Содержание
1. Анализ динамики экспорта и импорта товаров и услуг. 3
2. Особенности анализа финансовых результатов от внешнеэкономической деятельности. 9
3.Задача. 13
4. Задача. 14
5. Задача. 17
Список литературы.. 20
1. Анализ динамики экспорта и импорта товаров и услуг
Анализ динамики экспорта и импорта товаров и услуг представляет собой глубокое, научно обоснованное исследование финансовых отношений и движения финансовых ресурсов предприятия с учетом специфики предприятия, с целью получения ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
По мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) становится все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни. Формируется принципиально новая сфера предпринимательства, направленная на самостоятельное освоение внешнего рынка и подчиняющаяся в своей деятельности законам мировой экономики.
Если раньше сфера внешнеэкономических связей была, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с государственным регулированием ВЭД, нередко приводит к непредвиденным результатам. Поэтому так важно знать физическим и юридическим лицам все тонкости государственного регулирования этого вида бизнеса.
Состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его внешнеэкономической деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных реcypcoв, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.
Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче - увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса. [2, стр52]
Основные задачи анализа.
1. Своевременное выявление и устранение недостатков в динамике экспорта и импорта товаров и услуг и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия. [1, стр68]
Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования . Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска банкротства.
Внутренний анализ более глубоко исследует причины, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого в качестве источников информации используют дополнительно данные финансового учета (нормативную и плановую информацию).
Основными составными частями внутреннего финансового анализа являются:
· оценка выполнения бизнес-плана по финансовым показателям;
· анализ бухгалтерского баланса и других форм отчетности;
· расчет и анализ финансовых коэффициентов;
· анализ прибыли;
· анализ использования производственных ресурсов.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.
Внешний анализ менее аналитичен, поскольку проводится, в основном по данным бухгалтерской отчетности сторонними лицами.
Внешний анализ имеет следующие особенности:
· множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;
· разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
· наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
· ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
· ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;
· максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период.
Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статистической отчетности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом.
Главная задача текущего анализа- объективная оценка результатов коммерческой деятельности предприятий строительства, комплексное выявление имеющихся резервов, их мобилизация, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы. [5, стр36]
Текущий анализ осуществляется во время подведения итогов хозяйственной деятельности, результаты используются для решения проблем управления.
Особенности методики текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными за предшествующий аналитический период. В этом виде анализа имеется недостаток – выявленные резервы это навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, так как относятся к прошлому периоду.
Текущий анализ – наиболее полный анализ финансовой деятельности, вбирающие в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.
Оперативный анализ приближен во времени к моменту совершения хозяйственной операции. Он основывается на данных первичного (бухгалтерского и статистического) учета. Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия.
Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателям: отгрузка и реализация продукции, использование рабочей силы, , себестоимость, прибыль и рентабельность, платежеспособность. При оперативном анализе производится исследования натуральных показателей, в расчетах допускается относительная неточность, так как нет завершенного процесса.
Перспективным анализом называется анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.
Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющему решение задач стратегического управления.
Задачи перспективного анализа конкретизируются по: объектам анализа; показателям деятельности; наилучшей обоснованности перспективных планов.
Перспективный анализ как научно-аналитическая основа перспективного плана тесно смыкается с прогнозированием, и такой анализ называется прогнозным.
Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становление и развитии.
К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.
Методы используемые при проведение финансового анализа предприятий строительства, можно классифицировать:
По степени использовании- формализованные и неформализованные. Формализованные методы являются основными при проведение финансового анализа предприятий строительства, они носят объективный характер, в их основе лежат строгие аналитические зависимости. Неформализованные методы (метод экспертных оценок) основаны на логическом описании аналитических приемов, они субъективны, так как на результат большое влияние оказывает интуиция, опыт и знания аналитика.
По применяемому инструментарию – экономические методы (балансовый – построение сравнительного аналитического баланса – нетто, простых и сложных процентов, дисконтирования); статистические методы (методы цепных подстановок, арифметических разниц, выделение изолированного влияния факторов, средних и относительных величин, группировок, индексный); математико-статистические методы (корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ); методы оптимального программирования (системный анализ, линейное и нелинейное программирование).
По используемым моделям – дескриптивные, предикативные нормативные типы моделей. Дескриптивные модели являются основанием при оценке финансового состояния предприятий строительства, это модели описательного характера, базирующиеся на данных бухгалтерской отчетности. Дескриптивные модели начинаются с построения балансов и финансовой отчетности в различных разрезах, включая вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ, последующий анализ различных финансовых коэффициентов и завершаются составлением аналитической записки к отчетности.
Предикативные модели – модели-прогнозы финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели).Нормативные модели – модели позволяющие сравнить фактические результаты деятельности с законодательно установленными (при признание предприятия банкротом), средними по отраслям или внутренними нормативами предприятия(применяются в основном при проведении внутреннего финансового анализа). Модель предполагает установление нормативов по каждому показателю и анализ отклонений фактических данных от нормативов.
2. Особенности анализа финансовых результатов от внешнеэкономической деятельности
Различные стороны внешнеэкономической деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия. Балансовая прибыль или убыток представляют собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товарной продукции, результата от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций.
Рб= + Рр + Рпр + Рвн
где Рб – балансовая прибыль или убыток;
Рр – результат от реализации товарной продукции;
Рпр – результат от прочей реализации;
Рвн – результат от внереализационных операций.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются также показателями выручки от реализации продукции, суммой налога на добавленную стоимость.
Выручка от реализации продукции свидетельствует о завершении производственного цикла предприятия, возврате авансированных на производство средств предприятия в денежную наличность и начале нового витка в обороте средств. После вычета из выручки от реализации продукции суммы НДС и акцизов, а также затрат на производство, получают чистый результат от реализации (прибыль или убыток).
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Так же рассчитываем показатели рентабельности. Отношение балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия, капитала, основных и оборотных фондов дает общую рентабельность. Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации.
Прибыль – важнейший показатель эффективности работы предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей работников и собственников предприятия. За счет прибыли выполняются обязательства перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому анализ прибыли должен охватывать как факторы ее формирования, так и факторы распределения.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия от внешнеэкономической деятельностии включает в качестве обязательных элементов:
· исследование изменений каждого показателя за анализируемый период;
· исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;
· изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов.
Задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия является:
· оценка динамики показателей прибыли;
· обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли;
· выявление и измерение действия различных факторов на прибыль;
· оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.
В условиях рыночной экономики основной целью любой деятельности, в т.ч. и внешнеэкономической является получение максимальной прибыли. Рост прибыли обеспечивает возможность самофинансирования и осуществления расширенного воспроизводства, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственников и трудовых коллективов.
За счет прибыли выполняются обязательства организации перед бюджетом, а через фонды накопления - перед банками и другими организациями.
Следовательно, задачами анализа финансовых результатов организации являются:
· оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли;
· выявление степени влияния различных факторов на прибыль;
· оценка показателей рентабельности;
· выявление резервов увеличения прибыли на основании оптимизации влияющих на нее факториальных признаков.
При анализе показателей финансовых результатов и оценке их изменений в динамическом плане составляется аналитическая таблица. Информационной основой для проведения такого анализа являются данные отчета о прибылях и убытках (форма № 2).
Балансовая прибыль отражает общий финансовый результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия в отчетном периоде с учетом всех ее сторон. Прибыль от реализации продукции связана с факторами производства и реализации продукции. Основное внимание при анализе должно сконцентрироваться на исследовании причин и факторов изменений по данному показателю. Прибыль от реализации товарной продукции изменяется под воздействием таких факторов, как изменение:
· объема реализации;
· структуры продукции;
· отпускных цен на реализованную продукцию;
· цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
· уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Определим степень влияния на прибыль факторов:
· изменение отпускных цен на продукцию равно разнице между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года.
Дополнительная прибыль получена в основном в результате инфляции
· изменение цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок оплаты труда. Для этого используются сведения о себестоимости продукции.
· нарушения хозяйственной дисциплины. Устанавливаются с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В данном примере не выявлено дополнительной прибыли, полученной за счет аналогичных причин.
· Увеличение объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости. Исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:
Затем корректируют базисную прибыль на полученный коэффициент и вычитают из нее базисную величину прибыли:
· Увеличения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Определяется разница коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости.
Уменьшения затрат на 1 руб. продукции. Выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушениями хозяйственной дисциплины.
Изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.
3.Задача
Проанализируйте выполнение обязательств по импортным операциям.
Страна-импортер |
Принято обязательств на начало года |
Выполнено обязательств за год |
||||
Количество (шт.) |
Цена за единицу (у.е.) |
Стоимость (у.е.) |
Количество (шт.) |
Цена за единицу (у.е.) |
Стоимость (у.е.) |
|
Китай |
42 |
12,5 |
525 |
30 |
13,6 |
408 |
Корея |
36 |
13,8 |
496,80 |
38 |
13,7 |
520,60 |
Таиланд |
60 |
17,5 |
1050 |
62 |
18,9 |
1171,80 |
Анализ выполнения обязательств
Страна-импортер |
Принято обязательств |
Выполнено обязательств |
Доля в % к итогу по принятым обязательствам |
Доля в % к итогу по выполненным обязательствам |
Абсолютное изменение |
Относительное изменение недовыполнения обязательств |
Темп роста |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Китай |
525 |
408 |
25,32 |
19,67 |
-117,00 |
-5,64 |
77,71 |
Корея |
496,8 |
520,6 |
23,96 |
25,10 |
23,80 |
1,15 |
104,79 |
Таиланд |
1050 |
1171,8 |
50,63 |
56,50 |
121,80 |
5,87 |
111,60 |
Итого |
2073,8 |
2103,4 |
100,00 |
101,43 |
29,60 |
1,43 |
101,43 |
По данным таблицы можно сделать вывод, о том, что наибольшие обязательства были взяты по Таиланду, а именно 1050 у.е. или 50,63 %. Недовыполнение плана по выполнению плана наблюдается только по Китаю на 22,29 % или 117 у.е. По другим странам наблюдается перевыполнение плана : по Корее на 4.79.%, по Таиланду на 11,60%
4. Задача
Организация планирует закупить за рубежом технологическую линию по производству однородной продукции. Стоимость линии – 30000 долл. Курс на момент приобретения – 30,6 руб. за долл. Производительность линии 8 шт. в минуту. Установка и наладка составят 40500 руб. Цена в стране на аналогичную продукцию составляет 400 руб. Постоянные расходы на данное производство в месяц составят 20000 руб. Переменные затраты – 250 руб. на единицу продукции. Планируется организовать работу с двумя выходными в неделю, 4 часовой рабочий день.
Определите точку безубыточности в случае окупаемости затрат в течение года, возможный реальный срок окупаемости линии.
При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика “затраты — объем — прибыль”. Последовательность построения графика заключается в следующем.
1. Наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс.
2. Выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению.
3. Вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Стоим прямую, отвечающую этому значению.
Точка безубыточности на графике — это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки.
Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в международной практике также используют метод уравнений, основанный на исчислении прибыли предприятия по формуле:
Выручка — Переменные затраты — Постоянные затраты = Прибыль.
Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:
(Цена за единицу х Количество единиц) — (Переменные затраты на единицу х Количество единиц)- Постоянные затраты == Прибыль
Для расчета точки безубыточности используются значения переменных (прямых) и постоянных (общих) издержек. Однако необходимо учитывать, что абсолютно постоянных издержек не существует и они также могут изменяться с течением времени, например, изменение стоимости аренды помещения, рост заработной платы, изменение стоимости энергоносителей и т.п. Расчет точки безубыточности может быть произведен для различных периодов времени заново, если произошли изменения в структуре предприятия или в системе его финансирования. При этом в качестве постоянных издержек должны приниматься средние значения общих затрат предприятия за определенный период времени.
Т о ч к а б е з у б ы т о ч н о с т и (порог рентабельности) - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей, т.е. результата от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю. Точка безубыточности определяется следующим образом:
Точка безубыточности = годовые постоянные издержки продажная цена - переменные единицы продукции удельные издержки
Если спрос на предлагаемую продукцию (товары, работы, услуги) меньше, чем объем этой продукции, обеспечивающий безубыточность, то его производство не будет самоокупаемым
Производительность деталей = 8*60*4*5*12 = 115200 (в год)
Точка безубыточности =1198500/400*115200-250*115200 = 1198500 / (46080000-28800000) = 1198500/17280000 = 0,069
5. Задача
Определите коэффициент отдачи средств и установите влияние изменения числа оборотов оборотных средств, изменения эффективности реализованных товаров.
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
Изменения |
1. Стоимость реализованных товаров, тыс. руб. |
325000 |
412000 |
87000 |
2. Себестоимость реализованных товаров, тыс. руб. |
265200 |
320920 |
55720 |
3. Средние остатки средств по экспорту, тыс. руб. |
165000 |
180600 |
15600 |
4. Продолжительность одного оборота, дни |
293,76 |
280,41 |
-13,34 |
5. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
1,23 |
1,28 |
0,05 |
6. Коэффициент закрепления оборотных средств |
0,82 |
0,78 |
-0,04 |
На основании таблицы проведем факторный анализ продолжительности одного оборота текущих активов в днях и коэффициента оборачиваемости, а также рассчитаем величину высвобождения (вовлечения) оборотных средств за счет изменения скорости обращения оборотных средств.
Продолжительность одного оборота (Поб) = -13,34
Поб скорр = СОо / V1 360 = 265200/412000*360 = 231,73
|
Поб (V) = 231,73 – 293,76 = -62,03
Величину прироста объема продукции за счет ускорения оборотных средств можно определить по следующей формуле:
Vр = (Коб1 – Коб0)*СО1, где
Vр – величина прироста объема продукции
Коб1, Коб0 – коэффициенты оборачиваемости оборотных средств
за отчетный и базисный период.
СО1 – средняя величина оборотного капитала предприятия за отчетный период .
Vр = (1,28 – 1,23) * 788 = 39,4
Величину высвобождения (привлечения) оборотных средств определяется по формуле
СО = ( ДЛ1-ДЛ0)* V1одн., где
СО - величина высвобождения (привлечения) оборотных средств;
ДЛ1, ДЛ2 – длительность одного оборота оборотных средств в днях;
V1 одн – однодневная реализация продукции;
СО = (280,41 – 293,76) * 412000/ 360 = -15278,33тыс.руб.
Исходя из таблицы и привиденных выше расчетов можно сделать следующие выводы :
Продолжительность одного оборота текущих активов в прошлом году году составила 294 дня, а в отчетном году 280 дней, то есть она ускорилась на 14 дней, на это повлияло снижение средней величины текущих активов . Это можно было бы считать положительным явлением, если бы не одно но, данное ускорение свидетельствует не о сокращение потребности в оборотном капитале, а о спаде производства, то есть объема деятельности, что само по себе является отрицательным фактором. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств за исследуемый период повысился на 4 оборота, то есть в отчетном году оборотный капитал совершил 82 оборотов.
Коэффициент закрепления оборотных средств снизился на 0,04, то есть в отчетном году на 1 рубль реализованной продукции приходится 0,78 оборотных средств, что говорит о кризисной ситуации сложившейся на предприятии.
Список литературы
1. Бабаш Л.П. Методика анализа эффективности внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования // Бухгалтерский учет и анализ. – 2003. - № 1.
2. Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Организация внешнеэкономической деятельности. Особенности менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 448 с.
3. Бровкова Е.Г., Продиус И.П.
Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Сирин,
4. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. проф. Л.Е. Стровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 823 с.
5. Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 594 с.
6. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций: Учеб.-практ. пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
7. Захаров К.В., Цыганюк А.В., Бочарников В.П., Захаров А.К. Логистика, эффективность и риски внешнеэкономических операций. – К.: ИНТЭКС, 2001. – 237 с.
8. Кулинина Г.В., Шалашова Н.Т., Юшкова С.Д. Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности организаций. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2003. – 272 с.
9. Муравьев А.И. и др. Анализ внешнеэкономической деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1991.
10. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. Инкотермс 2000: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 307 с.
Рубинская Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия