Содержание

1.Особенности аудита издержек обращения и финансовых результатов в торговле. 3

2.Особенности анализа производства и реализации продукции в сельском хозяйстве. 9

Задача 1. 15

Задача 5. 16

Задача 9. 17

Задача 13. 18

Список используемой литературы.. 20

1.Особенности аудита издержек обращения и финансовых результатов в торговле.

Аудит издержек обращения проводится по методологии заключительного контроля, т.е. осуществляется после выполнения работ и совершения хозяйственных операций. Хотя заключительный (последующий) контроль осуществляется слишком поздно, чтобы ориентировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, в аудиторской практике он выполняет важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию о недостатках и ошибках, рекомендации по их устранению и недопущению в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты работы, руководство имеет возможность оценить, насколько реалистично и обосновано были проведены работы были проведены работы, хозяйственные операции, составлены планы и т.д. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые направления действий , чтобы избежать этих проблем в будущем.[3,стр 35]

Заключительный (последующий) контроль обеспечивает также объективную оценку деятельности организации и проводится с целью подтверждения достоверности данных периодической и годовой (финансовой ) отчетности организации . Заключительный (последующий) контроль для отдельных организаций обязателен (согласно законодательству), т.е. эти организации подвергаются обязательной аудиторской проверке один раз в году. Заключительный аудиторский контроль может быть проведен также по поручению органов дознания , следствия при наличии санкции прокурора, суда и арбитражного суда в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заключительный аудиторский контроль может быть проведен в необязательном порядке (инициативный аудит) по усмотрению самих организаций с целью устранения ошибок и нарушений в бухгалтерском учете , налогообложении и по другим причинам (проведение анализа финансового состояния предприятия и платежеспособности, прогнозирование развития основных видов деятельности организации и т.д.)

Отличительным свойством заключительного аудиторского контроля является полнота охвата им проверяемых объектов, возможность их более глубокого изучения. Это позволяет вскрыть не только недостатки в работе организации , но и неиспользованные резервы повышения эффективности всех видов ее деятельности , наметить и принять меры к ликвидации допущенных в организации нарушений и ошибок.

Наиболее высокая эффективность аудиторского контроля достигается путем разумного и четкого сочетания всех форм - по времени проведения контроля и использования организационных систем обратной связи с объектами субъекта аудиторской проверки.

В зависимости от источников контрольных данных выделяют документальный и фактический контроль. В данном случае применен первый тип контроля, т.е. проверка осуществлялась по документальным данным с целью установления сущности хозяйственной операции (и хозяйственной деятельности в целом). Источниками конкретных данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы , регистры синтетического и аналитического учета , планы и отчеты организации и другие источники (договоры, учредительные документы и другие документы внутренней регламентации организации). Специфика документального контроля состоит в том , что они могут быть как достоверными , так и недостоверными , полными и неполными, что безусловно сказывается на выборе аудитором технических приемов его осуществления , которые связаны, главным образом , с проверкой документов. [2,стр 63]

В ходе проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности показателей финансовой отчетности клиента. Важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть документированы. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы , необходимые для аудиторских процедур (ведомости, схемы , вопросники и т.п.).Аудиторская документация является собственностью аудитора, однако информация , содержащаяся в ней , конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.

При проведении аудита издержек обращения аудиторская документация состоит из : бухгалтерской (финансовой) отчетности; сведений о государственной регистрации клиента , учетной политики клиента; данных об учредителях; информации о видах деятельности клиента и результатах оценки и изучения системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Эти данные отражены в форме описаний анализа сделок и остатков по счетам, информации для руководства клиента, отчета аудитора.

Проверяя состав затрат организации , необходимо установить , какой способ формирования себестоимости продукции (работ, услуг) используется в организации - традиционный для отечественного учет, так называемый калькуляционный вариант или применяемый в международной практике «директ-костинг» (учет прямых затрат).

При первом (традиционном) способе исчисляют полную производственную себестоимость продукции (работ, услуг) , списывая по окончании отчетного периода косвенные расходы на дебет счетов 20 «Основное производство» , 23 «Вспомогательные производства» и на другие счета учета затрат ( на которых учитываются издержки по другим видам деятельности организации ) со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Суммы производственной себестоимости продукции и работ переносят с счетов 20 и 23 в дебет счетов 43 «Готовая продукция, или 90 «Продажи». При этом способе необходимо обратить внимание на правильность распределения косвенных расходов между объектами производства и калькуляцией пропорционально той или иной базе (оплате труда, прямым затратам и др.).

При проверке достоверности и объективности списания затрат на издержки обращения в организациях оптовой и розничной торговли аудитор должен убедиться в правильности списания издержек обращения на остаток товаров на складах (прилавках) и на реализованную часть товаров. Следует помнить, что распределению подлежат суммы транспортных расходов, связанных с заготовкой товаров, и суммы процентов за банковский кредит, списанных на издержки обращения согласно действующему порядку. Остальные издержки обращения носят текущий характер и подлежат отнесению общей суммой на себестоимость реализованной продукции.

По установленным правилам на затраты производства относят представительские расходы, расходы на служебные командировки , рекламу и подготовку кадров, компенсационные выплаты за использование личного транспорта , информационные, консультационные и аудиторские расходы, проценты за кредиты банков и за бюджетные кредиты, некоторые налоги и сборы и др. Вышеперечисленные расходы списываются на издержки обращения в пределах норм установленных законодательством. Сверхнормативные расходы должны быть присоединены к прибыли организации с целью налогообложения.

При проверке достоверности амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам необходимо проверить нет ли начислений износа сверх нормативного срока их эксплуатации. Проанализировать соблюдение порядка учета затрат на ремонт основных средств и создания резервов.

При проверке начисленной арендной платы за счет затрат на производство следует иметь в виду , что арендный процент (по долгосрочно арендуемым основным средствам) должен покрываться за счет чистой прибыли организации.

Проценты по ссудам, отсроченным и просроченным, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, приобретение основных средств и нематериальных активов после ввода их в эксплуатацию , оплачиваются за счет прибыли , остающейся в распоряжении предприятия.

Аудиторской проверке подвергается также обоснованность отнесения на затраты производства сумм по отдельным налогам, сборам , отчислениям , платежам, т.к. зачастую здесь допускаются ошибку в корреспонденции счетов.

Проверке также подвергается достоверность показателей «незавершенного производства и правильность списания затрат на готовую продукцию.

Для того чтобы обоснованно оценить состояние учета затрат на производство , целесообразно зафиксировать все выявленные нарушения в специально разработанной ведомости , где должны быть предусмотрены следующие показатели :

содержание операции,

наименование документа,

дата составления и номер документа,

сумма,

корреспонденция счетов,

примечание.

В примечание аудитор записывает выводы и обоснованные предложения по устранению недостатков.

В процессе проверки данного объекта аудитор должен проанализировать также правильность использования выбранных способов (вариантов) учета выпуска продукции и определения выручки от реализации продукции (работ , услуг).

Цель аудита финансовых результатов – установление достоверности отражение в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия.

В ходе проверки правильности формирования финансовых результатов аудитор должен решить следующие задачи:

- установить правильность определения и отражения в учете прибылей и убытков от  реализации продукции;

- проанализировать правильность учета доходов и расходов от внереализационной деятельности.

Правильное исчисление выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции, выручки и расходов, связанных с реализацией другого имущества, объективно предопределяет  точный подсчет финансового результата по этим операциям. Аудитору достаточно констатировать соответствие сумм прибыли по счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», аналогичным суммам зафиксированным в учетных регистрах по счету 99 «Прибыли и убытки». Основное внимание на этом этапе аудитор должен уделить анализу доходов и расходов от внереализационных операций. Аудитору предстоит выяснить  обоснованность отражения в учете соответствующих внереализационных доходов и расходов. Для этого необходимо изучить различные документы, удостоверяющие факт возникновения и величину таких доходов и расходов.

В ходе аудита финансовых результатов аудитор должен обратить внимание на:

- затраты по аннулированным заказам

- документальное оформление потерей хищений , стихийных бедствий и т.д.

-списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

-обоснованность создания резерва по сомнительным долгам

- суммы налогов относимые на финансовые результаты

- прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году.

-доходы от долевого участия в деятельности других предприятий.

Проверка правильности формирования и использования различных фондов и резервов, создаваемых на предприятии  , должна опираться на сведения, полученными аудитором при изучение положений учредительных документов, решений собрания учредителей. В этих документах должны быть раскрыты источники и порядок формирования таких фондов и резервов. При этом неукоснительно должны соблюдаться требование нормативных актов, регулирующее налогообложение деятельности предприятий.

В течение отчетного года полученная валовая прибыль учитывается на счете 99 «Прибыли и убытки». Правильность исчисления налогооблагаемой прибыли устанавливается по данным учетных регистров по счету 99, бухгалтерским справкам и расчетом налога на прибыль. Целесообразно путем арифметического контроля проверить рассчитанные бухгалтерские значения  показателей валовой прибыли, льгот по налогу на прибыль, налогооблагаемой прибыли и налогу на прибыль. При этом аудитор должен руководствоваться нормативными актами.

В заключении аудитор должен установить правильность применяемых схем корреспонденции счетов по учету формирования финансовых результатов и использования прибыли, включая проверку операций по реформированию баланса.

Выявленные в ходе аудита ошибки и нарушения аудитор регистрирует в рабочих документах:

Типичные ошибки:

-включение в состав внереализационных расходов сумм штрафов, налагаемых налоговой инспекцией  и другими контролирующими органами;

-неправомерное использование прибыли отчетного года;

- неверная корреспонденция счетов при отражении внереализационных доходов и расходов;

-использование средств специальных фондов на цели, не предусмотренные в положениях об этих фондах.

2.Особенности анализа производства и реализации продукции в сельском хозяйстве.

Экономический анализ хозяйственной деятельности, в широком смысле, охватывает всю структуру сельского хозяйства, все его звенья. В узком смысле - лишь деятельность отдельных звеньев, отдельных сельскохозяйственных предприятий. Объектами экономического анализа сельскохозяйственных предприятий, их производственных подразделений являются отдельные стороны и процессы их деятельности по снабжению производства необходимыми ресурсами, осуществлению непосредственного производства, переработке, хранению и реализации готовой продукции, финансовые результаты работы. [2, стр.54]

Хозяйственную деятельность сельскохозяйственных предприятий следует рассматривать как систему, в функционировании которой взаимодействуют:

а) ресурсы (земля, средства производства и предметы труда, трудовые и финансовые ресурсы);

б) производственный процесс, в котором используются материально-вещественные, земельные, трудовые, финансовые ресурсы и в результате создается готовая продукция;

в) готовая продукция, ее распределение и реализация.

Следовательно, объектом анализа является разносторонняя деятельность сельскохозяйственных предприятий (снабженческая, производственная, сбытовая, финансовая и другие виды деятельности, отраженные в системе экономической информации.

Вопросы экономии материальных затрат и снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции в условиях внедрения рыночных отношений приобретают особую актуальность.

Себестоимость - важнейший показатель, который дает возможность определить, во что обходится предприятию производство того или иного продукта. В нем в обобщающем виде находит отражение многогранная деятельность сельскохозяйственных предприятий, эффективность их работы. Ее уровень формируется под влиянием всех факторов производства. И снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции - одно из важнейших условий повышения эффективности ее производства, способствующих успешному решению основных экономических задач.

Анализ себестоимости продукции - необходимое условие контроля за издержками производства и определения мер по их снижению.

Анализ себестоимости продукции включает: изучение изменений общей суммы затрат на производство всей валовой и товарной продукции, себестоимости продукции отдельных отраслей, сельскохозяйственных культур и видов скота как в целом по предприятию, так и по отдельным производственным подразделениям, оценку выполнения плана по снижению себестоимости и анализ изменения ее уровня в динамике, определение факторов, влияющих на изменение себестоимости, анализ себестоимости единицы продукции по статьям затрат и выявление резервов и разработку предложений по снижению себестоимости продукции.

При анализе производственных затрат используют следующие показатели:

1. Себестоимость основных видов сельскохозяйственной продукции, руб. -

зерна

2. картофеля

3. молока

4. мяса

5. Структура себестоимости основных видов сельскохозяйственной продукции, %

зерна

6. картофеля

7. молока

8. мяса.

Углубляя анализ необходимо установить, за счет каких статей расхода изменилась фактическая себестоимость продукции против плановой и среднего уровня за прошлые годы и какие факторы повлияли на изменение величины себестоимости продукции. [2, стр.58]

Оценка деятельности сельскохозяйственных предприятий в результате экономического анализа отдельных объектов, направлений многогранной работы не дает в полной мере общее представление об эффективности работы хозяйств в целом, поскольку все процессы производства взаимосвязаны между собой и в различной степени оказывают влияние на общие результаты работы сельскохозяйственных предприятий. В связи с этим, анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий по основным, результатным экономическим показателям имеет важное значение.

Общую результативность работы хозяйств дает анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий по основным экономическим показателям с использованием целой системы обобщающих расчетных данных, характеризующих рост производства, производительность и оплату труда, эффективность производственных затрат и основных производственных фондов, рентабельность производства и использования основных средств.

Для исследования этих вопросов используется следующая система экономических показателей:

Рост производства

Производство на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб.:

1. валовой сельскохозяйственной продукции

2. товарной сельскохозяйственной продукции

3. прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции Производительность и оплата труда

4. Валовая сельскохозяйственная продукция на 1 чел. -ч. в сельскохозяйственных отраслях, руб.

5. Оплата 1 чел. -ч в сельскохозяйственных отраслях, руб.

Эффективность производственных затрат и основных производственных фондов

6. Производство валовой продукции, руб.:

на 100 руб. производственных затрат в сельскохозяйственных отраслях

7. на 100 руб. основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения

Уровень рентабельности, %:

8. Прибыль к полной себестоимости реализованной сельскохозяйственной продукции

9. Прибыль к основным производственным фондам сельскохозяйственного назначения.

Изменения в уровне технической оснащенности предприятия и эффективности производства - результат деятельности всех подразделений хозяйства. Поэтому, рассмотрев все эти показатели в целом по хозяйству, необходимо перейти к более детальному их анализу по отдельным отраслям, и прежде всего по растениеводству и животноводству, по отдельным производственным подразделениям. Это позволит дать объективную оценку достигнутых результатов и вскрыть имеющиеся резервы для увеличения производства сельскохозяйственной продукции и повышения его эффективности. [3, стр.24]

Результаты анализа продукции влияют на показатели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности сельскохозяйственного предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Показатели рентабельности - это важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода сельскохозяйственных предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

К основным показателям этого блока, используемым для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида, относят абсолютные и относительные показатели:

1. Рентабельность продаж.

2. Рентабельность основной деятельности.

3. Рентабельность авансированного капитала.

4. Экономическая рентабельность.

5. Фондорентабельность.

6. Период окупаемости собственного капитала.

7. Коэффициент устойчивости экономического роста.

Так рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост этого показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение этого показателя свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию сельскохозяйственного предприятия.

Рентабельность авансированного капитала показывает эффективность использования всего имущества сельскохозяйственного предприятия. Снижение этого показателя так же свидетельствует о падающем спросе на продукцию сельскохозяйственного предприятия и о перенакоплении активов.

Экономическая рентабельность показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика этого показателя оказывает влияние на уровень котировки акций на фондовых биржах.

Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия представляет анализ фондорентабельности, которая показывает эффективность использования основных активов.

Задача 1

Проверить правильность расчета и списания расходов на продажу за отчетный период.

Данные организации:

Издержки обращения в части транспортных расходов на остаток товаров на начало отчетного периода составили 300 тыс. руб. , общая сумма расходов на продажу за отчетный период 13000 тыс.руб., в том числе транспортные расходы 4000 тыс.руб. За отчетный период реализовано товаров на 32000 тыс.руб., остаток товаров на конец периода 6000 тыс.руб.

Организация списала на реализацию издержки обращения в сумме 13300 тыс. руб.

Расчет издержек обращения на остаток товара и подлежащих списанию  рассчитывается следующим образом:

Транспортные расходы 4300, остаток товара на начало месяца(сальдо 44 счета) 300,за месяц расходов 4000. Товары : реализовано за месяц 32000, остаток на конец месяца 6000. Таким образом средний уровень транспортных расходов = 4300/38000 * 100 % =11,32 %. Транспортные расходы на остаток товаров на конец месяца составили 846,76, а общая сумма издержек 13000 руб.

Издержки, подлежащие списанию = 12453,24

Таким образом к списанию подлежит 12453,24, а не 13300 разница составляет 846,76 руб.

Задача 5

Проанализируйте эффективность использования оборотных средств  торговой организацией. Определите влияние изменение величины товарных запасов и их оборачиваемости на объем продаж за год.

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Подстановки

Отклонения

1

2

Товарные запасы, т.р.

1200

1500

1500

1500

300

Оборачиваемость в днях

30

36

30

36

6

Объем продаж

36000

54000

45000

54000

18000

Объем продаж = Товарные запасы * Оборачиваемость в днях

Объем продаж (товарные запасы) = 450000-360000= 9000

Объем продаж (оборачиваемость) = 540000-450000= 9000

По приведенным выше расчетам можно сделать вывод о том, что объем продаж  в отчетном году увеличился на 18000 руб. На это изменения равноценно повлияли и оборачиваемость, и товарные запасы. Оборачиваемость в отчетном году возросла 6 дней или на 20 % и за счет этого объем продаж возрос на 9000 тыс.руб. . Товарные запасы в отчетном периоде также возросли на 300 тыс. руб. или на 25% и увеличили объем продаж также на 9000 тыс.руб. В общей сложности объем продаж вырос на 18000 тыс.руб. или на 50 %.

Товарно-материальные ценности образуют связующее звено между производством и реализацией продукции.

Производственные запасы предоставляют предприятию свободу в осуществлении закупок. Уровень запасов должен быть достаточно высоким для удовлетворения потребности в них в случае необходимости.

На исследуемом предприятии товарные запасы оборачиваются за 36 дней, при этом возрос объем продаж и товарные запасы , т.е. можно сделать вывод о том, что на предприятии эффективно используют оборотные средства.

Задача 9

Определите влияние факторов на изменение валового сбора продукции растениеводства

Культура

Посевная площадь, га

Урожайность с 1 га., ц

Базисный год

Отчетный год

Базисный год

Отчетный год

Пшеница

60

56

18

20

Рожь

30

35

25

23

Овес

10

19

26

28

Итого

100

110

 

Культура

Валовый сбор продукции

Подстановки

Откл

Базисный год

Отчетный год

1

2

3

Пшеница

1080

1120

1120

1120

1120

40

Рожь

750

805

750

805

805

55

Овес

260

532

260

260

532

272

Итого

2090

2457

2130

2185

2457

367

Валовый сбор (пшеница) = 2130-2090 = 40

Валовый сбор (рожь) = 2185-2130 = 55

Валовый сбор (овес) = 2457-2185 = 272

Общее отклонение составляет 367 ц.

По выше приведенным данным можно сделать следующие выводы:

Общий сбор валовой продукции  в прошлом периоде составил  2090 ц., а в отчетном 2457 ц. , общая сумма отклонения составила 367 ц. на данное изменение повлиял рост сбора пшеницы на 40 ц. или 3,7 %, рост валового сбора ржи на 55 ц. или на 7,3 % , а также рост сбора овса на 272 ц. или на 17,6 % который сыграл основную роль на рост  общего валового сбора.

Задача 13

Определить влияние изменения уровня механизации работ на изменение общего объема строительных работ.

Показатели

Базисный год

Отчетный

год

Отклонения

Общий объем строительных работ, млн. руб.

325

350

25

Объем работ, выполняемых  с помощью машин и механизмов, млн. руб.

244

280

36

Уровень механизации строительных работ, %

0,75

0,80

0,05

Уровень скорректированный = Объем работ машин1/общий объем работ0

Уровень скорректированный = 280/325 = 0,86

Уровень механизации(общий объем)=0,86-0,75 = 0,11

Уровень механизации (объем работ машин)=0,80 – 0,86=  -0,06

Из ходя из вышеперечисленных расчетов можно сделать вывод, что  уровень механизации  строительных работ  вырос на 0,05 %, на это повлиял рост общего объема строительных работ на 25 млн. руб. или на 7,7%, который повысил  уровень механизации на 0,11 %. Также на уровень механизации повлиял  объем работ машин который снизил уровень механизации на 0,06 %.

Список используемой литературы

1.    Абрамов А.Е. Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий – М.: Экономика и финансы, 2001.

2.    Миронова И.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. – СПб .:Профи КС, 2002.

3.  Корчагина Л.М. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» // Бухгалтерский учет –2003.-№10

4. Селезнева Н.Н.. Финансовый анализ. – М.: Юнити, 2004.

5. Семенов Р.Д. Аудит предприятия: учебник для ВУЗов. – М.: Дело и Сервис, 2004.