стало сильным, но утратило общинную демократию, свободу городов и их самоуправление, которые необходимы для быстрого развития рыночных отношений.
Тем не менее в XV–XVI в.в. в России формировались условия развития рыночных отношений:
1) возрождались города;
2) развивалось ремесленное производство;
3) развиваются железоделательные и кузнечные промыслы;
4) зарождается военная промышленность;
5) продолжает формироваться и углубляться территориальное разделение общественного производства;
6) из ремесленников выделилось купечество и закрепление его положения законодательно;
7) развиваются сеть транспортных коммуникаций и средства сообщения;
8) происходит дальнейшее расширение территории Российского государства, следовательно увеличивается объем внутреннего рынка и товарооборот;
9) в XVIII в. Россия добивается выхода к Балтийскому морю, что способствовало оживлению международной торговли;
10) устранение внутренних таможенных пошлин;
11) изменение системы налогообложения при Петре I (введение подушной подати, военных налогов и т.п.);
3. Система экономических реформ Петра I
На пороге XVIII столетия перед российским самодержавием стояла, как было отмечено в предыдущей главе, огромной трудности и важности историческая задача: вывести страну из экономической стагнации, приобщить к передовым западноевропейским знаниям, опыту и технологии. Надо было, по словам С.М. Соловьева, "выдвинуть Россию в Европу и приобрести средства усиления и обогащения".
Годы, относящиеся к первой четверти XVIII в., были годами царствования Петра Великого (1689 - 1725 г.). В его нелегкой, бурной государственной деятельности ярко проявились два основных направления - военное и реформаторское. Как замечает Ключевский В.О., "Петр почти не знал мира: весь свой век он воевал с кем-нибудь... из 35 лет его царствования только один 1724-й год прошел вполне мирно, да из других лет можно набрать не более 13 мирных месяцев. Выросло целое поколение, для которого главным в его сознании было то, что Русь непрерывно воюет - с турками, со шведами, с персами, даже сама с собой, с астраханцами, казаками. [5]
Не случайно, поэтому, что война стала главным движущим рычагом преобразовательной деятельности Петра, военная реформа ее начальным моментом, а устройство финансов - ее конечной целью.
Петр осуществлял свою реформаторскую деятельность не по строгому, заранее разработанному плану преобразований, а отрывочными постановлениями, отдельными мерами между походами и военными заботами. Проводимые преобразования оформлялись законодательными указами, количество которых составило более 2,5 тыс.
Заботы о народном хозяйстве всегда занимали очень видное место в деятельности Петра I. И предшественники Петра тоже были озабочены поднятием экономического благосостояния Руси, основательно расшатанного смутой. Но до Петра не было достигнуто никаких результатов в этом отношении.
Петр нуждался в деньгах и потому должен был изыскивать новые источники государственных доходов, ибо государственные финансы достались Петру в крайне неудовлетворительном положении. Именно забота о положении государственной казны привела Петра к мысли, что поднять финансы страны возможно только путем коренных улучшений народного хозяйства. Путь к таким улучшениям новый царь видел в развитии национальной промышленности и торговли. Поэтому к развитию торговли и промышленности он и направил всю свою экономическую политику. В этом заключалась новизна экономических мер Петра. При нем стала господствовать концепция всемерного поощрения развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе.
Для реализации этой концепции Петром осуществлялись различные мероприятия:
1. Проводились геологические работы по разведке полезных ископаемых.
2. Строились новые железоделательные и медеплавильные заводы обеспечивавшие заказы армии и флота. Сестрорецкий завод в Петербурге выпускал оружие, якоря, гвозди. В Нерчинске (Забайкалье) в 1704 г. был построен первый в России сереброплавильный завод.
3. В Москве и в других районах центра России росли суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию обмундированием, а флот - парусиной. К 1725 г. в стране работало 25 текстильных предприятий. Впервые были построены бумажные, цементные и сахарные заводы. Вместо 15 - 20 допетровских мануфактур за первую четверть XVIII века было создано около 200 предприятий. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал.
4. В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов.
5. Об успехах русской металлургии в Петровскую эпоху свидетельствуют такие факты: за период с 1700 по 1725 год выплавка чугуна в стране увеличилась с 150 до 800 тыс. пудов в год, а к 1750 г. - два миллиона пудов и почти половина шла на экспорт; вместо ввозимых из Швеции 35 тыс. пудов железа в 1726 г. Россия сама могла вывозить только через балтийские порты свыше 55 тыс. пудов; с 1712 г. был прекращен ввоз в страну оружия из Европы, а 1714 г. количество отлитых на русских заводах железных и медных пушек составляло несколько тысяч штук; к середине века в стране действовало 75 металлургических заводов, из которых 61 находился на Урале.
6. Петр I приглашал в Россию иностранных техников, предоставлял им многие льготы, но с одним непременным условием: добросовестно учить русских своему мастерству. Одновременно Петр посылал своих граждан за границу для изучения разных отраслей западной промышленности.
7. Петр наделял льготами не только иностранных специалистов, но и своих предпринимателей вплоть до наделения правом владеть землей и крестьянами. Однако, создавая льготное положение для промышленников, Петр над всей промышленность учредил строгий надзор и следил как за добросовестностью промышленников, так и за тем, чтобы их действия не шли вразрез с политикой правительства.
8. Петр всячески поощрял русскую торговлю, стремясь к тому, чтобы вывоз товаров из России превышал ввоз их из других стран, и действительно к концу Петровского правления экспорт русских товаров в двое превышал импорт. При этом высокие таможенные тарифы надежно ограждали внутренний рынок.
Петр настойчиво рекомендовал торгующему люду создавать торговые компании на манер западно-европейских. Заботясь о том, чтобы русские купцы сами торговали за границей Петр прилагал немалые усилия для создания российского торгового флота.
9. Реформы постепенно хватили сферу мелко-товарного производства, способствуя развитию ремесел и крестьянских промыслов (например, изготовление полотна).[6]
В 1711 г. при мануфактурах были учреждены ремесленные школы, а указом 1722 г. в городах было введено цеховое хозяйство. Все ремесленники во главе с избираемым старостой были расписаны, в зависимости от специальности, по цехам, где они становились последовательно учениками, подмастерьями, мастерами. Всего в городах России в 20-х годах XVIII века было около 16 тыс. ремесленников (из них 6,8 тыс. в Москве) в составе 146 цехов.
Сельское хозяйство при Петре развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Однако и здесь была проведена политика реформ.
Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы косы и грабли вместо серпа, что, безусловно, намного способствовало повышению производительности труда крестьянина, сокращала сроки жатвы и потери при уборке урожая.
Водились новые культуры - табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения. Разводились новые породы скота.
В первой четверти XVIII века завершилось слияние двух форм деятельности земельной собственности - вотчины и поместья. Вотчина - это наследственная собственность, а поместье - владение условное, это государственная земля, отданная служилому человеку во временное владение, хотя нередко оно становилось пожизненным.
Образование регулярной армии довершило разрушение основ поместного владения, существовавшего еще со времен древней Руси. Когда дворянская служба стала не только наследственной, но и постоянной, то и поместье должно было стать не только постоянным, но и наследственным, каким оно до последнего времени не было, то есть стать вотчиной, слиться с нею.
Как было сказано, существенное оздоровление финансов являлось конечной целью реформаторской деятельности Петра I. Его финансовая политика характеризовалась небывалым до его правления налоговым гнетом. Рост государственного бюджета достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Изыскивались все новые, дополнительные источники налогов: банная, рыбная, медовая, конская и другие подати вплоть до налога на бороды (царь требовал брить бороды, а кто не выполнял этого требования обязан был платить налог) и на дубовые гробы, продажа которых объявлялась государственной монополией, так же как питейное и табачное. Всего косвенных сборов насчитывалось до 40 видов.
Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе всей налоговой системы - введению подушной денежной подати. С конца 1718 по 1724 г. в России была проведена перепись населения и учтено 5,4 млн. душ мужского пола, облагаемых единой податью: с помещичьих крестьян - 74 коп. в год, с государственных крестьян - 1 руб. 14 коп., с ремесленников и купцов - 1 руб. 20 коп.
К концу Петровского правления (1725 г.) государственные доходы по сравнению с 1701 г. выросли почти в 4 раза и составляли 8,5 млн. руб. из которых более половины (4,6 млн. руб.) приходилось на подушную подать.
Подушная подать была гораздо тяжелее прежних подворных и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со сборами XVII века сумму денег.
Громадные дефициты первых лет XVIII века уменьшились к концу царствования Петра, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах на содержание армии и флота, на потребности народного хозяйства.
Военная, экономическая и финансовая политика Петра не всегда приводила к позитивным результатам, однако при всех неудачах его реформаторской деятельности, он, тем не менее, сделал большой шаг вперед сравнительно со своими предшественниками; в XVII веке только смутно понимали необходимость экономических реформ и лишь немногие люди сознавали по какому пути они должны идти.
Петр сделал реформы одной из главных задач правительственной деятельности, четко определил цели и указал, где и как надо их достигать. В этом его большая заслуга.
Реформы Петра затронули не только оборону, экономику и финансы. Они повлекли за собой необходимость перестройки системы государственного управления и образования.
Заключение
В результате проделанной работы был рассмотрен процесс формирования рыночного сектора хозяйства в системе феодальной экономики России (XVII – первая четверть XVIII в.).
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Рассмотрен процесс образования всероссийского внутреннего рынка;
- Описан процесс первоначального накопления капитала в России и его особенности;
- Рассмотрена система экономических реформ Петра I.
Некоторые историки полагают, что реформы Петра были глубоким переворотом в российской жизни, обновившие русское общество сверху донизу, до самых его основ и корней, переворотом знаменитым, даже страшным; только одни считали этот переворот великой заслугой Петра перед человечеством, а другие великим несчастьем России.
Такой взгляд на реформы прямо унаследован от современников Петра, которые считали, что Петр перевернул вверх дном всю старую жизнь, не оставил камня на камне от старого порядка. При этом сам Петр представлялся как "царь революционер".
Одним из главных направлений деятельности Петра стало усиление торговли и промышленности для повышения благосостояния всего общества, государственных доходов, решения основных военных и политических задач.
Конечно, государственные структуры сыграли определенную положительную роль в хозяйственном развитии страны. Без их воздействия, видимо, был бы невозможен тот резкий экономический скачок, который совершила Россия в начале XVIII столетия.
Таким образом, экономические преобразования Петра заложили основы процесса формирования рыночного сектора хозяйства в системе феодальной экономики России.
Список литературы
1. История экономических учений: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2005.
2. История экономических учений: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2004.
3. Кондратьев Н.С. История экономических учений. – С-Пб.: Питер, 2001.
4. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учеб. Пособие/ Под ред. М.Н Чепурина. М.: Инфра-М, 2003.
5. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVII - XX век.: Учебник для ВУЗов. – М.: ОАО Мелтон-2000.
[1] История экономических учений: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2004. – с. 184.
[2] История экономических учений: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2005. – с. 101.
[3] Кондратьев Н.С. История экономических учений. – С-Пб.: Питер, 2001. – с. 134.
[4] Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учеб. Пособие/ Под ред. М.Н Чепурина. М.: Инфра-М, 2003. – с. 92.
[5] Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVII - XX век.: Учебник для ВУЗов. – М.: ОАО Мелтон-2000. - с. 208.
[6] Кондратьев Н.С. История экономических учений. – С-Пб.: Питер, 2001. – с. 173.